Святитель Серафим Звездинский: расстрелян за святость


Сщмч. Серафим (Звездинский)

Серафим (Звездинский)
(1883 — 1937), епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, священномученик Память 13 августа, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборах Московских и Омских святых.

В миру Николай Иванович Звездинский, родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна и его супруги Евдокии Васильевны (урожд. Славской) Звездинских. 17 ноября 1885 года в двухлетнем возрасте мальчик остался без матери.

Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, – в Заиконоспасское Духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский – учащийся Московской духовной семинарии.

В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким), бывшим незадолго до этого ректором семинарии, совершено было посвящение Николая в чтеца и иподиакона.

В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Николаю было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом, болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. Образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь.

После чудесного исцеления сына отец Иоанн по предписанию Св. Синода составил благодарственный тропарь и кондак [1], посвященные преп. Серафиму (тогда еще не канонизированному).

Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил в 1905 году одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию.

За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг.

После смерти отца в январе 1908 года, Николай ушел к отцу Алексию в Зосимову пустынь. 26 сентября 1908 года после всенощного бдения совершился монашеский постриг Николая Ивановича с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

Архимандрит Серафим (Звездинский). Чудов монастырь, 1918 год.

В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 года ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона, а 8 июля 1909 года, совершилось его посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии.
Жил он строго, много молился и постился: супа 8 ложек, по числу слов молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Маленькие порции обеда делил пополам.

21 сентября 1912 года отца Серафима перевели в Московскую Духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов.

10 июня 1914 года иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника Чудова монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской Духовной семинарии.

С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковноприходских школ. В 1914 году он был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря.

В августе 1918 года он со своим другом епископом Арсением (Жадановским) должны были покинуть монастырь и перебраться в маленький женский монастырь, Серафимо-Знаменский скит, к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки. Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания. Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.

Епископ Дмитровский

3 января 1920, в день святителя Петра, года патриарх Тихон посвящает отца Серафима во епископа Дмитровского. Во время праздничного обеда митрополит Сергий (Страгородский), взяв свою столовую ложку, заметил: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен

».

Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима на труды архиерейские,сказал: «Иди путем апостольским… где придется пешком – пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной

»

В годы служения в Дмитрове владыка учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа – служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему

». Сыновняя преданность святой Православной Церкви и послушание всем ее узаконениям утверждалась уставом как прямой долг братчиков. Особенно должны стараться братчики проводить в жизнь самую главную евангельскую заповедь: «Любите друг друга».

Архипастырское служение епископа Серафима было утверждением и претворением в жизнь горячей любви ко Христу, христовой любви к ближнему и верности Православной Церкви. Паству свою воспитывал он в духе благоговейного отношения ко всем церковным уставам, а от священнослужителей требовал их неопустительного соблюдения.

Однажды, когда епископ Серафим приехал к своему старцу Алексию, тот благословил его прозрачным темно-красным, как кровь, крестом и прочитал тропарь священномученический: «И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове

».

Аресты и ссылки

Епископ Дмитровский Серафим в ссылке. Середина 1930-х гг.

В день Знамения Пресвятой Богородицы, 10 декабря 1922 года, владыка Серафим в последний раз служил в Дмитрове торжественное богослужение. Пришла повестка — епископа вызывали в Москву. 12 декабря, прибыв в Москву, владыка направился на Лубянку, где был арестован. Девять дней его и других священников содержали без питания и света, потом перевели на пять месяцев в Бутырскую тюрьму. Тело владыки, изъеденное вшами, покрылось струпьями, и врач не мог приложить трубку, приходилось подкладывать бумагу. Начались сердечные приступы. Владыку перевели в «околоток», где был полубольничный режим, больше воздуха, прогулки и – духовенство храма Христа Спасителя, но приехавший прокурор, заметив у кровати епископа Серафима образы Скоропослушницы, преподобного Серафима и других святых, прилепленные хлебом к стене, приказал перевести владыку в общую камеру.
В Бутырках сложил епископ Серафим акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего

».

30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: «Два года ссылки в Зырянском крае

».

В апреле епископа Серафима перевели из Бутырской в Таганскую тюрьму.

14 мая 1923 года, поезд увез владыку в ссылку этапом в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

Прощаясь с духовными детьми, владыка писал:

«
Слава Богу за все. Праздную, светло торжествую четвертый месяц душеспасительного заключения моего. Благодарю Господа, благодарю и вас, во Христе Иисусе родные мои, любимые и приснопоминаемые дети и детки мои, за все ваши участливые заботы о мне, грешном. Господь да воздаст вам сторицею в сем веке и наипаче в будущем
».

7 июня епископа Серафима, Чудовского игумена Филарета (Волчана) и Дмитровского благочинного отца Иоанна Муравьева [2] срочно отправили пароходом в Визингу, куда прибыли утром на третий день. Долго искали пристанища, так как принять в свой дом никто не хотел. В Визинге дома так и не нашли и поселились в селе Средний Кольель.

В ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно, весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него была пустынька и круглый холмик-кафедра. Келия владыки стала церковью во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница»; у него был антиминс и образочек на бумаге, висевший в изголовье его нар во время заключения в Бутырках.

Весной 1925 года окончился срок ссылки, в мае он опять в Москве. Здесь он служит в должности помощника Патриаршего Местоблюстителя (митрополита Петра) до отстранения митрополита Петра от обязанностей 11 ноября 1925 года.

Владыка переселился в Борисоглебскую Аносину пустынь. Вскоре у него возобновились приступы каменно-печеночной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. Иногда боли, доводившие его до потери сознания, продолжались в течение девяти часов.

13 июля 1926 года владыку вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся и сказал: «Требуют выезда из Москвы. Предложили Новгород, я попросил Дивеев. Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеев или Саров. Сказали: “Будем организовывать Синод, а вы помешаете”

».

17 июля 1926 года владыка приехал в Дивеево. 1 августа 1926 года, в день прославления преподобного Серафима, епископ Серафим ездил на праздник в Саров. Когда он вернулся в Дивеево, приехал представитель нижегородского НКВД и объявил: в Дивееве служение разрешается, в Саров въезд запрещен.

22 сентября 1926 года его и других местных жителей лишают свободы и помещают в тюрьму города Арзамаса, оттуда переводят в Нижний Новгород, затем опять в Москву, где он смог сообщить о себе митрополиту Сергию. Он сообщает, что не признает декларацию митрополита Сергия и просит уволить его в отставку.

К концу октября отец Серафим перебрался в город Меленки. Дмитровцы, узнав новое местопребывание епископа, навестили его. Приезжало духовенство, дмитровское и московское, монашествующие и миряне. Владыке говорили, что начальству не нравятся частые посетители, как бы не забрали. «Пусть поездят, все равно ведь заберут

», – отвечал владыка. Размеренно текла жизнь в Меленках около пяти лет. Все пять лет владыка за ворота не выходил.

23 апреля 1932 года его забрали в тюрьму, 25 апреля владыку отконвоировали в Москву на Лубянку и поместили во внутреннем изоляторе, где уже находился епископ Арсений (Жадановский); его вскоре отпустили, а епископ Серафим остался в заключении. В июне с Лубянки перевели в Бутырскую тюрьму, и 7 июля 1932 года был вынесен приговор – три года ссылки в Казахстан.

В Алма-Ату владыка с послушницами прибыли 1 августа и поселились на терраске в чуланчике. Разреженность воздуха действовала на сердце, вызывая тяжелые приступы. Чуть ли не каждые два дня бегали за врачом: казалось, владыка умирает… На террасе осенью стало холодно: начались нарывы, ревматизм, зубная боль, малярия…

10 ноября 1932 года владыку вызвали в ОГПУ и приказали отправиться в город Гурьев.

17 июля 1933 года, во время совершения литургии, явился представитель ОГПУ – владыку перевели в Уральск. Здесь устроили келию-церковь, снова стали постоянно служить, но вскоре владыка заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Он терял сознание и приходил в себя лишь через несколько часов. Врач каждый раз предупреждал о возможности смертельного исхода в ближайшую ночь. Приступы прекратились через два месяца.

В Крещенский сочельник, когда епископ Серафим готовился к водосвятию, пришел представитель ОГПУ и объявил, что ссыльного переводят на жительство в Омск.

30 января 1935 владыка прибыл в Омск. После пяти дней пребывания в Омске ОГПУ приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыл туда 3 февраля 1935 года ночью. Здесь нашелся старичок Александр Павлович, который пригласил владыку на жительство в дом с палисадником и квартирой на втором этаже.

Наступило лето 1935 года. Срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. На предложение выбрать место жительства (минус шесть городов) епископ Серафим ответил, что решил остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство.

В конце 1936 года епископ Серафим хотел принять великую схиму, но постриг устроить не удалось.

Последний этап

В ночь с 23 на 24 июня 1937 года в дом, который занимал владыка, нагрянули работники НКВД с обыском и в 5 часов утра увезли его в Ишимскую тюрьму. Владыка был еле жив, вновь начались сердечные приступы, добавилось кишечное заболевание, температура 40°. В ответ на передачи писал дрожащей рукой, прося помощи, но тюремные стражи говорили, что температура не избавляет от этапа… 18 июля разрешили свидание, предупреждая: «Прощайтесь навсегда. Больше никогда его не увидите

».

Владыку перевезли в Омскую тюрьму. Здесь епископ Серафим пробыл в камере-одиночке девять дней, затем – снова в переполненной камере, где были обновленцы, духовенство, снявшее с себя сан, и уголовники. Владыка страдал от камней в почках, мучился болями. В одной из записочек он написал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия

».

23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Взгляды на церковную политику

Владыка Серафим обладал непоколебимостью младенческой веры, силой духа, бескомпромиссностью. Непримирим был к обновленческому расколу, к служителям так называемой «живой церкви». Но и к политическому курсу митрополита Сергия относился он строго. Не учиняя раскола и не примкнув к оппозиции, возглавляемой митрополитом Иосифом, владыка Серафим принадлежал, как и его друг, епископ Арсений (Жадановский), к «непоминающим» митрополита Сергия за Литургией и воздерживался от совместного участия в молитве с «сергианами».

Сщмч. Серафим, епископ Дмитровский

Коленька

7 апреля 1883 года у о. Иоанна родился сын Николай, будущий священномученик. В этот день на богослужении в Церкви читались слова: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23, 26). Позже владыка Серафим вспоминал эти слова и видел в них пророческое значение о своем монашеском призвании.

Когда Коленьке было всего 3 года, его мама умерла. Отцу Иоанну пришлось туго. Он брал мальчика с собой на богослужения, несмотря на погоды. На ночных службах Колю одолевал сон. Когда мальчик немного подрос и научился читать, ему подставляли скамейку к аналою с Часословом. Коля читал громко и четко, старался.

Однажды Коля пошел в алтарь за отцом по ошибке через Царские врата (мирянам это воспрещается). Все, кто это видел, говорили, что мальчик будет служить у престола Божия.

Вообще в жизни святителя Серафима будет много таких знаков. Уже после октябрьского переворота его духовник, старец Алексий (Соловьев) «вдруг» прочтет над ним тропарь священномученику: «И нравом причастник, и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход; сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове».

Помощь Серафима Саровского


Фото с сайта brooklyn-church.org
После окончания церковного училища Николай Звездинский поступил на учебу в Московскую духовную семинарию. На втором курсе семинарии он сильно заболел. Врачи поставили диагноз – лимфангоит, неизлечимо. В то время преподобный Серафим Саровский еще не был прославлен, но в народе уже почитался как святой. Игумен Саровской пустыни Иерофей привез Коле небольшой образ преподобного старца. Коля горячо молился святому Серафиму Саровскому о выздоровлении.

Через некоторое время врачебная комиссия подтвердила факт его полного исцеления. Отец Иоанн написал благодарность на имя отца Иерофея и послал это письмо в Саров вместе со свидетельством об исцелении Николая Звездинского, заверенным подписями врачей. С тех пор будущий владыка Серафим всегда держал при себе этот образ с изображением святого.

священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский

День памяти: 13(26) августа

Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иоанн Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в Единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос.

В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов.

7 апреля 1883 года, в четверг шестой седмицы Великого поста, у него родился сын Николай, будущий епископ Серафим. В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и Николай трех лет остался без матери. Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение.

Учиться его отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, — в Заиконоспасское духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский — учащийся Московской духовной семинарии. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Н. Звездинскому было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом – болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею. Через год после этого события Николай стал свидетелем и участником торжеств по канонизации и прославлению преподобного Серафима Саровского.

Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил 1905 году одним из лучших учеников. После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он прошел по конкурсу и был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). Старец с любовью принял под свое руководство благочестивого юношу.

В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), будущему священно-мученику, с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил.

Вероятно, в Зосимовой пустыни Николай познакомился с архимандритом Чудова монастыря Арсением (Жадановским) и вскоре стал частым его посетителем. Отец Арсений полюбил скромного, духовно настроенного студента. Беседовал с ним как с другом, живо интересуясь его жизнью. Решившись на постриг, Николай испросил благословения и молитвенной помощи у своего старца, отца Алексия, и благословения у архимандрита Арсения. Отец Арсений благословил его образом Воскресения Христова.

26 сентября 1908 года после всенощного бдения совершился монашеский постриг Николая Ивановича. Он получил имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Небесным миром сияло его лицо, когда после пострига подходили к нему монахи, спрашивая: «Что ти есть имя, брате?»

В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 года, в академическом Покровском храме состоялось посвящение монаха Серафима в иеродиакона. А 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю.

21 сентября 1912 года, отца Серафима перевели в Московскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов.

8 июня 1914 года архимандрит Арсений (Жадановский) был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с оставлением в должности наместника кафедрального Чудова монастыря, а 10 июня иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской семинарии. С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковно-приходских школ.

В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Мощи святителя Алексия, главную чудовскую святыню, с начала обстрела 27 октября/9 ноября 1917 года перенесли в деревянном гробе в пещерную церковь, в подземелье, где 300 лет назад томился в заключении священномученик Патриарх Ермоген. Здесь, под нескончаемый грохот орудий, денно и нощно молились о России архимандрит Серафим со всей братией и гостями Чудова монастыря, делегатами Поместного Собора — будущим священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким), епископом Белостокским Владимиром (Тихоницким) и с зосимовским старцем иеросхимонахом Алексием (Соловьевым).

Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. Осложнилась и внутренняя жизнь братии. 26 июля 1918 года, в день празднования Собора архистратига Гавриила, епископ Арсений и архимандрит Серафим навсегда покинули Чудов монастырь.

Погостив в Зосимовой пустыни, владыка Арсений и архимандрит Серафим переехали в августе 1918 года в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки, безбоязненно приютившей его и самоотверженно ему служившей. Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю — четыре Евангелия, Деяния апостолов и Послания. Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.

В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву.

3 января 1920 года, в день святителя Петра, Митрополита Московского, в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию Архимандрита Серафима в сослужении митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), архиепископа Харьковского и Ахтырского Нафанаила (Троицкого), епископа Вятского Никандра (Феноменова), епископа Аляскинского Филиппа (Ставицкого).

25 января 1920 года, в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел. Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим — таким было его служение.

В годы служения в Дмитрове владыка учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему». Сыновняя преданность Святой Православной Церкви и послушание всем ее узаконениям утверждались уставом как прямой долг братчиков. Особенно должны стараться братчики проводить в жизнь самую главную евангельскую заповедь: «Любите друг друга».

На Пасху 1922 года епископа Серафима вызвали в Дмитровский исполком. Народ собрался, требовал его возвращения: «Отдайте нам нашего владыку!» Власти разрешили ему выйти на балкон, однако и после этого народ не успокаивался, кричал. Тогда владыку отпустили. Народ с торжественным пением: «Христос воскресе!» вернулся в собор со своим пастырем. Но вскоре пришла повестка: епископа вызвали в Москву, где он был арестован. После окончания допросов его перевели в Бутырскую тюрьму, где из-за ужасных условий содержания у него резко ухудшилось здоровье. В Бутырках сложил епископ Серафим акафист Страждущему Христу Спасителю.

30 марта 1923 года, в день Алексия человека Божия, епископу Серафиму вынесли приговор: два года ссылки в Зырянском крае. Отбывая ссылку, владыка Серафим не оставлял своего архипастырского попечения о дмитровцах в меру тех полномочий, которые в то время предоставлялись Московскому викарию. Сообщение осуществлялось через письма.

Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро пришла телеграмма о кончине Патриарха Тихона. В Москве он поселился в Даниловом монастыре. У владыки начались приступы каменно-печеночной болезни.

После кончины Святейшего Патриарха Тихона по его завещанию местоблюстительство патриаршего престола принял ныне прославленный митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и пожелал сделать епископа Серафима ближайшим своим помощником. В сентябре 1925 года владыка переехал в Москву и поселился возле Яузского моста, где ежедневно принимал духовенство.

6 декабря митрополит Петр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных московских викариев для временного управления Московской епархией. 9 декабря 1925 года митрополита Петра арестовали. Канцелярия была закрыта, дела опечатаны, но уже 10 декабря 1925 года временно управляющим Московской и Коломенской епархией Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Петра (Зверева).

В 1926 году был выслан из Москвы. Местом его пребывания стало Дивеево. Осенью 1927 года объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября вооруженный отряд, ворвавшись в кельи, отправил в арзамасскую тюрьму епископов Серафима и Зиновия, матушку игумению Александру, всех старших сестер и духовенство. 8 октября епископа Серафима освободили.

Он подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, перебрался в Меленки Владимирской губернии. С 11 апреля 1932 года епископ Серафим находился под домашним арестом. В тюрьму его взяли 23 апреля во время приступа желчной колики, 25 апреля владыку отконвоировали в Москву на Лубянку, где поместили во внутреннем изоляторе. Там уже находился епископ Арсений (Жадановский), которого вскоре отпустили, а епископ Серафим остался в заключении. Одновременно арестовали многих его духовных чад. В июне с Лубянки перевели в Бутырскую тюрьму, и 7 июля 1932 года был вынесен приговор: три года ссылки в Казахстан.

В Алма-Ате здоровье Владыки резко ухудшилось, при этом 10 ноября 1932 года его вызвали в НКВД и приказали отправиться в город Гурьев. Туда он прибыл среди зимы, а уже 17 июля 1933 года его вновь арестовали и отправили под конвоем в Уральск на жительство.

Вскоре после приезда в Уральск владыка заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Исцеление пришло неожиданно в день памяти святого Иоанна Тобольского.

И вновь посреди зимы в 24 часа было дано распоряжение в 24 часа отправиться на новое место – в Омск, а через 5 дня после прибытия в город НКВД приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыли туда 3 февраля 1935 года ночью. Прошла Пасха, наступило лето. Срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. На предложение выбрать место жительства (минус шесть городов) епископ Серафим ответил, что решил остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство.

23 июня 1937 года работники ГПУ арестовали владыку. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни епископа Серафима. 23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Любимый проповедник Сергиева посада

Участь в семинарии, Коля очень переживал, что у него не получится красиво произносить проповеди. Каждый день он молился святому покровителю Николаю Чудотворцу о том, чтобы Господь дал ему дар слова.

А чуть позже учащийся Московской духовной академии Николай Звездинский стал одним из любимых проповедников всех монахов и жителей Сергиева Посада. Когда узнавали, что в какой-то день после службы будет произносить проповедь Коля, люди говорили: «Идем в академию, сегодня будет проповедовать студент Николай Иванович Звездинский».


Сергиев Посад. Вид на Лавру. Раскрашенное фото начала ХХ-го века. Фото с сайта sovetsp.ru

Совет епископу от митрополита


Священномученик Серафим (Звездинский) в сане епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Первая половина 1920-х гг. Фото с сайта wikipedia.org
Вскоре после революции Чудов монастырь в Кремле был закрыт (потом снесен), а архимандрит Серафим стал епископом Дмитровским. После хиротонии на праздничном обеде митрополит Сергий (Страгородский), будущий наш патриарх, взял в руки столовую ложку и посоветовал новоиспеченному епископу запастись этим столовым прибором, так как он пригодится ему в тюрьме.

Канонизация[ | ]

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного дня памяти)[1].

31 марта 1999 года Священный Синод Русской православной церкви, заслушав Доклад председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине епископа Серафима на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания, постановил одобрить доклад и представленные материалы, а вопрос о его канонизации в лике новомучеников для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора[2].

В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был канонизирован в лике новомучеников Российских. В январе 2004 года в центре подмосковного посёлка Икша был установлен крест на месте строительства будущего храма священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского.

Почему лошади остановились

Приехав на свою кафедру и зайдя в Дмитровский собор, епископ Серафим вспомнил, как 5 лет назад, когда он еще был архимандритом Чудова монастыря, проезжал мимо этого собора, и вдруг лошади стали как вкопанные. Тогда он вошел в собор и помолился перед главной святыней города – Животворящим Крестом (по преданию, в 1291 году слепая девушка чудом исцелилась и увидела возле себя на реке Яхроме плывущий против течения Крест. С тех пор перед ним молятся во время эпидемий и совершают с ним крестные хода). Владыка Арсений, сопровождавший его, тогда заметил, что в этом событии есть Божий знак. Так и сбылось: вот он — настоятель собора, и вся его будущая жизнь станет крестом.

Наступали трудные времена. Вскоре владыка Серафим учредил братство в честь Животворящего Креста Господня. Его основной заботой было объединение людей для того, чтобы исполнить главную заповедь Евангелия о любви и помощи друг другу во Христе.

Перед исповедью владыка всегда говорил проповедь. Она была так действенна, что многие даже не собиравшиеся каяться люди вдруг чувствовали желание исповедаться, начинали видеть свои грехи.

Труды

  • Ангелы // «Душеполезное Чтение» 1915, янв., февр., с. 36-44; март-апр., с. 46-52; ноябрь-дек. с. 32-53.
  • Покаянный плач. Молитвословия архимандрита Серафима, составленные по руководству богослужебных книг// «Душеполезное Чтение» 1916, ноябрь-дек. С.59-69.
  • Иноческий быт в описании преподобного Нила Синайского // «Голос Церкви» 1915, янв. с. 45-75.
  • Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете // «Голос Церкви» 1916, июнь-июль с. 22-24.
  • Благочестивые сказания о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа // «Душеполезное Чтение» 1917, янв., февр. с.62.-68; март-апр. с.43-53; нояб.- дек. с. 23-33.
  • Хлеб Небесный. Проповеди о Божественной Литургии, М., 1996
  • Акафист Господу Иисусу Христу, Терноносному и Крестоносному
  • Акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных. Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей
  • Акафист Господу Иисусу Христу благодарственный, по причащении Святых Христовых Тайн
  • Канон Божией Матери «Мати Милосердная, не отрини, приими, прости, благослови»
  • Канон Владычице Пресвятой Богородице, поемый в безнадежии
  • Акафист Животворящему Кресту
  • Акафист сестре Господней по плоти, Фамари блаженной, жене мироносице праведной

Господу ваша капуста не нужна!

Епископ Серафим часто посещал приходы своей епархии и особое внимание уделял монастырям. Однажды насельники Зосимовой пустыни обратились к нему с просьбой поменять им настоятеля: схиигумен Герман (Гомзин) стал старый, за хозяйством не смотрит. А вот отец Феодорит – замечательный хозяин, и выращенные им овощи занимают важное место на сельскохозяйственных выставках.

Владыка Серафим огорчился: ведь Зосимовская пустынь считалась высокодуховной, а тут … овощи. И братьям сказал: настоятель отец Герман эту обитель воздвиг и молится за вас, неблагодарных, день и ночь тихо в своей келье. А вот когда отец Герман не сможет перебирать с молитвой четки, тогда никого не останется в этом монастыре. И напоследок прибавил: «Господу ваша капуста не нужна!»

От огорчения владыка даже не остался на праздничное всенощное бдение, уехал. Через полгода умер настоятель Герман. Монахи едва успели совершить погребение старца, как приехала власть и закрыла пустынь.

Отдайте нам нашего владыку!


Борисоглебский монастырь в Дмитрове. Начало 20 века. Фото с сайта timonowo.ru
Начались гонения. На Пасху 1922 года владыку Серафима вызвали в исполком Дмитрова. Жители города в большой толпой собрались возле дверей исполкома с требованием: «Отдайте нам нашего владыку!» Тогда власти предложили епископу выйти на балкон и поприветствовать собравшихся, однако толпа требований не сняла и бушевала. Поскольку от царских времен еще оставалась демократия, власти вынуждены были отпустить архипастыря на свободу. Когда он вышел из государственного учреждения, люди запели: «Христос воскресе!» и отправились в церковь вместе со своим владыкой.

Акафист Христу был написан в Бутырке

В декабре 1922 года епископа Серафима вызвали в Москву и уже там арестовали. Посадили в Бутырку. Духовные чада передавали ему продукты, одежду и все необходимое. А он им – укрепляющие письма: «Все дорогие, родные дети мои, непрестанно в темничной молитве моей поминаемые: благослови вас Господь, слава Богу за все – и за тюрьму, слава Ему, что не обошел Он меня Своею милостию… Благодарю вас всех за вашу любовь ко мне».

Владыку Серафима настолько искусали вши, что все тело было покрыто струпьями, а когда начались сердечные приступы, врач даже не мог приложить трубку для прослушивания сердцебиения, не подложив под нее лист бумаги. В Бурырке владыка написал акафист Страждущему Христу: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего…»


Бутырская тюрьма. 1920- е гг. Фото с сайта gazeta-butyrsky.ru

Семья[ | ]

  • Отец — Иван Гаврилович Бонефатьев, первоначально старообрядец-беспоповец, затем присоединился к единоверию (направление в православной церкви, признающее власть канонического священноначалия, но придерживающееся старых, «дониконовских» церковных обрядов), сменил фамилию на Звездинский. Стал священником, служил во Ржеве, затем в Москве, был благочинным всех единоверческих храмов. Обладал музыкальными способностями и прекрасным голосом. Умер в 1907 году.
  • Мать — Евдокия Васильевна Славская, дочь единоверческого священника, умерла, когда сыну было два года.

Скитания за несговорчивость с властями

В управлении НКВД епископу предложили сотрудничать с властями: требовалось, чтобы он посвящал в священники тех, кого будут посылать власти. Владыка Серафим отказался.

За отказ, вместо служения в столицах владыка скитался по заштатным местечкам и далеким городам: Меленки (Владимирской губернии). Сызрань, Саратов, Гурьев, Алма-Ата, Уральск…

Власти хотели уморить владыку частыми переездами. Приходилось служить и на хуторе в дремучем лесу, куда люди добирались на лыжах. Рождество Христово встречали как в вертепе: был теленок, солома.

Как-то снимали комнату у хозяйки, отец которой собирал милостыню. Вернувшись домой, он доставал лучшие куски из мешочка и отдавал владыке. Епископ брал и благодарил: «Спасибо, дедушка». — «Богу Святому спасибо, а не мне». Когда же владыка давал ему московский гостинец, дедушка говорил: «Ах, Боже мой! Сами старички, самим нужно», — но благодарно брал, интересовался рисовой кашей, раньше ее никогда не пробовал.

Владыку мучили постоянные сердечные и печеночные приступы с острой болью. В Уральске добавилась малярия. Врач сказал: нужно ждать смертельного исхода. Но через два месяца малярийные приступы прекратились (в день памяти святого Иоанна Тобольского).

Еще не раз владыку арестовывали. В 1932 году, под Лазареву субботу после всенощной, пришли, взяли паспорта, а ранним утром в Вербное воскресенье послушниц, помогавших владыке, повели в НКВД. Владыка просил следователя, когда уводили инокинь: «Не обижайте их, и вас Господь помилует».

Ответили: «Не надейтесь на своего Бога, из наших рук никто не освободит вас». Но… из Москвы пришло распоряжение об освобождении.

Сам себя отпел

Когда в 1936 году владыка узнал о смерти своего брата, дьякона Михаила, сказал, что в скором времени умрет и он: «Я остался один из семьи, моя очередь…» Епископ Серафим переживал о том, кто его будет отпевать, поэтому сам отслужил по себе отпевание.

Вечером 23 июня 1937 года владыку арестовали: старого (исполнилось 60 лет), больного. Перед арестом он успел накормить детей хозяев дома, где жил: родители были пьяны.

26 августа 1937 года священномученик Серафим (Звездинский) был расстрелян. В расстрельном приговоре среди других обвинений было: «слыл за святого человека» в Ишиме.

Литература[ | ]

  • Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. — Paris : YMCA-press, 1991. — 201 с. — (Рус. подвижники и праведники XX столетия). — ISBN 2-85065-194-X
  • Менькова И. Г.
    О следственном деле епископа Серафима (Звездинского) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. М., 1997. — С. 195—202.
  • Иоанна (Патрикеева), схим.
    Молю о тех, кого Ты дал мне… : Владыка Серафим (Звездинский) в воспоминаниях духовной дочери схимонахини Иоанны (Анны Сергеевны Патрикеевой). — М. : Данилов. благовестник, 1999. — 207 с. — (Исповедники российские). — ISBN 5-89101-048-8
  • Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский // Московские епархиальные ведомости. 2000. — № 12. — С. 28-38.
  • Все вы в сердце моем: Жизнеописание и духов. наследие Священномученика Серафима епископа Дмитровского / [Сост., предисл. И. Г. Менькова]. — М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 2001. — 605 с. — (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Православ. Свято-Тихоновский Богосл. ин-т). — ISBN 5-7429-0151-8
  • Ирина Румянцева, Сергей Кудряшов
    Сокровенный сердца человек : Жизнь и тр. священномученика Серафима (Звездинского). — СПб. : Сатисъ : Держава, 2002 (Акад. тип. Наука РАН). — 203 с. — (Новомученики и исповедники Российские). — ISBN 5-7868-0091-1
  • Ануфриева-Мирлас Т. С.
    …Оставляю вам Анну : о схимонахине Иоанне (Анне Сергеевне Патрикеевой), духовной дочери священномученика, епископа Серафима (Звездинского). — Москва : Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2006 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). — 303 с. — (Серия «Русские подвижницы»). — ISBN 5-94625-159-7
  • Священномученик Серафим (Звездинский) епископ Дмитровский: акафист : жизнеописание / авт. Акафиста и сост. А. Трофимов. — Москва : Паломник, 2013. — 364 с. — ISBN 978-5-88060-014-9
  • Менькова И. Г.
    «Твой я, Господи!..»: жизненный путь и труды сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. — Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2015. — 493 с. — ISBN 978-5-7429-0479-3 — 2500 экз.
  • Священномученик Серафим (Звездинский) / [сост. М. Р. Винарова]. — Москва : Изд-во Сретенского мон., 2021. — 140 с. — (На страже веры). — ISBN 978-5-7533-1255-6 — 7000 экз.
  • Священномученик епископ Дмитровский Серафим (Звездинский): по воспоминаниям Иоанны (Патрикеевой) / [редактор Ирина Пятилетова]. — Москва : Берега, 2021. — 30 с. — (Серия книг «Читай и смотри» кн. 2)
  • Игнатюк В. Е., Денисов А. А.
    Крестный путь священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. — 2017. — № 2. — С. 82—90.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]