Послание апостола Павла к галатам: через 15 лет после Христа

Послание к Галатам апостола Павла — книга Нового Завета, которую Павел адресовал общине христиан Галатии, которую он учредил во время миссионерского путешествия.

Галатия – малоазийская область, первоначально заселенная греками, но затем ассимилированную галлами (кельтскими племенами). В 26 г. Галатия стала римской провинцией. Это была процветающая провинция, поэтому данные земли привлекали евреев — переселенцев из Иудеи.

Читать Послание к Галатам.

На сайте Вы можете прочесть или послушать Послание Павла к Галатам по главам.

Всего в послании 6 глав:

По обсуждаемым темам данное послание схоже с Посланием к Римлянам.

Композиционно Послание Апостола Павла к Галатам можно разделить на:

  • Предисловие. Приветствие и вступление Павла. Автор намечает основные темы послания.
  • Защитительная часть. Апостол защищает свое Апостольское достоинство от нападок лжеучителей.

Павел отвечает на следующие обвинения в свой адрес:

  • Павел никогда не видел Иисуса Христа.
  • Павел научился Евангельскому учению от других апостолов.
  • Павел составил собственное учение о ненужности закона Моисеева.
  • При встрече с другими Апостолами Павел намеренно не показывает свои разногласия с апостольскими учениями.
  • Вероучительная часть. Рассуждения Павла о Ветхом и Новом Заветах, о Моисеевом Законе.
  • Нравоучительная часть. Раскрытие основ христианской морали.
  • Заключение. Дальнейшие наставления. Апостольское благословение.

Апостол Павел проповедует любовь и свободу

Две важные категории для апостола Павла — любовь и свобода. Вот, что он пишет о свободе:

«Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».

(Гал. 5:1)

Человек в Боге полноценен, ему не нужно ничего более:

«У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».

(Гал. 1:10)

Это свобода от ложных законов, греха и всего того, что отягощает духовный путь человека. Человек, который принимает эту свободу, не отказывается от всех обязательств, но выбирает только самые главные. А что же главное в жизни человека? Конечно же, любовь:

«свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».

(Гал. 5:13–15)

Так что свобода — это не вседозволенность, а отказ от лишних ограничений в жизни человека, его естественное состояние в любви и Боге. Мы видим, что это самые общие и абстрактные выводы, которые можно сделать из слов апостола.

Послание сосредоточено на споре иудейского закона и христианства.

Почему так? Всё просто. Ведь главная идея этого послания — противопоставить христианство иудейским законам. Павел не ставит перед собой цель дать поучения всему христианскому миру. Его задача локальна: дистанцироваться от наследия иудаизма, показать автономность учения Иисуса Христа.

Поэтому, конечно, наибольшую смысловую наполненность эти эпизоды имели для современников апостола Павла. Тут решались важные вопросы о праведной религиозной жизни. Делать обрезание или нет?


Послания апостола Павла

Может ли быть набожным человек не еврейского происхождения? Вот об этом в первую очередь пишет апостол Павел.

Авторство, время и место написания Послания к Галатам.

В том, что авторство принадлежит святому апостолу Павлу, практически никогда и ни у кого не вызывало сомнений, в отличие от времени написания. Одни исследователи считаю, что Послание к Галатам — самое первое послание Павла и написано оно в Антиохии около 48 года. Другие уверены, что Послание написано не ранее 56 года, когда апостол находился в Эфесе. Мы разделяем данную точку зрения, так как в тесте Послания есть указания на первое и второе посещение Павлом Галатии. Послание к Галатам, в отличии от, скажем, Послания к Римлянам, было написано Павлом собственноручно.

Нет сомнений и в том, что сам Апостол Павел положил основание христианским общинам в городах Галатии. Об этом можно прочесть в Деяниях Апостолов, а также в тексте Послания к Галатам. Из текста следует, что Павел провел в Галатии больше времени, чем изначально планировал, ввиду некоего «недуга плоти». Долгое пребывание в Галатии позволило Павлу склонить большое количество местных жителей к вере во Христа.

Вера и дела: Галатия и галаты

Послание к Галатам можно назвать одним из самых эмоциональных текстов Нового Завета. Апостол Павел практически не скрывает своего негодования, и даже дважды называет адресатов послания несмысленными (см.: Гал. 3, 1, 3). За что? На это у апостола были основания.

Нужно сказать о том, что Галатия была в древности обширной областью, центром которой являлся греческий город Анкира. Сейчас это Анкара, современная столица Турции. Народы, населявшие эти территории, назывались галатами (отсюда и название местности). Интересно то, что галаты находятся в родстве с европейскими народами — кельтами и галлами (населяли территории современных Франции, Северной Италии, Бельгии, Германии), а в Галатию пришли с Балканского полуострова. Вот этим европейским переселенцам и проповедовал апостол.

Апостол Павел сообщает о том, что он лично проповедовал галатам, хотя и был в немощи плоти (Гал. 4, 13), то есть болен. Но именно в болезни он познал любовь тех, кому проповедовал. Галаты приняли его какАнгела Божия, и даже больше — как Христа Иисуса (Гал. 4, 14). Может показаться странным, что апостол Павел сравнивает себя со Христом. На самом деле, в этих словах нет ничего странного, но о смысле этого сравнения подробнее будет сказано ниже.

Далее апостол пишет, что галаты настолько прониклись любовью и заботой к нему, что если бы возможно было, исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал. 4, 15). Но происходит нечто, что заставляет апостола Павла изменить (не навсегда) мнение о галатах.

Что произошло?

Апостол не дает подробных описаний причин конфликта. Но даже из кратких замечаний в первой главе можно сделать вывод о том, что после того, как апостол Павел покинул Галатийскую область, пришли некие проповедники, смущающие и желающие «превратить» (то есть извратить) благовествование Христово (Гал. 1, 7). Галаты же, как бы забыв о Павловой проповеди, принимают иное благовествование(ср.: Гал. 1, 6). Апостол Павел высказывается об этом однозначно: если бы даже… Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Это не означает того, что апостол отвергает любое другое благовествование, кроме своего собственного. Вовсе нет. Он выступает против проповеди, уводящей людей от Христа. Иное благовествование заключалось в требовании соблюдения постановлений Моисеева закона, в частности — принятия обрезания и соблюдения пищевых запретов. По сути, пришедшие в Галатию проповедники учили о том, что недостаточно просто поверить во Христа, как в Спасителя. Чтобы стать частью народа Божия, необходимо принять обрезание крайней плоти (в качестве символа отсечения страстей и знака принадлежности к избранному Богом народу), а также соблюдать постановления относительно пищи. Но апостола Павла возмутил не сам факт подобной проповеди, а факт принятия галатами подобных идей.

Не случайно апостол желает галатам мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 3–4) и говорит о том, что они были призваны благодатью Христовою (Гал. 1, 6). Вдруг оказалось, что страданий и смерти Господа Иисуса Христа как бы недостаточно для спасения человека. Недостаточно и благодати Божией, призывающей и освящающей. Необходимо обрезаться. Апостол Павел дает подробное обоснование своей позиции. Он доказывает, что спасение возможно по вере в Господа Иисуса Христа, и дела закона (то есть постановления закона Моисеева) уже не играют для спасения какой­либо роли.

Спасение верой

Апостол Павел приводит шесть (хотя это деление довольно условно) обоснований своей позиции. Во‑первых, он напоминает галатам, что пред ними предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый(Гал. 3, 1), и спрашивает: Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? (Гал. 3, 2) Во‑вторых, Павел свидетельствует, что Бог, содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне (Павлу в проповеди) у язычников (необрезанных) (Гал. 2, 8). Затем, в качестве третьего обоснования, апостол Павел приводит в пример Авраама, которой поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Гал. 3, 6). И Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Видимо, под семенем Авраама сторонники соблюдения обрезания понимали именно израильский народ. Апостол Павел опровергает подобное понимание, указывая, что речь идет о Христе. Здесь можно вспомнить слова Самого Христа о потомках Авраама, обращенные к фарисеям и саддукеям — гордившимся происхождением от Авраама: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9).

Четвертый аргумент апостола Павла указывает на всеобщую греховность: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 22). Цель же Моисеева закона заключалась в подготовке народа ко встрече с обещанным Богом Спасителем: Закон был для нас детоводителем ко Хрис­ту, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 24–29). Во Христе все обретают равную благодать и праведность, вне зависимости от происхождения, социального положения, различия полов. Поэтому и нет необходимости в чем-то дополнительном. Господь Иисус Христос каждому дарует спасение.

Пятый аргумент апостола Павла звучит как вопрос: Познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего (вы, галаты) возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал. 4, 9) То есть, получив Божественную истину о спасении всех во Христе, галаты, принимая иное благовествование о необходимости обрезания, отказываются от спасительной благодати, возлагая надежду на внешнее действие, думая спастись через него. Апостол даже опасается — не напрасной ли была его проповедь среди них? (см.: Гал. 3, 11)

В последнем аргументе апостол Павел вновь возвращается к Аврааму и его вере. Видимо, сторонники обрезания тоже ссылались на пример Авраама, Сарры и Агари (см.: Быт. 16, 1–16). Для них Агарь — служанка Сары — была символом язычников. И только потомки Авраама от законной жены Сарры (иудеи) могли считаться истинным народом Божиим. Апостол отвергает подобное объяснение. Агарь — не символ язычников, не знавших обрезания и законного рождения, но символ — рабства закону, символ земного Иерусалима: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам (Гал. 4, 22–26).

Что нужно делать христианам?

Апостол обращается к галатам с призывом: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа… Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал. 5, 1–2, 4–5). Получив праведность и свободу по искренней вере во Христа, христиане не должны отрекаться от этого, не должны полагать надежду о спасении в чем­то еще. Потому что Христос является Спасителем абсолютно для всех. Поэтому во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5, 6).

Дела закона, главным из которых было обрезание, не давали человеку спасительной праведности. Теперь же верующие получают праведность во Хрис­те. Поэтому единственные дела, к совершению которых должны стремиться христиане, это плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23). Для верующего важно не внешнее обрезание — символ отсечения страстей, а духовная победа над собственной страстностью. Поэтому апостол Павел пишет: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Единственный закон, давлеющий над христианами, — закон любви: Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).

Конечно, сейчас среди хрис­тиан уже нет проповедников, убеждающих в необходимости для спасения принятия закона Моисеева. Но от этого послание к Галатам не становится менее актуальным или устаревшим. Послание напоминает нам о Том, в Ком наша надежда и через Кого получаем мы спасение. И если мы действительно уверовали во Христа, как Сына Божия и Спасителя, то уже никто и ничто не должно заслонять Его в нас. Нигде более не должны мы искать надежды на праведность.

Газета «Православная вера» № 5 (529)

Послание к Галатам: толкование

Послание к Галатам направленно против того, что принято называть «иудеохристианством», которое призывало к соблюдению Моисеева закона в целом и в частности к исполнению различных обрядов ветхозаветной иудейской религии (обрезание и пр.). Автор в своем послании пытается донести идею, что новообращенные верующие из кругов язычников и верующие иудеи равны в глазах Бога. Автор говорит, что истинное спасение определяется лишь верой.

Оппоненты Павла считали его прочтение религии в корне неверным и объясняли его стремление «отмахнуться» от ветхозаветных основ лишь попытками снискать любовь среди новообращенных язычников. Многие Галаты переняли идеи иудейсвующих еретиков. В Послании Апостол Павел убеждает Галатов в их заблуждении, обличая совратителей.

В богословском плане Послание к Галатам важно как утверждение любви к ближнему и разделение плодов плоти и духа.

В автобиографической части произведения Павел защищается от нападок лжеучителей в том, что он получил свои знания Евангельского учения не от Иисуса, а от других Апостолов. Павел рассказывает о том, что во все тайны христианского учения он был посвящен Самим Господом в многократных явлениях. Говорит он также о том, что на Апостольском соборе в Иерусалиме было постановлено о необязательности соблюдения обрядов Моисеева закона для христиан, и о том, что Павлово благовестие получило на соборе одобрение старейших Апостолов. Апостолы признали, что Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных.

Повод и цель написания послания

Когда Павел покинул Галатию, в церкви активно вторглись иудействующие. Они возвещали галатийским жителям о необходимости соблюдать закон Моисея, ведь только так они получат доступ к вечному блаженству после смерти. По их словам, Павел не давал им полного евангельского учения. Но интересно то, что иудеи не заставляли выполнять отдельные положения Моисеева закона. Самое главное было — обрезание и соблюдение иудейских праздников.

Активно дискредитировался авторитет Павла, как апостола. Лжеучителя обвиняли его в том, что он не был избран самим Господом Иисусом Христом и никогда не видел его. Все лучшее, что есть в его учении — это от первых апостолов, призванных Христом, все остальное — только плод его собственной фантазии. Звучали убеждения в том, что Павел способен обмануть слушателей и просто ищет себе популярности.

Сведения о стране, называемой Галатией

Галатией называлась малоазийская область, находившаяся почти в середине Малой Азии и окруженная с севера Вифинией, Пафлагонией и Понтом, а с юга Фригией, Ликаонией и Каппадокией. Страна эта первоначально была населена греками, но в третьем веке до Р. X. в ней поселились вторгшиеся с берегов реки Рейна в Македонию и Грецию, а затем перешедшие в Малую Азию (в 280 году) древние галлы (одно из кельтских племен), которые и сообщили ей свое имя Галатии, или Галло-Греции. В 189 году до Р. X. римский консул Манлий подчинил эту страну власти римлян, оставив ей собственное управление. В 26 году по Р. X. Август обратил Галатию в римскую провинцию. Поселившись здесь, воинственные прежде галлы обратились к мирным занятиям и искусствам и стали возделывать свою плодородную и цветущую страну. Постепенно они смешались с местными греками, усвоив их нравы и язык. Богатая Галатийская страна начала привлекать евреев, которые со времени Александра Македонского вынуждаемы были выселяться из Палестины в разные другие области. Император Август заявил свое особое покровительство переселяющимся в Галатию иудеям, о чем сообщает иудейский историк Иосиф Флавий.

Толкование писания

Есть различные точки зрения относительно смысла данного текста. Большинство из них основаны на личных тонкостях мировоззрения и отношении к окружающему миру. Чтобы правильно объяснить все тонкости, необходимо изучить четко и другие святые тексты. Именно в них можно найти ответы на большинство вопросов, которые нас интересуют.

Лучшая статья для Вас, переходите: Венчание в православной церкви правила таинства, как проходит

Представители Галатии не знали правил верования. Большое влияние оказало на них соблюдение правил самыми ревностными представителями веры – евреями. В данном письме Павел еще раз напомнил о том, кто был их первым руководителем в вере. С такой точки зрения толкование Послания к Галатам святого апостола Павла стоит рассматривать как противостояние против религиозного ханжества, христианства, как должного, а также убеждений тех людей, которые только носят подобное название, а не поняли суть самой веры.

Основную цель, которую он преследовал – это доказательство своего учительства, а также укрепление веры галатских христиан.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]