Псалом 15 на русском и церковнославянском языках


Текст молитвы псалом 15

В стенах храма псалом 15 традиционно исполняют на церковнославянском языке. Этот вариант текста используют и для домашней молитвы, но тем, для кого он является сложным в понимании, рекомендуется остановиться на современном переводе на русский язык.

С ударениями на церковнославянском языке

В переводе на русский язык

Текст 15 псалма на русском языке с толкованием

Комментариев нет

Христианский псалом 15 – один из самых трудных для толкования. Причиной тому служит непоследовательность и кратость мыслей, изложенных в псалме, а также отсутствие их развития. В то же время, согласно некоторым пояснениям исследователей, текст христианского псалма 15 считался очень важным, поскольку в еврейской традиции он называется «золотой песнью», а в православии – столпописанием, а это означало, что мудрость, заключенная в нем, достойна быть написанной на столпе в назидание народу. Известно, что слова пятнадцатого псалма принадлежат иудейскому псалмопевцу Давиду, и что написаны они во время бегства от царя Саула, желающего уничтожить его, как потенциального соперника.

Толкование православного псалма 15 поясняет, что его текст – пророческо-мессианский, поскольку Давид предсказывает в нем спасение, которое получит каждый, верующий в Господа, от воскресшего Спасителя. «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть истление» (Пс. 14, 10), ‑ этими словами Давид предсказал сошествие Иисуса в ад и освобождение из него всех праведников. Преподобный Арсений Каппадокийский советует слушать и читать 15 псалом царя Давида для того, чтобы найти утерянные ключи.

Слушать на видео православную молитву псалом 15 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 15 на русском языке

Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое. Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими. Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

Псалтырь, текст православного псалма 15 на церковно славянском языке

Сохрани мя, Господи, яко на тя уповах. Рех Господеви; Господь мой eси ты, яко благих моих не требуеши. Святым, иже суть на земли eго, удиви Господь вся хотенiя своя в них. Умножишася немощи их, по сих ускориша; не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима. Господь часть достоянiя моего и чаши моея; ты eси устрояяй достоянiе мое мне. Ужя нападоша ми в державных моих; ибо достоянiе мое державно eсть мне. Благословлю Господа вразумившаго мя; eще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой; eще же и плоть моя вселится на упованiи. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истленiя. Сказал ми eси пути живота; исполниши мя веселiя с лицем твоим; красота в деснице твоей в конец.

История написания

В содержании 15-го псалма содержится указание на время его сложения. Второй стих произведения гласит, что Господь от царя «благих» требует. Здесь данное слово нужно толковать, как жертвы, являющиеся обязательной и важнейшей основой ветхозаветного культа. Важное указание присутствует и в строчках третьего стиха псалма. Здесь слово «святыми» толкуется, как «евреи», избранный Всевышним народ, призванный Им к служению и давший Ему великий обет.

Псалом 15-ый – произведение, в котором автор отделяет себя от своего народа, жившего на Божией земле, другими словами, в назначенной ему небесами, Палестине. Учитывая это, можно предположить, что царь писал хвалебную песню, пребывая за пределами Палестины. Четвертый стих отражает нечестивость всех вокруг, к ней сам Давид никакого отношения не имеет.

Отделившись от евреев, находясь в окружении язычников, пророк не имеет возможности принести Господу жертвы. Эти события соответствуют времени, когда Давид жил при Сауле, а затем был вынужден спасаться бегством от его преследований. Спасение он нашел у Ахнусу в Секелаге, у царя филистимского. Подтверждение тому присутствует в 1-ой книге Царств (27:1-7).

Читаем Псалтирь. Псалом 15

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Псалтирь – великая тайна. Проникнуть в эту тайну – значит научиться путям Божиим через поучения псалмопевца Давида.
Есть ли сильные и не очень сильные псалмы?

– «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности», – говорит апостол Павел. И по силе благодати мы не можем говорить: какие сильные, а какие нет. Сила псалма зависит от силы восприятия, которая есть в нашем сердце. Если этот псалом отзывается в нашем сердце и соединяется с тем духом, тем горением, с каким писался, то тогда он доходит до Неба. А если даже «самый сильный» псалом, как мы его называем, исполненный глубины переживания, будем читать с холодным сердцем, то он не будет сильным. Все должно быть взаимно, сила – во взаимности восприятия, молитвы, обращения к Богу.

Псалом 15-й называется «Столпописание».

Почему столпописание? Это была древнейшая традиция: когда хотели назидать героя, сделавшего что-то очень важное для государства или конкретной местности, – его пытались увековечить. Не чтобы прославить, так как понимали: призрачно наше прославление перед самой вечностью, от которой отошел человек. Прославляли его, чтобы назидать последующие поколения, чтобы они через этот образ приобщались бы добродетели, которую имел тот или иной человек, или к его героизму. На столпе Давид записывает что-то очень важное, что он хочет передать, увековечить.

Святые отцы говорят, что 15-й псалом христологичен, он говорит о подвиге нашего Спасителя, Который восприял на Себя особый подвиг – спасти род человеческий; не потому, что это нужно было сделать, а потому, что он есть достояние Божие, которое Господь никогда не оставит. Псалом говорит о том, как Господь, послав Сына Своего Единородного, совершил подвиг, о соработничестве Святой Троицы. Этот псалом раскрывает глубочайшую и великую тайну, поэтому он очень дорог нам. Столпописание – памятник, говорящий о том, что никогда не должен быть забыт подвиг нашего Божественного Спасителя, Который пришел и искупил весь род человеческий. Псалмопевец Давид здесь очень много открывает, назидает не только тех, кто живет во времена Христа, но и тех, кто жил до Его Пришествия, чтобы они размышляли о своей жизни, своих действиях, путях жизни, которые они избирали.

«Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах». Псалмопевец Давид говорит, что Господь хранит только тех, кто уповает на Него, кто живет по Его законам и заповедям. И когда мы просим Бога о помощи и заступничестве, мы всегда должны показывать свою жизнь и правду, которую мы совершаем.

Так и Сам Божественный Спаситель, когда был Богочеловеком, имел эти человеческие стороны жизни. Из Священного Писания известно, что в Его служении тоже были человеческие переживания: Он скорбел, плакал, гневался, хотел есть… Сам Господь молился, Он обращался к Богу Отцу…

«Рех Господеви: Господь мой eси Ты, яко благих моих не требуеши». Мы должны четко уразуметь, что не собственными путями идем. Наша задача – пройти путем, который проложил Сам Господь Своей земной жизнью, Своим земным служением. И это рассуждение раскрывает обращение и земное служение не только Спасителя, но и всякого христианина. Господь не требует от нас добрых дел, чтобы мы их показывали Ему, но эти добрые дела должны присутствовать в нашей жизни, чтобы Господь видел: благими делами мы свидетельствуем о жизни, которую мы ведем, и она строится по заповедям Божиим. Доказательство, что мы живем всегда с Богом, не Богу нужно, а нам.

«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них». Святым Господь открывает очень многое и дает. Святость – очень важный момент в жизни, и то, что являются святые в этой жизни, – тоже великое милосердие Божие. Святость является через исполнение жизни, и если бы не было святости, то не было бы и Божьего благоволения.

«Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима». Здесь можно говорить и о святых, тоже переживавших различные скорби и трудности в своей жизни. И напрасно мы думаем, что человек святой и приближенный к Богу, не переживает никаких испытаний. На самом деле таких испытаний очень много в жизни, но Господь являет Свою благодать и милость: когда человек обращается к Нему, эти немощи становятся не столь горестными, они проходят, не касаясь сердца, то есть в немощи только человек может увидеть руку Божию. Когда у человека все хорошо, он забывает про Бога и живет своей жизнью, и только в скорбях, трудностях и болезнях чувствует он близость Бога и всегда обращается к Нему за помощью. И тогда Господь обещает предать все забвению.

Если мы обращаемся к христологии этого псалма и говорим о Христе, то здесь речь о том, что Господь относится к собранию таких людей очень плохо. Когда появляются немощи, то в них они отходят от Бога. Так, когда израильтяне отказались от Господа, Он не стал поминать имен их. Здесь Господь показывает: ваше звание, ваши имена зависят от жизни, которую вы проводите, и от верности, которую вы сохраняете Богу.

«Господь часть достояния моего и чаши моея, Ты eси устрояяй достояние мое мне». Здесь Господь Сам обращается к Богу Отцу со словами: Господь часть достояния моего. Достояние – это весь народ, Божие богатство после сотворения человека Господом. Но враг рода человеческого смог это достояние украсть у Бога за счет использования свободной воли самого человека, направленной ко греху. Это достояние уже не Божие. «Чаши моея» – это смерть. Моление о чаше – это моление о смерти. В то же время чаша – это та Божественная Кровь, которую Господь пролил ради людей всего мира. Сам Господь устроил так, что Он передает Своему Сыну, Наследнику достояние – весь род человеческий. А после смерти достояние принадлежит Самому Христу. Христос не просто забирает властью и силой, но искупает это достояние честной Кровью Своею: через смерть Он выкупает каждую душу человеческую из рук врага рода человеческого.

«Ужя нападоша ми в державных моих, ибо достояние мое державно eсть мне». Святые толкователи говорят, что когда Господь основал Церковь, то она была раскидана по всему миру и не собрана воедино, потому что проповедь еще шла. Почему достояние дорого и державно? Потому, что Господь искупил ее кровью Своею. И мы знаем: что тяжело нам дается, то самое дорогое и самое ценное в нашей жизни. А тем, что нам дешево дается, мы не дорожим, не ценим, разбрасываем в своей жизни.

«Благословлю Господа, вразумившаго мя, eще же и до нощи наказаша мя утробы моя». Благословлю Господа, Который вразумил и наставил меня. Псалмопевец Давид говорит о ночи, потому что ночью бывают худые мысли, именно в темноте человек замышляет плохие дела.

«Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся». Здесь псалмопевец Давид говорит, что те поступки, которые я совершаю, – правые, потому что они всегда перед Господом. И когда Господь со мной, я не отступлю в другую сторону. И наш Господь не отступил в сторону, потому что ходил перед лицем Божиим. Из нашей христианской жизни уходит традиция, когда мы рассуждаем о правых и левых делах, а на самом деле даже те слова, которые мы используем, отражают нашу христианскую сущность – у нас же есть понятие правых дел и левых. Если мы говорим о правых делах – это правильные дела, дела, которые исходят от Господа, Который напоминает нам, что мы должны их постоянно совершать, поэтому при крещении поставляется ангел Божий по правую сторону, а по левую – ангел губительный.

«Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, eще же и плоть моя вселится на уповании». Здесь псалмопевец говорит, что все, что рождается, и доброе, и злое, сначала рождается в сердце, затем исходит с языка, и потом человек его совершает. Меньше ответственность за слово, за мысли: за дело судят всегда, ведь начальная стадия поступка, который мы совершаем, рождается в наших мыслях, сердце.

«Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления». Далее речь о нашем Спасителе и нашей вечной жизни, поскольку не оставил Господь душу мою во аде. Здесь псалмопевец пророчествует: Господь не увидел истления, и мы последуем за Господом, не будет наша душа во аде, и тело наше будущее и вечное не будет видеть истления.

«Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец». Самое главное здесь слова «красота в деснице Твоей в конец». Здесь говорится о Божественном сыне, что Он не увидел истления, но и сила, и красота Самого Бога в Сыне. И десница Его сильна в Божественном Сыне, Который победил смерть и увековечил все человечество через Воскресение и дал ему вечность.

Смысл 15-го псалма

Невзирая на полноту развития мыслей Давида, выражены они все кратко. Это в комбинации с недостаточной ясностью произведения является причиной того, почему данную хвалебную песнь принято считать одной из сложных для понимания. Чтобы докопаться до ее смысла, необходимо тщательно разобрать отдельные стихи молитвы:

Стих 1: В начале псалма 15-го Давид повторяет мысль, встречающуюся в большинстве его работ. Она заключается в следующей: его вера в Бога глубока, непоколебима, в его преданности Всевышнему нельзя усомниться. Царь подчеркивает, что всю жизнь он уповал на Господа, видя в нем единственную надежду на спасение. Оказавшись вдали от евреев, в окружении язычников, чужих ему по крови и вере, он ждал помощи свыше.

Стих 2: Давид упоминает «блага», которые, как уже говорилось выше, подразумевают жертвы. Таковые предназначены для пробуждения в человеке осознания своих грехов, вины перед Богом, пробуждения желания примириться с Ним. Господь не ждет от царя жертв, он хочет, чтобы пророк служил ему своим существом, то есть, делами и помыслами.

Стих 3: Речь идет о «святых», то есть, о еврейском избранном Всевышним народе, находящимся под Его покровом, руководством. Евреи, призванные быть святыми, получили в дар «землю», Палестину, «дивным», другими словами, священникам, выпала честь пользоваться в народе большим уважением. Царь, говоря о родных краях, крови, истинных пастырях, явно скучает по ним.

Стих 4 и 5: Единственным истинным Господом является Иегова, только тот, кто верит в Него, может ждать милостей свыше. Давид подчеркивает, что остальных, уверовавших в чужих богов, ждут «скорби». Под этим словом подразумевают лишения.

Стих 6: В этой части произведения встречается словосочетание «межи мои», которые толкуют, как «мои владения» или «мои «границы». Таковые Давиду дороги.

Стих 7: Содержание этого стиха позволяет предположить, что, находясь в окружении филистимлян, царь получил от Всевышнего откровение, им он «был вразумлен».

Стих 8: Автор чувствует помощь Бога, с Его поддержкой он избегает несчастий и падения. Оказавшись вдали от родины, у язычников, он продолжает верить в спасение.

Стих 9 и 10: Мысль о постоянном покровительстве Всевышнего является для Давида источником светлой радости, которую он был не в силах скрывать (о внешних ее проявлениях говорят слова «возвеселился язык мой»). Поддержка Господа вселила в него искреннюю веру в то, что телу его не грозит тление, он останется жив.

Эта надежда, как известно, благодаря свидетельству в книге Деяний (2:29, 13:36), не оправдалась. Царь скончался, как и всякий смертный, тело его истлело. Учитывая это, некоторые эксперты подозревают, что вышеупомянутые строки относятся не к Давиду, а к Христу, его воскрешению.

Стих 11: В конце хвалебной песни автор подытоживает все сказанное ранее, делая акцент на радости, которую приносит ему общение со Всевышним.

15:1
Песнь Давида. Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
Давид просит чтобы Бог хранил его, и Бог дал Давиду множество благословений, дал мудрость и часто спасал его от рук врагов. Но как хранит Бог? Удерживает ли Он за руку, чтобы мы не сделали греха? Нет, Он даёт мудрость не согрешать и силы выстоять в искушении, но принять решение противостоять греху и прилагать зависящие от нас усилия –должны мы сами.

15:2
Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
Богу ничего от Давида не нужно из того, что мог бы дать человек смертный, ничего Богу нашего не надо, всё и так Его. Тот случай, что сколько не давай дарителю – прибытка ему от этого никакого не будет. Это похоже на то, как если малый ребёнок даёт свою игрушку в руки отцу, который сам её малышу и подарил. Что нужно Отцу от ребёнка? Послушание и любовь.

15:3,4
К святым, которые на земле, и к дивным [Твоим] — к ним все желание мое. 4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к [богу] чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими.
Давида волнует только участь святых Божьих, ибо скорбь нечестивых — это закономерный результат их нечестия. А вот о святых Божьих — Давид хлопочет.

15:5,6
Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. 6 Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие мое приятно для меня.
В словах Давида — и пророческие слова Христа о том, что Бог – удел его, чаша его и жребий, то есть ВНЕ Бога — жизнь Христа немыслима. И «межи» этого наследия — прекрасны, нет ничего лучше, чем быть в уделе Бога, ограниченном «забором» Его принципов.

15:7
Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
Давид благодарит Бога, вразумившего его смыслом жизни, даже и ночью Давид не отдыхает от Божьего обучения: совесть его — и на ложе сна напоминает ему о пути Божьего служителя, ибо бывает так, что вечером молишься, но нет никакого решения о том, как правильно поступить. А утром просыпаешься — и решение приходит, хотя ты вроде бы как и спал, а не думал всю ночь

15:8
Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
Для таких служителей – Бог всегда реален, всегда ощущается Его присутствие и поддержка, словно Он – по правую руку Давида стоит. Такая уверенность в Боге помогает не колебаться в решимости оставаться Ему верным, что бы с нами ни случалось, ибо Он указывает, КАК следует поступать в решении своих проблем.

Однако в каких случаях человек не колеблется, а в каких — колеблется? Размышляем. Вариант первый. Ты стоишь у пропасти. Впереди пред тобой — другой берег. И ты, естественно, НЕ колеблешься между выбором — перебираться туда или нет, ибо НЕТ НИКАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ перебраться туда: мост отсутствует, а летать ты не умеешь. И потому ты абсолютно спокоен, стоя перед пропастью. И тебе всё равно, что могло бы тебя ждать там, на другом берегу – ведь попасть туда ты всё равно никогда НЕ СМОЖЕШЬ. И ты возвращаешься к себе, НЕ КОЛЕБЛЯСЬ. И неважно, что ждёт тебя ТАМ, где ты ИМЕЕШЬ ВОЗМОЖНОСТЬ находиться в данный момент: ты УВЕРЕН в своей правоте.

Ещё вариант. Ты стоишь у пропасти. Впереди пред тобой — другой берег. Над пропастью — верёвочный мост. Довольно приличный и прочный, но сильно колеблющийся от ветра. И ты видишь реальную возможность пробраться туда, в неизведанное. Поэтому ты начинаешь колебаться между выбором – рискнуть или нет воспользоваться ВОЗМОЖНОСТЬЮ. Удовлетворить своё любопытство или нет. И тебе уже начинает казаться, что место, где ты сейчас — недостаточно хорошо для тебя. Хочется новизны ощущений. Ты КОЛЕБЛЕШЬСЯ от возможности сделать свой выбор. Ты НЕ УВЕРЕН в своей правоте.

И ещё вариант. Ты стоишь у пропасти. Впереди пред тобой — другой берег. А перед тобой – большой и прочный каменный мост, по которому едут машины и идут люди на другой берег. Тебе не хочется возвращаться к себе – в то место, где ты сейчас. В нём тяжело тебе и всё неправильно, ты хочешь уйти прочь и изменить свою жизнь к лучшему. И ты НЕ КОЛЕБЛЕШЬСЯ. Ты ступаешь на мост и идёшь на другой берег в уверенности, что оставить неправильное прошлое — это единственный выход иметь будущее. Ты УВЕРЕН в своей правоте.

Два из этих вариантов – демонстрация внутреннего состояния уверенности в своих действиях, описанной словами Давида «НЕ ПОКОЛЕБЛЮСЬ!». Это состояние — угодное Богу ибо человек УВЕРЕН в том, что он избирает (Рим.14:22).

Итак, когда человек уверен в своих действиях? 1) Когда НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ колебаться: точно знаешь, ЧТО Бог требует от тебя. И нет возможности сделать вид, что не знаешь. Тогда и не колеблешься, ибо ты желаешь угодить Богу. Как псалмопевец. 2) И когда ВОЗМОЖНОСТЬ не колебаться — ЯВНАЯ, призЫвная, можно сказать: когда точно знаешь, что Божий путь — это ТВОЙ путь, и то, как ты жил раньше — неправильно. И ты идёшь, не колеблешься, ибо это – ТВОЁ.

Колеблющийся же так и НЕ ЗНАЕТ СВОЕГО пути: он остаётся с нами на «этом берегу» только потому, что у него нет возможности остаться без нас. А представься ему возможность сбежать на другой берег – он, может быть, и сбежит. Потому колеблющийся – ненадёжен ни для Бога, ни для ближнего: в любой момент жди от него измены, сомневающийся не твёрд во всех путях своих и нет смысла удерживать колеблющегося ОТСУТСТВИЕМ ВОЗМОЖНОСТИ сбежать (Иак.1:6,8) Напротив, нужно предоставить всем вообще возможность «сбежать» — жить по собственному выбору — и так выявятся все «НЕ наши» и все колеблющиеся. Поэтому Бог и разрешил в этом веке всем ходить своими путями, насильно никого и ни от чего не удерживая, чтобы для Себя увидеть, кто же — «наши» и внести их в Свою книгу жизни для грядущего века (Малах.3:16)

15:9,10
От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, 10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
Именно эта уверенность в Боге и помогла в своё время Иисусу выдержать испытания смерти крестной (он был обречён на смерть и нельзя было избежать её, сохраняя верность Отцу). Иисус был уверен, что Бог не оставит его тлеть в могиле, но вызволит оттуда так быстро, что человеческая плоть даже не успеет «испортиться». Эти стихи, как разъяснил апостол Пётр — пророчество на Иисуса Христа, который воскрес на третий день и не остался тлеть в могиле (Деян.2:25-31)

Всем ценителям и почитателям ада как места мучений грешников — полезен этот текст для размышления над тем, почему же Иисус оказался в аду, в «пекле» для грешников, если он – праведник и не заслуживает адских мучений? Кто-то из христиан ответил на этот вопрос так: «он был отправлен к грешникам в ад или преисподнюю (темницу) для того, чтобы ТАМ проповедовать», используя при этом текст из 1 Петра 3:18,19. И многим, как ни странно, этот ответ кажется убедительным. Попробуем разобраться:

— во-первых, Иисус верил в то, что в аду ПЛОТЬ его НЕ успеет ИСТЛЕТЬ. То есть для ада — ПЛОТЬ значение имеет, это – хранилище ПЛОТИ УМЕРШЕГО, могила, земная сфера. Значит, ад находится на земле и является местом тления или распада плоти до состояния праха, как и было предсказано Адаму (Быт.3:19)

— во-вторых, сторонники адских мук учат, что в аду мучается душа – субстанция БЕСПЛОТНАЯ. Мы же выяснили, что АД- хранилище ПЛОТИ умершего, находится в земле. Значит, бесплотной субстанции, у которой нет тлеющих частей, в аду — не место; — в-третьих, Иисус попал в ад В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ. А в темницу к духам пошёл УЖЕ ВОСКРЕСШИМ – ЖИВЫМ, то есть. Значит, темница для непокорных духов времён Ноя – и ад, в котором плоть Христа не успела истлеть – РАЗНЫЕ «хранилища»: ад – это хранилище для плоти, темница из 1 Петра 3:19 – «хранилище» для духов. В аду находятся мёртвые личности, в темнице – живые.

15:11
Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.Не может быть поклонник Бога страдальцем до самой смерти с печальным и поникшим лицом — хотя бы потому, что, несмотря на все ужасы века сего, тем не менее, Божий человек живет надеждой на будущее, а надежда — даёт радость, пусть даже и самую малую. Божий человек считает себя и жизнь свою в веке этом — явлением временным, проходящим, и это само по себе — событие радостное, плюс ещё надежду на счастливую жизнь в вечности Бога — так и вовсе повода для скорби нет у Божьего человека, а вот повод для радости — весьма реален.

Псалтирь царя и пророка Давида

КАФИЗМА 15

Псалом 105

1 Аллилуиа.

Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. 2 Кто изречёт могущество Господа, сделает слышными все хвалы Его? 3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время. 4 Вспомни нас, Господи, во благоволе́нии к народу Твоему, посети нас спасением Твоим, 5 чтобы увидеть его в благости к избранникам Твоим, возвеселиться в веселии народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим. 6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, неправду. 7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не вспомнили множества милости Твоей, и возроптали, входя в Красное море. 8 И спас Он их ради имени Своего, чтобы явить могущество Своё, 9 и пригрозил Красному морю, и оно иссохло, и повёл их по бездне, как по пустыне, 10 и спас их из руки ненавидящих их, и избавил их из руки врагов: 11 покрыла вода притеснителей их, ни одного из них не осталось. 12 И поверили они слову Его, и воспели хвалу Ему. 13 Скоро забыли дела Его, не дожда́лись Его изволения, 14 и возгорелись желанием в пустыне, и искусили Бога в безводной. 15 И Он дал им по просьбе их, послал насыщение ду́шам их. 16 И разгневали Моисея в стане, Аарона, святого Господня: 17 отверзлась земля и поглотила Дафа́на, и покрыла сборище Авиро́на, 18 и возгорелся огонь в сборище их, пламя попалило грешников. 19 И сделали тельца у Хори́ва, и поклонились истука́ну, 20 и променяли славу Его на подобие тельца, который ест траву. 21 И забыли Бога, спасающего их, сотворившего великое в Египте, 22 чудеса в земле Ха́мовой, страшное у Красного моря. 23 И сказал Он, что погу́бит их, если бы Моисей, избранник Его, не стал при поражении пред Ним, чтобы отвратить гнев Его, – да не погу́бит их. 24 И пренебрегли землёю желанной, не поверили слову Его 25 и возроптали в шатрах Своих, не послушались гласа Господня. 26 И по́днял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне, 27 и низложить семя их среди племён, и рассеять их по зе́млям. 28 И приобщились они к Веельфего́ру, и ели жертвы мёртвым, 29 и раздражали Его своими нравами, и начался́ среди них мор великий. 30 И встал Финее́с, и умилостивил Его, и поражение прекратилось, 31 и зачтено́ ему было в праведность в род и род до века. 32 И прогне́вали Его у воды пререкания, и Моисей пострадал из-за них, 33 ибо они огорчили дух его, и он раздвои́лся устами своими. 34 Не истребили народов, о которых Господь сказал им, 35 но смешались с язычниками и научились делам их. 36 И служили истука́нам их, и те стали им преткновением, 37 и принесли сыновей своих и дочерей своих в жертву демонам, 38 и проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей, которых приносили в жертву истука́нам Ханаа́нским, и погибла от их кро́ви земля, 39 и осквернилась делами их, и впали они в блуд в обычаях своих. 40 И разгневался яростью Господь на народ Свой, и возгнуша́лся наследием Своим, 41 и пре́дал их в руки врагов, и овладели ими ненавидящие их, 42 и стеснили их враги их, и смирились они под руками их. 43 Многократно Он избавлял их, они же раздражали Его злым советом своим и терпели унижение в беззакониях своих. 44 И увидел Господь, когда теснили их, когда услышал Он моление их, 45 и вспомнил Он завет Свой, и раскаялся по множеству милости Своей, 46 и возбудил сострадание к ним у всех пленивших их. 47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из народов, чтобы прославить имя святое Твоё, хвалиться хвалою Твоею. 48 Благослове́н Господь, Бог Израилев, от века и до века. И скажет весь народ: «Да будет, да будет!»

Слава:

Псалом 106

1 Аллилуиа.

«Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его», – 2 да скажут избавленные Господом, которых Он избавил из руки врага 3 и от стран собрал их, от востока, и запада, и севера, и моря. 4 Заблудились они в пустыне безводной, пути в город обитаемый не находили, 5 терпели голод и жажду, душа их в них изнемогла. 6 И воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он избавил их, 7 и направил их на путь прямой, чтобы прийти в город обитаемый. 8 Да испове́дуют Господу милости Его и чудеса Его – сына́м человеческим! 9 Ибо напитал Он душу истощённую и душу алчущую исполнил благ, – 10 сидящих во тьме и те́ни смертной, ско́ванных нищетою и железом, 11 ибо возроптали они на слова́ Божии и волю Всевышнего раздражили. 12 И смирилось в трудах сердце их, и ослабели, и не было помощника. 13 И воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он спас их, 14 и вывел их из тьмы и те́ни смертной, и узы их разорвал. 15 Да испове́дуют Господу милости Его и чудеса Его – сына́м человеческим! 16 Ибо Он сокрушил врата медные и засовы железные сломил, 17 взял их с пути беззакония их, ведь за беззакония свои были унижены. 18 Всякою пищей возгнуша́лась душа их, и приблизились они к вратам смерти, 19 и воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он спас их: 20 послал Слово Своё и исцелил их, и избавил их от развращений их. 21 Да испове́дуют Господу милости Его и чудеса Его – сына́м человеческим! 22 И да принесут Ему жертву хвалы, и да возвестят дела́ Его в радости. 23 Отправляющиеся в море в кораблях, делающие дело в во́дах многих, 24 они видели дела́ Господни и чудеса Его в пучине. 25 Сказал Он – и начался́ ветер бурный, и волны высоко́ подняли́сь от него: 26 восходят до небес и нисходят до бездн; душа их изнывала в бедствиях. 27 Смутились они, зашатались, как пьяный, и пропала вся мудрость их. 28 И воззвали ко Господу в скорби своей, и от бедствий их Он вывел их, 29 и приказал буре, и настала тишина, и замолкли волны её; 30 и возрадовались, что утихли они, и указал Он им путь в пристань, желанную им. 31 Да испове́дуют Господу милости Его и чудеса Его – сына́м человеческим! 32 Да вознесут Его в собрании народа, и на седалище старейшин да восхвалят Его. 33 Он превратил ре́ки в пустыню и источники вод – в землю жаждущую; 34 землю плодоносную – в солонча́к, от злобы живущих на ней. 35 Превратил Он пустыню в озёра вод и землю безводную в источники вод, 36 и поселил там алчущих, и они построили города для обитания, 37 и засеяли поля, и насадили виноградники, и получили плод от посаженного. 38 И благослови́л Он их, и умножились весьма, и скот их не ума́лил. 39 И ума́лились они и пострадали от угнетения, бедствий и му́ки. 40 Излило́сь презрение на князей их, и Он оставил их блуждать по бездорожью, а не по пути. 41 И помог бедному от нищеты, и, как овец, устроил семейства. 42 Увидят праведные и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста свои. 43 Кто мудр и сохранит это? И уразумеют они милости Господа.

Слава:

Псалом 107

1 Песнь-псалом Давида.

2 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей. 3 Пробудись, слава моя, пробудись, псалтирь и гусли. Я проснусь с рассветом! 4 Буду славить Тебя среди народов, Господи, воспевать Тебя среди племён, 5 ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и до облаков – истина Твоя. 6 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя. 7 Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь меня. 8 Бог сказал во святилище Своём: «Вознесусь и разделю Сихе́м, и долину шатров размерю. 9 Мой Галаа́д и Мой Манасси́я, и Ефрем – защита головы Моей, Иуда – царь Мой; 10 Моа́в – купель надежды Моей, на Идумею простру обувь Мою, Мне иноплеменники покорились». 11 Кто отведёт меня в город ограждённый, или кто доведёт меня до Идуме́и? 12 Не Ты ли, Боже, отринувший нас? И не выйдешь Ты, Боже, среди воинств наших. 13 Дай нам помощь в тесноте, – и тще́тно спасение человеческое. 14 В Боге мы проя́вим силу, и Он вмени́т в ничто врагов наших.

Псалом 108

1 К исполнению. Псалом Давида.

Боже, на хвалу мою не промолчи! 2 Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языко́м коварным, 3 и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины. 4 Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился; 5 и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. 6 Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него, 7 когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех. 8 Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой; 9 да будут сыновья его сиро́тами, и жена его – вдовою; 10 скитаясь, да пересе́лятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих. 11 Да взыщет заимодавец всё, что́ есть у него, и пусть разграбят чужие труды его; 12 да не будет у него заступника, и да не будет ми́лующего сиро́т его; 13 пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его. 14 Да воспомя́нется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится; 15 да будут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них 16 за то́, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его. 17 И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него. 18 И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как еле́й, – в кости его; 19 да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается. 20 Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою. 21 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо бла́го – милость Твоя. 22 Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне. 23 Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу; 24 колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет еле́я. 25 И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими. 26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, 27 и да позна́ют, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это. 28 Проклянут они, а Ты благослови́шь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится. 29 Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим. 30 Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его, 31 ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою.

Слава:

ПОСЛЕ КАФИЗМЫ 15

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй (3). Слава, и ныне: Отче наш:

Тропари, глас 1

Как велика пучина грехов моих, Спаситель, / и я бедственно пошёл ко дну от согрешений моих! / Подай мне руку, как Петру, / и спаси меня, Боже, / и помилуй меня.

Слава: За мысли злые и дела / я достоин осуждения, Спаситель, / но да́руй мне мысль об обращении, Боже, дабы я взывал: / «Спаси меня, Благодетель Благой, / и помилуй меня!»

И ныне: Отроковица в Боге Блаженная и Пренепорочная, / меня, скверного и нечистого / от непристойных дел и скверных помышлений, / очисти, несчастного, / Незапятнанная и Чистая, / Всесвятая Матерь-Дева.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыка Господи Иисусе Христе, Ты – помощник мой, я в руках Твоих; помоги мне, не допусти меня до греха пред Тобою, ибо я заблудился. Не оставь меня следовать воле плоти моей, не пре́зри меня, Господи, ибо немощен я. Ты знаешь полезное мне, не оставь меня погибнуть от грехов моих, не оставь меня, Господи, не отступи от меня, ибо к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобою. Спаси меня по милости Твоей, ибо пред Тобою все теснящие меня и нет мне иного прибежища, кроме Тебя, Господи. Пусть же постыдятся все, восстающие на меня и ищущие душу мою, чтобы погубить её! Ибо Ты, Господи, Один среди всех Сильный, и Твоя слава во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]