Четырехчастные иконы представляют собой четыре разные иконы, каждая со своим сюжетом, писанные на одной доске. Когда именно появились на Руси такие иконы, точно неизвестно, но в Новгороде в 15 веке иконы подобного типа уже были.
Как правило, такая икона разделяется по центру распятием с изображением лика Христова или Его распятой фигуры. Чаще всего икона с распятием живописует деяния святых, когда на каждой из четырех икон изображается какой-то момент их жизни и подвига.
Одной из самых известных является четырехчастная икона Божией Матери под названием «Материнство». Она изображает Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках в разные моменты Его младенчества и детства. Это икона византийского письма; предполагается, что она была написана в VI веке, на Руси же ее обретение произошло лишь во второй половине XVII века неподалеку от Минска. Легенда гласит, что икону нашли на дереве. Позднее на месте обретения иконы был воздвигнут храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Описание четырехчастной иконы Божьей Матери
Даже если сравнивать с обычными иконами, то икона Божьей Матери является довольно редкой. Если же начинают говорить о четырехчастных иконах, вспоминают в первую очередь именно икону «Материнство». Она выглядит следующим образом.
В левой нижней части находится икона «Взыграние Младенца», изображающая Младенца Иисуса, играющего с Матерью. Она бережно держит его на руках, а Он прижимается щекой к Ее лицу и гладит его рукой.
В правой нижней части находится икона «Воспитание», где Иисус на руках у Матери, подняв руку, по-видимому, что-то говорит, а Мать внимает ему, склонив голову.
В левой верхней части находится икона «Млекопитательница». Эта целомудренное изображение того, как Богоматерь вскармливает Божественного Младенца своим молоком.
В правой верхней части находится икона «Поможение родам», где Богоматерь держит перед собой, как щит, символическое изображение ребенка в утробе матери.
По центру расположено распятие с ликом Иисуса Христа.
Обращает на себя внимание, что на иконе «Поможение родам» Богоматерь изображена с непокрытой головой, как положено девушке, на всех же остальных трех иконах ее голова покрыта, как по традиции носили замужние женщины.
А еще нельзя не заметить, насколько печален ее лик. Обычно матери смотрят на своих маленьких детей с улыбкой, но эта Мать знает, какая мука предстоит ее Сыну, а потому взгляд ее исполнен печали и покорности Воле Божьей.
Четырёхчастная икона в Благовещенском соборе
Уникальная четырехчастная икона расположена на южной стене Благовещенского собора, рядом с местным чином иконостаса. Она представляет собой настоящий богословский трактат, раскрывающий содержание богослужебных текстов средствами древнерусской живописи.
Икона разделена на четыре равные части, каждая из которых имеет своё название. Их следует читать от левой верхней части против часовой стрелки. “И почи Бог в день седьмый” – левая верхняя часть, “Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся” – левая нижняя, “Во гробе плотски”, – правая нижняя, “Единородный Сыне и Слове Божий” – правая верхняя. Левая верхняя часть иллюстрирует слова: «И почи Бог в день седьмый», то есть её иконография рассказывает о божественном сотворении мира.
Основная мысль всех частей иконы суть промысел Божий о человечестве, начиная от сотворения мира, к созданию человека, и, через распятие Христа, к Воскресению.
Оглавление
Четырёхчастная икона. Иконография
В верхнем регистре изображено небо, оно отделено от земли волнистой линией. В центральной части неба, в сферах, напоминающих сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, находится Господь Саваоф, возлежащий на ложе в светлых одеждах, слева- Богоматерь Знамение, вверху – Святой Дух.
В левом верхнем углу иконы изображен Бог Отец, на его фоне крест и на фоне креста распятый Христос. Спаситель изображён с крыльями, подобно херувиму.
Справа ему вторит изображение Христа в неком миндалевидном нимбе. Отец как бы благословляет сына своего на его земной подвиг.
А в нижнем регистре первой части, на земле написаны сотворение Адама и Евы, изгнание Адама и Евы из рая и убийство Авеля Каином.
Нижняя левая часть, в которой также выделяются три регистра, иллюстрирует текст “Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся”.
Здесь присутствует такое же разделение на небо и землю. В верхнем регистре изображено нечто, происходящее на небе.
В средней части – между небом и землёй, мы видим пришествие в мир Спасителя в сценах Благовещения, Рождества и Крещения.
А вот в нижней части трисоставному божеству поклоняются “в живе сущие”. Мы видим лики святых в молении: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников. Здесь же написаны молодая женщина с младенцем на руках, а перед ней – молодой человек в короне. Эти изображения явно указывают на Ивана Грозного и его молодую жену Анастасию Романовну с наследником.
В следующей части мастер написал окончание земной жизни Спасителя и начало божественного спасения – это литургическая песнь: «Во гробе плотские, во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником и с Отцем на престоле».
И действительно, «во гробе плотские», «во аде же с душою яко Бог» – в нижнем регистре изображена сцена «Сошествия во ад».
В среднем – ясно читается композиция «В раю же с разбойником», это сцена “Христос и Благоразумный разбойник”. В этом же регистре находятся люди (праведники), из пещеры выходящие.
В верхнем регистре третьей части помещена композиция «На престоле».
Четырёхчастная икона. Изображение Троицы
Такое изображение Новозаветной Троицы (“Запрестолье” – Отец и Сын показаны на престоле одновременно, а между ними Дух Святой в виде голубя) впервые появляется в русской иконографии именно на этой иконе.
Ранее на Руси изображали только Ветхозаветную Троицу – трёх ангелов перед Авраамом. Новозаветная Троица, как иконографический тип, появляется лишь в царствование Ивана Грозного. В целом вся эта икона представляет новое слово в сакральной живописи. Последняя часть, расположенная справа вверху, иллюстрирует литургическую песнь «Единородный Сыне и Слове Божий».
В последней части, также как и в первой, показаны небо и земля. В центре средней части, на границе неба и земли, позади пустого гроба, изображен почивший Христос, его обнимает Богоматерь. Композиция называется «Оплакивание Единородного сына», такая иконография с древности существует в балканском сакральном искусстве.
Слева и справа в верхнем регистре показаны два архитектурных сооружения. Они возвышаются на скалистых вершинах земной зоны. Сооружение справа похоже на некое античное здание, слева от него ангел, несущий луну на голове. Слева – храм, рядом с ним ангел с солнцем. И на луне и на солнце есть лики.
Античное здание и ангела с личиной луны можно трактовать как ветхозаветную синагогу, они уподоблены Ветхому завету. Белый трёхглавый храм и ангел с личиной солнца олицетворяет новую церковь – небесную и земную и Новый завет. Именно поэтому лик Бога Эммануила в красном ореоле “славы” обращен к церкви, он указывает на неё рукой. Нижние изображения соответствуют верхним. Под аллегориями Ветхого завета, справа, в черной пещере преисподней, царит смерть. Она написана в виде костлявого мертвеца с косой в руке верхом на апокалиптическом звере.
Под церковью – символом Нового завета – показана победа Христа над смертью и адом. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил в красном плаще поражает копьем падшего «князя тьмы» — сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Здесь изображена победа над смертью и адом и торжество церкви: Архангел поражает смерть, убивает сатану и из тёмной пещеры, из ада выходят люди.
На краю этой пещеры (над Архангелом) сидит человек в доспехах, положив ногу на ногу. На самом деле на голове у него не шлем, а крестчатый нимб. Это изображение Христа – победителя смерти. Такое изображение Спасителя вызвало наибольший протест и возмущение. Но, тем не менее, икону одобрили.
Четырёхчастная икона. Споры об иконографии
Появление этой иконы вызвало жаркие богословские споры. Такие изображения породили отрицание в среде высокообразованных людей. Они обсуждали и осуждали саму возможность появления подобных священных сюжетов. Сразу после её написания дьяк посольского приказа, то есть, говоря современным языком, крупный чиновник министерства иностранных дел, Иван Висковатый написал прошение о возможности обсудить такое изображение на церковном соборе. Церковный собор собрался и, по решению митрополита Макария, её иконографи одобрили.
«Четырехчастная» икона — это подробный богословский «трактат о троичности божества» и, в то же время, краткое изложение основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая Апокалипсис, раскрытый языком изобразительного искусства. Здесь изображены главные представители небесной и земной иерархии. В разной иконографии в каждой части иконы представлена Троица.
Скорее всего, в разработке сюжетов четырёхчастной иконы участвовал сам митрополит Макарий. Создали её псковские мастера в середине XVI века. Эта икона вошла в число тех, что появились в Благовещенском соборе после пожара 1547 года. Такой образ мог быть понятен лишь немногим «мудрствующим» богословам. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени. Немногие списки делали лишь с и отдельных фрагментов этой иконы.
политического горизонта Москвы; на соборе 1667 года – по вопросу о некоторых изображениях, справедливо отвергавшихся Висковатым; наконец, в XIX и XX столетии он реабилитирован и по существу основных принципов своих иконографических рассуждений”.
Цитата и фотографии с православного форума. Статья написана по материалам Кремлёвского лектория и статьи “Четырёхчастная икона”.
Далее: Двухэтажный автобус в Москве
Статьи по теме: Икона “Александр Свирский в житии” в Успенском соборе Московского Кремля Богородичные образ в Кремле Поклонение волхвов
Статьи не по теме: Экскурсовод в Москве Экскурсии по Москве и Подмосковью Пешеходные экскурсии по Москве Экскурсия по Красной площади и Александровскому саду Экскурсия в Новодевичий монастырь Экскурсия во дворец Алексея Михайловича Частный гид-переводчик в Москве
Значение четырехчастной иконы Божьей Матери с распятием
Можно с полным правом утверждать, что четырехчастная икона Божьей Матери – это икона прежде всего для женщин, ведь на ней изображено самое главное в жизни каждой женщины – материнство, недаром и икона получила такое название.
Икона оберегает мать и дитя еще до того, как оно появится на свет
Пока дитя во чреве матери, икона оберегает их обоих от невзгод, а затем, когда наступает срок родин, помогает родильнице при тяжелых родах.
«Материнство», четырехчастная икона с распятием, значение которой понятно без слов, должна быть в доме каждой женщины. Ее часто дарят девушкам, выходящим замуж, или женщинам, ожидающим ребенка, особенно первенца. Но независимо от того, есть у женщины дети или нет, такая икона станет для нее оберегом и защитой – защитой от всего, что может навредить ее семье и детям.
Не имеет значения, в каком стиле она написана, этот список в любом случае соответствует православным церковным канонам. Перед ней молятся за здравие детей и родных, а молитва «Живые помощи» помогает беременным вынашивать ребенка без осложнений. Лучше всего дарить четырехчастную икону Божией Матери на Рождество Богородицы и на Успение Богородицы, либо в дату празднования иконы – 25 января. В этот день нужно молиться о здравии своих детей и родителей.
Икона Божией Матери «Материнство»
Четырехчастная икона состоящая из образов Пресвятой Богородицы (слева-направо,сверху-вниз): «Млекопитательница», «Поможение родам», «Взыграние младенца», «Воспитательница».
Икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница»
Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного — основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы — архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу. Обретение другой российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году — ее обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Именно на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов. Икона редкая и мало распространенная в списках.
Празднование: 25
(12)
января.
Чудотворная икона Богородицы «Поможение родам»
«Поможение родам» (или «Помощница в родах») – название чудотворной иконы, почитаемой в православной России. Когда была написана эта икона неизвестно, но с древних времен люди знают, что нет лучше помощи при сложных родах, чем помощь этой чудотворной иконы.Иконе «Поможение родам» приписывают множество чудес. Считается, что икона помогает бесплодным женщинам, исцеляя их от недуга, помогает рождению ребенка при сложном течении беременности. Известно множество случаев, когда после искренней молитвы беременной женщины перед святым образом, плод «неправильно» лежащий в утробе матери, перед самыми родами поворачивался головой вниз и роды проходили успешно.
Празднование: 8 января
(26 декабря)
икона Божией Матери «Взыграние младенца»
Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году.История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.
Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».
На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области).
После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.
В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».
Как сообщает сайт Николо-Угрешской обители https://ugresha.org: «В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Промыслительным образом группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в нашу обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре».
Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову.
Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние». «Взыграние» — русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.
Празднование: 20
(7)
ноября.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Воспитание»
Эта икона — список с древней византийской иконы. Божия Матерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. До 1917 года святой образ помещался в Казанском соборе на Красной площади, но после его разрушения был утерян, сейчас там находится список с чудотворной иконы, прославившийся по всей России своими чудотворениями. Название иконы говорит само за себя. Перед ней родители молятся за своих детей, прося у Пресвятой Богородицы взять их под Ее покров, послать им разум и наполнить сердце премудростью. Также до наших дней дошла и краткая молитва этому образу: «Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».
Празднование: 18
(5)
марта.