Икона Пресвятой Богородицы «Премудрость Божия София»

Данный образ является одним из наиболее интересных в православной иконописи, хотя, безусловно, есть и другие любопытные, и необычные иконы. Здесь прослеживается интересная концепция представления Богоматери в форме аллегорической. Перед верующими икона София Премудрость Божия, на которой Пречистая Дева предстает в форме мудрости, то есть речь идет не столь о конкретной личности, сколько о качестве, которое было через эту личность воплощено.

Значение иконы «София Премудрость Божия»

В действительности значение данной иконы является многогранным и глубоким, для того чтобы понять в точности смысл иконы Святой Софии потребуется некоторый опыт православной веры и минимальное теологическое образование. Такие тонкости могут объяснить священники или специализированные книги. Поэтому тут следует сказать только вкратце про основные детали:

  • Христос предстает как воплощенная мудрость, Он именуется как Мудрость Божия, которая, соответственно, воплотилась через Богоматерь;
  • семь столпов олицетворяют основы, на которых базируется церковь;
  • в композиции присутствуют святые апостолы (могут быть в разных комбинациях) и всегда Иоанн Предтеча, который был неразрывно связанным с Христом.

В целом данная композиция имеет аллегорическое значение. Тут изображаются не просто евангельские фигуры, но каждый участник композиции воплощает определенный принцип. Для верующего полезно самом порассуждать над этим образом в период молитвы и постараться понять взаимосвязь элементов.

В чем помогает

В молитвах перед данным ликом можно просить помощи у Господа и Его Матери в самых разных жизненных ситуациях. Чаще всего перед ним молятся о вразумлении в той или иной ситуации и ниспослании духовной и житейской мудрости.

При правильной, искренней, наполненной верой, молитве Господь обязательно посылает мудрость, которая необходима нам для принятия правильных решений, согласованных с волей Божией. Богородица поможет обрести гармонию в семье, а также поможет в работе.

Но не стоит забывать, что одной только молитвы перед иконой не достаточно для спасения души. Необходимо также вести Церковную жизнь, молясь на общей Церковной молитве на Богослужениях в храме, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн.

Содержание и история иконы

В зависимости от разновидности композиция может незначительно различаться. Тем не менее, икона Божией Матери «София Премудрость Божия» всегда имеет ряд общих элементов.

В центре располагается Богоматерь с младенцем, то есть воплощенная мудрость. Сверху смотрят ангельские чины, которые подчеркивают иносказательность образа и связь с миром высшим. По сторонам стоят апостолы, а снизу идут семь ступеней или столпов, на которых часто указываются следующие слова: Вера; Надежда; Любовь; Смирение пред Господом; Благородство; Слава; Чистота помыслов.

Эти качества указывают на основы церкви. Таково краткое описание иконы Премудрость Божия.

Киевский образ


Рис. 4. Предположительно, Киевский образ был написан в XVII веке. Много чудес произошло по молитвам перед ним, некоторые из них записаны в храмовых книгах.
На Киевском образе «Премудрости» в центре композиции расположена фигура Богородицы, которая является «Домом» Премудрости по притче. «Семью столбами» являются Дары Бога и пророки Божии. Над Богородицей изображены Троица и Архагелы Божии. Пресвятая Дева стоит на месяце, расположенном на облаках. Воздетые к Небесам руки Божией Матери символизируют Её постоянную молитву к Богу за весь народ Божий. Во Чреве Богородицы изображён Богомладенец Христос, держащий в левой руке державу (власть), правая же Его рука поднята в благословляющем жесте.

Над Богородицей в сияющем ареоле изображён Святой Дух в виде Голубя, спускающегося от Бога Отца вниз на Богородицу. На самом верху изображён Бог Отец в окружении Архангелов, которые Его охраняют. Среди Архангелов:

  • Михаил держит огненный меч;
  • Уриил держит молнию;
  • Рафаил несёт в сосуде мир;
  • Гавриил жержит лилию в цвету;
  • Селафиил перебирает четки;
  • Иегудиил охраняет Царский венец;
  • Варахаил несёт букет цветов.

Важно! К Богородице с Богомладенцем ведут 7 ступеней, на каждой на которых написаны добродетели, ступая в Духовной жизни по которым человек возносится к Богу.

На ступенях добродетелей стоят Святые Праотцы, которые являются основанием домостроительства Божия:

  • Моисей, держащий в руках 10 заповедей на скрижалях;
  • Рядом с Моисеем стоит его верный помощник и брат Аарон, придерживающий его руки в молитве;
  • Давид, которого Бог назвал «муж по сердцу Творца»;
  • Пророк Исаия, которому было открыто от Господа о приходе Миссии в полной мере;
  • Иезекииль, Даниил и Иеремия — великие пророки Ветхого Завета, которые передавали Божии послания богоизбранному народу.

Балдахин придерживают 7 столбов, на каждом из которых написаны дары Божии, о которых мы узнаем из книги Откровения:

  1. Мудрость
  2. Ум
  3. Совет
  4. Крепость
  5. Видение
  6. Благочестие
  7. Страх Божиий

Мы видим, что на иконе всё кратно числу 7. Семь — число, передающее всю Божественную полноту.

Разновидности иконы

Если не говорить о репродукциях, то речь идет о весьма старинных образах, которые сейчас хранятся в разных городах и зачастую именуются именно по принадлежности к городу, в частности:

  • икона «София Премудрость Божия» Киевская – располагается в Софийском соборе, привезена с территории Византии из собора Юстиниана, в верхней части располагаются архангелы и некоторые ветхозаветные персонажи, к примеру Моисей с его заповедями, этой деталью (персонажами из Ветхого завета) икона отличается от остальных;
  • икона «София Премудрость Божия» Новгородская – тоже отличается уникальной композицией, по центру располагается Господь на престоле, в ареоле синего света, который символизирует Царство Небесное, а по двум сторонам стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенных позах, данная икона считается чудотворной и приносит верующим помощь в различных трудностях.

Эти варианты являются самыми распространенными. Кстати, киевский образ тоже считается чудотворным. В соборе ежегодно в дни почитания образа собирается огромное количество верующих.

Следует отличать икону Софии Суздальской, которая посвящена православной святой, и также не путать с иконой Софией Слуцкой, которая создана тоже во славу другой святой. Тут речь идет об именах подвижниц, а в описанном ранее образе София является синонимом мудрости, а не именем определенной личности.

Если речь идет о Суздальском образе, то там прославляется бывшая царица, которая была пострижена в монахини, так как не смогла подарить наследника Василию Третьему. Она сначала отправилась в московский Новодевичий монастырь, а после этого была в Суздале, где обрела святость. Слуцкий образ тоже прославляет известную княжну, но которая была из рода Ходкивечей, сумела сохранить православную веру даже в трудных обстоятельствах и теперь считается заступницей и помощницей женщин.

Новгородский образ


Рис. 5. Большую известность и любовь среди русского народа преобрела Новгородская икона «Софии Премудрости Божией», которая значительно отличается от Киевского образа по иконографии, но имеет тоже самое значение.
В центре образа изображён Христос в женском облике, являющийся Премудростью Божией. Премудрость одета в красный хитон. За спиной у Неё огненные крылья, в руках — скипетр и свитки. Всё это говорит нам о всемогуществе Господа, в руках которого находится весь Мир.

Премудрость является Царицей дома Божиего, Она изображена сидящей на троне и управляющей Миром.

Новгородский образ «Премудрости Божией Софии» представлен нам в деисусном чине, то есть с обеих сторон от Господа изображены Богородица и Иоанн Креститель. На груди Божией Матери мы видим изображение Младенца Христа, Богоматерь стоит слева от Премудрости. Справа изображён пророк и Креститель Господень Иоанн, являющийся первым среди всех Пророков и которому Господь открыл свою Троическую сущность при Крещении.

На образе также присутствуют 7 столбов. Над Христом изображен Престол, на котором лежит открытая Книга Жизни, символизирующая Творца, который знает про нас всё. Справа и слева от Престола находятся Архагелы Божии которые склоняют пред Господом свои колени.

Новгородский список «Софии» более древний и датируется XVI веком. В конце XVI века ведутся записи чудотворений, совершившихся по молитвам перед данным образом.

Чудотворные лики «Софии Премудрости Божией», имеющие с Новгородским списком одни композиционные особенности находятся в следующих Русских городах: Москве, Вологде, Тобольске и других.

Молитва к иконе

Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущаго в мир просвещаеши, и грехи грешником отпущаеши, и разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши, и жаждущия благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Дни почитания

Днём памяти Новгородской иконы «Премудрости» считается 28 августа по новому стилю (в день Успения Пресвятой Богородицы).

Киевскую икону «Премудрости» особенно почитают 21 сентября (в день Рождества Богородицы).

Главной мыслью образа является идея о воплощении Ипостасной Премудрости — Сыне Божием от Его Пречистой Матери — Девы Марии. Поэтому и днями особого почитания иконы установлены богородичные праздники: Киевской иконы — на Рождество Богородицы, а Новгородской, Вологодской, Тобольской и Московской — на Успение.

Социальная деятельность

Храм предоставляет помощь вещами курскому фонду «Милосердие». Эту организацию возглавляет отец Михаил. Фонд помогает кризисным многодетным семьям из сельской местности. За время существования организации ни одного ребенка не изъяли из подопечных семей.

В церкви часто проходят курсы среди учеников воскресной школы и просто прихожан по оказанию первой медицинской помощи. Например, прорабатывается схема действий по оказанию помощи замерзшему человеку на улице.

Также служащие храма могут посодействовать людям, оказавшимся в непростой ситуации, получить бесплатную юридическую консультацию. Также на сайте храма часто появляется интересная информация по поводу предоставления льготных услуг многодетным семьям в городе.

На территории храма проводятся благотворительные собрания и детские праздники. Во время таких мероприятий малоимущим семьям и детям из кризисных семей дарятся подарки и сладости. Ребята из воскресной школы ставят спектакли по мотивам известных сказок. Таким образом «трудные» дети учатся быть добрее и милосерднее.

КАНОН, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

Неизреченным велением пеша пловца приял еси, и непроходимое море изсушил еси, израильтельския люди обращенныя от Египта, исходную песнь пою Тебе Господи.

Запев: Премудрость Божия София преименитая, спаси ны грешныя рабы Своя (поклон).

Аз премудрость Божия вселих рече приточник, от лица Господня мой совет и утвержение, еже есть Единородныи Сын Слово Божие. Аз рече любящия Мя люблю, и взыскающии Мене обрящут благодать.

Запев. Бог премудростию Своею землю основа, уготоваже небеса мудростию, положи облак во одеяние, и составив свет утрении, вратницы же адовы видевше тоя убояшася.

Слава. Всем сердцем взыщем премудрость Божию, от пречистыя Девы в плоть пришедшую, да не поткнутся ноги наша, и не убоимся страха нашедшаго на ны, и устремления нечестивых.

И ныне. Достойно Тя яко одушевлену небо прияша, небесная пречистая божественая селения, и предста светло украшена, яко Невеста Всенепорочная Цареви и Богу, и всей твари Владычице.

Катавасия: Сохрани от бед рабы Своя, премудрость Божия София преименитая, яко усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон). Господи помилуй (трижды с поклонами).

Песнь 3. Ирмос

Утвержай гром и зиждай дух, утверди мене Господи, да пою Тя целомудрено творя волю Твою, яко несть свят яко же Бог наш.

Запев. Господь будет на всех путех наших, и утвердит ноги наша, да не поткнемся, аще стяжем премудрость Его, и обымет нас и даст главам нашим венец благословенныи.

Запев. Дар благ дает нам София премудрость Божия, и путем правым тещи наставляет нас, аще течем путем тем, не запнемся. И сохраняем себе в живот вечныи.

Слава. Егда же уныем да взыщем премудрость Божию Софию именуемую, и даст нам велию радость, и сохранит нас от всякия неприязни и покажет нам путь животныи.

И ныне. Лик богословец свыше же ангел множество, идяху к Сиону всесильным мановением достодолжно Владычице, Твоему погребению служаще, и вкупе ликующе и надгробную песнь поюще, радуися Невесто присно Девая. Катавасия.

Слава, и ныне. Ипакой, глас 8-й. Блажим Тя вси роди Богородице Дево, в Тя бо невместимыи Христос Бог наш вместитися изволи. Блажени есмы, помощницу Тя имуще. День бо и нощь молишися о нас, и державы царствия Твоими молитвами утвержаются. Тем благодаряще вопием Ти, радуися Обрадованная Господь с Тобою.

Песнь 4. Ирмос

Услышах Твое Христе смотрение преславное, яко безсмертен сыи Бог, уподобися смертным человеком. И пребысть еже бе и того ради славлю Твою силу.

Запев. Жены некия премудрость Божию взыскаша, и вослед тоя идоша, блудницы же целомудреннии быша, и тму во свет претвориша и мучителей посрамиша, и живот вечныи наследоваша.

Запев. Зело любима есть премудрость Божия, еже есть смотрения таинство всем человеком, ей же ничто же точно есть под небесем, да сохраняем ту, яко зеницу ока, и покоит нас в День Судныи.

Слава. Иже неизреченною мудростию словом составивыи всяческая Бог, еже по смотрению Софию именова, да проповемы ту на краях высоких, и тоя ради обрящем благодать и милость в День Судныи.

И ныне. В преставлении Твоем Мати Божия, пространнейшее тело Твое богоприятное, ангельская воинства священными крилы с трепетом и радостию покрываху, сице вопияху, радуися Невесто неневестная. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Жалость приимет люди ненаказанныя законопреступницы июдеи, и огнь пояст супостаты Твоя Христе, яко Тя воскресша лестьца нарекоша.

Запев. Конца вселенныя и вси яже на ней и небо небесем премудрость основа, яко всех нас созда. Тою царие царствуют и сильнии держат землю, и мудрии пишут правду.

Запев. Людие земли почтите премудрость Божию Софию именуемую, во веки царствуете и живи будете. Сия бо нам исправляет путь спасения, не чтящии же тоя во дне ада обретаются.

Слава. Мерило лестно, мерзость пред Господем премудрости рачитель глаголет. Мерило же праведно приятно Ему есть, уста же благочестивых поучайтеся премудрости.

И ныне. Сосуд подобаше избранныи пением Ти удивляем Девице. Исходен весь освящен Богови, всем богоприятен и сей воистину являем Богородице всепетая. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

В пучине житейстей деянии моими, снидох во глубину. Но яко от кита Иона вопию Ти, из глубины зол моих возведи мя молюся Сыне Божии Слове.

Запев. Начаток премудрости стяжати веру несуменну, да тою наследим благая, не дадим сна очима, и взыщем премудрость Божию, не уклонимся ни на десно ни на шуее, да спасемся аки от тенета серна.

Запев. Очи наши да зрят премудрость Божия Матери, в ню же неизреченно Бог Слово вселися, и от тоя плоть заимовав не домысленно родися. Днесь апостольскии лик на преставление Тоя по воздуху стекается, исходную песнь поюще, благословен из Тебе рождеися Бог наш.

Слава. Почтем людие премудрость Божию, Софию именованную, да обымет нас. Пленицу грехов наших разрушит, и даст главам нашим венец, и того яко любодельная пчела попечемся, и славими всеми будем.

И ныне. Жизни бывши храм, жизнь присносущную улучила еси, смертию бо к животу преминула еси яже жизнь рождьши составную. Вопием Ти из глубины зол возведи ны, молимтися Владычице всепетая. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. Притецем людие и видим чюдотворную икону Пресвятыя Богоматере. Ея же именуем появлению Софию премудрость Божию, зане храм бысть одушевлен, Единороднаго Сына и Слова Божия. Сия убо светолучно сияет в пречестнем храме Своем, и сердца наша веселит приходящих с верою, и взирающих со страхом и благоговением на пречистую сию икону. Помышляюще в сердцах наших, яко воистину премудрости Божия есть селение, и таинства Его смотрение. Огнезрачная Ея зрим видение, и поклоняемся (поклон) яко истинному и пренепорочному девьству Ея в рожестве и по рожестве. Паки от Нея же изыде огнь божественыи, попаляя тленныя страсти, и просвещая душа наша и чисты сотворяя. Им же и во веки сотвори Отец, той же и мудрость слово и сила наречется, сияние славы и образ Отча ипостаси, молим убо и припадаем, облобызающе пречестную сию икону премудрости Божия Матере, и велегласно возопием: о, милосердая Владычице, спаси рабы Своя от насилия дияволя, от нахождения иноплеменнича, яко Ты еси всех благих подательница, притекающим к Тебе с верою, и просяще великия милости.

Икос. Утверди ум мой благ и помышление, Боже Отче Вседержителю. Ибо Заступницу мирови непорочную Невесту Деву воспети дерзаю. Ея же девьственую душу церковь Свою божественую нарекл еси, и воплощения ради Слова Твоего Софию премудрость Божию именовал еси, и в Тоя имя царю Устиниану церковь создати повелел еси. И преблаженному Кирилу философу по явлению Девицу избранную именем Софию, сиречь, премудрость Божию, даровал еси. Зрак лица Ея огневиден вообразил еси, от Нея же изыде огнь Божества Твоего, сиречь Единосущныи Сын Твой, попаляя страсти наша телесныя. Крыле же Той яко безплотным небесным силам даровал, венец же царскии на главу Ея возложил еси. В десницу Ея скипетр вдал еси, в шуицы же Ея недоведомая сокровенная тайна, Ея же бо непостижимо ведати и ангелом. Трости же во ушесех Ея, житие ангельско, покоище Святаго Духа Твоего являюще. Препоясание чресла Ея, старейшинство святительства. Нозе же имать на камени, яко же на нем утверди Церковь Свою. Образ же Христа Твоего главою Тоя преклонение небесем, и смотрения плотьскаго таиньства являеши, яко есть Сын прежде век Твоего Отча сияния. Той же и под леты от пренепорочныя Девы без семене родися, по всему Тоя подобию приобщися. Сего ради вопием вси, яко есть воистину премудрость Божия приятелище, и сень небесная, и всех благих Подателнице, и Покровителница притекающим к Ней с верою, и просящим велия милости.

Песнь 7. Ирмос

Юноши три в Вавилоне, веление мучителево на буйство преложиша, и посреде огня ввержени прохлаждаеми пояху, благословен еси Господи Боже отец наших.

Запев. Рука избранных удержит премудрость Божию, лучше бо есть сребра и злата на версех стен проповедуется, и во вратех силных приседит, и дерзающи глаголет: радуйтеся со мною взыскающии Мене.

Запев. Славу премудростию Божиею наследят, та бо есть долгота жития и лета жизни дарует, и мир прилагает, и вся благая исправляет, и путь жизни сохраняет нам.

Слава. Творяи правду, наследит премудрость Божию Софию именованную, яко блага, сосца ея паче вина, и воня мира ея паче всех аромат. Взыщем ту, во след ея потечем, да суд и правду дарует нам.

И ныне. Всесвященное преставление божественныя Ти и нетленныя Матере, премирная вышних сил совокуплены веселитеся с сущими на земли Тебе поющим, благословен еси Господи Боже отец наших. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Всяческая Владыко, премудростию составив, землю же паки утверди, яко же веси дно, хождение постави на водах безмерных, тем же вси вопием воспевающе, благословите дела Господня непрестанно Господа.

Запев. София премудрость Божия именуемая, Самем Господем нареченная, царю Устиниану в создании чюднаго храма, ангелом откровенная, тем же вопием Ти воспевающе, благословите вся дела Господня непрестанно Господа.

Запев. Израилю повеле Господь в Силоаме скинию поткнути, и ту честно хранити, кольми паче честнейша одушевленная скиния не Веселеилом сотворенная, но Самем Богом учиненная, София нареченная. В ню же Сам Бог Слово вселися, благословите вся дела Господня непрестанно Господа.

Слава. Мысленыи виноград, храм Софии премудрости Божии, сиречь чрево пречистыя Богоматере, от Него же изыде огнь божественыи, пожигая наши душетленныя страсти. Благословите вся дела Господня непрестанно Господа.

И ныне. О, выше ума чюдес присно Девыя же и Богоматере, во гроб бо всельшися показа Рай, ему же предстояще, днесь радующеся поем и сице глаголем, благословите вся дела Господня непрестанно Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Тайна Божия пречистая в Тебе бывает, явьствена тайна Дево пречистая, ибо Бог из Тебе воплотися за милосердие, тем же Тя яко Богородицу величаем.

Запев с поклоном. Егда недоумевашеся царь в кое имя созиждет церковь Божию, тогда явися ангел отроку стрегущему орудия во образе каженика, глагола: кленутися во имя Софии премудрости Божии, в Ея же имя и церковь сия созиждется.

Запев. Он же видев явление радостен быв зело, и на совершение избранныя церкви Божия тщательно касается, и тоя ради вины венец премудрости облагается, и во благочестии первыи царь нарицается.

Слава. Нашего ради спасения единородныи Сын и Слово Божие храм Себе созда, в пресвятем чреве Девы Марии, и Тоя Софию именова премудрость Божию, еже есть девьственных душа. Тем же Тя яко Богородицу величаем.

И ныне. Приими от нас песнь исходную Мати Живаго Бога, и светоносною Ти и божественою благодатию осени, цареви победительная и христолюбивым людем мир, и грехов оставление, и душам подающи спасение. Тем же Тя Богородицу величаем. Катавасия.

Задостойник: Владычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый (поклон земной). Трисвятое, и по «Отче наш». Молитва Исусова: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Читаем тропарь (написан в начале канона). Слава, и ныне — кондак (написан по 6-й песни канона). Господи помилуй (40 раз). Слава, и ныне.

Иконографическая справка

Храмовый образ новгородского Софийского собора является одним из первых примеров «новгородского» извода иконографии Софии Премудрости Божией. Центральная часть композиции представляет собой своеобразный вариант Деисуса, близкий «Царскому» («Предста Царица»). В центре, в ореоле божественной славы, изображен огнеликий Ангел — Премудрость Божия, увенчанный короной, в лоратном облачении, со скипетром и свитком в руках. Престол, на котором он восседает, утвержден на семи прозрачных («незримых») столпах. Ангелу предстоят Богоматерь в типе «Воплощение» и Иоанн Предтеча со свитком. Над головой Ангела-Софии, также в ореоле славы, показан Христос — воплотившийся Бог Слово, благословляющий мир архиерейским благословением — обеими простертыми в стороны руками. При этом контуры сияния пересекаются, и изображение Спасителя соприкасается с изображением Ангела-Софии, что, вероятно, обусловлено стремлением отобразить двуединство природ Христа В верхней части композиции помещено изображение неба в виде свитка, усеянного звездами, с Эти-масией посреди него и поклоняющимися ей ангелами — символический образ жизни будущего века и Царствия Небесного, которого достигнет человечество, искупленное кровью Спасителя.

В основе христианской традиции изображения Премудрости лежит текст Притчей Соломона (IX, 1 — 11): «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу…». Этот ветхозаветный текст в апостольские времена и в святоотеческой традиции понимался как прообраз воплощения Христа, создания Им земной Церкви и ее главного таинства — Евхаристии; соответственно, Воплощение ипостасного Слова Божия истолковывалось как явление Божественной Премудрости в мире.

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Премудрость Божия – святитель Димитрий Ростовский
2. «Мы не должны бояться никаких страданий…». Творения. Том I – Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия – священномученик Аркадий (Остальский)
3. Строматы (перевод Н. Корсунского) – Книга первая – пресвитер Климент Александрийский
4. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II – О входе Иисуса Христа в Иерусалим – Матвей Васильевич Барсов
5. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века – Николай Константинович Никольский
6. Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства – профессор Владимир Петрович Рыбинский
7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Познание истины – святитель Василий Великий
8. Риторика и истоки европейской литературной традиции – Два рождения европейского рационализма – профессор Сергей Сергеевич Аверинцев
9. А. В. Карташёв — общественный деятель и церковный историк – протоиерей Иоанн Мейендорф
10. Полное собрание сочинений. Том V – Часть первая. Статьи разных лет Противосоциалистический катехизис. – священномученик Иоанн Восторгов

Описание

Центральной фигурой иконы является Господь Иисус Христос в виде крылатого Огненного Ангела, который восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами. Он облачён в подир и препоясан драгоценным поясом, на голове — царский венец. В правой руке Он держит скипетр с крестом наверху, а левой прижимает к груди свиток. Основанием для такой иконографии является традиция образов Сына Божия как Ангела великого совета, совмещённая с апокалиптическими описаниями: евангелист Иоанн Богослов видел Сына Божия «облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1:13); «очи Его, как пламень огненный, и на голове Его много диадим» (Откр. 19:12); «и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1:16).
По сторонам от Ангела-Премудрости изображены Богоматерь и святой Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Таким образом икона представляет собой особый тип Деисиса. При этом, на иконе представлено ещё два погрудных образа Христа — как Богомладенца в медальоне на груди Пресвятой Матери, и как благословляющего Спаса в медальоне над головой Ангела. В верхнем регистре иконы — этимасия. С обеих сторон престола — по три коленопреклоненных ангела .

Как версия иконографического типа иногда предстоящие изображаются тоже с крылами: Предтеча, вероятно, в связи с пророчеством Малахии (Мал. 3:1); Богоматерь как апокалиптическая Жена (Откр. 12:14). На таких иконах зачастую отсутствует медальон с Богомладенцем, а по бокам от центрального медальона со Спасителем пишутся ангелы.

София, Премудрость Божия (Новгородский извод с крылатыми предстоящими). Собр. Ярославского музея

Популярные туры:

Продолжайте путешествие!

В парк, к Матронушке

Храм святой блаженной Матроны Московской, что на улице Софьи Ковалевской, расположился на .

Они доставлены в Горно-Алтайск из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святыню сопровождал Святейший Патриарх .

21 июля История обретения чудотворного образа связана со страшным пожаром, случившимся в .

День памяти – 14 марта Евдокия жила в конце I века в .

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Мистика собора

Каждый посетивший этот музей всей душой прочувствовал мощнейшую энергетику и мистику от этого храма. Каждый вошедший сюда испытывает непередаваемое чувство и мурашки по телу. Вот некоторые из мистических описаний:

Под куполом расположен центр мира. Храм был осквернен, но сила его не ушла. Софийский Собор и по сей день является символом христианства и местом силы.

В этом супер сооружении древности, насчитывается 107 колонн, одна из которых покрыта медью. В ней имеется углубление, где все время собирается неизвестного происхождения вода. Верующие стремятся прикоснуться к этому месту, чтобы излечится от болезней. Если приложить ладонь к этому месту и большим пальцем почувствовать воду и загадать желание. Оно обязательно сбудется.

Главная гордость собора — это купол высотой 56 метров и более 31 метра в диаметре. Огромный круглый купол был установлен на 4 огромные арки в центре храма.

При строительстве использовался кирпич из глины, которую привозили из острова Родос. Такой кирпич был очень легким, если положить его в воду, он не тонул благодаря своей высокой пористости. Смесь для укладки кирпичей изготовлялась из того же материала. Поэтому при застывании такой раствор давал большую сцепку с кирпичом.

По одной из легенд план строительства храма Юстиниану показал пришедший к нему ангел. Этот ангел посоветовал соорудить три окна в честь Троицы.

В здании 361 дверей, 101 из которых с изображениями. Когда двери подсчитывают, обнаруживаются новые.

В правой стене Собора образовалась ниша и отсюда слышен звук, как будто там кто-то есть. По легенде 1000 верующих вместе со священником, укрылись в этих стенах во время вторжения в храм турецких завоевателей, а остальных убили прямо во время служения.

В музее есть окно, в которое и в жаркий день дует холодный ветер. Из-за этого его так и называют Холодное окно.

Здесь был захоронен предводитель крестоносцев Энрико. Однако сейчас гробница его пуста. По рассказам Мехмед Завоеватель приказал скормить его останки собакам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]