Нередко батюшки отказывают в причастии людям, которые не были накануне на вечерней службе. Насколько это правомерно? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.


Основные причины


Фото: Azbyka.ru
Согласно церковным канонам, для отлучения от причастия могут быть следующие причины:

  • Агрессия, озлобленность человека, неисповеданные грехи, непрощенные обиды;
  • Недостаточная подготовка. Согласно канонам, за 3 дня до причастия нужно соблюдать пост, прочесть подготовительные каноны, а, если исповедь и причастие приходятся на один и тот же день, то нельзя до причастия вкушать любую пищу;
  • Нетрезвое состояние. Курильщикам и любителям спиртного нельзя ничего употреблять перед причастием. Священник может отлучить от причастия тех, кто пришёл в храм в нетрезвом виде или курил перед причастием;
  • Тяжкий нераскаянный грех. Это может быть как блуд, гражданский брак, так и убийства, насилие над другими, нераскаянный грех аборта и многое другое. Он может отстранить человека от причастия.

Если человек не может справиться с каким-то грехом, священник накладывает на него епитимью, соблюдая которую человек воздерживается от причастия. Только когда он исправит грех, прихожанин будет допущен к причастию. Епитимья может сопровождаться в исполнении небольшого послушания, например, нужно каждый день класть определённое количество поклонов или читать молитву. Только в этом случае запрет будет снят и человек снова будет допущен к причастию.

Перед причастием важно выбрать опытного духовника, который прекрасно разбирается во многих вопросах современной жизни, гибко относится к психологическим нюансам ситуаций.

Не допустили до Причастия. Что делать?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Я очень много грешила! Расскаялась в своих грехах. Даже в епархии написала жалобу на священника, что он меня после исповеди не допустил ко причастию. Он попросил меня, чтобы я забрала жалобу, но и в этот раз не допустил до причастия. Я готовилась, просила прощения у него, что делать? Идти в другой храм или же остаться в храме, который ближе к дому?

Калерия

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогая Калерия!

Может, прежде чем менять храм, прежде чем бегать в поисках более «удобного» для Вас батюшки, Вам следует пристальнее взглянуть на себя? Давайте я попробую Вам помочь.

Чего Вы хотели добиться тем, что пожаловались на священника его священноначалию? Вы хотели наказать священника, который, по Вашему мнению, из-за собственной прихоти не допустил Вас до причастия? Давайте взглянем на эту ситуацию повнимательнее.

Итак, можете ли Вы сказать, что Вы достойны были причастия после Вашей исповеди? Если Вы так сказать не можете, значит, священник поступил так, как следует. Ведь он лично несёт ответственность перед Богом за то, кому он преподаёт Тело и Кровь Господа в Таинстве Евхаристии. Понимаете, Ваша жалоба на священника была очередным грехом, который ранил Вашу душу. Ибо из-за этой жалобы священник, вне всякого сомнения, пострадает. Хорошо, что Вы готовились и просили у него прощения, но, видимо, Вы, прося прощения, не раскаялись в своём поступке. А без искреннего покаяния о своих грехах и без твёрдого намерения с Вашей стороны их больше не совершать, священник не имеет права допустить Вас ко причастию. Так что в этом случае Вам следует не искать «другой храм», а искать в себе смирение и сокрушение о собственных грехах.

Если же Вы считаете, что после исповеди Вы были достойны принять Тело и Кровь Христовы, а священник Вам в этом отказал, то, опять же, надо не кляузничать на него, не пытаться искать «другой храм», а подумать, почему Господь, действуя в Таинстве Покаяния Сам, через священника, попустил Вам пройти это испытание.

Поговорите с батюшкой и выясните, с чем именно связано недопущение ко причастию. Очень может быть, что связано оно не с Вашим письмом, а с чем-то другим.

В любом случае, роптать на любого человека грех, а уж роптать на священника, который преподаёт Вам Таинства Господа, очень большой грех. Ибо, осуждая действия священника в Таинствах, Вы судите Самого Бога, Который действует через батюшку.

Запомните это, дорогая Калерия, и храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Фото на заставке: spbpda

Отлучили от причастия: причины, каноны и опасности

  • | Печать |

Подробности 11.07.2016 14:42
В каких случаях человека отлучают от причастия? Насколько долгой может быть епитимья? Почему человеку, если он совершил серьезный грех лучше дождаться духовника, а не идти к первому попавшемуся священнику? Отвечает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское.

Разовое недопущение до причастия всегда происходит по конкретным обстоятельствам. То есть я вижу, что человек в данный конкретный момент не должен идти к Чаше. Либо потому, что он находится в ссоре с кем-то и не примирился, либо, например, он просто не понимает, что собирается делать. Да, бывали случаи, когда человек собирается к Чаше, но, когда я начинаю с ним разговаривать, выясняется, что он даже отдаленного представления не имеет о том, что такое таинство причастия. Приходится ему объяснить, рассказывать о смысле таинства, о подготовке к нему.

Причин к такому разовому недопущению немало. И очень важно здесь объяснить человеку, что священник говорит о нежелательности причащения для него не потому, что желает наказать его, а потому, что просто не в пользу будет причастие, не во спасение, а в суд и в осуждение.

За какие грехи могут наложить

Запрет на причастие накладывается в наше время довольно редко. Причина для такой крайней меры должна быть достаточно веской. Как правило, это происходит, когда христианин совершает один или несколько смертных грехов. И, особенно, если упорствует в них, не имея духовных сил отказаться от пагубной привычки или не чувствует искреннего раскаяния в содеянном.

За аборт

В православии аборт считает более тяжким грехом, чем убийство. Объясняется это тем, что младенец в утробе матери пока еще некрещенный, таковым и умирает. Этот грех совершают люди, которые забывают, что каждый человек приходит в этот мир только по воле Божьей. И решать, кому жить, а кому нет, они не вправе. Считается, что Бог наказывает за абортированных детей, и такой грех оба родителя должны отмолить в церкви.

За блуд

Телесное невоздержание, любовь к плотским удовольствиям порой превосходит установленные Богом и обществом людей рамки. Под блудом подразумеваются не только беспорядочные половые связи мужчин или женщин, не связанных узами брака и ведущих свободный образ жизни.

Таинство причастия

Таинство причастия является самым главным, и, в отличие от многих других, таких, как крещение, делается оно не один раз в жизни. Мы уже сказали вам, что в причастие входят два компонента – хлебцы – просфоры, и кагор, но, есть еще один, самый главный – это молитва, ритуал, с помощью которого свершается причастие. И мы расскажем вам, как проходит данный ритуал.

Итак, батюшка, который будет причащать, в первую очередь, сам должен быть очищен перед службой, и поэтому, он исповедуется другому священнику, и с чистой душой, он входит в алтарь на молитву. Кроме этого, он не должен принимать никакой пищи до вкушения причастия, в прочем, как и обычные прихожане. Просфоры тоже не берутся какие-нибудь, на них читается серьезная молитва за здравие. Люди, когда приходят в храм на службу, подают специальные записки с именами своих родственников, друзей, чтобы священник помолился за их здоровье. Также к этим запискам прилагаются просфоры, которые потом используются в причастии.

Священник читает сильные молитвы, вычитывая за здравие всех тех, чьи имена написаны в записках, и, специальным, ритуальным ножом достает частичку из просфоры, и добавляет ее в специальную чашу, из которой потом и подается причастие. Также, читается сильная молитва о спасении человечества, и добавляется кагор в чашу, смешивается все это специальными приборами, и с молитвой священник выносит перед людьми эту чашу.

При этом, читается специальная песня, которая дает благословление людям к принятию частички Бога, и воссоединения с ним. Читается он атак: «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите». Человек подходит к чаше, складывает руки крестом, и вкушает немного святого причастия. После этого, он запивает священной водой, и заедает кусочком просфоры.

Считается, что после вкушения такой благодати нельзя плеваться, материться, ссориться и злиться. Старайтесь продержать Божью частичку в себе как можно дольше, хотя проступки постоянно будут попадаться на вашем пути, и стараться сделать так. Чтобы вы потеряли то благословение, которое получили.

История таинства причастия

История таинства причастия очень интересная, и началась она еще в дохристианские времена, во время язычества. Ведь вы наверняка знаете, что православие отчасти состоит из языческих обрядов, так вот, в язычестве был такой обряд, как вкушение бога. Они использовали многие элементы и помазания, и причастия. Некоторые мы используем до сих пор, не подразумевая, что это пришло к нам из языческой культуры. К примеру, символом бога солнца, бога Ра, был блин, да, обычный русский блин. Кроме того, считалось, что вкушение бога принесет счастье, удачу, любовь, крепкое здоровье, и поэтому, люди выпекали блины и кушали их, особенно на празднование масленицы, которая символизировала приход бога Ра на землю. Вот, собственно говоря, оттуда-то и пошло вкушение частички бога.

В православии данное таинство появилось в тайный четверг, накануне распятия господа Иисуса Христа. И именно он ввел это таинство за столом, вместе с апостолами. По легенде, Господь благословил хлеб и вино, смешав их в золотой чаше, и приняв частичку, и сказал, что после его распятия, эти частички обретут душу, и будет благословение всем тем, кто их скушает. И тогда Христос произнес молитву, которой до сих пор благословляют священники чащу с причастием, создавая, тем самым, великое таинство: «Примите тело мое, во оставление грехов, пейте из чаши этой, это кровь моя, которая прольется за вас и ваше спасение».

Вот такая интересная история появления таинства причастия, которое до сих пор происходит во всех православных храмах и монастырях.

Может ли свя­щен­ник отка­зать в испо­веди и отпу­ще­нии грехов?

Не может совер­шаться таин­ство испо­веди над не кре­щен­ными людьми, потому что в цер­ков­ных таин­ствах (кроме Кре­ще­ния) могут участ­во­вать только члены Церкви. Также нельзя совер­шать испо­ведь, если чело­век не отдает себе отчета в своих дей­ствиях (напри­мер, нахо­дится без созна­ния, или если у чело­века помра­чен рас­су­док, или он нахо­дится в состо­я­нии алко­голь­ного или нар­ко­ти­че­ского опья­не­ния и т. п.). Во время испо­веди свя­щен­ник может не про­чи­тать раз­ре­ши­тель­ную молитву, если при­шед­ший на испо­ведь чело­век не кается в грехах, не имеет наме­ре­ния пре­кра­тить тяжкие, смерт­ные грехи.

Покаянные стадии в прошлом

У первых христиан епитимья назначалась в виде временного отлучения от церковной жизни. Проходило такое наказание для грешников публично и делилось на несколько видов.

Кающимся христианам («плачущим») предписывалось стоять у входа в храм и с плачем молить Бога о прощении своих грехов. Им не разрешалось преступать порог храма.

Слушание

Другим грешникам («слушающим») разрешалось находиться лишь в притворе церкви. Здесь они стояли, слушали молитвы, отрывки из Святого Писания. Вместе с оглашенными обязаны были выходить из храма.

Припадание

Кающиеся грешники («припадающие») допускались на службу вместе с верными. Падали ниц во время оглашения особой молитвы, читаемой епископом.

Раскаяние

Последняя, и самая легкая епитимья ложилась на «вместе стоящих». Это такие христиане, которые могли присутствовать на литургии, но принимать причастие им не разрешалось. Как мы видим, до наших дней сохранился лишь четвертый, последний вид покаяния.

Не наказать, а преодолеть

Отлучение на какое-то время от причастия имеет смысл только тогда, когда это принесет пользу человеку. Мы делаем это не для того, чтобы наказать человека, а для того, чтобы помочь ему преодолеть тот или иной грех. Поэтому, любая епитимья ставит своей целью, чтобы человек за то время, когда он не сможет причащаться, пережил, осознал свой грех. И чтобы, когда все-таки пройдет назначенное время и он пойдет к Чаше, в его душе созреет другое видение ситуации. Особенно это относится к супружеским изменам.

Повторяю, есть вещи, когда действительно неправильно накрыть епитрахилью и сказать: «Отпускаются тебе грехи твои». Чтобы человек понял — нужно потрудиться над тем, чтобы преодолеть внутри себя этот грех.

Но здесь все индивидуально и каждый священник рассматривает каждую ситуацию…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]