Западное монашество с момента своего появления требовало проведения реформы. Дело в том, что многие монахи отступили от Заповедей Божьих, ведя праздную и развратную жизнь. Святой Бенедикт восстал против этого.
Он уединился для жизни в пещере и собрал вокруг себя 12 монахов и ввёл особый орденский устав, отличавшийся строгостью.
Бенедиктинцы должны физически трудиться, обязательно присутствовать на богослужениях, заниматься науками. Их устав, со временем, стал образцом для всех монастырей Западной Европы.
Святой Бенедикт Нурсийский — реформатор западного монашества
Святой Бенедикт, или Бенедикт Нурсийский — это реформатор западноевропейского монашества. Он выступал против праздной и бездеятельной жизни монахов в монастырях.
Святой призывал к тому, чтобы монахи занимались физическим трудом, обязательно присутствовали на богослужениях, покровительствовали науке и художествам.
Кстати, имя Венедикт в переводе с латинского означает «благословенный».
Фра Анджелико, Св. Бенедикт Нурсийский, фрагмент фрески монастыря Св. Марка. Флоренция. Святой Бенедикт основал первый в Западной Европе монашеский орден — бенедиктинцев
Символ монашеского ордена Бенедиктинцев
Венедикт Нурийский, так его ещё называют в православии, основал на горе Кассино в 529 году первый в Западной Европе монашеский орден — бенедиктинцев. Он отличался строгим уставом.
Этот устав распространился позже по всей Европе. В католической церкви он признан небесным покровителем Европы.
Православная церковь признала святого преподобным и чтит под именем святого Венедикта.
Почитание
Житие преподобного Венедикта было написано святителем Григорием Великим, епископом Римским. Хотя Григорию было лишь три года когда преподобный почил, игумен Константин, ставший преемником Венедикта, как и три других игумена, все бывшие учениками святого, поделились со святителем тем, чему они лично были свидетелями. В то время как на Православном Востоке устав Венедикта не получил особого распространения, будучи основан на широко распространенных восточных образцах и монашеской жизни, для Западной Европы «Правило» Венедикта явилось основоположным монашеским писанием, со временем принятым во множестве обителей.
Мощи святого Венедикта почивали в основанной им обители, оставаясь там и после ее разрушения в конце века. Лишь во второй половине VII века они были перенесены в монастырь Флёри во Франции.
После того, как в среде римо-католицизма стали оформляться монашеские ордена, монахи следовавшие этому правилу обособились в «орден Бенедиктинцев». Ныне целый ряд римо-католических и протестантских орденов и общин, претендующих на преемство и верность уставу святого, могут называться «бенедиктинцами».
Бенедикт Нурсийский родился в знатной римской семье, но решил стать отшельником
О жизни святого Бенедикта можно узнать из «Диалогов» святого Григория Великого, папы Римского, а также из его же книги «Собеседования».
Кроме того, святым написан Святой устав для созданного им монашеского ордена и монастырей. Из него также можно узнать некоторые подробности жизни святого.
Прп. Схоластика Нурсийская. Икона. Преподобная Схоластика — сестра-близнец Святого Бенедикта. Она помогала ему во всём и была его ученицей
Родом святой из города Нурсия, что в Южной Италии. Именно поэтому он зовётся Бенедикт Нурсийский.
Существует неподтверждённая легенда о том, что происходит из знатного рода Анициев.
Кроме Бенедикта, у них также родилась дочь Схолостика Нурсийская. Она близнец его, ученица и помощница. Её причислили к лику святых.
Святая Схоластика Нурсийская — сестра-близнец и помощница святого Бенедикта.
Родители святого — мелкие земледельцы из знатного патрицианского рода. Имеются сведения о том, что юный Бенедикт вместе со своей сестрою уже в юности вёл праведный образ жизни.
Когда в 14 лет его отправили в Рим для изучения изящных искусств, он разочаровался в своих столичных сверстниках. Дело в том, что они предавались пороку и пустым развлечениям.
Пещера Святого Бенедикта. Субьяко, Италия. Здесь святой жил в отшельничестве течение трёх лет по благословлению святого Романа.
Именно поэтому юноша присоединился к группе благочестивых людей, сбежав из Рима.
Первоначально он стал жить уединённо в селении Аффеди при церкви святого апостола Петра. Позже парень познакомился с отшельником святым Романом.
Именно он постриг его в монашество и указал в горах рядом с Субиако пещеру, пригодную для жизни. Пещера находилась в сорока километрах от Рима. Рядом плескалось искусственное озеро на реке Анио.
Отрывок, характеризующий Бенедикт Нурсийский
После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди. – Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа. – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк. – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки. – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она. – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик. – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда. – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня. – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия. – Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний. – Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие. Но как ни хлопотали все люди, к поздней ночи еще не все могло быть уложено. Графиня заснула, и граф, отложив отъезд до утра, пошел спать. Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата. – Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге. – Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто. – К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она. Камердинер махнул рукой. – Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке. – Хорошо, – сказал доктор. Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны. – Господи Иисусе Христе! – проговорила она. Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом. – Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский. Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву. Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром. В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина. Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились. – Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.) – Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство. – Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской. – Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу. – А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу. – Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать. – Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал. В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа. – Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают? – Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном. Она приняла свой покорно плачевный вид и сказала мужу: – Послушай, граф, ты довел до того, что за дом ничего не дают, а теперь и все наше – детское состояние погубить хочешь. Ведь ты сам говоришь, что в доме на сто тысяч добра. Я, мой друг, не согласна и не согласна. Воля твоя! На раненых есть правительство. Они знают. Посмотри: вон напротив, у Лопухиных, еще третьего дня все дочиста вывезли. Вот как люди делают. Одни мы дураки. Пожалей хоть не меня, так детей. Граф замахал руками и, ничего не сказав, вышел из комнаты. – Папа! об чем вы это? – сказала ему Наташа, вслед за ним вошедшая в комнату матери. – Ни о чем! Тебе что за дело! – сердито проговорил граф. – Нет, я слышала, – сказала Наташа. – Отчего ж маменька не хочет? – Тебе что за дело? – крикнул граф. Наташа отошла к окну и задумалась. – Папенька, Берг к нам приехал, – сказала она, глядя в окно. Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1 сентября приехал из армии в Москву. Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел. Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел. Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши. – Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
В 20 лет став монахом, святой Бенедикт прожил в пещере в одиночестве и молчании три года
Когда юноша стал монахом, ему исполнилось всего лишь 20 лет.
К этому времени Схоластика уже постриглась в монахини. Святой Роман призвал Бенедикта прожить в пещере три года в одиночестве, безвестности и молчании.
20 лет
в этом возрасте Святой Бенедикт стал монахом
Сам он приносил ему хлеб, который спускал на веревке в пещеру.
Несмотря на то, что святой не поддерживал контактов с людьми, его случайно нашли в горах пастухи.
Многие из них обратились в христианство. Услышав о великом подвижнике, жители окрестностей стали приходить к нему.
Искушение святого Бенедикта. 1587. Музей Фитцвилльям, Кембридж. Во время отшельничества в пещере святого Бенедикта посетило плотское искушение
За те три года пока Бенедикт отшельничал, он стал крепок и телом и духом.
Например, когда его настигло плотское искушение, святой кинулся в заросли крапивы и шиповника и катался по земле в них. Эти раны навсегда излечили его от такого искушения.
Святой основал 12 монастырей
Со временем святой Бенедикт стал известен в окрестностях Рима. Многие стали совершать паломничества к его пещере.
Кроме того, монахи из Виковаро, где находилось монашеская община, уговорили его возглавить их общину. Произошло это после смерти настоятеля.
Видеоролик: Преподобный Венедикт Нурсийский.
На 3 минуте 52 секунде говорит о том, что монахи из Виковаро, где находилось монашеская община, уговорили святого возглавить их общину.
Святой Бенедикт, аббат. Миниатюра. На миниатюре святой Бенедикт изображён с отравленной чашей, из которой выглядывает змея. Змея это символ яда
Руководил монашеским общежитием в Виковаро святой Бенедикт недолго. Дело в том, что общине не понравились те строгие представления о жизни монахов, которые он имел.
В результате он вернулся жить в свою пещеру, чудом избежав смерти от травления.
Житие святого говорит о том, что он благословил за трапезой чашу с отравленным вином, и она треснула. Именно поэтому треснутая чаша или чаша со змеёй считается атрибутом этого святого.
Монастырь Св. Бенедикта. Субьянко. Италия. Над пещерой святого построена церковь. В эту пещеру Бенедикт вернулся после того, как его пытались отравить в монашеской общине Виковаро
Со временем у святого Бенедикта Нурсийского сложился план реформирования монашеской жизни. Он основал 12 монастырей из своих учеников.
Каждый монастырь имел игумена. При Бенедикте жили только новоначальные иноки, кроме того, за ним оставалось право общего надзора над монашескими общинами.
Примечания
- [www.pravoslavie.ru/put/080327104746.htm Православие.ру]
- [books.google.fr/books?id=wL_ZMgEACAAJ Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien] / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 108. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
- [www.orthodoxia.de/Benedikt-Gregor.htm Святитель Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. Житие преподобного Бенедикта]
- [www.pravenc.ru/text/150223.html Венедикт Нурсийский, Православная энциклопедия]
- Лев Карсавин
[annales.info/evrope/small/msv.htm Монашество в средние века]
Первый официальный монастырь в Западной Европе святой Бенедикт основал около 530 года
Не всем пришлись по душе строгие требования святого к монашеской жизни. В результате около 530 года интриги и зависть местных монахов и клира заставили Бенедикта Нусрийского переселиться на юг.
Он избрал местом своего жительства район Кассино. Здесь им основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Позже его признали первым официальным монастырем, основанным в Западной Европе.
Бенедиктинский монастырь. Находится на вершине Монте-Кассино, в Кассино, Италия. Святой Бенедикт основал Монтекассинский монастырь, который жил по составленному им монашескому уставу
Если раньше монашеские общины создавались спонтанно и не имели своей организации, то святой это положение изменил.
Разрозненные монашеские общины и поселения он заменил единым монастырём с чёткой структурой, уставом и регламентом.
Святой основал Монтекассинский монастырь, который он устроил по привычному нам образцу.
На месте стоявшего ранее языческого святилища Апполона им воздвигнута часовня. Статую же языческого идола святой разбил.
Местные жители-остготы обращены в христианство. Монастырь стал центром учёности и богословия Западной Европы.
Здесь собрана богатая библиотека религиозных и светских текстов. Кроме того, обитель положила начала созданию первого в Европе монашеского ордена — бенедиктинцев.
Икона святого
Это достаточно редкое изображение. Многие советуют держать икону в домашнем иконостасе, так как она способна принести благополучие и взаимопонимание. Чтение священных текстов перед ней с зажженной свечой поможет максимально сконцентрироваться на происходящем.
А еще не помешает ознакомится с его сочинением «Устав». Этот труд рассказывает нам о правилах, которые существовали тогда в религиозных кругах.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Венедикте:
Святой Бенедикт похоронен вместе со своей сестрой в одной могиле
Господь почтил святого Бенедикта Нрсийского за особое благочестие и подвижничество. Он наделил его возможностью совершать чудеса.
Например, святой воскресил монаха своего монастыря, который был придавлен рухнувшей стеной.
Кроме того, Господь ему открыл устройство Вселенной, осветив днём небо ярким лучом.
Святой Бенедикт воскрешает монаха. Фреска. Киостро дегли Аранси. Флорентийское Аббатство
Основатель ордена бенедиктинцев предвидел свою кончину и поэтому он за шесть дней до неё приказал готовить ему могилу.
Он умер 21 марта 247 года в основанном монастыре Монте-Кассино.
21 марта 247
день смерти Святого Бенедикта
За несколько дней до этого скончалась его сестра-близнец, святая Схоластика Нурсийская. Предание гласит, что их погребли в одной могиле в монастырском храме Иоанна Крестителя.
По легенде, святые Бенедикт и Схоластика Нурсийские погребены в одной могиле.
В православии святой почитается под именем Венедикт, в католичестве он небесный покровитель Европы
Мощи святого Бенедикта Нурсийского хранились в основанном им монастыре Монте-Кассино вплоть до его разрушения в VI веке лангобардами.
В VII году часть мощей святого монахи-бенедиктинцы перенесли в основанный во Франции Флорейский монастырь. Часть же мощей вернулась обратно в Монте-Кассино.
Икона с частью мощей прп.Венедикта Нурсийского в монастыре св. Николая в Форт-Майерсе. Мощи святого Бенедикта (Венедикта) в наше время хранятся в нескольких монастырях в разных странах
В наше время мощи святого храниться в основанном им монастыре.
Кроме того, их частицы можно найти также в баварском монастыре Венедиктбоерн и флоридском Николаевском монастыре в Форт-Майерсе.
Святой игумен — небесный покровитель Европы. Такой титул ему присвоил в 1964 году Папой Римским Павлом VI тот вклад, который внесли бенедиктинские монахи в формирование христианской культуры.
В православии его память почитается под именем Венедикта 14 (27) марта в период Великого поста. Именно поэтому она совмещается со службой из Постной Триоди — сборника трёхпесенных богослужебных канонов.
Прп. Венедикт Нурсийский. Икона. На иконах Святой Бенедикт (Венедикт) изображается в монашеском облачении чёрного цвета. Это цвет бенедиктинцев
На иконах Святой Бенедикт (Венедикт) изображается в монашеском облачении чёрного цвета. Это цвет бенедиктинцев. Кроме того, также можно встретить и белые одежды монахов-камальдулов.
В руках святой обычно держит аббатский жезл, устав, розги для изгнания бесов, треснувший кубок как символ попытки его отравления.
Святому Венедикту молятся об обезопасении от яда, сокрушении суеверия и диавольских дел, спасении от эпидемий, целомудрии, утешении страданий при смерти.
ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ
Устав состоит из пролога и 73 глав; последняя глава представляет собой своеобразный эпилог. Часть сочинения (пролог, полностью главы 1, 4-7) посвящена теоретическим вопросам монашеской жизни, в к-рых раскрывается аскетическое богословие В. Н.; др. часть содержит практические предписания устроения внутренней жизни мон-ря. Отличительная особенность Устава — краткость и методичность представленных правил.
В. Н. подчеркивает, что его Устав не является неким абсолютным образцом, охватывающим все аспекты монашеской жизни; он написан «для новоначальных», желающих стяжать «чистоту нравов или показать начатки христианского благочестия» (Reg. 73). Стремящихся же достичь высот духовного совершенства В. Н. отсылает к «наставлениям (doctrinae) святых отцов» (Ibidem).
I. Аскетическое учение. В прологе, написанном со значительной долей поэтики, В. Н. говорит, что адресует это произведение тем, кто готовы отринуть свою волю и, взяв оружие послушания, вступить в борьбу ради Христа. Мон-рь есть «школа служения Господу»: следуя учению Господню с верой до самой смерти, монах посредством терпения разделяет страдания Христа и этим сподобляется наследия Его Царства (Reg. Prologus).
В. Н. рассматривает различные типы организации монашеской жизни: киновиты, живущие в одном мон-ре по общему уставу; еремиты, отшельники; сарабаиты, живущие совместно, но без общих правил и настоятеля; гироваги, странствующие монахи. Считая киновитский тип монашеской жизни «самым благонадежным» и адресуя именно ему свой Устав, В. Н., как и прп. Кассиан, отрицательно относится к сарабаитам и гировагам, называя их потворствующими собственным страстям (Reg. 1).
Говоря о путях достижения Царствия Божия, В. Н. касается учения о Божественной благодати. При этом он цитирует Библию, не углубляясь в проблему о предшествующем или сопутствующем действии благодати, столь горячо обсуждавшуюся при его жизни в Галлии (напр., Кесарий, еп. Арелатский, Фавст Регийский). Для В. Н. очевидно, что духовное совершенство и спасение человека невозможны без действия Божественной благодати: «боящиеся Господа» считают, что добро в них не от них самих, но от действующего в них Бога — «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс 113. 9) (Reg. Prologus).
К Царству Божию инока ведет стяжание монашеских добродетелей, или, как называет их В. Н., «средств добрых дел» (instrumenta bonorum operum — Reg. 4; ср.: Basil. Magn. Moral. reg. 10. 2; 72. 5). Список добродетелей из 72 пунктов представляет собой предписания и наставления, заимствованные из текстов Свящ. Писания. В. Н. ставит на первое место любовь к Богу и ближнему: «Любить Господа от всего сердца, всей душой, всей силой (Лк 10). Потом — ближнего, как самого себя» (Reg. 4; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 1; idem. Moral. reg. 3), ничто не должно быть поставлено прежде Христа (Reg. 72; ср.: Cypr. Carth. De orat. Dom. 15). Любовь ко Христу со стороны человека является ответом на любовь Христа к человеку, ответом на действие Божественной благодати. Любовь к Богу проявляется в стремлении воздать Ему благодарность, прославить имя Божие во всяком деле и поступках, подражать Христу, в т. ч. и в перенесении страданий (Reg. Prologus).
Особую роль в жизни монаха-киновита должны занимать послушание, молчание и смирение. Послушание не знает ропота или сомнения, оно является наиболее сильным оружием монаха в борьбе со страстями (Reg. 5). Даже если указанное наставником дело покажется монаху превосходящим его силы, он должен исполнять его, надеясь на помощь Божию (Reg. 68). Истинное послушание рассматривается В. Н. не как подчинение чужой воле, но скорее как добровольное соединение с ней: приказание начальствующего монах исполняет как свое личное стремление, ибо, отдавая себя в послушание наставнику, он тем самым отдает себя в послушание Самому Богу. Истинное послушание — это не столько служение, сколько соработничество, оно ведет, т. о., к единению воли монаха с волей Христа (Reg. Prologus, 5). Послушание имеет и важный сотериологический аспект: человека, отделенного от Бога непослушанием Адама, оно возвращает к Творцу (Reg. Prologus).
Другим оружием монаха-киновита является молчание (Reg. 6), при к-ром достигается сосредоточенность ума. В. Н. предписывает усердно хранить молчание во всякое время, особенно в ночные часы, при чтении поучений (Reg. 42), за трапезой (Reg. 38).
Средоточием всего аскетического богословия В. Н. является основополагающий принцип монашеской жизни — смирение (Reg. 7). Автор Устава выделяет 12 ступеней смирения: 1) постоянное памятование заповедей и «полагание перед взором страха Божия»; 2) отвержение собственной воли; 3) предание себя в послушание начальствующему из любви к Богу; 4) спокойное перенесение тягот и страданий без искания путей избавления от них; 5) доверие себя и всех своих помыслов настоятелю без смущения и сокрытия чего-либо; 6) довольствование самым скудным, полагание себя наихудшим из всех людей, готовность на любую работу; 7) укоренение в сердце сознания своей ничтожности как негодного раба; строгое исполнение предписаний устава и монастырского начальства; 9) хранение молчания; 10) воздержание от смеха и всяких увеселений; 11) слово монаха должно быть тихим, кротким и рассудительным; 12) становление благочестия, проникающего не только внешнее поведение, но и сущность монаха. Прошедший эти степени смирения стяжает такую любовь Божию, к-рая позволяет исполнять заповеди «без всякого труда, как бы естественно, не по страху геенны, а по любви ко Христу» (Reg. 7). Эта любовь приводит к полной гармонии между волей и желанием твари и волей ее Творца.
Путем стяжания монашеской добродетели является молитва, как общая, так и частная, отвлекающая душу и ум от тварных вещей и прилепляющая их к Богу. В. Н. увещает иноков во внимании к молитвам, чтобы душа молящегося была полностью согласна с голосом (Reg. 19). Молитва — это беседа с Богом, поэтому она должна быть искренней и благоговейной (Reg. 20; ср.: Basil. Magn. Asc. br. 201). Внимательный ум находит в молитве душеполезное назидание. Тексты Свящ. Писания, читаемые за богослужением, должны сопровождать монаха в его дневных занятиях: постоянно находиться в уме, быть предметом размышлений. Термин «размышление» («рассуждение», лат. meditatio — Reg. 8, 48) для В. Н. означает внимание к читаемым текстам Свящ. Писания, смысл к-рых монах принимает в сердце. Частная молитва должна быть краткой, но чистой, творимой с чувством смирения и покаяния, изливающаяся от вдохновения Божественной благодати (Reg. 20).
II. Богослужение. Одной из особенностей Устава является придание большого значения общинному богослужению, к-рое ставится В. Н. в центр монашеской жизни и определяется понятием «дело Божие» (opus Dei — Reg. 22). Прочие дневные занятия в мон-ре лишь заполняют интервалы, остающиеся между часами общей молитвы. Ежедневное общее псалмопение является обязанностью, возлагаемой на всю братию, в то время как др. послушания у каждого свои.
В дошедшем до наст. времени тексте Устава подробно описывается организация общего монашеского богослужения, к-рое охватывает ночное бдение (vigilia) и 7 дневных служб: утреню, 1, 3, 6, 9-й часы, вечерню и completorium (службу перед сном) (Reg. 16). Отличительной чертой Устава является распределение по службам чтения Псалтири, к-рая должна прочитываться целиком в течение недели (Reg. 18). Устав вводит в монашеское богослужение различные славословия и гимны. К В. Н. восходит учреждение completorium, не предусмотренного в дополнении о молитвах к уставу блж. Августина, сделанного Алипием, еп. Тагасты. Богослужение монахов-бенедиктинцев впосл. оказало влияние на богослужение Зап. Церкви в целом (см. ст. Орденов монашеских обряды).
Имя Божие, согласно Уставу В. Н., должно прославляться во всяком монашеском послушании (Reg. 57; ср.: 1 Пет 4. 11), но общинное богослужение — это сугубое воспевание хвалы Богу. В нем особо ощущается Божие присутствие (Reg. 19). Общая молитва имеет то преимущество перед частной, что это молитва церковная, в к-рой проявляется единство частных усилий молящихся. Участвуя в общем богослужении, человек оказывается в единстве со Вселенской Церковью. В неск. местах (Reg. 27, 35) В. Н. указывает, что одной из целей монашествующих является молитва к Божию милосердию о всех. Но не все монахи обладают столь большим дерзновением, столь сильной частной молитвой. Именно в общем богослужении воедино сливаются голоса как сильных, так и слабых духом, делая молитву более действенной. В. Н. призывает к общей молитве о духовно немощных и согрешивших братьях как к одному из самых сильных средств их исправления (Reg. 28). Общее богослужение является и проявлением добродетели смирения. Монах должен отложить все послушания и поспешить к богослужению, как только услышит призыв к нему, «делу Божию ничего не следует предпочитать» (Reg. 43).
Прп. Венедикт Нурсийский исцеляет прокаженного. Фрагмент росписи ц. Сан-Кризогоно в Риме. 731–741 гг. Прп. Венедикт Нурсийский исцеляет прокаженного. Фрагмент росписи ц. Сан-Кризогоно в Риме. 731–741 гг.
III. Организация монашеской жизни. 1. Принципам управления мон-рем посвящены 2, 3, 60-66-я главы. Во главе мон-ря, согласно В. Н., стоит настоятель (аббат), избираемый всей монашеской общиной. Эта должность пожизненная. Кандидат в настоятели должен быть известен мудростью и добродетелями (Reg. 64). Устав не требует наличия священнического сана у кандидата. Аббат в мон-ре «представляет, как верится, лицо Христа, поэтому ничего, кроме заповедей Господних, не должен он ни внушать, ни учреждать… но всякое повеление его… да будет закваской Божественной правды в душах его учеников». Аббат должен учить более своим примером, нежели словом, оказывать всем равное попечение невзирая на лица (Reg. 2), помнить о том, что о своем наставничестве он даст ответ на Страшном Суде Божием (Reg. 2, 3, 64, 65). Чтобы обучать и наставлять братию, аббат сам должен быть обучен закону Божию и Свящ. Писанию. Он должен управлять братией с умеренностью и рассудительностью, так, «чтобы его более любили, нежели боялись» (Reg. 64; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 30). Для решения общих важных вопросов аббат собирает на совет всю общину, и в особенности старцев (Reg. 3), к-рым в мон-ре отводится значительная роль. При необходимости старцами или самим настоятелем избирается препозит — помощник настоятеля (Reg. 65). Если монашеская община слишком велика, ее лучше разделить на неск. групп, поставив во главе каждой из них декана для наблюдения за дисциплиной (Reg. 21). В. Н. рассматривает, т. о., аббата в первую очередь как духовного наставника монахов, нежели администратора.
2. Священники выбираются аббатом из числа братии (Reg. 62); если в мон-рь принимается священник не из числа насельников, то только с условием строгого соблюдения им монастырского устава (Reg. 60). Клирики находятся в послушании у аббата, как и обычные монахи, с той лишь разницей, что благословляют и совершают литургию по распоряжению аббата и могут занимать место не в порядке вступления в обитель, но «повыше, ради достоинства их жизни» (Reg. 60, 62).
3. В монашество принятие происходит не сразу. Пришедший в мон-рь испытывается под наблюдением и наставлением опытного старца. По прошествии года он письменно принимает на себя монашеские обеты и одевается в монастырские одежды. Кроме известных предшествующей аскетической традиции обетов послушания, нестяжания, целомудрия Устав В. Н. предписывает новый, обет постоянства (stabilitas loci),- пожизненного пребывания монаха в одном мон-ре (Reg. 58). Монах не имеет права выйти за ворота мон-ря без разрешения настоятеля (Reg. 67). Правило постоянства диктует необходимость самообеспечения общины: вода, мельница, сад, хлебопекарня, мастерские должны находиться в пределах мон-ря, чтобы монахам не было нужды лишний раз покидать его (Reg. 66). Новый обет сыграл важную роль в последующем становлении зап. монашества: мон-рь принципиально отделялся от мира, монашеская община получала внутреннюю организацию, развивалось монастырское хозяйство, сокращалось число странствующих монахов.
Давший обеты в принципе остается внутренне свободным в их исполнении: даже «прежние одежды его хранятся в рухлядной, чтобы, если по наущению диавола вздумает он выйти из монастыря, в них был извержен из него» (Reg. 58).
Вступивший в общину отказывается от всего своего имущества: либо раздает его бедным, либо жертвует в мон-рь (Ibidem). В мон-ре все должно быть общим (ср.: Деян 4. 32), монах не имеет никакой собственности, «так как… не имеет уже в своей власти ни своего тела, ни своей воли», но все необходимое получает от настоятеля (Reg. 33-34). Забота о материальном обеспечении монахов поручается келарю, к-рый должен быть для братии заботливым отцом (Reg. 31). К монастырскому имуществу следует относиться бережно, за испорченную или потерянную вещь провинившийся кается аббату (Reg. 32, 46). Одежда монахов должна соответствовать климату местности. В теплых районах, согласно В. Н., каждому монаху достаточно 2 куколей (головных уборов), легкого и шерстяного, 2 туник, скапуляра (здесь — фартук для работ), сандалий и сапог (Reg. 55).
Праздность, по выражению В. Н.,- враг души, поэтому в свободное от молитвы время монах должен заниматься либо физическим трудом (ручной работой, земледелием), либо душеполезным чтением (lectio divina — Reg. 48). Кассиодор, устроивший в своем родовом имении в сер. VI в. бенедиктинскую общину, дополнил эти обязанности научными занятиями. Впосл. бенедиктинский орден прославился своей ученостью.
Труд монахов является частью их духовно-нравственной жизни. Монах живет «трудами своих рук» (Ibidem). Послушания между насельниками распределяет аббат. Плоды ручного труда, идущие на продажу, реализовываются по низким ценам, чтобы не развивать у братии страсть любостяжания (Reg. 57; ср.: Basil. Magn. Asc. fus. 37-39, 41, 42). Все монахи, сменяя друг друга каждую неделю, привлекаются к служению на кухне (Reg. 35). Lectio divina — чтение текстов Свящ. Писания и отцов Церкви в присутствии всей братии. Оно наряду с богослужением дает монаху пищу для духовных размышлений. Чтению по Уставу отводится 4 часа в день, не считая чтения во время общего богослужения, за трапезой и во время вечернего собеседования (collatio). Весь воскресный день посвящается исключительно молитве и душеполезному чтению. Особенно много времени для lectio divina отводится в Великий пост, когда каждому монаху предписывается брать из б-ки книгу для самостоятельного чтения (Reg. 48). Кроме Свящ. Писания В. Н. рекомендует читать толкования святых отцов, «Собеседования» и «Установления киновитов» прп. Иоанна Кассиана, жития святых, правила свт. Василия Великого (Reg. 42, 73).
Всякое послушание монах должен выполнять со смирением и усердием. Идея мон-ря как школы духовного возрастания проявляется в системе мер дисциплинарных взысканий. Взыскания применяются к провинившимся по усмотрению аббата. Сначала до́лжно всячески увещать непослушных к смирению. Если монах не исправляется после двукратного увещания старшими наедине, то его подвергают публичному обличению перед братией. Если после этого согрешивший не желает исправиться, он подвергается отлучению (excommunicatio). В определенных случаях В. Н. допускает и телесные наказания, однако не придает им особого значения (Reg. 23). За незначительные проступки согрешивший отлучается от общей трапезы и общей молитвы, за более тяжкие — и от общения со всей братией (Reg. 24-25). Высшим средством к исправлению многократно согрешившего монаха является совместная молитва о нем аббата и братии. Неисправляющиеся изгоняются из мон-ря. Если изгнанный или самостоятельно покинувший обитель монах пожелает вернуться, то после соответствующего покаяния его следует принять,- и это допускается 3 раза (Reg. 28-29). В отношении отроков, воспитываемых в мон-ре, в качестве наказания следует применять пост и телесные наказания (Reg. 30).
Монахи должны спать по возможности в одном месте (dormitorium) и при этом одетыми, чтобы в любой момент быть готовыми поспешить «на дело Божие» (Reg. 22). Трапеза, по Уставу, полагается 1 или 2 раза в день. К трапезе подаются два блюда, хлеб и, если есть, плоды; вина «достаточно стакана на день» или по усмотрению аббата, но, кто может, должен полностью воздерживаться от употребления вина (Reg. 39-41). Во время трапезы происходит душеполезное чтение по благословленной аббатом монашеской череде (Reg. 38).
В период Великого поста более, чем в прочее время, следует сохранять свою жизнь в чистоте и искоренять всякую небрежность в монашеском делании (Reg. 49).
В. Н. предписывает принимать приходящих в мон-рь странников с честью, как Самого Христа (Reg. 53, 61). Такое же отношение должно быть и к больным братьям (Reg. 36). Друг к другу монахи должны сохранять взаимную любовь, проявлять взаимное послушание (Reg. 69-71).
Изд.: Regula, cum Commentariis // PL. 66. Col. 215-930; Regula monasteriorum / Ed. C. Butler. Fribourg, 1927; Regula monasteriorum / Ed. B. Linderbauer. Bonn, 1928; La règle de St. Benoît / Éd. A. de Vogüé et J. Neufville. P., 1971-1972. (SC; N 181-186); Regula / Ed. R. Hanslik. Vindobonae, 19772. (CSEL; 75); рус. пер.: Устав преподобного Венедикта // Древние иноческие уставы. М., 1892, 1994Р. С. 591-653. Наиболее полный список изданий см.: CPL, N 1852.
Лит.: Butler C. Le monachisme bénédictin. P., 1924; Cabrol F. St. Benedict. L., 1934; McCann J. St. Benedict. L., 1937; Lindsay T. F. St. Benedict: His Life and Work. L., 1949; Maynard Th. St. Benedict and His Monks. L., 1954; Pawlowsky S. Die biblischen Grundlagen der Regula Benedicti. W., 1965; Turbessi G. Ascetismo e monachesimo in S. Benedetto. R., 1965; Schmitz Ph. Benoît (Saint) et bénédictins (la vie, la régle) // DSAMDH. T. 1. Col. 1371-1388; idem. Benoît (Saint) de Nursie, abbé du Mont-Cassin // DHGE. T. 8. Col. 225-241; Puniet de P. Benoît (Saint) et bénédictins (la doctrine spirituelle) // DSAMDH. T. 1. Col. 1388-1409; Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская лит-ра Италии. М., 1972. С. 120-122; Jaspert B. Die Regula Benedicti — Regula Magistri — Kontroverse. Hildesheim, 1975; Августин (Никитин), игум. Прп. Венедикт Нурсийский (480-543) // БТ. 1980. Т. 21. С. 221-240; Омэнн Дж. О. Р. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994. С. 93-98; Jenal G. Italia ascetica atque monastica: Das Asketen und Mönchtum in Italien von den Anfängen bis zur Zeit der Langobarden (ca. 150/250-604). Stuttg., 1995; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 338-350.
Библиогр.: Internationale Bibliographie zur Regula Benedicti // Regulae Benedicti Studia. St. Ottilien, 1973. Bd. 2.
Кондаки к святому Бенедикту (Венедикту) Нурсийскому
Кондак, глас 6:
Благода́тию Бо́жиею обогати́лся еси́, де́лы же извести́л еси́ зва́ние,
и яви́лся еси́, Венеди́кте, уго́дниче Христа́ Бо́га,
в моли́твах и посте́х дарова́ний Бо́жия Ду́ха испо́лнен,
и был еси́ неду́жным исцели́тель,
и прогони́тель враго́м,
и засту́пник ско́рый душа́м на́шим.
Ин кондак, глас 4:
Возгре́вся раче́нием Го́рним и Святы́м Ду́хом, вся просвети́л еси́, о́тче преподо́бне Венеди́кте свяще́нне,
непреста́нно моли́ Христа́ Бо́га, преблаже́нне, о всех нас.
Устав святого Бенедикта Нурсийского весьма практичен
Устав монашеской жизни, написанный святым Бенедиктом Нурсийским, основывается на монашеских уставах Древней Галлии, восточного монашества и монашества святого Августина.
Изучил их он, читая сочинения святых Василия Великого и Иоанна Кассиана. Кроме того, исследователи говорят о том, что один из источников Устава Святого Бенедикта — монашеский устав «Правила Учителя» или же Regula magistri неизвестного автора.
Устав Святого Бенедикта из Меттенского аббатства. 1414 год. Основной упор в Уставе сделан на регламентацию повседневной жизни монашеской общины
Он очень практичен. Основной упор в Уставе сделан на регламентацию повседневной жизни монашеской общины. Это проявляется в установлении правил как в хозяйственной, так и богослужебной деятельности.
Устав обязателен к исполнению всеми монахами. В него заложен принцип, подобный принципу воинской дисциплины. Его основная задача — воспитать обычного человека в духе монашеского идеала.
Кроме того, данный устав утверждает принцип общежительного монашества — киновию, а также принцип монастырской автономии. Кроме того, Бенедикт, в противоположность суровой аскезе, говорит о важности монашеского смирения.
Таким образом, он в своём Уставе утвердил положение о том, что уход от мира должен предполагать материальную независимость монастыря. Именно поэтому личная бедность монахов не должна означать бедность всего монастыря.
Коптская икона святого Пахомия, основателя первой киновии. Киновии посвящены основные положения Святого устава святого Бенедикта
В жизни монахов на первом месте должны стоять физический труд и богослужения. Кроме того, они также должны изучать Священное Писание и труды Отцов Церкви.
Молитва должна быть строго отрегулирован монастырским уставом. Индивидуальный же молитвенный труд — удел испытанных подвижников.
Труды
Прп. Венедикт Нурсийский. Икона |
Святой Венедикт был светочем миру не только из-за своих чудес и аскетической жизни, но и из-за своих поучений. Он написал для монахов «Правило», «отличающееся удивительным благоразумием и ясностью мысли», которое сделалось основным монашеским уставом в Западной Церкви. Устав Венедикта был основан на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Подробнее см. Правило Венедикта Нурсийского.
Правила Устава святого Бенедикта отвечают основным потребностям монашества
Отличие Устава святого Бенедикта от других подобных уставов состоит в том, что он отвечает на основные потребности и запросы монашеской общины.
Он устанавливает золотую середину между индивидуальной аскезой и чётким регулированием монашеской жизни. В результате Устав стал очень популярен.
Копия Устава святого Бенедикта. Авторство приписывается писцу Доминику. Выполнена заказу Карла Великого после 787 года в бенедиктинском аббатстве Тегернз, южная Бавария.
Он насчитывает 72 правила, которые не только содержат 10 заповедей, но и отвечают на разные вопросы, возникающие в монастырской среде.
Они касаются вопросов понимания семейной природы человека, регулирования духовным отцом аскетических практик, порядка проведения богослужений и т.д.
72
столько правил содержит Устав Святого Бенедикта
Некоторые из положений Устава святого Бенедикта стали эталоном поведения для европейского монашества. Среди них можно назвать следующие:
- облегчать участь бедных;
- одевать нагих;
- посещать больных;
- хоронить мертвых;
- поддерживать находящихся в испытании;
- утешать печальных;
- чуждаться мирских нравов.
Орден бенедиктинцев основал не святой Бенедикт
Святого Бенедикта Нурсийского считают создателем ордена бенедиктинцев. Это не совсем так.
Дело в том, что после смерти святого в 547 году основанный им монастырь Монте-Кассино разрушили лангобарды в 580-е годы.
Несмотря на то, что его вскоре восстановили, его монахи разошлись по разным странам. Этому способствовал Римский Папа Григорий I Великий.
Молодой бенедиктинский монах. Джован Франческо Карото. Дата неизвестна. Бенедиктинский орден существует в наше время. Его члены руководствуются Святым уставом святого Бенедикта
В результате в разных частях света ими основаны монастыри, придерживающиеся Устава святого Бенедикта. При этом монастыри и конгрегации не имели единого центра управления.
До Позднего Средневековья святой нигде не упоминался в качестве основателя «Ордена Святого Бенедикта».
Его заслуга — составление Устава монашеской жизни, который стал руководством для жизни индивидуальных общин, наделённых автономностью.
До сих пор все бенедиктинские Дома и сообщества самоуправляемы. Между ними имеется тесная связь, но все они автономны.
При этом для бенедиктинцев характерна изоляция от тех мероприятий, которые проводятся в соседних монашеских общинах.
Кроме них, Уставу святого Бенедикта Нурсийского до нашего времени следуют цистерцианцы. Трапписты и картезианцы, при этом, имеют собственные особые правила монашеского поведения.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение