Зачем Бог создал человека: любовь Бога и греховность людей

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 04.04.2013

Если у Бога уже были ангелы, живущие с Ним на небесах до момента создания человека, зачем Бог создал человека? Зачем Богу люди? До этого момента я думал, что Бог создал людей для отношений, чтобы к кому-то проявлять Свою любовь. Но, если у Него уже были ангелы, зачем Ему надо было создавать кого-то еще, чтобы разделять с кем-то еще Свою любовь? Или ангелов было недостаточно? Могли бы вы мне помочь?

Ответ:

Зачем Бог создал человека?

Может я не прав, но я думаю, что вы ошибаетесь. Вы полагаете, что ангелы выше по уровню, чем человек, а человек, в свою очередь, на более низком духовном уровне, нежели ангелы. Если бы это было правдой, тогда ваш вопрос относительно создания людей было бы разумно задать Богу. Я верю, что Библия не поддерживает это предположение.

Выглядит так, что вы полагаете, будто ангелы существовали до того момента, когда Бог создал человека. Я скорее соглашусь с вами, но это трудно доказать. Похоже, что сатана был каким-то подобием ангела, который согрешил против Бога и потерял свое место с Богом. Основываясь на Бытие 2-3 главах, я верю, что сатана был раньше, чем появились первые люди.

Я не могу дать вам железные доказательства для своей позиции, но я верю, что человеческие существа – величайшие творения Бога, я верю, что в Библии говорится об этом. Прежде всего, есть отрывок, где говорится, что люди будут судить ангелов:

Разве вы не знаете, что мы будем судить ангелов? Тем более можете вы судить житейские дела. (1-е Коринфянам 6:3)

Этот отрывок показывает, что люди будут выше ангелов, т.к. низшие не могут судить высших. Также мы находим подтверждение в послании Евреям 1 и 2 главах, что человеческие существа выше ангелов в Божьих глазах. Евреям 1:14 описывает ангелов как служащих духов – посланных служить нам, кто унаследует спасение. Кто те, кому они служат? Мы! Ангелы служат более великим, то есть нам! Глазами Бога мы над ангелами!

Евреям 2 глава говорит о том, что человек выше ангелов:

И не ангелам во власть отдал Бог мир грядущий, о котором мы говорили. Некто сказал: «Почему Ты печёшься о людях? Почему Ты печёшься о Сыне Человеческом? Ты поставил Его на некоторое время ниже ангелов. Ты увенчал Его короной славы и чести и всё отдал под начало Его». И если Бог подчинил Ему всё, то ничего не оставил вне Его власти. Мы же пока что не видим, чтобы всё было подчинено Ему. (К Евреям 2:5-8)

Человеку дана власть на земле. На некоторое время мы помещены ниже ангелов, чтобы потом наследовать славу (Послание Евреям 2:10). Находясь в ограниченном теле, как мы сейчас, мы ограничены в силе по сравнению с ангелами, но это изменится после нашего воскресения из мертвых. Иисус называет нас братьями (Послание Евреям 2:11-12), ничего подобного не сказано об ангелах.

Тот, кто делает людей святыми, и те, кто становятся святыми, — одного происхождения. Вот почему Иисусу не стыдно называть их братьями и сёстрами. Иисус говорит: «Я объявлю имя Твоё братьям и сёстрам Моим и вознесу хвалу Тебе перед собравшимися». (К Евреям 2:11,12)

Из Библии я получил впечатление, что Бог поставил человека выше ангелов. Как и вы, я не могу полностью понять, почему Бог так сильно нуждается в нас. Он может существовать и без нас. Но Бог есть любовь. И причем он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, безответной любовью.

Что касается меня, то существование ангелов только увеличивает для меня значимость человека в наших отношениях с Богом. Это никак не понижает нашу роль или важность, как творений.

Джон Окс

Творение мира

История сотворения человека, изложенная в Библии, приоткрывает нам Божий замысел касательно этого мира и всего, что в нем.

  • Первыми были созданы ангелы.
  • Затем Господь творил Вселенную, небесные светила, землю с ее морями, растительным и животным миром.
  • В конце, как итог всего, был создан человек, а точнее, супружеская пара, — Адам и Ева. Первые люди были чисты, безгрешны и абсолютно счастливы. В их природе первоначально не имелось даже молекулы зла, благодаря чему отсутствовали препятствия для общения с Богом, во всем царила гармония.


Бог создал человека по собственному образу и подобию

Помимо прочих добродетелей, Бог наделил свое творение свободой воли. Первыми запнулись об этот камень преткновения ангелы. Часть из них выбрала иной путь, чем тот, что был предначертан им в вечности. Падшие ангелы воспротивились Творцу, утеряли Божественную природу и перестали выполнять предназначенные функции. Более того, главным и единственным смыслом их существования стала борьба с Богом и Его творением.

Впоследствии падший Денница хитростью и обманом уговорил Еву, а через нее и Адама, также ослушаться Бога, попробовать запретный плод с древа познания добра и зла. Неискушенные прародители легко повелись на уловку Сатаны. Ведь до сих пор они не знали никакого обмана, лжи, были чисты и наивны как дети. Беззаботно жили в раю, не имея никаких тревог и попечений, ведь Бог, как любящий Отец всегда заботился о них.

Важно! Неподчинение Творцу глубоко повредило человеческую природу, нарушило первозданную чистоту и безгрешность. Люди вдруг ощутили собственную наготу, неполноценность, перестали искать общения с Богом.

В таком состоянии вечная жизнь для людей стала бы мукой и несчастьем. Поэтому Бог изгнал Адама и Еву из рая, одел в кожаные одежды и благословил плодиться, размножаться, добывать себе пропитание собственным трудом. И дал обетование, что со временем придет Мессия, который искупит потомков Адама и Евы, вернет их в райские обители.

Правда ли, что Бог создал человека для греха?

Сотворение Богом человека смущает меня, а связано это с идеей любви. Я понимаю, что Бог родственен нам и Он создал нас такими. Однако я смущен тем, почему Он позволил нам терпеть столько боли. Похоже, что Бог сотворил нас несовершенными намеренно, чтобы у нас была свободная воля и мы решили выбрать что-то другое. Он дал нам «жало в нашу плоть» так, чтобы мы полагались на Него и в нас была какая-то пустота, наполненная Им.

Но Он также создал закон, в котором говорится, что такое грех. Кроме того, Он дал нам желание грешить. Закон, похоже, отрицает желания, которые Он нам дал, и тогда Он наказывает нас за то, что мы оступились. Я знаю, что Библия говорит, что все, что Он создал, было хорошим, но все, что Он создал, также имело потенциал быть плохим и почти хотело быть плохим.

Кажется странным, что, как христиане, мы хвалим Бога за наши благословения и благодарим Его, а Он сотворил человека несовершенным и заставил его хотеть то, что Он назвал грехом. Мы хвалим Его за спасение нас, когда другого выбора не было с тех пор, как Он нас создал. Он обязан спасти нас, потому что, если Он создал кого-то несовершенным и даже дал возможность выбрать Его, их «желания» станут «грехами» и потребуют спасения.

Итак, за что мы хвалим Бога? Мы хвалим Его за то, что Он был готов пожертвовать Тем, Кого Он любил, за тех, кого Он любил, и это потребовало жертвы, потому что Он создал их такими?

Ответ:

Спасибо, что хватило смелости про сотворение Богом человека. Я должен согласиться с тем, что истина, какой я ее вижу и какой Бог описывает ее в Библии, немного сложна для понимания и, похоже, в какой-то степени бросает вызов логике. Как апостол Павел говорит нам в Первом послании к Коринфянам 1:18-31, «учение о кресте — глупость для тех, кто потерян, для тех же, кто спасён, — это сила Божья». Греки ищут логику, но послание креста бросает вызов человеческой логике. 1 Коринфянам 1:25 «Глупость» Божья превосходит мудрость человеческую, а «слабость» Божья сильнее силы человеческой». Стих 20 «Где мудрец? Где учёный? Где мыслитель этого времени? Разве не сделал Господь мирскую мудрость глупостью?»

Свободу Буратино!

«Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?» — до революции этой каверзной загадкой ставили в тупик неотесанных новичков шкодливые семинаристы. Если не может сотворить, значит — не всемогущ; если сотворит, но не подымет, все равно — не всемогущ. При всем своем кажущемся легкомыслии эта головоломка содержит в себе очень серьезную философскую проблему: может ли в принципе творение быть неподвластным Творцу? Возможно ли, чтобы всемогущий Бог создал нечто, над чем не будет обладать абсолютной властью? Способен ли Он ограничить собственное всемогущество?

Вопросы очень серьезные, но в православном вероучении на них имеется совершенно ясный ответ. Святитель Филарет Московский про загадку о камне сказал: «Бог не только может создать такой камень, но — уже создал его. Камень этот — человек». Церковь учит, что Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем, а главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе.

И Бог дал человеку эту удивительную возможность – любить или не любить своего Создателя. Так, в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу. Но так же свободно мог и отказаться от этой любви.

Вот на этой-то, неподвластной Богу территории и рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком. Зло не имеет сущности, потому что оно не сотворено Богом. Тьма — это всего лишь отсутствие света, а холод — отсутствие тепла. Так и зло — не отдельная категория бытия, противостоящая добру, а просто — отсутствие добра там, куда человек не позволил войти Богу. Поэтому силой уничтожить зло невозможно, как невозможно стереть с земли тень. Зло — это мрак, который живет в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией любви. Но если бы Бог насильно изгнал этот мрак из человеческой души, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить. Святитель Григорий Богослов говорит: «Спасение для желающих, а не для насилуемых». А вот слова Симеона Нового Богослова по тому же поводу: «Никто никогда не стал добрым по принуждению».

В этом смысле проблему человеческой свободы очень хорошо освещает всем известная сказка о деревянном человеке Буратино. Он не послушал папу Карло, проигнорировал наставления мудрого сверчка, прокутил в театре куртку и азбуку, купленные ему отцом на последние деньги, связался с мелкими уголовниками. В результате — получил кучу неприятностей, много страдал, и не погиб в болоте лишь потому, что был абсолютно деревянным. Почему страдал Буратино? Потому что «ушел в тень», пренебрежительно отвергнув любовь всех, кому он был дорог. Но был ли папа Карло виноват в его страданиях? Давайте разберемся.

Предположим, что папа Карло, выстругав из полена Буратино, решил лишить своего любимца самой возможности развлекаться предосудительным образом. И гвоздями приколотил Буратино к полу. Он очень любил его, купил ему самую лучшую азбуку и самую красивую бумажную курточку, кормил его самыми вкусными луковицами и… Нет, пожалуй, хватит. Что-то очень уж мрачная сказочка получается. Такое благополучие пострашнее любого Карабаса-Барабаса. Да и папа Карло здесь выглядит как-то сомнительно.

Лучше уж оставить традиционную версию сказки, которая совершенно очевидно напоминает евангельскую притчу о блудном сыне. Обе эти истории помогают понять важнейший смысл страданий человека, соприкоснувшегося со злом: страдая, люди приходят в себя.

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15, 17-18).

Сотворение человека и его предрасположенность ко греху

О законе и грехе, здесь я немного смущен. Позвольте мне поделиться своим мнением. Вы подразумеваете, что желания, которые Бог дал нам, являются злыми, но я не согласен с этим. Я верю, что все желания, которые Он нам дал, хороши, но наш выбор превращает добро во зло. Мы желаем любви, но любовь развращенная — это ревность. Любовь хороша, но ревность греховна. Мы желаем близости, и Бог дает нам прекрасный способ выразить близость между мужем и женой.

Тем не менее мы испортили это добро и превратили его в зло. Бог дает нам наши удивительные чувства как источник удовольствия, которое Он хочет, чтобы мы получали, и они хороши, но мы предпочитаем их сластолюбию. Пища на вкус хорошая, и благодарность Богу за это, но мы прибегаем к обжорству и превращаем то, что хорошо, в то, что вредно для нас и греховно. Все эти желания, которые Бог дал нам, хороши. Они дают нам какое-то удовольствие, которое Бог хочет, чтобы мы получали, или в некоторых случаях они удерживают нас в живых. Грех не является злым желанием, данным нам Богом, но это хорошее желание, обращенное к злу по нашему выбору, желание восставать против Бога.

Два пути

Но, может быть, Господь слишком уж развязал человеку руки? Может быть, некоторых «буратино», таких, как Гитлер или Чикатило, все же стоило бы прибить к полу и лишить возможности реализовывать свою свободу полюбившимися им способами? Увы, тогда пришлось бы каждого из нас заковывать в наручники еще в младенческом возрасте. Потому что нет и не было на земле человека, который хоть однажды не причинил бы боли другим людям. Но кто, кроме Бога, может определить меру зла, скажем так — «допустимую» для того, или иного человека? Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом. А сколько злодеев еще не пойманы, сколько вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе которых тлеет тьма злых замыслов… Наконец, сколько в нас самих всякой мерзости, сколько мелких или больших гадостей мы совершили, или, что гораздо страшнее — можем совершить из-за того, что не любим Бога и ближнего…

Но Господь не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах. Он ждет нашего покаяния, ждет, когда каждый из нас просто не сможет без отвращения смотреть на следы зла в своей душе. У Шекспира Гамлет «…повернул глаза зрачками в душу, а там, повсюду — пятна черноты». Увидав эту греховную черноту в своем сердце, человек, опять же, свободен в выборе своего отношения к увиденному. Он может ужаснуться и сказать: «Господи, неужели это — я? Какой кошмар! Но я не желаю быть таким, я хочу измениться. Боже, приди и помоги мне!»

Бог терпеливо ожидает этого приглашения от каждого из нас. Удивительное дело: всемогущий Бог смиренно просит разрешения войти в наше запятнанное грязью сердце, чтобы не нарушить нашей свободы: «Вот, стою у двери и стучу; если кто, услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если эта встреча человека с Богом состоялась, начинается их совместная работа по восстановлению всех разрушений, которые зло произвело в человеческом естестве. Это — путь покаяния.

Однако свобода выбора предполагает также и другой путь. Черные пятна видны только на светлом фоне, но если вся душа станет черной, пятна перестанут бросаться в глаза. Поэтому, увидав в себе зло, человек может полностью подчинится ему, утешая себя мыслью о том, будто это и не зло вовсе. И тогда окажется, что обиженные были сами виноваты, пострадавшие — заслужили свои страдания, а целые народы будут записаны в «недочеловеки», с которыми можно делать все, что только придет в больную голову. До такого почерневшего сердца уже не достучаться… Но что же после смерти происходит с душой, изуродованной злом до такой степени?

Где располагался сад Эдема?

Сотворение человека по Библии заканчивается его поселением в Эдемском саду. Разумеется, многим, знакомящемся с этой историей людям, становится любопытно, где находилось это место.

В самом повествовании, разумеется, географические координаты не прописаны. Но описание местности дано весьма четкое и очень подробное, полное деталей. Исследователи библейских текстов утверждают, что речь в них идет о местности в регионе Ближнего Востока, находящейся между великими реками Евфрат и Тигр.

Но археологи на сегодняшний день не обнаружили ничего, что могло бы быть остатками сада Эдема.

Роковой перевертыш

Церковь говорит, что не покаявшийся грешник спасения не наследует и идет в муку вечную. Тут очень важно понимать, что спасение – не подарок Деда Мороза, не путевка в привилегированный дом отдыха и не выигрыш в лотерею. Это – единение духа человеческого с Духом Божиим, взаимопроникновение Творца и сотворенного им человека, вселение Бога в наши сердца как следствие взаимной любви.

Но сможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел?

Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном перевертыше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог, конечно же, не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа воспринимает любовь Божию как мучение. Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».

Чем можно помочь тому, для кого источником страдания является любовь Божия? Вот действительно неразрешимая загадка. Но противопоставлять любовь Бога и вечные мучения грешников, по меньшей мере, некорректно. Грешник может мучиться вечно, потому что Бог вечно будет любить его. И никакого противоречия здесь нет. Есть другой вопрос, более интересный и важный. Церковь учит, что Бог каждому человеку в его жизни попускает ровно столько страданий, сколько тот способен вынести. Иными словами, страдания используются Богом как горькое, но необходимое и строго дозированное лекарство. Но что же происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог — не мститель за зло, но исправитель зла. Первое свойственно злым людям, второе свойственно отцу».

Почему люди нарушили запрет Творца?

Библейское сотворение человека и всего сущего вызывает немало вопросов. Но описание причин грехопадения первых людей вызывает их еще больше. Даже те, кто никогда не брал в руки Библию, знают, что виноват в нарушении людьми правил Творца Змей-искуситель, соблазнивший Еву сладкими речами и уговоривший ее отведать запретный плод.

Эта библейская история дала миру «крылатых выражений», пословиц и поговорок гораздо больше, чем любая другая часть книги. Именно поэтому с данной главой повествования знакомы практически все, хотя бы в общих чертах или понаслышке.

Как произошло искушение?

У людей с пытливым складом ума часто возникают вопросы о том, для чего Бог поместил в саду дерево, плоды с которого трогать было нельзя? Ведь, если бы этого дерева не было, не возникло бы и повода для искушения. Другим распространенным вопросом является проявление интереса к тому, как Змей попал в Райский сад, ведь он практически олицетворяет собой образ первородного зла. И самый главный вопрос, который вызывает затруднение даже у богословов – как, не знающая греха в принципе, не ведающая ни одной нечестивой мысли или же эмоции, Ева поддалась на уговоры?

Змей, согласно написанному в Библии, был хитрее всех прочих тварей, созданных Творцом. То есть, его тоже сотворил Бог, как и прочих птиц и зверей. Вполне возможно, что первым отведал запретные плоды именно Змей, такой версии придерживаются многие исследователи библейских текстов. Теорию они аргументируют теми доводами, которые приводит Змей в разговоре с Евой. Однако прямых фраз, об этом говорящих, в книге нет.

Нет в тексте и объяснения того, зачем Творец поместил в сад запретное дерево. Богословы полагают, что эта глава символизирует то, что искушение всегда находится рядом с человеком, оно встречается на жизненном пути постоянно. И, если человек поддается искушению, то ничего страшного, на первый взгляд, с ним не случается, он не заболевает, не умирает. Но за искушением неизбежно приходит очередь грехопадения, из-за которого человек теряет нечто чрезвычайно важное.

Описание самого искушения достаточно короткое. Оно сводится к диалогу между Змеем и Евой. Изначально женщина отказывается от предложения вкусить плоды, объясняя, что Бог запретил это делать, а если правило нарушить, то придет смерть. Змей же возражает, утверждая, что Ева не умрет, но познает неизведанное, сможет различать добро и зло, обретет понятие о природе мира. Результатом этого разговора становится вкушение плодов.

За какой срок возник мир? Особенность описания сотворения

Бог сотворил все сущее за шесть дней. Многие богословы видят в этом первопричину того, почему христианам не следует заниматься работой, хлопотать по дому или же трудиться как-либо иначе в седьмой день недели.

Что любопытно, согласно библейскому тексту, звезды, в том числе и Солнце, были созданы лишь на четвертые сутки творения. Именно описание четвертого дня является главным аргументом противников библейской истории возникновения мира в спорах со сторонниками этой версии.

Священнослужители и богословы же в принципе не видят никаких расхождений рассказа из книги Бытия с научными теориями появления жизни. То, что звезды возникли на четвертые сутки, они объясняют очень просто. Книга Бытия — не документальная хроника, а духовное произведение. Разумеется, Земле и всему, что на ней есть, отводится в описании первое место, поскольку именно на ней и живет человек. То есть, с духовной позиции Земля гораздо важнее Солнца и прочих небесных тел, и именно поэтому в описании об их создании рассказывается во вторую очередь.

Действительно, четвертые сутки, в которые Бог занимается созданием светил, разделяют историю творения на две части. До этого дня создавались не одушевленные материи. Сама планета. А вот после четвертых суток Бог занялся непосредственно созданием жизни. Если воспринимать книгу Бытия как обычное литературное произведение, то помещение этапа создания вспомогательных элементов, в данном случае небесных светил, в середине рассказа является простым художественным приемом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]