37 пророчеств Танаха (Ветхого Завета) о Мессии, Божьем Царстве.

Самые Важные Знания. Тема №5 «Пророчества о Христе»

До сей поры мы с вами готовили почву на делянке «Самых Важных Знаний». Сегодня мы с вами познакомимся с семенами, из которых произрастают растения. А позже и плоды. Многие люди читали и пытались понять то, что написано в Библии. Но не поняв ее, отказываются признавать ее богодухновенность и оставляют ее, так и не вникнув в ее духовный смысл.

Библейскую истину духовно можно сравнить с детской игрой, в которой дети собирают картинки при помощи маленьких фигурных картонных раскрашенных кусочков – «пазлов». И кто уразумеет Вечное Евангелие, тот сможет собрать все темы Библии воедино и увидеть красоту истины Божьей! Мы уже отмечали с вами, что Центром Вечного Евангелия будет жертва Бога, отдающего Самое дорогое, что есть у Него — Своего Единородного Сына в жертву за грехи людей, корнем которых является недоверие Богу.

И все это для того, чтобы восстановить доверие и даровать восставшему и умирающему творению то, чем обладает Сам Бог — Жизнь Вечную. То есть в Божьем Слове, раскрывающем план спасения, центральной личностью будет Сын Божий Иисус. О чем Он Сам и сказал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Иоан.5:39)

Нужно изучать библейскую истину

Евреи – ветхозаветный народ Божий, так и не увидели то, что Бог говорил в Писании. Столетиями читающие Слово Божье они так и не увидели красоту и гармонию плана спасения, явленного Богом через Своего Сына. Как следствие они распяли Его, за что были отвергнуты и наказаны Богом! Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.(Деян.13:27-29).

Если мы не увидим и не поймем истину Божью, сокрытую в Библии, то мы также пожнем последствия своего неверного шага и лишимся Вечной жизни! Наглядная модель Библии — это как светоносный предмет, излучающий лучи света во все стороны! Христос – свет, а все части Библии говорят о Нем, то есть несут в себе Его свет! Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. (Лук.24:25-27).

И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. (Лук.24:44-46).

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию. (1Кор.15:3).

Иоиль

Имя значит «Яхве — Бог». О жизни его мало сведений. У святителя Епифания Кипрского есть предание о том, что пророк Иоиль жил за Иорданом. Был пророком в Иерусалиме. Время его проповеди определяют по событиям, описанным в его книге: Северное Израильское царство уже захвачено ассирийцами и перестало существовать, но Южное со столицей в Иерусалиме ещё только ожидает нашествия вавилонян. Иоиль — современник Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Книга Иоиля — апокалиптическая. В ней говорится о грядущем дне Господнем после Второго Пришествия Христова.

Место, откуда начнётся Страшный Суд, в этой книге указывается как долина Иосафата — хорошо известная пророку местность за стенами Иерусалима у потока Кедрон, где и при нём, и за сотни лет до него, и сегодня простирается кладбище. В этой долине молился Христос перед Своими страданиями, там находился Гефсиманский сад, откуда Его вели на суд и распятие. Крест Христов также был установлен вне стен города, над местом, где находилась гробница, бывшая частью кладбища. По преданию, в ней был погребён первый человек, живший на земле — Адам. Из-за предания о Страшном суде кладбище, расположенное в этой долине, — самое дорогое в мире. Многие люди желают быть там похороненными. Благодаря своим огромным размерам и прямоугольным белым каменным надгробиям издалека оно напоминает город.

Библия о Христе

Давайте внимательно и со смирением, учась у Небесного Отца и постоянно вопрошая Его, будем собирать с помощью Слова Божьего целостную картину Вечного Евангелия, в центре которой находится Божий Сын Иисус Христос. Мы рассмотрим лишь некоторые пророчества о Христе из более чем 300 пророчеств Ветхого завета, исполнившихся в Новом завете. Это:

  • Происхождение.
  • Рождение.
  • Время прихода.
  • Предательство.
  • Распятие.
  • Погребение.
  • Воскресение.

Пророчества о Христе — происхождение

Генеалогическое дерево или происхождение, история рода, — это то, что человек, о котором идет речь, не может сам подстроить.

От Авраама: …и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт.22:18).

От Иуды (одного из 12 сыновей Иакова):. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. (Быт.49:10).

От царя Давида: …Я утвержу престол царства его на веки. (2Цар.7:13).

В родословии Иисуса от Адама предков 75 человек. Мы рассматриваем лишь малую часть исполнения ветхозаветных пророчеств.

Исполнение: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его. (Матф.1:1,2).

Пророчества о Христе — рождение

Место: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле. И Которого происхождение из начала, от дней вечных. (Мих.5:2).

Исполнение: Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем…записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. (Лук.2:4-6).

От кого: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Ис.7:14).

Исполнение: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. …. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. (Матф.1:18-23).

Пророчества о Христе — время прихода

Время прихода: Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины…И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет…. (Дан.9:25,26).

Исполнение: …пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:14,15).

…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного…. (Гал.4:4).

Пророчества о Христе — предательство

Предательство: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. (Пс.40:10).

…они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника. (Зах.11:12,13).

Исполнение: Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. (Матф.27:3-7).

Пророчества о Христе — распятие

Распятие: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Пс.21:17-19).

Исполнение: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лук.23:32,33)

Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. (Иоан.19:23,24).

Пророчества о Христе — погребение

Погребение: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. (Ис.53:9).

Исполнение: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лук.23:32,33)

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Матф.27:57-60).

Пророчества о Христе — воскресение

Воскресение: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. (Пс.15:10).

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Ис.53:11,12).

Исполнение: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. (Деян.2:23,24).

Пророчества о Христе о конце грешного мира

В пророчествах о конце этого грешного мира Христос так же центральная Личность.

Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. (Дан.2:34,35).

Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. (Ис.28:16).

…ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. (1Пет.2:3-8).

Христос — центр священнических ритуалов в святилище

Все жертвоприношения указывали на Его Жертву: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис.53:7).

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Иоан.1:29).

Христос был центром всех церемоний и ритуалов, совершаемых в святилище: Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. (Евр.10:3-5).

Служение священников и первосвященников в земном святилище указывало на служение Христа в небесном святилище: Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. (Евр.8:1,2).

От Бытия до Откровения Сын Божий является сосредоточием Вечного Евангелия:

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. (Откр.22:12,13).

Исаия

Святой пророк Исаия проповедовал в Иерусалиме в царствование иудейских царей Азарии, Иофама, Ахаза, Езекии и Манасии (середина VIII — начало VII вв. до Р.Х.). Имя Исаии означает «Спасение Божие». Пророк происходил из священнического рода. Он родился около 765 года до Р.Х. Полсотни лет Исаия призывал израильтян к покаянию и возвещал им о скором приходе Мессии (Христа). За точность пророчеств о Спасителе его называют пятым евангелистом.

Помимо вести о Христе, в книге пророка Исаии содержатся и пророчества о конце мира: суде над землёй и торжестве Царства Божия. Своим соотечественникам пророк предсказал падение Иудеи и вавилонский плен за нераскаянность народа.

От проповеди пророка Исаии покаялся иудейский царь Езекия. Исаия сотворил чудо для больного царя: по молитве пророка тень на ступенях дворца возвратилась назад. После покаяния царь исцелился. Престарелый пророк окончил свою жизнь мученически — он был казнён в царствование нечестивого царя Манассии.

Пророчества о Христе у пророка Исаии:

Ис. 2:1-4 О возвышении горы Господней — Голгофы, к которой соберутся все народы.

Ис. 7 О рождении Эммануила от Девы.

Ис. 9 О возвышении Галилеи, увидевшей Свет Великий.

Ис. 11 Об Отрасли, которая произойдет из корня Иессея и Давида, и о дарах Духа на Нём.

Ис. 40 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» — о гласе вопиющего в пустыне — Предтече Господнем Иоанне.

Ис. 42; 49; 50 и 52-53; 61 гл. Об Отроке, Рабе Господнем, Сыне Божием, Его кротости и страдании. 53 главу Книги пророка Исаии вообще называют пятым Евангелием — настолько точно в ней описаны события Страстей Господних.

Главная цель Вечного Евангелия

Но не стоит полагать, что главной целью Вечного Евангелия является просто рассказать всем о Сыне Божьем. О Его Жертве, любви к людям, Его служении ради нас. Самое главное назначение Вечного Евангелия – добиться от грешного имеющего свободу выбора человека отклика любви и доверия на действия Бога и Его Единородного Сына Иисуса Христа! Сын Божий, явивший характер Бога в человеческом естестве, очень хочет пробудить в грешных людях желание познать Бога и примириться с Ним. Обрести с Ним самые тесные основанные на взаимной любви взаимоотношения.

Так как Бог духовная Личность, то прийти к Нему – это понятие не физическое — из точки А в точку Б; а духовное, переход из грешной жизни в святую жизнь, свободную от греха. Грех разделил человека с Богом: Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. (Ис.59:1,2).

Избавить человека от того, что его губит, то есть от греха, вот цель, которая стояла перед Сыном Божьим: …и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. (Иоан.8:32-36).

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан.14:6).

Иезекииль

Имя пророка значит «Господь укрепит». Как и предыдущие пророки, он был из рода священников. Иезекииль родился около 622 года до Р.Х. Этот пророк был… немым. Свои проповеди он составлял на пергаментных свитках. Их читали ученики пророка на улицах города. Исследователи, которые изучали книгу пророка Иезекииля на языке оригинала, заключают, что его проповеди — высокохудожественные стройные тексты с зачином, развитием мысли и концовкой, поэтическими средствами, а не записанные кем-то по памяти отрывочные фрагменты.

Согласно одному из преданий, Иезекииль вначале был слугой у пророка Иеремии (свт. Григорий Богослов, Слово 47). После взятия Иерусалима он в возрасте 25 лет был уведён в вавилонский плен. В пути Иезекииль ободрял израильтян написанными проповедями.

Иезекииль был женат. Его жена скончалась после четырёх лет жизни на чужбине. В плену он продолжил своё служение, но не в самом Вавилоне (там Господь поставил проповедовать пророка Даниила), а в других селениях. Святитель Климент Александрийский сообщает, что Иезекииль был учителем Пифагора, который приезжал получать знания в Вавилон (Строматы, I, 304).

Как и два предыдущих пророка, Иезекииль был убит князем своего народа за обличения в идолослужении. Похоронен на берегу Евфрата недалеко от Багдада, в окрестностях современного города Кифль в Ираке. Мусульмане очень почитают его.

Пророчества о Христе у пророка Иезекииля:

Иезек. 37 Видение «сухих костей» — пророчество о воскрешении мертвых.

Иезек. 44 Видение нового города и храма — образ Церкви Христовой; видение заключенных врат храма — прообраз Божией Матери.

Христос и есть истина

Христос сказал, что нам необходимо познать истину, и она сделает нас свободными. Слово Божье так же учит тому, что Христос и есть истина. Он говорит нам о том, что именно Он может и хочет освободить нас от греха. Корнем греха является недоверие Богу и Его словам. Вот как произошло заражение человечества смертельной болезнью, под названием грех: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. (Быт.3:1-5).

Без Христа мы не способны решить проблему греха. Мы можем изменить что-то внешне в своем поведении, удалить видимую часть проблемы, но не устранить саму проблему. Да, внешне как будто проблема решена, но она не решена, а спрятана от глаз подальше.

Осия

Имя значит «спасение». Святой пророк Осия жил в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II (835-753 гг. до Р.Х.), пережил гибель Северного Царства в 722 году (было завоёвано ассирийцами). Предположительно, тоже был из священнического рода.

Осия был женат на женщине Гомери, о которой упоминает в своей книге. В ней также сказано, что одна жена пророка была распутницей, изменявшей своему первому мужу, а другая была блудницей, пророк их взял в жены на условиях, что они закончат свои грешные дела. Эта история из жизни пророка Осии перекликается с преданием о святителе Николае Чудотворце, который спас трёх дочерей бедного человека от ожидающей их жизни распутниц, подбросив тайно в дом мешочки с золотом.

Лейтмотив книги пророка Осии — «сеяние Божие»: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новую ниву, ибо время взыскать Господа» (Ос. 10:12). Пророк возвещает о том, что Господь призовёт в Своё Царствие язычников, которые веруют в Него. Фраза из его книги «кто сеет ветер, пожнёт бурю» стала крылатой.

Пророчества о Христе у пророка Осии:

Ос. 11:1 «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (см. Мф. 2, 15).

Ос. 13:14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Эти слова пророка Осии мы всегда слышим в пасхальную ночь.

Проблема греха состоит из двух частей

Проблема греха состоит из двух частей, скрытой и показной. Внутреннее состояние (характер, мотивы, дух человека) — это корень всего (пример – дерево). Внешнее поведение (внешний вид, мимика лица, жесты, слова) — это нарисованная картинка по нашему изволению. Причем внутреннее состояние первично.

И вот иллюстрация: Яблоня, груша, черешня, персик. На каждом дереве растет свой плод. Почему яблоня производит яблоки, груша – груши , черешня – черешню, персик – персик? Потому что плоды дерева определены самой сутью дерева. Плод дерева – это следствие сути самого дерева. Эту истину хотел донести до грешных людей Сын Божий: По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. (Матф.7:16-18).

Мы — грешники. Наша природа, наше естество греховны и бунтуют против Бога и Его воли. Не удалив корень греха (недоверие Богу), мы останемся все теми же грешниками и к Богу так и не придём, хотя внешне будем казаться благочестивыми. Двойные стандарты всегда были популярны у грешных людей. С особой силой они проявляют себя сейчас в это последнее время накануне второго Пришествия Христа. Они с особой силой проявят себя в религии.

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. (2Тим.3:1-5).

Амос

Пророк Амос (имя значит «носитель бремени») — уроженец города Фекои в пяти километрах к югу от Вифлеема. До призвания на пророческое служение он был простым пастухом и собирателем инжира. На проповедь он отправляется в Северное Царство, в город Вефиль — языческую «мекку», центр поклонения золотым тельцам. Время его проповеди приходится на на правление царя Иеровоама II (782-740 гг. до Р.Х.).

Своими обличениями Амос возбудил против себя гнев вефильского жрица Амасии, который попытался обвинить пророка перед Иеровоамом в возмущении народа и оскорблении личности царя. Царь поверил этим ложным обвинениям, и пророк был изгнан. Тем не менее, он вернулся на проповедь при Озии (733-722 гг. до Р.Х.) — последнем царе Северного Царства, после которого Израиль был уведён в ассирийский плен.

Духовная болезнь лечится только духовным лекарством

Человеческий мозг — одна из самых сложных конструкций во Вселенной! Можно ли сказать, что грехом является сам разум человека? Нет. Разум человека может производить греховные мысли. Но он так, же может производить и святые мысли. И если бы мозг был бы деревом худым, то он не мог бы приносить даже иногда плоды добрые, а раз он приносит, то проблема не в разуме человека. Человек, созданный по образу и подобию Бога, представляет собой очень тонкую структуру, духовную структуру. Один и тот же мозг может быть источником противоположных мыслей: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир. (Рим.8:5,6).

У человека грехом поражен его дух, его личностное «Я», которое обладает свободой выбора! Духовная болезнь лечится только духовным лекарством. Это молитва, изучение Божьего Слова, благотворительность. Ну и самое главное – об источнике силы твоей новой жизни, это идти по жизни со Христом. Отождествлять свои поступки, мысли, с Его святой жизнью. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (1Пет.2:21).

Следующая тема будет посвящена повторному рождению или рождению свыше. Это очень важный этап в жизни человека. Потому что если человек не родится свыше, то он и не может жить новой жизнью.

Самые Важные Знания. Тема № 5 «Библия о Христе»

Не забудьте поделиться с другими:

Иеремия

Имя Иеремии означает «Господь возвеличит». Также из священнического рода, пророк Иеремия родился в 645 году до Р.Х. в Иудее. Он проповедовал на протяжении царствования пяти иудейских царей — Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии, в общей сложности около пятидесяти лет. В это же время звучала проповедь и других известных пророков: Иезекииля, Даниила, Аввакума, Варуха. В неспокойное время, в условиях угрозы нашествия вавилонян, пророки предостерегали народ от грехов и призывали обратиться к Истинному Богу. Пламенная проповедь Иеремии звучала в Иерусалимском храме, у ворот города, в царском дворце, на площадях и в частных домах. К сожалению, неверующие соотечественники слова пророка о скором нашествии вавилонян воспринимали не как предостережение от Бога, а как выражение неких политических взглядов: Иеремию подозревали в сношениях с вавилонянами и предательстве родины. Его поносили соотечественники, от него отказались родные.

Во второй книге Маккавейской говорится о том, что перед нашествием вавилонян на Иерусалим он вместе с верными ему израильтянами успел укрыть Ковчег Завета, скинию и жертвенник в одной из пещер горы Нево (сегодня территория Иордании) и закрыл вход камнями. Когда некоторые иудеи попытались вернуться на это место, чтобы запомнить его, они не смогли отыскать пещеру (2 Мак. 2:1-8). По преданию, Ковчег Завета, в котором хранились скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной небесной и расцветший жезл Аарона, и поныне остаётся там и будет оставаться до конца времён.

Пророчества, сказанные Иеремией, сбывались у него на глазах. Пророк предсказал, что иудейский царь будет уведён в Вавилон. Не прошло и трёх месяцев, как царь Иехония был уведён в вавилонский плен. Жители Иерусалима обвинили пророка в связях с вавилонянами — никто не хотел верить, что будущее пророку открывает Бог. Иеремию посадили в темницу — ров, вырытый в земле и частично заполненный водой.

Во время осады Иерусалима пророк пытался бежать из города, но стража приняла его за перебежчика и вернула. Из-под ареста Иеремию освободили лишь вошедшие в город вавилоняне. Парадоксально, но язычники проявили больше уважения к пророку Яхве, который для вавилонян был лишь одним из божеств пантеона.

Начальник царской охраны Навунарзан оказал честь пророку, не стал уводить его в плен и предложил выбрать место, где он будет жить — Иерусалим был разрушен до основания. Иеремия выбрал остаться в своём отечестве. Он плакал на развалинах Иерусалима и вместе со своим учеником пророком Варухом проповедовал немногим оставшимся соотечественникам. Описанию разрушений святого города посвящена поэма «Плач Иеремии», написанная акростихом, — одна из книг Ветхого Завета.

Вскоре иудеи, которым разрешили остаться на своей земле, подняли восстание против вавилонского правительства. Оно потерпело поражение, и восставшие вынуждены были бежать в Египет. Убегая, они захватили с собой пророка Иеремию, чтобы он не выдал вавилонянам, в какую сторону они направились.

Есть древнее христианское предание о мученической кончине пророка в Египте. В городе Тафнис от его проповеди обращались язычники-египтяне, по молитве пророка от домов местных жителей уходили ядовитые змеи и крокодилы. Однако свои соотечественники побили его камнями. Александрийское предание говорит о том, что при Александре Македонском останки пророка были перенесены в Александрию. Предполагаемую гробницу Иеремии в окрестностях Каира и доныне чтут египтяне.

После своей смерти пророк Иеремия являлся Иуде Маккавею во время освободительного восстания в Иудее и дал ему золотой меч (2 Мак. 15:10-16). Иеремия, явившийся одному из братьев Маккавеев — уже не согбённый старец со шрамами от ударов и оков, а «величественный муж, украшенный сединами и славою», «братолюбец, который много молится о народе и святом городе». Помимо книги пророчеств и «Плача», Иеремия оставил после себя «Послание» о бессмысленности идолопоклонства, которое также вошло в Ветхий Завет.

Пророчества о Христе у Иеремии:

Иерем. 31 «Рахиль плачет о детях своих» — об избиении Вифлеемских младенцев.

Иерем. 31:31-34 Пророчество об установлении Нового Завета (вечного, дающего прощение грехов) через Крестную смерть Спасителя.

Пророку также принадлежат книги Послание Иеремии и Плач Иеремии.

Рожденный от Девы


Рождество Христово. Фрагмент иконы, Константинополь; XI в.
Рождество Иисуса от Девы Марии — один из самых известных фактов Евангельского повествования.

Пророк Исаия

в VIII веке до Рождества Христова говорит:

…Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:14).

Начало проповеди Иисуса

И возвратился в Галилею в силе духа. Василий Поленов. 1890-1900-е гг.

После ареста Иоанна Крестителя Иисус удалился в провинцию Галилея и поселился в городе Капернауме, в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Именно оттуда Он начал Свою проповедь Царства Небесного (Мф4

:12—17).

Пророк Исаия

говорит:

Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую

(Ис
8:22—9:1).

Малахия

Имя значит «вестник Божий». Малахия — последний из пророков. Он проповедовал в V веке до Р.Х. Родился в городе Софе на севере Израиля. Был из священнического рода. Ко времени пророческого служения Малахии второй Иерусалимский Храм (в котором будет проповедовать Христос) уже был построен. Тем не менее, он ещё был современником строителей этого храма — пророков Ездры и Неемии, благодаря чему книга пророка Малахии вошла в первый собранный канон книг Ветхого Завета (Ездра и Неемия занимались составлением канона).

Пророчества о Христе у пророка Малахии:

Малахия 3:1-2 «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий» — пророчество о пришествии Господа и Его Предтечи.

Малахия 4:5 «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» — пророчество о явлении Иоанна Предтечи и пророка Илии перед приходом Христа.

Кроме перечисленных, к пророческим книгам Ветхого Завета относят книги пророка Варуха и 3-ю книгу Ездры.

…И злодеям причтен


Тициан. Несение креста. 1565

Христа, Который не сделал ничего противозаконного, осудили и распяли вместе с уголовными преступниками (Мк 15

:27—28).

Пророк Исаия

говорит:

…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53:12).

Неперебитые голени

Мучения распятых на кресте могли продолжаться несколько дней. Чтобы это страшное зрелище не портило приближающийся праздник иудейской Пасхи, решено было ускорить процесс казни. Обычно для этого распятым перебивали голени молотом, после чего они не могли уже опираться на прибитые к кресту ноги и быстро умирали от удушья, повисая на одних руках. Так сделали и на этот раз. Но когда, перебив голени разбойникам, воины подошли к распятому Иисусу, то увидали, что он уже мертв. Поэтому его кости остались целы (Ин 19

:31—33).

Пророк Давид

говорит:

Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс 33:21).

Тридцать сребреников


Дуччо. Предательство Иуды. Фрагмент

После того, как предатель Иуда узнал, что Христа осудили на смерть, он пришел к первосвященникам и бросил перед ними на пол 30 сребреников, которые они заплатили ему за предательство Иисуса. Первосвященники не стали класть эти деньги в церковную казну и купили на них участок земли, принадлежавший гончару (Мф 27

: 3—7).

Пророк Захария

говорит:

И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11:12—13).

Софония

Имя значит «Господь покрывает» или «Господь наблюдает». Жил и проповедовал во дни Иосии, царя Иудейского (639-608 гг. до Р.Х.). Потомок в четвёртом поколении царя Езекии и родственник Иосии. При этом благочестивом царе под влиянием проповеди пророков народ вернулся к вере отцов, но Иудейское царство было уже накануне своего разрушения. Пророк предупреждает народ об опасности отступления от Бога и возможном грядущем нашествии вавилонян.

Пророчества о Христе у пророка Софонии:

О воцарении Господа над всей землёй.

Аввакум

Имя значит «возлюбленный». О нём упоминается в неканонической части книги пророка Даниила. Аввакум проповедовал одновременно с этим пророком. Это уже второй пророк, которого некоторые толкователи отождествляют с воскрешённым сыном Сарептской вдовы или Сонамитянки (её сына воскресил пророк Елисей). Свою проповедь Аввакум начал в Южном Царстве ещё до взятия Иерусалима вавилонянами, при нечестивом царе Манассии.

Начальные слова 2 главы его книги «На стражу мою стал я» стали основанием для ирмоса 4 песни пасхального канона: «На Божественной страже богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен».

Слова этой книги встречаются и в других богослужебных ирмосах: «Господи, услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененныя чащи пришел еси», «Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе» — из 3 главы книги. Это говорит о поэтичности и пророческом значении книги.

В стихире самому пророку Аввакуму мы слышим: «На Божественной стоя страже, честный Аввакум слышаше таинство к нам Твоего Пришествия, Христе, неизреченное, и проповедание Твое, пророчествует явственнейше, провидя и апостолы премудрые якоже кони, язык многоплеменных возмущающие море», а в тропаре ему: «Проповедав Господа Славы, и сего прорек пришествие от Святыя Девы проявленно бывшее, и показанное видя, веселися Аввакуме блаженне».

Наум

Имя означает «утешенный». Проповедовал в Иудее при царе Езекии (725-696 гг. до Р. Х.), и, возможно, также при нечестивом царе Манассии. В его книге есть и пророчество о Ниневии. На этот раз город не покаялся, как от проповеди Ионы, и в 612 году до Р. Х. после двухмесячной осады вавилонским царём Набопаласаром Ниневия пала. Хотя защитники Ниневии превосходили вавилонян своей силой, среди них внезапно вспыхнула чума. Вавилоняне практически без боя вошли в город, отданный им гневом Божиим.

Пророчества о Христе у пророка Наума:

Судьба Ниневии — образ конечного разрушения зла после Второго Пришествия Христова.

Распятие


Джованни Баттиста Тьеполо. Несение креста

Иисус был распят, как это обычно делали по-римски: Его руки и ноги прибили к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело.

Пророк Давид

говорит:

…Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс 21:17).

«Сойди с креста!»

Глядя на умирающего в страшных мучениях Иисуса, первосвященники, фарисеи, книжники и простые прохожие смеялись над ним и говорили: «Пусть сойдет с креста, тогда поверим, что он — Сын Божий» (Мф27

:40—43).

Пророк Давид

говорит:

…Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему

(Пс
21:8—9).

Вход в Иерусалим на ослике


Вход Господень в Иерусалим. Джотто

Накануне иудейской Пасхи радостно встречаемый народом Христос въехал в Иерусалим не на коне, как это подобало бы народному вождю, а на молодом ослике (Лк 19

:30—35).

Пророк Захария

в VI веке до Рождества Христова говорит:

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах 9:9).

Спаситель мира


Кошелев Николай. Голова Христа

Христос взял на Себя все грехи мира (Ин 1

:29), в Своем воплощении облекся в человеческое естество со всей его уязвимостью, подверженностью страданиям и смерти, чтобы исцелить его в Себе через Крестный Подвиг, смерть и Воскресение.

Пророк Исаия

говорит:

Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом (Ис 53:4).

На заставке фрагмент: Ангел с последней трубой. XVII век. Художник Алонос Кано (1601-1667)

Погребение у богатого

Христа должны были похоронить вместе с казненными рядом с Ним разбойниками. Но после казни Его тело по разрешению Пилата забрал богатый и знатный член Синедриона по имени Иосиф, бывший тайным учеником Иисуса. Он со всеми почестями похоронил Христа в специально приготовленной для этого пещере (Мф 27

:57—60).

Пророк Исаия

говорит:

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9).

Место Рождества


Вифлеем. Храм Рождества Христова. Фото young shanahan/Flickr/CC BY 2.0

Богочеловек Христос по человечеству родился в Вифлееме, а по Божеству — рождается от Отца прежде начала времен и сотворения мира.

Пророк Михей

в VIII веке до Рождества Христова говорит:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).

Аггей

Имя значит «Господь защитит». Происходил из рода священников. Время его проповеди — окончание эпохи вавилонского плена, начало возвращения иудеев в Землю Обетованную. В ранней юности он пришёл из Вавилона в Иудею, пророчествовал о грядущем возвращении народа из плена, видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуия». В 1 книге Ездры говорится о совместном выступлении пророка вместе с пророком Захарией с проповедью-призывом восстанавливать Иерусалимский Храм после возвращения первых евреев на Святую Землю (это произошло при царе Дарии в 538 году до Р.Х.). Скончался в Иерусалиме и погребён там же вблизи от гробниц священников.

Иона

Имя значит «голубь». Израильтянин из Гет-а-Ковера в Северном Царстве, современник пророка Амоса. Блаженный Иероним приводит предание о том, что Иона — тот самый сын вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил пророк Илия. Иону также считают учеником пророка Елисея. Проповедовал Северному Царству при Иеровоаме II. Был также послан к язычникам в Ниневию, но воспротивился этому повелению Божию и попытался уплыть на корабле в другую сторону — испанский город Таршиш. Господь насылает бурю, чтобы её усмирить, корабельщики бросают «виновника» бури в море, где его заглатывает некое морское животное и спустя три дня выплёвывает на берег как раз напротив Ниневии.

В отличие от других пророков, Иона пророчествует о Христе самой своей жизнью, описанной в его увлекательной книге. На его пророчество и его исполнение указывает Сам Христос:

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-41).

После своей смерти Иона был похоронен в Ниневии, жители которой покаялись после его проповеди. Там Иона прожил до конца своих дней.

Добровольность страданий


Маттиас Стом. Увенчание терновым венцом. Около 1633-1639

Христос знал, что его арестуют, будут мучить и приговорят к страшной смерти на Кресте. Он легко мог уйти от Своих врагов, но принял все страдания добровольно (Ин 12

:27) и ничего не говорил мучителям в Свою защиту (Мк
14
:60—61).

Пророк Исаия

говорит:

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53:7).

Варух

Имя значит «благословенный». Варух был писцом и соратником пророка Иеремии. О жизни его мало известно. В Иерусалиме была найдена печать «Берехии, сына Нерии, писца», которую считают принадлежавшей пророку Варуху. Брат пророка Сераия при царе Седекии заведовал сбором податей. Пророк Варух записывал слова Иеремии и вместе с ним был брошен в темницу, а затем последовал с ним в Египет, где стал проповедовать и самостоятельно. Книгу пророка Варуха относят ко второканоническим, не вошедшим в канон Ездры и Неемии. Оригинал её дошёл до нас не на древнееврейском, а на древнегреческом.

Ездра

Иудейский священник. Имя означает «помощь (Божия)». В 458 году до Р.Х. он возглавил вернувшихся из вавилонского плена иудеев, учредил синедрион, руководил работами по восстановлению Храма в Иерусалиме и составил первый канон ветхозаветных книг, собрав разрозненные свитки воедино. По Иосифу Флавию, Ездра был личным другом царя Ксеркса II и уполномоченным персидского царя (после распада Вавилонского царства его земли отошли к Персии). В том, что евреи вернулись из вавилонского плена в Палестину, была отчасти и его заслуга.

Ездра стремился восстановить духовные традиции Ветхозаветной Церкви среди поколения иудеев, выросших в вавилонском плену — соблюдение суббот и праздников, поддержку Храма его прихожанами. По Иосифу Флавию, пророк Ездра умер и погребён в Иерусалиме. По другим сведениям, он вернулся в Вавилон и умер там.

К пророческой относят третью книгу Ездры (первые две, как и книга его соратника пророка Неемии, — исторические). Третью книгу пророка Ездры также относят ко второканоническим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]