Епископ Венский и Австрийский Иларион: Не Бог создал ад для людей, но они создают его сами для себя


Свобода выбора и ад как следствие греха

Попробуем рассмотреть все по порядку.

Бог создал только то, что светло, благо и хорошо, в том числе и человека. Но не просто так из праха земного слепил руки-ноги-голову. Человек устроен особо. По образу Божьему.

И этому замечательному в своем замысле существу Бог даровал свободу выбора.

Мы — не какие-то автоматы: нажал на кнопочку «газировка» — и желание исполнено, установил программу «любовь» — будем «умножать любовь», как и было в замысле Отца.

Нет. Человек сам выбирает: с Богом или нет? Если с Богом — тогда рай и вечное блаженство.

А если без Бога? Тогда он сам себя предрекает на тление и вечное мучение. Это и в самом деле мучение — быть отделенным от источника Жизни.

Поэтому преисподняя — это не только яркий образ, место, но и состояние души.

Кто создал ад?

Кто создал ад?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Посетительница нашего сайта, Наталья, задала священнику Димитрию Синявину (духовнику сайта) следующие вопросы, касающиеся вечной жизни:

— Добрый день. Как правильно понять эти слова о попущении ада?

“Святые Отцы учат, что для таковых [грешников], и именно из-за любви к ним, Господь попустил ад”.

Ад сам собой создался, а Бог это попустил? Или Бог сам создал ад? Что значит “попустил ад”? В Евангелие от Никодима ад фигурирует как живое существо. Кто же его создал? Лишь Бог является Творцом живых существ. Как тогда это понимать? И что означает “попустил ад”? Спасибо.

Отвечает священник Димитрий Синявин

— Здравствуйте, Наталья!

Действительно, Бог попустил ад по своей милости. Бог не творил зло, но попустил его, так как дал свободу ангелам, чтобы они проявили свою Любовь к Богу, но не все ангелы выбрали быть с Богом. Один ангел, Деница, возгордился и захотел сам стать Богом, его поддержали часть ангелов, и согрешил против Бога, пошли войной против Него. Архангел Михаил победил их и низверг с неба в преисподнюю. Так появилось зло и бесы. Бесы – это падшие ангелы. Человек был тоже создан свободным, и тоже выбрал зло, последовал совету бесовскому.

Почему Господь дал свободу ангелом и людям?

Господь знал, что только свободный человек может проявить настоящую любовь и совершенствоваться в ней. Если схематично, то это будет выглядеть примерно так. Нарисуем линию, по середине поставим точку. Слева напишем зло, а справа добро. Рядом с точкой нарисуем вектор, направленный к добру. Господь создал таким образом человека, что ему было естественно делать добро, он был направлен к добру, это путь духовного совершенствования. Человек когда согрешил, то он развернул вектор в обратном направлении и ему естественнее стало делать зло. Наша задача опять развернуть своё направление к Богу, к добру.

Почему же Господь попустил ад?

Приведу Вам пример. Когда человек сделает что-то очень плохое, очень позорное, то он рвёт на себе волосы, готов провалиться сквозь землю. Таким образом человеку легче, так как он приглушает телесными страданиями свою совесть. Мучение совести гораздо больнее, чем телесные страдания. В той жизни у человека совесть за содеянные грехи будет в полной мере мучить, поэтому человеку будет легче, когда он будет испытывать страдания, приглушая немного свою совесть. Человек больше всего будет мучиться тем, что мог бы выбрать добро, и быть с Богом в вечной жизни, но не сделал этого. Поэтому, пока не поздно, давайте выберем добро и, с Божией помощью, будем стремиться к добру.

Ад – это место, где Бог ограничил своё присутствие. Грешный, нераскаянный во грехах человек, не сможет быть с Богом, так как он сам не захочет быть с Ним. Пример. Один человек сделал своему другу большое зло взамен за добро и ему не захочется встретиться с ним на каком нибудь праздничном застолье, если только он не намерен покаяться, просить у него прощение, примириться с ним.

С Богом!

а что страдают маленькие дети?

осподь не услышал и забрал сына…

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

Если Бог не создавал геенну, ее нет?

Некоторые люди подумают: хорошо, если Бог не создавал шеол, значит, его не существует?

Нет, это заблуждение.

Ад на самом деле реальнее, чем нам кажется. И для каждого отдельного человека он начинается там, где появляется грех.

Если мы не раскаиваемся, грешим осознанно, то мы сознательно отделяемся от Бога. Следовательно, такой человек не хочет быть с Богом — источником жизни. То есть грешник предрекает себя на изоляцию. Этим самым он, образно говоря, заливает фундамент для собственного шеола.

Каким выглядит Рай

Рай же описывали совсем по-иному, там буйная растительность, много родников, прекрасные сады в которых летают райские птицы. Там много разных цветов и растений, в тех местах растут фруктовые деревья. Небо там голубое и ясное. Ветер приносит приятную прохладу.

Всевышнего описывают, как самого мудрого из всех мудрецов, его голос звучит с Небес, он звучный и добрый. Бог общается с душами умерших на самые разные темы, ибо нету того, чего бы он не знал, ведь Создатель владеет всеми языками и видит жизнь каждого.

Человек может попасть в Ад или в Рай в зависимости от того, какую он прожил жизнь. Каждого будут судить по его поступкам и не кому не удастся избежать кары. А те, кто творил благие дела будут за них вознаграждены. Из исследований ученых стало ясно, что людям не стоит терять веры в подземный мир грешников и в небесное пристанище для праведников, так как скорей всего они существуют на самом деле.

Те, кто побывал в Аду, осознали, какую ужасающую участь они себе уготовили, и стали искрение каяться в своих прегрешениях. Там их ждут много испытаний, среди которых испытание одиночеством, они будут лишены всех удовольствий, которые есть в Раю.

Священное Писание и понимание преисподней

Священное Писание помогает понять генезис ада.

В ветхозаветных тестах его понимали как место пребывания усопших. Причем независимо от того, грешили они или жили праведно.

Но воплощение Христа многое изменило, в том числе и в понимании преисподней и среды обитания праведников. Вспомним евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Она дает четкое понимание, что после смерти каждый получит по заслугам: кто-то как нищий попадет «на лоно Авраамово», а кого-то ждет геенна и вечные муки.

Каким выглядит Ад

Так что же описали ученым, те кто пережил клиническую смерть, прежде всего стоит предположить, что Ад состоит из нескольких кругов, так как грехи у людей не одинаковые, кто-то убил животное или человека, а кто-то украл что-нибудь по мелочам, то волне естественно, что их после смерти ожидает не одинаковое наказание и это объяснение вполне подходит под теорию, согласно которой люди, побывавшие на том свете, по разному описывали Ад.

Кто-то его ассоциировал с городом призраков, там заброшенные и полуразрушенные улицы, они завалены строительным мусором. Растительность там минимальная и вся засохшая, можно только встретить перекати-поле, в этом городе много бездомных собак и почти нету жителей, а те, что есть молчаливы и безрадостны. Там вокруг все пустынно и по коже мурашки бегут у тех, кто увидит – это мрачное и унылое место. В тех местах очень ветрено и только ветер завывает.

Иные описывали совсем иную картину, там были какие-то колючие растения без листьев, местность вся выгоревшая на солнце, в тех местах нету водных источников, вокруг засуха и пустота, воздух очень тяжелый, природа напоминает собой пустыню, там только высохшая земля и ни одной живой души. Мертвая тишина вселяет ужас.

Ад. История идеи и ее земные воплощения

Издательство «Альпина нон-фикшн» представляет хрестоматию «Ад. История идеи и ее земные воплощения», составленную американским медиевистом и историком религии Скоттом Брюсом (переводчик Саша Мороз).

«Ад» проведет вас через три тысячелетия вечных мук — от ветхозаветного Шеола и Геенны и до новейших версий ада на Земле. Вы переплывете реку Ахерон в одной лодке с героем Энеем и ступите на берег Аида; встретите дьявола в образе гигантского тысячерукого чудища, каким его воображал себе живший в XII веке монах; пройдете девять кругов Дантовой преисподней, в которой чревоугодники, лжецы, еретики, убийцы и лицемеры претерпевают вечные муки за свои прегрешения; станете свидетелем споров, будораживших викторианскую Англию, когда данные наук заставили людей усомниться в идее загробного наказания. Уникальная антология важнейших текстов об аде, составленная, профессором Фордхемского университета Скоттом Брюсом, демонстрирует нам, как идея посмертной расплаты за земные грехи воздействовала — и продолжает влиять — на умы людей.

Предлагаем прочитать фрагмент средневекового ирландского описания ада.

В VIII в. неизвестный монах сочинил эпос о морском путешествии Брендана, легендарного ирландского святого, который вместе с шестнадцатью братьями искал Землю обетованную. Ирландские монахи в эпоху раннего Средневековья часто отправлялись в добровольное изгнание, выражая религиозную преданность. Эти монахи, как правило, стремились найти новое жилище в дальних краях, например в Европе, тогда как в «Плавании святого Брендана» описан святой, который плыл по неизвестному морю, встречая на пути загадочные острова и различных чудовищ. Ближе к концу плавания корабль Брендана подошел к предместьям ада, где святой и его спутники пережили три встречи: с враждебными пламенными гигантами (похожими на циклопов из «Одиссеи» Гомера), которые бросали расплавленный шлак в корабль Брендана; с бесами, которые сбросили с огромного вулкана одного из его братьев; и с Иудой Искариотом, которому дали передышку от страданий на утесе в открытом море, и он говорил с Бренданом во время шторма. Опиравшиеся на античных предшественников и традицию иммрама в дохристианской ирландской мифологии, эти необычные для своего времени описания ада в бушующем море всё же пользовались популярностью у средневековых читателей.

По прошествии же восьми дней они увидели невдалеке остров, весь покрытый камнями и металлическим шлаком, неприветливый, лишенный растительности, на котором повсюду стояли кузницы. Достопочтенный отец сказал своим спутникам: «Воистину, братья, бедствия сулит нам этот остров, так что не хочу я даже приближаться к нему, но ветер несет нас прямо туда». Когда же они с поспешностью проследовали мимо, до них донесся звук, издаваемый кузнечным мехом, подобный свисту брошенного камня, а также удары, подобные грому, молотов по железу и наковальне. Услышав это, достопочтенный отец укрепил себя и осенил крестным знамением все четыре стороны света, сказав: «Господи Иисусе Христе, избави нас от этого острова».

Едва закончил молитву человек Божий, как один из обитателей этого острова вышел наружу будто бы по какому-то делу. Он был очень космат, вспыльчив и мрачен. Когда он увидел рабов Божьих, проплывающих мимо острова, то возвратился в свою кузницу. Человек Божий укрепил себя и сказал братьям: «Сыновья, поднимите как можно выше парус и плывите быстрее, и тогда мы минуем этот остров». Едва он сказал это, как тот самый варвар подошел к берегу. Он нес в руках клещи с невероятной величины куском раскаленной докрасна пламенеющей руды. Он тут же метнул эту руду на рабов Господних, но не убил их. Она миновала их на расстоянии чуть больше одной стадии. И в том месте, где она упала в море, всё закипело, как будто это упал обломок огненной горы, и повалил из моря дым, словно из огненной печи.

Когда же человек Божий оказался далеко, на расстоянии одной мили от того места, все, кто был на этом острове, появились на берегу, и каждый из них нес в руках по куску руды. Один за другим швыряли они ее в море вослед рабам Божьим, постоянно возвращаясь в свои кузни и раскаляя шлак, и казалось, что весь остров пылает, словно печь, а море нагрелось, как котел, полный мяса, стоящий на большом огне. И в течение всего дня были слышны оглушительные вопли с этого острова. Хотя он уже скрылся из виду, но до ушей братьев доносились крики тамошних жителей, а ноздри обоняли сильное зловоние. Тогда святой отец укрепил своих монахов словами: «О воины Христовы, мы будем усердствовать в истинной вере и с оружием духовным, ибо мы ныне в пределах преисподней. Поэтому бдите и поступайте мудро».

На следующий день они увидели невдалеке на севере гору, возвышавшуюся посреди Океана. Она была словно окутана туманом, ибо от вершины ее поднимался дым. И тут же налетевший ветер стал гнать их к этому острову до тех пор, пока корабль не остановился неподалеку от него. Гора была столь высокой, что они едва могли разглядеть вершину. Была она цвета угля и вздымалась отвесно, подобно стенам.

Один из братьев, последний из тех трех монахов, которые отправились за святым Бренданом из его монастыря, сошел с корабля и стал пробираться к подножию горы. Затем он начал кричать: «Горе мне, отец, я лишился вас, и нет у меня сил, чтобы вернуться!» Братья тут же отчалили от этого острова и стали молить Господа: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Достопочтенный отец вместе со своими спутниками увидел, как несчастный был уведен демонами на казнь и как он горел среди них, и сказал: «Горе тебе, сын мой, ибо получил ты заслуженную кару».

Затем попутный ветер понес их на юг. Когда они оглянулись, чтобы посмотреть на остров, то увидели, что дым вокруг горы рассеялся, а она извергала пламя до самого неба и снова вдыхала его обратно, так что весь остров до самого моря превратился в костер.

И вот после того, как святой Брендан в течение семи дней плыл на юг, он заметил в море нечто, очертаниями похожее на человека, сидящего на скале, а перед ним полотнище размером с плащ, повешенное между двумя железными вилами. Двигалось оно по волнам, словно корабль, когда тот попадет в сильную бурю. Одни братья говорили, что это птица, другие считали, что это корабль. Человек Божий, услышав, как они обсуждают это между собой, сказал: «Оставьте споры и плывите к этому месту».

Когда святой Брендан и его спутники приблизились туда и остановились, то увидели человека, сидящего на скале, грубой и безобразной. И когда со всех сторон волны обрушивались на него, то накрывали его с головою, а когда вода опускалась вниз, обнажалась голая скала, на которой сидел этот несчастный. Перед ним был повешен кусок ткани, иногда ветер отводил его, а иногда хлестал несчастного по глазам и лицу.

Блаженный Брендан стал спрашивать его, кто он такой, и за какое преступление был послан сюда, и чем заслужил подобное наказание. Он сказал: «Я есмь несчастнейший Иуда, наинегоднейший торгаш. Не по заслугам своим я нахожусь в этом месте, но благодаря неисчерпаемому милосердию Иисуса Христа. Не в этом месте мне следовало находиться, но я здесь благодаря великодушию Искупителя по случаю славного дня Господня Воскресения». А был тогда день воскресный. «Когда я здесь, мне кажется, что я в сладостном Раю, ибо я страшусь мучений, которые предстоят мне этим вечером. Ведь днем и ночью я пылаю посреди горы, которую вы видели, словно кусок свинца, расплавленного в масле. Там находится Левиафан со своею свитой. Я видел, когда она поглотила вашего брата. Это губительная Преисподняя, испускающая пламя. Так происходит каждый раз, когда она проглатывает нечестивые души. Здесь я испытываю облегчение от вечера до вечера каждое воскресение, а также в Рождество Господне вплоть до Богоявления и от Пасхи до Пятидесятницы и от Очищения до Вознесения. В остальные дни меня истязают в пучине Преисподней вместе с Иродом, Пилатом, Анной и Каиафой. Поэтому молю вас именем Искупителя мира сего, чтобы вы ко мне смилостивились и вступились за меня перед Господом Иисусом Христом, дабы остался я на этом месте до восхода солнца, и в присутствии вашем не мучили меня демоны, и не вернули меня к моей неподобной участи, которую обрел я, заплатив неподобную цену». Святой Брендан сказал ему: «Будет на то воля Господа. Этой ночью до утра не станут тебя мучить демоны».

Снова человек Божий спросил его: «Зачем тебе этот кусок материи?» Он ответил: «Этот кусок я дал одному прокаженному, когда был казначеем у Господа. Но не моим было то, что я отдал, а принадлежало оно Господу и его собратьям. Поэтому он не служит мне каким-либо утешением, но только великой помехой. Железные же вилы, на которых материя держится, я дал священникам храма для того, чтобы поддерживать котлы. Камень, на котором сижу, — то, что бросил в яму на большой дороге под ноги прохожих прежде, чем стал учеником Господа!»

Когда же вечерний час покрыл тенью море Тетис, вдруг неисчислимое множество демонов появилось на его поверхности, восклицая: «Отойди от нас, человек Божий, ибо мы не можем приблизиться к нашему собрату до тех пор, пока ты не отойдешь от него, а нам нельзя появляться перед нашим повелителем до тех пор, покуда мы не возвратим нашего собрата. Ты же лишаешь нас нашей доли. Не защищай его этой ночью». И сказал им человек Божий: «Я его не защищаю, но Господь Иисус Христос даровал ему избавление на эту ночь вплоть до утра». Демоны сказали: «Как же ты произносишь имя Господа над ним, ведь это он предал Его!» И ответил им человек Божий: «Повелеваю вам именем Господа нашего Иисуса Христа не причинять ему никакого зла до самого утра».

Чем отличаются евангельские христиане от католиков и православных?

АвтоР: admin

| 14 Окт 2017

Чем отличаются евангельские христиане от католиков и православных?

Евангельские христиане — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей. Евангельские христиане, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никео-цареградский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году. Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около миллиарда евангельских христиан, более миллиарда католиков и 250 миллионов православных. Однако взгляды католиков, православных и евангельских христиан на некоторые вопросы разнятся. Евангельские христиане превыше всего ценят авторитет Библии и право каждого человека понимать ее без посредничества особой касты священников. Православные же и католики ценят свои традиции выше авторитета Библии, а также утверждают, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в это основополагающее обстоятельство. Ниже приводятся ответы на некоторые вопросы, которые, возможно возникают у вас о различиях между православной, католической и протестантской Церквями, но сначала — краткая история евангельских христиан.

Читать полностью »

Topics:

История Церкви Божией | Ваш отзыв »

Как в рай попал дьявол?

— Если для пребывания в раю надо быть согласным с волей Божией, то как в рай попал змей-дьявол, который прямо-таки разгуливал там (еще не проклятый ползать на брюхе), не смущаясь даже присутствием Бога?

— Действительно, на первых страницах Библии мы читаем о том, как Адам с Евой в раю беседуют с Богом, и это общение с Ним «во гласе хлада тонка» для наших прародителей было блаженно. Но в это же время в раю находится тот, кто рай таковым не воспринимает, — это дьявол. И он в раю искушает злом Адама и Еву.

О том, как попал в рай дьявол, богословие не говорит.

Есть предположения, что для дьявола, который вселяется в змия, возможно, это место еще не было в буквальном смысле закрытым, не было окончательности в решении его судьбы.

Потому что Бог, возможно, и от дьявола ожидал изменения. Но обман человека дьяволом влечет за собой окончательное проклятие Божие в адрес дьявола. Ведь до этого мы нигде не слышим слов проклятия по отношению к нему. Может быть, Бог, как любящий свое творение, еще давал возможность пребывать в раю и ему? Но дьявол для блага этой возможностью не воспользовался.

Дом, Сад, Город, Царство, Брачный Пир

У нас слово «метафора» часто ассоциируется с чем-то неконкретным и малореальным. На самом деле, речь идет о вещах в высшей степени конкретных и реальных. Вы не сможете объяснить африканцу, на что похож снег, не прибегая к иносказаниям, но вы-то (в отличие от вашего собеседника) знаете, что снег абсолютно реален, вы помните, как он тает в руках и хрустит под ногами. Рай абсолютно реален, пóдлинен, несомненен — более реален, чем тот мир, в котором мы живем сейчас — но мы можем говорить о нем только иносказательно. Различные метафоры могут быть полезны потому, что в нашем мире, в нашем опыте есть отблески рая — мы живем в падшем мире, но не в аду, и те добрые и хорошие вещи, которые мы знаем, могут служить нам указателями.

Ибо знаем, — говорит апостол, — что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор 5:1,2). Рай — это наш родной дом; мы предназначены для него, а он — для нас. Мы не уходим в далекую страну; напротив, мы возвращаемся домой. У Сергея Есенина есть известные строчки: «Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!” / Я скажу: “Не надо рая, / дайте родину мою”». Может быть, это великая поэзия, но это ошибочное представление о рае. Рай и есть наша подлинная Родина, и то, что есть святого в святой Руси, несет в себе отсветы рая, на рай указывает и в раю обязательно будет. Можно вспомнить, что на другом конце христианской Европы, в кельтском мире, святые места, такие, как знаменитый монастырь Айона, назывались «тонкими» — местами, где небеса «просвечивают» сквозь земной ландшафт — для тех, кто имеет глаза их увидеть. Красота мироздания — как и красота Церкви — помогает нам, хотя и «гадательно, как через тусклое стекло», увидеть отсветы рая.

Писание называет рай городом — небесным Иерусалимом. Надо сказать, что «город» в библейские времена не был похож на современный мегаполис, где люди, даже стиснутые в вагоне метро, остаются чужими друг другу. Город был организмом, единством, в котором люди были связаны между собой узами взаимной верности, общей памятью и общей надеждой. Спасенные, как говорит пророк, вписаны в книгу для житья в Иерусалиме (Ис 4:3). Вступая в Церковь, мы обретаем небесное подданство; у нас есть родной город, где, как говорит апостол, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф 2:19).

Другой образ рая — это сад. Персидское слово «парадиз», вошедшее во многие языки для обозначения рая, первоначально и означало «огороженный со всех сторон сад». Сад полон растений, птиц, и нередко — прирученных животных. Сад — образ, говорящий о природе. Поэты, художники и композиторы всегда пытались передать чувство изумленного благоговения перед красотой и величием природного мира. Как сказал некто, пытаясь передать свои ощущения от посещения одного древнего собора, «это такое место, где атеист чувствует себя неловко». Природа — это огромный собор, и когда мы входим под своды зимнего леса, мы понимаем, что мы — в храме. Красота природы указывает на красоту за ее пределами, как сказал один человек, описывая открывшийся ему вид, «это как небеса — для тех, кто в небеса верит». Но в природе — какой мы видим ее сейчас, в нашем падшем мире — есть не только красота, но и угроза, паразиты и жала, клыки и когти. Хуже того, человек в своем отношении к природе чаще является хищником и грабителем, чем садовником. Но Сад — это не дикий лес, куда охотник входит, чтобы убивать или быть убитым. В Саду отношения между природой и человеком обретают гармонию. Как говорит об этом грядущем мире пророк Исайя, Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6—9).

Другой образ рая — это образ Царства. В наше время «царство» часто понимают как «страну», «территорию». В Евангельские времена речь шла о другом — о владычестве. Мы принадлежим к Царству Божию, если наш Царь — Христос. Как говорит Он сам, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). Это реальность, в которой Христос является Владыкой и законодателем, реальность, в которой правит Его любовь.

Христос говорит о рае как о свадебном пире. Для современного читателя Писания бывает трудно понять значение этих двух образов — пира и брака. Начнем с пира. В Палестине I века люди совсем по-другому воспринимали ценность пищи; они ели умеренно — часто вынужденно, из-за нехватки еды, иногда добровольно, принимая на себя пост. Сейчас, когда еда продается на каждом углу, мы утратили сознание ее ценности, и только церковные посты могут вернуть нам понимание того, что такое пир, радостное принятие изобилия Божиих даров.

Но пища имела еще одну, утраченную в современном обществе, функцию. Сегодня мы живем в культуре фаст-фуда, часто едим в одиночестве или на ходу, и нам нет никакого дела до человека, с которым мы случайно разделили столик в кафе быстрого обслуживания. Но для людей того времени есть с кем-то вместе было глубочайшим проявлением человеческого общения и общности. Нечто подобное сохранилось и в наше время, когда семья собирается за одним столом. Мы все, собравшиеся за столом, — родные или близкие друзья, разделяем не только пищу, но и жизнь друг друга. Пир был противоположностью не только голоду, но и одиночеству, он утолял потребность не только в еде, но и в человеческом братстве.

Это особенно относилось к свадебному пиру, когда любовь юноши и девушки соединяла не только их, но и их семьи — люди становились родными друг другу. Брак был проявлением того, что на библейском иврите называлось «хесед» — верной, неизменной любовью. Смутное томление первой любви, ожидание чего-то великого осуществлялось, когда влюбленные становились супругами, создавали семью. Счастливая семья, полная любви и заботы, — образ рая; близость и понимание, существующее между родными людьми, являет собой образ — пусть несовершенный и поврежденный — той любви, которая будет воздухом и светом будущего века.

Можно голодать и жаждать не только пищи и питья, но и любви, правды, красоты, смысла. Сам Господь использует этот образ жажды и голода, когда говорит Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф 5:6). В Раю будет утолена глубочайшая жажда человеческого сердца — мы придем к самому Источнику всякого добра, красоты и истины, чтобы никогда больше не покинуть Его.

Ад в буддизме

Нарака – буддийский мир, куда попадают все души грешных существ, которые испортили себе карму при жизни. В отличие от христианских и мусульманских догматов адские муки в буддийской Наракой не вечны, хоть и длятся продолжительное время. После преодоления всех уготованных испытаний в аду негативная карма у души исчерпывается, и она может переродится в мире более высшим существом.

Нарака расположена под мифическим континентом Джамбудвипа. Ад имеет структуру усечённой пирамиды и разбит на уровни: восемь холодных, восемь горячих. К примеру, в холодных слоях есть ад волдырей, тряска от мороза и лотосовый ад со снежной пургой. А в огненных слоях есть ад воплей, ад великого жара и авичи – самый глубокий слой, где грешников ждут самые мучительные боль и агония, которые будут длиться до самого очищения кармы и перерождения. Интересно, что при этом в буддизме действует доктрина бесконечности миров, а значит, что у каждого из них есть своя Нарака.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]