Иеромонах Серафим (Роуз): Заблуждения в Православии

Разными дорогами люди приходят к православию и Господу. Кто-то рождается в искренне верующей семье и с раннего детства воспринимает христианские догматы и каноны. А другие люди проходят долгий путь исканий, наполненный ложными идеалами, греховными мыслями и поступками, а также разочарованиями.

Но, пройдя через страдания, они с детской непосредственностью открывают сердце Господу и стараются нести Слово Его окружающим. Такой была дорога к Богу Юджина Денниса Роуза, известного православным людям под именем иеромонаха Серафима.

Юджин Роуз рос замкнутым ребёнком и сосредоточился на учёбе

Юджин Дэннис Роуз родился в 12 августа 1934 года в Сан-Диего. Это были годы великой депрессии, так что семье было не до того, чтобы набираться духовных знаний или просто проявлять друг к другу нежность. Элементарно не хватало еды — куда там до чего-то другого.

Существенный вклад в воспитание Юджина внесла старшая сестра.

Мать держалась строго, а потому существенный вклад в воспитание Юджина внесла старшая сестра.

Он рос безропотным, очень послушным и замкнутым. У Юджина неладились отношения со сверстниками, зато неплохо шли дела с освоением школьного материала.

Из увлечений Юджина можно выделить два:

  1. Фортепьяно.
  2. Скаутские мероприятия.

В 1952 году Юджин закончил школу. Её руководство отметило успехи юноши, назвало его первым учеником и выдало серьёзную стипендию.

Примечания

  1. [hristov.narod.ru/letopis5.html]
  2. [www.shestodnev.ru/Seraphim/StSeraphim.htm Преподобный Серафим Платинский (Роуз).]
  3. [karelin-r.ru/newstrs/118/1.html Сайт архимандрита Рафаила (Карелина).]
  4. [www.saint-fathers.org/serafim-rouz.html Иеромонах Серафим Роуз на saint-fathers.org.]
  5. [shestodnev.ortox.ru/prepodobnyjj_serafim_platinskijj_%28rouz%29/view/id/1109795 Преподобный Серафим Платинский (Роуз). Подготовка материалов к канонизации.]
  6. [www.aolshanski.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=340:2012-03-23-15-10-25 Виолетта Юферева.
    «Крестный ход из Курской губернии» (цитируется Серафим Роуз).]
  7. [rousserafim.narod.ru/splatin.html Международная Христианская Миссия Св. Серафима Платинского.]
  8. [old.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/05ascent/2_1.html]

Едва покинув родной дом, Юджин охладел к христианству

За время учёбы в школе Юджин не удосужился подумать о будущем. Ему хватало учёбы, фортепьяно и скаутов. А теперь жизнь требовала решения — куда поступать, на кого дальше учиться?

Выбор пал на частный колледж в Помоне, так как это учреждение считали одним из самых престижных.


Отец Серафим (Роуз)

Едва вырвавшись из-под материнской опеки, Юджин отбросил в сторону все христианские воззрения матери. Ему это не было интересно. По собственному утверждению, Юджин не нашёл в христианстве истину. Захотелось поискать её где-то ещё.

В сане священника

В основанной ими обители Серафим Роуз продолжил написание религиозных сочинений и, кроме того, вместе со своим духовным братом включился в активную миссионерскую деятельность. Не прекращали они и ранее начатое издание брошюр «Православный вестник».

Следующим шагом на пути духовного роста стало его рукоположение в духовный сан, совершённое в 1977 году. Отныне иеромонах Серафим (Роуз) получил право лично совершать таинство крещения над теми, кого им с братом Германом удавалось обратить в православие (фото приведено выше).

Некоторое время Юджин был впечатлён преподавателем китайской философии

Поиск нового фундамента для духовной жизни обратил внимание Юджина на китайскую философию — точнее, даже не на неё саму, а на китайского профессора Жи Минь-шеня. Этот человек отлично ориентировался в наследии своей культуры, некоторое время жил в восточном монастыре, наизусть цитировал классиков.

В нём не было ни капли надменности, лукавства, негатива. Это один из самых положительных людей, оказавших большое влияние на Юджина Роуза.

Жи Минь-шеня не в чём было упрекнуть, и его любовь к своей культуре, восточным традициям и философии произвела сильное впечатление на Юджина. Казалось, новый путь в жизни найден, но Жи Минь-шень внезапно исчез.

Юджин всегда с теплом вспоминал профессора, но едва тот пропал, понял, что китайская философия привлекала его только в присутствии наставника. Юджин вряд ли интересовался ей искренне, потому что тут же забросил.

Начало активной деятельности

В начале 60-х молодые люди занялись изданием брошюр религиозного содержания «Православный вестник», а затем открыли собственную лавку, где торговали православными книгами и иконами. Со временем она превратилась в один из духовных центров Америки. Параллельно с этим Роуз проходил обучение в теологической школе и служил чтецом в городском соборе.

Однако этим Роуз и его друг Глеб не ограничились. Желая основать духовное братство, они приобрели в лесном массиве на севере Калифорнии земельный участок и открыли там скит, во многом напоминавший те, которые создавались российскими подвижниками православия в прошедшие века. Переселившись в него, друзья приняли в октябре 1970 года монашество, причём Юджин взял имя весьма почитаемого им святого — преподобного Серафима Саровского, а Глеб — Германа Аляскинского. Так православный мир обрёл двух новых иноков Серафима и Германа. Фотография их кельи завершает статью.

Эзотерик и преподаватель Алан Уоттс оказал на Юджина сильное плохое влияние

Жизнь столкнула Юджина с новым наставником. Звали его Алан Уоттс. Он вырос в христианской среде, но не питал к ней большого интереса. Собственно, никакая отдельная религиозная или философская традиция Алана Уоттса тоже не интересовала.

Он был из тех людей, которые, что называется, «галопам по Европам». Алан Уоттс хватался за всё, но нигде не копал основательно.

Однажды он вознамерился стать буддийским священником, понял, что ему это не подходит, и стал тогда англиканским. Но и здесь не задержался — из-за супружеской неверности с ним развелась жена, и Алан Уоттс был вынужден в 1950 году бросить службу и проповедь.


Алан Уоттс был дурным примером для Юджина Роуза, называл движение хиппи буддизмом и преподавал эти идеи ученикам

Алан Уоттс почувствовал, что может стать преподавателем, и через три года уже встал во главе Академии востоковедения. О компетентности Уоттса как преподавателя современники сообщали следующее:

«Никто на белом свете не смог бы, как Уоттс, растолковать суть мистических религий Востока, одновременно напустив еще больше таинственности».

Уоттс был влиятельным человеком, и его идеи привлекали Юджина, хотя впоследствии он говорил об учителе далеко не в позитивном ключе:

«Его философия — «это оправдание естественных радостей жизни… И для этого он то берет на вооружение разные религии, то отрицает (когда ему удобно)… Это нечестно. Коль скоро цитируешь из религиозных источников, будь добр, изложи мысль полностью, опираясь на все учение в целом. Произвольно выдергивая удобные ему цитаты, он лишь обнаруживает неуважение к источникам: они для него лишь забава, ведь божество — он сам. В этом он заодно с прочими лжепастырями».

Алан Уоттс не нашёл пристанища в какой-то одной религии, а попытался изобрести собственную систему мировоззрения. Она заимствовала всё удобное из поверхностно известных Уоттсу учений и отвергала всё, что ему не приходилось по вкусу.

Этот подход привёл Уоттса в движение хиппи. Собственно, он сам приложил достаточно усилий, чтобы организовать сию новую моду.

Алан Уоттс предпочёл духовности культуру хиппи.

Духовными практиками Уоттса стали: приём наркотиков, свободная любовь, пьянство и образ жизни бесполезного, вялого, никчемного человека. Всё это он не стеснялся отождествлять с буддизмом.

Страшно подумать, чему такой преподаватель «научил» своих учеников, когда вещал о Востоке. В 1973 году Уоттс скончался от вредных привычек, оставив после себя значительное литературное наследие на околодухвную тематику.

Холодный формализм

Еще один промах, который встречается среди православных, и особенно болезненный для тех, кто еще не пришел к вере, можно назвать «холодным формализмом»: все внимание — внешней стороне Православия, словно наша вера заключается в помпезных церемониях и официальных актах.

В такую же ошибку впадали первосвященники и фарисеи во времена Спасителя: если церковная жизнь организована и отлажена, если все делается по официальному указанию священноначалия, если службы выполняются без ошибок и выглядят внушительно, — тогда можно преспокойно забыть, о чем говорит Евангелие, и распять Самого Христа без зазрения совести…

Нередко холодный формализм соединяется с полным равнодушием к практической работе: зачем такие усилия? зачем помогать ближнему? зачем беспокоиться о каком-то общем православном деле? Именно под такой личиной сплошь и рядом выступает Православие на экуменических встречах, и она, конечно, не может привлекать к себе искателей истины. Недавно мне пришлось разговаривать с одним протестантом, горячо верующим, чье знакомство с Православием долгие годы было ограничено такой «официальной» стороной; надо было видеть его радость, когда он убедился, что суть Православия вовсе не в этом, что она — в горении сердца и проповеди Евангелия, по примеру всех наших великих святых.

Юджин подражал Алану Уоттсу и перенял его вредные привычки

Юджин во многом следовал примеру своего второго учителя. Имея тягу к знаниям, он впитывал всё то, чему учил Алан Уоттс. Также Юджин старался копировать манеры преподавателя и принялся вести праздный образ жизни:

  • Питался в ресторанах;
  • Курил дорогие сигареты;
  • Посещал оперу;
  • Ходил в театр;
  • Пил элитные вина.


Юджин Роуз в молодости
Образование сделалось не столько целью, сколько средством, чтобы прослыть интеллектуалом.

Умер близ Парижа писатель Иван Сергеевич Тургенев

Обсуждение: 3 комментария

  1. Ведилин Виктор. Казак.:
    04.09.2007 в 00:00

    Согласен со словами о. Серафима о возможности восстановления Царства Российского лишь через всенародное покаяние. Скорблю, что нет его. Сердце кровью обливается при виде того, как русские люди говоря о желании Царя в России продолжают участвовать в демократическом бесновании. Нельзя совершить дело Богоугодное (восстановление Православной Монархии) сатанинскими способами (участие в политических партиях и выборах). Одумайтесь, православные. Поместный собор — вот к чему надо готовиться постом и молитвою. Иначе у нас даже «доброго начальника цеха не будет». Покаемся — поднимемся с колен! За Веру, Царя и Отечество!

  2. просто странник:

    03.02.2009 в 00:00

    Серафим Роуз — прав, говоря о покаянии людей, но прежде всего воможность отвращения гнева Божия, можно обрести только через покаяние церкви. пророчество Ионы — знамением явлется само явление слова Божия, с призывом к покаянию. А не чудеса великие, которыми поразит воображение мира Антихрист, именуемый Беззаконником. Иона — не от себя говорил. но было к нему — слово Божие.

    почему то этого признака — никто не учитывает.

    А насчет царя будущего — так это действительно не столько светски — историческое событие, сколь исторически духовное.

  3. russkiyantisemit:

    06.09.2009 в 00:00

    «Страннику»: Ну да, ну-да, все пророчествуют сказанное «ангелом светлым», легко верят сказанному сами, и легко же уверяют нас. Не сказано им: «Сыне человечь повеждь людем…»! А вот фраза «Исторически духовное событие» повергла меня напрочь (навзничь). Так не бывает! «Яндекс» таких словооборотов не встречал! Будем считать опиской? Вот и мне не верится, что будет в Росии возобновлена монархия! Ведь никому кроме «малого стада» она не нужна! А жиды «вцепились насмерть», и нет сил человеческих преодолеть падение духа. Закон таков: «Падать легче», и требуется усилие свободной воли человека, чтобы «восстать из грязи». Поэтому, мню: «пялиться в туманное будущее» неконструктивно, а жить «полной жизнью» по Евангельским Законам — Спасительно!

Друг привёл Юджина в церковь, и тот решил стать православным

Поиски духовного прибежища для Юджина Роуза завершились в православии. Однажды сокурсник привёл его в собор Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско. Там Юджин увидел пожилого сутулящегося архиепископа Тихона. Тот чем-то так сильно впечатлил Юджина, что заставил пересмотреть взгляды на христианство.

О православии Юджин почти ничего не знал, что лишний раз свидетельствует об уровне компетентности его учителей из академии, где должны были дать представление обо всех мировых религиях. Да и родители ничего об этом не могли сообщить сыну:

  1. Отец Юджина и вовсе думал, что православие — это синоним католицизма.
  2. Мать полагала, что православие — это нечто вроде коммунизма.

Юджин попытался познакомиться с православием поближе, и оно его очаровало. Недолго думая, он бросил научную карьеру, сулившую должность преподавателя, и стал членом Русской православной церкви за границей.


Юджин Роуз с котом по кличке Александр. Сан-Франциско. Начало 1960-ъ

В поисках духовного пути

В стенах академии он углублённо изучал буддизм, суфизм, иудаизм, индуизм и ряд других религий. Любопытно отметить, что каждую из них Серафим Роуз изучал на свойственном ей языке, что говорит о его необычайных лингвистических способностях. Владел он и большинством европейских языков.

Благодаря углублённому знанию латыни и французского, Роуз близко познакомился с трудами видного философа и метафизика первой половины XX века Рене Генона, подтолкнувшего его на поиски аутентичной, то есть наиболее полной и подлинной религиозной традиции. В своих исканиях он пытался максимально расширить спектр изучаемых им религиозно-философских воззрений.

Юджин обратился в православие, интересовался Россией, и до смерти успел достичь сана иеромонаха

С 1962 года Юджин — православный христианин. Он активно участвует в жизни Церкви:

  1. Учит русский и церковно-славянский языки.
  2. Знакомится с православным вероучением.
  3. Издаёт просветительский бюллетень «Православный вестник».
  4. Отрывает лавку с церковной утварью, иконами и книгами.
  5. Учится на богословских курсах.
  6. Проводит миссионерские беседы.
  7. Пишет статьи на православную тематику.
  8. Помогает организовать православный скит.

Пожалуй, можно утверждать, что православие — единственная религия, с которой Роуз познакомился столь глубоко, и которая вызывала столько отклика в его душе.

В 1969 году Юджин поселился в скиту, а в 1970 принял монашеский постриг. С этого момента он и получил такое необычное имя — Серафим Роуз.

1977

в этом году Серафим Роуз стал священником, а закончил свой путь иеромонахом

Всю свою жизнь он выказывал большой интерес к России, проповедовал и писал труды на православную тематику.

2 сентября 1982 года отец Серафим скончался после тяжёлой болезни.

LiveInternetLiveInternet


История Православной Церкви знает сонмы замечательных подвижников благочестия, плеяды выдающихся богословов и проповедников Евангелия Христова. Но есть особая категория исторических личностей, которые сами по себе являются знаками, символами духовного поиска своего времени. Отношение к таким людям является своеобразным индикатором, позволяющим раскрыть суть многих явлений. В XX веке одним из наиболее ярких представителей этой категории действующих лиц христианской истории, на наш взгляд, является иеромонах Серафим (Роуз). Не обладая ни видным иерархическим положением, ни значимой академической кафедрой, ни высокими учёными степенями, ни особым ораторским талантом, он сумел стать проводником ко Христу для многих сотен тысяч людей по обе стороны Атлантики. И всё это благодаря нескольким небольшим по объёму книжкам, в которых веял дух истинного христианства.
Происхождение

Юджин (Евгений) Деннис Роуз родился 12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городе Сан-Диего в простой американской семье. Среди его предков были французы и датчане. Отец Юджина, Фрэнк Роуз, добрый, но слабовольный человек, был индифферентен к религии. Впрочем, парадоксальным образом именно он впоследствии поддержал сына в его стремлении к православию. Мать Юджина Эстер Роуз была энергичной протестанткой, поменявшей несколько деноминаций не по доктринальным причинам, а исключительно из-за своего неуживчивого характера. Желая видеть сына академическим учёным, она долго не могла смириться с его уходом из мира и принятием монашества.

Редкая умственная одарённость проявилась в Юджине уже в раннем возрасте. Его мать говорила о нём: «Он с детства рос серьёзным и прилежным. И не по годам умным. Первым среди сверстников (а порой и среди взрослых) схватывал суть услышанного или увиденного»[4]. Уже в старших классах школы проявились исключительные способности Юджина к языкам. Он сразу взялся за изучение испанского, немецкого и французского, причём по-немецки к концу школы уже сочинял стихи. Кроме того, у него были отличные математические способности, так что учитель математики дал ему рекомендацию для поощрительной стипендии в колледже[5].

Окончив школу первым учеником, осенью 1952 года он поступил в колледж в Помоне, недалеко от Лос-Анджелеса. В то время, наряду со Стенфордом, Помона считалась лучшим частным колледжем в Калифорнии и одним из главных центров гуманитарного образования в США. Обычные интересы юношества – автомобили, танцы, американский футбол[6] – Юджина не интересовали. Он всецело погрузился в изучение философии и языков. Из философов его более других привлекали Спиноза, Шопенгауэр и особенно Ницше. В этот период Юджин полностью разуверился в протестантстве, стал «самым непримиримым атеистом»[7] из всех сокурсников и в курсовой работе написал: «Под «Богом» я подразумеваю «вселенную», это более точное определение, потому что я хочу показать Его не в личностном аспекте, а в обобщающем…»[8]

Помимо европейских языков Роуз серьёзно изучал китайский, тем более что в библиотеке Помоны было замечательное собрание китайских книг и рукописей. У него была редкая способность записывать иероглифы со слуха: он утверждал, что графически они точно соответствуют тому, что обозначают. С преподавателем китайского языка Шу Йиченом он переписывался ещё несколько лет после окончания колледжа.

Духовные поиски

Обучаясь в Помоне, Роуз серьёзно увлёкся классической музыкой, которая исподволь пробуждала в нём глубокое религиозное чувство. Часами он мог слушать Моцарта, Бетховена, Пуччини, Монтеверди, Шумана и Баха, но больше других любил Георга Генделя. Из русских композиторов выделял П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского. Сам он умел играть на фортепиано и на классической гитаре, изучал историю и теорию музыки. Душа его находилась в поисках истины, но путь к ней оказался достаточно трудным, извилистым и болезненным[9]. На втором курсе колледжа Юджин услышал лекцию знаменитого Алана Уоттса, в прошлом очень известного англиканского богослова и священника, а впоследствии востоковеда, проповедника дзен-буддизма и идейного вождя американской молодёжи. Мир дзен-буддизма надолго, может быть, слишком надолго[10] очаровал Роуза, поскольку здесь предлагались глубина поиска, аскетичный образ жизни, самоотречение и возможность мистического прозрения, к которым подсознательно стремился молодой студент. В 1956 году, закончив колледж с отличием, Юджин Роуз поступил в Академию востоковедения в Сан-Франциско, в которой преподавал и был какое-то время ректором Алан Уоттс. Здесь Юджин занимался изучением сравнительного анализа религий, который давал возможность попробовать себя в различных духовных традициях: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Каждую религию он изучал на её родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском, изучение которого продолжил под руководством замечательного знатока китайской культуры и традиций Жи Минь-шеня. При этом он довёл до совершенства знание новых европейских языков и латыни.

Рене Генон в жизни Роуза

В этот период Роуз впервые познакомился с трудами выдающегося французского философа-метафизика, мистика и полиглота Рене Генона (1886–1951) и вслед за ним встал на стезю поисков аутентичной духовной традиции. В биографиях иеромонаха Серафима (Роуза), которые предшествуют изданиям его книг на русском языке, этот факт если и упоминается, то вскользь. Может быть, потому что с некоторых пор Генон стал пользоваться у нас широкой популярностью в эзотерических кругах[11], а у православных, соответственно, его репутация становится всё более сомнительной. Таким образом, издатели, вероятно, опасаются, что упоминание об увлечении Юджина Роуза его трудами может бросить тень на облик платинского подвижника. На наш взгляд, эти опасения беспочвенны: святой Григорий Чудотворец учился у Оригена, учения которого были Церковью анафематствованы, святитель Иоанн Златоуст учился у Ливания, который был языческим ритором, а преподобный Иоанн Дамаскин в «Философских главах» всецело зависит от философа-язычника Аристотеля. Замалчивание источников идейных влияний способно лишь затруднить понимание взглядов церковного писателя и богослова. Между тем, влияние «каирского отшельника», как положительное[12], так и отрицательное[13], на миросозерцание Роуза было очень велико. Насколько оно велико, может оценить лишь тот, кто внимательно читал самого Генона: ведь совершенно ясно, что впоследствии, став православным писателем, иеромонах Серафим не считал себя обязанным всякий раз ссылаться на «великого посвящённого». Ниже мы должны будем коснуться этого подробнее, а пока лишь заметим, что об оригинальных концепциях Генона полезно помнить при выяснении генезиса как традиционализма, так и эклектизма в книгах о. Серафима[14].

Юджин Роуз и Томас Мертон

Приблизительно в это же время Юджин Роуз познакомился с работами римо-католического писателя Томаса Мертона (1915–1968). Книга «Семиярусная гора» (The Seven Storey Mountain), представляющая собой духовную автобиографию Мертона[15], оставила в его душе глубокий след, но последующие изыскания автора в области «нового христианства» и «всеохватной духовности», которые привели его к сильному увлечению буддизмом, заметно испортили первое благоприятное впечатление. Роуз написал Мертону несколько длинных писем[16], в которых корректно и последовательно изложил свои возражения, а в книге «Православие и религия будущего» дал ему лаконичную, но выразительную характеристику: «Католический траппист, убитый электрическим током в Бангкоке на обратном пути с этой (экуменической – прот. Д.П.) конференции»[17]. Не так давно была предпринята интересная попытка исторического сопоставления жизненных путей и духовных поисков Мертона и Роуза[18]. Попытка эта тем более любопытна, что сам Мертон испытывал живой интерес к православию: изучал творения святителя Феофана Затворника, переписывался с архимандритом Софронием (Сахаровым), следил за деятельностью Юджина Роуза. Но всё же, как нам представляется, влияние Мертона на Роуза не стоит преувеличивать. В отношениях с людьми Роуз был очень последователен: к тем, кому он считал себя многим обязанным (Жи Минь-шеню, Рене Генону, святителю Иоанну (Максимовичу)), он сохранял подчёркнутое почтение до конца жизни, тем более не давал им обидных характеристик. Тем не менее, очень похоже, что именно Мертон (в монашестве брат Людовик), впервые заронил в сердце Юджина Роуза веру в реальную возможность оставить этот мир, принять монашество и построить свою жизнь всецело на началах Евангелия. Следует упомянуть, что напряжённая учёба в Академии и активные духовные поиски сопровождались у Роуза резкими приступами уныния, которые приводили порой к серьёзным моральным срывам и необдуманным поступкам. Его биограф пишет: «Пережитого ада Евгений никому бы не пожелал. Он говорил потом, что о многих грехах, которые он познал в этом аду, и упоминать-то страшно, ибо слово о грехе, выпущенное на волю, может снова воплотиться в грех»[19].

Приход к православию

Толчком к появлению живого интереса к православию для Роуза послужила дружба с Йоном Грегсоном, сокурсником по Академии Востоковедения, который познакомил его с «Добротолюбием» и привёл на службу в русский православный собор Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско. Богослужение, возглавляемое архиепископом Тихоном (Троицким) (1883–1963), произвело на молодого американца неизгладимое впечатление: «…Стоило мне перешагнуть порог русской церкви в Сан-Франциско, как со мной произошло что-то неизведанное доселе ни в буддистских, ни в иных восточных храмах. Сердце подсказало: вот твой дом. Я наконец обрёл, что искал. Объяснить себе я ничего не мог, службы я не понимал, равно и русского языка»[20].

После пережитого в храме благодатного озарения Юджин Роуз понял ограниченность буддизма, хотя, под устойчивым впечатлением от книг Генона, продолжал изучать китайскую каллиграфию, поэзию и философию. Он начал посещать православные богослужения, учить русский и церковно-славянский языки, читать в оригинале Достоевского[21], изучать духовную литературу[22]. Весьма любопытно, что ещё в 1957 году, за пять лет до принятия православия, обучаясь в Академии востоковедения, Роуз написал реферат «Псевдорелигии и современность», в конце которого указал, что современные направления религиозно-философской мысли приведут к воцарению антихриста: «Человечество угодит в этот капкан, уверует в сверхразумную и сильную личность и как всегда в поисках “света истины” покорным стадом устремится за тем, кто предлагает “единственно верный путь”»[23]. Из этого немаловажного факта можно заключить, что эсхатологизм в его мировоззрении присутствовал уже тогда, до серьёзного знакомства с православным богословием[24]. Весной 1957 года Юджин Роуз покинул Академию востоковедения и осенью того же года поступил в Калифорнийский университет в Беркли. Здесь он близко сошёлся с профессором Петром Алексеевичем Будбергом (1903–1974), который был русским православным, хотя и нецерковным человеком, и при этом превосходным знатоком китайской филологии. Под руководством Будберга Юджин написал работу о древних наречиях китайского языка, за которую получил степень магистра востоковедения. Есть основания полагать, что Будберг видел в талантливом ученике своего преемника по кафедре.

В 1961 году Роуз завершил подготовку диссертации на звание бакалавра. В университете ему прочили блестящую карьеру, но он, неожиданно для всех, особенно для родителей, оставил учёбу на время, необходимое для написания книги «Царство человеческое и Царство Божие» — исследования духовного состояния современного человека. Задуманная работа потребовала от него полной самоотдачи. Не желая распылять душевные силы и творческое вдохновение, Роуз отказался от преподавания в университете. Чтобы заработать на еду и жильё, он устроился на работу дворника, которая была непрестижной и сравнительно низко оплачиваемой, зато не служила помехой для обдумывания будущего труда[25]. Задуманную книгу Роуз так и не дописал[26], но в университет уже не вернулся. Надо полагать, главной причиной, по которой Юджин отверг академическую карьеру, был дух карьеризма, формализма и лицемерия, которым была проникнута жизнь университетской корпорации. Роуз почувствовал, что на пути к профессорству, погрузившись в рутину мирской, университетской и семейной жизни, он навсегда потеряет стремление к Истине. Едва ли мы ошибёмся, если предположим, что это был ключевой момент в его жизни. Стань Роуз профессором Калифорнийского университета, мы бы, вероятно, никогда не прочитали его замечательных миссионерских книг.

В феврале 1962 года Юджин Роуз принял в Сан-Франциско православное миропомазание. Его крёстными стали русские эмигранты Димитрий Андрэ де Ланжерон[27] и его мать Светлана Романовна. Обряд присоединения к православию совершил протоиерей Николай Домбровский. Со дня присоединения к православию и до самой своей кончины Евгений Роуз принадлежал к юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), причём до кончины святителя Иоанна Шанхайского (1966) был его духовным чадом. В 1961 году, ещё до того, как Юджин стал членом Христовой Церкви, он познакомился с потомком русских эмигрантов, выпускником православной семинарии в Джорданвилле Глебом Подмошенским. На механическом печатном станке, мало чем отличавшемся от станка Гутенберга, они начали издавать бюллетень «Православный вестник», затем открыли недалеко от собора лавку «Православные иконы и книги» — одну из первых в США, ставшую значительным миссионерским центром русского православия в Америке. Юджин хорошо изучил русский и церковнославянский языки и, хотя говорил по-русски с сильным американским акцентом, был чтецом в храме, окончил теологическую школу в Сан-Франциско[28].

Подвижничество в Платине

В середине 1960-х годов Юджин и Глеб основали православное братство в честь преподобного Германа Аляскинского. В 1967 году на севере Калифорнии в живописной гористой местности, заросшей дремучим лесом, недалеко от городка Платина, ими был приобретён участок земли, на котором они возвели скит. В 1969 Юджин и Глеб переехали в скит на постоянное жительство, а в 1970 году приняли монашеский постриг: Юджин под именем Серафим (в честь преподобного Серафима Саровского), а Глеб под именем Германа (в честь преподобного Германа Аляскинского). В монастыре они с новыми силами и на обновлённом электрическом печатном станке продолжили издавать «Православный вестник». Кроме того, они много писали, переводили и издавали труды духовно-просветительного, литургического и богословского содержания, вели активную миссионерскую и катехизическую деятельность.

В 1977 году монах Серафим (Роуз) был рукоположен в сан иеромонаха. Как замечали люди, лично знавшие его при жизни, в последние годы перед смертью он сильно изменился. Если раньше он был очень сдержанным, даже суховатым, погружённым в свои переживания интровертом, глубокомысленным и неприступным философом, то после принятия священного сана и, соответственно, начала пастырской деятельности в нём стало больше теплоты и сердечности, больше простоты и любви к людям. Скончался иеромонах Серафим (Роуз) 2-го сентября 1982 года в возрасте 48 лет от неизлечимой болезни кишечника, обнаруженной ещё в 1961 году. Перед смертью он испытывал тяжелейшие боли[29]. Тем не менее, после смерти о. Серафима его лицо было настолько радостным и просветлённым, что вопреки обычаю его не стали накрывать. Кроме того, свидетели его погребения обратили внимание на полное отсутствие запаха разложения, несмотря на жаркую погоду[30].

В настоящее время Братством преподобного Германа Аляскинского подготовлены материалы для канонизации иеромонаха Серафима (Роуза). Написаны его иконы, составлена служба, собраны многочисленные случаи его благодатной помощи и свидетельства его почитания в разных странах мира[31]. Монастырь преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии, где почивают его останки, является одним из главных центров православного паломничества на Американском континенте.

Краткий обзор трудов иеромонаха Серафима (Роуза) Главные опубликованные произведения иеромонаха Серафима (Роуза) суть следующие:

«Православный взгляд на эволюцию» (1974); «Православие и религия будущего» (1975); «Душа после смерти» (1980); «Будущее России и конец мира» (1981); «Когда Бог открывается сердцу» (1981); «Православные святоотеческие истолкования книги Бытия» (1981); «Православное мировоззрение» (1982); «Святые отцы: верный путь христианства» (1983); «Вкус истинного Православия» (1983); «Блаженный Иоанн Чудотворец» (1987); «Православное монашество в Галлии 5-6 веков» (1988); «По стопам святого Патрика, просветителя Ирландии и святого Григория Турского» (1990); «Человек против Бога» (1994); «Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение» (2009); «Американский просветитель русского народа» (2010).

«Православный взгляд на эволюцию» (1974) представляет собой ответное письмо иеромонаха Серафима (Роуза) греческому богослову-автодидакту, врачу по профессии, принадлежавшему к старостильному расколу, Александру Каломиросу (1931–1990). В марте 1974 года о. Серафим, написал Каломиросу первое письмо, в котором просил изложить его взгляд на теорию эволюции. Иеромонаху Серафиму очень импонировала книга Каломироса «Против

ложного единства»[32], в которой он жёстко критиковал экуменизм. Отправляя послание греческому автору, о. Серафим надеялся, что дошедшие до него слухи о симпатиях Каломироса к эволюционизму будут развеяны. Но из ответа Каломироса выяснилось, что он убеждённый сторонник теории эволюции, для которого Адам – это «эволюционировавший зверь»[33], выведенный в раю благодатью из звериного состояния[34], а отрицание эволюции для него равносильно отрицанию Священного Писания[35]. Это неожиданное открытие побудило иеромонаха Серафима написать трактат в виде ответного письма, где он изложил своё понимание теории эволюции, стараясь в каждом тезисе основываться на святоотеческих текстах, в которых истолковывалась библейская тема творения мира. Не имея ничего против строгой науки, которая в своих подлинных открытиях не может противоречить истине, о. Серафим проводит мысль, что теория эволюции – это не научный факт, даже не теория в строгом смысле слова, а лишь философское учение, которое наукой самой по себе не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Эта работа о. Серафима (Роуза) выходила отдельной брошюрой на русском языке[36] и в своё время вызвала большой интерес, поскольку, по существу, была первой в православной литературе акцентированной попыткой отстоять креационизм перед лицом эволюционизма.

В книге «Православие и религия будущего», пользующейся, наряду с книгой «Душа после смерти», наибольшей из всех работ о. Серафима (Роуза) популярностью в православном мире, впервые в современной православной литературе представлен масштабный критический анализ с христианских позиций различных религиозных и псевдорелигиозных, духовных и псевдодуховных движений современности. Как старается показать о. Серафим, все они смыкаются в единой цели: подготовить мир к принятию «религии будущего»[37] – синкретической религии антихриста. Особый интерес представляет развёрнутая и аргументированная трактовка НЛО как бесовских искушений, с целью прельстить доверчивых искателей «инопланетных братьев по разуму». Вместе с тем, главная привлекательная сторона этой книги – её тяготение к всеохватному синтезу, есть в то же время и её объективный недостаток. Эклектизм построений о. Серафима в этой книге достигает своей кульминации. В самом деле, что может быть общего между столь разнородными и отнюдь не рядоположными явлениями, как «харизматическое возрождение», индуизм, НЛО, философия Н.А. Бердяева и глобализация? Предполагаемый замыслом автора, а также названием и структурой книги ответ, состоящий в том, что всё это суть бесовские козни, направленные на приближение религии и царства антихриста, прямо скажем, не удовлетворяет требованиям научной объективности. Более того, он приводит на память остроумное высказывание Гилберта Кита Честертона, который в другое время и по другому поводу заметил: «Сравнивать христианина с последователем Конфуция — то же самое, что сравнивать теиста с английским сквайром или веру в бессмертие души с американским образом жизни»[38].

Содержание книги «Душа после смерти» концентрируется вокруг темы посмертной участи души, причём активно привлекается современный материал из области реанимационной клинической медицины. Отталкиваясь от книг доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» (1975) и «Размышления о жизни после жизни» (1977), а также книги Роберта Крукэлла «Выход из тела» (1970) и подобных по жанру работ других авторов[39], иеромонах Серафим, с опорой на аскетику святителя Игнатия (Брянчанинова) и широкий агиографический материал[40], раскрывает православный опыт трезвого восприятия духовного мира. При этом он убедительно поясняет, чем отличается это строгое и осторожное восприятие от беспочвенного оптимизма современного секулярного человечества. Пестрота и удивительная разношерстность приведённого в этой книге материала (тибетская «Книга мёртвых», писания Эммануила Сведенборга, описания оккультных опытов Роберта Монро и т.д.) могут и здесь навлечь на о. Серафима заслуженный упрёк в эклектизме. Правда, чрезвычайно удачно составленный план этой работы[41], помноженный на бесспорную писательскую харизму автора, в известной степени сглаживает недоумение от калейдоскопической специфики его исследовательского метода. Публикация нескольких глав из этой книги, впервые осуществлённая в Советском Союзе журналом «Наука и религия» (№5 за 1991 г.), произвела большой общественный резонанс и явилась настоящим откровением для многих искателей истины[42].

«Будущее России и конец мира» (1981) – это лекция иеромонаха Серафима (Роуза), произнесенная им на Съезде православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года. Здесь собраны пророчества и предсказания духовных лиц очень разного уровня авторитетности о грядущих судьбах мира в целом и России в частности. О. Серафим был убеждён в особом духовном предназначении России[43]. Если для наших отечественных мыслителей русский мессианизм – явление достаточно обычное, то американцу, чтобы озвучить подобные идеи в разгар холодной войны, недостаточно было проникнуться искусственно нагнетаемыми эсхатологическими предчувствиями РПЦЗ, надо было по-настоящему полюбить Россию и её Церковь[44].

«Когда Бог открывается сердцу» (1981) – лекция, прочитанная в Университете штата Калифорния в Санта-Крузе в рамках курса сравнительной истории религии «Религии мира в США». На русском издана впервые в 2010 г.[45]. Отличие православия от других религий здесь иллюстрируется на ярких примерах жизни преподобного Никиты Затворника Печерского, святителя Иоанна Сан-Францисского, А.И. Солженицына, диссидента Юрия Машкова. Надо полагать, такой миссионерский ход был оправдан: лекция произвела большое впечатление, что вряд ли произошло бы, раскрой о. Серафим американским студентам тонкости православной догматики.

славные святоотеческие толкования на книгу Бытия» (1981) – курс лекций, прочитанных о. Серафимом в Платинском монастыре в Калифорнии для православной молодёжи в рамках мероприятия с громким названием «Ново-Валаамская Богословская Академия»[46]. Толкование первых глав книги Бытия здесь ведётся по святоотеческим творениям, что, впрочем, не мешает о. Серафиму высказывать и свои взгляды, порой очень спорные[47]. Хотя тон повествования в целом спокойный и нейтральный, но полемическая антиэволюционная направленность этой работы вполне очевидна.

«Православное мировоззрение» (1982) – лекция иеромонаха Серафима (Роуза), произнесенная незадолго до смерти, во время Свято-Германовского паломничества в августе 1982 года в Свято-Германовой пустыни в Платине. На русском языке была издана отдельной брошюрой в Свято-Успенской Почаевской Лавре под названием «Как сегодня быть православным». В некотором смысле эта лекция — итог мировоззренческих поисков самого о. Серафима, содержащий замечательные по силе слова: «Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим»[48].

«Святые отцы: верный путь христианства» (1983) – статья, опубликованная в журнале «The Orthodox Word», также изданная отдельной брошюрой. В 1991 г. опубликована на русском языке в «Русском паломнике» (№ 3). Содержит в себе вдохновенный призыв к следованию учению святых отцов (из которых пространно цитируется лишь свт. Игнатий (Брянчанинов)), и резкие нападки на «православное» академическое богословие, олицетворением которого почему-то предстаёт «лжеисследователь русской святости и Святых Отцов» Г.П. Федотов[49]. Перечисляя проблемы и соблазны XX века, о. Серафим остаётся верен себе и своей юрисдикции (РПЦЗ), наряду с эвтаназией и абортами упоминая «утончённую апостасию сергианства, заменяющую Тело Христово церковной организацией».

«Вкус истинного Православия» (1983) – статья, вышедшая первоначально в журнале «The Orthodox Word» (N 79, 80. 1978 г.), а затем отдельной брошюрой. Это апология блаженного Августина, авторитет которого в православном мире XX века заметно упал на волне борьбы с латинским влиянием. Мотивация о. Серафима в этом начинании ясна: «реабилитация» и популяризация древних западных святых была одним из приоритетных направлений его деятельности. К этому следует добавить более частное обстоятельство: духовный наставник о. Серафима, свт. Иоанн (Максимович), к блж. Августину относился «весьма почтительно» – настолько, что «написал службу в честь этого святого и ежегодно совершал её»[50]. О критиках блж. Августина о. Серафим отзывается здесь довольно язвительно и недружелюбно[51]. Поскольку защита блаженного Августина, пусть и с оговорками, представляет собой предприятие всегда деликатное и в чём-то даже рискованное, то о. Серафиму надо отдать должное – он проявил в этой работе достаточно осторожности, такта и знания догматического богословия, чтобы не навлечь на самого себя сколько-нибудь обоснованные обвинения в отступлении от православного вероучения.

«Блаженный Иоанн Чудотворец» (1987) – предварительное собрание материалов об архиепископе Иоанне, появлявшихся частично в журнале «The Orthodox Word» с 1966 года. Над этим трудом о. Серафим работал совместно с игуменом Германом (Подмошенским). Помимо краткого жизнеописания архиепископа Иоанна книга содержит ряд глав с более подробными рассказами из его жизни. Задачи, которые стояли перед авторами: отразить всемирное почитание владыки Иоанна, которое проявилось за годы, прошедшие со дня его кончины; описать его посмертные чудеса и явления; подготовить почву для его канонизации. «Православное монашество в Галлии V – VI веков» – развёрнутое предисловие о. Серафима к переведённой им с латыни на английский язык книге святого Григория Турского «Vita Patrum», изданной в Платине в 1988 году[52]. Включает в себя главы: «Православное монашество в Галлии V – VI веков», «Учение преподобного Иоанна Кaссиaнa», «Преподобный Фавст Лиринский», «Певец западной пуcтыни преподобный Евхерий Лионский», «Православное монашество сегодня в свете православной монашеской Галлии». Как можно заметить, особую любовь о. Серафим испытывал к преподобным юрским отцам Роману и Лупикину, родным братьям, житие которых он довольно подробно пересказывает в главе о преподобном Евхерии[53].

«По стопам святого Патрика, просветителя Ирландии и святого Григория Турского» (изд. в 1990) – лекция, имеющая подзаголовок «Пути спасения в современном мире» и представляющая собой простое по форме, но очень живое по содержанию, насыщенное интересными жизненными наблюдениями рассуждение именно на эту тему. Малоизвестные на Востоке жития древних святых Западной Европы, святого Патрика и святого Григория Турского, выступают здесь в качестве повода для размышлений о христианской миссии в современном мире: «Мы все принадлежим к одной национальности — к христианской расе. Жизнь Святого Патрика должна быть для нас явлением современным, чем-то таким, что относится к нам и сейчас. То, что нас в этом явлении вдохновляет, то именно и существует для нашего вдохновения и чтобы принести нам пользу»[54]. «Человек против Бога» (изд. в 1994) – в оригинале эта религиозно-философская работа носила название «Nihilism: The Root of the Revolution of the Modern Age»[55] («Нигилизм: источник революции современной эпохи»). Оригинальное название вполне раскрывает её смысл: автор находит в сознании и жизни человечества Новейшего периода различные проявления нигилизма, которые, при всех их отличиях, едины в том, что выражают бунт человека против Бога.[56] «Человек против Бога» представляет собой 7-ю главу из большого незаконченного труда «The Kingdom of Man and the Kingdom of God» («Царство человеческое и Царство Божие»), однако эту работу можно считать самостоятельным произведением.

«Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. Христианское православное ведение» (изд. в 2009) – объёмный и содержательный, но несколько сумбурный сборник, изданный впервые в США на английском языке в 2000 г., а в русском переводе в Москве в 2009 г. Включает в себя труд «Православные святоотеческие толкования на книгу Бытия», распечатку курса лекций с критикой теории эволюции и подборку писем на ту же тему. Кроме этих работ самого о. Серафима, которые демонстрируют хорошее знание им толкования Шестоднева древними святыми отцами, а также стремление автора следовать именно их методам интерпретации, книга содержит также статьи против эволюции составителя и редактора сборника иеромонаха Дамаскина (Христенсена) и известного американского лектора-креациониста Филиппа Джонсона. Здесь много интересного фактического материала, особенно со ссылками на книги блестящего апологета креационизма Генри Морриса, но много также повторов и опечаток. «Американский просветитель русского народа» (2010) – посмертный сборник впервые переведённых на русский язык статей, писем и дневниковых записей о. Серафима (Роуза). Особый интерес представляет статья «Человек наизнанку». Как и работа «Человек против Бога», она является частью недописанной в молодости книги «Царство Божие и царство человеческое», в которой Юджин Роуз предстаёт в роли религиозного философа, а не просто христианского писателя. Философия Фридриха Ницше в целом здесь оценивается критически, но по некоторым сочувственным реминисценциям можно судить о том могущественном влиянии, которое имел немецкий философ на мировоззрение будущего иеромонаха Серафима[57].

фильм «Отец Серафим Роуз» можно смотреть здесь

Книга Серафима Роуза «Душа» после смерти» описывает опыт умирания на основе трудов святых отцов

Серафим Роуз — автор многочисленных трудов на православную тематику. Но наиболее известная его книга «Душа после смерти». Цель её написания — показать читателю православный взгляд на посмертную жизнь.

Не секрет, что Священное Писание почти не касается этой темы. Серафим Роуз же решил воспользоваться всеми источниками, которые счёл достойными доверия, и сформировать картину загробной жизни православного христианина.

«Душа после смерти» Купить книгу на сайте ЧитайГород


Обложка книги Серафима Роуза «Душа после смерти»

Он считал её «ответом» многочисленным описаниям посмертных опытов, о которых рассказывали люди после клинической смерти.

О структуре книги автор ёмко говорит сам:

«В девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения».

А десятая, заключительная глава пошагово описывает опыт умирания с точки зрения Серафима Роуза, например:

«Потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми «на курорте» счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов».

Ссылается при этом Серафим Роуз в основном на письма Феофана Затворника и труды ряда других деятелей Церкви.

Заканчивается книга рассуждениями о молитве, телесном воскресении и приложением с молитвами и ответами критикам.


Монах Серафим Роуз

Цитаты

Было бы слишком поверхностным заключением сказать, что прославление Новомучеников и Царской Семьи приведёт к восстановлению Святой Руси. Но православные русские люди и в России, и в рассеянии, если воспримут это событие всем своим сердцем, то оно сможет послужить поводом к раскаянию в грехах, а влияние его на самую Россию и измерить нельзя…
Иеромонах Серафим (Роуз).

Будущее России и конец мира.

«Нет большего сродства и близости чем у Бога с душой и у души с Богом, — писал святой Макарий Великий. — Когда душа лишена Бога, она принимается искать». Она не находит его в католичестве, потому что католичество — это провинциальный извод подлинного христианства, засорённый человеческими домыслами. Не встретит она Бога и в протестантстве, потому что для протестантов Бог — это что-то чрезвычайно личное, сокрытое в глубине души, да в такой глубине, что уж и непонятно, есть ли Бог для протестантов. И не будет встречи в так называемых восточных религиях, потому что в некоторых из них Бога просто-напросто нет, в других на место Бога встают кумиры, а в иных Бог как будто бы есть, но о нём ничего неизвестно.
Но вот — православие. Религия, которая покоряет многих, вначале лишь величавой, неземной красотой богослужебного обряда. «Не знаем, где мы были — на земле или на небе, где поют ангелы», — говорили святому князю Владимиру русские послы, побывавшие на богослужениях в Константинополе. Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У неё начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть православие — подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов[8].

Увы, Серафим Роуз был предвзятым и слабым востоковедом

Было бы неправильно и несправедливо сказать о работах Серафима Роуза исключительно хорошее. К его трудам следует относиться с осторожностью.

Из-за посредственных учителей академии Востоковедения Серафим Роуз был очень слабым и предвзятым религиоведом. Он не стеснялся, не имея чётких представлений о чужих вероисповеданиях, обрушиваться на них с резкой и необоснованной критикой. Руководствовался он при этом домыслами и слухами.

Серафим Роуз плохо ориентировался в восточных традициях, но критиковал их

Особенно о веротерпимости Серафим Роуз забывал, когда рассуждал об индуизме и легко ставил «равно» между ним и «чёрной магией» (ещё одной областью, в которой он не ориентировался). Например, Серафим Роуз допускал такие ошибки:

  1. Во фразе «Пранаяма представляет собой дыхательные упражнения в сочетании с джапой» он демонстрирует некомпетентность, ибо это разные техники, а их сочетание носит иное название — «Аджапа Джапа».
  2. Богиню Кали, которая ужасала злых демонов и символизировала разрушительное время (если по-христиански, переход из грешного мира в Небесное Царство), он грубо отождествлял со смертью и ужасом и критиковал иконографию индуистской Богини за наличие кровопролитных сюжетов.

Интересно было бы узнать, какими бы эпитетами Серафим Роуз мог бы описать почитание мощей или сюжеты вроде «Усечения головы Иоанна Предтечи», если бы вырос вне христианской культуры.

Поэтому, сочинения Серафима Роуза на тему других религий не стоит переоценивать. К глубокому сожалению, они не намного компетентнее трудов его учителя Алана Уоттса.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Основные труды

  • [lib.pravmir.ru/library/book/906 «Православие и религия будущего»] (1975);
  • [pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=100 «Вкус истинного православия»] (1978);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/909 «Православный взгляд на эволюцию»] (1978);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/394 «Знамения времени»] (1980);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/393 «Как сегодня быть православным»] (1980);
  • [www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad.htm «Душа после смерти»] (1980);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/392 «Тайны книги Апокалипсис»] (1980);
  • [portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=80 «Будущее России и конец мира»] (1981);
  • [shestodnev.narod.ru/rouz_genesis/index.html «Православное понимание книги Бытия»] (1981);
  • [www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=453 «Когда Бог открывается сердцу»] (1981);
  • [www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=455 «Святые отцы: верный путь христианства»] (1983);
  • [www.pravmir.ru/sovet-sovremennikam/ «Совет современникам»] (1984);
  • [lib.pravmir.ru/library/book/904 «Аще забуду тебе, Иерусалиме»];
  • [pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=941 «Православное монашество в Галлии V—VI веков»];
  • [lib.pravmir.ru/library/book/1139 «Святые Отцы Православия»];
  • [books.google.ru/books?id=vOOhkgAACAAJ&hl=ru «Божие откровение человеческому сердцу»] (аудиокнига). — Даниловский благовестник, (2008). ([ablbooks.eu5.org/index.php?newsid=2713 MP3]);
  • [books.google.ru/books?id=5otykgAACAAJ&hl=ru «Путь ко спасению в современном мире»] (электронный ресурс, перевод). — Даниловский благовестник, (2008). — ISBN 5891012596, ISBN 9785891012592;
  • [books.google.ru/books?id=g899kgAACAAJ&hl=ru «Современное недочеловечество: о смысле нашего существования»] (электронный ресурс, перевод). — Даниловский благовестник, (2008). — ISBN 5891012715, ISBN 9785891012714;
  • [books.google.ru/books?id=Jeh9kgAACAAJ&hl=ru «Человек против Бога»] (электронный ресурс, перевод). — Даниловский благовестник, (2009). — ISBN 5891013460, ISBN 9785891013469;
  • [books.google.ru/books?id=a2qLkgAACAAJ&hl=ru «Американский просветитель русского народа: из неизданного»] (сборник трудов). — Никея, (2010). — ISBN 5917610207, ISBN 9785917610207;
  • [www.ozon.ru/context/detail/id/7632845/ «Приношение православного американца»] (сборник трудов). — Русский паломник, (2011). — ISBN 978-5-98644-021-7;
  • Иеромонах Дамаскин (Христенсен).
    [sretenie.com/book/element.php?ID=35419 Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды.] — Сретенский монастырь, (2009). — ISBN 978-5-7533-0345-5.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]