Содержание:
«Закон Божий» — самый популярный в XX веке учебник о православной вере для семьи и школы. В книге доступно изложены основы православной христианской веры и жизни.
Книга состоит из пяти частей.
1. Основные понятия православной веры.
2. Главные молитвы.
3. Пересказ Ветхого и Нового Завета.
4. Символ веры, догматы, заповеди и таинства.
5. Устройство храма и богослужения.
Современное издание учебника. Москва, издательство Сретенского монастыря, 2013
Дети эмигрантов первой и второй волны росли в отрыве от Православия
. В начале 50-х годов XX века назрела потребность в простом и доступном изложении основ православной веры и культуры. За составление такого простого по изложению и вместе с тем всеобъемлющего по своему содержанию пособия взялся протоиерей Серафим Слободской.
«Грех, или зло, есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать грех, есть нарушение воли Божией… Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, все — грешны».
«Необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни»
, — писал в предисловии ко второму изданию «Закона Божиего» отец Серафим. Второе издание «Закона Божиего» вышло в 1967 г. Вскоре книга стала издаваться по всему миру.
Все иллюстрации
к «Закону Божиему» иерей Серафим сделал сам.
Первоначальной идеей
отца Серафима было создание многотомного «Закона Божия», но потом пришло решение издать его в одном томе, в том виде, в котором он сейчас и существует.
«Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему — дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы, познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом. Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. В Божием мироздании нет и не может быть ничего бессмысленного. И если человек живет без веры в Бога, не по заповедям Божиим, не для будущей вечной жизни, то и существование такого человека на земле становится бессмысленным».
«Закон Божий»
стал учебником для приходских школ Америки, использовался как руководство в воспитании детей в семье и как самоучитель для взрослых, которые лучше хотят понять православную веру.
«Это не просто учебник
Закона Божия для детей, это настоящая энциклопедия богословских наук и для взрослых. Эта книга должна быть настольной в каждой семье после Евангелия», — сказал на отпевании отца Серафима известный богослов РПЦЗ архиепископ Аверкий Таушев.
В Советский Союз
«Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского попал в 1970-е годы. Книга тайно копировалась и передавалась из рук в руки.
Распространенным явлением в советской России были и переписанные от руки молитвы
В начале 1990-х «Закон Божий» стал самой популярной книгой об основах православной веры
в России. «Закон Божий» издавался миллионными тиражами. До сих пор выходят новые издания этой книги.
Гедеон
Из числа судей Гедеон
прославился тем, что с малым войском, при помощи Божией, избавил евреев от врагов мадианитян, которые угнетали евреев семь лет. Евреи должны были скрываться от них в ущельях и укреплениях. Такое несчастие заставило евреев одуматься и обратиться к Богу. Тогда милосердный Господь послал им избавителя в лице Гедеона.
Однажды Гедеон готовился бежать от врагов и выколачивал (молотил) пшеницу, чтобы запастись хлебом на дорогу. В это время явился ему Ангел Господень и повелел собрать войско против неприятеля.
Гедеон, исполняя повеление Божие, начал собирать войско и собрал 32 тысячи воинов. После этого Гедеон обратился к Богу с просьбой дать ему знамение (доказательство), что действительно Господь через него спасет народ израильский. Гедеон молился так: «Господи! Вот я расстелю здесь на гумне стриженную шерсть (руно). Если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что Ты спасешь Израиля моею рукою».
Молитва Гедеона была услышана. На другой день, встав рано, Гедеон стал выжимать шерсть и выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды».
Но Гедеон снова обратился с молитвою к Господу: «Господи! Не прогневайся на меня если я еще раз скажу: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса».
Бог услышал и вторую молитву Гедеона и сделал так в ту ночь: только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса.
Тогда Господь сказал Гедеону: «народа (войска) с тобою слишком много, Я не предам мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: моя рука спасла меня». Потому Господь повелел Гедеону отпустить домой всех кто боязлив и робок. И возвратилось домой 22 тысячи человек, а у Гедеона осталось 10 тысяч человек.
Господь же снова сказал Гедеону: «все еще много народа», и повелел Гедеону повести всех к воде. По указанию Божию Гедеон отделил тех, которые пили воду, почерпая ее горстью руки, от тех, которые пили прямо ртом наклоняясь к воде. Пивших воду горстью руки оказалось триста человек.
И сказал Господь Гедеону: «тремястами Я спасу вас».
Гедеон взял с собою 300 воинов, съестных припасов и трубы, а остальных отпустил домой.
В ту ночь Бог велел Гедеону побывать в стане Мадианитян. Мадианитяне и амаликитяне расположились в долине в таком множестве, как саранча, верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.
Гедеон со слугой своим Фарой пробрался в стан мадианитян и слышит, как один воин рассказывает другому свой сон, будто бы по стану мадиамскому катился круглый ячменный хлеб, прикатившись к шатру, ударил в него так, что шатер упал, опрокинулся и рассыпался.
На это другой воин ответил: «это не иное что, как меч Гедеона, которому Бог предаст в руки мадианитян». Гедеон очень ободрился.
Возвратившись в свой стан, Гедеон разбудил своих воинов, дал каждому светильник покрытый кувшином и трубу. Разделил всех на три отряда и приказал им окружить неприятельский стан и делать то, что будет делать его отряд и кричать: «меч Господа и Гедеона».
Когда все были на местах. Гедеон приказал своему отряду разбить кувшины и с зажженными светильниками трубить в трубы и кричать: «меч Господа и Гедеона!» То же сделали и другие два отряда.
На мадианитян напал такой страх и ужас, что они в великом смятении и темноте стали убивать друг друга и, наконец, обратились в бегство.
Гедеон разбил их совершенно и с огромною добычею возвратился домой победителем.
После этой победы израильтяне предложили Гедеону и его потомкам царскую власть над собою, но он отказался и сказал: «ни я не буду владеть вами, ни сын мой; Господь да владеет вами».
Автор-составитель:
Протоиерей Серафим Слободской
(1912–1971) — священнослужитель РПЦЗ, настоятель Покровского храма в г. Наяк недалеко от Нью-Йорка, иконописец, известный православный богослов.
7 фактов о протоиерее Серафиме Слободском
1. Серафим Слободской родился в 1912 году под Пензой в семье священника. Мальчика назвали в честь преподобного Серафима Саровского.
2. Отец Серафима был репрессирован в конце 1930-х годов. По окончании школы Серафим переехал в Москву, получил художественное образование, работал по специальности.
3. Художественное образование спасло пленного солдата Серафима в немецком концлагере смерти «VI форт». Однажды он нарисовал портрет часового, тот пришел в восторг, и с этого дня заключенного Слободского поселили в отдельном домике с художником Семеном Подорожным, который давал уроки живописи коменданту лагеря. По воскресеньям Серафиму даже разрешили посещать церковь.
4. Солдат Слободской хорошо понимал, что в случае возвращения на родину его бы ждал ГУЛАГ. Он решил остаться в Западной Германии. В 1949 году Серафим Слободской женился на дочери князя Алексея Лопухина Елене. В браке родились дочь Татьяна и сын Алексей.
5. В 1951 году Серафим принял священный сан и через некоторое время возглавил общину Покровского прихода города Наяк в 45 км к северу от Нью-Йорка.
Покровский храм, г. Наяк. Фото Steven Dolinsky
6. В 1957 году завершилось строительство Покровского храма, которым руководил отец Серафим. В том же году вышло первое издание «Закона Божьего». Батюшка писал книгу по ночам: днем он руководил строительством, сам расписывал фресками стены храма и занимался молодежным лагерем своего прихода.
Фото sergeylarin.livejournal.com
7. Умер отец Серафим от внезапной остановки сердца после вечернего богослужения в 1971 году и был погребен в Ново-Дивеевском женском монастыре штата Нью-Йорк.
Самуил
Последним судьею народа израильского был пророк Самуил
, из колена Левия.
Родители Самуила долго не имели детей. Однажды мать Самуила, Анна, во время усердной молитвы перед Скинией дала Богу обет: если у нее родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, через год у нее родился сын. Анна назвала его Самуилом
, что значит —
испрошенный у Бога
.
Когда Самуил подрос, мать привела его в Скинию и отдала первосвященнику Илию на служение Богу. Первосвященник Илий
был в то время также и судьею народа Израильского.
У первосвященника Илия были два сына Офни и Финеес, которые были священниками при Скинии, но они были люди порочные, без благоговения совершали службу Божию и своим дурным поведением развращали народ. Илий видел благочестие Самуила и поставил его на служение при Скинии.
Самуил спал всегда внутри Скинии, недалеко от места, где спал Илий.
Однажды Самуил сквозь сон услышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил!»
Самуил тотчас побежал к Илию и сказал: «вот я, ты звал меня».
Илий ответил: «я не звал тебя; пойди назад ложись».
Самуил пошел и лег, и снова голос позвал его: «Самуил, Самуил!» И вторично Самуил пришел к Илию, но Илий снова ответил, что он не звал его.
Когда же это повторилось в третий раз, тогда Илий понял, что отрока зовет Господь, и сказал ему: «Пойди назад и ложись. Если тебя еще позовет голос, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой».
Самуил лег и опять услышал голос, звавший его. Самуил ответил, как научил его Илий. Тогда Господь открыл Самуилу, что весь дом Илия погибнет за то, что Илий знал, как нечестиво поступают сыновья его и не обуздывал их.
На другой день Самуил передал Илию, что сказал ему Господь. Илий с покорностью принял предсказание.
Скоро исполнилось предсказание Самуила.
Филистимляне напали на войско израильское и разбили его. Тогда Илий, по просьбе старейшин израильских послал в стан Ковчег Завета со своими сыновьями — священниками Офни и Финеесом. Но Ковчег не помог израильтянам. Они снова были разбиты филистимлянами. Офни и Финеес были убиты, а Ковчег был взят в плен. Так Господь показал людям, что святая вещь не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих
. Илий, узнавши, что Ковчег взят филистимлянами, упал навзничь с седалища и умер.
Ковчег же Завета, будучи великой святыней Господней недолго оставался у филистимлян. Сам Бог вразумил их тем, что их идол Дагон был разбит, у жителей того города появились мучительные наросты на теле, а мыши наполнили поля их. Устрашенные филистимляне поставили Ковчег Завета на новую колесницу, запрягли в нее двух молодых коров и отпустили из своей земли. Коровы, никем не управляемые сами пошли в израильскую землю. Израильтяне с великою радостью встретили Ковчег Завета.
После судии израильского — первосвященника Илия, поставлен был судьею народа израильского пророк Самуил
. Самуил управлял народом не только как судия, но и как пророк Божий. Он убедил евреев истребить всех языческих идолов, какие были у них, молиться Богу о прощении и поститься. Весь народ каялся и говорил: «согрешили мы пред Господом». По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Самуил был строг и правосуден и пользовался от всех большим уважением и любовью. Он управлял народом сорок лет. Под старость он передал власть двум своим сыновьям, которые брали подарки и судили несправедливо. Нетерпеливые евреи стали просить Самуила, чтобы он поставил над ними царя, как и у прочих народов. Самуил старался убедить народ остаться при прежнем управлении, но безуспешно. Тогда Самуил помолился Господу, и Господь сказал ему: «послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Потом Господь сказал, чтобы он предупредил евреев, что царь заставит весь народ служить себе, возьмет себе лучшие земли, лучшее имущество народа, и они должны будут все отдавать царю. Но народ не внял предостережениям Самуила и сказал: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы».
По повелению Божию, Самуил помазал на царство Саула
, возлив на голову его священный елей (жидкое растительное масло), и тогда Дух Святый сошел на Саула, и получил Саул свыше силу управлять народом.
Примечание
: см. Библию — «Книга Судей Израилевых» и «1-я Книга Царств», гл.
1-10
, 1-16.