Раифский монастырь и чудотворная Грузинская икона Божией Матери

История Грузинской иконы Божией Матери уходит в глубокое прошлое. Точное время и место ее написания неизвестны. Первоначальное ее местонахождение было в Грузии, но когда в 1622 году страна была завоевана персидским шахом Аббасом, этот образ, как и другие грузинские иконы, захватили и вывезли персы, для которых торговля православными святынями стала выгодным занятием.

Дальнейшая история Грузинской иконы Божией Матери поистине полна чудес. В Персии по делам, связанным с торговлей, оказался Стефан Лазарев, служивший приказчиком у ярославского купца Григория Лыткина. Некий перс принес Лазареву икону для продажи. Из-за серебряного с золотом оклада она стоила очень дорого, но Лазарев, тем не менее, выкупил ее.

Вещий сон об этом событии приснился купцу Лыткину, его хозяину; ему велено было пожертвовать икону в Красногорский монастырь близ Архангельска. Купец, однако, вскоре позабыл о своем вещем сне, и лишь когда четыре года спустя приказчик возвратился с иконой, вспомнил о повелении свыше и сам повез ее в указанный монастырь. Он не просто передал икону, но и построил специально для нее церковь и закупил богослужебную утварь и книги.

И сразу же Грузинская икона Божией Матери явила чудо: после долгих молитв перед ней слепой и глухой монах Питирим вновь обрел зрение и слух. Чудотворный образ носили во главе крестных ходов не только по Центральной России, но донесли даже до сибирской реки Лены.

Чтобы подновить живопись на иконе и изготовить для нее новую ризу, в 1654 году она была доставлена в Москву, охваченную в тот момент эпидемией моровой язвы, и явила множество чудес исцеления.

Последние сведения о Грузинской иконе Божией Матери относятся к 1946 году, когда ее пронесли крестным ходом; далее ее следы теряются. Однако значение списков с иконы также велико: они явили множество чудес, поэтому считаются чудотворными.

История появления чудотворного лика

Достоверно не известно, кто является автором иконы и когда она была написана. Её первоначальным местонахождением была Грузия. В 1622 году грузинские земли завоевали персы, во времена правления шаха Аббаса. Именно тогда святой образ переправили в Персию, где местные жители хорошо наладили торговлю христианскими святынями.


Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

  • Спустя 3 года одному славянскому приказчику, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери. Стефан Лазарев не мог отказаться от такого приобретения. Он выкупил икону в серебряно-золотом окладе, хоть цена и была довольно высока. Тем временем ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, приснилось странное сновидение. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Красногорский монастырь на реке Пинеге, неподалёку от Архангельска. Купец не воспринял серьёзно этот сон и вскоре забыл о нём. И лишь по прибытии приказчика домой, Лыткин вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску.

Купец передал священный образ инокам монашеской обители. Кроме того, он на свои средства построил там церковь и купил всю церковную утварь с книгами.

  • Впоследствии икона Девы Марии начала являть чудеса исцеления. Монах Питирим, давно не видящий и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. И по окончании чтения молитвы к нему вернулось зрение, и способность слышать. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе. Митрополит Новгородский Никон, ознакомившись со всеми фактами исцеления, назначил празднование дня Грузинской иконы Богоматери на 22 августа.

Крестные ходы с древней иконой шли до сибирских лесов. А в 1698 году вышло постановление приносить святыню в Архангельск для освящения города и его жителей каждый год.

В 1654 году икону решили отреставрировать. Она была переправлена в Москву. В это время город страдал от эпидемии моровой язвы. После того как икону привезли, к ней стали приходить верующие горожане на паломничество и получали исцеление от страшной болезни.

Важно! С иконы Богородицы сделали многочисленные списки, проявившие себя, как чудотворные.

В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся. В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход.

Некоторые источники содержат упоминания о том, что грузинская икона Божьей Матери хранилась в Третьяковской галерее до конца пятидесятых годов. Однако ревизионная проверка 1964 года не выявила образ среди экспонатов галереи. Возможно, власть СССР продала его зарубежным коллекционерам или икону украли.

Еще об иконах Богородицы:

  • «Неопалимая Купина»
  • «Отчаянных Единая Надежда»
  • «Касперовская»

Что еще можно посмотреть

Есть в Раифе и другие достопримечательности. Например, конный двор. Если вы хотите покататься на лошадях или взять несколько уроков верховой езды, то вам сюда! Лошадки красивые умные, и прогулки верхом, по отзывам там уже побывавших, получаются просто изумительные!

На территории Раифского заповедника в Казани обустроен дендрарий. Он существует здесь ещё с 1921 года. В целом, на его площади в 21 гектар произрастает около 500 видов различных деревьев, лиан и кустарников.

Расположен Раифский дендросад Татарии в посёлке Садовом Зеленодольского района. Координаты: 55.90709, 48.74946. Работает дендрарий каждый день, кроме понедельника. График его работы: с 10 до 17 часов. С 13 до 14 — перерыв на обед.

Нашла на ютубе интересный и очень красочный ролик «24 факта истории Раифы». Посмотрите, вам понравится.

Описание иконы

Грузинская икона Пресвятой Богородицы близка по иконографии с другими образами Девы Марии в Грузии периода 10-16 веков, в особенности из Кахетии. Она принадлежит к типу Одигитрия, что означает «Путеводительница». Икона излучает нежность и светлое чувство любви.


Грузинская икона Божией Матери

Иисус восседает на левой руке Марии. Богоматерь склоняется к Младенцу, а Он тянется к Ней и возносит правую руку, благословляя Богородицу. Из-под одежды ребёнка видны босые ноги, одна из которых повёрнута к зрителю стопой. В левой руке Иисус держит свиток, который символизирует благую весть для человечества.

О чем молиться божьей матери пред иконой «грузинская»? молитва

Первая икона, о которой я расскажу этой осенью, будет икона Божьей Матери под названием «Грузинская». С каждым разом открывая все больше и больше для себя и вас новые иконы Пресвятой Богородицы, наполняю свою жизнь светом и теплом, любовью. Как говорит мой глубоко верующий брат, Бог там где любовь.

Узнаем же еще одну историю чудотворной иконы, прочтем молитвы и окружим себя любовью, которая возникает в душе.

Грузинская икона Божией Матери. Иконописец Кирилл Уланов. 1707 г. (ГТГ)

Kirill Ulanov — [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10014731Точный мерный список иконы, 1707 год

История иконы не имеет корней и теряется где-то в глубоком прошлом. Первые ее следы прослеживаются лишь в 1622 году, когда икона была вывезена с территории Грузии, после захвата персами. Волею судьбы она попала сначала в Ярославль, а позже отправлена в Красногорский монастырь под Архангельском. Так велела сама Богородица, придя во сне к купцу, хозяину иконы. И там же было совершено первое чудо исцеления от слепоты и глухоты местного монаха, который непрестанно пред ней молился, днями и ночами. В 1654 году икона отправляется в Москву для реставрации и спасает город от моровой язвы, охватившей его на тот момент.

К сожалению в 1920 году монастырь был разорен и следы двух чудотворных икон, находившийся там, теряются — Владимирская и Грузинская.

Руины Красногорского монастыря

Schekinov Alexey Victorovich (старый ник «Xxxl») — Перенесено с ru.wikipedia на Викисклад участником Michał Sobkowski при помощи CommonsHelper., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18039627фото

С Грузинской иконы Божьей Матери было сделано несколько списков, некоторые из которых считаются чудотворными.

Список чудотворной иконы вы можете найти в Третьяковской галерее и в храме Христа Спасителя в Сокольниках. В Москве в храме на Таганке. Также чудотворный список иконы находится в мужском Раифском монастыре под Казанью (Зеленодольский район).

О чем молиться пред иконой «Грузинская»?

Пред этой иконой вы можете попросить о помощи в исцелении различных недугов. В особенности болезней касающиеся глаз, ушей, головного мозга:

  • молятся об исцелении от душевных ран и травм
  • о защите от напастей и недугов общего масштаба
  • молятся об исцелении болезней ЖКТ
  • молодые пары молятся об обретении детей и исцелении от бесплодия

Где находится святой образ

Подлинник иконы не дошёл до нашего времени. Сегодня в Третьяковской галерее есть точная копия, соответствующая по размеру оригинальному изображению. Список выполнен в 1707 году изографом Кириллом Улановым.

Три других копии, оказавшиеся чудотворными, также пребывают в Москве:

  • в Храме Троицы Живоначальной;
  • в Храме Воскресения Христова (Сокольники);
  • в Храме Святителя Мартина Исповедника.

Четвёртый и очень почитаемый список образа Богоматери хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре. Его заказал митрополит Лаврентий. По монашеским преданиям, копия иконы избавляла от душевных расстройств и увечий конечностей, возвращала зрение ещё на пути к обители.

Важно! Многие нашли утешение и получили помощь после молитвы у этого чудотворного образа, даже когда официальная медицина не давала никаких шансов на выздоровление. Это ещё раз доказывает, что благодать Божия безгранична и только искренняя вера способна помочь в тяжёлых жизненных ситуациях.

Обновление обители

Обитель жила спокойной, размеренной жизнью до 1689 года. В этом году в этой местности произошёл пожар. Так как все постройки монастыря были деревянными, то большая его часть сильно пострадала. Монахи остались без крыши над головой, буквально, на пепелище.

Некоторые из них тогда ушли в другие храмы и монастыри. Но многие, несмотря на трудности, остались восстанавливать свою обитель. Тогда и было принято решение о возрождении каменного православного монастыря.

И вот уже на рубеже 17-18 веков здесь появился новый архитектурный монастырский комплекс, некоторые части которого стоят и сегодня. Первой в 1708 году была отстроена каменная церковь святых Отцов в Раифе и Синае убиенных. Следующей возвели Софийскую церковь. Она располагалась над кельями монашеской братии и имела одну особенность: была настолько мала, что в ней могло одновременно разместиться только 7 человек.

А в 1739 году монастырский комплекс состоял уже аж из 15 храмов!

Долгостроев тогда не было. Чуть позже был отстроен Грузинский собор, а также надвратная колокольня высотой около 60 метров. Уже в начале 20-го века построили Троицкий собор.

Он имел уникальную акустику. По преданию, пение хора братии в храме Святой Троицы было слышно на несколько верст вокруг.

Перед самой революцией монашеская братия обители насчитывала около 80 насельников.

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий I родился в патриархальной купеческой семье. Уже зрелым человеком он поступил в Оптину пустынь послушником к старцу Макарию. После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий стал настоятелем обители. Под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нес этот крест. Уже будучи игуменом, преподобный Исаакий не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. Если кто из братии выражал недовольство тяжестью послушания или роптал на монастырские порядки, преподобный Исаакий обычно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание» — и так вразумлял непокорного.

Советуем изучить Молитва на все случаи жизни

Монастырь в наши дни

В 1918 году обитель была закрыта. С 1930-х годов на ее территории размещалась тюрьма для политических заключенных, позже — колония для малолетних преступников. В 1991 году первой в Казанской епархии Раифа была возрождена. В течение 1990-х годов был отреставрирован ее архитектурный ансамбль и восстановлена полноценная монашеская жизнь.

Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников. Он привлекает как паломников, так и туристов со всей страны и даже за ее пределами. Многие приезжают в Раифу ради святого источника, другие — получить душевное спокойствие. На Крещение в монастырь приезжают желающие окунуться в прорубь.

Молитвословия

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним

глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Обращаясь к христианской общине в Коринфе, одном из центров языческого культа, апостол Павел предостерегает верующих, чтобы они не подпадали под ярмо язычества, опасное для духовной жизни (см. 2 Кор. 6, 14). Но ведь существуют чужие силы, чужие идеи, которые могут стать ярмом и для всех нас. Что же на самом деле является чужим ярмом? Это то, что противоречит Богом зданной нравственной природе человека. Это идеи, мысли, поступки, примеры, которые идут вразрез с этой Божественной программой, которые навязывают иной образ жизни, когда грех вдруг представляется как святость, зло — как добро, когда все смешивается в страшном и смертоносном соединении
И человек, который впитывает в себя этот смертоносный продукт, становится нежизнеспособным, он теряет что-то очень важное, он перестает отличаться от животного, он разрушает программу, вложенную в его душу, в его разум Богом

О предначинательном псалме

В чине богослужения предначинательный псалом назван так потому, что с него начинается вечерня и, соответственно, богослужебный день. В качестве предначинательного святые отцы избрали 103-й псалом, в котором воспеваются творение мира и его Создатель, «так как по окончании дня прилично благодарить за всё». Во время всенощного бдения псалом исполняется с особой торжественностью. В начале в полной тишине священнику и диакону при отверстых Царских вратах полагается совершить каждение всего храма (в современной практике в тишине кадится только алтарь). Каждение напоминает о действии Святого Духа, носившегося над водами, когда не было ещё человека, воспевавшего своего Творца. Затем поётся сам псалом (в современной практике зачастую лишь отдельные стихи псалма). Отверстые Царские врата знаменуют, что человеку было уготовано райское состояние и радостное славословие: «Благослови душе моя, Господа». Затем Царские врата закрываются, что символизирует затворение райских врат вследствие грехопадения.

Священное Писание

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.

12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

13 В равное возмездие,— говорю, как детям,— распространитесь и вы.

14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Мк., 4 зач., I, 23-28

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]