В Википедии существуют статьи о других людях с именем Лукиан и фамилией Куценко.
Его Высокопреосвященство | ||||||||||||||||||||||||||
Архиепископ Лукиан | ||||||||||||||||||||||||||
Архиепископ Лукиа́н (в миру |
Биография[править | править код]
Крещён в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Краснознаменка.
В 1978 году окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе города Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учёбой трудился псаломщиком в Свято-Покровской церкви посёлка Дачное под Одессой.
С 1984 по 1986 год трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).
В 1986 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
26 апреля 1989 года пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером).
3 сентября 1989 года рукоположён во иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.
24 мая 1990 года рукоположён во иеромонаха митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
1 октября 1990 года утверждён в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.
1 июня 1991 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) основал Покрово-Тервенический женский монастырь (Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Тервеничи) и был назначен духовником этой новой обители.
В 1992 году в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII века — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля 1992 года назначен настоятелем этого храма.
23 декабря 1997 года освобождён от должности настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического женского монастыря в Санкт-Петербурге и назначен на должность исполняющего обязанности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
8 апреля 1998 года к празднику Святой Пасхи возведён в сан игумена.
19 июля 1999 года постановлением Священного Синода утверждён в должности настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Санкт-Петербургской епархии[1].
10 декабря 2002 года назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
С 2002 года руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области.
13 октября 2004 года в Преображенском соборе Александро-Свирского монастыря митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) возведён в сан архимандрита за усердное служение Русской Православной Церкви, за возрождение Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря и за духовное окормление Покрово-Тервенического и Введено-Оятского женских монастырей.
3 января 2006 года назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.
В мае 2006 года окончил полный курс Киевской духовной академии.
Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.
26 июля 2010 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии[2], однако хиротония архимандрита Лукиана во епископа Лодейнопольского так и не состоялась.
5 октября 2011 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Благовещенским и Тындинским[3].
7 октября 2011 года в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лукиана во епископа Благовещенского[4].
16 октября 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Чин хиротонии совершили: патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Воскресенский Савва (Михеев), епископ Магаданский и Синегорский Иоанн (Павлихин), епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин (Кириллов)[5].
В июне 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев[6][7].
Решением Священного Синода от 13 июля 2015 года утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Троицкое Ивановского района Амурской области.
1 февраля 2021 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан архиепископа[8].
ЛУКИАН
Род. в Антиохии (согласно Синаксарю К-польской ц. и Василия II Минологию) в христ. семье; некоторые источники указывают на Самосату как на место рождения Л. (напр., лексикон «Суда»), однако антиохийское происхождение более вероятно (возможно, «Суда» смешивает Л. с известным греч. писателем II в. Лукианом Самосатским, см.: Bardi. 1936. P. 34). В юности он изучал Свящ. Писание под рук. некоего Макария в Эдессе (Suda. L 685). Проводил строгую одинокую подвижническую жизнь. Ок. 270 г. был рукоположен во пресвитера Антиохийской Церкви. Основал в Антиохии большое огласительное уч-ще (διδασκαλεῖον μέγα — Ibidem), где занимался гл. обр. толкованием Свящ. Писания. Как повествует К-польский Синаксарь, Л. был «всецело поглощен чтением божественных речений и размышлением над Писаниями (τῇ μελέτῃ τῶν γραφῶν)», благодаря чему «заставлял замолчать многих иудеев и эллинов и для многих стал учителем веры во Христа» (SynCP. Col. 138).
Л. считается основателем Антиохийской богословской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви). Арианский историк Филосторгий рассказывает о множестве учеников Л., среди к-рых перечисляет епископов Евсевия Никомидийского, Мария Халкидонского, Феогния Никейского, Леонтия Антиохийского, Антония, еп. Тарса Киликийского, Минофанта Эфесского, Неоминия, Евдоксия Германикийского (впосл. епископ К-польский), а также сообщает о некоем Александре и Астерии Каппадокийском (см. Астерий Софист), учениках Л., к-рые, «подчинившись воле тиранов, впали в эллинство, но после осознали свое падение и увещаниями учителя были приведены к покаянию» (Philost. Hist. eccl. II 14). Большинство из перечисленных учеников Л. придерживались арианства. При этом, согласно Филосторгию, из числа упомянутых только епископы Антоний и Леонтий «сохранили чистоту и строгость в вере», т. е. остались верны арианству. Епископы Евсевий, Феогний и Марий, отступив от арианства под влиянием Вселенского I Собора, впосл. возвратились к прежним взглядам. Впрочем, замечает Филосторгий, Марий и Феогний полагали, что Бог и до рождения Сына был Отцом, ибо имел силу породить Его. Астерий же «извратил учение Лукиана, утверждая устно и письменно, что Сын являет Собой ничем не отличимый образ сущности Отца» (Ibid. II 15). Кроме того, Филосторгий сообщает, что ученики Л. не разделяли мнение Ария о том, что Сын Божий не имеет познания Бога Отца (Ibid. II 3). Сохранилось также письмо Ария Евсевию Никомидийскому, в к-ром он называет Евсевия «истинным солукианистом» (ap. Theodoret. Hist. eccl. I 5. 4). На основании этих свидетельств нередко делается утверждение, что именно в школе Л. следует видеть зарождение тех богословских идей, к-рые впосл. будет проповедовать Арий (А. фон Гарнак прямо называл Л. «Арием до Ария» — Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Darmstadt, 1964. Bd. 2. S. 187). Однако сведений об учении самого Л. слишком мало, чтобы делать однозначный вывод о его влиянии на возникновение арианства (как, впрочем, и вопрос о происхождении арианства из Антиохийской школы в наст. время не является однозначно решенным).
Сообщение свт. Александра Александрийского в письме свт. Александру I К-польскому о Лукиане — последователе Павла Самосатского и о его схизме («которого (Павла Самосатского.- М. Н.) преемник Лукиан в продолжение многих лет не имел общения с тремя епископами» — ap. Theodoret. Hist. eccl. I 4. 36) так же не дает возможности заключить с полной определенностью, что речь здесь идет именно о Л., а не о каком-то др. Лукиане (см.: Bardi. 1936. P. 50-59).
Согласно блж. Иерониму Стридонскому, Л. пострадал за исповедание Христа в Никомидии во время гонения имп. Максимина Дайи (Hieron. De vir. illustr. 77). В Житии Л. рассказывается о том, как имп. Максимин лично проводил допрос Л. Евсевий, еп. Кесарийский, в «Церковной истории» сообщает, что Л. выступил в присутствии императора с апологией христ. веры: «Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили» (Euseb. Hist. eccl. IX 6. 3; ср.: «Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, человека превосходного по всей жизни своей, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками» — Ibid. VIII 13. 2). Свт. Иоанн Златоуст в гомилии «О святом мученике Лукиане» (произнесенной 7 янв. 387) говорит, что одной из пыток, к-рым был подвергнут Л., была пытка голодом, после к-рой перед ним была поставлена трапеза с идоложертвенным. Однако Л. выдержал это испытание, вспомнив об истинной духовной Трапезе. После этого он снова подвергся допросам. На каждый вопрос Л. «отвечал только одно: я христианин; и когда палач говорил: какого ты отечества?- я христианин, отвечал он; какое у тебя занятие?- я христианин; кто предки?- он на все отвечал: я христианин… Сказав: я христианин,- отмечает свт. Иоанн Златоуст,- он объяснил этим и свое отечество, и род, и занятие, и все» (Ioan. Chrysost. In S. Lucian. 2-3). Согласно Филосторгию, находясь в темнице при смерти и не будучи в состоянии передвигаться от побоев и оков, в праздник Богоявления Л. совершил таинство Евхаристии на своей груди, лежа на спине, после чего причастился вместе с находившимися вокруг него верующими (Philost. Hist. eccl. II 13). После смерти Л. его тело было выброшено в море, откуда оно, как пишет Филосторгий, было вынесено дельфином на берег и похоронено в г. Дрепан (в Вифинии). Впосл. царица св. равноап. Елена, мать имп. св. равноап. Константина Великого, воздвигла над гробом Л. храм; сам же город, отстроенный имп. Константином в 330 г., получил в честь его матери название Еленополь (Ibid. II 12; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 676). В этом храме, по свидетельству Евсевия Кесарийского, имп. Константин молился незадолго до смерти и перед принятием крещения «в первый раз удостоился молитвенного возложения рук» (Euseb. Vita Const. 61).
В Мартирологе Никомидийской Церкви (ок. 362) имя Л. было поставлено рядом с именами Ария и Евсевия Кесарийского (греч. текст Мартиролога утрачен, сохранился сир. перевод — Un martyrologe et douze ménologes syriaques / Ed., trad.: F. Neu. Turnhout, 1974. (PO; T. 10. Fasc. 1)). Первоначальное Житие Л., написанное в IV в. и связанное с почитанием Л. арианами, было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 997; PG. 114. Col. 397-416). Существует предание, согласно которому в нач. IX в. при имп. Карле Великом мощи Л. были перенесены в Арелат и хранились в церкви, построенной в честь мученика (ActaSS. Ian. T. 1. P. 359). С XVII в. мощи святого хранятся в ц. Санта-Мария-Ассунта итал. г. Лушано (Л. почитается покровителем этого города). День кончины Л.- 7 янв. (устанавливается на основе гомилии «О святом мученике Лукиане» свт. Иоанна Златоуста). Празднование памяти Л. в правосл. Церкви перенесено на 15 окт. из-за Собора Иоанна Предтечи (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 428; под этой датой память Л. указана, напр., в К-польском Синаксаре X в.- SynCP. Col. 137-141).
Награды[править | править код]
Церковные
- Серебряная медаль св. благ. кн. Александра Невского (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 30 апреля 2003)
- Орден Украинской Православной Церкви преподобного Нестора Летописца III степени (5 июня 2004)
- Серебряная медаль святого первоверховного апостола Петра (от митрополита Санкт-Петербургского Владимира, 14 сентября 2005)
- Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени (19 июля 2006)
- Орден Украинской Православной Церкви святого равноапостольного князя Владимира I степени (10 декабря 2006)
- орден преподобного Сергия Радонежского III степени (8 апреля 2015)[9]
Светские
- Орден Дружбы (9 января 2008)
Примечания[править | править код]
- ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года
- Назначен новый викарный епископ Санкт-Петербургской митрополии
- Завершился первый день работы зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви
- Состоялось наречение архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского, архимандрита Иоанна (Павлихина) во епископа Магаданского и Синегорского и архимандрита Вениамина (Кириллова) во епископа Ардатовского и Атяшевского
- Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского
- В Общецерковной аспирантуре начались курсы для новопоставленных архиереев
- В Общецерковной аспирантуре закончились курсы для новопоставленных архиереев / Православие. Ru
- В девятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия
- Патриаршее поздравление епископу Благовещенскому Лукиану с 50-летием со дня рождения
Русская Православная Церковь
Родился 8 апреля 1965 г. в с. Белка Ивановского района Одесской области. Крещен в младенчестве в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Краснознаменка.
В 1978 г. окончил неполную среднюю школу и продолжил обучение в вечерней школе г. Одессы при профессионально-техническом училище № 3. Одновременно с учебой трудился псаломщиком в Покровской церкви п. Дачное под Одессой.
В 1984-1986 гг. трудился в Ростове-на-Дону в резиденции митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира.
В 1986-1990 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии.
26 апреля 1989 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (впоследствии Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество.
3 сентября 1989 г. митрополитом Ленинградским Алексием рукоположен во иеродиакона.
24 мая 1990 г., в праздник Вознесения Господня, митрополитом Ленинградским Алексием за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иеромонаха.
1 октября 1990 г. утвержден в должности настоятеля церкви Воскресения Христова, что у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга.
1 июня 1991 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна основал Покрово-Тервенический женский монастырь (д. Тервеничи Лодейнопольского р-на Ленинградская обл.) и был назначен духовником новой обители.
В 1992 г. в Санкт-Петербурге восстановил заброшенное здание XVIII в. — уцелевший флигель усадьбы Воронцовых, преобразованный в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 11 февраля 1992 г. назначен настоятелем храма.
23 декабря 1997 г. освобожден от должности настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Покрово-Тервенического монастыря в Санкт-Петербурге и назначен на должность и.о. настоятеля Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
8 апреля 1998 г. к празднику Святой Пасхи возведен в сан игумена.
В августе 1999 г. утвержден в должности настоятеля Александро-Свирского монастыря.
10 декабря 2002 г. назначен духовником Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
14 октября 2004 г. возведен в сан архимандрита.
С 2002 г. руководил строительством храма Святой Троицы в родном селе Белка Ивановского района Одесской области.
3 января 2006 г. назначен на должность благочинного Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии.
В мая 2006 г. закончил полный курс Киевской духовной академии.
Являясь благочинным Лодейнопольского благочиннического округа, расположенного в Лодейнопольском и Подпорожском районах Ленинградской области, проводил административную и богослужебную деятельность в 8 приходах, 10 приписных храмах.
30 марта 2009 г. к празднику Святой Пасхи удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской».
На состоявшемся 26 июля 2010 г. в Киево-Печерской лавре заседании Священного Синода Русской Православной Церкви избран викарием Санкт-Петербургской митрополии с титулом «Лодейнопольский» (журнал № 63).
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 110) избран Преосвященным Благовещенским и Тындинским.
7 октября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры наречен, 16 октября за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Благовещенского и Тындинского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. (журнал № 54) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря в с. Троицкое Ивановского района Амурской области.
1 февраля 2021 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.