Преставился прп. Иосиф Волоцкий, искоренитель ереси жидовствующих


Прп. Иосиф Волоцкий

Прп. Иосиф Волоцкий

(12.11.1440–9.9.1515) – выдающийся русский церковный деятель, писатель, в міру Иван Санин. Сын волоколамского боярина, семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к благочестивому старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года Иоанн изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви.

В 20 лет постригся в Боровском монастыре с именем Иосифа. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника Пафнутия Боровского. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие.

В 1479 г. из Кирилло-Белозерского монастыря он вернулся в родные волоколамские земли, где при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем Волоколамском монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из устава прп. Нила Сорского.

Будучи монахом, прп. Иосиф тем не менее живо участвовал в общественно-политической и государственной жизни. Богословски образованный, он вел борьбу с областным сепаратизмом. В споре с прп. Нилом Сорским защищал имения монастырские, приводя свидетельства основателей русского монашества и настоятелей других обителей, которые владели селами для прокормления и возможности духовно-просветительской деятельности монастырей. Он считал, что Церковь не должна отворачиваться от мiра и от государственной жизни, но должна активно влиять на нее ради спасения пасомого народа.

Это влияние прп. Иосиф простирал и до царской власти, внеся большой вклад в ее истинно-православное понимание. Известно его знаменитое речение: «Если Царь царствует над людьми, но над собою позволяет царствовать скверным страстям и грехам, сребролюбию и гневу, лукавству и неправде, гордости и ярости, злейши же всего — неверию и хуле, то такой царь не Божий слуга, но диавольский, и не царь, но мучитель… Такого Царя, из-за его лукавства, не называл царем Господь наш Иисус Христос, но лисом… И ты такого царя или князя да не послушаеши, приводящего тебя к нечестию и лукавству, даже если мучит и смертию грозит…»

.

Величайшим подвигом прп. Иосифа была его борьба против ереси жидовствующих. Ересь появилась в Новгороде после приглашения туда в 1470 г. на кормление киевского князя Олельковича, в свите которого был медик-еврей Схария, насаждавший ересь. Жидовствующие отрицали догмат о Пресвятой Троице, исповедуя еврейское единобожие; отрицали Божество Иисуса Христа, Его Воскресение и Страшный Суд; хулили Божию Матерь и Голгофский Крест; отрицали таинства и почитание икон, над которыми совершали кощунства, отрицали загробную жизнь и др.

С тех пор как св. Князь Владимір отверг иудейскую веру, принесенную хазарами, и Русь обновилась благодатью Крещения, «великая Русская земля пятьсот лет пребывала… в православной вере христианской», однако «враг человеческого спасения, диавол, привел скверных и помраченных евреев в Великий Новгород». Борьбу с ересью возглавил свт. Геннадий Новгородский.

Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась православная государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ведь в строгом смысле – и это особенно подчеркивает прп. Иосиф – «ересь жидовствующих» была не ересью, то есть произвольным искажением христианской истины, а отступничеством

– совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему.

Сборник «слов» против жидовствующих, над которым прп. Иосиф работал в 1494-1506 гг., названный впоследствии «Просветителем», состоит из 16 текстов. В них дана общая оценка новгородской ереси и предлагаются меры для ее искоренения.

«Нынешние… отступники гораздо хуже тех [прежних еретиков], сквернее и лукавее

, – писал прп. Иосиф в «Просветителе». –
Находясь среди православных, они выказывают себя православными, и если кто-либо крепко стоит в вере Христовой и Православии, от того они всячески таятся; если же увидят кого-нибудь из более простодушных, то готовы уловить его. Чтобы привлекать людей в жидовство, они дерзают даже становиться священниками… Если же кто-либо из православных захочет восстать на них с обличением, то они отрекаются от жидовской веры, да еще и проклинают ее последователей, и клянутся страшными клятвами, что они православные, – для того, чтобы их не разоблачили и им удобнее было бы тайно прельщать православных»
.

На церковных Соборах 1490 и 1504 гг. прп. Иосиф был главным их обличителем. Он призывал к строгому наказанию отступников, дабы «мы не погибли, как погибли Армянское, Эфиопское и Римские царства. Ведь они погибли по небрежению тогдашних православных царей и святителей, а за такое небрежение эти цари и святители будут осуждены на Страшном Суде Христовом»

. Собор определил внести анафему жидовствующим в чин Торжества Православия.

Преподобный Иосиф был причислен к лику святых 20 декабря 1578 г., вскоре после своей кончины. Многие из учеников и последователей преподобного Иосифа Волоцкого также вошли в лик российских святых; сам Иосифо-Волоцкий монастырь монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия. Из виднейших пострижеников Иосифо-Волоколамского монастыря упомянем таких архипастырей, как митрополиты Московские и всея Руси Даниил и свт. Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий и Герман, святитель Варсонофий, епископ Тверской.

Церковь наша, тревожимая ныне еретиками и раздираемая раскольниками, нуждается в твердом оружии против них. Таким оружием и является слово преподобного Иосифа Волоцкого, который не только разоблачил конкретную ересь ХV в., но, защищая Православие, дал образец подхода к любому неправославному учению, – будь то латиняне, протестанты, экстрасенсы или любое проявление «нового религиозного сознания».

Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!

Прп. Иосиф Волоцкий пишет «словеса обличительные» на жидовствующих. Лицевой летописный свод. ХVI в.


Иосифо-Волоцкий монастырь

О современных жидовствующих см: Ирония судьбы священника-иудеохристианина Александра Меня

+ + +

Во время прп. Иосифа Волоцкого было широко распространено ожидание конца света по истечении седьмой тысячи лет от Сотворения мира (в 1492 г. по современному летосчислению). И когда этого не произошло, сей факт не преминули использовать еретики в целях борьбы с Церковью. Этому вопросу прп. Иосиф также посвятил одно из своих «Слов», уместное и в наши дни.

Отрывки из Слова девятого против ереси новгородских еретиков, говорящих: “Почему нет второго пришествия Христова, хотя время его уже наступило? Ведь апостолы написали, что Христос родился в последние лета, и уже тысяча пятьсот лет прошло по Рождестве Христовом, а второго пришествия Христова нет, – следовательно, писания апостолов ложны”. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что писания святых апостолов истинны, поскольку внушены Святым Духом.

Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, благо, полезно и спасительно, в особенности же писания святых и божественных апостолов. Ведь Господь сказал им: “Вы друзья Мои… ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин. 15:14–15). Поэтому то, о чем они говорили, учили и писали – истинно, полезно и спасительно для душ наших. А те, кто думают не так, обнаруживают свою злобу и непростительное безумие, новейший вид нечестия, признак гордости и неверия. Если бы они имели веру со смиренномудрием, то согласились бы со сказанным в Священном Писании: “Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта – и кто отвратит ее?” (Ис. 14:27) – и не смели бы особенно допытываться о том, что умалчивается, и расспрашивать о сокрытом….

Апостол сказал: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением”, – то есть: Господь не пришел пока судить не потому, что замедлил, но потому, – говорит он, – что “долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”.

И еще говорит блаженный апостол Петр: “Долготерпение Господа нашего Иисуса Христа почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания” (см. 2 Пет. 3:15–16). И святой апостол Павел восклицает: “В последние времена наступят времена тяжкие, ибо люди будут… дерзки, заносчивы… более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся” (см.: 2 Тим. 3:1, 3–5). И еще апостол Петр сказал: “И у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси” (2 Пет. 2:1). И божественный апостол Иуда, брат Иакова, так говорит: “Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели… Это люди, отделяющие себя… душевные, не имеющие духа” (Иуд. 1:17–19). “Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения” (2 Пет. 3:17).

Вот какое попечение о нашем спасении имеют божественные апостолы! Как же мы, страстные и окаянные, смеем говорить: “Почему Бог не сделал это так, как представляется нам?” Мы настолько помрачены своей злобой, что за великое милосердие Благодетеля предъявляем Ему требования и за великое человеколюбие Владыки досаждаем Ему и говорим: “Почему Он задержался с судом? Отчего долго нет Его второго пришествия?”…

Послушай и о том, почему святые апостолы говорили, что Господь родился в последние времена. Ведь Он не пришел на землю родиться ни в первую тысячу, ни во вторую, ни тогда не пришел, когда увеличились преступления заповедей Божиих и люди осквернили землю убийствами и кровью, прелюбодеяниями и блудом, отчего Господь навел потоп и погубил всех, и лишь немногие спаслись. Не пришел Он и тогда, когда люди стали делать идолов и вместо Создателя поклонялись твари. Когда же прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти нас. Потому святые апостолы и сказали, что Господь родился в последние времена.

Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: “Никто не знает, ни Ангелы небесные… но только Отец” (Мк. 13:32). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши.

Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы – и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих. Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию.

Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, – и тот не погиб, но благочестие победило осуждение (Иона 1, 2; 3:1–10). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить (4 Цар. 20), – и он не умер. И об Ахаве сказал: “Наведу на тебя зло”, – и не навел (3 Цар. 21). Упоминая об этом, мы не говорим, что Господь лжет, но хотим показать, что преблагой Господь покоряется Своему человеколюбию.

Ведь и ниневитяне, будучи варварами и не зная Священного Писания и страха Божия, не отчаивались о своем спасении и не говорили: “Бог повелел, Царь установил, и как может это быть иначе?” Но все пришли к покаянию и вскоре отвратились каждый от своего греховного пути и от неправды в делах своих, говоря: “Кто знает, может быть, Господь пожалеет, и внемлет мольбам, и отвратит свой гнев и ярость, и мы не погибнем”. И увидел Бог по делам их, что они отвратились от своих греховных путей, и пожалел Господь о напастях, которые обещал им.

Когда же прошли указанные три дня и Ниневия не погибла, они не вопрошали Господа, не стали говорить, что слово Его не сбылось. А мы, названные чадами Божиими, святым народом, нося Христово имя, вопрошаем и допытываемся, говоря: “Почему задерживается второе Христово пришествие, ведь уже пора ему быть?”

О злой и лукавый обычай! За великое человеколюбие Владыки мы оказываемся врагами Его и за неисчислимое Его к нам милосердие убегаем от служения. Да не говорится лишнее в церкви Божией; да прославляется умение принимать на веру; да не выпытывается то, о чем не сказано.

Если мы начнем выведывать неизведанное, то погибнем, как и ниневитяне, которые спустя некоторое время забыли милость Божию и вернулись к прежнему злу. И был послан к ним от Бога пророк Наум, но они не поверили его проповеди, надеясь, что пророчество его не сбудется, как не сбылось Ионино. Смотри, что говорит о них пророк Божий Наум: погибнет Ниневия водами пресными и огнем подземнымя (ср.: Наум. 1:8–10). Так и случилось: озеро, находящееся в окрестностях города, затопило его, и огонь, пришедший из пустыни, сжег его верхнюю часть. Поверив проповеди пророка Ионы, они были спасены; когда же проповеди пророка Наума не поверили, тогда погибли окончательно.

И если бы после Христова пришествия минуло пять тысяч пятьсот лет, – столько же, сколько прошло и до пришествия Его, – и тогда не позволено было бы говорить и вопрошать об этом. Ведь ты, будучи человеком, не знаешь своего собственного естества: как ты появился, и сколько лет продлится твоя жизнь, и какой будет кончина. Самого себя не зная, как можешь допытываться о Божественном?..

Как сказал великий Павел об Аврааме и о послушании его: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное” (Рим. 4:20–21). И еще он говорит: “Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя” (Евр. 10:38). Ведь мы, братия, живем не для сомнения погибельного, но для веры, спасающей душу: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое… А без веры угодить Богу невозможно” (Евр. 11:1, 3, 6).

И еще говорит апостол: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу” (2 Кор. 10:4–5). Ибо сказано Святым Духом: “Верен Господь во всех словах Своих” (Пс. 144:13), в том, что повелевает, или отвергает, или обещает, или запрещает (ср.: Втор. 7:9; 32:4; 2 Тим. 2:13; Евр. 10:23).

И довольно об этом.

Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

« Предыдущая запись

ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ

ИО́СИФ ВО́ЛОЦКИЙ (Иван Ива­но­вич Са­нин) (12.11.1439 – 9.9.1515, Ио­си­фо-Во­лоц­кий мон.), цер­ков­ный дея­тель, ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

Архив БРЭ Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона 17 в. из бывшего Вознесенского монастыря Московского Кремля.

Про­ис­хо­дил из се­мьи не­бо­га­то­го во­ло­ко­лам­ско­го зем­ле­вла­дель­ца. Сре­ди род­ст­вен­ни­ков И. В. бы­ло мно­го круп­ных цер­ков­ных дея­те­лей и пи­са­те­лей [ар­хиеп. Рос­тов­ский Вас­си­ан Са­нин (ум. 1515), До­си­фей То­пор­ков (ум. ок. 1547) и др.]. В 1446 И. В. был от­дан «в нау­ки» к стар­цу во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мон. Ар­се­нию Ле­жен­ке. В 1460 при­нял по­стриг в ос­но­ван­ном Паф­ну­ти­ем Бо­ров­ским ка­луж­ском мон. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (ос­но­ван в 1444). По­сле смер­ти Паф­ну­тия стал на­стоя­те­лем мо­на­сты­ря, од­на­ко в 1479, из-за кон­флик­та с вел. кн. Ива­ном III Ва­силь­е­ви­чем и не­до­воль­ст­ва бра­тии вве­де­ни­ем стро­го­го об­ще­жи­тель­но­го ус­та­ва, ос­та­вил игу­мен­ст­во и по­сле хо­ж­де­ния по рус. мона­сты­рям ос­но­вал Иоси­фо-Во­лоц­кий мон., став­ший в кон. 15 – 1-й пол. 16 вв. круп­ным цер­ков­но-по­ли­тич. и куль­тур­ным цен­тром Ру­си.

С име­нем И. В. тра­ди­ци­он­но свя­зы­вают ис­то­ки осо­бо­го на­прав­ле­ния рус. об­ществ. мыс­ли – ио­сиф­лян­ст­ва (см. Иосиф­ля­не). На со­бо­ре 1503 вы­сту­пил про­тив не­стя­жа­те­лей, обос­но­вав уче­ние о не­от­чу­ж­дае­мо­сти иму­ществ Церк­ви. В ка­че­ст­ве прак­тич. ар­гу­мен­та в поль­зу мо­на­стыр­ской соб­ст­вен­но­сти И. В. ука­зы­вал на то, что в бо­га­тые мо­на­сты­ри идут лю­ди бла­го­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, спо­соб­ные впо­след­ст­вии за­нять епи­скоп­ские ка­фед­ры. Дей­ст­ви­тель­но, мн. пред­ста­ви­те­ли рус. епи­ско­па­та 16 в. бы­ли по­стри­же­ны в Ио­си­фо-Во­лоц­ком мон. И. В. уда­лось убе­дить Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча от­ка­зать­ся от се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель. И. В. при­нял ак­тив­ное уча­стие в борь­бе с ере­сью «жи­дов­ст­вую­щих», со­ста­вив пер­вое в ис­то­рии рус. бо­го­слов­ской мыс­ли апо­ло­ге­тич. и по­ле­мич. со­чи­не­ние, где в яр­кой и ди­на­мич­ной фор­ме из­ло­же­ны ос­но­вы пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния. В 1507 из-за кон­флик­та с кн. Фё­до­ром Во­лоц­ким (1476–1513), предъ­я­вив­шим мо­на­сты­рю фео­даль­ные пре­тен­зии, об­ра­тил­ся к Ва­си­лию III Ива­но­ви­чу, про­ся из­ба­вить мо­на­стырь от «удель­но­го на­силь­ст­ва» и при­нять в «своё ве­ли­кое го­су­дар­ст­во». Кон­фликт раз­ре­шил­ся в поль­зу Ио­си­фа Во­лоц­ко­го.

Сре­ди со­чи­не­ний И. В. центр. ме­сто за­ни­ма­ет «Про­све­ти­тель» («Кни­га на ере­ти­ков»). Осн. со­дер­жа­ние кни­ги – оп­ро­вер­же­ние мне­ний «жи­дов­ст­вую­щих» и по­сле­до­ва­тель­ная за­щи­та дог­ма­тов пра­во­слав­ной ве­ры: о Трои­це, о Бо­го­во­пло­ще­нии, о по­чи­та­нии икон, о свя­то­оте­че­ском уче­нии, о сро­ках кон­ца све­та, об ин­сти­ту­те мо­на­ше­ст­ва и т. д. «Ус­тав» со­дер­жит опи­са­ние ор­га­ни­за­ции стро­го­го мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тия. Не­пре­хо­дя­щее зна­че­ние для др.-рус. эс­те­ти­ки име­ли ад­ре­со­ван­ные иконописцу Дио­ни­сию три сло­ва об ико­нах, ока­зав­шие влия­ние на фре­ски Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря.

Жи­тия И. В. бы­ли соз­да­ны еп. Сав­вой Чёр­ным (ум. 1554) и серб. ду­хов­ным пи­са­те­лем Львом Фи­ло­ло­гом (ум. не ра­нее 1534); цен­ные све­де­ния об И. В. со­дер­жат «Над­гроб­ное сло­во» и Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, со­став­лен­ные ок. 1546–47 пле­мян­ни­ком И. В. – До­си­фе­ем То­пор­ко­вым.

Дни па­мя­ти – 9(22) сен­тяб­ря и 18(31) ок­тяб­ря.

LiveInternetLiveInternet

Вопросы веры — вопросы жизнеобразующие. К ним относятся по-разному. Каждый для себя определяет ту степень ответственности, которую способен нести и отстаивать. Иосиф Волоцкий всю жизнь боролся, с бесстрашием и жаром защищая то, во что верил.

Иван Санин родился в дворянской семье, находящейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Он рано освоил грамоту, в чем ему помог старец Арсений из Волоцкого Крестовоздвиженского монастыря, и первым из братьев принял монашеский постриг в возрасте 20 лет. Началось хождение Ивана по монастырям. Сначала он отправился в Саввин монастырь, но быстро покинул его — не понравились Ивану слишком мягкие монастырские порядки. Варсанофий Неумой, местный старец, посоветовал Ивану пойти в Боровск, к Пафнутию.

Пафнутий Боровский считается одной из ключевых фигур русской святости, внук татарского баскака, принявшего православие, Пафнутий был прост, как дитя, но при этом любого видел насквозь. Когда Иван пришёл в обитель, Пафнутий рубил лес. Иван Савин принял постриг под именем Иосифа. В монастыре, под наставничеством Пафнутия, Иосиф прожил восемнадцать лет. Перед смертью настоятель завещал игуменство Иосифу, предупредив: «По отшествии моем в монастыре Пречистой будет смутьянов много, чувствую – душу мою смутят и среди братии раздор поднимут».

Пафнутий как видел: Иосиф хотел насаждать в монастыре новые порядки. При Пафнутии монастырь был особножительный, каждый монах имел свою келью, какое-то хозяйство, мог есть и носить, что хотел. Иосиф же задумал ввести общежитие: все имущество общее, пища и одежда одинаковые, работы разверстаны поровну. Такие перемены были многим монахам не по душе и они стали роптать. Идти на уступки было не в характере Иосифа, он просто ушёл из обители, решив изучить жизнь других монастырей. Больше года провел в Кириллово-Белозерском монастыре. Возвращение в Пафнутьево-Боровский монастырь не принесло Иосифу успокоения. Иноки монастыря даже обратились к Ивану III с просьбой сменить игумена, но царь отказал. Не желая продолжать распрей, Иосиф решил кардинально изменить жизненный путь: из Пуфнутьево-Боровского монастыря он ушёл навсегда.

Обратившись к Борису, брату Ивана III, который сидел в Волоцке, Иосиф нашёл поддержку. Пожив в разных монастырях, он решил создавать свой, с жаром принявшись за новое дело. Иосиф никогда не мыслил мелко, его монастырь изначально задумывался как богатый и влиятельный центр духовной жизни. Борис Васильевич выделил монастырю сельцо, снабжавшее братию всем необходимым. Монастырь со дня основания стал быстро развиваться и богатеть. Иосиф Волоцкий не напрасно признан покровителем православного предпринимательства и хозяйствования — его усилиями уже через несколько лет взамен деревянной была возведена каменная Успенская церковь. Расписывал её иконописец Дионисий. Денег Иосиф не жалел и умел их потратить с умом. В неурожайные годы требовал установить твердые цены на хлеб. Благодаря стараниям Иосифа, в голодные годы монастырь мог ежедневно кормить до пятисот человек.

Хороший хозяйственник, собственными усилиями создавший монастырь, Иосиф был ярым противником нестяжателей, которые ратовали за отказ церкви от земельной собственности и «жидовствующих». В своей ярой борьбе Иосиф обвинил в ереси даже митрополита московского Зосиму, увещевая его за слабость, проявленную в наказании еретиков. В итоге, Зосима был сведён в престола.

Игумен Иосиф был также и талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. В этих произведениях Иосиф четко определяет свою непримиримую позицию по отношению к врагам Церкви и веры.

Последние годы жизни игумен Иосиф тяжело болел. Его преемники превратили монастырь в эксплуататора, вытягивающего из работника последнее. Волнения крестьян Иосифо-Волоцкого монастыря в 1594 пришлось подавлять силой оружия.

Иосиф Волоцкий был канонизирован. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря и доступны для поклонения.

Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом. Иосиф Волоцкий никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника. Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою, да монашескую братию в обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году. Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца.

Иосифо-Волоцкий монастырь

https://cyrillitsa.ru/pravoslavie/11241-revnitel-very-iosif-volockij.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]