Священномученики Лукиа́н, епископ, Максиа́н, пресвитер, Иулиа́н, диакон, Маркелли́н и мученик Сатурни́н


В Википедии существуют статьи о других людях с именем Лукиан и фамилией Куценко.
Его Высокопреосвященство
Архиепископ Лукиан
c 16 октября 2011 года
Избрание5 октября 2011 года
ЦерковьРусская православная церковь
ПредшественникГавриил (Стеблюченко)
Имя при рожденииЛеонид Сергеевич Куценко
Рождение8 апреля 1965(1965-04-08) (56 лет)
  • Белка, Ивановская сельская громада[d], Березовский район, Одесская область, Украинская ССР, СССР
Диаконская хиротония3 сентября 1989 года
Пресвитерская хиротония24 мая 1990 года
Принятие монашества26 апреля 1989 года
Епископская хиротония16 октября 2011 года
Награды

Архиепископ Лукиа́н

(в миру
Леонид Сергеевич Куценко
; 8 апреля 1965, село Белка, Ивановский район, Одесская область) — архиерей Русской православной церкви, архиепископ Благовещенский и Тындинский.

Биография[править | править код]

Крещён в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Краснознаменка.

В 1978 году окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе города Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учёбой трудился псаломщиком в Свято-Покровской церкви посёлка Дачное под Одессой.

С 1984 по 1986 год трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

В 1986 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.

26 апреля 1989 года пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).

3 сентября 1989 года рукоположён во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.

24 мая 1990 года рукоположён во иеромонаха митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

1 октября 1990 года утверждён в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.

1 июня 1991 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) основал Покрово-Тервенический женский монастырь (Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Тервеничи) и был назначен духовником этой новой обители.

В 1992 году в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII века — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля 1992 года назначен настоятелем этого храма.

23 декабря 1997 года освобождён от должности настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического женского монастыря в Санкт-Петербурге и назначен на должность исполняющего обязанности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

8 апреля 1998 года к празднику Святой Пасхи возведён в сан игумена.

19 июля 1999 года постановлением Священного Синода утверждён в должности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Санкт-Петербургской епархии[1].

10 декабря 2002 года назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

С 2002 года руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области.

13 октября 2004 года в Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) возведён в сан архимандрита за усердное служение Русской Православной Церкви, за возрождение Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря и за духовное окормление Покрово-Тервенического и Введено-Оятского женских монастырей.

3 января 2006 года назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.

В мае 2006 года окончил полный курс Киевской духовной академии.

Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.

26 июля 2010 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии[2], однако хиротония архимандрита Лукиана во епископа Лодейнопольского так и не состоялась.

5 октября 2011 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Благовещенским и Тындинским[3].

7 октября 2011 года в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лукиана во епископа Благовещенского[4].

16 октября 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Чин хиротонии совершили: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин), епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Кириллов)[5].

В июне 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев[6][7].

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 года утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Троицкое Ивановского района Амурской области.

1 февраля 2021 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан архиепископа[8].

ЛУКИАН

Род. в Антиохии (согласно Синаксарю К-польской ц. и Василия II Минологию) в христ. семье; некоторые источники указывают на Самосату как на место рождения Л. (напр., лексикон «Суда»), однако антиохийское происхождение более вероятно (возможно, «Суда» смешивает Л. с известным греч. писателем II в. Лукианом Самосатским, см.: Bardi. 1936. P. 34). В юности он изучал Свящ. Писание под рук. некоего Макария в Эдессе (Suda. L 685). Проводил строгую одинокую подвижническую жизнь. Ок. 270 г. был рукоположен во пресвитера Антиохийской Церкви. Основал в Антиохии большое огласительное уч-ще (διδασκαλεῖον μέγα — Ibidem), где занимался гл. обр. толкованием Свящ. Писания. Как повествует К-польский Синаксарь, Л. был «всецело поглощен чтением божественных речений и размышлением над Писаниями (τῇ μελέτῃ τῶν γραφῶν)», благодаря чему «заставлял замолчать многих иудеев и эллинов и для многих стал учителем веры во Христа» (SynCP. Col. 138).

Л. считается основателем Антиохийской богословской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви). Арианский историк Филосторгий рассказывает о множестве учеников Л., среди к-рых перечисляет епископов Евсевия Никомидийского, Мария Халкидонского, Феогния Никейского, Леонтия Антиохийского, Антония, еп. Тарса Киликийского, Минофанта Эфесского, Неоминия, Евдоксия Германикийского (впосл. епископ К-польский), а также сообщает о некоем Александре и Астерии Каппадокийском (см. Астерий Софист), учениках Л., к-рые, «подчинившись воле тиранов, впали в эллинство, но после осознали свое падение и увещаниями учителя были приведены к покаянию» (Philost. Hist. eccl. II 14). Большинство из перечисленных учеников Л. придерживались арианства. При этом, согласно Филосторгию, из числа упомянутых только епископы Антоний и Леонтий «сохранили чистоту и строгость в вере», т. е. остались верны арианству. Епископы Евсевий, Феогний и Марий, отступив от арианства под влиянием Вселенского I Собора, впосл. возвратились к прежним взглядам. Впрочем, замечает Филосторгий, Марий и Феогний полагали, что Бог и до рождения Сына был Отцом, ибо имел силу породить Его. Астерий же «извратил учение Лукиана, утверждая устно и письменно, что Сын являет Собой ничем не отличимый образ сущности Отца» (Ibid. II 15). Кроме того, Филосторгий сообщает, что ученики Л. не разделяли мнение Ария о том, что Сын Божий не имеет познания Бога Отца (Ibid. II 3). Сохранилось также письмо Ария Евсевию Никомидийскому, в к-ром он называет Евсевия «истинным солукианистом» (ap. Theodoret. Hist. eccl. I 5. 4). На основании этих свидетельств нередко делается утверждение, что именно в школе Л. следует видеть зарождение тех богословских идей, к-рые впосл. будет проповедовать Арий (А. фон Гарнак прямо называл Л. «Арием до Ария» — Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Darmstadt, 1964. Bd. 2. S. 187). Однако сведений об учении самого Л. слишком мало, чтобы делать однозначный вывод о его влиянии на возникновение арианства (как, впрочем, и вопрос о происхождении арианства из Антиохийской школы в наст. время не является однозначно решенным).

Сообщение свт. Александра Александрийского в письме свт. Александру I К-польскому о Лукиане — последователе Павла Самосатского и о его схизме («которого (Павла Самосатского.- М. Н.) преемник Лукиан в продолжение многих лет не имел общения с тремя епископами» — ap. Theodoret. Hist. eccl. I 4. 36) так же не дает возможности заключить с полной определенностью, что речь здесь идет именно о Л., а не о каком-то др. Лукиане (см.: Bardi. 1936. P. 50-59).

Согласно блж. Иерониму Стридонскому, Л. пострадал за исповедание Христа в Никомидии во время гонения имп. Максимина Дайи (Hieron. De vir. illustr. 77). В Житии Л. рассказывается о том, как имп. Максимин лично проводил допрос Л. Евсевий, еп. Кесарийский, в «Церковной истории» сообщает, что Л. выступил в присутствии императора с апологией христ. веры: «Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили» (Euseb. Hist. eccl. IX 6. 3; ср.: «Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, человека превосходного по всей жизни своей, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками» — Ibid. VIII 13. 2). Свт. Иоанн Златоуст в гомилии «О святом мученике Лукиане» (произнесенной 7 янв. 387) говорит, что одной из пыток, к-рым был подвергнут Л., была пытка голодом, после к-рой перед ним была поставлена трапеза с идоложертвенным. Однако Л. выдержал это испытание, вспомнив об истинной духовной Трапезе. После этого он снова подвергся допросам. На каждый вопрос Л. «отвечал только одно: я христианин; и когда палач говорил: какого ты отечества?- я христианин, отвечал он; какое у тебя занятие?- я христианин; кто предки?- он на все отвечал: я христианин… Сказав: я христианин,- отмечает свт. Иоанн Златоуст,- он объяснил этим и свое отечество, и род, и занятие, и все» (Ioan. Chrysost. In S. Lucian. 2-3). Согласно Филосторгию, находясь в темнице при смерти и не будучи в состоянии передвигаться от побоев и оков, в праздник Богоявления Л. совершил таинство Евхаристии на своей груди, лежа на спине, после чего причастился вместе с находившимися вокруг него верующими (Philost. Hist. eccl. II 13). После смерти Л. его тело было выброшено в море, откуда оно, как пишет Филосторгий, было вынесено дельфином на берег и похоронено в г. Дрепан (в Вифинии). Впосл. царица св. равноап. Елена, мать имп. св. равноап. Константина Великого, воздвигла над гробом Л. храм; сам же город, отстроенный имп. Константином в 330 г., получил в честь его матери название Еленополь (Ibid. II 12; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 676). В этом храме, по свидетельству Евсевия Кесарийского, имп. Константин молился незадолго до смерти и перед принятием крещения «в первый раз удостоился молитвенного возложения рук» (Euseb. Vita Const. 61).

В Мартирологе Никомидийской Церкви (ок. 362) имя Л. было поставлено рядом с именами Ария и Евсевия Кесарийского (греч. текст Мартиролога утрачен, сохранился сир. перевод — Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Ed., trad.: F. Neu. Turnhout, 1974. (PO; T. 10. Fasc. 1)). Первоначальное Житие Л., написанное в IV в. и связанное с почитанием Л. арианами, было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 997; PG. 114. Col. 397-416). Существует предание, согласно которому в нач. IX в. при имп. Карле Великом мощи Л. были перенесены в Арелат и хранились в церкви, построенной в честь мученика (ActaSS. Ian. T. 1. P. 359). С XVII в. мощи святого хранятся в ц. Санта-Мария-Ассунта итал. г. Лушано (Л. почитается покровителем этого города). День кончины Л.- 7 янв. (устанавливается на основе гомилии «О святом мученике Лукиане» свт. Иоанна Златоуста). Празднование памяти Л. в правосл. Церкви перенесено на 15 окт. из-за Собора Иоанна Предтечи (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 428; под этой датой память Л. указана, напр., в К-польском Синаксаре X в.- SynCP. Col. 137-141).

Награды[править | править код]

Церковные

  • Серебряная медаль св. благ. кн. Александра Невского (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 30 апреля 2003)
  • Орден Украинской Православной Церкви преподобного Нестора Летописца III степени (5 июня 2004)
  • Серебряная медаль святого первоверховного апостола Петра (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 14 сентября 2005)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (19 июля 2006)
  • Орден Украинской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (10 декабря 2006)
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (8 апреля 2015)[9]

Светские

  • Орден Дружбы (9 января 2008)

Примечания[править | править код]

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года
  2. Назначен новый викарный епископ Санкт-Петербургской митрополии
  3. Завершился первый день работы зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви
  4. Состоялось наречение архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского
  5. Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского
  6. В Общецерковной аспирантуре начались курсы для новопоставленных архиереев
  7. В Общецерковной аспирантуре закончились курсы для новопоставленных архиереев / Православие. Ru
  8. В девятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия
  9. Патриаршее поздравление епископу Благовещенскому Лукиану с 50-летием со дня рождения

Русская Православная Церковь

Родился 8 апреля 1965 г. в с. Белка Ивановского района Одесской области. Крещен в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Краснознаменка.

В 1978 г. окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе г. Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учебой трудился псаломщиком в Покровской церкви п. Дачное под Одессой.

В 1984-1986 гг. трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира.

В 1986-1990 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии.

26 апреля 1989 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (впоследствии Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество.

3 сентября 1989 г. митрополитом Ленинградским Алексием рукоположен во иеродиакона.

24 мая 1990 г., в праздник Вознесения Господня, митрополитом Ленинградским Алексием за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иеромонаха.

1 октября 1990 г. утвержден в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.

1 июня 1991 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна основал Покрово-Тервенический женский монастырь (д. Тервеничи Лодейнопольского р-на Ленинградская обл.) и был назначен духовником новой обители.

В 1992 г. в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII в. — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля 1992 г. назначен настоятелем храма.

23 декабря 1997 г. освобожден от должности настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге и назначен на должность и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

8 апреля 1998 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.

В августе 1999 г. утвержден в должности настоятеля Александро-Свирского монастыря.

10 декабря 2002 г. назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

14 октября 2004 г. возведен в сан архимандрита.

С 2002 г. руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области.

3 января 2006 г. назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.

В мая 2006 г. закончил полный курс Киевской духовной академии.

Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.

30 марта 2009 г. к празднику Святой Пасхи удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской».

На состоявшемся 26 июля 2010 г. в Киево-Печерской лавре заседании Священного Синода Русской Православной Церкви избран викарием Санкт-Петербургской митрополии с титулом «Лодейнопольский» (журнал № 63).

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 110) избран Преосвященным Благовещенским и Тындинским.

7 октября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры наречен, 16 октября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 54) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря в с. Троицкое Ивановского района Амурской области.

1 февраля 2021 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]