Святитель Иоанн Златоуст — Полное собрание творений


Автор Иоанн Златоуст все книги онлайн бесплатно

Читать книги автора Иоанн Златоуст онлайн бесплатно без регистрации полностью (целиком). Библиотека бесплатной литературы Topreading.ru — читаем онлайн на телефоне, планшете, ПК.

  • Назад
  • 1 / 3
  • Вперед
  • Назад
  • 1 / 3
  • Вперед

На рубеже двух эпох

Святитель Иоанн Златоуст – непревзойденный мастер христианского красноречия и неподражаемый учитель нравственности. Родился он спустя лишь несколько десятилетий после Миланского эдикта (313), когда христианская Церковь выходит из вынужденного затвора и из гонимой становится привилегированной. Она «приемлет под свои священные своды взыскующий античный мир», который приносит свои сомнения, «великую тоску и великую гордыню. Эту тоску Церковь должна была насытить и эту гордыню усмирить» [1].

Это был сложный и очень важный для всего последующего развития христианства период. Столкнувшись с древней эллинской культурой, оно «постепенно усваивало новые черты, составившие портрет той христиано-греко-восточной культуры, которая позже получит название византийской» [2]. К вере Христовой во множестве стали обращаться язычники, иудеи и варвары, привнося с собой остатки прежних верований и предрассудков, а подчас принимая её из практических соображений. Так великая языческая империя в IV веке постепенно перерождалась в христианское государство.

О богатстве, рабстве и государстве

В своих беседах и проповедях святитель неоднократно подчеркивает тщетность материального благосостояния, его ненадежность. Он говорит о богатстве как о соблазне, когда «владеющий приучается невольно дорожить им, впадает в опасный самообман, привязывается к мнимым благам. Опасно не только богатство, неправедно и нечестно приобретенное, но и всякое имение… Однако не само по себе, но как стимул для воли, как повод дорожить тленным и мнимым. Богатство есть опасное бремя…» [11].

В особенности его недовольство касается богатства церковного убранства, когда вместо попечения о душах людей Церковь чрезмерно заботится о внешнем благоустроении. Златоуст напоминает, что «Спаситель во время Тайной Вечери дал своим ученикам пить не из золотой чаши, а подарил им заповедь любви друг к другу. Помимо всего прочего, богатство происходит из неравенства, а следовательно, из несправедливости. Согласно святому Иоанну, всё принадлежит Богу, поэтому такие слова, как «мое», «твое» и подобные им, должны быть изгнаны из христианской общины. Проблемы собственности всесторонне обсуждаются в его комментарии на «Деяния апостолов» [12].

Затрагивая тему рабства, актуального в античном обществе, Златоуст склонен не признавать его естественным институтом, опережая в этом на века свою эпоху. Природе человека, по его мнению, присуще свободное состояние: «В древности не было раба; Бог, созидая человека, сотворил его не рабом, но свободным… поэтому и раб есть брат и удостоился истинной свободы, имея один (с нами) дух». Рабство, по словам святителя, выступает лишь как последствие греха: «Совершили грех предки и своим грехом ввели рабство, а потомки своими грехами лишь упрочили введенное рабство» [13]. Следовательно, поскольку мир полон греховных деяний, сохранение рабства остается объективной реальностью.


Свт. Иоанн Хризостом (Златоуст). Эмаль X в. Византия.

Касаясь вопросов, связанных с существованием государства, Златоуст говорил, что и земная власть установлена Богом вследствие греха. При всеобщей греховности власть необходима для поддержания порядка. Однако он не одобрял практикуемых в государстве властных методов наказаний, считая, что они противоречат принципам христианского милосердия. Пастырское служение, по его мысли, тоже «есть власть, но власть слова и убеждения» – и в этом коренное различие власти духовной и мирской.

«Царь принуждает, священник убеждает. Один действует повелением, другой советом…» [14]. Признавая авторитет светской власти, святитель ставил власть духовную намного выше. Во всех случаях императорского вмешательства в церковные дела он бесстрашно выступал на стороне Церкви, не боялся возвысить слово обличения в адрес власти и никогда не прибегал к ее помощи для решения сугубо церковных вопросов. В целом можно говорить, что Златоусту был чужд зарождавшийся в Византии принцип «симфонии» между Церковью и государством, он был склонен скорее к четкому разграничению сфер их влияния.

О пользе слушания и чтения Священного Писания

Через чтение и слушание Священного Писания мы проникаемся духом Благодати Божией. Чем больше мы будем читать его, тем больше пользы это принесёт нам.

От долгого бездействия человек расслабляется, а от упражнения собирается с силами и мыслями и получает плоды. Читая Священное Писание, мы понимаем, что живём недостойно, что не соблюдаем заповеди Господни. И это сокрушение уже приносит пользу. Осознавая своё несовершенство, неправильность своей жизни, мы постепенно научимся и действительно исполнять все учения Христовы своею жизнью. Слушание и чтение Писания помогает нам успокоить свою душу, свою плоть, избавиться от многих страстей и наносных желаний, навеянных миром. Например, узнав, что Иисус Христос ходил в простых одеждах, скромно вкушал, общался всегда с простыми и бедными людьми, мы поймём, что деньги и роскошь не дают никакой нам пользы и радости, и не будем стесняться, если сами бедны, убережём себя от лихоимства и зависти. Иоанн Предтеча ходил в одной рубашке, жил в пустыне и вкушал растения и мёд. Это убережёт нас от греха чревоугодия и гортанобесия. Примерами скромной, но с тем и счастливой жизни наполнена вся Библия. Поэтому нужно не только чаще читать её, но и воплощать в жизнь и запечатлевать в своём сердце. Через это и достигнем спасения и всех благ небесных.

О роскошной жизни

Иисус Христос называл роскошь тернием. Ибо мучит она и тело, и душу. Ослепляет ум, охлаждает сердце и терзает тело. Ничто столь не вредно нам, как пресыщение. Чрезмерное, неумеренное питиё и принятие пищи низводит нас до животного уровня и охлаждает дух. Ведь гортань дана нам не только для еды, но и для более важного: чтения молитв, пения псалмов, благодарения Бога. Неумеренность в пищи и питье вина приносит нам и физический вред. Вред нашему здоровью. Поэтому необходимо соблюдать умеренность во всём.

Беседа о тщеславии в раздаянии милостыни.

Тщеславие — одна из самых страшных страстей. Она многолика и часто незаметна. Грубые проявления её все мы видим. Это и желание прослыть богатым, знаменитым, красивым, умным, и жажда власти и прочее. А есть и более тонкие проявления тщеславия. Беда, когда она протягивает свои путы в добрые дела: в пост, в молитву, в милостыню. Когда мы хотим угодить не Богу, а показать себя хорошими перед людьми. Но должно помнить нам, что слава перед людьми мимолётна и призрачна. Сегодня есть, завтра нет. Часто люди осуждают и оскорбляют тех, кто ищет признания от них. Будем помнить, что получивший награду на земле, вряд ли получит её на небе, как написано в Библии.

Сам Господь подал нам пример истинного милосердия. У Него нам должно учиться и от Него только ждать одобрения. Нет никакой пользы нам от награды людской, от их похвалы. Они забудут о наших делах, кто-то и не узнает. Бог только всё видит и всё помнит, и даст нам награду достойную. Не стоит разбрасывать это сокровище во всеуслышание. Дела милосердия пусть будут сокрыты от широкой общественности. Чтобы удерживать себя от тщеславия, подумай, что люди, перед которым ты творишь дела милосердия, посчитают тебя человекоугодником, осмеют, позавидуют доброте твоей. И это будет лучшей способ сдерживать себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]