Разъяснение таинства литургии и всенощного бдения, текст церковной службы


Как проходит Божественная литургия с объяснениями

Обряд совершается священником со всеми присутствующими в церкви. Православное богослужение было установлено Иисусом Христом за день до своей смерти. На Тайной вечере он дал из своих рук апостолам хлеба и вина, завещав им в воспоминание о нем до скончания веков выполнять этот обряд: «Кто ест мое Тело и пьет мою Кровь, пребывает во мне, а Я в нем».

Эта часть всенощной погружает верующих в церкви в атмосферу Тайной вечери. Во время службы в символических действиях и образах они должны почувствовать присутствие Святого Духа. Святой Дух, а не земной человек, совершает великое Таинство в церкви. Порядок чтения и пения молитв был учрежден 16 веков назад. Автором первой литургии был святой Василий Великий. Иоанн Златоуст сократил продолжительность богослужения.

Иоанна Златоуста

Торжественный обряд начинается после чтения часов, являющихся частью суточного богослужения в церкви. Он подразделяется на Проскомидию, Литургию оглашенных и верных. Оглашенными у ранних христиан называли людей верующих, но не принявших крещение. Верными – крещеных в христианскую веру, не отлученных от Причастия. Символическое разделение сохранилось до настоящего времени.

Подготовка в церкви к таинству (Причастию) начинается с символического воссоздания образа Иисуса Христа и Церкви и момента его рождения. Для этого священник использует 5 особых круглых хлебов (просфор), выпеченных из 2-х половинок (символ соединения в Христе человеческого и божественного).

Из самой большой просфоры с крестом священник вырезает кубик, символизирующий Агнеца (Иисуса Христа), и кладет в центр круглого блюда на подножке (дискос). Из второй священник берет один кусочек в память о Божьей Матери, из третьей – 9, в поминовение святых, из четвертой – два, за здравствующих прихожан, из пятой – за умерших.

Кусочки просфор выкладываются в особом порядке. Сюда же добавляют части хлебов, принесенных прихожанами. В священном сосуде смешивается «кровь Христова» (вино, употребляемое в церковных службах) с водой, как напоминание о кровавой ране распятого Иисуса Христа. Все приношения священник накрывает полотнами, расшитыми звездами, символизирующими небесный свод.

В молитвенном обращении к Богу священник просит его принять дары. В церкви молятся за здравие и упокой православных, упомянутых в записках. Начало службы оглашенных. Священник после обращения дьякона о благословении возносит молитвенную хвалу Царству Божиему. На что откликается хор: «Аминь».

Во время этой части обряда служба чередуется чтением ектений, хоровым исполнением псалмов. Первой звучит великая ектения. Содержание молитвы – призыв к прихожанам в церкви к умиротворению (душевному спокойствию): нельзя приобщиться духовно к Божественной сути, когда в душе бушуют страсти. Здесь же содержится просьба о милости к православной церкви и прихожанам.

Хор певчих поет псалмы, в которых описывается жизненный путь Христа до его крестного хода на Голгофу. В песенной форме излагается основное положение о сущности Христа: Богочеловеке и человеке в Боге. В хоровом исполнении верующие слушают заповеди, исполнение которых откроет дорогу в Царство Небесное. Звучат малые ектении, напоминающие верующим в церкви о борьбе со своими страстями для принятия истин Божественных, содержащие просьбы о прощении грехов.

Священнослужители совершают малый вход на алтарь. В символической форме изображается начало проповеднической жизни Иисуса Христа. Горящая свеча в руках дьякона – Иоанн Креститель. Выдержки текстов из собраний апостолов и Евангелия – вероучение. Каждый жест и слово священника наполнены смыслом. Перед чтением священник произносит, а за ним хор поет Трисвятую молитву. Священник занимает место на амвоне. Дьякон призывает верующих в церкви во время произнесения апостольских наставлений и евангельских проповедей сосредоточить свое внимание и проникнуться их содержанием.

Завершается служба для некрещеных сугубой ектенией: просьбой прихожан о даровании здоровья и успокоении. Традиционно озвучивается, что в церкви должны остаться крещеные в православие. Служба продолжается для верных.

Обряд заключается в последовательном совершении священнодействий:

  • перемещения дискоса с кусочками хлебцев, сосуда с вином на алтарь;
  • их освящения (Евхаристии);
  • подготовке присутствующих к таинству;
  • Причастии верующих;
  • благодарственных обращениях за причащение и получение благословления, чтобы покинуть храм.

Во время переноса священником даров открываются Царские ворота, хор исполняет «Песню херувимов», главный смысл которой – восхваление Господа. Священнослужители поднимаются на алтарь, что означает Великий вход. Великий вход – это символичное изображение дороги Христа на казнь, Воскресения, Вознесения на Небо, встречи с апостолами. Закрытие Царских ворот означает наступление смерти. Священник в просительной ектении умоляет Бога очистить от грехов присутствующих прихожан, чтобы они могли увидеть освящение Даров. Верующие участвуют в богослужении, исполняя «Символ веры», «Отче наш».

После «Символа веры» наступает таинство Причащения. Смысл Причастия – прощение обид ближним и жертва Богу в виде бескровных даров.

Освящение просфор и вина, то есть превращение в Плоть и Кровь Христа, происходит после молитвенного обращения священника к Святому Духу. После Евхаристии священнослужители и хор в благодарственных молитвах вспоминают святых, Богородицу. Прихожане мысленно молятся о живых и умерших православных близких.

Священник делит Агнеца на 4 части:

  • «IC» предназначен для жертвы Богу;
  • «XC» – для причащения служителей храма;
  • «NI», «КА» – для исповедовавшихся православных.

Первыми в церкви получают Причастие священник и дьякон. Под пение запричастного канона открываются Царские врата. Выходит священник со священным сосудом и молитвой. К нему поочередно подходят верующие. После Причащения им дают запить вином, разбавленным горячей водой. Затем служитель поднимается на алтарь и, читая молитву, опускает в сосуд частички хлебцев, предназначенные для поминания здоровых и умерших православных. Завершается служение Отпустом, после которого прихожане целуют крест у священника и покидают церковь.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Малая ектения

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Василия Великого

Литургия Василия Великого служится в первые 5 воскресений Великого поста, в Страстной четверг и Страстную субботу. Богослужение длится дольше: тексты молитв длиннее, мелодии протяжнее. Вместо радостной «Песни херувимов», хор исполняет «… Вечери Твоея тайныи…», «…Да молчит всякая плоть…».

Преждеосвященных

Литургия Преждеосвященных Даров – богослужение в дни, когда полагается поститься:

  • в среду;
  • пятницу;
  • всех дней Великого Поста.

Богослужение начинается Великой вечерней. После чтения 103 псалма и провозглашения великой ектении начинается Полная литургия.

Краткая история

Исторически бдение восходит к ночным богослужениями первых христиан, распространенных с I в. Впоследствии традиция совершения особых молений ночью сохранилась большей частью у иноческих обителей. Некоторые из них, например, так называемый монастырь «Неусыпающих» (с IV-V вв.), основанный прп. Александром, вообще старались совершать службы непрерывно, во исполнение заповеди св. Павла «непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17).

Полезные материалы

Многие святые отцы особенно советовали верным прилежать к ночной молитве.

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача». А прп. Исаак Сирин утверждает: «Всякая молитва, которую совершаем ночью, да будет в очах твоих досточестнее всех дневных деяний».

Сложилось так, что эти советы особенно ревностно исполняли иноки монастыря прп. Саввы Освященного (с VI в.). По Уставу обители, всю седмицу они проводили в уединенном безмолвии, лишь накануне праздников сходясь на общую церковную молитву. Ночное бдение было для них духовным утешением, подкреплением среди подвигов. Так постепенно сформировалось последование, которое затем, вместе с Уставом св. Саввы, также именуемым Иерусалимским (по месту расположения монастыря), перешло на Русь. Но в отличие от Византии, бдение стало служиться также по приходским храмам.

Постепенно сложилось общепринятое мнение о всенощной как одной из главных служб, обязательных для подготовки к Причастию.

1

Ноября

1893 года

Свт. Феофан Затворник писал, отвечая на вопрос одному из мирян о порядке подготовки к Причастию: «Побывать в церкви у вечерни, всенощной или у заутрени и затем за обедней причаститься – можно. А прочие дни говения можете все службы заменять поклонами с молитвою Иисусовою».

До середины XVII в. бдение совершалось по Уставу прп. Саввы. Затем, после богослужебной реформы патриарха Никона, последование постепенно сократилось, ныне его продолжительность только 2-3 часа.

Устав Всенощной для клироса

Бдение – одна из самых сложных по своей структуре служб с разнообразным богослужебным материалом. При этом хор играет особую роль в совершении службы, исполняя ее важнейшие песнопения.

Когда бдение окончательно утвердилось в Русской Церкви, к началу XVI в. появляются специальные книги для клироса – Певческие Обиходы, содержащие песнопения суточного круга, литургии, всенощной. Они расположены по порядку совершения службы. Первоначально Обиходы представляли песнопения в так называемой «крюковой» нотации, в новейших их изданиях обычно следует текст песнопения, после него – он же, положенный на более привычные современному человеку ноты.

Кроме этого, существует целый ряд пособий для клироса, посвященных всенощной. Они особенно популярны у учащихся духовных школ – семинарий, регентских курсов. Они могут представлять собой:

  • полное последование, по которому можно видеть общую схему, порядок службы; как правило, здесь приводятся тексты молитв, псалмов, ектений, но при этом имеются богослужебные указания для поющих;
  • ноты важнейших песнопений, расположенные по порядку бдения;
  • наконец, есть пособия, совмещающие оба подхода; здесь помещено как сама последовательность всенощной, так и ноты, песнопений; как правило, одно песнопение может быть представлено в разных вариантах, положенное на музыку разными авторами. Такие пособия сближаются с собственно богослужебной книгой «Обиход».

Где найти блок-схему?

Этот вопрос достаточно актуален обычно для начинающих регентов. Когда с 1990-х гг. началось возрождение духовной жизни, многие руководители хоров новооткрытых храмов рисовали краткий порядок богослужения от руки на листе картона, с тем, чтобы видеть участие клироса в тот или иной момент. Ныне подобные схемы бдения (и других служб) часто размещаются на сайтах храмов, на православных интернет-порталах. Их также можно увидеть в составе различного рода пособий для клироса.

Бдение, зародившееся среди иноков, ныне – неотъемлемая часть духовной жизни мирян. Это особая служба, отрывающая от житейской суеты накануне воскресного дня, посвященного, по заповеди, Господу.

Наталья Сазонова

Особенности службы на Сретение Господне

Это особый праздник, который считается великим. Его относят, однако, к Богородичным, а не «Господским», то есть посвященным Христу. Всенощная Сретения имеет некоторые особенности.

Время совершения

Праздник отмечается 15 февраля, так что иногда он выпадает на время приготовления к Великому Посту, а иногда – на его первый день, понедельник (не позже).

Праздник, воскресный день

Если так случилось, служба празднику совершается накануне, на Прощеное Воскресенье. При этом (как и вообще, если Сретение выпадает на воскресный день) песнопения Воскресения Христова поются вместе с праздничными.

Подготовка к Великому Посту

Если же Сретение празднуется во время дней подготовки к Великому Посту, когда поются уже покаянные песнопения, они также исполняются вместе с праздничными.

Интересный факт

А вот если праздник выпадает на Мясопустную (предшествующую Масленице) Родительскую Субботу, то служба по усопшим происходит на неделю раньше. Существует также практике переноса этой службы на четверг Мясопустной седмицы.

Праздничные чтения

Паремии, отрывки из Ветхого Завета, читаемые на Сретение, посвящены Богородице. Это

  • фрагменты книг Исход, Левит о первенцах, посвящаемых Богу;
  • пророчество Исайи о попалении грехов человека «углем горящим», прикоснувшимся к его устам;
  • 10 глава книги того же пророка о явлении Господа в Египте, падении идолов, что, по преданию, действительно случилось по Рождестве Христовом.

Песнопения

Они посвящены Христу, Богородице, а также прав. Симеону Богоприимцу.

Тропарь праздника звучит так: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]