Каменная чудотворная икона в Троице-Сергиевой лавре


Время разрухи и восстановления

Отреставрированный храм в начале 20 века украсила новая колокольня, которую в период ярой борьбы с религией в 1939 году вопреки воле горожан взорвали.
В 1920 году революционные власти закрыли Троицкий собор в Сергиевом Посаде, поэтому Святейшим Патриархом Тихоном, прибывшим для празднования дня чествования преподобного Сергия, была проведена Всенощная и Литургия в Петропавловской церкви. Епископы Никон и Василий принимали участие в священнической и диаконской хиротонии монахов Гефсиманского скита.

19 сентября 1928 года храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде стал местом отпевания старца Алексия, который при жизни был известен, как затворник Зосимовой пустыни. Попрощаться со старцем, совершим духовный подвиг, пришли не только священники, но и множество мирян. При отпевании в центральной Воскресенской церкви храма среди отпевавших было несколько архиереев, архимандритов, священники Москвы.


Интерьер Петропавловской церкви в Сергиевом Посаде

В 1930 году храм закрыли, многих священников репрессировали, кирпичную кладку разбирали на кирпичи, многие детали продавали на рынке строительных материалов.

В 1935 году храм был захвачен обновленцами, последний священники отец Димитрий проводил служения на Кокуевском кладбище, живя в Загорске. После ареста в 1937 году все сведения о нем были утеряны, и только через 60 лет нашлись документы о расстреле священника в конце того же года.

В период потепления власти вернули Петропавловскую церковь, вернее то, что от нее осталось, прихожанам в ужасном виде, все купола и кресты были сняты, церковная утварь украдена. К великому сожалению, иконостас исчез бесследно.

Святыни и престольные праздники

Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.

Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.

Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы. Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место

Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни

Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.

Икона Сергия Радонежского: в чем помогает?

В любом храме всегда можно найти образ преподобного старца Сергия. Его икона передает нам взгляд глубокий, полный смирения и мудрости. 3 мая/16 мая 2014 года отмечалась великая дата – 700-летие со дня рождения святого Сергия Радонежского, которого уже при жизни все считали святым. Его уважали разные правители, князья, бояре и простой люд.

Многих не зря интересует вопрос: «Икона Сергия Радонежского в чем помогает?» Люди с искренней молитвой обращаются к лику святого, чтобы получить защиту и помощь в неприятных жизненных обстоятельствах. А родители просят у него за своих детей, чтобы они хорошо учились, были воспитанными и добрыми и никогда не попадали под чье-то дурное влияние.

Трапезная церковь

Рекомендовать место

8

1

Трапезная церковь располагается в том месте, где ранее находились Царицыны хоромы. Здание церкви было построено в 1686 году. Оно состоит из кирпича и белого камня. Строение Трапезной церкви имеет оригинальную кровлю, которую надежно поддерживают металлические тяги. Оно поражает своим декоративным украшением.

По периметру фасада Трапезной церкви располагаются полуколонны с «кудрявыми» капителями. Над ними — многопрофильный карниз. Окна обрамляют витые белокаменные колонки. На стенах – огромные скульптурные раковины. В здании имеются две широкие лестницы. С восточной стороны к зданию Трапезной примыкает Сергиевская церковь.

Зал Трапезной церкви, который имеет 70 метров в длину и пятнадцать в ширину, предназначался для проведения торжественных приемов. Он украшен лепниной и росписью, выполненной мастерами восемнадцатого века. Монахи же обедали в другом зале – малой Трапезной. Кстати, здание было отреставрировано в 1940-х годах.

Святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Простое перечисление всех святынь обители занимает не одну страницу. Каждый день в Лавре освящается молитвами перед мощами святых. Случаи чудес у мощей фиксируют на протяжении всего существования обители.

Рака с мощами преподобного Сергия

Мощи игумена земли Русской покоятся в Троицком соборе. Серебряная рака для них изготовлена в XVI веке кремлевскими мастерами. Серебряную сень изготовили в XVIII в.


Нетленные мощи обрели при устройстве фундамента церкви, спустя 30 лет после его кончины. Их поместили здесь после постройки белокаменного собора.

Мощи святых

  • Прп. Дионисия Радонежского, свтт. Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, десница первомученика Стефана — в западном притворе Никоновской церкви.
  • Прп. Максима Грека и прп. Антония (Медведева) в раках Духовой церкви.
  • Свт. Иннокентия Московского — в Успенском соборе.
  • Прп. Никона Радонежского — в храме, освященном в его честь.
  • Прп. Михея Радонежского — в Михеевской церкви.

Святыни Троице-Сергиевой лавры

1. Мощи Преподобного Сергия С обретением мощей святого Сергия Радонежского связана удивительная история. Гроб с телом Святого был поднят из земли, где стояла вода. Это произошло в 1422 году, спустя 30 лет после преставления Сергия Радонежского. Когда крышку открыли – не смогли поверить своим глазам. Не только Его тело осталось нетленным, полностью сохранились даже одежды. 2. Образ святого мученика Димитрия Солунского Святой великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель московского князя Димитрия Донского (1389 г., память 19 мая), и его икона попала в обитель, где князь в XIV веке брал благословение на битву с Мамаем. 3. Древние южные врата Троицкого собора Перед гробницей Преподобного Сергия находятся древние южные врата Троицкого собора, которые сохраняют отметину Смутного времени – отверстие, пробитое ядром осаждавших Лавру и не сломивших духа ее защитников. 4. Усыпальница Годуновых Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г. 5. Икона Троица Андрея Рублева Это знаменитая чудотворная икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, которую по справедливости считают прекрасным плодом духовного влияния всероссийского игумена. Эта икона в настоящее время признается не только вершиной нашего изобразительного искусства, но и символом всей русской культуры.

Особым почитанием в лавре пользовались мощи святых. В Троицком соборе находились мощи Сергия Радонежского в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной. Также в Троицкомсоборе, в Никоновском приделе хранились мощи Никона Радонежского; в Михеевском храме — мощи Михея Радонежского (келейника Сергия Радонежского); в Серапионовской палатке — мощи святого Серапиона,новгородскогоархиепископа. В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия,московского митрополита Иоасафа, Максима Грека Самая почитаемая святыня лавры— икона Троица Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым в 1600 году. В ризнице лавры хранились предметы, связанные с именем Сергия Радонежского —деревянные богослужебные сосуды, его иконы, ризы, сандалии. Здесь же находились драгоценные царскиепожертвования 15—18 веков, представляющие собой образцы русского художественно-прикладногоискусства. В библиотеке лавры были собраны рукописи, старопечатные богослужебные книги. По жанным на 1908 год в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг. Монастырь обладал обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы 16—20 веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также комплекс документов об управлении ихозяйстве лавры. В настоящее время большая часть лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов, часть документов находится в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.

В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочьстарицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, атакже представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских,Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребеныпатриархи Алексий I и Пимен.

История создания

Свое начало этот удивительный монастырь берет в тридцать седьмом году четырнадцатого века, когда Сергий Радонежский стал жить на холме Маковец. Несколько лет этот человек жил в одиночестве, однако потом пришли новые насельники, заселили пустыню. Так и появился монастырь. Данное объединение сыграло очень большую роль в жизни России. Монастырь оказывал влияние на политическую жизнь, народ всегда знал что можно обратиться за помощью именно сюда. Служители монастыря предпринимали активные действия для изменения политической ситуации в стране, например, против татаро-монгольского ига. Позже монастырь поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей. Во многом, он смог играть такую значительную роль благодаря своему расположению – по пути от сердца страны к Северу. Поэтому его заслуженно включили в систему обороны столицы.

Троице-Сергиева лавра

Сам Сергиев Посад не существовал бы без монастыря – он вырос вокруг Троицо-Сергиевой лавры, поэтому их пути неразрывно связаны. По мере своего развития, монастырь приобретает все большее количество земель. Благодаря активному росту и своему влиянию, он получает звание лавры в середине восемнадцатого века. Спустя три десятка лет поселение, образовавшееся вокруг него, называют городом, именуемым Сергиев Посад.

Монастырь, который впечатляет и сейчас, рос и множился в течение не одного века. Сама лавра получала и получает поддержку очень значительных лиц. Сейчас на территории монастыря находится около полусотни строений.

Первым из них стал Троицкий собор. Под ним находится гроб основателя этой великой лавры, Сергия Радонежского. Собор был возведен в начале двадцатых годов пятнадцатого столетия. Ранее на земле, которой сейчас располагается храм, была возведена деревянная церковь. Для того чтобы построить Троицкий собор, привлекли знаменитых архитекторов. Последние отлично справились с задачей, храм полностью соответствовал архитектурным веяниям тех времен. Храм имеет крестово-купольную форму, сложен из блоков белого камня. Собор имеет скромные размеры и совсем мало декора.

Троицкий собор

Интерьер данного сооружения расписывали знаменитые сейчас художники-иконописцы: Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно они были руководителями артельи иконописцев. Знаменитая икона “Святая Троица” была написана Андреем Рублевым именно здесь, для этого собора. Она находилась Троице-Сергиевой лавре вплоть до тридцатых годов двадцатого века, когда была передана в Третьяковскую галерею. К сожалению, все росписи собора не дожили до наших дней, во многом это произошло из-за сильных разрушений, которым они подверглись.

Успенский собор

Второй крупной постройкой, вошедшей в состав сооружения архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад, стал Успенский собор.

История мощей

Тему «Сергий Радонежский: мощи» хочется дополнить одним удивительным рассказом внука священника Павла Флоренского. В Лазареву субботу перед Пасхой 1919 года должно было состояться вскрытие мощей преподобного советскими властями. Безопасная сохранность мощей оказалась под вопросом. Об этом узнал отец Павел, который устроил тайное совещание с наместником лавры отцом Кронидом, графом Ю. А. Олсуфьевым (членом комиссии по охране памятников), С. П. Мансуровым и М. В. Шиком, которые затем стали священниками. Они тайно пришли в Троицкий собор, прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого. Главу же святого Сергия временно оставили храниться в ризнице. Граф Олсуфьев после поместил главу преподобного в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя дома (Сергиев Посад, ул. Валовая). В 1928 году он, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

Где разместиться

Вознесенская гостиница

Стоимость проживания: за нижнюю койку — 500 руб., за верхнюю — 450 руб.

Примечание:

рядом с Лаврой (ок. 200 м.) и возле трапезной. Удобства на этаже. Бронировать места необходимо за месяц-полтора до планируемого прибытия (телефоны, +7-916-641-69-09).

Старая гостиница

Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133

Стоимость проживания уточнять нужно самим. Телефоны для справок: +7(496)549-90-00,.

Примечание:

комфортные одно-, двух- и многоместные номера со всеми удобствами. В каждом номере есть икона и Св. Писание. Возможна организация дополнительного места. Дети до 7 лет проживают бесплатно.

В гостиницах не благословляется курение, распитие спиртных напитков в номерах.

Иконостасы Троицкого Собора

Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.

Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога

Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.

К ним относятся отображения:

  • апостолов Павла и Петра;
  • архангела Гаврила;
  • Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
  • а также икона «Крещение».

Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.

Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.

Монастырь-крепость

Свою защитную функцию монастырь выполнял прекрасно. Шестнадцать месяцев осаждали монастырь польско-литовские отряды в период Смутного времени. Неприятель значительно превосходил численность защитников монастыря-крепости. Непрерывный обстрел из 63 орудий врага, лишение крепости воды, засылка лазутчиков, «стенобитные хитрости» (например, башни на колесах — «турусы»), многочисленные штурмы не поколебали мужества защитников православной святыни. Из «Сказания об осаде Троицкого Сергиевого монастыря» монаха Авраамия Палицына мы знаем о подвиге крестьян и монахов, ценой своей жизни взорвавших подземный подкоп поляков под башни монастыря, о героическом отряде крестьянина Суеты, обратившего неприятеля в бегство. Кстати, именно здесь, под стенами крепости уже через несколько лет, в 1612 году, готовилось к решительному наступлению народное ополчение Минина и Пожарского.

После осады в монастыре перестраивают стену с башнями (всего их 11), возводят новые храмы и палаты. Протяженность крепостных стен сегодня составляет 1125 метров, а высота их колеблется от 7 до 15 метров. Для своего времени обитель святого Сергия стала одним из крупнейших крепостных сооружений.

Со стороны Москвы вход в монастырский городок открывают Святые врата с надвратной церковью, они отворялись только для патриарха и царя. Для «людей и животных» предназначались Успенские ворота рядом, для странствующих богомольцев, «калик перехожих», со стороны Угличской дороги служили северные Каличьи ворота (высота Каличьей башни — 40 метров).

Темной ночью в августе 1689 года юный царь Петр в одиночку скачет в Троицкий монастырь, чтобы спастись от стрелецкого бунта. Победив в смертельной борьбе за власть с сестрой царевной Софьей, Петр не забывает своими благодарностями обитель. В конце XVII века монастырская площадь украшается огромным каменным зданием Трапезной, одной их самых ярких и нарядных построек монастыря с узнаваемым роскошным убранством в стиле «московское барокко». Храм Рождества Иоанна Предтечи, возведенный на средства сподвижника Петра I Григория Строганова в 1693—1699 годах в другом изысканном барочном стиле, «строгановском», украшает Святые врата лавры.

Последним важным штрихом в формировании архитектурного ансамбля монастыря стало строительство новой колокольни. Высотная доминанта лавры возводилась при трех российских императрицах: Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине Великой. 88-метровая пятиярусная колокольня построена в удалении от других зданий центральной площади. Такое расположение сделало удивительно красивое здание равнодействующей всего ансамбля и усилило художественный образ комплекса зданий различных эпох.

Смоленская церковь Троице-Сергиевой Лавры

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» расположена за лаврской колокольней напротив церкви прпп. Зосимы и Савватия Соловецких и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.

На том месте, где стоит теперь церковь, в начале XVIII в. располагалось каменное здание братской поварни. На наружной стене поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. Отсюда и происходит название церкви. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия.

В 1730 г. чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки. После сего видения он получил исцеление. Исцеленный, «по важности события, был представлен императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами», – отмечает историк А. В. Горский.

Чудотворный образ «Одигитрии» Смоленской. XV в. СПМЗ

Для прославившейся чудотворением иконы здание поварни в 1735 г. по именному указу имп. Анны Иоанновны было обращено в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А. Г. Разумовским, в количестве 4654 руб. 38 коп., была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Храм строился с 1745 по 1748 гг. при наместнике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Лаврентии (Хоцятовском) по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Торжественное освящение церкви было совершено 6 июня 1753 г. в присутствии имп. Елизаветы Петровны и высокопоставленных придворных.

Смоленская церковь – единственный в монастыре храм, имеющий в плане форму круга «с четырьмя глубокими криволинейными нишами на всю высоту стен». Волнообразный ритм стены подчеркнут изогнутыми фронтонами, плоскими сдвоенными пилястрами и усложнен двойной полосой окон в скульптурных наличниках, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом – прекрасный образец архитектуры елизаветинского барокко, с удивительным художественным тактом вписанный в древний ансамбль монастыря.

Смоленская церковь. Фото нач. XX в.

В середине XVIII в. Смоленская церковь имела три входа. В 1784 г. два из них были заложены. В 1854 г. с запада к церкви была пристроена паперть, разобранная во время реставрации. В 1958 г. вновь были устроены три крыльца с двусходными лестницами сложной криволинейной формы. В 1977 г. было сделано четвертое крыльцо. Во время реставрации 2007 г. все четыре крыльца были разобраны и сделаны только два: с запада — входное и с востока, ведущее к иконе Смоленской Божией Матери (копии главной святыни церкви – чудотворного монастырского образа «Одигитрии»), расположенной в нише на восточной стене церкви.

Внутреннее убранство Смоленской церкви. Современный вид

Пластика внешнего вида церкви получила продолжение в интерьере, залитом светом из окон-люкарнов и барабана (в 2003 г. здесь установлены витражи). Внутри Смоленская церковь не имеет столпов, и все ее внутреннее пространство открыто до купола.

Фресковая живопись появилась только в 1854 г. и с тех пор неоднократно поновлялась.

Проф. Е. Е. Голубинский сообщает важные подробности: «Иконостас в церковь, вызолоченный червонным золотом, был устроен тем же графом Разумовским, которым была построена и самая церковь. В 1756 г. граф П. Б. Шереметев устроил на Смоленскую икону Божией Матери ризу и оклад серебряные, вокруг украшенные жемчугом, и алмазную корону с разными каменьями. В 1781 г. церковь была расписана голубою краскою с пристойными украшениями. В 1854 г. иконостас церкви сделан под мрамор и стены ее вновь расписаны».

Собственный иконостас Смоленского храма был утрачен в 1920-1930 гг. Вместо него в 1956 г. установлен близкий ему по времени создания и по стилю иконостас из разобранного в 1932 г. московского храма вмч. Параскевы Пятницы.

Гробница митр. Николая (Ярушевича) в крипте Смоленской церкви

В крипте Смоленской церкви находится гробница выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, † 1961 г.).

Богослужения в церкви Смоленской иконы Божией Матери совершаются в ее престольный праздник (10 августа) и в праздничные дни Троице-Сергиевой Лавры.

10 августа 2020

Поделиться

История создания

В поисках молитвы и уединения боярский сын Варфоломей ушел в глухие леса после смерти родителей. Здесь он стал жить по примеру древних подвижников. Через несколько лет к нему, принявшему постриг под именем Сергия, стали стекаться люди. Вокруг отшельнического жилья Сергия выросли первые кельи. Со временем ученики преподобного основали множество новых монастырей, которые служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.

Святой Сергий впервые на Руси ввел в жизнь монастырской братии общежитийный устав, согласно которому монахи жили в отдельных кельях, но хозяйство и имущество было общим. Такое устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности. 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесли деревянным забором. Получился маленький деревянный городок среди дремучего леса. Постепенно монастырь рос, среди новых монахов, взявших за образец подвижническую жизнь Сергия, были выходцы из разных слоев населения, включая отпрысков из богатых и знатных семей. Селились рядом с иноками и простые миряне. Слава святого старца привела в глухие лесные места великого московского князя Дмитрия. Преподобный Сергий стал его духовным учителем. Именно к нему князь пришел за благословением перед Куликовской битвой в 1380 году.

В 1422 году преемник и ученик святого Сергия Никон начал строительство первого белокаменного храма монастыря на месте деревянного Троицкого собора. К величайшему сожалению, до нас не дошли фресковые росписи XV века, выполненные знаменитым иконописцем Андреем Рублевым, но 40 икон, в том числе знаменитая «Троица», сохранились. Сегодня Троицкий собор — один из немногих существующих образцов белокаменного зодчества московского княжества. Его иконостас уникален: это единственный комплекс икон начала XV века, сохранившийся в храме, для которого он был изначально предназначен.

Традиции северных псковских мастеров прослеживаются в архитектуре собора Сошествия Св. Духа, построенного в 1476 году. Уникален этот четырехстолпный одноглавый храм тем, что под его барабаном устроена звонница. Когда-то к церкви была пристроена часовня над гробом святого Максима Грека. Блестяще образованный монах Ватопедского монастыря прибыл в Москву для перевода духовных книг. Не все, что он увидел в России, соответствовало его представлениям о христианском государстве. Не одобрил он и развод Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой. Максим был обвинен в ереси и надолго заточен в темницу, ему даже не разрешали читать и писать. Еще двадцать лет прожил он под надзором в Твери. И лишь последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре.

При Иване Грозном Троицкий монастырь превращается в неприступную крепость для защиты подступов к Москве. Деревянные кельи отодвигают в мощным каменным стенам, высота которых достигает шести метров, а на освобожденной площади вырастает пятиглавый собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был своеобразный подарок царя монастырю. Формы огромного храма перекликаются с Успенским собором Московского Кремля. Новый храм тактично расположили так, чтобы главным сооружением монастыря оставался древний Троицкий собор. Иван Грозный освободил строителей от государственных податей и повинностей и периодически наведывался, чтобы видеть, как идет стройка.

Свято-Троицкая Сергиева лавры

Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме XV-XVII века Новым игуменом стал ученик Сергия Никон Радонежский. В 1408 году обитель пострадала от набега татар хана Едигея, устремившегося в поход на Москву. После этого монастырь восстанавливался.

В 1422-1423 годах на месте старого деревянного был построен новый белокаменный Троицкий собор. При его возведении были обретены мощи св. Сергия. Храм расписывали знаменитые иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев, специально для нового собора создавший легендарную «Троицу». В 1469 году была построена каменная трапезная. В 1476 году к востоку от Троицкого собора псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Св. Духа на апостолов. С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки (первой в церковном осуждении Шемяки стоит подпись троицкого игумена Мартиниана), а освобождённый из заточения Василий II в 1450—1462 годах дал монастырю ряд жалованных грамот.

Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный). В 1540-1550-е годы обитель опоясали крепостные стены с 12 башнями общей протяженностью 1370 м. Современный вид они приобрели в XVII веке. В 1559-1585 годах создавался Успенский собор. В 1684 году в нем появились фрески, а в 1780 году на месте западной паперти собора была устроена усыпальница Годуновых.

К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

В 1608-1610 годах, во время Смуты, обитель пережила осаду польско-литовских войск. Об этом событии повествует «Сказание Авраама Палицына», бывшего монастырским келарем. Монастырь внес большой вклад в деятельность Второго ополчения Минина и Пожарского. После Смуты монастырь восстанавливался. В 1635-1638 годах напротив Успенского собора появился комплекс казначейского корпуса и больничных палат с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1682-1692 годах в стиле «нарышкинского» барокко была возведена трапезная с храмом прп. Сергия Радонежского В 1692-1699 годах был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Также в конце XVII века были созданы Царские чертоги и Надкладезная часовня.

С 1688 года монастырь является ставропигиальным. 8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 года последовал указ Святейшего синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года декретом Совета народных комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года. В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

XVIII-XIX века

В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский. В 1734 году над гробом прп. Михея Радонежского была возведена церковь. В 1746-1748 годах появилась церковь Смоленской иконы Богоматери, выполненная в стиле елизаветинского барокко. К лучшим памятникам русского зодчества XVIII века относится пятиярусная колокольня (1741-1770), занявшая одно из центральных мест архитектурного ансамбля лавры. В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия. В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

XX-XXI века

С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты. В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт. Еще в 1918 году была создана комиссия по охране памятников искусств и старины Троице-Сергиевой лавры. Тогда же предпринимались первые попытки реставрации, возобновленные в 1920-1930-е годы. В 1940 году памятники лавры вошли в Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Реставрационные работы велись вплоть до 1970-х годов. Они проводились и в 1990-2000-е годы. В 1993 году ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов. С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

Образовательная и издательская деятельность

С Лаврой неразрывно связано Московская духовная академия, высшее учебное заведение РПЦ. Преемница основанной в 1685 г именитой Славяно-греко-латинской академии, первой высшей школы России.

Сегодня это современное учебное заведение, подготавливающее духовенство РПЦ и преподавателей, богословов, по программе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, профессиональных регентов и иконописцев. Ведет активную научную деятельность.

Кроме разносторонней научной и миссионерской деятельности, издается православная периодика, информационный сайт и авторитетный богословский портал.

Обитель традиционно является крупнейшим издательским центром. Сегодня здесь печатают тиражи православной литературы от календарей до богослужебных книг. Лавра изготавливает и реализует богатейший ассортимент утвари, облачений, икон, иных церковных предметов и информационных материалов (аудио, видео и др).

Иконостасы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Создавались в период становления традиции устройства иконостаса, символизирующего Царство Небесное. Отмечают особенную культурную ценность иконостасов двух древних соборов.

Иконостас Троицкого собора

Датируется XV веком. Образы создавались иконописцами под началом Андрея Рублева и Даниила Черного. Известная всему миру «Троица» Рублёва создавалась именно для этого храма. В правления Ивана Грозного нижний ряд (местные иконы) дополнили Троица и житийная икона преподобного Сергия.

Артели Рублева приписывают образы трех средних рядов пяти ярусного резного иконостаса. Наиболее близкими к Рублеву называют иконы «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Апостол Петр». В молебном ряду 15 образов, среди которых святые Георгий и Димитрий, бывшие воинами. Образы говорят о древнейшем молитвенном поминовении воинов, погибших в сражениях с ордынскими полчищами.


В праздничном ряду 19 икон. Основной акцент сделан на образ Причащения апостолов, приписываемый работе зрелого мастера старой школы XIV века. Указывают на большое количество иконописцев, трудившихся над этим рядом, в исполнении которых Рублёв почти не принимал участия.

Второй сверху ряд состоит из 7 икон: окружена поясными образами пророков. Первый сверху ряд — 21 образ праотец, над каждым херувим. Иконы украшены серебром, написаны чаянием царя Бориса Годунова.

Царь Михаил Романов украсил собор царскими вратами алтаря, украшенными серебром. Образы, писанные кремлевским мастером XVII в Симоном Ушаковым, помещены в местном ряду. Изначальную живопись стен сбили и переписали, впоследствии регулярно обновляя.

Иконостас Успенского собора

Датирован концом XVII — началом XVIII в. 76 икон традиционно разделена на 5 ярусов. Распятие и предстоящих Богородицу с Апостолом обрамляют резные подсолнухи, розы и виноградные гроздья. Спасителя венчает резная корона.


За иконостасом расположена трехъярусная галерея. Рама иконостаса резная, оклады изящно декорированы растительным орнаментом, символически возводя к библейскому Эдему. Предполагают технику исполнения кремлевских мастеров.

В местном ряду расположены образы XVI в. Последующие ряды в большинстве относят к XVII в. Иконостас многократно реставрировался и обновлялся, в советское время изымались ризы из драгоценных металлов.

Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 3

Аудио

Мы продолжаем рассказ с постоянной экспозиции Ризницы Троице-Сергиевой лавры. И обратимся к древним иконописным памятникам, среди которых есть поистине уникальные. Рассказывает заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV-XVII вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Павловна Черкашина. – Христос воскресе, дорогие телезрители! В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжим знакомство с постоянной экспозицией «Ризницы Троице-Сергиевой лавры» и обратимся к древним иконописным памятникам.
Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII вв.» Сергиево-Посадского музея-заповедника:

– У нас достаточно большое собрание икон. В основном, естественно, они происходят из Троице-Сергиева монастыря, но есть и более поздние поступления: все-таки Сергиево-Посадский музей-заповедник работает уже 100 лет. Всего икон более тысячи.

В перспективе мы планируем создать так называемую экспозицию «Открытые фонды», где будем демонстрировать нашу коллекцию иконописи. Надеемся, через год или через два этот проект будет закончен.

На этой экспозиции икон немного, поскольку мы не стремились создать экспозицию икон, а постарались отобрать и выставить самые лучшие образцы – иконы, которые обладают какими-то дополнительными качествами, выделяющими их из ряда себе подобных.

В первом зале представлены иконы достаточно древние, XIV–XV веков. Русские иконы, представленные в этом зале, – это московские иконы, бóльшая часть из которых представляет собой самые древние списки чудотворных русских и византийских икон.

Владимирская Богоматерь у нас представлена в очень редком необычном окладе с рельефными чеканными изображениями святых. По сути, этот оклад не имеет каких-то точных аналогов – он того же времени. Есть список Донской Богоматери конца XIV века, близкий по времени к самой иконе, которая тоже была создана в конце XIV века. И небольшая иконочка с изображением Боголюбской Богоматери. По результатам исследования недавнего времени, она является ранним списком с иконы, написанной в XII веке для Андрея Боголюбского. Именно в Москве появляются эти списки икон, происходящих из разных земель, то есть Москва начинает собирать, объединять святыни и распространять их через эти списки.

И в древнерусском искусстве, и в иконописи как таковой копирование невозможно, поэтому мы никогда не говорим: «копирование». Список – это творческая передача древнего – как правило, чудотворного – образа. Конечно, повторяют самые значимые иконы, которые прославились своим чудотворением.

Кроме русских икон здесь также представлены византийские иконы. Их у нас всего три, однако, как я всегда говорю, не каждый музей может похвастаться, что в его собрании есть византийские иконы. У нас есть совершенно потрясающая икона константинопольского письма, Богоматерь Перивлепта, достаточно большого размера. У нее есть оклад, но он у нас еще в работе – им занимаются реставраторы. Поскольку памятники такого типа не появляются ниоткуда, есть предположение, что эту икону вложил сюда Юрий Звенигородский. Хотя опять же это версия, мы мало что знаем о Древней Руси.

Икона афонского письма последние несколько десятилетий не была в экспозиции, а находилась в фондах. Почему? Записана сама живопись, и то, что мы видим, – это живопись XVI века. Под ней мало что сохранилось, и, к сожалению, даже если мы поставим вопрос о раскрытии этой иконы, вряд ли что-то получим. У нее замечательный оклад XV века. Раньше он считался грузинским, но по последней атрибуции – это афонский оклад.

И совершенно потрясающая, на мой взгляд, икона с изображением Анны с младенцем Марией. Ее изучением в течение десятилетий занимаются исследователи, но так ничего и не могут найти, потому что нет точного аналога. Изображен редчайший сюжет: у нас обычно изображается Богородица с Младенцем Христом, а здесь представлена святая праведная Анна с младенцем Марией. Аналогичные сюжеты есть в монументальных росписях Сербии (в первую очередь) и Македонии, отчего эту икону связывают с Сербией и Македонией, хотя есть икона константинопольского письма с таким же сюжетом, близкая по времени, а по технике письма и по стилистике можно найти болгарские аналоги. Но точно такой же иконы нигде нет.

Есть версии, что икона именная и что ее вложил в Троице-Сергиев монастырь Воейко Войтегович, серб. Он служил в Болгарии, а затем перешел на службу к московскому князю и стал основателем известного рода, представители которого живут и сейчас. Предположительно эта необычная иконка – один из вкладов его рода.

Также у нас здесь представлены две большеразмерные храмовые иконы. Одна из них – Троица («Гостеприимство Авраама»), которая датируется концом XIV – началом XV века, временем до 1408 года. Считается, что это древнейший храмовый образ, который сохранился из церковных помещений Троице-Сергиева монастыря.

Существует предположение, что этот образ послужил прообразом для иконы «Святая Троица» письма Андрея Рублева, который создавал свой образ специально для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В 1422–1427 годах его артель работала в этой обители. В 1929 году икону Рублева передали на выставку в Государственную Третьяковскую галерею, и с тех пор она находится там.

Остальные иконы, которые создавались мастерами Андрея Рублева и Даниила Черного, находятся на своем родном месте. Это уникальный случай, когда в храме XV века сохранился первоначальный комплекс. XX век – это время увлечения иконами, и их старались передать в музейное пространство. Конечно, в этом есть рациональное зерно, так как было сложно обеспечить сохранность икон XV века в храмовых пространствах, которые в ХХ столетии не использовались или использовались по другому назначению.

Здесь, в Троице-Сергиевом монастыре, была интересная история. Когда встал вопрос о создании музея на основе монастырского собрания, была создана комиссия, которой предписывалось оценить все предметы с точки зрения исторической художественной значимости, то есть необходимости для музея, потому что вещей было много. В эту комиссию вошли очень грамотные люди, разбирающиеся в искусстве и в истории, причем глубоко церковные. Речь идет в первую очередь об отце Павле Флоренском и Юрии Александровиче Олсуфьеве – именно они определяли политику этой комиссии. Будучи людьми авторитетными, они, по сути, сумели отстоять все древнерусское собрание: за исключением небольшого количества вещей оно не ушло из монастыря.

Их идея была утопической, но абсолютно соответствующей революционному времени 20-х годов ХХ столетия. Они считали, что монастырь должен стать большим музеем: все должно остаться как есть, кроме проведения богослужений. То есть религиозную составляющую мы отсюда убираем, но оставляем духовную и культурную. Это была совершенно утопическая идея, но именно благодаря такому отношению к монастырю и монастырскому собранию они смогли убедить всех, что все иконы XV века должны оставаться на своих местах.

Храмы рассматривали как музеи. Идея Флоренского – идея живого музея. Она заключается в том, что вещь работает только на своем месте. Так, нельзя выносить иконы в музейные пространства, где они существуют уже оторванными от своей естественной среды.

Из-за этого было много проблем, потому что храмы не отапливались. Есть документы, свидетельствующие о том, что были колоссальные проблемы с сохранностью экспонатов из-за межсезонных перепадов. Ту же «Троицу» периодически выносили в музейное помещение, когда из-за высокой влажности в храме появлялась плесень. В результате комплекс сохранился в неизменном виде за исключением двух икон: «Троицы» письма Андрея Рублева, которая оказалась в Третьяковской галерее, куда ее отправили на выставку, и иконы царских врат, которая находится у нас в музее.

Почему «Царские врата» оказались в музее? Изначально они находились в центре нижнего яруса иконостаса Троицкого собора, а рядом, справа от них, висела «Троица» письма Андрея Рублева. Но в 1646 году царь Михаил Федорович дарит сюда новые царские врата. Естественно, их ставят на то место, для которого они создавались, а старые царские врата переносят в другие помещения. Таким образом, поскольку они были изъяты из комплекса еще в XVII веке и были не очень нужны в других храмах, не соответствовали их стилю, они оказались в музее. Царские врата сделаны в стилистике начала XV века и представляют собой один из лучших образцов Московской иконописи эпохи Андрея Рублева. Царские врата исследовались на протяжении нескольких веков, и есть предположение, что одну створку писал Андрей Рублев, а вторую – Даниил Черный.

Однако даже в иконе «Святая Троица», которая сохранилась очень плохо, очень трудно определить руку Андрея Рублева или Даниила Черного. Нет подписных памятников, не написано, что эту икону написал Андрей Рублев, эту Даниил Черный, а эти иконы написаны какими-то другими мастерами. Понять, кто автор иконы, пытаются на основе анализов пигментов и манеры письма. Вопрос спорный и дискуссионный. Может быть, на него ответят, когда будут какие-то новые объективные методы исследования иконописи и других материальных предметов.

Дорогие телезрители! Мы еще продолжим рассказ об уникальных экспонатах «Ризницы Троице-Сергиевой лавры», а сегодня время нашего эфира подошло к концу. Всего вам доброго, до свидания!

Ведущая и автор передачи Елена Чач, кандидат исторических наук

Записала Елена Чурина

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

Год включения в Список всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь

Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в

от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.

Социальные комментарии Cackle

Каменная чудотворная икона в Троице-Сергиевой лавре

За колокольней Троице-Сергиевой лавры находится небольшая по размерам Смоленская церковь, построенная в стиле барокко в 1740-е годы. История появления этого храма связана с каменной резной иконой Смоленской Божией Матери и чудом исцеления от нее церковнослужителя. Почитаемая копия этого образа размещена с внешней стороны стены этого храма в специальной нише.

Церковь на месте кухни и столовой

У иеромонаха Павла Пономарева, написавшего в 1782 году исторический очерк о Троице-Сергиевой лавре, мы находим, пожалуй, одно из самых ранних свидетельств о чуде каменной Смоленской иконы Богородицы и о постройке в монастыре одноименной церкви. До 1730 года на месте Смоленской церкви находились две старые каменные палаты, в одной из которых была кухня, а в другой подавалась еда для рабочих монастыря. По словам лаврского старожила Иосифа Страшкеева, которые записал иеромонах Павел, на стене между двух каменных палат кухни издавна висела белокаменная икона Божией Матери Смоленская. В 1730 году в монастырской больнице лежал псаломщик, то есть церковнослужитель самого младшего звания, по имени Кузьма Матвеев, у которого «руки имелись пригнутые к спине и изсохли». Больному явился во сне образ Смоленской Богородицы, висевший на стене кухни, после чего «загнутые за спину руки отвелись и стали быть здравы».

Исцеленного псаломщика Кузьму возили в Измайловский дворец показать императрице Анне Иоанновне, чтобы засвидетельствовать перед ней столь необычное чудо. Там же церковнослужителя осмотрели лучшие врачи. После поездки в Москву, Кузьма вернулся в Лавру и стал прислуживать в монастырской церкви Зосимы и Савватия. Спустя пять лет после чудесного события настоятель обители повелел сломать каменные строения кухни и столовой и построить на их месте церковь в честь Смоленской Божией Матери, а каменный барельеф с изображением Девы Марии и младенца вынуть из стены сносимого здания. После постройки церкви Смоленскую резную икону поместили на почетном месте внутри нового храма – у «царских врат», то есть у главного прохода в алтарь.

Пожертвования двух графов

Первое построенное в 1735 году здание новой Смоленской церкви было, видимо, временным, потому что через несколько лет его потребовалось полностью переделывать. Деньги на постройку второго здания, сохранившегося до наших дней, выделил знаменитый граф Алексей Григорьевич Разумовский. По легенде Разумовский тайно венчался с императрицей Елизаветой Петровной в своем имении в Перово. Может быть, поэтому над крестом построенной им Смоленской церкви в Троице-Сергиевой лавре укрепили корону. Спустя несколько лет свое пожертвование внес другой известный граф – Петр Борисович Шереметев. Сын командующего русской армией в Полтавской битве и владелец известных усадеб Кусково и Останкино подарил монастырю к Смоленской чудотворной иконе алмазную корону и ризу, украшенную жемчугом. Интересно, что в дальнейшем обе фамилии породнились: дочь Петра Борисовича Шереметева была отдана замуж за племянника фаворита царицы – Алексея Кирилловича Разумовского.

Граф Петр Шереметев относился с особым благоговением к обители Сергия Радонежского. Во время Северной войны со шведами царь Петр I повелел отцу графа – полководцу Борису Шереметеву взять из Троице-Сергиева монастыря икону преподобного Сергия, написанную на гробовой доске святого, и носить ее во всех военных походах. Война завершилась победой русского оружия. За боевые заслуги Борис Шереметев получил графский титул, который перешел его потомкам, а после победы под Полтавой царь наградил своего сподвижника поместьями.

Василий Ермолин и исцеление его отца

Исследователи датируют оригинал белокаменного образа Смоленской иконы Богородицы XV веком и связывают его появление с именем Василия Ермолина. Василий Ермолин упоминается в житии Сергия Радонежского в связи с чудом, происшедшим с его отцом. Кроме того, он был довольно известным человеком для своего времени. Будучи строительным подрядчиком и богатым купцом, вместе со своим «нарядом» он участвовал в самых престижных стройках. Ермолин реставрировал часть стены Московского кремля и церковь Вознесения внутри крепости. Он же восстанавливал обрушившийся наполовину Георгиевский собор в городе Юрьеве-Польском с его белокаменными резными фигурами, выполненными на внешней стороне стен здания. Ермолин также вырезал каменные образы христианских мучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, которые какое-то время украшали Спасские ворота Московского кремля.

В так называемой «Ермолинской летописи» есть и такие строки: «В Сергиеве монастыре у Троицы поставили трапезу каменную, а предстатель у нее был Василий Дмитриев Ермолин». Речь, несомненно, шла о каменных зданиях кухни и столовой, на месте которых потом появилась Смоленская церковь. Во время стройки «поварни» была высечена из камня икона Богородицы Смоленская, исцелившая спустя почти триста лет псаломщика Кузьму.

Василий Ермолин был тесно связан с Сергиевской обителью. Монахами в этом монастыре были его дед, дядя и родной отец – Дмитрий Ермолин. В «Новых чудесах преподобного Сергия Радонежского», то есть в приложении к древнему житию святого, есть целая глава «О Дмитрии Ермолине», посвященная отцу автора каменной Смоленской иконы. Дмитрий Ермолин, будучи успешным купцом и образованным человеком, знавшим «греческий и половецкий языки», неожиданно для родных ушел в Сергиев монастырь, где постригся в монахи с именем Дионисий. Желание монашеского подвига длилось недолго: монах Дионисий вскоре начал нарушать правила устава и хулить святого Сергия. Для увещевания нерадивого монаха настоятель монастыря Мартиян вызвал Дионисия на разговор, после которого Дионисий вроде бы обещал исправиться и сменить «свирепство на кротость, а роптание на благодарение». Прошло немного времени после беседы, и Дионисий начал роптать даже с большей силой, чем раньше. Когда ему приносили монастырский хлеб и рыбу, он с гневом выбрасывал их на землю, говоря, что в миру его собаки ели лучшую еду. На новые увещевания настоятеля на этот раз Дионисий отвечал грубо и резко, напоминая свое богатое происхождение.

Наконец, Дионисий озлобился настолько, что сказал одной вдове, принесшей пожертвования монастырю, следующее: «Зачем прельщаетесь и приносите пожертвования в Сергиев монастырь? Лучше бы отдали ваши пожертвования татарам, чем сюда». После этих слов во время церковной службы Дионисию явился грозный Сергий Радонежский с жезлом в руке, и нерадивый монах упал прямо в храме, не имея возможности двигать руками и ногами, онемев и ослепнув. Монаха отнесли в его комнату, где он неподвижно пролежал около пяти дней. После того, как к разбитому параличом приехал из Москвы его сын Василий Ермолин, с которым связывают создание каменной Смоленской иконы, и после того, как монахи помолились об исцелении больного у гроба Сергия Радонежского, Дионисию вернулось зрение, речь и способность двигаться.

Сегодня подлинник резной иконы Смоленской Богородицы находится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а на стене церкви установлена копия белокаменного барельефа в память о том, что когда-то образ был вставлен в стену монастырской кухни, располагавшейся на этом месте. У иконы теплится лампада, лежат цветы и поставлен текст молитвы к Божией Матери.

Паломнику

Богослужения

Лавра открыта для посетителей с 5:00 до 21:00 ежедневно.

В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — круглосуточно.

Расписание на текущую седмицу можно посмотреть на странице Лавры https://www.stsl.ru/worship/schedule

Ориентировочно расписание

такое:

Успенский собор (зимой — храм в честь прп. Сергия с трапезной): будние дни: вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр., 1-й час) — 16.45, ранняя Литургия — 6.15, поздняя Литургия 9.30; воскр. и празд. дни: всенощное бдение — 17.00, ранняя Литургия — 5.30, поздняя Литургия — 9.30. После каждой Литургии служатся панихиды.

В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.

Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).

Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.

Если не можете подать записку лично

Все требы за пожертвования. Если не можете приехать, записку можно отправить по электронной почте (, приложив копию платёжки) или почтовым переводом.

Помните: поминаются только крещенные в Православной Церкви. Имена нужно указывать, данные в крещении, в родительном падеже (например, о здравии: Иоанна, Андрея, Марии…)

В храмах Лавры можно заказать о здравии и упокоении:

  • Сорокоуст
  • Сорокоуст на Великий пост
  • Молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского
  • Благодарственный молебен в храме Всех Святых
  • На Литургию (с проскомидией)

Поминовение на полгода и год можно заказать на Подворьях Лавры и в приписных храмах (на Пятницком Подворье, храме св. апп. Петра и Павла…), в самой Лавре такие длительные поминовения не принимаются.

Отчитка

Отчитывание бесноватых (чин изгнания злых духов) проходит на Петро-Павловском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Телефон: +7(496)547-36-45.

Заочно отчитка не проводится. Необходимо личное присутствие.

На проведение чина изгнания злых духов желательно получить благословение опытного священника, который может сказать, действительно ли есть нужда в этом.

Перед отчиткой необходимо исповедаться.

Чин совершает архимандрит Герман (Чесноков) по четвергам, пятницам, субботам в 12:00 ч. Расписание может меняться. По всем вопросам надо звонить предварительно.

Трудникам и волонтёрам

Желающим потрудиться в Лавре:

  • На срок от 1 до 3 дней: тел. +7-915-165-81-01 (Алексей, звонить только в рабочие дни с 10:00 до 17:00 по московскому времени)
  • Волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7-905-599-08-47 (Ольга)
  • На длительный срок, в качестве монастырского трудника: тел. +7(496)541-55-55 (Благочинническая

служба)

Экскурсии

Храмы Лавры открыты во время богослужений (смотри расписание) и заказных экскурсий.

Экскурсии проводятся ежедневно:

  • в летнее время с 9:00 до 18:00
  • в зимнее время (ноябрь — апрель) с 9:00 до 17:00

Телефоны паломнического центра, +7-910-471-01-70

Трапезные

Голодными не останетесь. Цены разные.

  • Вознесенская трапезная: тел. +7-985-929-35-49, +7-985-145-07-25.
  • Ресторан “Монастырская трапезная”: тел., +7-915-111-66-89.
  • Ресторан “Гостевая изба”: тел..
  • Ресторан “Красные палаты”: тел., +7-903-228-18-40.

Монастырский оздоровительный центр

На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры организован монастырский оздоровительный центр. Руководитель — насельник Лавры иеромонах Моисей (Дроздов). Он и монах Мелитон ведут приём больных в павильоне напротив Келарского пруда.

Желающие могут записаться на консультацию или лекцию. Подробности по телефону: +7-964-777-15-51 или на сайте https://montrav.ru

Помощь молитвенника

Никого не оставляет безутешными преподобный Сергий Радонежский: мощи его обладают той силой, которая способна исцелять. Монахами монастыря описано огромное количество случаев чудотворного исцеления.

Он заставляет каждого задуматься над своей жизнью и прочувствовать, а готов ли он положить за Отчизну жизнь свою, как это делали наши древние предки с подсказки святого провидца?

Настоящий оберег России от ее врагов – это Преподобный Сергий Радонежский. Мощи, к которым приезжают сотни тысяч паломников, чудодейственные и целительные.

Святой старец мирно отошел к Господу 25 сентября/8 октября 1392 года. По прошествии трех десятков лет были величественно обретены чудотворные мощи преподобного Сергия Радонежского, которые всегда хранились в монастыре, пока это было безопасно.

Многих интересует вопрос о том, как правильно прикладываться к мощам. По обыкновению, все прикладываются только к серебряному ковчегу, в котором хранятся мощи святого отца Сергия, где на уровне главы сделана специальная створка, которую иногда открывают, тогда есть возможность приложиться к покрытой голове святого.

Современное состояние

Петропавловская святыня постепенно возрождается, ныне архитектура храма представлена зданием четкой правильной формы с низкими полукруглыми апсидами по трем сторонам. Главный купол с крестом выполнен в виде луковицы или свечи, как символ духовной битвы и света, даруемого с Неба.

Арочные пролеты, голубой цвет с белоснежной отделкой, придают строению особую воздушность и легкость. Трехъярусная колокольня органично завершает храмовый комплекс в дополнении с трапезной, пристроенной сбоку центральной церкви. В церковном декоре преобладают нотки классицизма, но в некоторых элементах прослеживается барокко.

Северный и южный вход оформляют портики, их украшением служат фронтоны. Ниши и выступающие карнизы оформлены с помощью сандриков. Внутреннее убранство восхищает красотой иконостасов и рисунков на стенах.

Престольный праздник

Ежегодно 12 июля тысячи горожан и гостей собираются на торжественную Литургию в честь памяти Святых апостолов Петра и Павла.


Богослужение в Петропавловском храме

Как добраться

Электричка

с Ярославского вокзала (Москва, м.«Комсомольская») до Сергиева Посада. Время в пути полтора часа. Расписание: https://www.tutu.ru/msk.

Автобус

От метро «ВДНХ» №388-экспресс до Сергиева Посада, отправление каждые 15-20 мин. с 6:50 до 22:40 (из Сергиева Посада с 5:10 до 21:00). Время в пути (без пробок) примерно час.

От вокзалов до Лавры можно дойти пешком.

Личный транспорт

Из Москвы по пр. Мира на Ярославское шоссе (трасса М8). Через 45 км — поворот на Сергиев Посад, через 10 км – город. Лавра видна при въезде.

На подъезде к монастырю парковки платные. А так, парковка везде, где не запрещено. Бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Адрес, как добраться

Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в Московской области, г. Сергиев Посад.

Добираются из Москвы:

  • Автотранспортом по Ярославскому шоссе (М8). 54 км от МКАД.
  • Автобусом с остановки «станция метро ВДНХ» маршрутом №388. От выхода со станции к ВВЦ проходят на 2-й Поперечный проезд. Автобусы отходят с интервалом 15-20 минут в течение всего дня. Примерно время следования около 1,5 ч.
  • Электропоездом с Ярославского вокзала любым электропоездом до Сергиева Посада, или попутными (Балакирево, Александрова). Время в пути порядка 1,5 ч.

До монастыря со станции доходят пешком по ул. Сергиевская и Вознесенская, или проехав до остановки «Центр».

Успешная операция

В 1933 году, после того как арестовали отца Павла, Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, там он рассказал эту историю Павлу Александровичу Голубцову (будущему владыке Сергию – епископу Новгородскому), которому вскоре удалось забрать ковчег из сада графа и переместить его в Подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Там ковчег хранился до окончания Великой Отечественной. Вернувшись с войны Голубцов, передал ковчег со святыней приемной дочери Олсуфьева Е. П. Васильчиковой, которая тайно в 1946 году отдала честную главу святого Сергия Патриарху Алексию I. И он благословил вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру, когда она вновь открылась.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм


Церковь Введения Пресвятой Богородицы
Храм был построен в 1547 году. В дальнейшие периоды многократно перестраивался. Современный архитектурный лик все же характерен для церквей с чертами 16 – 18 вв. На таких традиционных крестово-купольных церквях сооружали одну главу.

При советской власти произошло закрытие храма (1928 г.). Он стал опустевшим и выглядел заброшенным. В 1960 г. начали реставрацию бывшего храмового сооружения. Восстановительные работы проводились Загорским музеем-заповедником, под юрисдикцию которого передали церковь. Окончательно собор вернули верующим в 1991 г. С того времени продолжаются реставрационные процедуры по внутреннему убранству церкви. Особое значение придается восстановлению иконостаса.

В наши дни – это каменное одноглавое здание двухъярусной структуры. Относится к крестово-купольному типу. Единственная позолоченная верхушка венчает белоснежные стены. Над церковью создается своеобразная корона с блестящим отливом. Здание привлекает стройностью и величавостью. Такие свойства стали результатом совмещения архитектурных традиций из нескольких столетий.

Церковь расположена по адресу: пр. Красной Армии, 127.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]