Икона Пресвятой Богородицы «Черниговская-Гефсиманская»

Икон Божией Матери не счесть. И каждая была явлена именно в то время, в которое это было необходимо, и именно тем людям, которые больше чем кто-либо нуждались в помощи Царицы Небесной.

Покровительство Богородицы несколько веков назад ощутили и жители Чернигова вместе с насельниками местной обители. Источником этого покровительства стала иконы Божьей Матери Ильинская (Черниговская). Празднование этому святому образу в Православной Церкви совершается сегодня – 29 апреля.

Откуда взялась икона?

Образ появился в Черниговской губернии в 1658 году трудами иконописцаГригория Дубенского. Вероятно, мирянин, а в постриге монах Геннадий, писал икону для Троицко-Ильинской обители, потому как в момент явления чуда икона находилась в одном из ее храмов.

Само чудо произошло спустя четыре года после появления образа. В 1662 архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), игумен обители Зосима, братия и жители со всей округи нашли икону «заплаканной». По преданию, святыня проливала слезы в течение восьми дней – с 16 по 24 апреля. Уже тогда верующим было понятно – это грозное предзнаменование, грядет нечто страшное, трагичное.

Что именно случилось?

В тот же – 1662 – год на Чернигов напали татары. Иноплеменники не щадили ничего и никого: они громили и жгли дома, убивали людей. Такую же участь они готовили Троицко-Ильинской обители и ее братии. Однако неведомая сила не позволила им осквернить святое место пролитием крови. Захватчики сбросили со стен святые образы, украли драгоценную утварь, а вот к новонаписанной иконе с богатыми украшениями они так и не смогли подступиться. Икона осталась невредима. Как и насельники, спрятавшиеся в пещере преподобного Антония Печерского.

Какой подарок получила икона?

За чудесное предупреждение, за спасение обители монахи и миряне решили отблагодарить Божию Матерь. Конечно, только оправившись от набега, они не имели средств преподнести своей Защитнице особенно дорогой подарок, но вот на искреннюю благодарность, слезную молитву от сердца, братолюбное жительство они не поскупились.

Лишь к концу XVII века по благословению Владыки Лазаря и на пожертвования гетмана войска запорожского – Ивана Мазепы, наконец, удалось изготовить серебряный оклад и киот. Еще один меценат черниговский полковник Василий Дунин-Борковский преподнес в дар иконе корону с драгоценными камнями. Примерно в тот же период жители Чернигова заказали из Москвы новый красивый оклад.

Тропарь, глас 5

Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице,/ упова́ние всех христиа́н,/ поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́,/ Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га моего́,/ те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х,/ и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́,/ да поми́лует окая́нную ду́шу мою́/ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки// и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.

Перевод: Пречистая Владычица Богородица, надежда всех христиан, поскольку иной надежды не имеем, кроме Тебя, Всенепорочная Владычица моя, Госпожа Богородица, Матерь Христа Бога моего, потому помилуй и избавь меня от всех бедствий моих, и умоли милостивого Сына Твоего и Бога моего, да помилует несчастную душу мою и да избавит меня от вечных мук и удостоит Царствия Своего.

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как путешествовала икона?

Икона перемещалась сначала по обители, а затем вышла за ее пределы. До появления на ее территории Троицкого собора (1679-1695) образ Богородицы пребывал в Свято-Ильинском храме у пещер. Позже, ближе к концу XVIII века, он – в серебряном вызолоченном окладе, с серебряным венцом и драгоценными камнями – оказался в Успенском соборе Елецкого монастыря. Правда, потом, в 1794 году, вернулся в Троицко-Ильинскую обитель.

Что происходило с образом дальше – загадка. Известно только то, что после закрытия Ильинского монастыря в 1962 году икона снова покинула его пределы, и «поселилась» у монахини Агнии, а в середине 90-х переместилась в действующий на тот момент Елецкий монастырь.

Где находится оригинал?

Поскольку судьба иконы нам не известна, ответить на этот вопрос трудно. Существует два мнения. Первое – оригинал утерян, а в Елецком Успенском женском монастыре, хранится лишь список древней иконы.

Второе – икона, выдаваемая за копию, и есть подлинник Ильинско-Черниговского образа.

Кстати о списках – они разошлись по многим обителям России и Украины. Один из них особо чтут в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Его называют Черниговско-Гефсиманским образом. Это другая икона, празднование ей совершают 1 сентября.

История

В 40-х годах 19 века в Москве знали юродивого Филиппушку. Человеком он был прозорливым и многое людям предсказывал. Родители Филиппушки — простые крестьяне из Владимирской области. На родине он женился, родились двое детей. Но смысл своей жизни он видел в служении Богу.

Однажды он оставил семью и отправился в странствие. Обошел (только вдумайтесь, что ходил пешком!) множество городов. Практически не ел, носил вериги (металлические оковы) и железный посох весом примерно 16 килограммов. Самое яркое впечатление в этом пути у него осталось от пещер Киево-Печерской Лавры.

После многолетних странствий Филиппушка пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Какое-то время жил при обители, а потом попросил разрешение недалеко от нее вырыть, как он сказал, «погребок». Запрещать никто не стал, и юродивый выкопал… совсем не погреб, а келью для себя. Об уединенном месте для молитв узнали другие монахи и поддержали Филиппушку. Появились пещеры для затворников — по типу тех, что юродивый видел в Киеве, а потом и подземная церковь. Так началась история Гефсиманского скита.

Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в то время был архимандрит Антоний, крестник Серафима Саровского. Он подарил новой церкви икону Черниговской Богоматери, откуда и пошло название этого места. Стало понятно, что сюда поедут паломники, и церкви нужен настоятель.

С 1990-х годов Гефсиманский Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры.Фото: Иван МАКЕЕВ

В 1851 году при Лавре служил отец Варнава. Ему тогда было всего 20 лет. Отец Антоний уважал его мнение, несмотря на молодость, и потому отнесся с пониманием, когда отец Варнава попросил отпустить его в более тихое место — Гефсиманский скит. Так здесь появился первый наместник.

Монаху доверяли и шли к нему за советом. Приезжал даже император Николай II. В отличие от сегодняшних дней, тогда на территорию женщинам было запрещено входить.

Гефсиманский Черниговский скит расширялся. Построили наземную церковь (изначально она была деревянной), потом колокольню. В советские годы, как и большинство храмов, скит закрыли. Стали привозить заключенных: в 20-е годы прошлого века тут создали тюрьму. Позже здесь располагался дом инвалидов, а потом склады.

От построек 19 века сегодня мало что осталось. Пещеры в советское время заливали водой, и обрушившиеся перекрытия пришлось восстанавливать. Сегодня туристам открыты две церкви, часовня и кельи — все они соединены подземными переходами.

Чем интересен образ?

На первый взгляд, может показаться, что практически ничем. Образ написан в соответствии с иконографическим типом, который называется Одигитрия (Путеводительница). На нем – Те, Кого мы любим. Божия Матери и Христос.

Маленький Господь сидит на левой руке Богородицы, держа свиток и благословляя молящихся. Сама Богородица рукой указывает на Сына, Ее голова слегка наклонена к Нему.

Что же касается особенностей, то они все-таки есть.

Во-первых, фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез. Такое изображение характерно для южно- и западнорусской Богородичной иконографии XVII века.

Во-вторых, можно заметить, что Христос как будто бы протягивает благословляющую руку вперед. Аналогичные или похожие композиционные решения свойственны и другим чудотворным образам Богородицы, которые географически связаны с Белоруссией и Украиной. Проследить эту связь можно, взглянув на иконы Божией Матери: «Борколабовская», «Тригорская», «Поддубецкая», «Гербовецкая».

В-третьих, на головах и Девы Марии, и Господа в некоторых случаях можно обнаружить короны. В общем-то, царский головной убор – не редкость для Богородичных икон, однако для Ильинской-Черниговской иконы это исключение, ставшее правилом. И вот почему. На оригинале венцов нет. Впервые они появились отдельно, поверх самой иконы, на окладе. В иконографии же короны закрепились благодаря автору гравюры 1683 года, выполненной для книги святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное».

Примечательно, что на рубеже XVII-XVIII веков в Москве появился особый извод – он довольно точно повторяет чудотворную икону Троицко-Ильинского монастыря и ее первую серебряную раму.

Верхние и боковые поля рамы содержат аллегорические композиции, где Богородица уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, кипарису.

А вот содержимое нижнего поля отличается от оригинала. Оно намеренно изменено. Если на раме-подлиннике был изображен герб гетмана Мазепы, по бокам от него – военный лагерь, освещенный луной, и город, залитый солнцем, то в московском варианте – российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери. Слева – план военных действий при Азове, справа – панорама Троицко-Ильинской обители.

ИЛЬИНСКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове)

В наст. время в Елецком Успенcком мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы)

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы)

В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII — 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу (Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

В ц. апостолов Петра и Павла с. Репки (Городнянского у. Черниговской губ.) находился один из ранних списков (до 1742; не сохр.) чудотворного образа. Первоначально икона пребывала в Троицкой ц. (1742), выстроенной владельцем села сотником Леонтием Яковлевичем Бакуринским, перестроенной и переосвященной при его потомках в 1840 г. На серебряной ризе иконы имелась надпись: «В церковь репницкую искована коштом Леонтия Бакуринского сотника Ранского року 1742» (Он же. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 6. С. 227).

В Воскресенской ц. в г. Сосница Черниговской губ. был поставлен список (не сохр.), выполненный в 1774 г. по заказу диак. Иакова Бережного. Заказ, очевидно, был связан с памятью об исцелениях в кон. XVII в. от И. Ч. и. жителей Сосницы Агафьи Уласовой и Иоанна Андреевича, что было описано свт. Димитрием Ростовским в «Руне орошенном». Образ был украшен серебряной позолоченной ризой и имел стихотворную надпись.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Чернигов, 1683 (ГИМ)

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Чернигов, 1683 (ГИМ)

В ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в Ульянке в С.-Петербурге находился список (не сохр.), выполненный, как полагали, в Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и подаренный его игум. Лаврентием (Крщановичем) имп. Петру I после Азовского похода (Сахаров. 1851; Монастырский. 1880; Черневский. 1884; Карпинский. 1913). Существовало мнение, что первоначально она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда в 1708 г. вместе с нек-рыми предметами храмовой утвари была перевезена в С.-Петербург во вновь построенную ц. во имя свт. Петра. История храма достоверно прослеживается только с 1722 г. Образ был написан маслом в южнорус. манере (182,24×111,13 см), его композиция соответствовала композиции чудотворной И. Ч. и. в киотной раме. Изображение Богоматери с Младенцем дополняли клейма на верхнем и боковых полях, на нижнем поле были представлены аллегорические сцены, прославляющие имп. Петра I, и 2 пространные надписи-подношения. Икона была украшена серебряной ризой с драгоценными камнями, выполненной на рубеже XVIII и XIX вв.

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. XX в. Иконописец схиигум. Герман (Гомзин) (Елеонский Вознесенский мон-рь в Иерусалиме)

Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. XX в. Иконописец схиигум. Герман (Гомзин) (Елеонский Вознесенский мон-рь в Иерусалиме)

Происхождение и датировка списка (не сохр.) из Воскресенского собора Смольного мон-ря неизвестны. Икона обнаружена в 50-х гг. XIX в. на складе старых церковных вещей мон-ря и поставлена в соборе по распоряжению его настоятеля Н. Ф. Раевского. Возможно, икона первоначально принадлежала одной из монахинь обители и после ее кончины поступила в монастырский храм во имя равноап. Марии Магдалины, после упразднения мон-ря (1835) была передана собору. Встречающееся в лит-ре XIX в. отождествление этого образа с иконой, подаренной имп. Петру I в 1696 г. и переданной имп. Елизаветой Петровной мон-рю, не имеет оснований. Размеры списка иконы меньше размеров оригинала (71,12×49 см), иконографии отличаются друг от друга: на списке отсутствует изображение рамы с дополнительными сюжетами и текстами. Ко времени прославления образ не имел ризы и венцов. Неясны обстоятельства прославления иконы. В популярной лит-ре отражена версия, согласно к-рой икона была найдена 18 июня 1851 г. по описанию некоего гвардейского унтер-офицера, к-рому образ явился во сне. С разрешения С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского) обретенный образ был поставлен в соборе у правого столпа, перед ним служили молебны. Вскоре он стал самой чтимой иконой в соборе, был заключен в золоченую раму и украшен серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями. В 1891 г. для иконы соорудили золоченый киот в память чудесного спасения имп. Александра III и его семьи 17 окт. 1888 г. С 1892 г. на праздник Преображения икону носили крестным ходом вокруг местных фабрик. От образа зафиксировано неск. чудес: по молитвам перед иконой избежал пожара извозчичий двор, принадлежавший вдове купца А. Г. Прокофьевой; бывш. сестра милосердия А. А. Коробова исцелилась от болезни глаз; жена крестьянина Тверской губ. О. Арсеньева 21 нояб. 1901 г. излечилась от болезни, к-рой страдала 6 лет (Образцов. 1873; Боровский. 1900; Никифоровский. 1914).

В Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит в 1852 г. был вложен список И. Ч. и. (93,35×66,68 см), история которого прослеживается с нач. XIX в. Он находился в доме клирика Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря свящ. Ивана Алексеева, получившего икону от одного из монахов ТСЛ. В 1826 г. священник благословил этой иконой жившую в его доме девицу Александру Григорьевну Филиппову, которая позднее решила передать образ в храм. По благословению наместника ТСЛ икона была поставлена в пещерном храме арх. Михаила в Гефсиманском скиту, для Филипповой был сделан точный список, который она завещала храму Дома призрения при ТСЛ. Первое чудо от иконы — исцеление крестьянки Феклы Ельчищевой от расслабления — произошло 1 сент. 1869 г. Всего от иконы зафиксировано ок. 100 исцелений, образ пользовался широким почитанием в России. В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь И. Ч. и. (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. До передачи чудотворной иконы в скит для нее изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями и бриллиантовый фермуар. В 1870 г. на средства кн. Г. И. Грузинского, чья дочь благодаря иконе исцелилась от горячки, А. М. Постников выполнил серебряный оклад. Парчовая подвесная пелена к иконе и бархатные воздухи были пожертвованы в 1874 г. исцелившейся после молитв перед образом от ломоты в костях вдовой Анной Сергеевой Кокаревой. Перед иконой висели десятки лампад от богомольцев. С иконы было выполнено множество списков, нек-рые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков создана в скиту схиигум. Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в С.-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне прп. Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне. До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна. В ТСЛ хранились 3 списка иконы: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в ц. в честь И. Ч. и. в скиту), в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с дополнительными изображениями предстоящих свт. Василия Великого и сщмч. Антипы Пергамского). 13 сент. 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в скит.

Ильинский Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (собрание В. Е. Большакова, Москва)

Ильинский Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (собрание В. Е. Большакова, Москва)

В Успенском жен. мон-ре в Перми находился точный список (не сохр.) образа из Гефсиманского скита. Он был написан в ТСЛ в 1874 г. для вновь учрежденной жен. общины в Перми, преобразованной в 1881 г. в монастырь (Серафим (Кузнецов), игум. Пермский Успенский первоклассный жен. общежит. монастырь (в Пермской епархии). Н. Новг., 1913. С. 25). Инициатором передачи иконы был настоятель построенного в 1873 г. Казанского храма (1-й монастырской постройки) свящ. Григорий Остроумов; средства на написание иконы выделены благотворителями обители, купцами братьями Федором и Григорием Каменскими. В 1875 г. икону украсили серебряными позолоченными венцами с камнями. Перед этим местночтимым образом часто служили молебны с водосвятием и акафистом.

В Елеонском Вознесенском русском монастыре в Иерусалиме находится, вероятно, список иконы из Гефсиманского скита работы схиигум. Германа (Гомзина), привезенный в обитель рус. паломниками в нач. XX в. Сначала икона была поставлена в алтаре недостроенной трапезной ц. во имя св. Филарета Милостивого, затем перенесена в собор и помещена в киоте справа перед иконостасом. Вскоре икона стала пользоваться особым почитанием: ежедневно утром и вечером сестры обители молятся перед ней. В мон-ре образ получил местное название «Елеонская Скоропослушница». На средства обители выполнены драгоценные венцы к иконе, образ был украшен многочисленными дарами в благодарность за помощь. В сер. 80-х гг. XX в. все драгоценные украшения и привесы к иконе были похищены (Веселкина Т. Семь дней на Елеоне // Рус. инок. 2007. № 57(220) (Электр. ресурс: www.russian-inok.org)).

В ц. во имя Двенадцати апостолов в Московском Кремле находился образ, упоминаемый в лит-ре 2-й пол. XIX — нач. XX в. (напр.: Церковь Двунадесяти апостолов и патриарший, ныне синодальный дом. М., 1869. С. 5) как выполненный для Патриарха Никона в 1658 г. одновременно с И. Ч. и. в Чернигове. Однако исторических сведений, подтверждающих эту версию, не найдено (в частности, икона не упомянута в описании этого храма у И. М. Снегирёва: Снегирев И. М. Памятники моск. древности. М., 1842-1845).

В чем помогает молитва перед этой иконой?

В православной традиции святых не принято наделять ответственностью за благополучие в той или иной житейской сфере. Господь, Божия Матерь, угодники Божии слышат всех и каждого, отвечают, если это полезно, на любую просьбу. И Ильинская-Черниговская икона Божией Матери – подтверждение этому.

Святитель Димитрий Ростовский в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683) писал, что по молитвам у этого образа случались самые разные чудеса. Преимущественно, это были многочисленные исцеления от недугов. Опять же – самых разных.

Обращаясь к Божией Матери, выздоравливали люди, страдавшие от слепоты, болезней ног, ревматизма, расслабления, беснования, помутнения рассудка, хронических заболеваний, паралича и оспы. Святитель писал, что через эту икону Богородица спасает даже от внезапной смерти.

«Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?», – писал святой, таким образом и подводя итог своему литературному произведению, и указывая на неисчерпаемое милосердие Божией Матери.

Сила молитвы

Одним из величайших орудий, которые Бог дал церкви, является сила молитвы.

Писание напоминает нам: «Это назначено одному человеку или женщине, чтобы умереть, и они будут судом». Сегодня всевозможные прегрешения изобилуют повсеместно. Бог простит грех, если мы покаемся, презирая такие действия:

  • Вранье.
  • Жадность.
  • Отсутствие сострадания.
  • Жестокое обращение с детьми.
  • Безжалостность.

Грех распространяется, как чума. Нет никакой ответственности или дисциплины.

В спасении или искуплении Иисус принес человечеству силу освободить людей от греха. Когда церковь распространит ее по всему миру, как повелел Иисус, грех будет прощен и очищен силой крови его. Грешники освобождаются независимо от того, какой грех они совершили. Когда в церкви молится, спасение снова распространяется по всему миру.

Только сила Бога может изменить человеческое сердце, открыть путь к свету.

Становление христианской веры было бурным временем для церкви. На пути верующих возникало множество препятствий. Царь Ирод, правящий Римом в это время, убил Иакова – одного из апостолов. На следующий день, чтобы угодить людям, он посадил Петра в тюрьму.

Ангел Господень вошел в каземат и освободил Петра. Молитва о спасении была услышана, и Бог вошел, и привел Петра прямо в дверь, где церковь молилась за него. Бог доказал, что контролирует ситуацию. Он, а не короли или политические лидеры.

Поэтому христиане должны помнить о необходимости общаться с Господом, благодарить его за каждый день своей жизни и просить о помощи. Тогда искренние просьбы обязательно дойдут до слуха Создателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]