Богослужебные тексты для общего народного пения: Покров Пресвятой Богородицы (13 — 14 октября 2013 г.)


Русская Православная Церковь

Версия для печати

Среда. Покро́в Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Ана́нии. Прп. Рома́на Сладкопе́вца.

Прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского.

Пско́во-Покро́вской иконы Божией Матери.

Совершается бденная служба праздника Покрова Пресвятой Богородицы (А)

. Приводим также порядок совершения бденной службы Покрова в соединении со службами ап. Анании и прп. Романа Сладкопевца (без праздничного знака)
(Б)
.

Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56. Лит. – Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

А. На великой вечерне

«Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 1-й и глас 4-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 4-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…».

На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й (трижды).

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 4-й: «Яко дре́вняго вои́стину…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Приими́, Влады́чице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…».

Канон Богородицы со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Богородицы, глас 5-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Яко ви́де Тя…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак Богородицы.

На Литургии

блаженны Богородицы, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

По входе – тропарь Богородицы (Покро́ва). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (Покро́ва).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – праздника.

Примечание.

Апостол и Евангелие дня «вычита́ем напреди́» (Типикон, 1 октября), т. е. во вторник (30 сентября). Если во вторник (30 сентября) совершалась служба свт. Михаила в соединении со службой сщмч. Григория (вариант
В
), рядовые чтения среды переносятся на четверг (2 октября).

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Б. На великой вечерне

«Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Богородицы, глас 1-й и глас 4-й – 4, апостола, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – апостола, глас тот же: «Сосу́д избра́нный…», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На литии стихиры Богородицы, глас 3-й, глас 4-й и глас 2-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Страстоте́рпческое прия́телище…» (см. на стиховне вечерни), «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 2-й: «Смысл очи́стивше и ум…».

На стиховне стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 5-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Пе́рвое до́брых…», «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 2-й: «Яко венце́м пресве́тлым…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й (трижды).

На утрене

на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды), тропарь апостола, глас 3-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас 4-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Богородицы (по дважды).

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 4-й: «Яко дре́вняго вои́стину…». «Слава, и ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Приими́, Влады́чице…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 8-й: «Сра́дуются с на́ми…».

Канон: Богородицы (Покро́ва) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и преподобного на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак преподобного, глас 8-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – седален Богородицы (Покро́ва), глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (Покро́ва). «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен Богородицы (Покро́ва).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Учениче́ Спа́сов…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы (Покро́ва), глас 6-й: «Яко ви́де Тя…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Покро́ва), глас 4-й.

На 1-м и 6-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь апостола. На 3-м и 9-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только Богородицы.

На Литургии

блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4.

По входе – тропарь Богородицы (Покро́ва), тропарь апостола, тропарь преподобного; кондак апостола. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Богородицы (Покро́ва).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (Покро́ва) и апостола.

Апостол и Евангелие – Богородицы (Покро́ва) и апостола.

Примечание.

Апостол и Евангелие дня «вычита́ем напреди́» (Типикон, 1 октября), т. е. во вторник (30 сентября). Если во вторник (30 сентября) совершалась служба свт. Михаила в соединении со службой сщмч. Григория (вариант
В
), рядовые чтения среды переносятся на четверг (2 октября).

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

← предыдущий день следующий день →

Запискии свечи дистанционно

(март 2021)

  • Причащение Тела и Крови Христовых, которое обычно совершается в конце Литургии после совместной молитвы в храме, делает нас особенно причастными Богу, соединенными с Ним. Через соединение с обоженной Плотью Христа Бога мы сами можем обожиться, по благодати стать едиными с Самим Творцом.
  • Причащаясь, христиане также объединяются и друг с другом в мистическое Тело Христово — Церковь, Глава которой Сам Иисус Христос.
  • Посещение храма, особенно по воскресным дням, является проявлением и нашего поклонения Богу через почитание Его дня. Для христиан главным является день воскресный, когда мы всякий раз празднуем Воскресение Христово, победу Христа над смертью.
  • Существует церковное правило (80 правило VI Вселенского собора), которое подчеркивает важность регулярного присутствия на Литургии (особенно в воскресный день). Присутствие на Литургии подразумевает и причащение, так как Литургия служится именно для Причастия. Это правило напоминает, что христианин, который без уважительной причины (болезни, неотложные работы) не был три недели подряд на Литургии, сам себя отлучает от общения с Матерью-Церковью, которая может лишь с сожалением об этом свидетельствовать. Поэтому регулярное участие в Божественной Литургии, той самой Тайной Вечере, Которая вне времени, является необходимым моментом нашей церковной жизни.
  • 9 апостольское правило и 2 правило антиохийского собора говорят о том, что на Литургии надо причащаться (если нет отлучения от Причастия), а не только молиться. Несколько дней подряд приступать ко Святому Причастию можно (брать на это благословение не требуется). Если человеку не запрещено причащаться, но по какой-либо причине он этого не желает, он может уходить с Литургии после чтения Евангелия (вместе с оглашенными, готовящимися ко крещению).

ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ НУЖНО:

  • Подготовка ко причащению, прежде всего, — это наша христианская жизнь, участие в Литургии и проверка своей совести. А также молитвы, пост и исповедь.
  • Молитвы перед причащением: обычно дома читают «Последование перед причащением» из молитвослова. В нашем храме молитвы из этого последования читаются за 15 минут до начала Литургии. Кто не успел прочесть их заранее, тот может прослушать молитвы в храме. Три канона читать не требуется, только по желанию.
  • Пост перед причащением: тот, кто регулярно причащается (раз в месяц и чаще) накануне причащения может не поститься или поститься только вечером (среда и пятница- пост). Кто причащается реже одного раза в месяц, тому желательно поститься хотя бы один день накануне. Если это необходимо по состоянию здоровья, то утром перед причастием можно принимать лекарства, а также жидкости и пищу в качестве лекарства (например, при диабете).
  • Без поста (в т.ч. в среду и пятницу) причащаемся во время сплошных седмиц (периодов, когда нет поста даже в среду и пятницу): на Святках (7-17 января), на седмице о мытаре и фарисее, сырной, Светлой (после Пасхи) и Троицкой (после Троицы).
  • Исповедь совершается после каждой вечерней службы, а также за 15 мин до начала Литургии и после её окончания (тогда же, т.е. после Литургии или вечерней службы можно поговорить со священником, задать вопросы). Исповедь на ранней Литургии происходит только в конце её, непосредственно перед причащением. В большие праздники и в воскресные дни предпочтительнее исповедоваться накануне вечером, когда есть вечерняя служба и у священника больше времени для исповеди.
  • Утром перед Литургией исповедь очень желательно написать, (особенно в воскресенье и в большие праздники), т.к. утром время для нее ограниченно. Мы исповедуемся Богу, священник — лишь свидетель покаяния. После исповеди целовать Крест и Евангелие и брать благословение не обязательно. В нашем храме в ночь и утром на Рождество Христово и Пасху индивидуальной исповеди непосредственно перед Литургией не бывает, только общая (для тех, кто в предшествующий этим праздникам пост уже исповедовался). Пожалуйста, исповедуйтесь заранее!
  • Взрослые прихожане могут приступать ко Св. Причастию в нашем храме без исповеди, если после их последней исповеди не прошло (примерно) более одного месяца и за это время они не совершили тяжких грехов. Но и в этом случае нужно перед Чашей покаянно воздохнуть к Богу о своих прегрешениях и иметь сокрушенное сердце, благоговение перед Св. Чашей. Нельзя причащаться в состоянии осуждения, гнева, при наличии непрощенных обид и тяжких неисповеданных грехов.
  • Младенцев и маленьких детей лучше привозить для причащения: когда служится только одна Литургия, то к 10:00; если есть две Литургии (по воскресным дням и большим праздникам), то привозите таких детей или после второй (поздней) Литургии к 11:20 (к 10:20 в рабочие дни) или к концу ранней Литургии к 8:30 (к 7:30 по рабочим дням). Причащать детей чаще, чем причащаются родители, не надо.
  • Взрослые прихожане причащаются, если пришли на Литургию не позже чтения Евангелия. Обсудите со священником, если есть проблемы, не позволяющие приходить на Литургию вовремя. Не должно становиться постоянной практикой причащаться родителям, приехавшими с детьми лишь к концу службы.
  • После Литургии в нашем храме исповедуем и причащаем тех, кому еще требуется исповедь, а также тех, кто не может находиться на Литургии из-за своего ослабленного состояния (им можно приезжать для причащения уже к концу Литургии).

*******************************************************************

  • Замечания в храме может делать только священник. Если кто-то регулярно нарушает это правило, особенно в грубой форме, а также пристает к людям в храме или на улице, сообщайте священнику или за свечной ящик. Этим вы оградите других от подобных искушений.
  • Если ваши дети шумят в храме, то лучше выйти с ними на улицу.
  • Подпевать хору можно только если поет весь храм (известные песнопения- Верую, Отче наш, Господи помилуй и др.). Если рядом прихожане молчат, то и вам лучше не петь в одиночку, привлекая к себе внимание.
  • Меру поста каждый определяет для себя сам, брать благословение на это не надо.
  • Свечи являются символом нашей молитвы, соединенной с добровольной жертвой именно на тот храм, где их приобрели за пожертвование. Другой роли они не несут, освещать ими храм сейчас нет необходимости. Поэтому свечи, принесенные в храм извне, такой жертвой и помощью храму сейчас не являются, просьба у нас их не использовать, это лишает их смысла и лишь добавляет храму проблем по очистке от их копоти и нагара.
  • Если требуется срочная и сугубая молитва, то можно отдать записку лично священнику, пояснив проблему, или написать сообщение на телефон дежурного священника, чтобы он знал, за кого надо помолиться.
  • В дополнение к поданным запискам, можно на проскомидии (непосредственно перед возгласом на начало Литургии) помолиться о членах Церкви вместе со священником, который в это время вынимает частицы из просфоры. После первого трезвона колокольчика можно поминать о здравии (молитвенно воспоминая по имени живущих православных христиан), после второго трезвона — об упокоении, а после третьего прекращаем поминовение. Также хорошо самим поминать после самого важного момента Литургии, евхаристического канона, когда хлеб и вино стали Плотью и Кровью Христовыми (а именно после возгласа священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…»).
  • Подписывайтесь на рассылку срочных приходских объявлений на нашем интернет-канале: в Инстаграм (только объявления); в , , Телеграм и Там-там (здесь кроме объявлений публикуются еще материалы по вероучению).
  • Просим всех прихожан ознакомиться с «Памяткой для прихожан нашего храма»!
  • Справки можно получить по телефону храма 8495-594-43-42 (9:00-18:00) . Связь со священником (важные вопросы, замечания по храму, предложения, договориться о встрече) осуществляется по телефону дежурного священника 8962-949-95-62. Священнику лучше писать (например, на вотсап), т.к. много ложных спам-звонков. Если все-таки хотите позвонить, но сразу это не удается, то наберите этот номер еще раз, и вам потом перезвонят. Если очень срочный вопрос, а телефон дежурного священника не отвечает, звоните в храм и просите срочно найти священника, вам помогут.
  • Желающие принять Святое Крещение или венчаться, ознакомьтесь с объявлениями Крещение или Венчание на сайте нашего храма и с соответствующими разделами (8 или 9) в «Памятке».

*******************************************************************

УТОЧНЕНИЯ НА ПЕРИОД СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

  • Указанный период является уважительной причиной для более редкого посещения богослужений, особенно для принадлежащих к т.н. группам риска. Также в этот период не обязательно причащаться по большим праздникам, предпочтительнее, по-возможности, в другие дни, когда в храме меньше людей.
  • В период распространения инфекции можно причащаться и без участия в Литургии, приехав лишь ко Св. Причастию или после второй (поздней) Литургии к 11:15/10:15 (в выходные/рабочие дни). Особенно это актуально для тех, кто сам состоит в группе риска или вынужден тесно контактировать с людьми из такой группы.
  • Причащаемся, не облизывая лжицу (маленькая ложка, на которой подается Св. Причастие), широко открыв уста, слегка запрокидывая голову назад, не называя вслух своего имени. Чтобы максимально уменьшить контакт с окружающими воздушно-капельным путем, открываем рот в последний момент, когда лжица уже подносится к устам. Запивку после причащения (любую жидкость) лучше привозить с собой или запивать уже дома.
  • В данный период распространения инфекции иконы целовать не нужно. Достаточно перекреститься и поклониться перед иконой. Исповедь необходимо написать, подписав внизу свое имя. Маски в храме надеваем ради безопасности окружающих и чтобы не искушать ближних. По возможности стараемся соблюдать дистанцию.
  • Подать записки, поставить свечи можно и дистанционно…

Приметы на Покров

Наши славянские предки считали Покров рубежным днем между осенью и зимой, когда Богородица накрывает своим «платком» (снегом) матушку-землю. К этому времени все сельскохозяйственные работы уже были завершены, и в деревнях начинался период свадеб.

Согласно приметам:

«Каков Покров — такой и зима будет»; «На Покрова до обеда осень, после обеда зима»; «Первый снег выпал и сошел до Покрова — зиму скоро не жди» и так далее.

Считалось, что облетевшие до Покрова листья с березы и дуба — предвестник мягкой зимы, звери в это время впадают в спячку, а на юг улетают последние птицы. Также на Покров начинал устанавливаться санный путь.

Также на Покров старались умаслить домового, чтобы не вредил. Для этого проводили обряд «запекания углов» — раскладывали по углам избы небольшие блины, поев которые домовой засыпал до весны.

Свадебные обряды, гадания и заговоры

На Покров на Руси начинался период свадеб, невесты гадали на удачную семейную жизнь, а девушки, которых еще не просватали, — на суженого. Считалось, что для девушки Покров — время, которое определит ее семейную жизнь.

По приметам, ухаживания на Покров — к скорой свадьбе. На Покров девушке нельзя было сидеть дома и скучать, примета гласила:

«Покров весело проведешь — скоро жениха хорошего найдешь».

На Покров девушки всегда ходили с покрытой головой, на Руси говорили:

«Покров-батюшка придет — девице голову покроет» (платком замужней женщины).

Согласно приметам, первой замуж выйдет та, которая на Покров раньше всех поставит свечу Богородице.

На Руси говорили:

«Чем больше на Покров снега, тем больше свадеб.

Были специальные девичьи свадебные заговоры, например, такие:

«Покров-батюшка, накрой землю небесной крупой, меня — свадебной фатой»; «Покров-Покров, покрой землю снежком, меня женишком»; «Матушка-Богородица — пошли мне жениха славного, милого желанного»; «Благослови меня, Господи, на венчальный венец, пусть придет моему девичеству конец»; «Матушка-Богородица — прошу бабий платок и золотой перстенек».

Гадания на Покров были такими же, как и в другие гадательные дни, но с некоторыми особенностями. Например, девушки пели специальный хлеб, который клали на льняную ткань, приговаривая:

«Ряженый-суженый, приходи моего хлебушка отведать».

Если во сне потенциальной невесте являлся жених, на следующий день ему нужно было положить в карман кусочек хлеба или салфеточку, в которую был завернут хлеб. Это считалось лучшим приворотным средством.

Федеральное агентство новостей /

Какая служба проходит перед Покровом Пресвятой Богородицы 12 октября 2021 года?

Праздник, который православные будут отмечать 12 октября 2019 года, берет свое начало еще в шестом веке. Царь Иван Грозный хотел увековечить память воинов, которые погибли в Казани. Уже через 40 лет представители православной церкви решили внести этот день в перечень праздников. Через определенное время православный народ начал поминать не только людей, отдавших свои жизни в Казани. Хорошей традицией стал процесс поминания родственников, а также близких людей.

Традиционно 12 октября все православные люди посещают церковь. Принято ставить свечи за упокой усопших людей, а также вносить их имена в специальные записки, затем передаваемые священнослужителям. В Храмах проходят службы, во время которых поминают усопших. Также в родительские субботы можно вспоминать приятные моменты, связанные с родственниками. Некоторые православные игнорируют службу – священники это не приветствуют. В родительскую субботу необходимо устраивать скромную трапезу. Обязательным продуктом на столе должна быть кутья, традиционно приготовленная из пшеничной крупы.

Что должны знать православные перед посещением церкви?

Православные люди, которые хотят правильно помянуть усопших, должны отправиться в храм. В этот день, 12 октября 2021 года, будут проходить заупокойные службы и панихиды. Священнослужители считают, что душа умершего будет более благосклонна к посещению родственником службы, чем к визиту к могиле на кладбище. Перед тем как отправиться на заупокойную литургию, следует обратить внимание на то, что в церкви священники не отпевают людей, самостоятельно сокративших свой жизненный путь (самоубийц), или некрещеных при жизни.

Для того чтобы имя усопшего человека было упомянуто в заупокойной литургии, необходимо внести его в поминальную записку. Затем ее необходимо поместить в специальную урну на территории храма или передать лично священнику. Если нет возможности посещения храма, православный может самостоятельно прочесть специальную молитву, находясь дома.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]