Могилы почетных членов ИППО в Киево-Печерской Лавре


Вот уже многие века «намоленные» святыни Лавры, обладающие чудодейственной силой, дают надежду и силу страждущим, исцеляют больных и убогих. Это одно из самых уникальных мест на земле, где происходят явления, пока еще не доступные человеческому разуму. Для православных христиан Киево-Печерская Лавра имеет, пожалуй, такое же значение, как Ватикан для католиков или Мекка для мусульман. Именно здесь, на крутом берегу Днепра, возле мощей прославленных святых, многие из которых непосредственно принимали участие в формировании государства Российского, ясно ощущаешь причастность к истории своей страны. Несмотря на то, что сейчас это священное место стало территорией другого государства…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.


Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Святой равноапостольный князь Владимир

Про богослужения

В гости­ни­це в 5:30 утра вас раз­бу­дит звон в коло­коль­чик, что­бы Вы не про­спа­ли к ран­ней Литур­гии. Но, разу­ме­ет­ся, если Вы пла­ни­ру­е­те поспать подоль­ше, то никто вас не повле­чёт “за шиво­рот” в храм. В Лав­ре совер­ша­ет­ся обыч­но от 2 до 7 (ни разу тако­го коли­че­ства не видел ни в одном мона­сты­ре!) литур­гий в раз­ных хра­мах (нача­ло от 5:30 до 9:00). Под вос­кре­се­нье слу­жит­ся даже 2 все­нощ­ных бде­ния в раз­ных собо­рах (тоже ни разу тако­го не видел). Испо­ведь совер­ша­ет­ся обыч­но и во вре­мя вечер­ней служ­бы и на Литур­гии. Но, толь­ко утром испо­ведь начи­на­ет­ся за 30 минут до чте­ния часов. Меня очень впе­чат­ли­ло все­нощ­ное бде­ние под вос­кре­се­нье в Успен­ском собо­ре, самом боль­шом собо­ре Лав­ры. Пели 2 хора, анти­фон­но, пооче­ред­но, из-под само­го купо­ла. Очень тор­же­ствен­но и кра­си­во. После служ­бы все жела­ю­щие мог­ли помочь в убор­ке храма:).

Ещё очень впе­чат­ли­ла ран­няя Литур­гия в пеще­рах, то есть в под­зем­ной пещер­ной церк­ви. В Лав­ре вооб­ще 6 пещер­ных Церк­вей. Навер­но так и моли­лись древ­ние хри­сти­ане, в катакомбах. А сколь­ко в Лав­ре назем­ных хра­мов — я сбил­ся со счёта.

Совер­ша­ют­ся так­же молеб­ны (нуж­но смот­реть рас­пи­са­ние). В церк­ви Живо­нос­ный источ­ник совер­ша­ют­ся молеб­ны с оде­ва­ни­ем шап­ки прп. Мар­ка-гро­бо­ко­па­те­ля, того само­го, кото­рый вос­кре­шал мёртвых.

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Где питаться

На тер­ри­то­рии Лав­ры есть несколь­ко тра­пез­ных. Еда вкус­ная (малень­кая замет­ка: я к пище не при­ве­ред­лив, поэто­му за всех утвер­ждать не ста­ну). Если у вас пост, то мож­но спро­сить, что есть пост­но­го, вам подскажут. Самое вкус­ное, что я там про­бо­вал, было пирож­ное “Мура­вей­ник”, совсем не пост­ное, но более вкус­но­го пирож­но­го, кажет­ся, я нигде не ел больше.

Сто­и­мость одно­го при­ё­ма пищи, состо­я­ще­го из 1‑го, 2‑го блю­да, гар­ни­ра, сала­та, десер­та и чая варьи­ру­ет­ся в пре­де­лах 80–90 гри­вен. Соот­вет­ствен­но, если аппе­тит уме­рить, то мож­но уло­жить­ся и в 50. Малень­кое неудоб­ство: тра­пез­ные все закры­ва­ют­ся в 19:00, то есть до окон­ча­ния вечер­не­го бого­слу­же­ния. Так что, нуж­но выби­рать, или есть до служ­бы, что неудоб­но, или запа­сать­ся едой, что­бы поесть потом в номере.

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.

— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

— Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.

Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…

Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку, сам готовил себе лепешки.

Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.

Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Где остановиться

В Лав­ре на сего­дня (май 2021 г.) есть 3 гости­ни­цы. Бро­ни­ро­вать места сле­ду­ет зара­нее по теле­фо­ну. Здесь инфор­ма­ция о гости­ни­цах и теле­фо­ны для бро­ни­ро­ва­ния: https://lavra.ua/where_to_stay/. Как я уже ска­зал, до гости­ниц бли­же идти от оста­нов­ки ул. Цита­дель­ная. Отсю­да вид­ны вра­та, веду­щие в Ниж­нюю Лав­ру. Нуж­но зай­ти в них и спу­стить­ся вниз по брус­ча­то­му спус­ку до Церк­ви во имя ико­ны Божьей Мате­ри Всех скор­бя­щих Радо­сте. Прой­дя её, повер­нуть направо. Гости­ни­цы рас­по­ло­же­ны в кор­пу­сах 54, 56 и 58. Я жил в той, кото­рая в кор­пу­се 54, пря­мо напро­тив выше­ука­зан­ной церк­ви. Там име­ют­ся номе­ра 2‑, 3‑, и 4‑местные. 1‑й этаж — муж­ской, 2‑й — жен­ский, 3‑й не пом­ню.:) Сто­и­мость за 1 сут­ки на 1 чело­ве­ка: в 3- и 4‑местном — 130 гри­вен, в 2‑местном — 150 гри­вен. В номе­ре толь­ко всё самое необ­хо­ди­мое: кро­ва­ти и при­кро­ват­ные тум­бы, вешал­ки, стол, чай­ник, чаш­ки. Чисто, уют­но. На эта­же име­ет­ся туа­лет (несколь­ко кабин, рас­по­ло­жен в кон­це кори­до­ра) и душе­вая (тоже несколь­ко кабин но в отдель­ном от туа­ле­та поме­ще­нии). С горя­чей водой про­блем нет. Если нужен холо­диль­ник, то нуж­но обра­тить­ся к адми­ни­стра­то­ру, он даст ключ от поме­ще­ния, где есть холодильник. В 56‑м кор­пу­се, насколь­ко я понял усло­вия поху­же немнож­ко. А в 58‑м есть номе­ра повы­шен­ной ком­форт­но­сти, если кому надо. Бро­ни­ро­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся не более чем на 3 суток. На боль­ший срок не бро­ни­ру­ют. С чем это свя­за­но — не понят­но. Но уже по засе­ле­нии, мож­но попро­сить, что­бы про­дли­ли срок.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, — это куда ближе от Киева… Точно не известно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко — Муромец.


Илья Муромец

Когда-то он славно сражался — все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя — собственная душа…

В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями — смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.

В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.

Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников — 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.

Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить — страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.

От монастыря к музею и обратно

После революции монастырь упразднили. В военное и послевоенное время обитель действовала вновь, но в 1961 году снова была закрыта и преобразована в музей-заповедник, центр атеистической пропаганды. В музейных залах стояли вскрытые гробницы с мощами, а лекторы убеждали посетителей, что ничего святого и сверхъестественного в мощах нет, что это средство поповского обмана, и нетленны они только потому, что лаврские пещеры проложены в сухих известковых породах, где зимой и летом постоянные температура и влажность воздуха. Но среди местных жителей и верующих по-прежнему ходили легенды о том, как при приложении к иконе, мощам или даже просто молитве возле них люди получали исцеление от разных хворей, помощь в решении многих жизненных проблем. В конце 80-х годов прошлого века монастырю были возвращены Дальние и Ближние Пещеры; вновь открылась Духовная Семинария. С 1992 года в Лавре располагаются кафедральный собор (в бывшем трапезном храме Антония и Феодосия Печерских) и резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Митрополита Киевского и всея Украины. Территория Верхней Лавры пока еще остается в ведении музея-заповедника, и лишь по самым значимым праздникам здесь, в Соборной Лаврской церкви, главная святыня которой – чудотворная икона Успения Божией Матери, разрешено проведение служб.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]