Прп. Иосиф Волоцкий |
Иосиф Волоцкий (Волоколамский)
(1439 — 1515), игумен, преподобный, чудотворец, церковный писатель и публицист, глава течения «иосифлян» Память 9 сентября в день кончины, 18 октября в день обретения мощей, в Соборах Московских и Тверских святых
В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. Старший брат архиеп. Ростовского Вассиана (Санина).
В 20 лет постригся в Боровском монастыре; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни, в 1479 году испросил согласия у Волоколамского князя Бориса Васильевича устроить в его владениях мужской монастырь, получивший позже имя Иосифо-Волоцкого. Там преподобный ввёл правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.
Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III. Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти — в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III.
Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т.ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.
Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения «нестяжателей».
На Соборе в 1503 году Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на Соборе 1504 года — жестокой расправы над жидовствующими (Нил Сорский был против гонений на еретиков).
В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.
В 1507 году преподобный Иосиф, теснимый своим удельным князем Феодором Борисовичем, обратился с жалобой на него напрямую к Московскому митрополиту святителю Симону и великому князю Василию Иоанновичу, минуя Новгородского владыку. Новгородский архиепископ святитель Серапион счёл это самоуправством и в апреле 1509 года отлучил Иосифа от Церкви. По этому поводу в том же году собрался Собор, снявший с Иосифа прещение.
Скончался 9 сентября 1515 года.
На пути к подвигам
До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.
Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.
В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.
Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.
Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.
О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.
Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.
Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.
Литературная деятельность
Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.
Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями:
Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.[7]
В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».
Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом»[8]. Заволжские старцы, отвергавшие монастырское землевладение и не разделявшие многие идеи иосифлян, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших своё заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростертые объятия»[9]. При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.
Монашеский подвиг
Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.
Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.
Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.
После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.
Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.
Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.
Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.
Молитвы
Тропарь, глас 5
Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, разсуждения светильника, / вси вернии сошедшеся восхвалим, / кротости учителя, и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим
.
Кондак, глас 8
Жития треволнения и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, / пустынный гражданин показался еси, / многих быв наставник, Иосифе преподобне, / монахов собратель, и молебник верен, чистоты рачитель. / Моли Христа Бога спастися душам нашим
.
Служение в роли игумена
Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.
В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.
Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.
Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.
Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.
Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.
Память
Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.
7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.[10]
Основание монастыря
В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.
Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.
Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.
Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.
В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.
В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.
Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.
В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).
Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.
9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.
Научная литература
Мученики Князь Михаил Всеволодович Чёрный и боярин Феодор Черниговские Преподобные Андроник, Савва, Варсонофия, Карп, Стефан, Елена и Евфросиния Московские • Андрей Рублёв • Даниил Чёрный • Александр Спасский • Варфоломей и Игнатий Симоновские • Сергий, Никон, Дионисий и Михей Радонежские • Максим Грек • Иоанн Златой • Антоний Чудовский • Варлаам, Гедеон, Давид и Владимир Белопесоцкий Серпуховские • Савва Сторожевский • Мефодий Пешношский • Савва Стромынский • Роман Киржачский • Иулиания и Евпраксия • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Ферапонт и Кирилл Белозерские• Герасим Чёрный • Кассиан Босой • Иосиф, Фотий, Адриан, Зосима и Левкий Волоколамские • Василий Соколовский • Зосима • Антоний Оптинский • Пимен Угрешский Святители Петр, Феогност, Алексий, Киприан, Фотий, Иона Киевские и всея Руси • Филипп I, Геронтий, Симон, Иоасаф, Макарий I, Филипп II, Иов Московские и всея Руси • Филарет, Иннокентий, Макарий II митр. Московские • Геннадий и Серапион Новгородские • Стефан Пермский • Феодор Ростовский Блаженные Максим Московский • Василий Блаженный • Иоанн Московский • Иоанн Можайский • Марфа Московская прочие Даниил Московский • Иван Калита • Александр Пересвет • Андрей Ослябя • Дмитрий Донской • царевич Дмитрий • Фёдор Иоаннович • Василий Павлово-Посадский