Расписание богослужений в храме Всех Святых на Кулишках

Московский Всехсвятский храм на Кулишках, 2006 год. Фото Михаила Чупринина с сайта sobory.ru

Московский храм в честь всех святых на Кулишках
, подворье Александрийской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 2. Метро «Китай-город»
  • Телефон. Факс
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По преданию, храм построен великим князем Димитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения. Однако существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте появился задолго до 1380 года. Иногда называют точную дату – около 1367 года, то есть тоже во время правления Донского, только гораздо раньше Куликовской битвы. А первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада.
Считается, что в древности это место было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название – «кулишки» или «кулижки», до сих пор представляющее собой загадку для историков и москвичей. Одно из толкований слова «кулишки определяет его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Есть предание, что когда-то здесь и впрямь было болото, где водились кулики – птицы, обитающие в болотистой местности. Известно, что в древности местность «Кулишки» имела большие границы и простиралась выше – к Ивановской горке и далее. Ученые полагают, что на заре московской истории здесь был густой бор, и поэтому «кулишки» могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса. Одна из местных церквей во имя Иоанна Предтечи тогда именовалась, «что под бором». В XV веке этот бор сменили роскошные Государевы Сады, оставившие о себе память в названии Старосадского переулка, прилегающего к Кулишкам. Также кулижками (кулигами) на древнерусском языке назывались участки земли по берегам рек, близ излучин, которые использовали для сенокоса. Есть мнение, что «кулишки» произошли от слова «кульки» или «кошели», – их в изобилии изводили здесь издавна, отчего соседняя местность, ныне известная как Яузские ворота, в старину называлась Кошелями. Наконец, самая неубедительная, но исторически оправданная версия о значении слова «кулишки» относит его происхождение ко временам самого Дмитрия Донского и Куликовской битвы. От названия местности, где состоялось славное сражение русского воинства – Куликова поля – и произошло имя московских Кулишков, так как великий князь дважды прошел здесь со своей ратью – отправившись из Кремля на битву и возвращаясь в Москву с победой. Тогда он и велел заложить тут деревянную церковь во имя Всех Святых в память о павших русских воинах и именовать эту местность «кулишками» в честь Куликовской битвы.

Местность Кулишки достоверно известна с XIV века, но осваиваться она начала задолго до Куликовской битвы. Тогда эта местность уже прилегала к московскому посаду, простиравшемуся от восточной стены Кремля и Красной площади. Отсюда и повелось мнение историков о том, что первая церковь стояла тут издревле, когда на Кулишках появились первые поселения. Для немногочисленных местных жителей она и могла быть обычным приходским храмом. А в 1380 году князь Дмитрий Донской приказал восстановить или перестроить ее в честь победы и убиенных воинов – как храм-памятник.

Письменные источники упоминают о Всехсвятском храме с 1488 г., и по весьма скорбному случаю. При описании сильнейшего пожара в Москве, летописец пишет: «…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…».

Деревянный храм неоднократно горел в пожарах 1493 г. и 1547 г.

Во время боевых действий 1612 года храм сильно пострадал. Рядом с ним стояли пушки народного ополчения.

Московский Всехсвятский храм на Кулишках, 1882 год. Из альбома Найденова

В первой половине XVII века храм представлял собой одноапсидный кубический объем, окруженный с трех сторон галереей на подклетах. В 1662 г. к его юго-восточной части был пристроен небольшой Никольский придел. Ранее существовавший при храме придел пророка Наума размещался в южной части главного алтаря. После пожара 1688 г. переложили пострадавшие свод и главу четверика, растесали окна, пристроили трапезную и колокольню. При этом верхний ярус галереи был разобран, а нижний включен в объем подклета трапезной части. После пожара 1737 г. остатки галереи заложили, и перестроили трапезную. На протяжении XVII-XIX веков храм неоднократно обновляли.
Согласно Клировым ведомостям XVIII века церковь описывалась так: «Ивановского сорока (благочиния) церковь приходская во имя Всех Святых, что на Кулишках, каменная, в твердости, с двумя приделами Николая Чудотворца и Пророка Наума, утварью достаточна».

В 1931 году храм был закрыт. Здание передали под различные учреждения.

В 1950-х годах Всехсвятский храм был отремонтирован с внешней стороны. В 1967 году внутри храма помещалось строительно-монтажное управление. В 1970-е годы храм был полностью отреставрирован снаружи и в 1970-1980-х годах отдан под Гастроль-бюро филиала Москонцерта. Снаружи проводилась еще одна реставрация, которая окончилась к 1982 году. В 1990 году шел внутренний ремонт храма, отданного Музею истории и реконструкции Москвы. На стенах было раскрыто много фрагментов росписей.

В конце 1991 года храм был возвращен Церкви.

24 апреля 1999 года при Всехсвятском храме состоялось торжественное открытие подворья Александрийской Церкви.

В 2002-2003 г.г. ветхое здание дома причта капитально отремонтировано, обложено кирпичной кладкой, покрыто металлочерепицей. Из стоящего близ дома причта и находящегося в аварийном состоянии двухэтажного здания в 2004 г. было выстроено замечательное двухэтажное здание архиерейского дома. В 2006 г. на пустующем пространстве церковного двора было заложено, а в 2008 г. благополучно отстроено новое двухэтажное здание; первый этаж которого представляет собой офисную часть и приемную митрополита, а на втором этаже расположены комнаты отдыха духовенства подворья.

В 2007 г. здание храма было капитально от­ремонтировано снаружи, произведена реставрация фасада с частичной заменой кирпичной кладки. Заново окрашенное здание церкви в красно-кирпичный цвет обрело первозданную, исторически достоверную бело-красную колеровку XVII в., заново перекрыты купола и крыша храма медными листами. В том же году асфальтовое покрытие двора вокруг храма было заменено на каменную брус­чатку.

В 2009-2010 годы полностью заменен фундамент из известняка, отсыревший с годами, на монолитный бетон, установленный на утопленные в грунт домкратами железобетонные трубчатые сваи. Под первый, нижний, с годами оказавшийся под землей ярус храма, подведена монолитная железобетонная плита. Между монолитной плитой и железобетонным фундаментом восстановлен техни­ческий подвал. Таким образом, удалось остановить трещинообразование в несущих стенах храма и предотвратить возможное разрушение наклонившейся от времени колокольни.

Существующее здание датируется XVI веком, и возможно, оно включило в себя части более ранней каменной постройки. С западной стороны Всехсвятского храма сохранилось чугунное крыльцо XIX века. За многовековую историю своего существования Всехсвятская церковь ушла в землю на 3,5 метра и ее колокольня слегка наклонилась, став очередной «пизанской башней» Москвы.

История Всехсвятской церкви

В середине XIV века происходит усиление Московского княжества. В 1374 году Дмитрий Иванович, правитель государства, отказался платить дань Золотой Орде и не пустил на владимирский престол татарского ставленника Михаила Александровича. Недовольный своевольным вассалом Мамай, один из руководителей Орды, организует военный поход на Москву.

Под знамёна московского князя собираются его сторонники с дружинами, чтобы дать отпор ненавистным захватчикам. Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского, благословившего русское войско на предстоящую битву. В помощь князю святой инок отправляет монахов Пересвета и Ослябю, возложив на них схиму вместо щита и шлема.

Сражение между русскими витязями и татарской ордой произошло 8 сентября 1380 года на поле недалеко от места впадения реки Непрядвы в Дон. Умелые и смелые действия князей Дмитрия Михайловича и Владимира Андреевича, удельного серпуховского князя, получившего после Куликовской битвы прозвище Храброго, привели к разгрому вражеской рати. Мамай покинул место боя с немногочисленным отрядом.

Восемь дней продолжалось захоронение погибших на Куликовом поле русских воинов. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы отряды победителей вернулись в Москву. В Андрониковом монастыре при стечении народа и в присутствии князя Дмитрия Донского патриарх Киприан отслужил литургию.

В память о великой победе Дмитрий Иванович решил установить собор. Место для постройки выбиралось долго и тщательно. Недалеко от Кремля при дороге, ведущей на Владимир, возвели храм в честь Всех Святых. Южнее церкви до устья реки Яузы простирался луг, называемый в народе Кулижковым полем. Возможно, что созвучие названий и впадение реки Яузы в Москва-реку послужило причиной для выбора места.


Первые письменные упоминания о Всехсвятской церкви появляются в 1488 году в связи с пожаром в Москве. Ещё дважды, в 1493 и 1547 годах, деревянная постройка страдала от огня.

В истории «смутного времени» два события связаны с храмом на Кулишках. В тот момент, когда тело убитого Лжедмитрия провозили мимо церкви в «убогий дом», как называлось кладбище для спившихся или замёрзших москвичей, поднялся ужасный ветер. Буря сорвала крышу с Варварских ворот. Второй раз храм пострадал осенью 1612 года во время пушечного обстрела Кремля, оккупированного польскими интервентами, войсками народного ополчения под командованием Дмитрия Пожарского.

Пожалуй, всем полезно знать, чем отличается храм от церкви и собора.

В 1770 году в Москве разразилась эпидемия чумы. Толпы горожан стремились приложиться к Боголюбской иконе Богоматери, находившейся у Варварских ворот недалеко от Всехсвятской церкви. Скопление народа способствовало распространению смертельной болезни. Настоятель храма архиепископ Амвросий запретил служение молебнов перед святым образом, что привело к массовым беспорядкам, получившим название «чумной бунт».

В конце шестнадцатого века на фундаменте деревянной церкви построено каменное здание из красного кирпича большого размера. В восемнадцатом столетии незначительные перестройки не изменили внешнего облика храма. Внутренние стены украсились росписью, обновился иконостас, пол сделан каменным, увеличился размер окошек.

Во время пожара 1812 года, когда Москву оккупировали французские войска, помещение сильно выгорело. Почти двадцать лет ушло на восстановление строения. В 1842 году по указу Московской Духовной Консистории в церковь Всех Святых передан образ Божьей Матери «Боголюбской».

В тридцатых годах прошлого столетия большевики использовали здание церкви для нужд органов государственной безопасности. Музей истории Москвы владел помещением с 1975 года. В 1991 году Всехсвятский собор возвращён Русской православной церкви. С 1999 года в храме на Кулишках разместилось статусное подворье Александрийской Православной Церкви.

О храме

Храм Всех святых, что на Кулишках, был воздвигнут в княжение Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, поименованного Донским, в память об одержанной им победы на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством под предводительством Мамая.

Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к Троице, к преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом.

Святой старец сказал Димитрию: «…Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего… Ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Димитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю преподобный дал двух монахов-схимников — Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея, по прозвищу Ослябя, и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил преподобный Сергий на них схиму.

«Настал месяца сентября 8-й день — великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя Великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Димитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Валуевич с костромичами. Многие полки ордынцев бредут со всех сторон, от множества войска нет им места. Мамай, выехав на высокое место с тремя приближенными, наблюдает начало кровопролития.

Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег, перед всеми доблестью похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться.» И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: “Игумен Сергий, помоги мне молитвою!” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.

И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, и не только от оружия, но и от большой тесноты, под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было то поле тесное между Доном и Мечею…»

Закончилась битва. Мамай с остатками войска обратился в бегство. Повсюду высились горы убитых. К великокняжескому знамени подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Димитрия Иоанновича нет среди них. Его отыскали лежащим без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Стал осматривать он Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал число убитых и, прощаясь с ними, сказал:

«Здесь суждено вам пасть, меж Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Здесь сложили вы головы… за Землю Русскую… Вечная вам память и слава!»

Остался князь Великий за Доном «на костях» еще на восемь дней. Тела христиан в землю погребал. Особо знатных воинов отвезли в их уделы и удельные столицы.

После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Вернулись в Москву на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан со всем священным собором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Димитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворенного. Вышел князь Димитрий с братией своей из монастыря… И встретила князя жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах».

По всему пути народ встречал полки Великого князя Димитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели наши проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Димитрию Иоанновичу! Слава героям-воинам! Гудели колокола, торжествовали русские люди! Великий князь «сотворил по победе пиршество». Соратников своих одарил «каждого по силе и по достоинству». С тех пор и прозвали князя Димитрия Иоанновича — Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное.

После победы на Куликовом поле Великий князь Димитрий Донской решил поставить в Москве храм Всех Святых — храм-памятник всем небесным покровителям воинов Куликовской битвы. Место для памятника Димитрий Иоаннович выбирал очень тщательно. Предполагают, что, возможно, храм-памятник было решено возвести на месте другого, достаточно древнего, но к тому времени обветшавшего деревянного храма.

Храм-памятник освятили в честь всех святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя, а в сражении пали многие тысячи, и не было никакой возможности упомянуть всех. Свершилось это в 1380 году.

Храм Всех святых – воплощение торжества русского зодчества и вечной памяти погибших во славу нашего Отечества. Это первый храм-памятник боевой славе русского воинства.


С тех пор, как был возведен храм на Кулишках, традиция ставить величественные соборы в честь побед российского оружия, дарованных отвагой нашего народа, заступничеством святых и воинства небесного, не прерывалась: вспомним храм-памятник на месте Бородинской битвы или прекрасную церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе.

Храм Всех святых расположен к востоку от исторического центра Москвы – Кремля, вдоль древней дороги (линия современных улиц Варварки-Солянки), связывающей Москву с Владимиром, Рязанью, Коломной. Он стоит близ так называемого Васильевского луга, располагавшегося при впадении р. Яузы в Москва-реку. Этот луг, а так же прилегающие к нему земли в древнее время назывались Кулишками или Кулижками. Кулижками (Кулигами) на древнерусском языке назывались участки земли по берегам рек, близ излучин, которые использовали для сенокоса.

Местность эта примечательна еще тем, что вблизи нее находился древний московский торг, который существовал еще до возникновения Московского Кремля, а возможно, и в дохристианскую эпоху. Древние поселения, располагавшиеся на территории современного города Москвы (находившиеся в Заяузье, Заречье и Зарядье) по берегам рек Москвы и Яузы, обслуживали переправу на торговом пути «из варяг в греки». Удобная переправа-брод была известна издревле и находилась в месте впадения реки Яузы в Москва-реку, поскольку обе реки здесь были неширокими и мелкими.

Деревянная постройка храма 1380 года не дошла до наших дней. Фрагменты этого первоначального деревянного храма вместе с захоронениями XV-XVI веков были обнаружены при археологических раскопках 1978-1979 гг. Письменные источники упоминают о Всехсвятском храме с 1488 г., и по весьма скорбному случаю. При описании сильнейшего пожара в Москве, летописец пишет: «…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…». Деревянный храм неоднократно горел в пожарах 1493 г. и 1547 г.

Новое здание храма

В конце XVI – начале XVII века возводится существующее ныне здание храма. Он построен с использованием фундаментов и нескольких рядов кирпичной кладки прежнего храма 1380 года.

Изготовленный из красного большемерного кирпича с золотой главкой на фоне бездонного московского неба, современный храм был совсем не похож на маленькую деревянную церковь, спешно построенную в XIV веке после великого сражения.


В первой половине XVII века храм представлял собой одноапсидный кубический объем, окруженный с трех сторон галереей на подклетах. В 1662 г. к его юго-восточной части был пристроен небольшой Никольский придел. Ранее существовавший при храме придел пророка Наума размещался в южной части главного алтаря. После пожара 1688 г. переложили пострадавшие свод и главу четверика, растесали окна, пристроили трапезную и колокольню. При этом верхний ярус галереи был разобран, а нижний включен в объем подклета трапезной части. После пожара 1737 г. остатки галереи заложили, и перестроили трапезную. На протяжении XVII-XIX веков храм неоднократно обновляли.

Согласно Клировым ведомостям XVIII века церковь описывалась так: «Ивановского сорока (благочиния) церковь приходская во имя Всех Святых, что на Кулишках, каменная, в твердости, с двумя приделами Николая Чудотворца и Пророка Наума, утварью достаточна».


Подклет храма изначально и продолжительное время служил усыпальницей. Захоронения ХV-ХVI веков обнаружены в абсиде (этим, возможно, объясняется существование входного проема в северной части абсиды прежнего здания).

В 1620-1630-х годах хоронили под полом галерей, где обнаружено несколько белокаменных резных надгробий тех лет с именами погребенных (например, подьячего Приказа каменных дел Ивана Кольцова и другие). Среди могильных плит одна принадлежит подключнику Хлебного двора первой половины XVII века Абухову.

В ходе археологических раскопок второй половины XX века ниже горизонта каменного строительства найдены четыре яруса погребений в дубовых долбленых колодах, относящиеся к ХV-ХVII векам.

Храм в истории освобождения Москвы от польско-литовских интервентов

В мае 1606 года через Варварские ворота Китай-города везли в Убогий дом тело убитого во время народного восстания Лжедмитрия. По преданию, в это время «поднялась ужасная буря», которая «сорвала на Кулишке крышу с башни ворот, едва мертвеца через них провезли».

Во время осады Москвы войсками Второго Нижегородского ополчения земских ратей осенью 1612 года у церкви Всех Святых на Кулишках стояли пушки, из которых били по Китай-городу и Кремлю, где тогда засели польско-литовские интервенты.

Приходской храм – спасительный ковчег

В 1781 году на территории Всехсвятского прихода проживали и имели землевладения и домовладения дворяне: Коллежская Советница Варвара Чирикова, Тайный Советник Дмитрий Федорович Алфимов, Полковник Калужского наместничества Александр Николаевич Чириков, граф, сенатор, тайный советник и разных орденов Кавалер Александр Иванович Строганов, гвардии майор Александр Иванович Анненков. А также всякого звания приходские люди.

«Мужеска пола душ в приходе храма 72, женска — 75, обоего пола — 147. Раскольников в этом приходе никого не имеется».

Разорение Москвы в 1812 году и участь храма

В неприятельское нашествие 1812 года «церковь Всех Святых на Кулишках вся выгорела, в ней ничего не осталось». Обгоревший Всехсвятский храм приписали к Киро-Иоанновской на Солянке церкви (ныне утраченной).

В 1813 году началось медленное восстановление храма Всех святых. В теплой церкви возрождены два иконостаса, колонны в них вновь вызолочены. Из числа известных образов поврежденными оказались образ свт. Николая Чудотворца и пророка Наума. Сохранилось «несколько напрестольных Евангелий, крестов серебренных, вызолоченных, образ Всех Святых, образ Благовещения Божией Матери, на нем риза серебренная, вызолоченная, в которой весу 90 золотников, образ Боголюбской Божией Матери, на котором риза медная посеребренная, образ Кира и Иоанна, образ Владимирской Божией Матери с жемчужным венцом».

Возрождение

К 1829 году церковь Всех святых на Кулишках была практически восстановлена и украшена, а в 1845 году освящена и «утверждена была стать зимнею для церкви св. безсреб. Кира и Иоанна».

Восстановлено было и недвижимое имущество, находящееся при Всехсвятской церкви (церковные каменные лавки, погреба). Земли при храме погостной было 211 кв. саженей.


Церкви Всех святых, что на Кулишках, вследствие Указа из Московской Духовной Консистории был передан очень почитаемый москвичами Образ Боголюбской Божией Матери, что помещался на башне у Варварских ворот, «который с давнего времени находился в ведении Московского Приказа общественного призрения, но в 1842 году по прописанному указу поступил в ведение церкви Всех святых, что на Кулишках.

В 1860 году указом Московской Духовной Консистории от 18 февраля церковь Всех святых на Кулишках обращена опять в приходскую и самостоятельную. А «бывшая прежде самостоятельною приходская церковь св. безсреб. Кира и Иоанна на Солянке стала приписной к сей церкви»…

В 1861 году в храме были обновлены стенная живопись и иконы. Московский цеховой Павел Николаевич Щепатов написал для храма несколько икон лучшим греческим письмом.

В 1864 году был произведен капитальный ремонт в церковном доме.


В начале XX века при храме имелось церковноприходское училище, где в должности учителей проходили члены причта Всехсвятской церкви.

В храме Всех Святых проходили свое пастырское служение известнейшие протоиереи Москвы, в их числе протоиерей Иоанн Федорович Загорский, Николай Никитович Дроздов (родной племянник святителя Филарета (Дроздова).

Тяжёлые страницы истории храма в советский период

История Русской Православной Церкви советского периода — это история гонения на веру. После 1917 года началась ликвидация храмов и монастырей. Церковные учреждения были лишены прав юридических лиц. В 1918-1920 годы были ликвидированы все духовно-учебные заведения, монастыри, православные общества, богоугодные заведения. В 1922 году под лозунгом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь, камни, колокола рекой потекли за границу.

Репрессии 1930-х годов унесли жизни сотен тысяч православных священно-церковнослужителей и мирян.

Храм Всех святых на Кулишках был закрыт в 1931 году. Богослужения в нём не возобновлялись до 1991 года. От полного разрушения, которого не избежали многие древние храмы Москвы, его спасла лишь прямая связь с Куликовской битвой, решающим сражением конца XIV века, в котором силы русских княжеств впервые выступили сплоченно против общего внешнего врага.

Часовня в Варварской башне Китайгородской стены была упразднена, разрушена была и сама древняя стена Китай-города. Икона Боголюбской Божией Матери с Варварской башни после закрытия храма в 1931 году была утрачена. Но остатки башни у Варварских ворот сохранились и по настоящее время. Основание башни из белого камня видно в переходе при выходе из станции метро «Китай-город» на улицу Варварку. На камнях башни помещена мемориальная доска, на которой написано, что это остатки одной из башен Китайгородской стены.

В 1950-х годах Всехсвятский храм был отремонтирован с внешней стороны. В 1967 году внутри храма помещалось строительно-монтажное управление. В 1970-е годы храм был полностью отреставрирован снаружи и в 1970-1980-х годах отдан под Гастроль-бюро филиала Москонцерта.

В 1990 году здание храма было отдано Музею истории и реконструкции Москвы.

Новое возрождение

В конце 1991 года Всехсвятский храм возвращен Русской Православной Церкви. В журнале Московской Патриархии за этот год, в частности, сообщалось, что «в день кончины К. С. Родионова, умершего на 99-м году жизни, двоюродного брата архиепископа Иоанна (Шаховского) Сан-Францисского и сына известного московского архитектора, настоятель церкви Рождества Богородицы в Капотне игумен Мартирий (Вагин) отслужил панихиду в возрождающемся храме Всех святых на Кулишках».

На протяжении двадцати лет, с 1999 по 2021 год настоятелем храма являлся Высокопреосвященнейший митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле, много потрудившийся над возрождением и благоустройством храма, храмовой территории и прилегающих зданий.

С ноября 2021 года обязанности настоятеля Всехсвятского храма исполняет протоиерей Сергий Звонарёв.

Всехсвятский храм – больше чем памятник архитектуры

Кто может исчислить всех прихожан, которые молились во Всехсвятской церкви со времен благоверного князя Димитрия Донского до наших дней? Сколько поколений благочестивых жителей столицы молилось в стенах храма Всех святых на Кулишках, сколько миллионов восковых свечей горели перед ее святыми ликами? Сколько раз малиновый звон больших колоколов наполнял пространство Славянской (бывшей Варварской) площади небесными переливами звука?
Столь древнему храму мал статус «памятника архитектуры», он больше и значительней чем старинная церковь, неразрывно связанная незримыми узами с судьбой нашего Отечества. Ведь победа Димитрия Донского на Куликовом поле повлияла на ход европейской истории.

Храм Всех святых находится на Славянской площади, где расположен памятник просветителям славянских народов, равноапостольным Мефодию и Кириллу, часовня в память о воинах, сражавшихся за независимость балканских славянских народов.

Храм Всех святых не только архитектурный памятник и место поминовения всех воинов, павших за единство и спасение Отечества, но и памятник побед нашего Отечества, отразившихся на судьбах мира.

Сведения о священно-церковнослужителях с 1660 до 1915 года

1660-е годы

  • Иерей Никита Мануйлов
  • Диакон Роман Иванов
  • Пономарь Иевкс Матвеев

1746-1753 годы

  • Иерей Иван Николаев, в 1753 году отбыл в Санкт-Петербургскую Епархию священником
  • Диакон Иван Афанасьев
  • Дьячок Григорий Петров, в 1751 году отбыл к церкви Воздвижения Честного Животворящего
  • Креста Господня, что в Красном селе во дьячка
  • Дьячок Терентий Васильев, с 1752 года
  • Пономарь Дмитрий Михайлов

1765-1767 годы

  • Священник Федор Сергеев, с 1764 года
  • Диакон Михей Ферапонтов
  • Дьячок Андрей Тихонов
  • Пономарь Петр Трофимов

1769 год

  • Священник Михаила Матвеев
  • Диакон Тимофей Иванов

1777 год

  • Священник Иоанн Степанов, переведенный к церкви Дмитрия Солунского за Варварскими воротами, что на золотой фабрике
  • Дьячок Андрей Тихонов, переведенный к кладбищенской, что за Сухаревой башней, Пятницкой церкви
  • Священник Андрей Федоров
  • Церковный староста Федор Федоров

1778-1781 годы

  • Священник Василий Федоров
  • Дьячок Матфей Андреев, умер 29 июня 1778 года
  • Дьячок Михаила Лазарев

1783-1786 годы

  • Священник Афанасий Андреев
  • Пономарь Семен Михайлов
  • Священник Василий Федоров, уволенный из штата, умер в 1789 году
  • Дьячок Григорий Преображенский, с 1784 года
  • Пономарь Григорий Григорьев, с 1784 года

Приблизительно 1810 год

  • Священник Андрей Васильев
  • Диакон Дмитрий Яковлев Фрязинов
  • Дьячок Борис Михайлов Соколов
  • Просвирница Параскева Васильева

1821 год

  • Священник Петр Евдокимов, настоятель церкви свв. безср. Кира и Иоанна, что на Солянке
  • Диакон Иван Васильев
  • Дьячок Стефан Николаев
  • Староста церкви свв. безср. Кира и Иоанна, что на Солянке Илларион Вавилов

1860-1873 годы

  • Протоиерей Иоанн Федоров Загорский
  • Диакон Иван Васильев Красовский
  • Дьячок Семен Алексеев Крылов
  • Диакон Петр Дмитриев Орлов, с 1861 года
  • Староста Никифор Подушкин
  • Староста, Московский купец Иван Телешов, с 1863 года
  • Диакон Василий Лебедев, с 1871 года

1878-1897 годы

  • Протоиерей Николай Дроздов
  • Диакон Иоанн Васильев Никольский
  • Диакон-псаломщик Семен Алексеев Крылов
  • И. о. Псаломщика Николай Некрасов
  • Псаломщик Сергий Васильевич Богословский
  • Староста Винокуров
  • Староста Владимир Александров Рыжиков, с 1878 года
  • Псаломщик Сергей Богословский, с 1885 года
  • Староста Иван Тарасов, с 1893 года
  • Староста и представитель прихожан Иван Семенович Новиков, с 1895 года
  • Диакон Василий Смирнов, с 1897 года
  • Просвирница Анна Михайлова Миролюбива

1899-1905 годы

  • Протоиерей Капитон Васильев Ястребов
  • Диакон Павел Кириллов Троицкий
  • Диакон-псаломщик Симеон Алексеев Крылов
  • Псаломщик Сергей Васильев Богословский
  • Просвирница Анна Михайлова Миролюбова
  • Диакон Иоанн Базилевский, с 1904 года
  • Просвирница Параскева Петрова Соколова, с 1904 года
  • Староста Иван Семенович Новиков

1907-1910 годы

  • Протоиерей Василий Феодоров Соболев
  • Диакон Иоанн Ильин Базилевский
  • Диакон-псаломщик Симеон Алексеев Крылов
  • Псаломщик Сергей Васильев Богословский
  • Просвирница Параскаева Петрова Соколова

1910-1915 годы

  • Протоиерей Василий Филиппов Барбарин
  • Диакон Иоанн Базилевский
  • Диакон-псаломщик Симеон Алексеев Крылов
  • Диакон Николай Делицын, с 1911 года
  • Диакон-псаломщик Семен Крылов
  • Церковный староста Иван Иванович Павлов
  • Представители прихода Егор Иванович Косолапое и Артемий Егорович Козлов
  • Псаломщик Алексей Глаголев, с 1912 года
  • Диакон Георгий Вознесенский, с 1915 года
  • Староста церковный Георгий Косолапое, с 1915 года
  • Представители прихожан Иван Павлов и Александр Сурычев, с 1915 года
  • Псаломщик Сергий Васильев Богословский, с 1912 года уволен из штата по болезни

Александрийское подворье

Александрийскую церковь, которая объединяет верующих африканского континента, основал святой апостол евангелист Марк. В настоящее время её возглавляет патриарх Феодор Второй. Патриаршая резиденция располагается в египетской Александрии.

В октябре 2007 года Блаженнейший Патриарх Феодор посетил церковь Всех Святых на Кулишках. Фоторепортаж о событиях и встречах во время визита представлен на сайте храма в интернете.

В Москве подворье африканской автокефалии открылось в 1855 году и просуществовало в храме Николая Угодника в Подкопаях до 1929 года. С 1956 года по 1999 год подворье находилось в Троицкой церкви в Одессе. Возвращение в российскую столицу произошло 1 апреля 1999 года.

Настоятелем Александрийского подворья при всехсвятской церкви служит митрополит Киринский Афанасий. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков владыка организовал капитальный ремонт здания с применением современных технологий. Настенная живопись отреставрирована, а иконы храма Всех Святых на Кулишках убраны в серебряные оклады. Под духовным руководством Афанасия при церкви открыта школа греческого языка, а также школа византийской музыки.

«Кровавая гэбня» забирает церковь Всех Святых себе

После Великой октябрьской Революции значительная часть церквей, храмов и монастырей должна была пойти под снос. Большевики негативно относились к органу идеологической обработки царской эпохи.

Этим же объясняется раскол внутри самой православной церкви и гонения на отказавшихся признавать новую церковь. Храм Всех Святых также должен был пойти под снос. Однако его судьба круто изменилась в 1930 году, когда здание передали в нужды госбезопасности.

Интересно, что точной информации, чем занимались чекисты нет в открытом доступе. Если верить «правдивой» и «непогрешимой» Википедии, то гэбисты занимались там исключительно расстрелами и не убирали за собой трупы, оставляя те гнить в подвалах святого здания.


Это было доподлинно доказано в 1994 году, когда в подвальных помещениях церкви обнаружили останки расстрелянных граждан

Почему этот факт очень сомнителен? Все очень просто.

В 1975 году советская власть передала здание храм в распоряжении Музею истории города Москва. В следствии чего во всем здании был проведен капитальный ремонт. Включая подвалы. Видимо, останки расстрелянных сначала убрали на время ремонта.

1975

в этом году здание храма передали историческому музею Москвы, и сделали в нем ремонт

А потом положили обратно, чтобы «правдорубы» 90-х могли их найти. Если факта капитального ремонта недостаточно, то стоит снова вспомнить Куликовскую битву. В 1980 году было отмечено 600 лет великого сражения.

По этой причине начиная с 1970 по 1982 годы в здании проводились археологические изыскания в ходе которых был вскрыт фундамент здания и обнаружена кладка 14-го века. Причем раскопки шли еще во время нахождения здания в ведомстве КГБ.

Архитектурные особенности храма

За многовековую историю Всехсвятский храм неоднократно перестраивался и приобрёл современный вид в конце семнадцатого века. Двухъярусное почти квадратное в плане здание с одной полукруглой апсидой венчает единственный золотой купол на глухом барабане, украшенном снизу четырьмя кокошниками. На красных фасадах выделяются белые филёнчатые пилястры и барочные наличники окон. Резной фриз аналогичен декору на соборе Василия Блаженного.

Четырёхъярусная колокольня, возведённая в девятнадцатом веке, выполнена по схеме восьмерик на четверике. Каждое ребро восьмигранника украшено колоннами с элементами декора. Особенностью башни является наклон в сторону Кремля. Осевая линия строения отходит от вертикали на 1 градус.

Подклет храма служил как усыпальница. В этом помещении обнаружены надгробные плиты из белого камня, датируемые началом семнадцатого века. Ниже уровня фундамента археологи обнаружили четыре яруса погребений в дубовых долблёных колодах, относящихся к четырнадцатому веку. Учёные предполагают, что это и есть захоронение павших на Куликовом поле русских воинов.

В конце девяностых годов прошлого столетия известковый фундамент заменили бетонным основанием. Под нижний ярус храма подвели железобетонную плиту, что предотвратит образование трещин в несущих стенах.

Святыни храма

В церкви на Кулишках сохраняются реликвии, почитаемые православными людьми.

  • Киккская икона Божьей Матери «Милостивая». Из лампады, постоянно горящей перед образом, отбирается масло для помазания.
  • Рака с частицами мощей двенадцати святых угодников.
  • Ковчег с частицами мощей святителя Николая Мирликийского.
  • Крест-распятие.
  • Храмовая икона Святителя Николая с житием и чудесами написана в 1861 году московским художником Павлом Щипатовым.
  • Икона преподобного Серафима Саровского, небесного покровителя Всехсвятского храма.

Оба мощевика привёз митрополит Афанасий из Киккского монастыря, расположенного на острове Кипр.

Повседневная жизнь храма

В будние дни двери храма открыты с 8 до 20 часов, в воскресные дни до 18 часов. Ежедневно в соборе совершается литургия в соответствии с церковным календарём. Кроме этого, проводятся дополнительные службы:

  • В понедельник — молебное пение с акафистом всем святым перед мощевиком.
  • Во вторник перед иконой Серафима Саровского совершается акафист преподобному святому.
  • В среду читается особая молитва перед святым образом Киккской божьей матери. Для миропомазания используется масло из лампады, горящей перед иконой.
  • В четверг проводится служба перед храмовой иконой Николая Чудотворца и ковчегом с частицами мощей Божьего Угодника.
  • В пятницу у распятия Христа поётся акафист Кресту Господню.
  • В субботний день поминовения усопших проходит панихида.

Школа греческого языка подразделяется на детский класс и взрослую группу одного года обучения. На занятиях учащиеся изучают греческую историю и культуру, приобретают разговорные навыки, общаясь с носителями языка. Дети посещают школу по субботам в течение пяти лет.

Участники церковного хора приобщаются к традициям византийского пения. Во все великие праздники византийские песнопения звучат на славянском и греческом языках. С 2006 года в воскресной школе взрослые прихожане изучают и обсуждают интересующие их вопросы православия. Беседы проводит священник отец Дмитрий Захаров.

На информационном сайте на текущий месяц представлено расписание богослужений в храме Всех Святых на Кулишках.

Возвращение церкви Всех Святых на Кулишках в лоно РПЦ

После распада Советского Союза значительная часть церковных помещений, реквизированных для народных нужд в 20-х – 30-х годах, была возвращена Русской православной церкви.


В их число вошла и церковь Всех Святых около станции метро Китеж-град. Изначально храм не работал, но постепенно его стали восстанавливать, появился новый приход

Особенно значение храма выросло, когда в него перенесли подворье Александрийской православной церкви из Одессы.

Несмотря на реставрационные работы после передачи церкви в руки музея, в недавнем прошлом храм вновь подвергся ремонту. В ходе новой реставрации были восстановлены убранные советскими мастерами церковные элементы. Включая роспись стен послепетровского времени.

Современная жизнь храма на Китай-городе и расписание богослужений

Более подробную информацию об последнем можно найти на официальном сайте храма. Также на нем можно ознакомиться с расписанием богослужений в храме Всех Святых на Кулишких и информацией, как доехать до церкви личным и общественным транспортом.

+7 495 623‑75-66, +7 495 623‑47-57.

Адрес: 109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00 (в воскресенье с 8:00 до 18:00).


Сейчас храм на Китай-городе посвященный Всем Святым функционирует в штатном режиме. Регулярно проводятся богослужения и прочие таинства. Имеется своя благотворительная деятельность

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Местонахождение храма

Коренным москвичам и паломникам, желающим посетить храм Всех Святых на Кулишках, адрес которого Славянская площадь, дом 2, проще всего доехать на метро или на общественном транспорте.

  1. К храму до остановки «Станция метро Китай-город» следуют автобусы маршрутов м27, м7, м8, н4, н5, н7.
  2. Непосредственно у храма находится станция метрополитена «Китай-город» Таганско-Краснопресненской линии.

Любителям автомобильных прогулок не составит труда добраться до Славянской площади на собственной машине, преодолев проблемы городского трафика.

Храм Всех Святых признан историческим архитектурным памятником. Расположение Александрийского подворья на территории церкви свидетельствует о тесной духовной связи русского православия с африканской автокефалией. Но главное состоит в том, что всехсвятский собор на Кулишках является напоминанием о великой силе русского духа и православной веры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]