Еп. Иоанн (Поммер) |
Иоанн (Поммер)
(1876 — 1934), архиепископ Рижский и Митавский, священномученик Память 29 сентября в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборах Белорусских и Галицких святых
В миру Иван Андреевич Поммер, родился 6 января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Его родители были простые, набожные и благочестивые христиане, а прадед — одним из первых латышей, принявших православную веру. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию Слова Божия и был мечтательной натурой. Учился он прилежно и вел себя примерно. В августе 1887 года он зачисляется в Рижскую духовную школу, окончив которую, в 1891 году поступает в Рижскую духовную семинарию. Уже тогда Иоанн отличался твердостью в вере. В июне 1897 года он окончил полный курс семинарии с дипломом 1-й степени.
В 1897-1899 годах был учителем в Ляудонской приходской школе, а с 1899 по 1900 — в Либаве (ныне Лиепая).
Затем с 1900 по 1904 года учился в Киевской духовной академии, которую окончил с отличием и степенью кандидата богословия. Здесь, в 1903 году принял монашество по совету праведного Иоанна Кронштадского, 23 сентября 1903 года был рукоположен в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха. Во время учебы в академии руководил пением академического хора.
Преподаватель
С 1904 года – преподаватель Священного Писания в Черниговской духовной семинарии. Быстро стал известен как талантливый педагог.
С 1906 года — инспектор Вологодской духовной семинарии. Проявив твёрдый характер, участвовал в успешном наведении порядка в этой семинарии в период революционных волнений, что способствовало его быстрому продвижению по службе.
26 сентября 1907 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Вологодским, и вскоре назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна семинария неузнаваемо преобразилась.
Викарный епископ
11 марта 1912 года хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) и митрополит Киевский Флавиан (Городецкий).
В 1912 году совершал епископское служение в Одессе.
4 апреля 1913 года назначен на вновь открытую викарную кафедру Екатеринославской епархии, с титулом епископа Таганрогского и Приазовского. Уже на этой кафедре владыка подвергся лживым обвинениям и заточению. Когда епископа заточили в тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения своего святителя. Не будучи в состоянии противостоять людям, гонители выпустили владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой, с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный молебен.
7 (20) сентября 1917 года назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии.
Пензенский архиерей
С 22 апреля 1918 года — епископ Пензенский и Саранский, позднее был возведен в сан архиепископа.
Здесь ему пришлось вести борьбу с «народной Церковью» организованной в Пензе лишённым сана архиепископом Владимиром (Путятой) — одной из первых неканонических церковных группировок обновленческого типа, которая, при поддержке большевиков, разрушала епархиальную жизнь. Еретичествующие раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы.
К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания, поселив в загородном мужском монастыре во избежание внезапного нападения. Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь города, но владыка Иоанн вдохновенной проповедью обратил колеблющихся следовать за Христом и истинной Церковью. Уже первые службы привлекли к нему сердца множества верующих.
Большевистская власть с самого начала отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для преследований. Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя свое полное поражение, решили убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, сломали двери и один из нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа. Но монах спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке и пуля попала владыке в ногу, нанеся лишь небольшую рану, в то время как другие иноки ударили в набат. В келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие которые хотели на месте совершить самосуд над покушавшимися, и только решительное вмешательство епископа спасло им жизнь.
Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам владыка был увезен в губчека на очную ставку. В храмах уже было начали служить панихиды по «новопреставленному» архиепископу Иоанну, но в этот раз большевики отпустили его.
В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи раскольники предприняли попытку захвата Петропавловской церкви, но владыка вдохновил народ на защиту храма. Тогда архиепископа Иоанна арестовал ЧК, он был заключен в темницу и приготовлен к расстрелу. Но народ Божий требовал освобождения архипастыря и в последний срок, около часу ночи в день назначенной казни, ему было объявлено, что он свободен.
За время заточения святого исповедника безбожные власти упразднили все органы епархиального управления, но вскоре владыке удалось добиться восстановления епархиального совета и прочих органов.
28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение. По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена. Посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения гонителей. К Пензе приближалась Белая армия и гонения на Церковь ужесточились, были арестованы виднейшие церковные служители.
В это время по приглашению приходов архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу, в октябре 1919 года, владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в придуманной чекистами контрреволюционной организации.
В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон владыки. Эта же участь была уготована и святому. Но владыка потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму, он был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен обмороженный в опьянении преступник. Увидев архиепископа, он начал цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогрел его, кормил и ухаживал за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.
В Москве делом архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. Гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на владыку, но не смогли доказать вины и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.
Рижский архиепископ
Так владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и патриарх назначил его архиепископом Рижским и Митавским. Пензенские клирики и миряне не хотели отпускать его, но ввиду неотступности просьб латвийской паствы святитель Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России.
В 1921 году владыка Иоанн вступил в управление епархией и по его ходатайству Латвийская Церковь получила широкую автономию оставаясь в составе Церкви Российской: данное решение было утверждено 21 июня 1921 года патриархом Тихоном, Синодом и Высшим Церковным Советом.
Владыка Иоанн пользовался большим авторитетом среди православных верующих — как латышей и так и русских. В 1923 на Соборе Православной Церкви в Латвии был принят её устав, обеспечивающей всем членам церкви без различия национальностей, предусмотренные канонами права.
В 1926-1931 годах владыка состоял депутатом латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви и нередко вступал в конфликты с представителями левых партий. В 1926 году он добился принятия закона о юридическом положении Православной Церкви в Латвии, в котором говорилось, что она имеет право «свободно и открыто проводить в жизнь» православное вероучение. Церкви и её учреждениям принадлежали права юридических лиц, гарантировались имущественные права церкви, разрешалось создание религиозных школ, учреждение православных обществ и союзов, а решения духовной власти в канонических делах не подлежали обжалованию в светских учреждениях. Во исполнение этого закона уже 1 декабря 1926 была вновь открыта Рижская духовная семинария. Кроме того, владыка решительно выступал в защиту интересов русского населения Латвии. При его участии были приняты законы, регламентирующие открытие русских учебных заведений, основные русские школы и гимназии стали получать пособия из фонда культуры. Увеличилось количество русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки, улучшено положение в дошкольном образовании.
Мученичество
Архиепископ Иоанн (Поммер) |
Здоровье архиепископа было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера. Здесь архиепископ Иоанн был убит в ночь на 12 октября 1934. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
Существовали три основные версии причин гибели владыки. Согласно первой, принятой в советское время, он был убит сторонниками латвийского лидера Карлиса Ульманиса за то, что выступал за сохранение канонических связей с Московским Патриархатом, так как после гибели владыки Иоанна Латвийская Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриархата. Однако объективные доказательства этой версии отсутствуют — в латвийской политике владыка Иоанн был скорее союзником правительства в борьбе против левых сил.
Вторая версия связана с конфликтами внутри Латвийской Церкви, в том числе с разногласиями между владыкой Иоанном и общественной организацией Русское Студенческое Христианское Движение. В ходе расследования убийства архиепископа некоторые члены этой организации были арестованы, деятельность самого движения на территории Латвии запрещена. Однако и эта версия не нашла подтверждения.
Наиболее распространённая версия связывает убийство архиепископа Иоанна с деятельностью советских агентов. Обращается внимание на тайные связи главы Латвийской Церкви с православными верующими в СССР, от которых он получал информацию о гонениях на религию — это могло вызвать недовольство представителей советской власти. Кроме того, как политический деятель Латвии и депутат Сейма, архиепископ Иоанн был последовательным антикоммунистом и критиком просоветских сил в своей стране. Существует предположение, что вечером 11 октября владыку навестил приехавший в Ригу знаменитый певец Леонид Собинов, и убийцы могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и косвенных доказательствах.
Бедный малыш Янис
В детстве Янис пас овец. А еще на всю жизнь остались в памяти владыки воспоминания о том, как он молился вместе со своей семьей. Так начинался каждый их день: все собирались в одной комнате, отец читал главу из Нового Завета, потом дети читали вслух и пели молитвы.
Янис отличался крепким здоровьем и выносливостью. Часто любил о чем-нибудь помечтать, обдумать, что-нибудь рассматривал. Оказался способным к учению и в 9 лет мальчика из небогатой семьи, не учившегося в начальной школе, сразу зачислили в училище. Учителя обратили на него внимание, а священник советовал семинарию.
Человек железной воли
Рижская Духовная семинария, 1920-е годы. Фото с сайта srcc.msu.ru
В 24-летнем возрасте выпускник Рижской Духовной семинарии Иоанн Поммер был принят в Киевскую Духовную академию. Именно там пришло решение принять монашество. Для того чтобы быть уверенным, Иоанн спросил совета у праведного Иоанна Кронштадтского, и тот дал свое благословение.
С 1907 по 1912 год архимандрит Иоанн был настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря, а также ректором Виленской Духовной семинарии. О нем говорят как о человеке железной воли, блестящих организаторских способностей, который может поднять любое дело. Вскоре арх. Иоанна посвящают в епископы.
Месть националистов
Согласно второй версии убийства, принятой в советское время, ответственность за него лежит на латвийском лидере Карлисе Ульманисе.
Карлис Аугустс Вилхелмс Улманис. латвийский политический и государственный деятель. Авторитарный правитель Латвии в 1934—1940 годах.
15 мая 1934 года он совершил военный переворот, ликвидировал все политические партии, закрыл многие газеты, приостановил деятельность Сейма, ввел чрезвычайное положение. Диктатура Ульманиса носила ярко выраженный националистический характер, ущемлялись права русского населения, из государственных органов были уволены многие русские.
Напомним, что владыка Иоанн, активно отстаивал права Православной Церкви и русского меньшинства (например, благодаря ему русские вошли в правительство Латвии). Несмотря на резкое осуждение советского режима, он сохранял каноническую связь Латвийской Церкви с Московским Патриархатом даже после Декларации о лояльности советской власти Митрополита Сергия 1927 года. Конечно, такая церковная позиция могла восприниматься властями с опаской. Тем более, что в Польше, Финляндии и Эстонии — других частях бывшей Российской Империи — было разорвано каноническое единство с Московским Патриархатом, православные общины стали подчиняться Константинопольскому Патриархату. После гибели архиепископа Иоанна Латвийская Церковь тоже оказалась под омофором Константинополя.
Похороны Иоанна Поммера. Рига
«Очень уж не похож Ильич на Христа»
Фото: vk.com
С 1917 года святитель Иоанн служил в Тверской епархии, где до него пытались захватить храмы обновленцы. Святитель Иоанн говорит о них так: «Вставили Маркса в переплет Евангелия и думают, что народ примет его вместо Евангелия. Облекли комиссаров в священные облачения и думают, что православные примут их за своих пастырей и пойдут за ними. Подменили в киотах образ Христа портретом Ленина и ждут, что народ станет «прикладываться».
Очень уж не похож Ильич на Христа. Христианство марксизмом не подменить, в какие ризы проповедников марксизма ни облекайте. Здесь — воплощенная любовь, проливающая кровь свою за провинившихся братьев, там — сатанинская злоба, проливающая кровь ни в чем не повинных братьев как воду».
Православие в Латвии
Фото с сайта pravoslavie.ru
В революционные годы Латвийская Православная Церковь переживала гонения от советской власти. За время Первой Мировой войны и революции была закрыта Рижская духовная семинария. Когда Латвия стала независимой, уже национальные латвийские власти не хотели, чтобы Православная церковь оставалось епархией Русской Православной Церкви. На архиерейской кафедре не было правящего епископа.
Православные храмы Латвии грабили, везде были разрушены иконостасы, выброшенные в мусор распятия… Даже жесть, покрывающую церковные купола, содрали для ремонтных работ государственных учреждений. В Рижском кафедральном соборе планировали сделать усыпальницу национальных героев или просто его взорвать.
Тогда православные Латвии стали просить патриарха Тихона, чтобы он послал к ним «своего» — епископа Иоанна (Поммера).
Патриарх прислушался к их мнению и направил в Латвию владыку Иоанна, предоставив Латвийской православной церкви самые широкие права автономии.
Новому предстоятелю Латвийской церкви пришлось, с одной стороны, в прямом смысле слова не раз отбиваться от латвийских властей, не брезговавших устраивать на епископа нападения, с другой – отстранять настойчивые предложения Константинопольского патриархата, а позже и Карловацкого синода «отделиться» от Русской Православной Церкви.
Архиепископ Иоанн в Латвийском сейме. Фото с сайта srcc.msu.ru
Для укрепления своей гражданкой позиции умный епископ Иоанн принимает решение стать депутатом Латвийского сейма и становится им, несмотря на враждебное окружение.
А у Православной церкви в Латвии появляется статус «юридического лица», позволяющего быть охраняемой законом.
Но в своей пастырской деятельности архиепископ Иоанн (Поммер) никогда не разделял народ на русских и не русских, православных и неправославных. Его называли своим защитником и покровителем самые бедные и несчастные люди любых вер и национальностей.
Главная › Святыни › Святые
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский
Священномученик Иоанн Рижский, в миру Янис (Иван Андреевич) Поммер, родился 6 января 1876 года в Лифляндской губернии (Латвия) в латышской православной крестьянской семье. Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на сильное сопротивление и жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в этой семье начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. И, вообще, в этой семье любили петь церковные песнопения. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам.
В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское Духовное училище, окончив которое в 1891 году, поступил в семинарию.
В 1897 году Иоанн окончил Рижскую духовную семинарию с дипломом первой степени, в 1904 году – Киевскую духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия.
За годы обучения в академии в нем укреплялась решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил великий молитвенник и чудотворец русской земли св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903 году Иоанн принял монашеский постриг, 23 сентября был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха.
С 1904 года был преподавателем Священного Писания в Черниговской духовной семинарии, с 1906 года – инспектором Вологодской духовной семинарии. 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита.
С 1907 года был ректором Рижской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения.
В 1912 году был хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии; с 1913 года – епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии; с 1916 года – епископ Приазовский и Таганрогский; с сентября 1917 года – епископ Старицкий, викарий Тверской епархии.
22 апреля 1918 года преосвященный Иоанн был назначен епископом Пензенским и Саранским, как иерарх, который, по мнению Патриарха Тихона, способен справиться с разгоравшейся в епархии «Путятинской смутой» – церковным расколом, учиненным бывшим Пензенским архиепископом Владимиром (Путятой). Епископ Иоанн сыграл исключительную роль в преодолении раскола и укреплении епархии в условиях новой богоборческой власти.
Уже первые архиерейские службы привлекли к владыке сердца народа Божия. Большевистская власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно.
Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, подошли к келлии Владыки и постучали. Им не открыли, и тогда они стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат. Дверь была взломана, один из нападавших стрелял в упор в стоявшего посреди келлии архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника: монах, прятавшийся сбоку от двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля попала Владыке Иоанну в ногу, нанеся небольшую рану.
В тот момент в келлии появились сбежавшиеся на звук набата рабочие. Неудавшихся убийц выволокли из помещения и стали бить. Владыка Иоанн защитил их.
Но большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал святитель. Несколько снарядов попали в келлии, смежные с келлией Владыки Иоанна, не причинив ему вреда.
В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам владыка был увезен в губЧК на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезен в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что епископ расстрелян вместе с другими заключенными. По неизреченной милости Божией вернувшись в храм, владыка услышал совершаемую панихиду по «новопреставленному» архиепископу Иоанну.
Пензенская тюрьма
В день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи была вновь предпринята попытка захватить Петропавловскую церковь. Но святой архиепископ был спокоен и не только ободрил прихожан, но и подви́г молящихся защитить храм. На этом испытания не закончились. Архиепископа Иоанна арестовали и заключили в темницу.
В день исполнения смертных приговоров в тюрьме заключенных вызывали одного за другим по списку, в котором архиепископ Иоанн значился последним. Заключенные выходили из камер и больше не возвращались. Приговоры приводились в исполнение немедленно. Архиепископ пережил все, что переживают осужденные на смертную казнь, и только около часу ночи было объявлено, что он свободен.
За время заточения святого исповедника были упразднены все органы епархиального управления. Все дела по управлению огромной епархией Владыке Иоанну пришлось взять на себя.
Гражданская война была в разгаре, к Пензе приближалась Белая армия. Гонения на Церковь ужесточились. В то время архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом, при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу Владыку Иоанна вновь арестовали, обвинив в участии в выдуманной чекистами контрреволюционной организации, но в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан.
Служение на Пензенской кафедре было непрерывным подвигом исповедничества. Фактически именно благодаря преосвященному Иоанну в эти годы сохранилась Пензенская Церковь; за короткий срок им была воспитана целая плеяда ревностных священнослужителей, многие из которых в последующие годы приняли страдания и смерть за Христа, среди них трое прославлены в лике святых: это священномученики Августин Калужский, Николай Прозоров и священноисповедник Иоанн Калинин.
К Пасхе 1920 года владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа.
К 1921 г. своим исповедническим примером, яркой проповедью и истовым служением владыка Иоанн уврачевал раскол на Пензенской земле. И Патриарх Тихон решил назначить его Рижским архиепископом. Но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать любимого Владыку. И только из-за неотстyпных просьб латвийской паствы Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженное служение.
С июля 1921 года священномученик Иоанн – архиепископ Рижский и всея Латвии. Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление. Паства была в рассеянии, а Православие гонимо. За годы Первой мировой войны и революции в Латвии было уничтожено православное духовное образование, отнята Рижская духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. Вся последующая жизнь и подвижнические труды святителя, как архиепископа и депутата сейма, были направлены на служение Церкви, своей Родине и простому народу. Он одинаково заботился как о русских, латышах, так и о людях других национальностей. Для него не было своих и чужих, все были братья.
Защитник и покровитель обездоленных, сам Владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости.
Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких гостей. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!» Обстановка в келлии Владыки Иоанна была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом – большой портрет Святейшего Патриарха Тихона.
Владыка Иоанн никогда не различал людей по социальному происхождению – во всех видел он образ Божий. Нередко владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Архипастырь помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святителем.
Владыке Иоанну удалось устранить межнациональную рознь не только в Церкви: единство Церкви способствовало сплачиванию и мирского общества. Трудами Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в полном единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой.
Уповая на Господа, святитель не ведал страха, мужественно совершая свое исповедническое служение. Святейший Патриарх Тихон называл его «мужем борьбы», а простой народ «новым Златоустом». Послушать проповеди архиепископа Иоанна собиралась чуть ли не вся православная Рига.
Святой архиепископ в полной мере испытал на себе нападки и угрозы, ненависть и клевету, гонения и преследования. Но все это не устрашило его.
Много сил и трудов потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Благодаря неустанным самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица.
12 октября 1934 года архиепископ Иоанн был зверски убит неизвестными на загородной даче. 17 июля 2001 года его имя по решению Священного Синода Русской Православной Церкви включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В 2006 году частица его мощей была передана в Пензенскую епархию, тогда было положено начало широкому почитанию святого в Пензе. В октябре 2015 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил закладку в Пензе первого в мире храма в честь Иоанна Рижского. В эти же дни в Пензенской духовной семинарии впервые прошла Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти Иоанна Рижского и всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, ставшая ежегодной. 26 февраля 2021 года, в прощеное воскресенье, впервые в новом храме в честь священномученика Иоанна была совершена литургия архиерейским чином. С тех пор богослужения в этом храме совершаются регулярно.
В июне 2021 года в Пензе широко праздновалось столетие со дня назначения преосвященного Иоанна на Пензенскую кафедру, к этой дате были изданы его избранные труды и книга, посвященная пребыванию святого в Пензе.
В августе и октябре 2021 года в Пензенской области проходили съемки первой части документального фильма «Священномученик Иоанн Рижский. На страстном пути».
Подробности о пензенском периоде служения священномученика Иоанна также изложены в статье «Муж борьбы».
Память 29 сентября / 12 октября.
— Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1504
Арестанты не живут в такой яме!..
Рига. Кафедральный собор. Изображение с сайта srcc.msu.ru
Владыка Иоанн долгое время жил в маленькой комнатке подвального помещения Кафедрального собора. В ней было небольшое окошко под потолком, выходившее к центральному бульвару, очень шумному. Стены были закопчены и покрыты пятнами сырости и плесени.
Сюда, в плесневелую каморку, приходили к владыке с визитом высокие иностранные гости: эстонский, финский и английский епископы. Один из них даже расплакался, воскликнув: «Поверьте, в моем Отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!..»
Владыка называл эту комнату «своей пещерой». А когда ему начинали сочувствовать, отшучивался. И продолжал жить в своей пещере – в знак протеста против передачи прежней архиерейской резиденции католикам.
Почитание и прославление[ | ]
В 2021 году Почта Латвии выпустила марку с изображение Иоанна Поммера, автор Лилия Динере
При подготовке канонизации новомучеников и исповедников, совершённой РПЦЗ в 1981 году его имя было внесено в черновой список поимённый новомучеников исповедников российских. Поимённый список новомучеников и исповедников РПЦЗ, куда вошло и имя архиепископа Иоанна, был издан только в конце 1990-х годов[7].
Часовня на Покровском кладбище, где под спудом покоились его останки, была местом паломничества православных; архиепископ Иоанн был причислен к лику святых Сербской православной церковью[8].
17 июля 2001 года решением Священного синода РПЦ был прославлен к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
24 сентября того же года в Риге на очередном Соборе Латвийской православной церкви было принято определение о канонизации священномученика Иоанна[8]. 25 октября в Христорождественском соборе Риги были совершены литургия и чин канонизации[8].
4 октября 2003 года состоялось перенесение обретённых незадолго до того мощей из Покровского кладбищенского храма (улица Менесс, 3) в собор Рождества Христова[8][9].
27 мая 2006 года указами митрополита Рижского Александра были учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского[10][11][12].
Чудеса по молитвам «блестящего администратора»
Образ священномученика Иоана. Фото с сайта pravoslavie.ru
Со времени служения в Латвии владыки Иоанна дела в Церкви стали поправляться. Усилиями владыки была восстановлена Рижская Духовная семинария, духовенству стали платить пенсию, государство выделило субсидии на восстановление разрушенных храмов, русские школы, библиотеки, а высшие российские учебные заведения стали обладать равными правами с другими учебными заведениями.
В 1923 году епископ Поммер выступил инициатором принятия Устава Православной церкви в Латвии на Первом соборе Российской Православной Церкви. Документ послужил упорядочиванию церковной жизни в стране в административном и политическом плане.
Сочинения
- «Воспоминания архиепископа Иоанна (Поммера)»:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №14: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 1. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2008 г.:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №20: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 2. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2009 г.:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №24: Из архива св. священномученика архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том 3. Издание подготовил Сидяков Ю.Л., Рига 2011 г.:
- Альманах «Русский мир и Латвия» №37: Из архива священномученика Иоанна (Поммера). Письма и другие документы. Том IV (дополнительный). Сидяков Ю.Л, Рига 2014 г.:
Дача у Кишозера
Фото с сайта russkije.lv
Физические нагрузки, переживания и тяжелые жизненные условия сказались на состоянии здоровья Латвийского архиепископа. Владыка переехал жить на дачу в Озолкалне у Кишозера. Отказался от всякой охраны. Святитель любил проводить свободное время в одиночестве и молитве. На даче ухаживал за садом, работал на верстаке — обладал навыками столярного мастерства с детства.