Тайна нашего спасения по молитвам Архангела Михаила


Глава 6. Явление и чудотворения святых Архангелов

Спасение ребенка стрелочника

В 1885 году помощник начальника московского Октябрьского вокзала Ф.И. Соколов сообщил такой случай. У него был знакомый железнодорожный служащий – стрелочник, который служил на одной из ближайших к Москве станций Октябрьской железной дороги. Однажды при исполнении своих служебных обязанностей на линии ему пришлось пережить ужасные минуты. Из Петрограда в Москву шел курьерский поезд. Стрелочник вышел ему навстречу, чтобы перевести стрелку и направить его на свободный путь. Смотрит, далеко впереди уже виднеется дымок и слышен свисток паровоза. Оглянувшись назад, он видит: по полотну навстречу поезду бежит его трехлетний сынишка и что-то держит в руках. Бросить стрелку и бежать навстречу сыну, чтобы увести его с полотна, было уже поздно. Что делать? А поезд между тем приближался, и через минуты две, если он не перевел бы стрелку, состав должен был промчаться по другому пути, занятому, и потерпеть крушение, что привело бы к сотням человеческих жертв. Тогда всем сердцем он воззвал к Богу: «Да будет воля Твоя святая», – перекрестился, закрыл глаза и повернул стрелку. Мгновение – и поезд промчался уже по полотну, по которому только что бежал его маленький сын. Когда поезд скрылся из виду и пыль немного улеглась, стрелочник бегом направился к тому месту, где был его сын, думая найти хотя бы останки трупика, и что же видит: мальчик, сложив ручки на груди, лежит ниц на земле. Отец закричал ему: «Сын мой, ты жив?» «Я жив, жив», – весело отвечал он, поднялся на ножки, продолжая прижимать к своей груди вороненка. В глазах его не было и следа страха. Отец спросил его: «Как же ты догадался лечь на землю?» А мальчик ответил: «Какой-то светлый, красивый, добрый юноша с крыльями склонился надо мной и пригнул меня к земле». Стрелочник понял, что, когда он воззвал к Господу, Божий Ангел чудесно спас его ребенка. Избавление от неминуемой смерти произошло в самый день праздника, посвященного св. Архистратигу Михаилу (8/21 ноября). Святой Архангел и был тем нежданным спасителем, явившим скорую помощь в заведомо гибельной ситуации.

Явления Архангела Михаила запорожским казакам

К началу XVII века относится явление св. Архангела Михаила запорожским казакам. Рассказ об этом событии записан митрополитом Киевским Петром Могилой и приведен протоиереем Григорием Дьяченко в его книге «Духовный мир» как пример Божьего милосердия к кающимся грешникам: «После победы над турецкими войсками под Хотином запорожские казаки, по своему обыкновению, вторглись в турецкие земли для грабежа. Разграбив много сел и городов турецких и наполнив богатой добычей свой корабль, запорожцы пустились по морю в обратный путь и уже приближались к Запорожью. Но в это время поднялся страшный противный ветер, и огромные волны с такою силою ударяли о корабль, что в нем скоро образовалась течь, и он быстро стал наполняться водой и тонуть. Видя неминуемую свою погибель, грабители-запорожцы обратились со слезами и воплем к Богу, да избавит их молитвами Пречистой Богородицы Печерской и св. Архистратига Михаила от угрожающей им опасности, дав при этом обет послужить некоторое время в обители Матери Божией. И вот, когда они молились, совершилось великое чудо: из нижней части корабля внезапно явился пред ними златовидный юноша на блестящем коне и, став посреди погибающих запорожцев, сказал им: «Не бойтесь, мужи, но прилежно молите Бога, и Он избавит вас от смерти, на то Он и послал меня», – и вдруг стал невидим. Между тем ветер утих, море успокоилось, а корабль, который был уже до половины наполнен водою, оказался теперь совершенно сухим, как будто бы в нем никогда не было воды. Бывшие свидетелями такого чуда запорожцы от всего сердца прославили Бога, избавившего их от ужасной смерти, и благополучно возвратились на родину, где и поспешили выполнить данный ими обет послужить в обители Божией Матери в великой Киевской лавре».

«Повесть об азовском осадном сидении донских казаков» рассказывает о 3-месячной обороне крепости Азов небольшим казацким гарнизоном от трехсоттысячной турецкой армии в 1641 году. Предполагаемый автор повести – Федор Иванович Порошин, войсковой подьячий, участник и свидетель описываемых им событий, – сообщает не только о ходе боевых действий, трудностях осадной жизни, переговорах с противником и т. д., но показывает духовную сторону казачьего бытия, содержащую и молитвенное обращение к Богу, Богородице, Силам Небесным, св. Иоанну Предтече, св. Николаю Чудотворцу за поддержкой в борьбе с бусурманами, и хранение людьми Божьими, как себя называли казаки, чистоты, душевной и телесной (полностью соблюдали время поста). Многим из них дано было увидеть и во сне, и наяву «…жену прекрасну и светлолепну в багрянице светле на воздусе стояще посреди града Азова, ово мужа древна, власата, боса, в светлых ризах, взирающих на полки бусурманские». Пресвятая Богородица укрепляет православных в их тяжелой битве с агарянами и дает весть о скором отмщении и грядущей победе. Ангел Господень предводительствует казаками во время их боевых вылазок из крепости: «А на выласках от нас из града все видеша бусурманы, турки и крымцы и наган, мужа храбра и младова во одежде ратной со единем мечем голым на бою ходяще, множество бусурман побиваше. А наши очи то не видели, лише мы по утру по убитом знаем, что дело Божие, не рук наших: пластаны люди турские, изсечены наполы. Сослана на их победа была с небеси, и они о том нас спрашивали: «Скажите нам, казаки, хто у вас из Азова города выезжают к нам в полки наши турецкие два младыя мужика в белых ризах, с мечами голыми? И побивают они у нас нашу силу турецкую всю и пластают людей наших на полы во всей одежде». И мы про то им сказывали: «То выходят воеводы наши». Внезапное отступление турецкой армии от стен крепости ночью 26 сентября пленные татары и турки единодушно объясняли следующим образом: «В нощи де в той с вечера было нам страшное видение. На небеси над нашими полками бусурманскими шла великая и страшная туча от Русии, от вашего царства Московскаго. И стала она против самого табору нашего, а перед нею, тучею, идут по воздуху два страшные юноши, а в руках своих держат мечи обнаженные, а грозятся на наши полки бусурманские. В те поры мы их всех узнали. Тою нощию и страшные воеводы азовские во одежде ратной выходили на бой в приступы наши из Азова града – пластали нас и в збруях наших надвое. От того-то страшного видения (побежали мы) без пашей наших и царя крымского с таборов».

Явления Архистратига Михаила императору Павлу

«В начале января 1798 года, когда императрица Мария Федоровна готовилась быть матерью десятого младенца (Михаила, 28 января 1798 г.), императору Павлу представлялась в Зимнем дворце депутация петербургских старообрядцев для выражения ему чувств признательности за оказываемое им покровительство. Купец Малов поднес императору древнюю икону Михаила Архангела в драгоценной золотокованой ризе. Государь очень милостиво принял депутацию; икона была поставлена в кабинете государя, и перед нею затеплена лампада. В сумерки этого дня Павел I, возвратясь в свой кабинет с половины супруги, состояние здоровья которой внушало ему серьезные опасения, в глубокой задумчивости сел в кресло у стола и устремил свои прекрасные голубые глаза на икону, поднесенную ему старообрядцами. Тихий шорох пробудил его от задумчивости; он оглянулся: у дверей стоял старик в монашеской рясе, с красивым лицом, изборожденным морщинами, с длинною седою бородою, с кротким, приветливым взглядом. Как он попал в кабинет государя? Об этом Павел Петрович никогда никого не спрашивал…

– Что скажешь, сударь? – обратился он к незнакомцу.

– Супруга твоя, – отвечал тот, – подарит тебя сыном – Михаилом. Этим же именем святого Архангела ты наречешь дворец, который строишь на месте своего рождения.

Помни слова мои: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней».

И таинственный гость исчез за дверью, как показалось государю. 28 января императрица разрешилась от бремени сыном, и, по желанию Павла I, ему, при молитве, дано было имя Михаил. В то самое время, когда грохот пушек с бастионов Петропавловской крепости возвестил жителям столицы о приращении царской семьи, любимец государя, граф Кутайсов, доложил ему, что дежурный по внутреннему дворцовому караулу офицер желает сообщить государю по секрету нечто важное. В первую минуту Павел встревожился: подобно всем первым людям, при всяком внезапном известии он ощущал неприятное, болезненное чувство.

– Пошли его сюда! – сказал он, несколько приободрившись.

– Честь имею донести Вашему Императорскому Величеству, – отрапортовал офицер, – что на посту, занимаемом часовым из Шенбургского полка, произошел необыкновенный казус…

– Какой такой, сударь? – Часовой, вероятно, в припадке горячки, доложил мне о каком-то бывшем ему видении… Какой-то старец в монашеской рясе, в самый момент разрешения от бремени Ее Императорского Величества, подойдя к часовому, сказал: «Напомните государю, чтобы новорожденный назван был Михаилом, а вновь строящийся дворец – Михайловским.

– Прислать сюда часового! – крикнул государь.

Часовой, дрожа от страха, слово в слово повторил то, что дежурный по караулу передал императору. К удивлению солдата и офицера, государь сказал:

– Знаю, знаю… Это уже исполнено!

Часовому государь приказал выдать щедрую награду, а офицеру пожаловал орден св. Анны. На другой же день он потребовал к себе архитектора Бренно.

– На главном фронтоне, обращенном к Итальянской улице, – приказал ему государь, – сделайте надпись эту самую. – Он подал ему лоскут бумаги, на котором собственною рукою государя было начертано: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Историк, сообщающий об этом событии, отмечает, что число букв (47) вышеприведенной надписи, и доныне сохранившейся на фронтоне Михайловского замка, равняется числу лет, прожитых императором Павлом (1754–1801)».

При посещении епископом Порфирием (Успенским) Афонского Дохиарского монастыря (в 1846 и 1859 гг.) им обнаружено замечательное сказание о постройке в Санкт-Петербурге церкви св. Архистратига Михаила в 1797 г. императором Павлом Петровичем. Текст «Сказания…», переведенный с греческого языка святителем Порфирием, не только сообщает новые удивительные подробности видения Павла I, но главным образом открывает имя загадочного старца-инока, прямо называя его Архангелом Михаилом. Здесь же дано свидетельство о том, что Небесный Хранитель русских государей впервые явился Павлу, когда тот был еще двадцатилетним юношей, и предсказал ему воцарение на российском престоле. Помянув сказанное, обратимся к тексту:

«Братие! Всегда и постоянно величайший Чиноначальник всех небесных Ангелов и Архистратиг воинства Господня, светозарный и велелепнейший Михаил творил многие и разные чудеса в разные времена и в разных местах. Но и ныне он не перестает творить такие же великие чудеса, поистине достойные архангельского величия его.

Одно из них есть то дивное диво, которое совершено им в присутствии благочестивейшего императора Всероссийского государя Павла Петровича. А совершилось оно так. Когда реченный Павел был еще двадцатилетний, тогда в видении явился ему Архангел Михаил и предсказал, что он со временем будет царь, присовокупив: когда это будет, тогда пусть он вспомнит предсказание сие и построит храм во имя его. Павел дал обещание явившемуся, что исполнит веление его, а пробудившись от сна, тотчас записал в памятной книге жизни своей это видение, которое видел, и день и обещание, данное Архангелу. Однако, когда сделался царем в прошедшем году по предсказанию Архангела Михаила, то среди многих царственных забот забыл данное Архангелу обещание построить храм во имя его. Но Божественный Михаил опять напомнил сему царю прежнее обещание его, и вот как. Приняв на себя вид монаха, он чувственно и видимо подходит к первому телохранителю царя и говорит ему: иди и скажи царю, чтобы он сломал тот дворец, который построен в таком-то месте, и там построил бы храм Архангелу Михаилу. Телохранитель этот обещался пойти и сказать сие царю, а по причине божеской перемены в уме своем и удивления при виде явившегося монаха забыл допросить говорившего с ним, кто он, и откуда, и почему, и разузнать прочие обстоятельства, как это обычно делают царские люди, исследуя все подобное и записывая, дабы дать подробный отчет в том царям своим; но когда монах тот ушел, тогда телохранитель вспомнил, что ему надлежало допросить явившегося, кто он и откуда и прочее. Вспомнив же это, он тотчас позвал к себе других стражей и приказал им поговорить с оным монахом и воротить его назад. Бегут они и ищут его вверху и внизу. Но монах был невидим. Потому начальник телохранителей, подумав, что если он пойдет к царю и перескажет ему слова монаха, то царь спросит, кто он, откуда и почему, побоялся, как бы не лишиться жизни своей, и не пошел к царю. Архангел же явился ему во второй раз в том же самом виде; и опять случилось то же самое, что и в первый раз. Потом он явился и в третий раз в том же виде и, обличив начальника телохранителей в преступлении, вошел к царю один и сказал ему то же, что говорил и начальнику этому, то есть чтобы он сломал тот дворец, который находится в таком-то месте, и построил бы тут храм Архангелу Михаилу; к этому Архангел присовокупил и то, что он трижды говорил это начальнику телохранителей, но тот побоялся и не объявил этого. Царь же, услышав это, дал обещание исполнить требуемое, но и сам, потерпев ту же перемену в уме своем и то же удивление, которое произошло в душе начальника телохранителей, забыл спросить явившегося, кто он и откуда, и когда он уже удалился, тогда вспомнил, что надобно спросить его. Потому тотчас позвал к себе одного вельможу, который тогда пришел во дворец, и велел ему поговорить с монахом, который только что вышел из дворца, и воротить его назад. Но вельможа отвечал царю, что он никого не видал, так как монах этот сделался невидим. Тогда царь позвал начальника телохранителей и допросил его о являвшемся монахе; и он рассказал ему все дело, как оно было. После этого царь вспомнил, что во сне видел Архангела Михаила, будучи двадцатилетним, вспомнил и данное ему обещание построить храм во имя его, и перелистав царские памятки свои, в которых это было записано, убедился твердо и непререкаемо, что явившийся ему монах был тот самый Архангел Михаил. Затем тотчас приказал сломать тот царский дворец, о котором говорил ему явившийся, и на месте его построил прекрасный и дивный храм во имя Архистратига Михаила. Это чудо огласилось во всем Российском государстве, и о нем говорят везде. А сюда (на Афон) пришли некоторые достойные вероятия монахи русские, которые живут в ските Черный Вир, бывшие очевидцы сломанного дворца и новосозданного храма Архангела Михаила. Это чудо заградило и заграждает и заградит дьявольские уста безбожников, потому что оно есть самое ясное и осязательное доказательство Божества. Оно же предвозвещает и то, что будут великие и всемирные победы царства Россов, почитающего величайшего Архистратига Сил Господних Михаила, его же предстательством да избавимся от видимых и невидимых врагов, и да все сподобимся Царства Небесного. Аминь». Это воспоминание о явлении Михаила Архангела, по свидетельству святителя Порфирия, читалось в Дохиарском монастыре либо во время Богослужения, либо на братской трапезе.

Явления преподобному Парфению Киевскому

Два случая явления Архистратига Михаила отмечены в жизнеописании преподобного старца Парфения Киево-Печерского: «Однажды после всенощного молитвенного бдения, забывшись тонким сном, он видит келью свою наполненную множеством зверообразных чудовищ, устремляющихся на него с яростью. В ужасе он возопил: «Пресвятая Владычице моя, Богородице!» При этом воззвании дивный свет осиял келью, и Преблагословенная Дева в сопровождении Архангела Михаила предстала в неизреченной славе; страшилища исчезли, как дым, а он, пробудившись, в радостном трепете видел уже недремлющим оком сияние на месте, где стояла Пречистая». Будучи иеросхимонахом, старец Парфений ежедневно совершал Божественную литургию. В одно из таких богослужений «1843 года ноября 13-го дня, – пишет он в своих келейных записках, – видех Златоуста со Архистратигом, пришедших ко мне на помощь, и икону содеях на память».

Защитник и покровитель

В книге «На берегу Божьей реки» известный духовный писатель Сергей Александрович Нилус поместил письма одной сестры монашествующей к своему отцу духовному и старцу о своей жизни, начиная с 12 лет и до 73 и далее». Рукопись неизвестной монахини была передана С.А. Нилусу для ознакомления о. Эрастом (Вытропским), заведующим Оптинской канцелярией, 26 января 1909 г. Женщина, написавшая этот дневник, прожила нелегкую жизнь. Вынести все испытания и прийти к истинной вере ей помогло непрестанное водительство со стороны мира духовного. Одним из ее хранителей и наставников был св. Архангел Михаил, который являлся в тонком сне несколько раз, с тем чтобы уберечь и утешить свою подопечную. Вначале св. Архистратиг приходит в видениях как молодой воин необыкновенной красоты, имя которого до времени сокрыто от руководимой им женщины. Вот что увидела она, будучи еще 17-летней. Однажды, не вынеся оскорблений своего мужа, юная супруга обращается к Богу с молитвой об избавлении ее от страданий: «С горькими слезами и чувством скорби я заснула. И вижу я во сне: иду я лугом, покрытым густой, зеленой травой и цветами; а вдали – лес. На дворе будто бы, несмотря на это, стоит холодная осень. Я бегу в этот лес раздетой, но мне не холодно, а легко и весело… По лесу дорога широкая и гладкая, и я бегу по ней… Вдруг откуда-то взялась собака с длинной цепью и преградила мне дорогу. Я испугалась и стала молиться. В это мгновение, смотрю, выходит из лесу молодой человек красоты необыкновенной, в каске и вооружении, как воин, и спрашивает меня: «Куда ты бежишь?» Я остановилась и молчу. Он взял меня за руку и стал говорить так тихо и нежно: «Я сколько раз к тебе приходил, а ты от меня все убегаешь. Ты ведь моя и знай, что я тебя никому не отдам!» Я стала просить его поскорей меня отпустить. Он оставил мою руку и сказал: «Помни ж, что ты моя!» Я бросилась бежать от него по лесу и прибежала к какому-то большому дому, и в доме этом двери сами собою предо мною растворились. Людей я никого не видела. Я вошла в дом. Смотрю: большая, великолепно убранная комната, и в ней лежит множество прекрасных вещей и положено много разной одежды. Я все это рассмотрела и говорю сама с собой: «Господи! Кому все это приготовлено?» И с этими словами я хочу уйти обратно к себе домой. Но тут двери вдруг с большим шумом сами собой затворились, и я оказалась запутанной в каких-то решетках. И вижу я, что мне спасения нет и не выбраться мне из этих решеток. И начала я плакать и просить Господа, чтобы Он помог мне освободиться. В то же мгновение внезапно явился ранее мною виденный юноша. Я стала просить его освободить меня и отпустить домой. «Меня, – говорю, – дома муж ждет. Пустите меня домой, освободите меня!» Видя, что в этом юноше мое избавление, я стала несколько смелее и спросила его: «Чей это дом? Куда я зашла?» И юноша ответил мне: «Дом этот мой, а все, что в нем, принадлежит тебе. Хочешь ли, не хочешь, а будешь жить со мною неразлучно. Помни, что я тебя никому не отдам». И тут юноша этот освободил меня и выпустил из дома. Я бросилась бежать изо всей мочи и была уже от своего дома близко, как вдруг откуда ни возьмись опять на меня выскочила собака и преградила дорогу к дому. И опять явился мне тот дивный юноша. «Куда ты так бежишь? – спрашивает. – Ведь ты без меня зазябнешь!» Тут он подал мне большую турецкую шаль, закутал ею и сказал: «Помни ж, ты никому, кроме меня, принадлежать не должна! Я везде буду с тобою». Это сновидение, как и последующие, стало предзнаменованием важных событий в судьбе повествовательницы, хотя осмысление явленных ей знаков и образов происходило не сразу, а по прошествии определенного времени. Вскоре после сна бедная девушка становится обладательницей собственной деревни по внезапно возникшему желанию ее мужа. А тайная отравительница – крестьянка, покушавшаяся на жизнь юной хозяйки, – выдворяется вон. Через много лет (в возрасте 25 лет) наша героиня видит сон, в котором снова является верный небесный страж и покровитель. Спящая слышит некий голос, приказывающий ей строить дом. Повинуясь изреченному свыше, женщина стала возводить здание. «И вот, когда я ходила около возведенной мною постройки, ко мне вдруг вошел тот же юноша, который когда-то, в сонном видении, одел меня шалью. Подошел он ко мне и стал любоваться постройкой, а затем говорит мне: «Поди, посмотри у себя на дворе: что там делается?» Я взглянула на двор и вижу: половина двора у меня засеяна рожью, и рожь эта уже поспела. И дивлюсь я, какая это и откуда взялась рожь? Растет она, смотрю, кустами и такая, какой я никогда не видывала. Посреди же ржи этой стоит один колос выше всех, и на этом колосе еще несколько колосьев. «Что это за рожь? Что это за колос удивительный?» – спрашиваю я юношу. «Этот колос, – отвечает он мне, – имеет в себе семь колосьев, и каждый колос принесет семь колосьев плода, и все житницы твои засыплются хлебом». Событие, последовавшее вскоре, открыло смысл виденного во сне. Женщина, по воле своего мужа и вопреки его многочисленным наследникам, объявляется единственной обладательницей имения в случае смерти ее супруга. Кончина последнего также была предвещена в одном из снов, в котором вновь появляется тайный наставник и руководитель в образе юноши. «В этот раз он будто бы с какой-то особой властью явился в мой дом и стал все ломать в доме. Сломал часы, мебель, рояль и стал все выкидывать вон из дома; затем схватил моего мужа и запер в комнату, приставив к ней караул и запретив пускать к нему кого бы то ни было… Я стала плакать и просить этого юношу не мучить моего мужа, но он грозно сказал мне: «Помнишь ли, что я несколько раз к тебе являлся и говорил, что ты никому не должна принадлежать, кроме меня? Ты меня все гнала от себя; теперь я сам к тебе пришел и уже без тебя не уйду и везде буду с тобою». В одном из своих писем к сестре эта женщина, к тому времени овдовевшая, описывает сон, в котором устами известного ей молодого воина возвещается о новом замужестве: «Сегодня я видела во сне: будто я – у себя в деревне, хожу в доме по комнатам: и в доме все пусто и ничего нет. Вхожу к себе в кабинет, остановилась у окна, подняла глаза к небу и с умилением стала благодарить Господа за то, что я вдова и что мне так легко стало жить вдовою… Вдруг слышу голос: «Ты скоро должна выйти замуж!» Я оглянулась на звук этого голоса и испугалась: у стола, вижу, сидит тот молодой воин, который мне несколько раз уже являлся во сне. «Нет, – говорю ему, – я никогда замуж не пойду: меня от этого помилует Господь». – «Нет, – возражает он, – пойдешь!» Я стала плакать и просить его, чтобы он избавил меня от нового замужества. Когда я его просила об этом, ко мне вышел какой-то незнакомый офицер. «Вот твой жених! – сказал мне воин, взял его и мою руку и надел нам обоим венчальные кольца. – Смотри же, – говорит он моему жениху, – береги ее, она моя, я тебе ее не совсем отдаю! – А мне сказал: – Не бойся, иди за него: я везде с тобою буду!» – и скрылся от меня». Через две недели и два дня состоялось знакомство, а затем и свадьба с офицером, в точности похожим на того, которого женщина видела во сне. Имя Ангела, на протяжении многих лет сохранявшего свою подопечную, неожиданно открылось в одном из ее видений. Опуская содержание всего сна, приведем лишь то место, которое касается св. Архангела Михаила. «Стала я у окна [женщина видит себя в собственном доме. – М.М.] и чувствую грусть неимоверную… А на небе, вижу, поднимается страшная буря, и над землей низко понеслись черные, клубящиеся тучи… В ужасном страхе упала я на колени и стала молиться, а с неба глаз не свожу. И вижу: среди волнующихся туч надвигающейся бури показался лучезарный Ангел и стал бороться с ними, останавливая бурю. И услыхала я голос, громко взывающий: «Где она, где она?» И тут ко мне в спальню вбежала моя давно умершая двоюродная сестра, схватила меня за руку и увела в другую комнату со словами: «Этому так должно быть. Успокойся: Архангел Михаил унимает твою бурю!»

Избавителем и путеводителем праведных душ после расставания их с земной юдолью преставлен св. Архангел Михаил в замечательном сновидении одного оптинского подвижника, которое приводит С.А. Нилус в книге «Сила Божия и немощь человеческая». Иеромонах Варсонофий спустя шесть с небольшим недель по преставлении иеромонаха Предтеченского скита Оптиной Пустыни Никона (2.10.1850) увидел последнего во сне.

Из жизнеописания великой подвижницы Антонии – игуменьи Сретенского монастыря в г. Кашине Тверской губернии (в миру Александры Павловны Мезенцовой) – известно следующее: «В 1852 году она ездила с тремя монахинями на богомолье в Киев. По пути заезжали они и в Серафимо-Дивеевскую обитель. Из этой поездки интересен случай спасения паломниц от нападения разбойников в глухом лесу; их спас молодой голос какого-то невидимого человека, повелевавший кучеру свернуть вправо… и мать Антония почла своим избавителем св. Архистратига Михаила, которому всякий день читала вслух молитву всех спутниц своих».

«Послушник воли Отца Небесного»

О чудесном исцелении от тяжкой болезни св. Архистратигом Михаилом настоятельницы Леушинского монастыря игуменьи Таисии (Солоповой) сообщается в ее собственноручных записях начала марта 1883 г. Накануне отъезда из Петербурга в Леушинскую обитель м. Таисия, будучи парализованной, пребывала в удрученном и тревожном состоянии от нахлынувших скорбных воспоминаний о нестроениях в ее общине. Последняя ночь в столице близилась к концу, пробило 5 часов утра, но монахиня не могла сомкнуть глаз и, опечаленная своей бессонницей, горько плакала. «Тут совершилось нечто необычайное. Во сне оно не могло быть, потому что я не засыпала. Вернее, в каком-то забытье, или уже не понимая, как мне кажется, что я сижу с кем-то вдвоем и разговариваю именно о том, что мне необходимо иметь икону Архангела Михаила. В это время в дверь, находившуюся прямо против меня, входит кто-то, неся в руках икону Архангела Михаила, и остановился недалеко от двери. Несший ее был юноша, очень, очень красивый, белокурый, волосы золотистые, длинные, с пробором посредине, как послушник юный, одет в голубую бархатную рясу. Увидев нужную мне икону, я подошла к несшему ее и не долго думая сказала: «Отдайте мне эту икону; она мне необходима, а искать ее я не могу – видите, я без ног и ходить не в состоянии, отдайте, прошу вас!» Юноша вместо ответа спросил меня весьма милостиво, но серьезно: «А знаешь ли, кто держит эту икону?» В смущении я взглянула на него и увидела, к изумлению своему, что оба лица, как на иконе, так и лицо юноши, были совершенно тождественны. Но на иконе Архангел Михаил был в воинской одежде, с огневым мечом, как и всегда изображается, а юноша был в рясе, что мне и показалось не подходящим; тем не менее, видя сходство лиц, я отвечала несколько смущенно: «Уж не сам ли Великий Архангел?» Как бы отвечая на первую мою мысль о рясе, он сказал: «Ангелы – послушники воли Отца Небесного». Далее продолжал: «Икону мою ты получишь, но не смущайся неимением ее; поезжай с Богом в монастырь твой (а тогда еще была община, а не монастырь), Архангел будет с тобою». С этими словами он осенил меня крестообразно иконою, я, перекрестившись, поклонилась ей до земли и приложилась. Он, как мне помнится, осенил меня иконою три раза, повторяя те же слова: «Поезжай с Богом в монастырь, Архангел будет с тобою». Все три раза я поклонилась в землю и прикладывалась. После третьего осенения я как бы очнулась, спустила сама с постели ноги, два месяца не двигавшиеся, надела на себя какую-то одежду до сего времени не двигавшимися руками и пошла по коридору в умывальню, где и умылась. Умывшись и не найдя своего личного полотенца, ибо его и не было, я направилась обратно в свою комнату, где и стала искать полотенце. Все это совершила я в каком-то полусознании, не понимая, что со мной. Вдруг проснулась послушница Надежда и, увидав меня стоящую на ногах и притом мокрую лицом и руками, испугалась и, не зная, что подумать, схватила меня за ноги и громко вскрикнула: «Матушка, что с вами?» Тут только я пришла в себя и, вспомнив, что за час времени перед этим я лежала без движения, вспомнила и виденное и уразумела, что сам Архангел Михаил исцелил меня». Рассказывая о случившемся, матушка Таисия, а вместе с ней и ее послушница плакали слезами истинно духовной радости и умиления. В тот же день исцеленная настоятельница отбыла из Петербурга, веруя, что сам Архангел сопутствует ей.

Страшнее «тысячи смертей»

Об одном явлении грозного Архистратига Михаила поведал С.А. Нилусу оптинский старец о. Иосиф. Запись этого рассказа была сделана 16 марта 1909 года: «…позапрошлым летом был у меня один молодой человек и каялся в том, что ему у революционеров жребий выпал убить нашего государя. «Все, – говорит, – у нас было для этого приготовлено, и мне доступ был открыт к самому государю. Ночь одна оставалась до покушения. Всю ночь я не спал и волновался, а под утро едва забылся… И вижу: стоит государь. Я бросаюсь к нему, чтобы поразить его… И вдруг передо мною, как молния с неба, предстал с огненным мечом Архангел Михаил. Я пал ниц перед ним в смертном страхе. Очнулся от ужаса и с первым отходящим поездом бежал вон из Петербурга и теперь скрываюсь от мести своих соумышленников. Меня они,– говорит, – найдут, но лучше тысяча самых жестоких смертей, чем видение грозного Архистратига и вечное проклятие за помазанника Божия…» Вот, друг, тебе мой сказ: пока Господь Своим Архистратигом и Небесным Воинством Своим хранит Своего помазанника, до тех пор – жив Господь! – нечего ни за мир, ни за Россию спасаться. Это ты твердо запомни…»

Иным является св. Архангел Михаил праведному молодому мирянину в последние мгновения его жизни. Св. Архистратиг встречает душу на пороге вечности, с тем чтобы провести ее в горние обители Отца Небесного.

– Прощайте, родные! – сказал он. – До свидания – там, где больше не будет разлуки!

– Митроша, неужели ты умираешь? – застонала мать.

– Да, мама, умираю!.. Смотри, смотри, кто пришел! Святый Архистратиге Михаиле!.. Господи, прими душу мою в мире!

Так умер Митроша-затворник, сын губернского протоиерея.

Неземные гости

На страницах той же книги С.А. Нилус приводит подробное описание видения послушницы Ольги, сделанное в Киевском Покровском монастыре матерью игуменьей (Гриневой) в апреле 1917 году. Перед тем как погрузиться в необычный сон, юная Ольга видит в иконном углу св. Архистратига Михаила. Душа девушки странствует со своим небесным путеводителем сначала по местам адских мучений, а затем посещает райские обители, в которых среди прочих святых встречается и св. Архангел. «Сад этот был прекраснее всех прежних. Там были небольшие домики, точно литые из хрусталя. В саду этом мы увидели св. Архистратига Михаила, сказавшего мне, что сад этот – жилище пустынножителей». За пределами чудесного сада св. Михаил становится невидим для путешествующей. Но перед самым возвращением в мир земной Ольга опять замечает стоящего рядом с ней св. Архистратига. Старица м. Анна рассказала С.А. Нилусу еще об одном видении своей послушницы Ольги, бывшем с ней в момент краткого пробуждения после 24-дневного сна. Проснувшись, Ольга предупредила матушку и сестер-монахинь о скором приходе таинственных гостей: «Тут мы поняли, что будут к нам неземные гости, и стали спрашивать, увидим ли мы их?» Ольга ответила: – Не знаю. Когда придут, почувствуете.

Тут вид ее лица изменился, точно она увидела нечто таинственное – великое, молча обводила она келью глазами. В таком состоянии она находилась минут двадцать. Я почувствовала в это время как бы толчок в сердце: меня охватил какой-то, еще никогда не испытанный благоговейный страх, и я заплакала, чувствуя присутствие в келье кого-то не из здешнего мира. Сестры, бывшие в келье, шепотом творили молитву; некоторые плакали… Потом из их слов [стало] видно, что они в то же время испытывали то же, что и я, когда плакали, но никто, как и я, ничего не видел и не слышал. Минут через двадцать лицо Ольги приняло обычное выражение, и она залилась слезами. Успокоившись немного, на расспросы сестер ответила:

– Как же это? Ведь я думала, что вы видите и слышите пение. А гости-то какие были: сам святый Архистратиг с Небесным своим воинством!

– Что же пели они? – спрашиваем.

– Они пели «Тебе Бога хвалим», и как пели-то! С ними были и блаженные старцы, и святые молитвенники, к которым мы прибегали с м. Анной и имена которых были у нас записаны на псалтирном чтении. Святый Архистратиг Михаил перекрестил всех присутствующих и окропил святой водой…

Спасение из немецкого плена

Об одном явлении св. Архистратига Михаила в годы Великой Отечественной войны рассказывается на страницах самарской газеты «Благовест». Четырнадцатилетний Алеша был захвачен вместе с другими ребятами во время полевых работ и помещен немцами в тюрьму. Возникшую мысль о совместном побеге со своим новым другом Алексею пришлось оставить, так как во сне некий голос ему сообщил: «Вдвоем вам не убежать, беги один!» Мальчик решил осуществить задуманное в один из дождливых дней, когда заключенных вели под конвоем к месту работ. В эти напряженные минуты Алеша вспомнил свою бабушку и ее слова, обращенные к Богу: «Господи, помоги, спаси нас, Господи!» Споткнувшись и упав в грязь, юный пленник замер, ожидая выстрела, но солдат только ударил его сапогом и отправился догонять остальных. Пролежав некоторое время, мальчик решил бежать в направлении леса. Через несколько часов, совершенно обессиленный, он рухнул на небольшой лесной полянке. «Очнувшись, Алеша увидел сидящего рядом молодого человека. Ничем особым он не был примечателен. Только потом Алексей удивится и поймет, почему сразу доверился ему, словно знал его очень давно. «Чего лежишь? Пошли!» – это были единственные слова, которые произнес незнакомец. Ни секунды не сомневаясь, мальчик встал и пошел за ним. Сколько они шли, Алеша не знал, дорога была трудной, мелкий кустарник и трава обвивали ноги, ветки хлестали по лицу. «Вот бы нож или топор», – подумал мальчик. И в то же мгновение незнакомец подал ему огромный нож, больше похожий на меч. Теперь идти стало легче. Если мальчик совсем терял силы, незнакомец садился на землю и терпеливо ждал, когда Алеша отдохнет. Странным мальчику казалось то, что сам незнакомец ни разу не прилег, не задремал. Когда они вышли в знакомый лес, где Алеша с друзьями бывал почти каждый день, Алексей вдруг понял, что незнакомец исчез, его не было нигде, он словно растаял в звенящем прохладном лесном воздухе. Нигде не нашел Алеша и того большого ножа. От радости и обиды мальчик долго и безутешно плакал. Дома взрослые удивлялись; как он мог бежать из плена; так легко, живым и невредимым пересечь линию фронта – этого не мог понять никто. Алеша же несвязно пытался объяснить, что был не один, что его вел незнакомый молодой человек. Но все только вздыхали и повторяли: «Ну, слава Богу, жив! Слава Богу!» Старая Алешина бабушка утром следующего дня пошла в церковь благодарить Бога за спасение своего внучка. Спустя несколько дней, когда Алеша окреп, она настояла, чтобы он пошел с ней. Придя в церковь, бабушка поставила мальчика возле иконы, перед которой молилась сама. Алеша поднял глаза на икону и вскрикнул от неожиданности: «Бабушка, вот мой спаситель!» С иконы на Алешу смотрел Архистратиг Михаил. В правой руке он держал меч, тот самый, что помог мальчику пробираться сквозь лесные непроходимые чащи, преодолеть страх, голод и смерть.

Мальцев М. В., священник. Ангел Мой с вами. М., 1994

Архангел Михаил в разных религиях

Этому ангелу поклоняются представители различных религиозных течений.

  • В иудаизме Михаил (Михаэль) возглавляет Небесное воинство и в этом смысле противостоит демону Велиалу, который командует темными силами. Михаэль входит в число четырех главных ангелов наряду с Габриэлем, Рафаэлем и Уриэлем, которые образуют ближайшее окружение Господа и охраняют четыре стороны света. Само имя Михаэль в переводе с древнееврейского языка означает «кто как Бог».
  • В исламе архангела называют Микаил. Он входит в высшую иерархию ангелов, обитающих на Седьмом небе. Согласно Корану, Микаил обладает крыльями необычного изумрудного цвета, и его именуют Ангел милосердия. Правоверных мусульман он наделяет благодатью. Микаилу приписывают умение управлять ветрами и движением облаков.
  • В христианской религии Михаил также играет центральную роль. Ему поручено руководить ангельским войском, которое ведет вечную битву с ордой демонов. В обязанности Михаила также входит обеспечение Божьего закона. Архангел выступает на Небесном суде в качестве защитника душ, покинувших земной мир. Бог также доверил Михаилу охранять врата Эдема. Еще архангел известен тем, что помогает христианам избавляться от недугов. В его честь в Малой Азии названы чудодейственные источники с целебной водой.

Защита

Обращаясь к Архистратигу Михаилу, люди ищут у него покровительства в ситуациях, когда приходиться «иметь дело» с теми, кто часто пренебрегает десятью заповедями. Чтобы уберечься от злых помыслов недоброжелателей, необходимо читать специальную молитву.

«Архангел Михаил, Великий небесный Воевода и Спаситель рода людского от тёмных сил. Моли Господа Бога на прощение всех моих земных согрешений.свершенных по моему неразумению. Призываю тебя спустится с небес, и за это я помолюсь усердно Богу. Прошу тебя защитить меня от порчи и от сглаза.

Отдали от меня врагов, но не вреди им, пусть Бог рассудит их и участь их решит. Пусть они вымаливают прощения за грехи свои, ведь у нас земных одна дорога, которая ведет к Божьему порогу. Аминь».

Но перед этим следует посетить храм, подать записку о здравии близких людей. Также необходимо поставить три свечи образам Иисусу Христа, Матроны Московской и Николаю Чудотворцу. Перед выходом из церкви молящийся должен купить 12 свечей, которые нужно зажечь дома и многократно молиться Архангелу Михаилу в тот же день до тех пор, пока не погаснет огонь. Затем можно выпить Святой воды.

Молитва Архангелу Михаилу - Сильнейшая защита второй текст молитвы

Молитва от врагов

Архангел Михаил способен обеспечить очень сильную защиту от врагов, которые пытаются вам навредить, от зла, исходящего от ложных друзей и завистников. Текст защитной молитвы звучит так.

О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Исторические факты

Существует версия, что текст молитвы был найден в 1929 году на папертях разрушенного Чудого монастыря, который расположен на территории московского Кремля. Причём к мольбе о помощи была приписка, содержание которой сводилось к следующему: «кто найдет эту молитву, должен переписать её на 7 листах и адресовать 7 верующим. Тому, кто выполнил данное условие, прощалось 49 грехов».

Некоторые священнослужители утверждают, что происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу» — это тайна, которую человечеству разгадать не дано. Одни уверяют, что текст «священного письма» был обнаружен в алтаре Св. Архангела Михаила (г. Рим), другие – на горе Табор (Великобритания) под иконой святого. Но некоторые представители церковного сообщества настаивают на том, что изначально текст появился много веков назад в Иерусалиме у одного из епископов.

О здравии

О помощи Архистратига взывают и те, кто страдают различного рода заболеваниями. Пациенты с неврозами, мигренью, «сердечно — сосудистыми» патологиями нередко облегчают состояние здоровья благодаря молитве Архангелу Михаилу. Но если человека одолевают серьёзные недуги, то об исцелении должен просить не только он сам, но и его близкие.

Обращаться за помощью к ангелу следует перед его иконой. В случае, когда больной не может самостоятельно ходить, он может молиться, держа образ Архистратига в руках.

Очень важно при этом соблюдать пост (по средам и пятницам). Но если человеку по состоянию здоровья противопоказано ограничивать себя в пище, то на него указанное правило не распространяется. Архистратиг также помогает исцелиться от злоупотребления спиртным и наркозависимости.

Чудеса Гавриила:

Весть о ребенке:

Ее он преподнес святой Анне. Сказал, что она родит дочь – благословенную Деву Марию, которая впоследствии станет матерью Иисуса Христа.

Пророчества о пришествии Спасителя:

Архангел Гавриил являлся к пророку Даниилу и рассказал ему о пришествии Спасителя.

Тайна о сотворении мира:

Библейский персонаж Моисей стерег стадо овец в то время, когда ему явился святой Гавриил. Он то и поведал пророку тайну сотворения мира. Затем именно его слова Моисей записал в книгу Бытия.

Об усопших

Верующие ежегодно почитают Святого 19 сентября и 21 ноября. Согласно церковным канонам, в эти дни он преклоняет колено перед Богом и молится за души усопших, которые на Земле вели далеко неправедный образ жизни и за это вынуждены терпеть мучения до тех пор, пока их не помилует Господь. В указанные дни совершаются богослужения во имя Архангела Михаила и к нему обращаются прихожане с тем, чтобы он дал успокоение душам, которые обречены на адские муки.

Священное Писание указывает на то, что 19 сентября (чудо Архангела Михаила при Хонех) и 21 ноября (Михайлов день) святой может вызволять души усопших из ада. Он подходит к самому краю «царства Люцифера», опускает правое крыло и «гиена Огненная» на время затихает, после чего Архистратиг освобождает мертвых из Преисподней.

Согласно апокрифическим книгам Архангел Михаил:

  • «омывает» души умерших перед тем, как они попадают в Небесное Царство;
  • вверяет души людей, которые старались не грешить в земной жизни, Иисусу Христу для препровождения их в Небесное Царство;
  • «сопровождает» Деву Марию в Преисподней и объясняет ей истоки человеческого греха (апокриф «Хождение Богородицы по мукам»).

В трудах греческих священнослужителей указывается, что Архистратиг присутствует в тот момент, когда человек испускает последний вздох. Также представители духовенства утверждают, что Михаил, исполняя божью волю, отделяет «благочестивых» от грешников. Причём Архангел может перевести человека, который не смог устоять перед соблазнами Сатаны, но сделал на Земле доброе дело, в сторону праведников.

Главная миссия Архистратига — это истребление сил Тьмы. Борьба с Дьяволом началась сразу же после создания мира, и Михаилу удалось выдворить тёмные силы из Небесного царства. Когда жизнь на Земле станет невозможной, Михаил поведёт усопшие души на Страшный суд. И между началом и окончанием человеческого бытия, ангел будет вести неустанную борьбу с Сатаной.

Как правильно обращаться к архангелу Михаилу

Зачастую люди относятся к вере очень формально. Они посещают церковь, ставят свечки, соблюдают внешние обряды, но в обычной жизни редко вспоминают о Боге и его помощниках. Современный человек по-настоящему обращается к молитве, если на него обрушилось несчастье или стряслась беда с его близкими. А до этого он позволял себе мелкие, а то и значительные прегрешения: лень, зависть, чревоугодие, похоть, ложь. Тем самым он загрязнял свою душу.

Бог и ангелы всегда окажут помощь, но чтобы ваши молитвы были услышаны на небесах, следует избавиться от негативной энергетики и заполнить душу любовью и светом. Рекомендаций не так уж много.

  1. Прежде всего попросите (хотя бы мысленно) прощения у тех, кого вы вольно или невольно обидели.
  2. Очистите свою речь. Даже в обыденных разговорах избегайте бранных слов, интонаций обиды и гнева.
  3. Не позволяйте критики в чей-либо адрес. Тем более не распространяйте сплетни и слухи.
  4. Откажитесь от алкоголя за неделю перед обращением к ангелу. Разумеется, на наркотики и психотропные должен быть полный запрет.
  5. Устройте легкий пост хотя бы на неделю, откажитесь от мясных продуктов. Не допускайте переедания.

После такой чистки ваше обращение к любому ангелу обязательно получит отклик.

Тайна Спасения

Любого из нас посетило горе: умирают наши любимые, родные, близкие люди. Мы помним о них, а они, в свою очередь, иногда появляются в наших ночных видениях, как бы напоминая о себе. Что это значит? Что мы можем сделать для них?

Православная молитва за усопших

Многие люди часто посещают погост, ухаживают за родными могилками, устанавливают дорогие и массивные надгробные памятники. Но нужна ли могильная красота самим усопшим? Этого ли они просят у нас?

Люди, не верящие в Бога, неспособны что-либо сделать для души умершего человека. Они считают, что после смерти тело распадается, а души не существует. Но в сердцах людей живет память о покойном. Они устраивают застолья с алкогольными возлияниями в годовщины смерти, плачут и рыдают, глядя на старые фотографии, для них более не существует личности умершего – она умерла со смертью его тела.

Православие о смерти:

  • 9 дней после смерти
  • 40 дней после смерти
  • Как правильно поминать усопших

Православная религия учит тому, что человек не умирает, то есть он не мертв, но жив! Его душа бессмертна!
Но по смерти она отправляется в рай или ад. Мало праведников удостаивается райской радости, многие по не исповеданным грехам своим направляются в ад. При жизни совесть – Глас Божий, не заставила их задуматься и искупить свои грехи на исповеди в Храме Божием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: