Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты

  • Схе­ма Литургии Схе­ма Проскомидии
  • Схе­ма Литур­гии оглашенных
  • Схе­ма Литур­гии верных
  • Схе­ма Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров
  • Схе­ма вечер­ни на все­нощ­ном бдении
  • Схе­ма утре­ни на все­нощ­ном бдении
  • Схе­ма вели­ко­го повечерия
      Обыч­ное начало
  • Вто­рая часть
  • Тре­тья часть
  • Схе­ма часов
  • См. так­же ста­тьи и фото­рас­сказ о Литургии

    Схема Литургии (состоит из 3‑х частей):

    1) Схема Проскомидии

    1. Изъ­я­тие Св. Агн­ца из пер­вой просфо­ры.
    2. Постав­ле­ние Агн­ца на дис­ко­се и напол­не­ние чаши вином с водою.
    3. Изъ­я­тие частиц из про­чих четы­рех просфор.
    4. Постав­ле­ние звез­ди­цы над дискосом.
    5. Покры­тие дис­ко­са и поти­ра покро­ва­ми.
    6. Каж­де­ние при­го­тов­лен­ных Агн­ца и частиц.
    7. Чте­ние молит­вы о при­ня­тии Св. Даров и отпуст.

    2) Схема Литургии оглашенных

    1. Начи­на­тель­ные воз­гла­сы диа­ко­на и священника.
    2. Вели­кая екте­ния.
    3. Пса­лом 1‑й изоб­ра­зи­тель­ный “Бла­го­сло­ви, душе моя, Господа” (102) (пер­вый антифон).
    4. Малая екте­ния.
    5. Вто­рой изоб­ра­зи­тель­ный пса­лом (145) — “Хва­ли, душе моя, Гос­по­да” (вто­рой антифон).
    6. Пение гим­на “Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Божий”.
    7. Малая екте­ния.
    8. Пение Еван­гель­ских запо­ве­дей бла­женств и тро­па­рей “бла­жен­ны” (тре­тий антифон).
    9. Малый вход с Евангелием.
    10. Пение “При­и­ди­те Поклонимся”.
    11. Пение тро­па­ря и конда­ка.
    12. Воз­глас дья­ко­на: “Гос­по­ди, спа­си благочестивыя”.
    13. Пение Три­свя­то­го.
    14. Пение про­ким­на.
    15. Чте­ние Апо­сто­ла. Пение алил­лу­а­рия.
    16. Чте­ние Еван­ге­лия.
    17. Сугу­бая ектения.
    18. Екте­ния об огла­шен­ных.
    19. Екте­ния с пове­ле­ни­ем огла­шен­ным оста­вить храм.

    3) Схема Литургии верных

    1. Сокра­щен­ная вели­кая ектения.
    2. Пение 1‑й части Херу­вим­ской пес­ни и чте­ние священником молит­вы Вели­ко­го входа.
    3. Вели­кий вход и пере­нос Св. Даров.
    4. Пение 2‑й части Херу­вим­ской пес­ни и постав­ле­ние Св. Сосудов на Престол.
    5. 1‑я про­си­тель­ная екте­ния (О пред­ло­жен­ных, чест­ных Дарех): при­го­тов­ле­ние моля­щих­ся к освя­ще­нию Даров.
    6. Воз­глас: “Воз­лю­бим друг дру­га, да еди­но­мыс­ли­ем исповемы”.
    7. Пение Сим­во­ла веры. (после воз­гла­са “Две­ри, две­ри пре­муд­ро­стию вонмем”).
    8. Воз­глас “Ста­нем добре…”.
    9. Евха­ри­сти­че­ская молит­ва (3 части).
    10. Освя­ще­ние Св. Даров (во вре­мя пения: “Тебе поем…”).
    11. Про­слав­ле­ние Божи­ей Мате­ри (“Достой­но есть…”).
    12. Поми­но­ве­ние живых и умер­ших (“И всех, и вся…”).
    13. 2‑я про­си­тель­ная екте­ния (Об освя­щен­ных чест­ных Дарах).
    14. Пение «Отче наш».
    15. Воз­но­ше­ние Св. Даров. (“Свя­тая Святым…”).
    16. При­ча­ще­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей в алта­ре и “при­част­ный” стих.
    17. Пред­по­след­нее явле­ние Св. Даров и При­ча­ще­ние мирян.
    18. Воз­глас “Спа­си, Боже, люди Твоя” и пес­но­пе­ние “Виде­хом Свет Истинный”.
    19. Послед­нее явле­ние Св. Даров и пес­но­пе­ние “Да испол­нят­ся уста наша”.
    20. Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния за Причащение.
    21. Заам­вон­ная молитва.
    22. “Буди имя Гос­подне” и 33‑й псалом.
    23. Послед­нее бла­го­сло­ве­ние священника.

    Правила поведения

    В церкви, во время того, как проходит служение, вести себя следует спокойно и тихо. Приходить к службе следует за десять-двадцать минут, чтобы успеть совершить поклон Христу. Следует соблюдать тишину, нельзя жевать резинку. Руки во время литургии должны быть свободны, их не следует держать в карманах.

    Мужчинам перед приходом в помещение церкви предписано снимать головные уборы, женщинам же, наоборот, следует носить в церкви платок. Подпевать хору следует тихо. За маленькими детьми нужно следить, чтобы они не бегали и не шумели в храме, чтобы не мешать проведению службы. Обязательно отключайте мобильные телефоны – громкие звуки не должны отвлекать и мешать священнослужителям и прихожанам.

    Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)

    1. Воз­глас диа­ко­на и свя­щен­ни­ка: “Бла­го­сло­вен­но царство”…
    2. Чте­ние псал­ма 103: “Бла­го­сло­ви, душе моя, Господа”.
    3. Вели­кая ектения.
    4. Кафиз­мы.
    5. Малая екте­ния, или три малых екте­нии (после каж­дой из трех кафизм), во вре­мя кото­рых совер­ша­ет­ся пере­не­се­ние Св. Агн­ца с Престола на жертвенник.
    6. “Гос­по­ди воззвах”.
    7. Сти­хи­ры “на Гос­по­ди воззвах”.
    8. Вечер­ний вход с кади­лом (или с Еван­ге­ли­ем, если поло­же­но по Уставу).
    9. “Све­те тихий”…
    10. Чте­ние пер­вой паремии.
    11. Воз­гла­сы: “Пре­муд­рость, про­сти. Свет Христов про­све­ща­ет всех”.
    12. Чте­ние вто­рой паремии.
    13. Пение: “Да испра­вит­ся молит­ва моя”.
    14. Молит­ва Св. Ефре­ма Сири­на.
    15. Чте­ние Еван­ге­лия (если поло­же­но по Уставу).
    16. Сугу­бая ектения.
    17. Молит­ва за Государя.
    18. Екте­ния об оглашенных.
    19. Екте­ния о про­све­ща­е­мых. Воз­глас: “Яко Ты еси просвещение наше” (С 4 неде­ли Вели­ко­го поста).
    20. Малая екте­ния о вер­ных. Воз­глас “Яко подобает”…
    21. Вто­рая малая екте­ния о верных.
    22. “Ныне силы небесныя”.
    23. Вели­кий вход с Пре­ждео­свя­щен­ны­ми Дарами.
    24. Вто­рая часть молит­вы: “Верою и любо­вию приступим”.
    25. Молит­ва Св. Ефре­ма Сири­на.
    26. Про­си­тель­ная ектения.
    27. Молит­ва Гос­под­ня “Отче наш”.
    28. Воз­глас: “Пре­ждео­свя­щен­ная Свя­тая Святым”.
    29. Пред­по­след­нее явле­ние Св. Даров (“Бла­го­слов­лю Господа”).
    30. Послед­нее явле­ние Св. Даров.
    31. Бла­го­да­ре­ние за Причащение.
    32. Заам­вон­ная молит­ва (“Вла­ды­ко Вседержителю”).
    33. “Буди имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но” (три­жды) и пса­лом 33.
    34. Послед­нее бла­го­сло­ве­ние священника.
    35. Отпуст.

    Всенощная – это что такое? Разъяснение церковного богослужения

    Как говорил Антон Павлович Чехов устами Маши в пьесе «Три сестры», человек должен быть верующим или искать веры, иначе все пусто, не имеет смысла.

    Если еще тридцать лет назад для многих слово «вера» ассоциировалось с «опием для народа», то сейчас практически нет людей, которые так или иначе не сталкивались с христианством, не ходили бы в церковь и не слышали б таких слов, как литургия, всенощное бдение, причастие, исповедь и так далее.

    В данной статье будет рассматриваться такое понятие, как всенощное бдение, или всенощная. Это соединение трех служб: вечерни, утрени и первого часа. Такая служба длится накануне воскресного дня или перед церковным праздником.

    Древние христиане

    Традиция совершать всенощные бдения была введена еще самим Господом Иисусом Христом, который любил посвящать молитве ночные часы. За ним последовали апостолы, а затем христианские общины.

    Особенно актуально стало собираться на ночь и молиться в катакомбах в годы гонения христиан. Святитель Василий Великий называл всенощные службы «агрипниями», то есть бессонными, и распространялись они по всему Востоку.

    Эти агрипнии совершались тогда круглый год перед воскресным днем, накануне Пасхи, на праздник Богоявления (Крещения) и в дни чествования святых мучеников.

    Тогда всенощная — это была особенная служба, над созданием которой трудились великие молитвенники, такие как святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин, Савва Освященный. До наших дней практически полностью сохранилось последование вечерни, утрени и первого часа.

    Понятие Всенощной службы

    Часто священнослужителям задают вопрос: “Обязательно ли ходить на всенощные бдения?” Верующие чувствуют, что эту службу выстаивать труднее, чем литургию. А происходит так потому, что всенощная — это дар человека Богу.

    На ней каждый присутствующий жертвует чем-то: своим временем, какими-то жизненными обстоятельствами, а литургия — это жертва Бога нам, поэтому её выдержать легче, но зачастую степень принятия Божественной жертвы зависит от того, сколько человек готов отдать, пожертвовать чем-то Богу.

    Русская Православная Церковь сохранила во всей полноте очень сложное, красивое, духовное всенощное бдение. Литургия, совершаемая утром воскресного дня, завершает еженедельный цикл. В русских церквях вечерняя служба соединяется с утренней, и все это происходит вечером. Так было введено отцами церкви, и это правило позволяет сохранять верность апостольской традиции.

    Как служат вне России

    Например, в Греции нет всенощного бдения, там нет вечерни, утреня начинается с утра и вместе с литургией занимает всего два часа времени. Так происходит потому, что современные люди менее готовы физически и духовно к службе. Многие не понимают, что читается и поется на клиросе; в отличие от своих предков, современники мало что знают о Господе Иисусе Христе и о Богородице.

    Одним словом, каждый сам за себя решает, будет ли он ходить на всенощное богослужение, или нет. Строгих правил не существует, священнослужители не налагают на людей «бремена неудобоносимые», то есть то, что свыше сил.

    Иногда события в жизни верующего не позволяют ему присутствовать на всенощном бдении (срочная работа, ревнивый муж (жена), болезнь, дети и так далее), но если причина отсутствия неуважительна, то такому человеку лучше как следует подумать, прежде чем приступать к принятию Христовых Таин.

    Последование всенощного бдения

    Храм — это место молитвы христиан. В нем служителями произносятся разного рода молитвы: и просительные, и покаянные, но количество благодарственных превышает остальные. По-гречески слово «благодарение» звучит как «евхаристия».

    Так православные христиане называют самое главное таинство, присутствующее в их жизни, — это таинство причащения, которое совершается на литургии, а до этого каждый должен подготовиться к причастию.

    Нужно поговеть (попоститься) хотя бы три дня, подумать над собственной жизнью, исправить ее, исповедовавшись у иерея, вычитать положенные молитвы, ничего не вкушать и ни пить, начиная с полуночи и до самого причастия.

    И все это — только минимум того, что должен проделать верующий человек. Помимо этого, желательно пойти на богослужение всенощного бдения, которое начинается с ударов колоколов.

    В православном храме центральное место занимает иконостас — стена, украшенная иконами. В центре его есть двустворчатые двери, также с иконами, по-другому их называют Царскими или Великими вратами. Во время вечерней службы (сначала) их открывают, и перед верующими предстаёт алтарь с семисвечником на престоле (стол, на котором совершаются самые священные и таинственные действия).

    Начало вечерней службы

    Всенощная служба начинается 103-м псалмом, в котором вспоминается о шести днях, сотворенных Богом.

    Пока певчие поют, священник кадит весь храм, и запах ладана, торжественное песнопение, спокойные, величавые движения священнослужителей — все это напоминает о безбедной жизни Адама и Евы в раю до их грехопадения.

    Затем иерей заходит в алтарь, закрывает двери, хор умолкает, гаснут светильники, паникадило (люстра в центре храма) —и тут нельзя не вспомнить о падении первых людей и о падении каждого из нас.

    С самых древних времен люди жаждали молиться ночью, особенно на Востоке. Летний зной, изматывающая дневная жара не настраивали на молитву. Другое дело ночь, в течение которой приятно обратиться к Всевышнему: никто не мешает, и нет слепящего глаза солнца.

    Только с приходом христиан всенощная служба стала формой общественного служения. Римляне делили ночное время на четыре стражи, то есть на четыре смены военного караула. Третья стража начиналась в полночь, а четвертая — при пении петухов. Христиане молились все четыре стражи лишь в особых случаях, например, перед Пасхой, обычно же молились до полуночи.

    Всенощное песнопение

    Всенощное бдение без псалмов немыслимо, они пронизывают собой всю службу. Певчие читают или поют псалмы полностью или отрывками. Одним словом, псалмы — это скелет всенощной, без них ее бы не было.

    Песнопения прерываются ектениями, то есть прошениями, когда диакон, стоя перед алтарем, просит у Бога прощения наших грехов, о мире во всем мире, о соединении всех христиан, о всех православных христианах, о путешествующих, больных, об избавлении от скорби, бед и так далее. В заключение вспоминается Богородица и все святые, и диакон просит, чтобы мы все «весь живот наш», нашу жизнь Христу Богу посвятили.

    Во время вечерни поется много молитв и псалмов, но в конце каждой стихиры обязательно поется догматик, в котором повествуется о том, что Богородица была Девой и до рождения Христа, и потом. И Ее рождение — это радость и спасение всему миру.

    Всенощная — это та служба, в течение которой часто произносятся благословения Богу. Зачем мы произносим эти слова, ведь Бог не нуждается ни в наших добрых словах, ни в наших песнопениях? И действительно, у Господа есть все, вся полнота жизни, но в этих добрых словах нуждаемся мы.

    Есть одно сравнение, которое высказал христианский писатель. Красивая картина не нуждается в похвале, она и так красива. И если человек не заметит ее, не воздаст должное мастерству художника, то тем самым он обкрадывает себя. То же происходит, когда мы не замечаем Бога, не благодарим за нашу жизнь, за созданный мир вокруг нас. Этим мы обкрадываем себя.

    Помня о Творце, человек становится добрее, человечнее, а забывая о Нем — больше напоминает человекообразного животного, живущего инстинктами и борьбой за выживание.

    Во время вечернего богослужения всегда читается одна молитва, олицетворяющая Евангельское событие. Это «Ныне отпущаеши…» – слова, которые произнес Симеон Богоприимец, который встретил младенца Иисуса в храме и поведал Богородице о значении и миссии ее Сына. Так, всенощная («сретение», встреча) прославляет встречу Ветхозаветного и Новозаветного мира.

    Шестопсалмие

    После этого свечи (лампы) в храме гасятся, и начинается чтение шестопсалмия. Храм погружается в сумрак, и это тоже символично, так как напоминает о том сумраке, в котором жили ветхозаветные люди, не знающие Спасителя. И вот в этой ночи пришел Господь, как когда-то в Рождественскую ночь, и ангелы стали восхвалять Его пением «Слава в вышних Богу».

    Этот период во время службы настолько важен, что, согласно церковному Уставу, во время шестопсалмия даже не делают поклонов и не накладывают крестного знамения.

    Затем вновь произносится Великая ектенья (прошение), а затем хор поет «Бог Господь и явися нам…». Этими словами вспоминается, как Господь в возрасте тридцати лет вышел на Свое Служение, ради которого и пришел в этом мир.

    Аллилуйя

    Через некоторое время свечи возжигаются, и начинается полиелей, хор поет «Аллилуйя». Священник выходит на середину храма и вместе с диаконом кадит храм благоухающим ладаном. Затем поются отрывки из псалмов, но кульминацией всенощного бдения является чтение Евангелия священником.

    Евангелие выносят из алтаря, как из Гроба Господня, и ставят на середину храма.

    Слова, произносимые священником, — это слова самого Господа, поэтому после чтения диакон держит Священную Книгу, как Ангел, возвещавший весть о Христе, Спасителе мира.

    Прихожане кланяются Евангелию, как ученики, и целуют его, как жены-мироносицы, а хор (в идеале весь народ) поет «Воскресение Христово видевши…».

    После этого читается 50-й покаянный псалом, а священнослужители помазывают крестообразно лоб каждого человека освященным елеем (маслом). Затем следует чтение и пение канона.

    Отношение современников к церкви

    Современные люди к церкви стали относиться как к чему-то хорошему, полезному, но уже сказавшему свое слово. Ничего нового они в ней не видят, часто задают праздные вопросы.

    Зачем посещать так часто церковь? Сколько длится всенощное бдение? Церковная жизнь непонятна тем, кто редко заходит в храм. И дело не в церковнославянском языке, на котором ведется служба.

    Сама позиция церкви неприемлема для многих людей.

    РПЦ напоминает миру о смысле существования, о семье, браке, нравственности, целомудрии, о всем о том, о чем люди забывают, устроившись уютно перед телевизором. Церковь — это не священнослужители и не красивые стены. Церковь — это народ, носящий имя Христово, который собирается воедино, чтобы прославлять Бога. Это важное послание миру, который лежит во лжи.

    Всенощное бдение, литургия, принятие Святых Таин, исповедь — это такие службы, которые нужны людям, и те, кто понимает это, стремятся в «ковчег Господень».

    Заключение

    После канона на всенощной читаются стихиры на Хвалитных, а затем Великое славословие. Это величественное пение христианского гимна. Начинается он со слов «Слава в Вышних Богу и на земли Мир…», а заканчивается трисвятым: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», произносимым трижды.

    После этого следуют ектеньи, Многолетие и в конце читается «Первый час». Многие выходят в это время из храма, а зря. В молитвах первого часа мы просим Бога, чтобы он услышал наш голос и помог в продолжении дня.

    Желательно, чтобы храм стал для всех тем местом, куда хочется вернуться. Чтобы остальные дни недели прожить в предвкушении встречи, встречи с Господом.

    Источник: //fb.ru/article/306970/vsenoschnaya—eto-chto-takoe-razyyasnenie-tserkovnogo-bogoslujeniya

    Схема утрени на всенощном бдении

    1. Шесто­псал­мие (псал­мы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
    2. Вели­кая ектения.
    3. “Бог Гос­подь и яви­ся нам”.
    4. Тро­парь вос­крес­ный или празд­ни­ку или Святому.
    5. Чте­ние кафизм.
    6. Малая екте­ния.
    7. Поли­е­лей (“Хва­ли­те имя Господне”).
    8. Вос­крес­ные “непо­роч­ны” тро­па­ри (“Бла­го­сло­вен еси, Господи”).
    9. Вели­ча­ние (под вели­кие праздники).
    10. Малая екте­ния.
    11. Седаль­ны или ипа­кои.
    12. Сте­пен­ны (под вели­кие празд­ни­ки анти­фон 4 гласа: “От юно­сти моея”)…
    13. Чте­ние Евангелия.
    14. “Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видевше”.
    15. Воз­глас диа­ко­на “Спа­си, Боже, люди Твоя”…
    16. Канон (малые екте­нии на 3‑й и 6‑й песнях).
    17. “Вели­чит душа моя Господа”.
    18. Экза­по­стил­ла­рий или све­ти­лен.
    19. “Вся­кое дыха­ние да хва­лит Гос­по­да” и сти­хи­ры на хвалитех.
    20. Бого­ро­ди­чен: “Пре­бла­го­сло­вен­на еси Бого­ро­ди­це Дево” (учеб. Часосл.).
    21. Вели­кое сла­во­сло­вие.
    22. Вос­крес­ный отпу­сти­тель­ный тро­парь или тропари праздника.
    23. Сугу­бая ектения.
    24. Про­си­тель­ная ектения.
    25. Отпуст.
    26. Пер­вый Час (см. схе­му Часов).

    Схема великого повечерия.

    Пер­вая часть.

    1. Обыч­ное начало.
    2. “При­и­ди­те покло­ним­ся” и Пса­лом 69 (См. Уч. Часосл.).
    3. Канон св. Андрея Крит­ско­го (в пер­вые 4 дня Вели­ко­го поста).
    4. Шесть псал­мов: 4, 6, 12, 24, 30, 90.
    5. “С нами Бог”.
    6. Тро­па­ри: “День пре­шед, бла­го­да­рю Тя, Господи”.
    7. Сим­вол веры.
    8. Молит­ва: “Пре­свя­тая Владычице”.
    9. Три­свя­тое по “Отче наш”.
    10. Тро­па­ри и Бого­ро­дич­ны (Раз­лич­ные по дням недели).
    11. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз; отпу­сти­тель­ные молит­вы: “Сла­ва и ныне”, “Чест­ней­шую Херу­вим” и др.
    12. Молит­ва “Гос­по­ди, избав­ляй нас от вся­кия стре­лы, летя­щия во дни”.

    Вто­рая часть.

    1. “При­и­ди­те покло­ним­ся” (три­жды), псал­мы 50 и 101;
    2. Молит­ва Манас­сии: “Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, Боже отец наших”.
    3. Три­свя­тое по “Отче наш”.
    4. Тро­па­ри: “Поми­луй нас, Гос­по­ди, поми­луй нас”.
    5. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз и те же отпу­сти­тель­ные молитвы.
    6. Молит­ва: “Вла­ды­ко Боже, Отче вседержителю”…

    Тре­тья часть.

    1. “При­и­ди­те покло­ним­ся” (три­жды).
    2. Псал­мы 69 и 142 и Вели­кое славословие.
    3. Три­свя­тое по “Отче наш”.
    4. Канон рядо­вой.
    5. Пение: “Гос­по­ди сил с нами буди”.
    6. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз. Молит­ва: “Иже на вся­кое вре­мя и на вся­кий час” и те же отпу­сти­тель­ные молитвы.
    7. “Гос­по­ди и Вла­ды­ко живо­та моего”…
    8. Молит­ва: “Несквер­ная, неблазная”…
    9. “И даждь нам, Вла­ды­ко, на сон гря­ду­щим”…, “Пре­слав­ная Прис­но­де­во”, “Упо­ва­ние мое отец”.
    10. Вели­кий отпуст. Чте­ние свящ. мол. “Вла­ды­ко многомилостиве”.
    11. Сугу­бая ектения.

    Расписание и виды богослужений в православной церкви

    Церковь открывается ранним утром. Вечерняя и утренняя службы проводятся по воскресеньям и православным праздникам. Начинается утренняя служба, как правило, в семь-восемь часов утра. Начало вечерней литургии приходится на семь-восемь часов вечера. Ночное богослужение проводится только в крупные праздники, такие как Крещение и Пасха.

    Длительность службы зависит от масштаба торжества. Каждый из дней недели в христианском календаре посвящен определенному событию. Каждое из служений, в свою очередь, состоит из трех частей.

    Воскресенье

    Богослужебная неделя начинается именно с воскресной службы. Воскресенье является еженедельным праздничным днем, в который принято отмечать воскрешение Христа Спасителя. Этот день также называют малой Пасхой.

    В православных писаниях воскресенье часто называют словом «неделя». Связано это с тем, что в этот день не принято заниматься житейскими делами, а посвящать его следует молитве и чтению духовных книг.

    Понедельник

    В понедельник в храме прославляют ангелов, ближайших божьих слуг, созданных еще до человека. Ангелы – это бесплотные духи, однако иногда Господь дает им явиться в телесном обличие, чтобы открыть людям волю Божью. В некоторых монастырях принято соблюдать понедельничный пост. Ангелы почитаются особым образом, так как монахи, подобно им, посвящают свою жизнь служению Господу.

    Вторник

    Во вторник церковь прославляет праведников Ветхого Завета, которые своей верностью Господу поспособствовали появлению на свет Спасителя. В частности, прославляется святой Пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.

    Иоанн являлся ближайшим предшественником Иисуса Христа, предсказавшим его пришествие. Сам при жизни являлся аскетом, живущим в пустыне, и совершал омовения иудеев, что впоследствии стали называть таинством крещения. Считается последним из пророков-предвестников Мессии.

    Среда

    В среду принято вспоминать апостола Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа за тридцать серебряников, тем самым обрекая его на верную гибель. В православной церкви среда является днем поста. Большинство песнопений в этот день посвящены Животворящему Кресту и Пречистой Богородице.

    Считается, что Иисус умер за грехи людские, будучи сам человеком, чтобы дети Божьи были избавлены от вечной смерти и имели возможность войти в Божье Царство. Также в среду вспоминают Тайную Вечерю, в которую Господь поведал своим ученикам тайны крестной смерти и Воскресенья.

    Четверг

    В этот день седмицы традиционно прославляются апостолы, проповедовавшие Слово Божие по миру и поспособствовавшие тому, что многие люди обратили свои сердца к Иисусу Христу. Апостолы умерли смертью мучеников, и после их кончины христианская вера распространилась по миру, а количество людей, принявших христианство, постоянно росло.

    В частности, олицетворением апостолов является Николай Чудотворец. Николай славился, как покровитель мореплавателей, умиротворитель враждующих, защитник незаконно осужденных и избавитель от случайной гибели. В современной российской церкви Николай Чудотворец считается самым почитаемым святым. Ему посвящена большая часть церковных пений в четверг.

    Пятница

    В пятницу христиане вспоминают мученическую кончину Иисуса Христа на Голгофе. Так же, как и среда, пятница является постным днем, и в этот день также принято молиться Животворящему Кресту. Смерть Христа является символом искупления и спасения людей от вечной смерти. В пятницу храмы прославляют Пресвятую Богородицу в ее скорби.

    Суббота

    В последний день седмицы Православная церковь вспоминает всех святых. Особым образом в субботней службе почитается Пресвятая Дева Мария, Матерь Божья. В субботу принято поминать усопших, а также самого Иисуса Христа, его пребывание во гробу и победу над смертью. Вспоминаются все рабы Божьи, покинувшие наш мир и наслаждающиеся блаженством в мире небесном.

    По окончании седмицы недельный богослужебный цикл завершается и начинается заново, тем самым возвращая нас все к тем же событиям, позволяя глубже и глубже постигать духовный мир.

    В будние дни

    В большинстве православных церквей ежедневно в будни не совершаются вечерние и дневные литургии. По будням проводятся только утренние служения. В некоторых же храмах служения проходят каждый день. Во время Великого поста будничные литургии принято проводить только в среду и в пятницу, а в субботу и воскресенье они проходят, как и всегда. Во многих церквях великопостные будничные службы проводятся во второй половине дня.

    Схема часов

    1. Обыч­ное начало.
    2. Три псал­ма.
    3. На 1‑м часе — 5, 89 и 100;
    4. На 3‑м часе — 16, 24, 50;
    5. На 6‑м часе — 53, 54, 90;
    6. На 9- м часе — 83, 84 и 85 пс.
    7. Сла­ва и ныне, аллилуиа.
    8. Тро­парь часа, празд­ни­ка или Святого.
    9. Бого­ро­ди­чен.
    10. Три­свя­тое по “Отче наш”. Кондак празд­ни­ка или Святого.
    11. “Гос­по­ди поми­луй” 40 раз.
    12. Молит­ва: “Иже на вся­кое вре­мя и на вся­кий час”.
    13. “Гос­по­ди поми­луй” 3 раза.
    14. “Сла­ва и ныне”. “Чест­ней­шую Херувим”.
    15. Бла­го­сло­ве­ние священника.
    16. Заклю­чи­тель­ная молит­ва к Гос­по­ду Иисусу.

    Схема вечерни на всенощном бдении

    1. Воз­глас диа­ко­на и священника.
    2. Пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом 103 “Бла­го­сло­ви душе моя Господа”.
    3. Вели­кая ектения.
    4. Пса­лом: “Бла­жен муж, иже не иде на совет нечестивых”.
    5. Малая екте­ния.
    6. “Гос­по­ди воззвах”.
    7. Сти­хи­ры на “Гос­по­ди воззвах”…
    8. Дог­ма­тик или Богородичен.
    9. Вечер­ний вход (с кадилом).
    10. Пение гим­на: “Све­те тихий”.
    11. Про­ки­мен дня.
    12. Чте­ние пари­мий (3 паре­мии). (Нака­нуне вели­ких и храмовых праздников).
    13. Сугу­бая ектения.
    14. Молит­ва: “Спо­до­би Господи”…
    15. Про­си­тель­ная ектения.
    16. Сти­хи­ры на литии.
    17. Лития. (Нака­нуне вели­ких и хра­мо­вых праздников).
    18. Сти­хи­ры на стиховне,
    19. “Ныне отпу­ща­е­ши”, Три­свя­тое по “Отче наш”.
    20. Тро­парь или (в вос­крес­ные дни) “Бого­ро­ди­це Дево”.
    21. Бла­го­сло­ве­ние хле­бов. (Нака­нуне вели­ких и хра­мо­вых праздн.).
    22. “Буди Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но” и пса­лом 33.
    23. Бла­го­сло­ве­ние священника.

    Годовый круг

    Этот цикл не имеет собственных служб. Тексты годового круга вставляют в суточные церемонии. Годовой цикл включает Месяцеслов и Пасхалию.

    Каждый день

    Ежедневно читают неизмененные тексты обрядов, составляющих Суточный круг. В церемонию включаются измененные молитвословия из недельного, годового круга. Каждый Божий день посвящен какому-то значимому в православии событию.

    В честь подобных дат установлены молитвы, песнопения, различные чтения, обряды.

    Пасха

    В такой день прославляется Воскресение Христово. Важнейшее торжество, не приуроченное к какой-то определенной дате. Относится к подвижным. Отмечается не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

    Двунадесятые праздники

    Важнейших праздничных событий всего 12. Их называют двунадесятыми, они бывают подвижными (зависящими от Пасхи) или неподвижными (с точно установленной датой). К ним не относят Пасху.

    Неподвижные:

    • Рождество Богородицы (21 сентября);
    • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
    • Вход в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря);
    • Рождество Христово (7 января);
    • Крещение Господне (19 января);
    • Сретение Господне (15 февраля);
    • Благовещение Богородицы (7 апреля);
    • Преображение Господне (19 августа);
    • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

    Подвижные:

    • Вход Господень в Иерусалим;
    • Вознесение Господне;
    • Пятидесятница.

    Великие святые и ангелы

    Ежедневно вспоминают великомучеников, отдавших свою жизнь во славу Всевышнему. Описание и перечень всех значимых праздников, посвященных святым великомученикам и ангелам, обязательно печатается в церковном календаре.

    Классификация

    Праздничные церковные события группируются и классифицируются. На службах, проводимых ежедневно на протяжении двенадцати месяцев, читаются тексты, предписанные Уставом, а также молитвословия по случаю выпавших на определенную дату праздников. По особо торжественным дням ритуал проведения службы несколько изменяется.

    Неподвижные и подвижные

    Месяцеслов состоит из неподвижных праздников, каждый из которых сопоставим с точно установленным числом месяца. Начинается месяцеслов с начала церковного года, то есть с 1 сентября. Главные неподвижные праздники называют двунадесятыми (их всего девять). К месяцеслову относят 3 поста.

    Пасхалия — система подвижных праздничных событий. Прежде всего, — это Пасха. Пасхалия не привязывается к какой-то точной дате, зато ежегодно празднуется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Перед Воскресением Христовым идет Великий Пост, который длится шесть недель. На Пасхалию приходится 3 двунадесятых праздника. Начинается Пасхалия за 3 недели до Великого поста. Заканчивается — Неделей всех Святых, которую празднуют после Пятидесятницы.

    По торжественности

    Главным праздником считается Пасха. Она не принадлежит ни к какому разряду. В такой день проводится Пасхальное богослужение — церемония, на которой все тексты, в основном, поются.

    Великие

    К разряду великих относятся Двунадесятые, всего их 12. Верующие торжественно отмечают все события из земной жизни Всевышнего, а также связанные с его божественным Воскрешением. Великими также считаются 5 недвунадесятых дат.

    Средние

    Такие празднества установлены в честь святых, икон Пренепорочной Девы или важных для Церкви событий. Их количество никому не известно.

    Малые

    Дни в православии приурочены великомученикам или святым, преданно служившим вере, а также событию из церковной жизни.

    Есть даты, когда отмечают сразу несколько небольших по значимости праздников.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]