Открывший нам опыт подвижников преподобный Иоанн Лествичник


Биография Иоанна Лествичника

Праведник Иоанн родился в 570 года в семье Ксенофонта и Марии. В возрасте 16 лет пришел в Синайскую обитель, где наставником стал духовный отец Мартирий. Через 4 года подвижнических трудов принял монашество.

На протяжении 20 лет инок находился в послушании у наставника, а когда он скончался, то ушел в пустынную местность. Здесь он провел сорок лет. Сопровождали его жизнь:

пост и безмолвие;слезы и молитвы.

В своем труде он говорил, что слеза смывает всю нечисть. О силе его праведных молитв свидетельствует событие, произошедшее с его учеником.

По наставлению Иоанна ученик Моисей носил землю в сад. Когда он устал, то присел под утесом и уснул. Праведный Иоанн прилег и задремал, но его разбудил старец и сказал, что Моисею угрожает опасность. Тогда наставник стал читать молитву. Когда ученик вернулся, духовный учитель спросил, случилось ли с ним что плохое. Он рассказал, что во время сна его звал голос наставника. Моисей быстро поднялся и пошел, а за спиной свалилась высокая глыба на то место, где он спал.

Образ жизни Иоанна состоял из умеренного поста и нормального сна. Он не проводил все ночи напролет в усиленном бдении, чтобы держать ум в ясности. По его мнению, смирение – основное качество для Бога, Господь даровал ему мудрость и силу чудотворения.

Иоанн обладал проницательным умом и с любовью учил тех, кто обращался к нему. Но завистники твердили о его многословии, которое свидетельствует о гордыне. Тогда праведник дал обет безмолвия, чтобы не давать причин для осуждения. Эти люди позже поняли свою ошибку, так как лишились духовной пищи и бесед с ним.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Бог – поругаем не бывает!

Бог – поругаем не бывает! Вот примеры из жизни о людях, которые — посмели поднять свои грязные руки и поганые языки — на Бога и Церковь.Когда в селе Селявны Воронёжской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную �… Читайте далее

Мы часто ропщем: — За что мне такие несчастия?

Мы часто ропщем: — За что мне такие несчастия?А Богородице — за что семь ран (скорбей) таких? Если бы каждый день, хотя бы один поклон делать Богородице, она уже не отпустит, возьмёт под своё покров и приведёт в Царство Небесное.Если вы обидели мать и она вас прокляла или об�… Читайте далее

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке.

Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше глупой мужской справедливости. Прожив уже скоро как 30 лет семейной жизнью, я начал догадываться, что женщины — это друг… Читайте далее

«Родительские проклятия действуют очень сильно».

Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие де… Читайте далее

Обязательно к прочтению: Икона «Жировицкая» в чем помогает и про что просить

Слава о его святости дошла до далеких мест от пещеры, где уединялся Иоанн. К нему шли с надеждой получить слова утешения и надежду на спасение. После 40 лет подвижнических трудов, преподобного избрали игуменом Синайского монастыря. Иоанн Лествичник 4 года руководил обителью.

Уединенная жизнь

Через 19 лет по принятии пострига (согласно другим оценкам, в девятнадцатилетнем возрасте), по смерти духовника местом для подвигов Иоанн выбрал раскинувшуюся у подножия Синайской горы долину Фола.

Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению (спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума), литературному творчеству и прочим трудам. Часть своего времени он уделял обработке земли, ухаживанию за огородным хозяйством, доставлявшем пищу к столу.

По слову летописца, Иоанн пробыл в безмолвном отшельничестве около сорока лет, пламенея ревностью и благодатным духовным огнём, не кочуя с места на место (за исключением случая посещения Египтских земель). Праздность и леность он преодолевал помощью Божьей и постоянным памятованием о грядущем Суде.

К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна.

В своё время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн. И вот он увидел видение: Благолепный Муж упрекнул его и отметил, что тогда как он дремлет, Моисей, находится в беде. Иоанн, разбуженный явлением Мужа, тотчас вскочил и начал молиться. Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он заснул, его едва не раздавил огромный камень, но он (Моисей) успел отскочить в тот момент, когда ему, вдруг, представилось, что его зовёт Иоанн.

Икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»

Знаменитая икона «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» была написана неизвестным новгородским автором в XIII веке, в настоящее время хранится в Государственном Русском Музее в Санк-Петербурге. На ней изображены три фигуры – Иоанна Лествичника, воина великомученика Георгия и епископа Власия. Заметно возвышающаяся фигура Иоанна и ее центральное место в композиции символизируют огромный вклад Преподобного в познание истины Учения.

Строгость и выразительность образов иконы «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» напоминают верующим о том, что дело спасения требует самоотверженности, крепости духа и силы воли.

Храмы

Предельно скромный при жизни, прп. Иоанн не удостоился большого количества освященных в его честь храмов и по кончине. В России сейчас насчитывается не более 15-20 церквей, посвященных преподобному, включая приделы. Наиболее известны:

  • «Иван Великий» в Московском Кремле. Первый храм на этом месте датируется XIV в., он сооружен в правление князя Ивана Калиты. В начале XVI в. церковь перестроена итальянскими мастерами. Сооружена высокая колокольня. Современный вид она получила в XVII в. при царе Борисе Годунове;
    Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий»
  • церковь прп. Иоанна при Московской Духовной Академии и семинарии. Храм находится в корпусе семинарии в Троице-Сергиевой Лавре. Он построен в конце XIX в. как домовая церковь при больнице, находившейся в этом здании. В 1932 г. храм был закрыт, с 1989 г. там возобновились богослужения;
  • церковь прп. Иоанна в Донском монастыре г. Москвы (построена в конце XIX в.). Храм, как и монастырь, открыт после разорения советских лет.

Ряд храмов Иоанна Лествичника закрыты, разрушены в советские годы и до настоящего времени не восстановлены. Среди них:

  • надвратная церковь Кирилло-Белозерского монастыря, сооруженная на средства детей Ивана Грозного, Иоанна и Феодора. Главный престол храма посвящен был святому покровителю старшего сына, Ивана;
  • деревянный храм прп. Иоанна в г. Томске, построенный около 1912 г. в. и закрытый после 1917 г. Здание храма перестроили после революции, сейчас там жилые помещения.

Несколько храмов преподобного открыты в последние годы:

  • в г. Смоленске небольшой храм построен в 2014 г.;
  • в с. Куровка Московской области в 1996-2000 г. возведен Иоанновский храм местной единоверческой общины.

«Лествица» — это главный труд преподобного Иоанна Лествичника

Своё главное творение, созданное по просьбе рафаилских монахов преподобный Иоанн Лествичник назвал «Лествица» (Лестница, Лествица райская или скрижали духовные). Это название он объяснил так:

«Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Несмотря на то, что предназначена она, в основном, для монахов, читать её могут и миряне, стремящиеся к духовному совершенствованию.»


Иоанна Лествичника «Лествица», рукопись 1334 года. «Лествица» — это главный труд святого Иоанна. Она посвящена духовному совершенствованию человека через аскезу. Фото: upload.wikimedia.org
В «Лествице» преподобный Иоанн объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей. В «Лествице» преподобный Иоанн объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей.

В книге 30 бесед о 30 различных ступенях духовного восхождения к совершенству. Написана она в середине VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12).

«Лествица» содержит 30 бесед о 30 ступенях духовного совершенствования.

Книга относиться к жанру духовной аскетической литературы. Её цель — рассказать о том, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.

Идея, заложенная в «Лествице» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Основой такого духовно совершенствования признана следующая строка из Священного Писания: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (МФ. 11, 12).

Цитаты

Изречения Иоанна Лествичника разнообразны, касаются как монахов, так и мирян.

О Боге

«Иное есть промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его».

«Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут».

О молитве

«Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретени»

О помыслах во время молитвы

«Не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу».

О посте

«Не думай, что ты по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба»

О покаянии и смирении

«Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения»

«Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким»

«Если от одной этой страсти (гордости) некто ниспал с неба, то должно исследовать, не возможно ли смирением и без других добродетелей взойти на небо?»

О страстях

«Часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, со страннолюбием сплетается объедение, с любовью — блуд, с рассуждением — коварство, с мудростью — хитрость, с кротостью — тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочиние и непослушание, с молчанием сплетается кичливость учительства, с радостью — возношение, с надеждою — ослабление, с любовью — опять осуждение ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, со смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие»

«Стыдно тщеславиться чужими украшениями и крайнее безумие – гордиться Божиими дарованиями».

О «железном» Исидоре

Автор «Лествицы» не просто поучает читателя, но и наставляет его примерами иноческой жизни и подвига. Вот одна из таких историй, о монахе Исидоре.

«Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд. Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору: «Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучился послушанию». Исидор отвечал ему: «Как железо кузнецу, передаю себя тебе, святейший отче, в повиновение».

Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит: «Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: «помолись обо мне, отче, ибо я одержим злым духом».

Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось…

Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание? Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого. «Вначале, — говорил он, — я помышлял, что продал себя в рабство за грехи мои, и потому со всякой горестью, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин, и, поникши очами долу, а мыслью еще ниже, уже искренне просил входящих и исходящих помолиться обо мне»(«Лествица», слово 4, 23–24).

Жизненный путь

На Святой Руси великие аскеты уединялись в лесах и пещерах, брали обет молчания и столпничества. Самомнение или гордость может погубить многолетние труды монаха в одно мгновение ока. Тем не менее, многие смогли справиться с искушениями и получить жизнь вечную. И все это благодаря Господу и Его монашествующим подвижникам, таким как преподобный Иоанн Лествичник, чье творение «Лествица» напутствует всех христиан к истинной духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник

О ранней жизни этого подвижника известно немного. Иоанн родился в семье благочестивых христиан Ксенофонта и Марии в период между 525-595 годами. В шестом веке гонения на христиан прекратились, что позволило серьезному не по годам юноше после светского образования податься в Синайский монастырь, для изучения духовных основ христианства. Наставником для шестнадцатилетнего подростка стал авва Мартирий. Уже через четыре года Иоанн принимает монашество на святой горе. Он верно нес послушания при авве Мартирие.

Жизнеописания других святых:

Житие преподобного Иоанна Кассиана РимлянинаЖитие преподобного старца Силуана АфонскогоЖитие святого преподобного Кукши Одесского

После его смерти Иоанн берет обет молчания и удаляется в безлюдное место. В посте и постоянной молитве святой проводит более сорока лет.

Исполнял все указания по уставу, вел духовную жизнь умеренно. На сон уделял совсем немного времени, чтобы его разум не помутился от постоянного бодрствования. Написание различных книг на тему духовной жизни стало для него отрадой во времена уныния. Благодаря своей скромной жизни, к нему приходили люди и братия монастыря. Монахи решили избрать Иоанна игуменом монастыря.

Сбылись пророчества отцов, которые предрекали Иоанну игуменство еще в его ранней молодости. Все последующие четыре года преподобный ревностно нес послушание игумена монастыря.

Написание «Лествицы»

Зная об огромном духовном опыте святого, братия попросила его написать руководство для монашеской жизни. Эта работа получила название «Лествица». Сам же автор объяснил, что название это отображает суть руководства: «Ведь книга эта — лестница, по которой все желающие могут подняться к вратам небесным».

Икона «Лествица Иоанна Лествичника»

Всего в ней насчитывается тридцать ступеней, что ознаменует собой тридцать лет Господня совершеннолетия.

Важно! Примечательно, что книга эта годится и для простых мирян. Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский советовали эту книгу, как лучшее пособие по спасению своей души.

Окончание земного пути

К концу своей земной жизни Иоанн получил дар чудотворения. Перед смертью он передал игуменство епископу Георгию, а сам удалился в безлюдное место для молитвы.

Ещё интересные статьи о православии:

Существует ли душа у человекаЕсть ли душа у животныхПочему болит душа и хочется плакать

По преданию, Иоанн Лествичник отошел ко Господу 30 марта 606 года в возрасте 80 лет. Частицы мощей святого хранятся в различных греческих монастырях:

монастыре Кехровуниу (остров Тинос);монастыре Богородицы (остров Самос);монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Интересно! Следующий игумен, понимая свое бессилие в управлении монастырем, просил святого Иоанна, чтобы тот забрал его с собой. Иоанн пообещал, что будет просить об этом Бога. Через десять месяцев ставленник Иоанна мирно отошел ко Господу.

Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника 12 апреля, а также в четвертое воскресенье Великого поста.

Предварительные сведения

Почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества.

Предположительный период его жизни определяется пределами VI — VII веков. Несмотря на широкое почитание этого подвижника среди верующих, а особенно — среди монашествующих, биографические подробности его жизни до нас не дошли.

Широкому кругу христиан он известен, прежде всего, как составитель авторитетного и весьма популярного памятника аскетической литературы: «Лествица…». Не будет преувеличением сказать, что это произведение являлось настольной книгой для многих прославленных подвижников.

Согласно отдельным историческим источникам, Иоанн Лествичник был сыном святого Ксенофонта. Предположительное место его рождения определяют как Константинополь.

Исходя из дошедших до нашего времени свидетельств, на основании которых известно, что прежде вступления на монашеский путь Иоанн был обучен внешней мудрости, и, следовательно, успел получить надлежащее светское образование, уместно предположить, что он родился и воспитывался в материально обеспеченной семье.

Ещё в юном возрасте Иоанн предпочёл радостям мира суровую, аскетичную жизнь. Будучи шестнадцатилетним юношей, он постригся в монашество на Синайской горе.

Это библейское место привлекало подвижников уже с III века. Считается, что во времена жизни Лествичника на той территории спасалось, по крайней мере, несколько десятков отшельников.

Отрешившись от горделивых амбиций, тщеславия и самоугодия, Иоанн вверил свое духовное воспитание одному из самых искусных и опытных Синайских учителей, духоносному авве Мартирию.

Несмотря на завидное образование, постигая азы монашеской мудрости Иоанн не превозносился ученостью, был скромен и прост в общении с ближними, во всём послушен духовнику.

Следуя советам наставника, аввы Мартирия, и исполняя его указания, он делал это настолько старательно и самоотверженно, словно слушался не человека, но Самого, повелевавшего через него, Небесного Царя.

Задолго до того, как Иоанн удостоился руководства над иноками, Бог открыл его будущую славу через Своих святых. Так, однажды Анастасий Великий, известный своей добродетельностью, назвал Иоанна Синайским игуменом (хотя на тот момент времени до игуменства ему было ещё далеко). В другой раз, Иоанн Савваит, подвижник из пустыни Гуда, омыл Иоанну Лествичнику ноги, как если бы он уже был игуменом.

Икона Иоанн Лествичник

Вместе с «Лествицей» появлялись и отдельные иконы с ликом самого Иоанна Лествичника.

Как правило, святой изображался в монашеском облачении с куколем на голове и свитком или книгой в руках. Иногда Иоанн Лествичник был представлен на иконе не один, а в окружении других святых — Георгия и Власия.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

[4]

Я́ко Боже́ственную ле́ствицу, обрето́хом, Иоа́нне преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственныя доброде́тели,/ к Небеси́ возводя́щия ны:/ доброде́телей бо ты был еси́ воображе́ние.// Тем моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша

.

Кондак, глас 1

(Подобен: Лик Ангельский:) [5]

Плоды́ присноцвету́щия,/ от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре,/ услажда́еши сердца́, си́м с тре́звением вне́млющих, блаже́нне:/ ле́ствица бо е́сть, ду́ши возводя́щая/ от земли́ к Небе́сней и пребыва́ющей сла́ве// ве́рою чту́щих тя́

. [6]

Ин Тропарь, еллинский, глас 3

(из греческой Минеи) [7]

Боже́ственную ле́ствицу для всех утверди́в,/ слове́с твои́х худо́жество,/ мона́шествующим наста́вник показа́лся еси́,/ от дея́ний, Иоа́нне, очище́ния,/ к созерца́ния возводя́й осия́нию./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость

.

Лествица

Раифский игумен обратился к нему с просьбой составить наставления для духовного совершенства, Преподобный отличался скромностью, такое предложение его смутило. Но долг заставил начать творение. Книга «Лествица» Иоанна Лествичника – это рекомендации по:

  • очищению грехов;
  • избавлению от пороков;
  • восстановлению единства с Господом.

Лучшая статья для Вас, переходите: Феодоровская икона: как помогает, о чем молиться и где находится

Руководство изначально писалось для монахов. Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие руководствовались книгой для наставлений.

Одна из тем «Лествицы»­– это искоренение гордыни. Цитаты Иоанна Лествичника говорят о том, что не следует кичиться каждой добродетелью. Говорить о посте – это тщеславие, скрывать то же самое. Кто возносит себя умом, образованием и другими качествами никогда не достигнет высших даров. Господь усмиряет тщеславных, посылая им бесчестие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]