Ветхий Завет — первая и древнейшая из двух частей Библии признаной христанами. Ветхий Завет – является Священным Писаним как для иудаизма так и для христианства. Был написан предположительно с XIII по I в. до рождества Христова. Книги Ветхого Завета в основном написаны на древнееврейском языке, но некоторые из них написаны на арамейском. На нашем сайте пока представлен современный дословный (буквальный) перевод Септуагинты(LXX).
Ветхий Завет, очень важная часть Библии. Без него, мы не смогли бы понять cмысл прихода Мессии. Мы не знали бы, откуда появился этот мир, и почему в мире так много зла. Без него, мы не знали бы, что люди грешники, и не понимали бы нужду в Спасителе, который открылся в Иисусе Христе из назарета.
Книги Ветхозаветных Писаний делятся не следующие разделы:
Пятикнижие(закон)
- book
Быте - book
Исход - book
Левит - book
Числа - book
Второзаконие
История
- book
Иисус Навин - book
Кника судей - book
Книги Паралипоменон - book
Ездра - book
Неемия - book
Эсфирь
Поэзия
- book
Иов - book
Псалмы - book
Притчи - book
Проповедника Эклисиаста - book
Песни Песней
Пророчества
- book
Исайя - book
Иеремия - book
Плач Иеремии - book
Иезикииль - book
Даниил - book
Осия
- book
Иоиль - book
Амос - book
Авдий - book
Иона - book
Михей - book
Наум
- book
Аввакум - book
Сафония - book
Аггей - book
Захария - book
Маллахия
Языки Ветхозаветных книг
Книги Ветхого Завета были написаны на иврите, за исключением некоторых из них, написанных на халдейском языке. Некоторые тексты, были утеряны, а отдельные книги дошли до нас лишь в латинском переводе(Вульгата) конца IV века, сделанным Иеронимом непосредственно с еврейского текста. Так же им использовались и другие, лучшие переводы. По причине того, что во времена Христа и Новозаветной церкви перевод книг Ветхого Завета на греческий язык был распространён, он так же цитировался при обосновании тех или иных доктрин. На сайте PRO BIBLE представленны переводы книг Ветхого завета из Септуагинты.
Пророк Исайя
– Алексей Сергеевич, вы ведь тоже придерживаетесь этой точки зрения? Почему? Заодно – что можно сказать об эпохе, в которой жил и действовал пророк Исаия и о нем самом и его возможных последователях?
– Пророк Исаия или, если мы примем концепцию нескольких авторов, Протоисаия жил во второй половине восьмого века до Р.Х.; годы его пророческой миссии – примерно с 740-го года по 690-й: однозначно датировать события ветхозаветной истории мы вообще не можем – по той причине, что годы правления иудейских царей исследователями датируются по-разному. Но, если примерно, год смерти царя Озии и год призвания Исаии – 740-й до Р.Х. Служение пророка совпало с годами правления четырех иудейских царей: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. 690-й – это один из последних уже годов правления Езекии. Здесь есть некая историческая символика: Озия считается одним из наиболее успешных царей разделенной монархии1, а с его смертью наступает эпоха испытаний, на смену процветанию Иудейского царства приходят бедствия. Религиозная ситуация периодически меняется: Ахаз – один из самых нечестивых царей из иерусалимской Давидовой династии, а Езекия – один из самых праведных и благочестивых. Исаия равно несет свою миссию, исполняет свой долг перед Богом и при плохом, и при хорошем царе; и в благополучии, и в скорби.
Это очень сложный период для Иудейского царства: усиливается ассирийская держава (Ассур), она начинает активную экспансию. Для многих государств Востока встает вопрос о выживании. Северное еврейское царство – Израиль – с политической карты тогдашнего мира исчезает (см.: 4Цар. 17, 23 – уведен из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня
). Южное – Иудея со столицей в Иерусалиме – попадает под власть Ассура, но ей удается сохранить формальную автономию.
Что известно о самом Исаие? Он жил в Иерусалиме; есть предположение, что он мог быть родственником иудейских царей, во всяком случае, был к ним вхож; в 8-й главе книги он общается с первосвященником Урией. У Исаии была жена, которая в книге именуется пророчицей, и как минимум два сына. Имена сыновей символические: Шеар-Ясув («Остаток спасется», см.: Ис. 7, 3) и Магер-шелал-хаш-баз – это предупреждение о том разорении, которому подвергнется Израиль от ассирийцев: ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,–
богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским
(Ис. 8, 4)
В иудейской традиции Исаия считается величайшим из пророков наряду с Моисеем: и тот, и другой – боговидцы, созерцали Бога непосредственно. Об этом рассказывает 6-я глава Книги Исаии, посвященная его призванию на пророческое служение: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм
(6, 1). Иные пророки получали откровение опосредованно – через слово, через ангелов.
Есть основания полагать, что Исаия имел учеников и последователей – в частности, некоторые его пророчества повторяются в Книге пророка Михея. Можно говорить о школе Исаии, именно на этом базируется предположение о том, что его обширная книга – на самом деле антология, собрание нескольких пророческих книг; что его труд продолжили уже отдаленные, «внучатые» ученики.
Идея двух авторов возникла в конце XVIII века; сегодня многие библеисты соглашаются с тем, что главы с 40-й по 66-ю написаны в период вавилонского плена, то есть через сто с лишним лет после кончины Исаии, казненного, по преданию, в эпоху злочестивого и жестокого царя Манассии. Предполагаемого автора этих глав принято называть Второисаией – в отличие от Протоисаии, автора первой части книги. Есть также концепция о множестве авторов Книги Исаии, о том, что она – собрание откровений его пророческой школы. У этих концепций есть в настоящее время и противники – библеисты, которые считают Книгу Исаии единой, принадлежащей одному автору-пророку. Однако в целом концепция Второисаии сегодняшней библеистикой не отвергается, и лично я также ее не отвергаю: мне она представляется обоснованной.
– В целом – каково нравственное содержание пророчеств Исаии, что есть его основной смысловой мотив?
– Это содержание очевидно и отражено в начальных главах книги. В первой же главе Исаия продолжает традицию пророка Амоса – критику религиозного формализма, когда вера сводится к обрядовой стороне, когда считается, что главное – это вовремя принести положенные жертвы, а нравственная сторона игнорируется. Господь устами Исаии говорит, что приношения эти ненавидит и отвергает, потому что люди забыли главное – совесть: Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие
– и празднование!
(Ис. 1, 13). И далее – первая глава содержит нравственные заповеди, данные Богом через Исаию:
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову
(Ис. 1, 16–17). Здесь же мы видим предупреждение о той гибели, которую несет народу грех:
ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его
–
искрою; и будут гореть вместе,
–
и никто не потушит
(Ис. 1, 30–31); и призыв к спасительному раскаянию перед Господом:
Если будут грехи ваши, как багряное,
–
как снег убелю; если будут красны, как пурпур,
–
как волну убелю
(18).
О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем
(Ис. 2, 5)
–
этот призыв проходит красной нитью через всю книгу. Но здесь же мы видим и бесконечную скорбь Бога о Его любимом, избранном народе:
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их
(6, 10)
– В книге Исаии многократно повторяется слово «остаток»: И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова
–
к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было
столько, сколько песку морского, только остаток его обратится (Ис. 10, 20–22). Яркими, поэтическими красками рисует пророк блаженную жизнь спасшегося праведного остатка – Божиего виноградника – на земле под покровительством Судии и Создателя. Но кто же в этом остатке? Каким образом сбылось – или не сбылось – это оптимистическое пророчество?
– Сам по себе этот термин – «остаток» – имеет военное происхождение. Когда одно государство одерживало победу в войне с другим, от побежденного народа оставался именно остаток. Участь остатка была, как правило, печальной: он был вынужден работать на своих поработителей, а затем ассимилировался, растворялся среди других народов. Остаток – это часть народа, уцелевшая, но лишенная будущего. Но в данном случае остаток – это та часть Израиля, которая уцелеет после тех наказаний, которые постигнут народ, впавший в бесчисленные грехи, изменивший Богу. Таким наказанием стало нашествие ассирийцев во главе с царем Сеннахиримом, разорение Иудейского царства (главы 36–39), а в дальней перспективе – вавилонский плен. Но у этого остатка будущее как раз есть: спасшиеся станут началом нового народа Божиего – народа, который всегда будет праведен перед Богом.
Что касается исполнения этого пророчества, оно возможно в нескольких вариантах. Есть такой термин: пророчество двойного исполнения. Отчасти исполнение можно видеть в общине евреев, вернувшихся из вавилонского плена: они действительно были праведны и отличались от того народа, который был до пленения. Но понятие остатка прилагается также и к новозаветной Христовой Церкви: не только к иудеям, крестившимся у апостолов, но и к людям всех народов: войдя в Церковь, они образовали новый народ Божий. То есть мы с вами тоже входим в остаток, о котором пророчествовал Исаия.
– Все великие пророки, движимые Духом Святым, сурово предупреждали о тех страшных карах, которые обрушатся на народ за нечестие. Но в словах Исаии очень ярко выражено другое – как любит Бог человека, как хочет Господь его спасения: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя
(Ис. 49, 15). Я бы назвала Исаию пророком любви Божией. Вы согласны?
– Вполне. Хотя первая и вторая части книги в этом смысле различаются: первая – это, скорее, проповедь суда. Но, насколько мы имеем представление об отношении Бога к человеку в Ветхом Завете, идея милости, любви в Нем всегда преобладает над идеей суда и кары. Там, где речь идет о Божией каре, всегда находится место и для слов утешения, слов, дающих человеку надежду. Конечно, это присуще Книге Исаии; но только у Исаии мы видим пророчество о земном царстве любви, о жизни, которая до сих пор на земле не наступила: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море
(11, 6–10).
Вторая часть книги Исаии считается утешительной. Глава 50 начинается со слов: Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
Есть такое толкование, что в этой главе Исаия – или Второисаия – полемизирует с пророками Иеремией, Иезекиилем и Осией. Они полагали, что Господь как бы разводится с Иудеей, оставляет ее за ее грехи. Исаия же эту идею отвергает: Господь не давал разводного письма. А раз его нет, значит брак не расторгнут и наказание за неверность – временное.
– У Исаии очень ярко выражен призыв не бояться никого, кроме Бога…
– Да, и именно поэтому он постоянно критикует иудейских царей за то, что они в трудных, опасных для государства ситуациях, в военных конфликтах ищут союза с язычниками, не полагаясь на Единого Бога – Бога Израилева: Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта
(30, 1–2). Пророк убеждает властителей в том, что Бог подаст помощь уповающим на Него. С этим непосредственно связано и знаменитое пророчество:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил
(7, 14).
Седьмая глава книги описывает события сиро-ефремской войны, это примерно 735 год до Р.Х. Угроза ассирийского завоевания становится очевидной. Маленькие государства – Сирия и Палестина – пытаются создать коалицию и вместе противостоять агрессору. Египет подбадривает их обещаниями, а сам тем временем пытается решить свои проблемы, создав себе щит из этих государств. Государства-соседи хотят, чтобы в их союз вступила и Иудея, но она отказывается. Сирия и Израиль решают низложить иудейского царя Ахаза и вместо него поставить своего представителя, который вступил бы в войну с Ассирией вместе с ними. С этой целью Сирия и Палестина осаждают Иерусалим. Если бы им удалось осуществить свой замысел, они, как обычно в подобных случаях, истребили бы всех родственников правящей династии. Угроза нависла над династией Давида – над мессианским родом.
Именно в этот критический момент перед Ахазом появляется пророк Исаия вместе со своим сыном Шеар-Ясувом. Пророк убеждает царя: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней
(4) (оба народа, угрожающие Иерусалиму, обречены, это догорающие головешки) (…)
Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется
(7). Исаия предлагает царю просить у Бога знамения – чудесного знака. Но Ахаз – один из самых нечестивых царей в истории Иерусалима – отказывается:
не буду просить и не буду искушать Господа
(7, 12). И тогда Исаия произносит пророчество о знамении – рождении Сына от Девы.
Что значит – знамение? Знамение, по святоотеческому толкованию, это чудесное, сверхъестественное событие. А слово, обозначающее «Дева» –alma– это не обычное в древнееврейском языке слово, обозначающее девушку, не вступившую еще в брак (в патриархальном обществе – по определению девственницу), нет, это слово редкое, оно в Ветхом Завете используется всего семь раз (вместе с настоящим случаем). И в данном случае оно употреблено с артиклем, который можно назвать определенным (по аналогии с английским the) – имеется в виду не дева вообще, а вполне определенная, единственная в своем роде Дева. Например, слово «солнце» в этом языке всегда пишется с этим артиклем, потому что солнце – одно. В переводе еврейского Священного Писания на греческий язык, сделанном во II веке до Р.Х. (Септуагинте), слово переведено словом «парфенос» – дева, девственница; и оно не оставляло сомнений в том, что рождение Мессии будет необычным, чудесным явлением.
Одна из трудностей толкования этого места – то, что событие это произошло через семь веков после встречи пророка и царя; как оно могло стать знамением для Ахаза и его современников? Но реченное Господом через пророка обращено уже не лично к Ахазу, а к династии Давида и ко всему иудейскому народу, ко всем его поколениям: исполнится полнота времени, и люди станут свидетелями Знамения.
И уже в Новом Завете, в Евангелии от Матфея (1, 22–23), Ангел, явившийся Иосифу во сне, напоминает ему об этом пророчестве, применяя его к рождению будущего Младенца и снимая тем самым возможное обвинение с Марии
– Мы с вами перешли к важнейшему аспекту Книги Исаии, к тому, из-за чего его называют ветхозаветным евангелистом – к его пророчествам о Христе:
Глава 9: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (…) Ибо Младенец родился нам
–
Сын дан нам; владычество на раменах Его… (2–6).
О чем и о каком народе эти слова?
– Речь идет о заиорданской (по отношению к Иерусалиму) стране – Галилее; она была завоевана ассирийцами в первую очередь, потому пророк обращается к галилеянам, утешая их: они не исчезнут, в будущем их землю ждет возрождение, и, более того, она станет земным отечеством Мессии – Спасителя. А освобождение, о котором говорится в девятой главе, надо понимать как освобождение от власти дьявола. И мы помним, что именно с родной Галилеи Спаситель начал Свою проповедь (см.: Лк. 4, 14–15)
– И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его
(11, 1). Почему Мессия здесь обозначается именно так?
– Иессей – отец Давида. Считается, что пророчество об Отрасли от корня было произнесено или записано Исаией в конце его жизни, когда очевидным стало политическое падение династии Давида. Отрасль – это молодой побег от скрытого в земле корня иссохшего дерева. Когда от царственной династии Давида останется лишь скромный, не отличающийся от других корень в земле (то есть потомки Давида будут простыми людьми среди народа), тогда он и даст живой побег – Сына Человеческого. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,
–
и покой его будет слава
(11, 10).
– Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине
(42, 1–2). Это уже вторая часть книги, и, возможно, другой автор – тот самый таинственный Второисаия, духовный последователь Исаии первого. Как в дальнейшем развивается пророчество о Христе? Кто Он такой для Исаии (Второисаии)? Как видит пророк – или пророки – Сына Божиего?
– Пророчество о Мессии содержится во второй части книги; ветхозаветным евангелистом Исаию назвали именно за эти пророчества. Святые отцы, назвавшие его так, считали, что вся книга принадлежит одному человеку – Исаие. Но современные исследователи, в том числе протоиерей Александр Мень, считают, что это наименование нужно относить именно ко Второисаие. Что означает слово «отрок»? Это либо слуга, либо – приближенный, близкий человек: приближенные к царю назывались его отроками. У Исаии (или Второисаии) нет, конечно, идеи Троицы; он не может представить себе такого, что Отрок Ягве, Отрасль от корня – это воплотившийся Бог, рожденный, несотворенный Сын Божий. Но это личность, близкая к Богу, для Исаии, безусловно. Отсюда этот образ: «Я держу Тебя за руку». Рука означает непосредственную связь. Слова «к которому благоволит душа Моя», «избранный Мой» подчеркивают особую близость Отрока Богу. Слова о трости, уже надломленной, и о льне (льняном фитиле), не горящем уже, а лишь едва курящемся, говорят о том, что в Его действиях не будет даже минимального насилия, принуждения. А еще здесь есть и тот смысл, что Мессия будет внимательным и чутким к духовной немощи людей. Далее сказано, что Отрок принесет истинную справедливость (суд) и что на Его закон будут уповать острова
(4) – имеются в виду греческие острова, античный, языческий мир. Господь поставит Своего Отрока
в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме
–
из темницы
(6, 7). В 42-й главе не выражена еще тема искупительных страданий Отрока, но в дальнейших главах она усиливается и в 53 главе достигает своей кульминации: эта глава – вершина мессианских пророчеств Ветхого Завета. Исаия описывает все так, будто он наблюдал суд над Спасителем, слышал крики «Распни!», стоял у Креста. Он говорит о том презрении, которое претерпит
Муж скорбей
от людей (3), и о принятии Им на Себя грехов людей (4–6), о безропотности Его незаслуженных страданий (7). Там же говорится об Иосифе Аримафейском, который похоронит Распятого в принадлежащем ему гробе:
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его
(9). Там же говорится, что по принесении жертвы умилостивления
Он узрит потомство долговечное
(10) –под потомством следует понимать Церковь Христову.
– А что означают слова нет в Нем ни вида, ни величия
(53, 2)?
– Здесь два значения: первое – Мессия будет простым человеком, а не каким-то блестящим царем или первосвященником. Второе – вид Христа во время истязаний, распятия и, наконец, вид мертвого Христа. Страдающий, избитый, измученный человек не может быть каким-то красивым или величественным. Христос в этом плане таков же, как все люди, Ему присущи естественная телесная немощь и уязвимость.
– Книга Исаии – это ведь пророчество не только о Христе, но и о Его Церкви? В главе 56 мы читаем о том, что ни евнух, ни иноплеменник не должны чувствовать себя чужими у Господа: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов
(7)
.
– Действительно, у Второисаии это одна из основных идей: для Бога нет отверженных. Явление Мессии – это спасение всех народов, всех людей, каждого человека – именно поэтому в главе 42 говорится про греческие острова, которые будут уповать на Его закон
(4). Но и в первой части книги, в тексте, принадлежащем самому Исаие, мы читаем о горе дома Господня, которая
будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы
(2, 2). Бог научит пришедших
Своим путям,
дабы они
ходили по стезям Его
(2, 3). В библеистике это называется концепцией универсализма: Бог – это не только Бог Израиля. Бог желает спасения всех людей. Все должны войти в Его Царство.
– Необходимо обратить внимание также на главу 26 – идею восстания мертвых: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя
–
роса растений, и земля извергнет мертвецов
(19). Мы ведь слышим эти слова в храме на Страстной седмице?
– Да, это 5-я библейская песнь, которая звучит на утрене Великого поста, и это выражение цитируется в ирмосе 5-й песни канона Великой Субботы. В этой главе присутствует и тема возрождения всех умерших в народе Божием, и тема наказания грешников, виновников страданий и смертей: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих
(21). Действительно, это одно из самых знаменательных мест, потому что лишь в двух местах Ветхого Завета так ясно звучит мысль о всеобщем воскресении – здесь и в Книге пророка Даниила:
И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление
(12, 2).
– И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Это Евангелие от Луки (4, 16–21). И сейчас мы, кажется, слышим эту тишину в назоретской синагоге, и голос Учителя, раздавшийся после паузы в этой тишине. А прочитал Он только что 61-ю главу Книги Исаии. То, что именно Исаию читает Спаситель в назоретской синагоге, то, что так много ссылок на Исаию в Новом Завете, что неоднократно использованная Христом метафора виноградника оттуда, означает, что духовный авторитет Исаии был очень высок?
– Три книги Ветхого Завета – Псалтирь, Исаия и Второзаконие – наиболее часто цитируются в Новом Завете, и они же составляют большую часть объема кумранских рукописей. Книга Исаии была, безусловно, самой популярной из пророческих книг. Именно у него впервые появляется идея народа Израилева как виноградника Божия, который Господь отдаст на попрание диким животным: У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (…) отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его
(Ис. 5, 1–7). Метафору виноградника Спаситель в своих притчах использует неоднократно, а в главе 21 Евангелия от Матфея Он произносит две таких притчи подряд. Вторая сразу отсылает нас к Исаие:
был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился…
(33). Далее Хозяин виноградника – Бог – посылает к виноградарям (тем, кому вверен Божий народ – его вождям, учителям, священникам) сначала своих слуг, которых они убивают, потом, наконец, Своего Сына, но они убивают и Его. Под слугами подразумеваются пророки Господни. Исаия – один из них: напомним, что, по преданию, он был казнен жестоким, мучительным образом в царствование нечестивого царя Манассии. Современники, слушая Христа, прекрасно понимали, что Он имеет в виду.
Беседовала Марина Бирюкова
Авторы
Авторы, писавшие книги Ветхого Завета:
- personМОИСЕЙ
- personИИСУС НАВИН
- personСАМУИЛ
- personИЕРЕМИЯ
- personЕЗДРА
- personНЕЕМИЯ
- personДАВИД
- personСОЛОМОН
- personИЕЗЕКИИЛЬ
- personДАНИИЛ
- personОСИЯ
- personИОИЛЬ
- personАМОС
- personАВДИЯ
- personИОНА
- personМИХЕЙ
- personИСАИЯ
- personНАУМ
- personАВВАКУМ
- personСОФОНИЯ
- personАГГЕЙ
- personЗАХАРИЯ
- personМАЛАХИЯ
ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
ПРОРОЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
Понятие о пророках.
В еврейском тексте встречается несколько терминов, которыми обозначаются пророки. Наиболее употребительным из них является «нави» (множ. «навиим»), которое собственно и переводится как «пророк». По одному объяснению, этот термин происходит от аккадского «наву» (зов) и означает «призванный». Другие производят его от еврейского корня «нб», который означает «говорить, сообщать». Следовательно, «нави» – говорящий, вестник, оратор. Более точно значение термина «нави» можно определить на основании текстов Исх. 7, 1-2 и 4, 15-16, где говорится, что Аарон будет пророком Моисея. Следовательно, «нави» – не только проповедник, но и посредник, который говорит от лица другого. Пророк Господень, таким образом, есть посредник между Богом и людьми, вестник воли Божией.
В греческом переводе «нави» передается термином προφητης. Этим термином обозначали жрецов при оракуле, которые переводили речь оракула, истолковывали ее для людей. Одним из самых известных в Древней Греции оракулов была Пифия, которая под воздействием дурманящих паров говорила от лица богов нечто на непонятном языке, а жрец при Пифии (προφητης) переводил ее слова.
Русский термин «пророк» подчеркивает роль «нави» как предсказателя. В связи с этим иногда рассматривают пророков только как предсказателей будущего, что неверно. Пророчества о грядущих событиях занимают сравнительно небольшое место в пророческих книгах, хотя и очень важное. Пророки проходили служение среди своих современников и прежде всего к ним обращались в своих речах, уделяя лишь второстепенное внимание потомкам и описанию грядущих событий.
Кроме «нави», в еврейском тексте встречаются другие наименования пророков: «рое» – провидец (1 Цар. 9, 9), «хозе» – прозорливец (Ам. 7, 12), «цофе» – страж (Иез. 3, 17), «человек Божий» (букв. «муж Божий» – «иш Элохим»). Термины «рое» и «хозе» указывают на особый дар предвидения пророков, а «цофе» – на обязанность пророков быть блюстителями религиозно-нравственной жизни избранного народа.
На основании приведенных наименований пророков можно так охарактеризовать их: пророки – посланники Бога, возвещавшие волю Божию относительно настоящего, прошедшего и будущего; как подлинные представители истинной религии, они хранили и проповедовали монотеизм, высокую нравственность и подготавливали верующих к пришествию Мессии.
Статус пророка в обществе.
Принадлежали провидцы к самым разным слоям населения: среди них были крестьяне, как Амос и Михей; священники, как Иезекииль; храмовые прорицатели, как Наум; приближенные царя, как Исайя. Но все они, нередко покидая свои обычные занятия, становились глашатаями небесной воли. Они ясно чувствовали, что возвещаемое идет не от них самих, а от Господа.
С одной стороны, положение пророка в обществе довольно высокое. По причине близости пророков к Богу они обладали определенным авторитетом в израильском обществе, а до установления монархии пророки были руководителями и вождями народа (Моисей, Самуил). При благочестивых царях пророки зачастую оказывали влияние на религиозную политику государства.
Но с другой стороны, после установления и, в особенности, после разделения монархии возникает антагонизм между нечестивыми царями и пророками. В частности, характерным примером является трагическая судьба Иеремии, который претерпел оскорбления, унижения и гонения. Христос говорит, что избиение камнями пророков – общее явление (Мф. 23, 34-37).
Книги пророков-писателей. Количество и хронологический
Порядок пророческих книг.
Пророческие писанияявляются второй по значению, после Закона, фундаментальной основой Ветхого Завета. Всего корпус пророческих писаний включает в себя 20 книг, из которых 17 канонических и 3 неканонические книги. Канонические книги пророков в русской библеистике делятся на две части: великие и малые пророки. Названия эти определяются только объемом книг, но ни в коем случае не значением их авторов. К великим пророкам относятся книги Исаии, Иеремии (к этой книге часто добавляют Плач Иеремии), Иезекииля и Даниила. Малые пророки включают книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Именно в таком порядке, согласно делению на великих и малых пророков, пророческие писания располагаются в русской Библии. В еврейской Библии большая часть пророческих книг находится в разделе «Навиим» после Ранних Пророков и называются Поздними Пророками. Этот сборник состоит из 4-х книг: Исаии, Иеремии, Иезекииля и 12-ти малых пророков (одна книга). Еще две книги находятся в разделе «Кетувим» или «Писания»: книга Даниила и Плач Иеремии. В переводе LXX пророческие книги располагаются в конце, после учительных, причем сначала идут книги 12 малых пророков, затем – книги великих пророков. Из неканонических книг к пророческим относятся книги Варуха, Послание Иеремии и 3 Ездры.
Хронологическая последовательность служения пророков-писателей существенно отличается от порядка расположения их книг в Библии. Можно выделить 3 периода профетизма в Израиле:
1) Допленный период: а) VIII век: Амос, Осия, Исаия, Михей, Иона;
б) VII – начало VI в.: Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
2) Период плена (586 – 538 гг.): Иезекииль, Авдий, Второисаия, Даниил.
3) Персидский период (538 г. – IV в.): Аггей, Захария, Малахия, Иоиль.
КНИГА ПРОРОКА АМОСА.
Ам. I, 1 –здесь дается информация об авторе и времени написания книги. Такая базовая информация есть почти во всех пророческих книгах.
Амос – «носитель бремени» (возможная этимология имени).
Этот пророк был пастухом. В 7, 14 говорится, что он собирал сикоморы (инжир). Все это указывает на бедность пророка. Косвенным свидетельством в пользу незнатного происхождения пророка является неупоминание имени его отца.
Ам. 7, 14: «Я не пророк и не сын пророка» – в этих словах Амос не отрицает собственный пророческий дар и призвание, а говорит о том, что он не принадлежит категории профессиональных пророков (получавших деньги за свою весть и группировавшихся около царских дворов и святилищ). Также он не является выходцем из какой-либо пророческой школы (подобные «школы» были созданы пророком Самуилом и ученики пророков именовались «сынами пророческими»). Далее говорится о непосредственном и внезапном призвании Амоса Богом: «Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: “иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю”». (VII, 15).
Фекоя – селение в Иудее примерно в 8 км к югу от Вифлеема. Так как эта местность находилась на самой границе пахотных земель, то ее жителям, состоявшим в основном из скотоводов, приходилось упорно трудиться, чтобы добывать все необходимое для жизни. Таким образом, Амос из Иудеи призывается в Северное царство и пророчествует в Вефиле.
Время служения. Упомянуты два царя: иудейский царь Озия (790 – 739), так как по происхождению Амос был иудеем, и израильский царь Иеровоам II (793 – 753), так как Амос проходил свое служение в Израиле. Землетрясение
, о котором говорит пророк, позволяет более определенно датировать время проповеди Амоса и, соответственно, время написания книги. Археологи при раскопках Асора выяснили, что сильное землетрясение имело место в Палестине в 760 г. до Р. Х.. Следовательно, книга Амоса была написана около 762 г.
Историческая ситуация.
Северное царство (Израиль) в первой половине VIII века переживало свой последний расцвет (4 Цар. 14, 23-28). Этот политический подъем Израиля происходил на фоне ослабления Египта и Ассирии, которые переживали внутренние трудности. Ассирия вела длительные войны с Урарту и, кроме того, страдала от междоусобиц. Иеровоам II (793–753), самый выдающийся представитель династии Ииуя, вернул Израилю все утерянные области и даже подчинил Дамаск. Вместе территории Израиля и Иудеи превосходили территорию, которую занимало царство Соломона. В результате успешных войн Израиль получил контроль над важными торговыми путями, что также способствовало обогащению царя и его придворных. Столица Израиля Самария была перестроена и богато украшена. Две резиденции Иеровоама (летняя и зимняя) славились роскошью убранства. До сих пор археологи находят в руинах Самарии многочисленные украшения из слоновой кости, которые изготовляли для царя египетские мастера. Однако материальное богатство не только не сопровождалось духовным подъемом и обращением людей к Господу, но, напротив, обнаружило множество нравственных болезней израильского общества. Богатые израильтяне были охвачены страстью к роскоши и чувственным удовольствиям, для удовлетворения своих ненасытных стремлений прибегали к взяточничеству, разного рода вымогательствам, притеснению и угнетению слабых и бедных, обману в торговле и т. п. (2, 6-8, 5, 11-12, 8, 4-6). При этом отношение к религии было формальным: люди думали, что главное – исполнение обрядового закона, и потому уделяли преимущественное внимание празднованию субботы и других праздников, приносили обильные жертвы, но нравственного закона не исполняли, попирали суд и правду. Несмотря на подобную постепенную духовную деградацию, в настроении израильского общества преобладал необоснованный оптимизм: политические успехи воспринимались как начало близкого будущего торжества Израиля над языческими народами, которое осуществится в «день Яхве», когда все язычники будут наказаны Богом и подчинены Израилю.
План книги.
Книга состоит из 9 глав и делится на три части:
1. I – II– пророчество о суде над народами.
2. III – VI– суд над Израилем.
3. VII – IX– пять видений грядущего суда и обетование о сохранении «остатка».
КНИГА ПРОРОКА ОСИИ.
Эта книга – первая в ряду малых пророков, самая большая по объему наряду с книгой Захарии (14 глав). Основные данные о личности пророка находятся в I, 1.
Имя Осия
Þ(vEHôh – hôšē‘a) переводится как «Господь спас его».
Выражение «Слово Господне»
характеризует Осию как пророка, так как указан один из видов восприятия пророками откровения Божия.
Сын Беериин
– это либо имя отца, либо родоначальника. Видимо, род был известным.
Из текста книги следует, что Осия имел жену и троих детей, однако был несчастлив в семейной жизни, так как жена была ему неверна.
Место служения – Израиль (Северное царство). Этот вывод подтверждается следующими внутренними свидетельствами книги:
1) Осия хорошо знаком с внутренней жизнью Северного царства;
2) неоднократно упоминаются важнейшие города Северного царства: Самария, Галаад, Сихем, Галгал, Вефиль;
3) специалисты указывают на северный диалект языка книги.
Время служения – 760-725 гг. до Р. Х..Определяется на основании как 1-го стиха, так и всего содержания книги. В надписании указаны 4 иудейских царя, которые управляли Южным царством на протяжении всего VIII века (Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия), и в то же время дано имя только одного израильского царя — Иеровоама II, который был современником только 1-го из списка иудейских царей (Озии). Почему? Предложено несколько гипотез для объяснения этого несоответствия:
1) текст 1-го стиха поврежден;
2) Осия признавал только династию Давида и не считал израильских царей законными правителями (III, 5; VIII, 4), тем более что после Иеровоама наступает кризис власти, чехарда на престоле;
3) Пророк не считал преемников Иеровоама II достойными упоминания, так как их роль в истории Израиля была незначительной.
Так как в начале книги Осия упоминает о скором падении династии Ииуя (I, 4), то призвание Осии состоялось в конце правления Иеровоама II. В то же время нигде в книге Осии не говорится о разрушении Самарии (оно ожидается) и в XII, 1 говорится о попытках заключить союз с Египтом. Следовательно, пророчества Осии были произнесены до 722 г. до Р. Х..
Историческая ситуация.
1-я половина VIII века – период наивысшего подъема Израиля в политическом и экономическом отношении. Однако после смерти великого Иеровоама II наступает кризис царской власти. Его сын Захария правит полгода и затем убит Селлумом. Последний убит через месяц Менаимом, который царствовал 10 лет. Однако его власть не была общепризнанной: за Иорданом образовалось автономное государство во главе с Факеем. Также в это время «откололась» Сирия. Наконец, для укрепления своей власти Менаим обратился за поддержкой к ассирийцам. Тем временем в 745 г. в Ассирии в результате очередного переворота воцарился Тиглатпалассар III, который установил в стране жесткий порядок и начал активную завоевательную политику, покорил Междуречье. Вскоре по инициативе Менаима Израиль становится данником Ассирии. Около 740 г. антиассирийская партия возводит на престол Факея, который вместе с сирийским царем Рецином образует антиассирийский блок. Ахаз, царь Иудеи, отказывается присоединиться к этой коалиции. Поэтому Израиль начинает войну против Иудеи. Ахаз обращается за помощью к Тиглатпалассару III, ассирийские войска вторгаются в Палестину и Сирию. В результате военных действий север Израиля и Заиорданье были захвачены, а в Самарии произошел очередной переворот. Новый царь Осия поспешил признать власть Ассирии. Однако после смерти Тиглатпалассара III в 727 г. Осия начал переговоры с Египтом. Об этом стало известно Салманассару V, который осадил Самарию. Осада продолжалась 3 года и в 722 г. Самария пала, существование израильского царства прекратилось, а большая часть жителей была переселена на восточные окраины ассирийского царства.
Бога к Израилю (1 – 3).
Основные идеи (неверность Израиля, наказание и помилование) выражаются через символические действия, совершаемые Осией. Пророк на своем личном опыте прикасается к тайне неразделенной любви Бога к Израилю, который представлен в образе неверной жены, постоянно изменяющей мужу.
1, 2. Относительно самого брака не единодушия среди исследователей. Можно выделить три основных воззрения на описываемый здесь брак Осии:
1) весь рассказ пророка о браке с Гомерью – притча, аллегория (протестантские и католические экзегеты XIX века);
2) брак Осии совершился в видении, пророк духовно переживал описываемые события (блаж. Иероним, оригенисты, иудейские толкователи);
3) пророк описывает реальные события и свои действия, которые носили символический характер (св. Кирилл, блаж. Феодорит, большинство экзегетов нового времени).
Наиболее приемлемым кажется последнее толкование, в пользу которого приводятся следующие доводы:
a) Господь требовал от своих пророков совершения подобных символических действий, которые людям могли показаться странными (Ис. 20, 1-4; Иез. 4, 1 – 5, 4);
b) имя жены Осии (Гомерь
) – обычное, а не символическое. Если бы пророк излагал притчу, то он наверняка употребил бы символическое имя;
c) Личная жизнь пророка могла быть известна слушателям и потому, если его судьба была иной (или он не был женат, или же был счастлив в браке), то подобный рассказ мог бы вызвать недоумение у народа.
Реальные страдания пророка и переживания по поводу неверности жены стали внутренним опытом души, благодаря которому раскрылось мистическое зрение Осии и пророк пришел к более глубокому пониманию Божьей любви к Израилю и к более действенному способу ее раскрытия народу.
Жена блудницаидети блуда. Существует несколько вариантов истолкования этих выражений:
1) Гомерь была культовой блудницей и принимала участие в ханаанском языческом культе плодородия. В этом случае дети блуда
– добрачные дети Гомери, отличные от тех, имена которых указаны ниже.
2) Гомерь названа блудницей по предведению как будущая неверная жена. В этом случае слова Яхве означают примерно следующее: «пойди и возьми себе жену, которая станет изменять тебе». В этом случае дети блуда
– это те самые дети, имена которых приводятся далее. Названы они так потому, что или были детьми от другого отца, или же (что более вероятно) потому что были детьми блудницы.
В любом случае можно понять трагедию Осии, который изначально знал, что жена будет изменять ему.
1, 3-4. Здесь говорится о том, что пророк исполнил волю Божию и от брака с Гомерью родилось 3 детей. Имена им нарекает Сам Господь, и каждое имя напоминает о нарушенных отношениях между Богом и Израилем, указывает на те кары, которые ожидают Израиль.
Первый сын назван Изреель. Здесь в центре внимания стоит не смысл этого имени (оно переводится как «Бог сеет»), но его ассоциация с теми событиями, которые произошли в одноименном месте. В Изрееле в 841 г. Ииуй совершил убийство царей Иорама и Охозии и убил множество других членов дома Ахава. Хотя при этом Ииуй исполнял повеление Бога, данное через пророка Елисея, все же он превысил свои полномочия и с жестокостью расправился даже с теми, кого не следовало убивать (например, Охозию и его родственников). К тому же, захватив власть с помощью кровопролития, сам Ииуй не пытался исполнять заповеди Божии.
Осия возвещает, что династия Ииуя, основанная на крови, сама вскоре падет и будет уничтожена. Пророчество это свершилось, когда Селлум убил Захарию (и, возможно, всех его родственников, хотя об этом не говорится).
1, 5. Говорится о битве в долине Изреель, где Израиль потерпит сокрушительное поражение. Хотя в исторических книгах не говорится о подобной битве, предполагают, что именно в этой долине состоялась решающая битва в 30-е гг. VIII века между войсками Факея и Тиглатпалассара III.
1, 6. Лорухама – «нелюбимая, непомилованная». Это имя происходит от глагола «рахам», которым выражаются те чувства нежности и любви, которые отец и мать испытывают к ребенку. Господь на протяжении истории часто являл Свою милость Израилю, но впредь Он не будет обращаться с Израилем подобным образом, Его отношение к избранному народу меняется на противоположное.
1, 7. Наказывая Израиль, Господь обещает помиловать Иудею, и говорится о том, что избавление будет чудесным. Данные слова исполнились при осаде Иерусалима войсками ассирийского царя Синаххериба (4 Цар. XIX).
1, 8-9. Лоамми – «не Мой народ». Налицо противопоставление формуле древнего Завета: «И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26, 12). Отныне завет между Богом и Израилем расторгнут, так что Израиль лишается присутствия Бога, Он уже не будет для Израиля Яхве (Яхве
– «присутствующий»).
1, 10 – 2, 1. Тон автора внезапно меняется. В этих стихах содержится пророчество о восстановлении Израиля в далеком будущем. Указание на многочисленность в будущем израильского народа («как песок морской») напоминает обетование, данное Аврааму, что говорит о возобновлении Завета. Народ, потерпевший поражение в Изрееле и названный «Непомилованная», «Не Мой народ», вновь услышит из уст Господа «Мой народ», «Помилованная». Говорится о воссоединении Израиля и Иуды, которые «поставят себе одну главу». Этот стих можно соотнести с 3, 5, где говорится об обращении сынов Израилевых к Давиду, под именем которого изображен Мессия. Таким образом, отчасти эти слова Осии исполнились после возвращения из плена, когда потомки северных колен вошли в состав иудейской общины. Но также здесь можно видеть пророчество о Мессии, Который стал Главой всех членов народа Божия, и пророчество о христианской Церкви, как об этом пишет апостол Павел (Рим. 9, 25-26, также 1 Петр. 2, 10).
Грехи Израиля.
Уже в самом начале этого раздела пророк указывает, в чем конкретно заключаются грехи Израиля. Во-первых, израильтяне не имеют необходимых добродетелей. «…суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» (4, 1).Следовательно, вина народа Божиязаключается в отступлении от трех основ библейской веры: правды, милосердия
и
Богопознания
. Они содержат призыв к человеку подражать Богу, Который верен и справедлив, милосерд и свят. Правда – не только нравственная и социальная справедливость, но и верность своему призванию и Господу. Милосердие – не только «милость», но и сострадание, жалость. Богопознание – не отвлеченная теология, а живое, реальное общение с Богом через веру и любовь.
Во-вторых, народ виновен в нарушении всех заповедей по отношению к ближним, говорится об умножении ложных клятв, обмана, убийств, воровства и прелюбодеяния (6 – 9 заповеди Декалога).
На всех холмах, где раньше молились язычники, Израиль приносит жертвы идолам (4, 13). Пророк Осия обрушивается на культ в Дане и Вефиле, который он называет Бет-Авеном («домом нечестия»). «…сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников, – и говорят они приносящим жертву людям: «целуйте тельцов!»» (13, 2). Здесь следует учитывать то обстоятельство, что первоначально тельцы играл роль херувимов (ковчега), символизируя подножие, престол Яхве. Но со временем культ их превратился в чисто языческое поклонение тельцам, тем более что Ваал часто изображался в виде быка. Так что в книге Осии ваализм не отделяется от почитания тельцов и трудно определить, где Осия обличает поклонение Ваалу, а где – деформированное почитание Яхве.
Людям кажется, что достаточно совершать пышные богослужения и приносить жертвы. Между тем Бог ждет иного:
Благочестие ваше как утренний туман и как роса, скоро исчезающая, Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих… Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (6, 4-6)
Эти последние слова повторит Христос-Спаситель, когда будет обличать ханжество книжников и фарисеев (Мф. 9, 13).
Особенно винит пророк священников и вождей народа. Священники виновны не только в пренебрежении к заповедям и соблазнении народа, но и в том, что они оставили свою обязанность учить народ (4, 6). Также Израиль поставил себе царей вопреки воле Бога (8, 4), и теперь монархи толкают его к гибели. Узурпаторы борются за власть, недальновидные политики мечутся от одной крайности к другой: то склоняются перед Ассирией, то вступают в союзы против нее.
Бедствия как вразумление.
Израиль сам виновен в будущих бедствиях, он «посеял ветер и пожнет бурю» (8, 7). Уже в 4, 3 пророк Осия возвещает о суде Божием, который выразится в истреблении всех живых существ. Здесь суд Господень представлен в виде антитворения: сначала будут истреблены люди, затем животные («звери»), птицы и рыбы.
Далее пророк конкретизирует, в чем именно будет состоять суд над Израилем. Израиль ожидает разорительное нашествие ассирийцев и полный разгром, опустошение (13, 15 – 14, 1). Неоднократно говорится, что Израиль лишится независимости («Ассур – он будет царем его»; см. 11, 5) и будет уведен в плен, где познает многочисленные лишения (9, 2-4). Израиль как бы вернется ко времени, когда он был рабом в чужой стране. Часто ассирийский плен сравнивается с египетским рабством (7, 16; 8, 13). Завет, брачный союз Бога и Его народа, окажется расторгнутым. Однако Осия не ограничивается этими грозными пророчествами. Бедствия обернутся не гибелью, а станут небесным вразумлением.
3. Покаяние и восстановление Завета. Все кары, все грозные прещения были лишь воспитательной мерой. Наказывая верных, Бог не может изменить Своего существа. А существо Его – милующая любовь: «Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль? … Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек (11, 8-9)
Пророк взывает к народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему» (14, 2). Заблудший Израиль вернется и будет принят: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению» (14, 5).
Наконец, Сам Господь ожидает обращения Израиля и как бы влагает в уста народа слова, в которых выражается надежда на исцеление и восстановление (6, 1-3). Здесь необходимо отметить, что исцеление Израиля будет быстрым подобно трехдневному выздоровлению больного человека (буквальный смысл). Однако пророчество имеет и мессианский смысл. Апостол Павел говорит, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» (1 Кор. 15, 4). Однако только в этом месте Ветхого Завета (наряду с прообразом Ионы) встречается упоминание о возвращении к жизни за три дня.
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ.
Это самая большая по объему пророческая книга и наиболее часто цитируемая как в Новом Завете (более 60 прямых цитат и 40 косвенных ссылок), так и в богословской литературе.
Время служения.
Определяется на основании комбинации Ис. 1, 1 и 6, 1. Вполне четко обозначен год призвания пророка – это год смерти царя Озии (6, 1), т. е. 740 г. до Р. Х. В то же время последним иудейским царем-современником Исаии был Езекия (729 – 686) и при этом царе Исаия пережил осаду Иерусалима ассирийцами, что имело место в 701 г. Следовательно, служение Исаии заканчивается около 690 г.
О кончине пророка
в Библии не говорится. Однако имеется предание, которое возникло в иудейской среде I-II века по Р.Х. и впоследствии подверглось христианской обработке. Оно было известно уже христианским писателям первых веков (Тертуллиану, Оригену, Епифанию). Здесь рассказывается о том, как в дни Манассии царские слуги схватили Исаию и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исаия остался непреклонен, его распилили надвое деревянной пилой.
В качестве подтверждения указывают на то, что в 4 Цар. 21, 16 говорится о гонениях, которые воздвиг Манассия на ревнителей истинной веры. Также в Евр. 11, 37 говорится, что некоторые ветхозаветные праведники были перепилены. Несмотря на приведенные косвенные ссылки, историческая ценность этого предания, которое многие библеисты считают апокрифом (легендой), сомнительна.
Историческая ситуация.
Пророк Исаия был призван Господом в год смерти царя Озии, на период правления которого приходится «золотой век» Иудеи. После Озии правит благочестивый царь Иоафам, правление которого священный автор в целом одобряет, разве что осуждает его за сохранение высот. После Иоафама воцаряется один из самых нечестивых царей за всю историю Иудеи – Ахаз. В Иудее не только возрождаются ханаанские культы Ваала и Астарты, но и появляются другие иноземные религии. По всей Иудее и Иерусалиму строятся капища, жертвенники, высоты, статуи идолов. На территории иерусалимского храма некоторое время приносились жертвы идолам, также использовались для идолопоклонства сосуды и прочие предметы храма. В конце же концов, по указанию Ахаза вовсе были закрыты ворота храма и прекращены богослужения.
После Ахаза воцарился Езекия, который сразу в 715 г. до Р. Х. начал религиозные реформы. Первым делом Езекия очистил храм от элементов идолопоклонства, затем торжественно совершил праздник Пасхи. После этого по всей Иудее началась решительная борьба с идолопоклонством. Уничтожали изображения языческих богов («статуи»), вырубали священные деревья, связанные с культом Астарты. Также впервые были уничтожены яхвистские высоты; теперь местом для поклонения Богу был только иерусалимский храм. Наконец, Езекия даже уничтожил медного змия, который стал к тому времени объектом поклонения (4 Цар. 18, 4).
В Иерусалиме Езекия вновь организовал череды священников и левитов, которые должны были регулярно приносить установленные законом жертвы. Для содержания священников и левитов Езекия потребовал отделять десятину. Богослужение вновь совершалось с пением псалмов и игрой на музыкальных инструментах.
В 705 г. умер Саргон II и взошел на престол Синаххериб. По всему ассирийскому царству начались восстания. Езекия воспринял этот факт как благоприятный момент и перестал платить дань ассирийскому царю. Вскоре после этого Езекию поражает смертельная болезнь (4 Цар. 20 1-11; Ис. 38), от которой Господь исцеляет его через пророка Исаию.
После выздоровления Езекия начал активно готовиться к отражению ассирийской угрозы. Именно к этому времени относится посольство вавилонского правителя Мардук-апла-иддина, который в 703 г. он во второй раз захватывает власть в Вавилоне и в этой ситуации ищет союзников. Езекия показывает гостям все свои богатства и оружие, что говорит о его готовности выступить против Ассирии вместе с Мардук-апла-иддином. Однако Исаия, который был резким противником подобного рода договоров, выступил с открытым осуждением Езекии. Вскоре после 702 г. в Иерусалим приходит весть о поражении и бегстве Мардук-апла-иддина, так что Иудея вновь остается одна перед лицом ассирийской угрозы. В это время Езекия укрепляет стены Иерусалима, строит еще одну внешнюю стену и водопровод.
В 701 г. Синаххериб привел свои войска в Палестину. В результате военных действий многие иудейские города были разрушены, а большое количество жителей было уведено в плен. Езекия начал переговоры о мире. Синаххериб потребовал огромной дани; Езекия собрал все богатства Иерусалима и смог выплатить просимое. Но ассирийский царь не удовлетворился этим, так как хотел покарать неверного Езекию и начал осаду Иерусалима.
Несмотря на все усилия ассирийских войск, столица Иудеи не покорилась им, так как произошло чудо: в одну ночь в стане ассирийцев было поражено большое количество человек. После этого осада Иерусалима была снята, и армия Синаххериба ушла. Однако, несмотря на чудесное избавление Иерусалима, Иудея продолжала платить дань Ассирии и подчиняться ей во всех отношениях.
Композиция книги.
Книга пророка Исаии — произведение не одного лишь священного автора, но духовное свидетельство целой школы, основанной Исаией, сыном Амоца. Таков основной вывод современной библеистики. Вопрос о композиции книги Исаии был впервые поднят в Средние века. До этого времени иудейская традиция приписывала ее великому иерусалимскому пророку VIII века (см. Сир. XLVIII, 27-28). Такого же мнения держались и все христианские толкователи. Первым, кто поставил под сомнение единство книги Исаии, был раввин-комментатор Авраам Ибн-Эзра (середина XII в.). Из христианских писателей первыми выдвинули теорию о существовании двух авторов книги Додерлейн (1775) и Эйгорн (1780). Так возникла концепция Второисаии.
Главные аргументы в пользу разделения книги Исаии на две части могут быть сведены к следующему перечню.
1) Исаия умер на 100 лет ранее разрушения Иерусалима, в то время как 2-я часть книги написана после разрушения Иерусалима (LI, 17-23), говорится о будущем возрождении этого города (XLIV, 26-28).
2) 2-я часть книги написана после разрушения храма (XLIV, 26-28), ожидается восстановление храма (LXVI, 1).
3) Общий фон 2-й части книги – Вавилон. Автор обращается к иудеям, живущим в Вавилоне (XLIII, 14; XLVIII, 20), говорит о скором окончании плена и новом исходе (XL, 1-11; LI, 3, 14), ожидает в ближайшем будущем падения Вавилона (XLIII, 14-15; XLVIII). В то же время об Ассирии, мировой державе 2-й половины VIII века, подчинившей в дни Исаии весь Ближний восток, говорится только один раз, причем она упоминается как угнетательница в прошлом (LII, 4).
4) Пророк Исаия принимал активное участие в политической жизни своего времени, был близок ко двору, обличал власть имущих. В то же время во 2-й части книги нет ни этих обличений, ни упоминаний о царях Иудеи.
5) Во 2-й части книги нет акцента на историческую роль дома Давида, представлен иной образ Мессии – не потомок Давида, а страдающий «раб Яхве».
6) Единственным историческим лицом, названным во 2-й части книги, является Кир Великий (559 – 530), который захватил Вавилон и дал иудеям возможность вернуться на родину (XLIV, 28 – XLV, 4).
7) В то время как Исаия Иерусалимский говорил о бедствиях, которые постигнут Иудею, 2-я часть книги начинается сообщением о том, что время бедствий прошло (XL, 1-2), проникнута оптимизмом.
Богословие обеих частей книги (1 – 39 и 40 – 66) во многом сходно, как и их язык, но вторая часть обнаруживает углубление и дополнение учения Исаии Первого, у которого мы не находим ни страждущего «раба Яхве», ни темы Нового Иерусалима; и то и другое – характерные черты богословия Второисаии.
Все отмеченные черты привели библеистов к выводу, что написана 2-я часть книги (гл. 40 – 66) не Исаией иерусалимским, а его последователем, жившим в период Плена. С ХVIII века его стали называть Второисаией (также встречаются наименования Девтероисаия, Исаия Вавилонский).
Почему боговдохновенные пророчества Второисаии были включены в книгу иерусалимского пророка? Одни библеисты предполагают, что он тоже носил имя Исаия, так что собиратели рукописей отождествили его с пророком VIII века. Другие считают, что пророк сам предпочел остаться анонимным в силу разных причин. Но в любом случае есть единство духа и родство стиля у обоих пророков. Их объединяют основной акцент на теме спасения, отношение к культу, пристальное внимание к Мессии как личности. У пророка Исаии еще при жизни были ученики. По-видимому, автор второй части книги принадлежал к этой школе, которая не исчезла после смерти Исаии.
Сторонники традиционного мнения объясняют все указанные отличительные особенности 2-й части книги пророческим предвидением Исаии Иерусалимского. Но, как справедливо говорит один из современных библеистов, «пророчество, в 16-ти последних главах подробно излагающее то, что должно было произойти через два века после того, как оно было написано, явилось бы уникальным среди пророческих писаний, и трудно понять, какой цели оно могло бы служить для современников Исаии».[2] В дореволюционное время среди православных авторов теорию Второисаии принимали такие крупные ученые, как С. Трубецкой и Б. Тураев.
В конце XIX века известный западный библеист Дум отделил главы LVI – LXVI в особый раздел, который обозначил как Тритоисаия
. Эта часть признана им неоднородной, не являющейся произведением одного автора. Общий фон этих глав – Палестина. Говорится о том, что храм уже восстановлен (LVI, 5, 7; LX, 7), городских стен еще нет (LX, 10), но ожидается их восстановление (LXII, 6). На этих основаниях делается вывод, что 3-я часть книги Исаии была составлена учениками Второисаии после возвращения первой группы переселенцев. Однако далеко не все критики разделяют это воззрение, указывая на единство словарного состава всех XL – LXVI глав, подтвержденное в 1970 году машинным анализом, и некоторое его отличие от лексикона 1-й части книги Исаии. Потому многие считают, что 3-я часть книги также была написана Второисаией, но уже после возвращения из плена, тогда как главы XL – LV были написаны им в Вавилоне.
Таким образом, книга Исаии делится на части следующим образом:
1) Протоисаия (I – XXXIX);
2) Второисаия (XL – LXVI).
Протоисаия (I – XXXIX).
Книга представляет собой антологию – сборник отдельных пророчеств, произнесенных по разным случаям, в связи с разными событиями и обстоятельствами и объединенных в одну книгу послепленным редактором. В книге сбита хронология. В частности, о призвании пророка говорится только в VI-й главе, а не в начале.
740 г.: VI гл.
740 – 735 гг.: I – V гл..
735 – 716 гг.: VII – XII гл..
716 – 705 гг.: XIV, 24 – XXII гл..
705 – 690 гг.: XXIII, XXVIII – XXXIII гл..
Наконец, ряд глав не принадлежат непосредственно Исаие, они составлены в послепленную эпоху:
а) XIII, 1 – XIV, 23. Пророчество, вероятно, написано около 539 года, незадолго до падения Вавилона. Это грозный гимн о падении Вавилона, города, который воплощал в себе великие царства мира сего, построенные на лжи и насилии. Образ Вавилона приобретает в гимне еще более широкий смысл: он уподобляется Сатане, который восстал против Бога и ввержен в Преисподнюю. Хотя в пророчестве упомянуты м
1Следующая ⇒
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…