Святые – кто они? И зачем нам нужны такие Божьи «проводники»?


В словаре Даля

духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную. | о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека. Святые делятся церковью на лики, разряды: Св. Праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: Адам, Ной, Авраам и пр. Пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие Христа, а последний Предтеча, Креститель. Апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; Равноапостольные: Мария Магдалина, Владимир Киевский и пр. Святители, Св. Отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. Постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. Иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; Богоносцев, носивших в сердце своем Бога; праведники вообще угодники Божии. Иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. Пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. Святой отец, почет черному духовенству и папе. | Такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. Наменял святых. Святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. Свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! Свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. Бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). Не знаешь, какому святому молиться. Поди ко святым! Голый — что святой: беды не боится. Бедностьсвятое дело.ятая душа на костылях. Не всякому под святыми сидеть. Не всем большим под святыми сидеть. Честь да место — Господь над нами — садись под святые! Уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. Он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. Так врет, что вынеси святых, да и сам уходи! | Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо. Что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. Святой угол, где киот и иконы. Одно слово — аминь, а святые дела вершит! Хороша святая правда-да в люди не годится. В день свят суеты спят. День свят, и дела наши спят. Разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). На святой дождь-добрая рожь (орл.). Что Бог дал, свято! Одолели черти святое место. Что сделано, то и свято. Святой воздух, помоги нам! говор. касп. мореходы. Седни свято ср. южн. зап. пск. вообще праздник. | Новг. святая вода. Попы со святом ходят. Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый мел, зап. освящаемый, по стар. обычаю в крешенск. сочельник; крестьяне ставять им кресты на дверях, а остаток сберегают, как лекарство. Святая неделя, пасхальная, пасха. Святое дерево, растен., род полыни, Artemisia abrotanum. Наше место свято, и свято над (под) нами! отгон нечистой силы. Свят Бог, или: как свят Бог! божба. Святая ж. пасха, светлое Христово воскресенье, велик-день. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу — а Дмитриев по голу, и Святая по тому. Святая пришла, благодать Божью принесла. На Святой да на Блоговещенье солнышко на восходе играет. Не навеки и Святая. В заутреню на Святой можно застать и увидать домового в хлеву. От Святой до Вознесенья люди христосуются. Святость ж. состоянье святого. Святость присяги; — церкви. | Стар. святыня, святые предметы либо вещи, чтимые верою. Святить что, чтить или блюсти свято, хранить в святости, нерушимо. Помни день субботний, еже святити его, Исх . | Освящать, посвящать, делать святым, по церковному чиноположенью. На Иордань пошли, воду святить. Новые знамена святили. Священные, свяченые просвиры. Несвяченной иконе не молятся. Ныне архиерея святили, посвящали, поставляли. Хоть его святи не святи, а оно все в болото лезет (сказал хохол, уронив на улице в грязь пасхального поросенка). -ся чествоваться за свято, прославляться всеми, как святыня. Да святится имя Твое! | Освящаться или быть святиму. Священье, действ. по глаг. Святец м. стар. святой, праведный муж Святче Божий! привет монаху. | Святоша, ханжа, лицемер. Святки м. мн. время от Рождества до Крещенья. Кто на Святки рожу надевал, купается на Иордани. Славят Христа, ходят с вертепами, и со звездой, гадают и пр. Гадают о зиме, по печени и селезенке. О Святках гнутой работы не работают (напр. обручей, полозьев), а то приплода скота не будет. Темные Святки — молочные коровы; светлые Святки-ноские куры. Коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить-уродится слепой. Святковать южн. зап. праздновать, не работать, чтя праздник. -ванье, действ. по глаг. Святочные игры, песни. Святочничать, праздновать Святки. | Святочные, сущ. м. мн. Окрутни, наряженные, которые, по святочному обычаю, ходят по домам, святочник м. -ница. Святилище ср. святое место; дом, здание, посвященное святому делу: храм, церковь. | Святилище наук, высшее ученое или же учебное заведенье. Святилищный, к сему относящ. Святитель м. священноначальник, архиерей, епископ. -телев, что лично его; -тельский, к нему относящ. -тельство, сан, звание это; -ствовать, быть святителем. Святок м. стар. свято, великий праздник, святдень. Дати причастие о святку, в святок. Я ношу платьице это только в святдень до обеда! берегу его. Святье, собират. ниж. святые, боги, иконы, образа, домашняя святыня. | Арх. вят. святки. Святина ж. сиб. освященье храма, церкви. Быть на святине. Святыня ж. святость, что кому свято, чему поклоняемся, что чтим нерушимо. Береги совесть, как святыню. Священник со святынею пришел, с крестом и евангелием. Святынный, к святыне относящ. Святцы, церк. книга; месяцеслов, с полным означеньем на всяк день памяти святым; пасхалия, тропари и кондаки, избранные каноны и молитвы. | Двенадцать икон, с изображеньем святых, поденно чтимых; это святцы личные, в лицах. Он в святцы не глядит; ему душа праздники сказывает. Не поглядев в святцы, да бух в колокол (да в большой колокол)! Святик влад. святой ключ, родник, колодезь. Святиковой водицы пить»>испить. Над святиком ставят часовенку. У нас медведь пить ходит на святик. Святоша об. стар. святой или угодник, праведник. | Ныне это ханжа, лицемер, святец, пустосвят, исполнитель внешних обрядов для виду, а внутренно дурной, лживый, притворный человек. | Святоша, орл. нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое Богопочитание. Святош арх. инок, чернец; либо пустынник, скитник. Святоянское зелье, зап. растен. Hypericum perforatum. Святейший, -шество, почет православных патриархов и синода. Священный, святой; | освященный; | Заветный»>заветный, нерушимый. Священное писанье. Слово Божье, Ветхий и Нов. Завет. Священная утварь, церковная. Священник, иерей, пресвитер, поп, рукоположенный служитель алтаря, совершающий св. тайны. -ничий, -ческий, к нему относящ. -ничество ср. сан, звание, состоянье это; священство, то же; | вообще священнослужители. Священство встретило царя со крестами и хоругвями. Священье твер. освященье, напр. церкви. Священничать, быть священником; священствовать, то же; | собственно действовать»>священнодействовать. Священнейший, -шество, встарь, почет митрополитов. Наречия свято и священно, слитно с другими словами, образуют сложные слова, б. ч. по себе понятные. Муромцы святогоны, изгнали в XIII веке епископа Св. Василия. Святожительные монахи. Монастырское -жительство. -жизненный муж. -зрачная икона. -купство ср. симония, покупка священного сана. -купный грешник, или святокупец. Святолеп(н)ый образ. -ненавистник м. -ница, святоборец, -отступный, -ник, противник всему святому и всего священного. Святопомазанный, -ник, православный государь. Святопочивший, блаженной памяти. Святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. Святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ. | *Кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. Законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства; | ругаться над ними, кощунить. Святохульначество, -хульство, различные действия святохульника, -ницы, того, кто -хульничает, или -чанье, порицанье или отрицанье святыни, и поруганье, обесчещенье кощунство. Священноархамандрит, архимандрит настоятель монастыря, -блаженный, ублажаемый свт. церковью святитель. Священнограбитель, святотать. Священнодиаконская ж. стар. священнодействие (некогда допущенное) диакона, ныне запрещенное. -достояние, сан священства. -действовать, отправлять литургию и совершать таинства, или вообще священную, духовную службу, -ся, страдат. -вованье, -действие, -действо, отправленье литургии, самая служба Божественная, по уставу. -действенник, -действитель, -вователь, -детель, совершитель священнослуженья. -действенный, к сему относящ. священноинок, иеромонах; -иночество, званье и состоянье это. -иноческий, к сему относящ. -исповедник, священнослужитель, потерпевший мученья за веру. Священноиерей, священник, иерей. -мученик, священник, пострадавший за веру. -мученичество, состоянье это. -ческий венец. -началие, -начальство ср. иерархия, церковная власть. -ник или иерарх. -одеяние, одежда служителей церкви, по уставу. Священнопомазанье, помазание святым елеем. -предстоятель, всякий глава и старший из священников. -проповедник, говорящий духовные речи, проповедник слова, -протопоп, протоиерей. -родный, в духовном звании рожденный. -служитель, ставленый в чин, иерей и диакон; -льский, к ним относящ.-тельство, -жение, отправленье священной службы. Церковное священнопение. Священносподвижник м. кто ратует за истины веры. -страдалец, -мученик. -страдальческий, к нему, или к -честву относящ. -тайный, ко свящнм. тайнам относящ.; | получивший откровение тайн сих. — ученик, последователь -учителя, наставника веры.

Писа­ние и Цер­ковь

Суще­ствует, на первый взгляд, как бы некое раз­но­гла­сие между поня­тием свя­то­сти в Свя­щен­ном Писа­нии, осо­бенно Нового Завета, и тра­ди­цией Церкви. Апо­стол Павел, напри­мер, назы­вает свя­тыми всех хри­стиан, хотя по своему нрав­ствен­ному уровню среди них были и люди дале­кие от свя­то­сти (ср.: 1Кор.6:1–2). Напро­тив, с самого начала суще­ство­ва­ния Церкви и во все после­ду­ю­щие вре­мена свя­тыми ею пре­иму­ще­ственно име­ну­ются хри­сти­ане, отли­ча­ю­щи­еся особой духов­ной чисто­той и рев­но­стью хри­сти­ан­ской жизни, подви­гом молитвы и любви, муче­ни­че­ством за Христа и т.д.

Однако оба эти под­хода озна­чают не раз­ли­чие в пони­ма­нии свя­то­сти, но лишь оценку одного и того же явле­ния на разных уров­нях. Ново­за­вет­ное упо­треб­ле­ние тер­мина исхо­дит из того, какими при­званы быть веру­ю­щие, давшие обе­ща­ние Богу доброй сове­сти (1Пет.3:21) и полу­чив­шие дар бла­го­дати Кре­ще­ния, хотя в насто­я­щий момент и явля­ю­щи­еся еще плот­скими, то есть греш­ными и несо­вер­шен­ными. Цер­ков­ная же тра­ди­ция логи­че­ски завер­шает ново­за­вет­ное пони­ма­ние, увен­чи­вая орео­лом славы тех хри­стиан, кото­рые своей пра­вед­ной жизнью осу­ще­ствили это при­зва­ние. То есть обе эти тра­ди­ции гово­рят об одном и том же – об особой при­част­но­сти хри­сти­а­нина Духу Божию, и обу­слав­ли­вают саму воз­мож­ность такой при­част­но­сти сте­пе­нью рев­но­сти веру­ю­щего в духов­ной жизни. «Не всякий, гово­ря­щий Мне: Гос­поди! Гос­поди! войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного.….….… отой­дите от Меня, дела­ю­щие без­за­ко­ние» (Мф.7:21–27). «Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его» (Мф.11:12).

По при­зван­но­сти к иной, новой жизни во Христе Апо­стол име­нует всех хри­стиан свя­тыми, и этим наиме­но­ва­нием под­чер­ки­вает открыв­шу­юся для всех веру­ю­щих воз­мож­ность стать новым тво­ре­нием (Гал.6:15). Став­ших иными по отно­ше­нию к миру, стя­жав­ших Духа Свя­того и явив­ших Его силу в нашем мире Цер­ковь с самого начала своего суще­ство­ва­ния назы­вает свя­тыми.

В словаре Ожегова

СВЯТОЙ, -ая, -ое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освященная). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -ого, м. В христианстве и нек-рых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. * Святая истина — о чем-н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) — нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места — места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) — о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) — всегда найдется тот, кто займет какое-н. освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.)- заклинание, ограждающее себя от че-го-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) — божба. || ж. святая, -бй (к 4 знач.). ||сущ. святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Бог и чело­век

Факт изна­чаль­но­сти и все­общ­но­сти рели­гии в исто­рии чело­ве­че­ства сви­де­тель­ствует не просто о тео­ре­ти­че­ской удо­вле­тво­ри­тель­но­сти идеи Бога как без­услов­ного Источ­ника всякой жизни и вся­кого блага, но и о глу­бо­ком соот­вет­ствии рели­гии при­роде чело­века, о все­сто­рон­ней ее оправ­дан­но­сти в исто­ри­че­ском, соци­аль­ном и инди­ви­ду­аль­ном опыте.

Сущ­ность рели­гии обычно, и спра­вед­ливо, усмат­ри­ва­ется в особом еди­не­нии чело­века с Богом, духа чело­ве­че­ского с Духом Божиим. При этом каждая рели­гия ука­зы­вает свой путь и свои сред­ства к дости­же­нию этой цели. Однако всегда оста­ется незыб­ле­мым посту­лат обще­ре­ли­ги­оз­ного созна­ния о необ­хо­ди­мо­сти духов­ного един­ства чело­века с Богом для дости­же­ния вечной жизни. Эта идея крас­ной нитью про­хо­дит через все рели­гии мира, вопло­ща­ясь в раз­лич­ных мифах, ска­за­ниях, дог­ма­тах и под­чер­ки­вая в разных планах и с раз­лич­ных сторон без­услов­ную зна­чи­мость и пер­вич­ность духов­ного начала в жизни чело­века, в обре­те­нии им ее смысла.

Бог, лишь отча­сти открыв Себя в Ветхом Завете, явился в пре­дельно доступ­ной чело­веку пол­ноте в Боге Слове вопло­щен­ном, и воз­мож­ность еди­не­ния с Ним стала осо­бенно явствен­ной и ощу­ти­мой бла­го­даря создан­ной Им Церкви. Цер­ковь есть един­ство в Духе Святом всех разум­ных тво­ре­ний, сле­ду­ю­щих воле Божией и таким обра­зом вхо­дя­щих в Бого­че­ло­ве­че­ский Орга­низм Хри­стов – Тело Его (Еф.1:23). Поэтому Цер­ковь есть обще­ство святых. Однако член­ство в ней обу­слов­лено не про­стым фактом при­ня­тия веру­ю­щим Кре­ще­ния, Евха­ри­стии и других таинств, но и особой его при­част­но­стью Духу Свя­тому. Так что бес­спор­ный по всем внеш­ним пока­за­те­лям член Церкви может и не быть в ней, если он не удо­вле­тво­ряет вто­рому усло­вию. Эта мысль может пока­заться стран­ной: разве в таин­ствах хри­сти­а­нин не при­об­щился Духу Свя­тому? А если да, то о каком еще при­об­ще­нии может идти речь? Этот вопрос имеет прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние для пони­ма­ния свя­то­сти в Пра­во­сла­вии.

В словаре Ефремовой

Ударение: свято́й

  1. м. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.
  • прил.
      Преисполненный святости; божественный.
  • Употребляется как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.
  • Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.
  • 4)

  • Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
  • Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.
  • 5)

    1. перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке).
    2. Благородный, возвышенный.
  • перен. Глубоко чтимый, дорогой, заветный.
  • перен. Нерушимый, незыблемый.
  • перен. Чрезвычайно важный, высокий, почетный.
  • Свя­тость

    Широ­кий анализ поня­тия свя­то­сти дает в своем «Столпе…» свя­щен­ник Павел Фло­рен­ский. При­ве­дем здесь неко­то­рые его мысли.

    «Когда мы гово­рим о святой Купели, о святом Мире, о Святых Дарах, о святом Пока­я­нии, о святом Браке, о святом Елее… и так далее, и так далее и, нако­нец, о Свя­щен­стве, како­вое слово уже вклю­чает в себя корень «свят», то мы прежде всего разу­меем именно неот­мир­ность всех этих Таинств. Они – в мире, но не от мира… И такова именно первая, отри­ца­тель­ная грань поня­тия о свя­то­сти. И потому, когда вслед за Таин­ствами мы име­нуем святым многое другое, то имеем в виду именно особ­ли­во­стъ, отре­зан­ность от мира, от повсе­днев­ного, от житей­ского, от обыч­ного – того, что назы­ваем святым… Посему, когда Бог в Ветхом Завете назы­ва­ется Святым, то это значит, что речь идет о Его над­мир­но­сти, о Его транс­цен­дент­но­сти миру…

    И в Новом Завете, когда мно­же­ство раз апо­стол Павел назы­вает в своих посла­ниях совре­мен­ных ему хри­стиан свя­тыми, то это озна­чает в его устах, прежде всего, выде­лен­ность хри­стиан из всего чело­ве­че­ства …

    Несо­мненно, в поня­тии свя­то­сти мыс­лится, вслед за отри­ца­тель­ною сто­ро­ною ее, сто­рона поло­жи­тель­ная, откры­ва­ю­щая в святом реаль­ность иного мира…

    Поня­тие свя­то­сти имеет полюс нижний и полюс верх­ний и в нашем созна­нии непре­станно дви­жется между этими полю­сами, вос­ходя вверх и нис­ходя обратно… И лествица эта, про­хо­ди­мая снизу вверх, мыс­лится как путь отри­ца­ния мира… Но она может рас­смат­ри­ваться и как про­хо­ди­мая в направ­ле­нии обрат­ном. И тогда она будет мыс­литься как путь утвер­жде­ния миро­вой реаль­но­сти через освя­ще­ние этой послед­ней».

    Таким обра­зом, по мысли отца Павла, свя­тость это, во-первых, чуж­дость по отно­ше­нию к миру греха, отри­ца­ние его. Во-вторых – она кон­крет­ное поло­жи­тель­ное содер­жа­ние, ибо при­рода свя­то­сти Боже­ственна, она онто­ло­ги­че­ски утвер­ждена в Боге. В то же время, свя­тость, под­чер­ки­вает он, – не мораль­ное совер­шен­ство, хотя она и соеди­нена с ним нераз­рывно, но – «соприс­но­су­щ­пость неот­мир­ным энер­гиям». Нако­нец, свя­тость есть не только отри­ца­ние, отсут­ствие вся­кого зла и не только явле­ние иного мира, Боже­ствен­ного, но и незыб­ле­мое утвер­жде­ние «миро­вой реаль­но­сти через освя­ще­ние этой послед­ней».

    Эта, третья, сто­рона свя­то­сти гово­рит о том, что она явля­ется силой, пре­об­ра­жа­ю­щей не только чело­века, но и мир в целом так, что будет Бог все во всем (1Кор.15:28). В конеч­ном счете, все тво­ре­ние должно стать иным (И увидел я новое небо и новую землю – От.21:1) и являть собой Бога. Но в этом про­цессе со сто­роны тво­ре­ния актив­ную роль может играть только чело­век, потому на него воз­ла­га­ется вся пол­нота ответ­ствен­но­сти за тварь (Рим.8:19–21). И здесь с особой силой откры­ва­ется зна­че­ние святых, став­ших в усло­виях зем­ного бытия начат­ком (Рим.11:16) буду­щего все­об­щего и пол­ного освя­ще­ния.

    Святые – это, прежде всего, иные люди, отлич­ные от живу­щих по сти­хиям мира сего, а не по Христу (Кол.2:8). Иные потому, что они борются и с помо­щью Божией побеж­дают «похоть плоти, похоть очей и гор­дость житей­скую» (1Ин.2:16), – все то, что пора­бо­щает людей мира сего. В этой выде­лен­но­сти святых из мира тро­я­кой похоти, из атмо­сферы греха, можно видеть одну из прин­ци­пи­аль­ных харак­те­ри­стик свя­то­сти и един­ство пер­во­на­чаль­ного апо­столь­ского и цер­ковно-тра­ди­ци­он­ного ее пони­ма­ния.

    В словаре Фасмера Макса

    свято́й свят, свята́, свя́то, укр. святи́й, блр. святы́, др.-русск. святъ, ст.-слав. свѩтъ ἅγιος, ἱερός, болг. свет, света́, свето́ (Младенов 571), сербохорв. све̑т, све́та, све̑то, словен. svẹ̑t, svẹ́ta, ж., чеш. svatý, слвц. svätý, польск. święty, в.-луж. swjaty, н.-луж. swěty, полаб. sjǫte. Праслав. *svętъ родственно лит. šveñtas, др.-прусск. swenta- в местн. нн., авест. spǝnta- «святой», sраnаh- «святость», др.-инд. вед. c̨vāntás «процветающий», сюда же лтш. svinêt, svinu «праздновать» (Траутман, ВSW 311; М.–Э. 3, 1156, 1160; Уленбек, Aind. Wb. 322; Розвадовский, RО I, 102). Лтш. svę̀ts «святой, благочестивый» заимств. из слав. (М.–Э. 3, 1156). Недостоверно родство с гот. hunsl ср. р. «жертва» (Цупица, GG, 187; Торп 93; Уленбек, там же; РВВ 30, 293).

    Что основ­ное в них?

    Сми­ре­ние явля­ется един­ствен­ной доб­ро­де­те­лью, кото­рая дает воз­мож­ность чело­веку пре­бы­вать в так назы­ва­е­мом непа­да­тель­ном состо­я­нии. В этом осо­бенно убеж­дает исто­рия пер­во­здан­ного чело­века, обла­дав­шего всеми дарами Божи­ими (Быт.1:31), но не имев­шего опыт­ного позна­ния своей не само­быт­но­сти, своей ничтож­но­сти без Бога, то есть не имев­шего опыт­ного сми­ре­ния и потому столь легко возо­мнив­шего о себе. Опыт­ное же сми­ре­ние про­ис­те­кает у чело­века при усло­вии понуж­де­ния себя к испол­не­нию запо­ве­дей Еван­ге­лия и пока­я­нию. Как гово­рит преп. Симеон Новый Бого­слов: «Тща­тель­ное испол­не­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых научает чело­века его немощи». Позна­ние своего бес­си­лия стать духовно и нрав­ственно здра­вым, святым без помощи Божией создает твер­дую пси­хо­ло­ги­че­скую базу для непо­ко­ле­би­мого при­ня­тия Бога как источ­ника жизни и вся­кого блага. Опыт­ное сми­ре­ние исклю­чает воз­мож­ность нового гор­де­ли­вого меч­та­ния стать «как Бог» (Быт.3:5) и нового паде­ния.

    По суще­ству, под­лин­ное воз­рож­де­ние хри­сти­а­нина и начи­на­ется лишь тогда, когда он в борьбе с грехом увидит всю глу­бину повре­жден­но­сти своей при­роды, прин­ци­пи­аль­ную неспо­соб­ность без Бога исце­литься от стра­стей и достичь иско­мой свя­то­сти. Такое само­по­зна­ние откры­вает чело­веку Того, Кто хочет и может спасти его из состо­я­ния поги­бели, откры­вает ему Христа. Именно этим объ­яс­ня­ется столь исклю­чи­тель­ное зна­че­ние, при­да­ва­е­мое сми­ре­нию всеми свя­тыми.

    Преп. Мака­рий Еги­пет­ский гово­рит: «Вели­кая высота есть сми­ре­ние. И почесть и досто­ин­ство есть сми­рен­но­муд­рие». Свт. Иоанн Зла­то­уст назы­вает сми­ре­ние глав­ной из доб­ро­де­те­лей, а преп. Вар­са­ну­фий Вели­кий учит, что «сми­ре­ние имеет пер­вен­ство среди доб­ро­де­те­лей». Преп. Симеон Новый Бого­слов утвер­ждает: «Хотя много есть видов воз­дей­ствий Его, много зна­ме­ний силы Его, пер­вей­шее всего дру­гого и необ­хо­ди­мей­шее есть сми­ре­ние, так как оно есть начало и осно­ва­ние“. Сми­ре­ние, при­об­ре­та­е­мое пра­виль­ной хри­сти­ан­ской жизнью, явля­ется, фак­ти­че­ски, новым свой­ством, неиз­вест­ным пер­во­здан­ному Адаму, и оно – един­ствен­ное твер­дое осно­ва­ние непа­да­тель­ного состо­я­ния чело­века, его истин­ной свя­то­сти.

    В словаре Д.Н. Ушакова

    СВЯТО́Й (святый церк., ·устар.), святая, святое; свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях — обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (рел.). Святой дух. Святая церковь. 2. В тех же представлениях — праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (рел.). Святой человек. «Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался.» Пушкин. 3. в знач. сущ. святой, святого, ·муж., святая, святой, ·жен. В христианском культе — человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. «Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой.» Лесков. «Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее.» М.Горький. 4. В христианском культе — прил., по ·знач. связанное с таким человеком (церк.). «Накажи, святой угодник, капитана Борозду.» Пушкин. «Святые мощи перенести, поставить их в соборе.» Пушкин. 5. в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, ·муж. Иконы с изображениями таких людей (рел. ·устар. ). «Под святыми стол дубовый.» Пушкин. «Под святыми в уголке робко притаилась.» Жуковский. 6. В христианском культе — наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие). 7. перен. Проникнутый чем-нибудь высоким, возвышенный, идеальный (·поэт., ·устар. ). «Молчит его святая лира.» Пушкин. «Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость.» Пушкин. «С любовью вечною, святой я помню о стране родной.» И.Козлов. «Пусть нам звездою путеводной святая истина горит.» Плещеев. «Там угасает, как рабыня, святая женская душа.» Некрасов. «Любовь… святые волнения!» Гончаров. | Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (·книж. ·торж. ). «О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?» Жуковский. «Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого.» Салтыков-Щедрин. «Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви.» Гончаров. | Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (·книж. ·торж. ). «…Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти.» Молотов. Защита социалистического отечества — святая обязанность трудящихся. Святой долг. «Он пал героем …он в сечу ринулся — и, падши, совершил великое, святое дело.» Пушкин. | Совершенно необходимый, очень важный (·разг. ). «Услуга в дружбе — вещь святая.» Крылов. «Соглашение — святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным.» Салтыков-Щедрин. | Незыблемый, нерушимый. «…Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти…» Ленин. «Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу.» Пушкин. «Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою.» Языков. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Что взято, то свято.» (посл.) «Зачем же мнения чужие только святы?» Грибоедов. Как бог свят (·разг. ·устар.) — перен. обязательно, во всяком случае. «Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю.» Пушкин. Святая неделя или святая (·разг. ·устар., церк.) — праздник пасхи у христиан. Святая простота! — см. простота» title=’что такое простота, значение слова простота в словаре Ушакова’>простота. Святая Русь (·нар.-поэт., ·ритор.) — название Руси, России. «Святая Русь! отечество! я твой.» Пушкин. «А не ездил бы Добрыня по святой Руси.» Былина. Святая святых нескл., ·жен. (·книж. ·ритор.) — что-нибудь особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. «Трудно проникнуть в святая святых человека.» Лесков. (·первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) Святой отец или владыка (церк.) — почтительное обращение к служителю культа. — И он убежал, отец игумен? — Убежал, святый владыка. «Вот уже тому третий день.» Пушкин. Святым духом — см. дух. Хоть святых (вон) выноси (·разг.) — погов. о совершенно непристойном, безобразном поведении (·срн. святой в 5 ·знач. ). «Умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.» Гоголь.

    Сту­пени жизни

    Если ветхая (Еф.4:22) при­рода насле­до­ва­лась потом­ками Адама в есте­ствен­ном порядке, то рож­де­ние от Вто­рого Адама (1Кор.15:47) и при­об­ще­ние Духу Свя­тому про­ис­хо­дит через созна­тельно-воле­вой про­цесс личной актив­но­сти, име­ю­щий две прин­ци­пи­ально раз­лич­ные сту­пени.

    Первая, когда уве­ро­вав­ший духовно рож­да­ется в таин­стве Кре­ще­ния, полу­чая семя (Мф.13:3–23) Нового Адама и тем самым ста­но­вясь членом Его Тела – Церкви. Преп. Симеон Новый Бого­слов гово­рит: «…уве­ро­вав­ший в Сына Божия… кается… в преж­них грехах своих и очи­ща­ется от них в таин­стве Кре­ще­ния. Тогда Бог Слово входит в кре­щен­ного, как в утробу Прис­но­девы, и пре­бы­вает в нем как семя» Но Кре­ще­нием чело­век не пре­вра­ща­ется «авто­ма­ти­че­ски» из «вет­хого чело­века» (Еф. 4:22) в «нового» (Еф.4:24). Очи­ща­ясь от всех грехов своих и упо­доб­ля­ясь тем пер­во­здан­ному Адаму, веру­ю­щий в Кре­ще­нии, тем не менее, сохра­няет, по выра­же­нию преп. Мак­сима Испо­вед­ника, страст­ность, тлен­ность и смерт­ность, уна­сле­до­ван­ные им от согре­шив­ших пра­ро­ди­те­лей, в нем оста­ется удо­бо­пре­клон­ность к греху.

    Поэтому та свя­тость, к кото­рой чело­век при­зван, таин­ством Кре­ще­ния еще не дости­га­ется. Этим таин­ством пола­га­ется лишь ее начало, а не свер­ше­ние, чело­веку дается лишь семя, но не само древо, при­но­ся­щее плоды Духа Свя­того.

    Второй сту­пе­нью явля­ется та пра­виль­ная (пра­вед­ная) духов­ная жизнь, бла­го­даря кото­рой веру­ю­щий воз­рас­тает в мужа совер­шен­ного, в меру пол­ного воз­раста Хри­стова (Еф.4:13) и ста­но­вится спо­соб­ным к при­ня­тию осо­бого освя­ще­ния Духом Святым. Ибо семя Кре­ще­ния у хри­стиан лука­вых и лени­вых (Мф.25:26) так и оста­ется не про­рос­шим и потому бес­плод­ным (Ин.12:24), но попа­дая на добрую землю, дает всходы и при­но­сит соот­вет­ству­ю­щий плод. Этот плод (а не семя) и озна­чает иско­мое при­об­ще­ние Духу Свя­тому – свя­тость. Притча о закваске, кото­рую жен­щина, взяв, поло­жила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф.13:33), наглядно выра­жает харак­тер этого таин­ствен­ного изме­не­ния чело­века и его при­об­ще­ния Духу Свя­тому в Церкви и дей­стви­тель­ное зна­че­ние в этом про­цессе таинств. Как закваска, поло­жен­ная в тесто, ока­зы­вает свое дей­ствие посте­пенно и при вполне опре­де­лен­ных усло­виях, так и «закваска» Кре­ще­ния «пере­ква­ши­вает» плот­ского чело­века в духов­ного (1Кор.3:1–3), в «новое тесто» (1Кор.5:7) не момен­тально, не маги­че­ски, но во вре­мени, при соот­вет­ству­ю­щем духовно-нрав­ствен­ном его изме­не­нии, ука­зан­ном в Еван­ге­лии. Таким обра­зом, от хри­сти­а­нина, полу­чив­шего талант оправ­да­ния даром (Рим.3:24), зави­сит погу­бить его в земле своего сердца (Мф.25:18) или умно­жить.

    Послед­нее и озна­чает особое при­об­ще­ние Духу Свя­тому кре­ще­ного. И это один из важ­ней­ших прин­ци­пов пра­во­слав­ного пони­ма­ния духов­ной жизни, хри­сти­ан­ского совер­шен­ства, свя­то­сти. Просто и кратко он был выра­жен преп. Симео­ном Новым Бого­сло­вом: «Все ста­ра­ния и весь подвиг его (хри­сти­а­нина – А. О.) должен быть обра­щен на то, чтобы стя­жать Духа Свя­того, ибо в этом и состоит духов­ный закон и бла­го­бы­тие». О том же гово­рил в одной из бесед и преп. Сера­фим Саров­ский: «Цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в стя­жа­нии Духа Божия, и это цель жизни вся­кого хри­сти­а­нина, живу­щего духовно».

    Итак, ока­зы­ва­ется, веру­ю­щему, полу­чив­шему в таин­ствах пол­ноту даров Духа Свя­того, тре­бу­ется еще особое Его «стя­жа­ние», кото­рое и есть свя­тость.

    В словаре Синонимов

    безукоризненный, безупречный, праведный; божественный, священный; великомученик, важнейший, чудотворец, безгрешный, свято чтимый, ангел кротости, ягненок, святитель, возвышенный, белый, высокий, крепкий, истинный, бодхисатва, благородный, агнец божий, неразрывный, угодник, величественный, набожный, вали, праведник, идеальный, освященный, святой человек, сакральный, блаженный, мученик, нерушимый, благочестивый, преподобный, агнец, ангел во плоти, ангел, нерасторжимый, непогрешимый, непорочный

    В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

    1. свято́й, свята́я, свято́е, святы́е, свято́го, свято́й, свято́го, святы́х, свято́му, свято́й, свято́му, святы́м, свято́й, святу́ю, свято́е, святы́е, свято́го, святу́ю, свято́е, святы́х, святы́м, свято́й, свято́ю, святы́м, святы́ми, свято́м, свято́й, свято́м, святы́х, свя́т, свята́, свя́то, свя́ты, святе́е, посвяте́е, святе́й, посвяте́й 2. свято́й, святы́е, свято́го, святы́х, свято́му, святы́м, свято́го, святы́х, святы́м, святы́ми, свято́м, святы́х

    Поделиться значением слова:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]