Глас 1
Прокимен: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.
Перевод: Да будет, Господи, милость Твоя на нас, / как мы уповаем на Тебя (Пс.32:22).
Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.
Перевод: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым подобает хвала (Пс.32:1).
Аллилуиа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.
Перевод: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне (Пс.17:48).
Стих: Велича́яй спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость христу́ Своему́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.
Перевод: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки (Пс.17:51).
Глас 2
Прокимен: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.
Перевод: Крепость моя и пение моё Господь, / и Он мне во спасение (Пс.117:14).
Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.
Перевод: Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня (Пс.117:18).
Аллилуиа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.
Перевод: Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова (Пс.19:2).
Стих: Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя.
Перевод: Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя (Пс.19:10).
Глас 3
Прокимен: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, / по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.
Перевод: Пойте Богу нашему, пойте, / пойте Царю нашему, пойте. (Пс.46:7).
Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.
Перевод: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости (Пс.46:2).
Аллилуиа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.
Перевод: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек (Пс.30:2).
Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя.
Перевод: Стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня (Пс.30:3).
Прокимен и чтение Евангелия
Прокимны воскресные на утрени
Глас 1: Ныне воскресну, глаголет Господь, / положуся во спасение, не обинюся о нем. Глас 2: Востани, Господи Боже мой, повелением, имже, заповедал еси, /и сонм людей обыдет Тя. Глас 3: Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, / ибо исправи вселенную, яже не подвижетеся. Глас 4: Воскресни, Господи, помози нам, /и избави нас Именем Твоего ради. Глас 5: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / яко Ты царствуеши во веки. Глас 6: Господи, воздвигни силу Твою/ и прииди во же спаси на. Глас 7: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Глас 8: Воцарится Господь во век, / Бог Твой, Сионе, в род и род.
Воскресная песнь по Евангелии, глас 6
Хор или народ: Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / Единому Безгрешному./ Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / Имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии, / поклонимся святому Христову Воскресению:/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда Благословяще Господа, / поем Воскресение Его:/ распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.
Псалом 50: Помилуй мя Боже…
Хор: Слава: Молитвами апостолов, / Милостиве, очисти/ множество согрешений наших. И ныне: Молитвами Богородицы, / Милостиве, очисти/ множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих/ очисти беззаконие мое.
Стихира (праздника или) воскресная
Воскрес Иисус от гроба, /якоже прорече, / даде нам Живот Вечный, / и велию милость. [С Недели о мытаре и фарисее в воскресные дни Великого поста вместо «Молитвами апостолов…» и прочего поем «Покаяния отверзи ми двери…».- См.в Триоди постной. ] Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя; молитвами Всепричистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящего Креста; предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных: Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных всехвальных Апостол; иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имя), егоже есть храм и егоже есть день] и всех святых; молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас. Хор: Господи, помилуй.(12 раз). Иерей: Милостию и щедротами и человеколюбием Единароднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Читается канон, ирмосы которого поются на соответствующий глас. По третьей песни — малая ектения и кондак, икос, седален, Богородичен, ипакои, — по Уставу. По шестой песни — малая ектения, кондак и икос. После каждой песни канона(или только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й) поется катавасия. На воскресной утрени поют большей частью катавасию «Отверзу уста моя»-ирмосы из канона Богородице, глас 4. Песнь 1: Отверзу уста моя, /и наполнятся духа, / и слово отрыгну, царице Матери, /и явлюся светло торжествуя, / и воспою радуяся Тоя чудеся. Песнь 3: Твоя песнословцы, Богородице, /живый и независтный источниче, / лик себе совокупльшия духовно утверди /в Божественней Твоей славе, / венцев славы сподоби. Песнь 4: Седяй в славе /на Престоле Божества, / во облаце легце, /прииде Иисус Пребожественный, /нетленною дланию и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Песнь 5: Ужасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево, /имела еси во утробе над всеми Бога, /и родила еси Безлетнаго Сына, /всем воспевающим Тя/мир подавающая. Песнь 6: Божественное сие и всечестное/совершающе празднество, /богомудрии, Богоматере, /приидите руками восплещим, /от Нея рождшагося Бога славим. Песнь 7: Не послужиша твари богомудрии/паче Создавшаго, /но огненное прещение мужески поправше, /радовахуся поюще:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. После чтения тропарей восьмой песни канона, перед катавасией, поем: Хвалим, благословим, покланиемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Песнь 8: Отроки благочестивыя в пещи/рождество Богородичо спасло есть:/тогда убо образуемое, /ныне же действуемое, /вселенную всю воздвизает пети Тебе:/Господа пойте дела, /и превозносите Его во вся веки. Диакон: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим.
Глас 4
Прокимен: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, / вся прему́дростию сотвори́л еси́.
Перевод: Как величественны дела Твои, Господи, / всё премудростью Ты сотворил (Пс.103:24).
Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.
Перевод: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма (Пс.103:1).
Аллилуиа: Наляцы́ и успева́й, и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.
Перевод: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды (Пс.44:5).
Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.
Перевод: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс.44:8).
Глас 5
Прокимен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.
Перевод: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).
Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.
Перевод: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного (Пс.11:2).
Аллилуиа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.
Перевод: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими (Пс.88:2)
Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.
Перевод: Ибо Ты сказал: «Навек будет основана милость», – на небесах утвердится истина Твоя (Пс.88:3)
Прокимны и аллилуиарии воскресные на литургии
Глас 1-й:
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Стих:
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Аллилуиа:
Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя.
Стих:
Величай спасения царева и творяй милость Христу Своему Давиду и семени его до века.
Глас 2-й:
Крепость моя и пение мое Господь. и бысть мне во спасение.
Стих:
Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.
Аллилуиа:
Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.
Стих:
Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя.
Глас 3-й:
Пойте Богу нашему, пойте пойте Цареви нашему, пойте.
Стих:
Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.
Аллилуиа:
На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.
Стих:
Буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.
Глас 4-й:
Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.
Стих:
Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Аллилуиа:
Наляцы и успевай и царствуй, истины ради и кротости, и правды.
Стих:
Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззконие.
Глас 5-й:
Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.
Стих:
Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный.
Аллилуиа:
Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.
Стих:
Зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя.
Глас 6-п:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.
Стих:
К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.
Аллилуиа:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Стих:
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Глас 7-й:
Господь крепость людем Своим даст Господь благословит люди Своя миром.
Стих:
Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни.
Аллилуиа:
Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний.
Стих:
Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.
Глас 8-й:
Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему.
Стих:
Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие Имя Его.
Аллилуиа:
Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.
Стих:
Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.
Прокимны и аллилуиарии дневные (будничные)
В понедельник, гл. 4-й:
Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.
Стих:
Благослови, душе моя. Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Аллилуиа, гл. 5-й:
Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его.
Стих:
Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася.
Во вторник, гл. 7-й:
Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него.
Стих:
Услыши, Боже, глас мой, внегда молитися ми к Тебе.
Аллилуиа, гл. 4-й:
Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Стих:
Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
В сред
у
, гл. 3-й:
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Стих:
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Аллилуиа, гл. 8-й:
Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.
Стих:
Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
В четверг, гл. 8-й:
Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
Стих:
Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Аллияуиа, гл. 1-й;
Исповедят небеса чудеса, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых.
Стих:
Бог прославляем в совете святых.
В пятницу, гл. 7-й:
Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
Стих:
Господь воцарися, да гневаются людие.
Аллилуиа, гл. 1-й:
Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.
Стих:
Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреди земли.
В субботу, гл. 8-й:
Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии.
Стих:
Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.
Заупокойный, гл. 6-й:
Души их/ во благих водворятся.
Аллилуиа, гл. 4-й:
Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Стих:
Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Стих:
Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.
Диакон:
Премудрость.
Чтец:
Деяний святых апостол чтение.
(Или:
Соборнаго послания Петрова
[или:
Иоаннова
, причем не принято говорить, какое это послание — первое, или второе, или третье
] чтение
. Или:
К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофе
ю и т. п.]
послания святаго апостола Павла чтение.)
Диакон:
Вонмем.
Чтение Апостола
Во время чтения апостола, ставится аналой на амвоне для Евангелия. Когда чтение закончится, иерей говорит чтецу:
Мир ти.
Чтец:
И духови твоему.
Аллилуиа
Диакон:
Премудрость.
Чтец:
Аллилуиа, глас…
Если прислуживает один алтарник, то выносится пономарская свеча и ставится перед аналоем (с Евангелием), если два алтарника то во время пения аллилуя вдвоём подходят на горнее место со свечами, синхронно крестятся, кланяются горнему месту, священнику, друг другу, и выходят на амвон северными и южными вратами, до чтения евангелия стоят лицом к иконостасу, не кланяясь и не крестясь, в начале чтения поворачиваются лицом к евангелию, по окончанию кланяются иконам и заходят теми же вратами в алтарь, также крестятся и кланяются на горнем месте и проходят, чтобы поставить свечи на место. Не забудьте убрать аналой.
Хор поет «Аллилуиа» — трижды на указанный глас, чтец произносит первый стих аллилуиария, хор: «Аллилуиа», чтец произносит второй стих аллилуиария, хор поет в третий раз «Аллилуиа». В богослужебных книгах перед первым стихом аллилуария пишется «Аллилуиа, глас…», а перед вторым — «Стих» (воскресные аллилуиарии приведены в главе «Песнопения из служб воскресных восьми гласов», дневные (будничные) — в главе «Песнопения из служб будничных», аллилуиарии из служб Триодей постной и цветной — в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной».)
Диакон:
Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста
(имя евангелиста)
.
Иерей, благословляя его, произносит:
Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста
(имярек)
, да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.
Диакон:
Аминь.
Иерей:
Премудрость, прости, услышим святаго Евангелиа. Мир всем.
Хор:
И духови твоему.
Диакон:
От
(имя
) святаго Евангелиа чтение.
Хор
: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Иерей:
Вонмем.
Чтение Евангелия
Читается Евангелие. Церковный Устав назначает определенные евангельские чтения на каждый день (евангельские чтения Пресвятой Богородице о общие ликам святых приведены в главе «Песнопения из служб общих ликам святых»).
По окончании чтения хор:
Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Выносятся записки о здравии и о упокоении.
Ектения сугубая
Диакон:
Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Хор:
Господи, помилуй. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор:
Господи, помилуй. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор:
Господи, помилуй
(трижды, на каждое прошение).
Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек)
, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите
(или:
архиепископе
, или:
епископе
) (имярек)
, и всей во Христе братии нашей.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Еще молимся о братиях наших, священицех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре:
святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (если в монастыре:
святыя обители сея
)
.
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Иерей:
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор
: Аминь.
[В некоторые дни церковного года (кроме двунадесятых и храмовых праздников) за сугубой ектенией читается следующая ектения об усопших, при открытых царских аратах и с кадильницей]
Ектения заупокойная
Диакон:
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор:
Господи помилуй
(на каждое прошение)
.
Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена)
и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.
Хор:
Подай, Господи.
Диакон:
Господу помолимся.
Хор:
Господи, помилуй.
Иерей:
Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих
(имени)
, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Хор
: Аминь.
Царские врата закрываются.
Ектения об оглашенных
Диакон:
Помолитеся, оглашеннии, Господеви.
Хор:
Господи, помилуй
(на каждое прошение).
Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Открыет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.
Хор:
Тебе, Господи. Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор:
Аминь.
Диакон:
Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор:
Господи, помилуй.
Возглашением диакона: «Оглашеннии, изыдите…» заканчивается вторая часть литургии.
Литургия верных
Литургия верных — третья, самая важная часть литургии, на которой Св. Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причащения. Эта часть литургии получила название оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Св. Тайн могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру через Св. Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Св. Крещении.
На литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седение одесную Бога Отца и второе славное пришествие на землю.
В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия:
1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.
2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной.
3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян.
4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпуст).
Ектении
Диакон от лица верных произносит две ектении:
Диакон:
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор:
Господи, помилуй.
Диакон:
Премудрость.
Иерей:
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор:
Аминь.
Готовится кадило, зажигаются понамарская свеча.
Диакон:
Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор:
Господи, помилуй
(на каждое прошение)
.
О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.
О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Диакон:
Премудрость.
Иерей:
Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Отверзаются царские врата.
Подаётся кадило. Алтарник становится на горнем месте так, чтобы не мешать каждению. Когда каждение закончится и дьякон зайдёт в алтарь, синхронно крестится и кланяется со священнослужителями, на третий раз кланяется как обычно (горнее место, священник) и проходит к северным вратам. По сигналу священника открывает дверь и выходит как обычно к аналою. Стоит перед аналоем до тех пор пока не закроются Царские врата. По обычаю заходит в Алтарь
.
Хор:
Аминь,
и поет Херувимскую песнь.
Херувимская песнь
Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…
Великий вход
Диакон и иерей, взяв Святые Дары, выходят из алтаря на солею.
Диакон:
Великаго Господина и Отца нашего
(имярек),
Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго
(имя епархиального архиерея),
да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Иерей:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и прирно и во веки веков.
Хор:
Аминь. Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
[Вместо Херувимской на литургии в Великий четверг поется
«Вечери Твоея Тайныя..
.», а в Великую субботу —
«Да молчит всякая плоть..
.» (эти песнопения приведены в главе «Песнопения из служб Триоди постной»).]
Режутся просфоры для причастников
.
Просительная ектения
Диакон:
Исполним молитву нашу Господеви.
Хор:
Господи, помилуй
(на каждое прошение
).
О предложенных честных Дарех Господу помолимся.
О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Хор:
Подай, Господи
(на каждое прошение)
.
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрсшений наших, у Господа просим.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове, просим.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор:
Тебе, Господи.
Иерей:
Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во реки веков.
Хор:
Аминь.
Иерей:
Мир всем.
Хор:
И духови твоему.
Диакон:
Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.
Хор:
Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущую и Нераздельную.
Диакон:
Двери, двери, премудростию вонмем.
Открывается завеса царских врат
.
Ставится кипятиться чайник
.
Символ веры
Хор (или все молящиеся):
1. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. Воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь.
Евхаристический канон.
Диакон:
Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити.
Хор:
Милость мира, Жертву хваления.
Иерей:
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.
Хор:
И со духом твоим.
Иерей:
Горе имеим сердца.
Хор:
Имамы ко Господу.
Иерей:
Благодарим Господа.
Хор:
Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней.
Иерей:
Победную песнь ноюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:
Хор:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.
Иерей:
Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.
Хор:
Аминь.
Иерей:
Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.
Хор:
Аминь.
(На литургии св. Василия Великого последние возгласа иерея начинаются словами: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: «.)
Иерей:
Твоя от Твоих Тебе припосяще о всех и за вся.
Готовится кадило
.
Хор:
Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш.
Подаётся кадило во время «Тебе поем…», после слов священника в алтаре «Приложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.
«
Иерей:
Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
Хор:
Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
[В двунадесятые праздники и их попразднства вместо «Достойно…» поется припев и ирмос 9-й песни праздничного канона, так называемый «застойник». В Великий четверг поется ирмос 9-й песни «Странствия Владычня…», в Великую субботу — «Не рыдай Мене, Мати…», в Неделю ваий — «Бог Господь…» (эти песнопения приведены в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной»).
Если же литургия св. Василия Великого, вместо «Достойно… поем:
О Тебе радуется. Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.]
Иерей:
В первых помяни Господи, Великаго Господина и Отца нашего
(имярек),
Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго
(имя епархиального епископ
а), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоей истины.
Хор:
И всех и вся.
Иерей:
И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестно
е
и Всликолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор:
Аминь.
Иерей:
И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.
Хор:
И со духом твоим.
Готовится чаша для теплоты и плат для причастия
.
Ектения просительная
Диакон:
Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор:
Господи, помилуй
(на каждое прошение)
.
О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся.
Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Твоею благодатию.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Хор:
Подай, Господи
(на каждое прошение)
.
Диакон:
Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.
Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор:
Тебе, Господи.
И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:
Отче наш
Хор (или все молящиеся):
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Иерей:
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор:
Аминь.
Иерей:
Мир всем.
Хор:
И духови твоему.
Диакон:
Главы ваша Господеви приклоните.
Хор:
Тебе, Господи.
Иерей:
Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Хор:
Аминь.
Закрываются царские врата и завеса.
Диакон:
Вонмем.
Подносится теплот
а.
Иерей:
Святая святым.
Хор:
Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
Глас 6
Прокимен: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и благослови́ достоя́ние Твое́.
Перевод: Спаси, Господи, народ Твой / и благослови наследие Твоё (Пс.27:9).
Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.
Перевод: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня (Пс.27:1).
Аллилуиа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
Перевод: Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится (Пс.90:1).
Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.
Перевод: Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него» (Пс.90:2).
Прокимен является не самостоятельною песнью, как вечерний, а служа лишь подготовлением к чтению Евангелия. Иерей: «Вонмем! Премудрость! Вонмем!». Священник: «Мир всем!». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Прокимен, глас N». Текст прокимна воскресного на утрени. Хор: Прокимен воскресный (Октоих «наряду»). Диакон: Стих прокимна воскресного на утрени. Хор: Прокимен воскресный (Октоих «наряду»). Диакон: Первую половину прокимна воскресного на утрени. Хор: Вторую половину прокимна воскресного (Октоих «наряду»). *В седмичный день: «Премудрость. Прокимен, глас 4-й». Диакон (1): «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник: возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…» Хор: «Аминь». Диакон (2): «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Служебник). Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа» . Диакон (2): «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его». Хор: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Диакон (2): «Всякое дыхание». Хор: «Да хвалит Господа». Диакон (1): «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим». Хор: «Господи, помилуй» (3раза). Диакон (1): «Премудрость, прости! Услышим Святаго Евангелия». Священник: «Мир всем!» Хор: «И духови твоему». Священник: «От (именует Евангелиста, из книги которого Евангельское чтение) Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон (2): «Вонмем!». Читается воскресное утреннее Евангелие (одно из 11). *В седмичный день, читается Евангелие святого (адрес указан в Минеи «наряду») Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя. Иерей поднимается с Евангелием на амвон. Хор и народ: «Воскресение Христово видевшее…». Чтец: псалом 50: «Помилуй мя, Боже…» (на практике не поется). Хор: Слава: гл.6: «Молитвами апостолов,/Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших». И ныне: «Молитвами Богородицы,/ Ми́лостиве, очи́сти// мно́жество согреше́ний на́ших». «Помилуй мя, Боже,/ по вели́цей ми́лости Твое́й,/ и по мно́жеству щедро́т Твои́х// очи́сти беззако́ние мое́». *В седмичный день: Слава: «Молитвами святого…». Евангелие кладут на аналой для поклонения и целования. Хор: «Воскрес Иисусе от гроба,/ я́коже прорече́,/ даде́ нам живо́т ве́чный// и ве́лию ми́лость» (Октоих). *В седмичный день: стихира «по 50-ом псалме», святого (Минея). Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Хор: «Господи, помилуй» (12раз). Священник: «Милостию и щедротами…» (Служебник). Хор: «Аминь». Лобзание Евангелия и помазание елеем. Елеопомазание — помазание лба верующего освящённым на литии елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.
#Если есть у кого ссылки на песнопения службы, по вашему выбору, прошу отправить мне. Буду благодарен. Спаси всех, Господи!#
Глас 7
Прокимен: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, / Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.
Перевод: Господь силу народу Своему даст, / Господь благословит народ Свой миром (Пс.28:11).
Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни.
Перевод: Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов (Пс.28:1).
Аллилуиа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Твоему́, Вы́шний.
Перевод: Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний (Пс.91:2).
Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ на вся́ку нощь.
Перевод: Возвещать ранним утром милость Твою и истину Твою во всякую ночь (Пс.91:3).
Текст книги «Богослужебный устав и гимнография»
2.1.3. Утреня с полиелеем в составе всенощного бдения
Вседневная (будничная) утреня.
Краткие схемы полиелейной и вседневной утрени см. в Приложении 2.
Утреня в составе всенощного бдения начинается без возгласа, с ангельского славословия «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»
(Лук. 2, 14), молитвы
«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою»
и шестопсалмия. Свой возглас
«Слава Святей
» утреня в этом случае «отдает» великой вечерне, и всенощное бдение предстает перед нами как единая, цельная служба[59]
59Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 115.
[Закрыть].
Если же утреня служится отдельно, то у нее обязательно будет своего рода «заставка» – двупсалмие, которое начинается с возгласа «Благословен Бог».
После двупсалмия звучит возглас утрени «
Слава Святей»,
и тогда уже начинается чтение Шестопсалмия[60]
60
Там же. С. 83, 115.
[Закрыть].
Шестопсалмие состоит из псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Во время Шестопсалмия в храме тушатся светильники, чтобы мы могли со вниманием, не развлекаясь ничем внешним, слушать чтение. Темнота в храме напоминает ночь Рождества Христова. Шестопсалмие – это как бы разговор человека с самим собой в тот момент, когда он услышал о приходе Спасителя в мир. Церковь придает шестопсалмию особое значение, по Уставу его должен читать настоятель. В это время нельзя сидеть или выходить из храма[61]61
Аверкий (Таушев), архиеп
. Указ. соч. С. 68.
[Закрыть].
В 9-й главе Типикона говорится, что Шестопсалмие должно читаться «тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех».
И еще:
«Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает
со
вниманием слушанию прилежати: покаяния
бо
псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы
со
благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших».
Похожее наставление содержится и в Триоди Постной, в понедельник 1-й седмицы Великого поста:
«Брат же, егоже есть день, став на уреченном месте, глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся (не спеша), но со страхом Божиим, яко Самому Богу беседующи невидимо. И не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся
о
гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную».
Шестопсалмие разделяется на две части. По прочтении первых трех псалмов, иерей в одной епитрахили и с откровенною главою выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и тихо читает по служебнику 12 утренних молитв
, в которых приносит Господу благодарение за дарование нам дневного света и испрашивает себе и своей пастве различных духовных благ[62]
62Аверкий (Таушев), архиеп
. Указ. соч. С. 68–69.
[Закрыть].
Следующая часть утрени – великая ектенья
.
Затем произносится «Бог Господь»
со стихами:«Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (
Пс. 117:26–27). «Явися» – это глагол в прошедшем времени. Бог Господь пришел на землю, явился нам, и мы встречаем Его теми же словами, которые произносил народ при торжественном входе Его в Иерусалим (Мф. 23:39)[63]
63Красовицкая М. С.
Указ. соч. С. 117.
[Закрыть]. «Бог Господь
…» поется четыре раза.
Стихи на «Бог Господь»
взяты из того же, 117 псалма. Это один из самых радостных псалмов. В ветхозаветной Церкви он предназначался для пения в какой-то большой праздник, по случаю явлению израильскому народу великой милости Божией, спасения от смерти и уничтожения. В нем содержится пророчество о Спасителе мира (стих о камне, который отвергли строители, но который стал
«во главу угла»,
см. притчу о злых виноградарях в Мф. 21:33–42). Подбором стихов 117 псалма нам дается «живое предощущение спасения»[64]
64Скабалланович М.
Указ. соч. С. 626, 629.
[Закрыть]. Таким образом, «Бог Господь
», как и ангельское славословие
«Слава в вышних Богу»,
очень ясно отражает литургическую тему утрени – явление Мессии, пришествие на землю Сына Божия.
После «Бог Господь»
поются тропари. Именно в этом месте утрени мы слышим
тропарь праздника
или
один из воскресных тропарей
(их восемь, по числу гласов).
Далее читаются кафизмы
. На утрене воскресного Всенощного бдения звучат 2-я и 3-я кафизмы (напомним, что чтение Псалтири начинается с воскресенья, первого дня церковной седмицы, и 1-я кафизма
«Блажен муж»
читалась на великой вечерне воскресного Всенощного бдения). На будничной (вседневной) утрене читается две или три
рядовые
кафизмы.
После каждой кафизмы на Всенощном бдении произносятся малая ектенья
и
седален
. На вседневной утрене, если это не суббота, малая ектенья после каждой кафизмы не произносится.
Далее начинается самая торжественная часть праздничной утрени – ПОЛИЕЛЕЙ
. Он совершается при открытых царских вратах и зажженных светильниках.
Первая часть полиелея – это пение полиелейных псалмов
, 134-го и 135-го. Слово «полиелей» в 17 главе Типикона переведено как «многомилостиво». Это название, очевидно, связано с тем, что в 135 псалме часто повторяются слова «яко век милость Его», многократно прославляется милость Божия. В настоящее время полиелейные псалмы редко поются полностью. Большей частью звучат всего четыре стиха:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа,
(трижды).
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа
(трижды).
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа
(трижды).
Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа
(трижды).
Вторая часть полиелея – величание
[65]
65
Тексты величаний находятся в Ирмологии, Следованной Псалтири и Общей Минее.
[Закрыть] с избранными стихами псалмов. Оно поется по случаю праздника Господского, Богородичного или святых. Во время величания совершается каждение храма. На воскресном всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить всенощное бдение или утреню с полиелеем.
Далее поются тропари по непорочнах
«Ангельский собор»
. Сами тропари нам хорошо знакомы:
«Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…»
[66]
66
Текст находится в приложении Часослова.
[Закрыть] Но название их требует пояснения. «Непорочны»
– это 17 кафизма, 118 псалом, начинающийся словами:
«Блаженны непорочнии в путь, ходящии в законе Господни»
. По мысли Типикона, 17 кафизма должна звучать в воскресенье большую часть года. Но в реальности мы ее слышим на службах только несколько раз, например, на утрене Великой Субботы, когда совершается крестный ход с Плащаницей (чин погребения), на заупокойном богослужении и некоторых других службах.
«Непорочны»
практически вышли из употребления, а тропари, которые должны петься после них, «тропари по непорочнах», остались.
Тропари «Ангельский собор
» являются принадлежностью воскресной службы. Их пение в воскресенье отменяется только в том случае, если отменяется вообще вся воскресная служба (по случаю Господского праздника, в Неделю Пасхи и Антипасхи [Фомину Неделю]). Эти тропари никогда не поются в будни, по субботам звучат всего два раза в год – в Лазареву и Великую субботы[67]
67Розанов В.
Указ. соч. С. 27.
[Закрыть].
Потом звучат малая ектенья
и
седален по полиелее
(после полиелея, т. е. после полиелейных псалмов). В воскресенье после малой ектении поется особое короткое песнопение
ипакои
. Название это происходит от греческого слова, означающего «повиновение», «внимательное слушание». Ипакои предписывается петь вместо седальна – песнопения, во время которого разрешается сидеть. Поэтому под ипакои нужно понимать такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обычный, и который, поэтому, нужно слушать стоя, не послабляя телу, чтобы и дух не ослабел во внимании[68]
68
Полный церковно-славянский словарь / Под ред. свящ. Г. Дьяченко. М.: Терра-Книжный клуб, 1998. Т. 1. С. 224.
[Закрыть]. Ипакои находятся в Октоихе, по гласу.
Далее поются антифоны степенны
. Антифоны – это песнопения, которые положено петь попеременно двум хорам, правому и левому клиросу. Слово «степенны» говорит о связи антифонов с 15-ю псалмами 18-й кафизмы (119–133). Псалмы эти названы «Песнь степеней», т. к. считается, что в древности два хора иудеев пели их на ступенях Иерусалимского храма (степень – это ступень). Наиболее известен 1-й антифон 4-го гласа
«От юности моея мнози борют мя страсти…»
Тексты антифонов находятся в Октоихе. Их, как и гласов, восемь вариантов. Назначение степенных антифонов – возвысить ум молящихся для восприятия слова Божия – Евангелия.
За антифонами следуют молитвословия, которые обычно произносятся перед чтением Евангелия и готовят верующих к внимательному его слушанию. В числе их прокимен
и
«Всякое дыхание да хвалит Господа»
.
Воскресных прокимнов восемь, по числу гласов. Они, как и другие песнопения гласа, меняются каждую седмицу. Молитвословие «Всякое дыхание да хвалит Господа»
произносится подобно прокимну (диаконом и хором), но является общим для всех гласов.
Чтение Евангелия
на воскресной утрене связано с так называемым
Евангельским столпом
. В нем содержится не 8, как в системе гласов, а 11 вариантов текстов, так что один и тот же евангельский отрывок на воскресной утрене будет читаться 1 раз в 11 седмиц. Ряд этих утренних воскресных Евангелий начинается в
Неделю всех святых
(следующее воскресенье после праздника Святой Троицы). Исключением являются воскресные дни периода Цветной Триоди: в это время читают те же воскресные Евангелия, но в другом порядке. Евангельский столп помещен в Октоихе. Если его нет под рукой, то можно воспользоваться обычным православным календарем. В нем для каждого воскресного дня указано, какое именно Евангелие из 11-ти будет читаться на утрене.
На воскресном всенощном бдении всегда читаются Евангелия воскресные, кроме случаев, когда с воскресным днем совпадает двунадесятый
праздник, Господский или Богородичный. В этом случае читается Евангелие праздника.
С воскресным Евангелием связаны еще три текста утрени: ексапостиларий, богородичен и евангельская стихира. Подробнее о них будет сказано ниже.
На воскресном всенощном бдении после чтения Евангелия поется торжественное песнопение «Воскресение Христово видевше»
,
прославляющее воскресшего Господа. Эта песнь, как и «Ангельский собор»
, является принадлежностью воскресной службы. Она поется также на бдении Воздвижения Креста Господня и Вознесения Господня. На всех воскресных Всенощных бдениях от Пасхи до Вознесения это песнопение поется трижды. После окончания пения Евангелие полагается посередине храма на аналое.
После этого песнопения читается 50-й псалом
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».
Если служится будничная утреня, и полиелея, как праздничной части, нет, то этот псалом читается после кафизм и седальна. Он является неизменяемой частью утрени. В праздники 50-й псалом оказывается «внутри» полиелея, но не отменяется.
После 50-го псалма в воскресные дни поется: «Слава; Молитвами апостолов; И ныне; Молитвами Богородицы; Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»
И затем общая для всех гласов
воскресная стихира по 50-м псалме
:
«Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный, и велию милость».
Молитвой диакона «Спаси, Боже, люди Твоя»
(той, что читалась на литии), 12-кратным
«Господи, помилуй»
и возгласом иерея
«Милостию и щедротам…»
полиелей заканчивается.
После этого положено чтение канонов
. При изучении темы «Богослужебные тексты» говорилось, что канон является важнейшей частью любой утрени. Рассматривали мы и структуру канона. Теперь осталось сказать только о правилах чтения канонов на утрене.
На воскресном всенощном бдении обычно читают четыре канона: воскресный, крестовоскресный, богородичный (все три печатаются в Октоихе) и канон святому данного дня из Минеи. Эти каноны соединяются в один по определенным правилам. На бдениях двунадесятых праздников и бдениях великих святых бывает по два канона, а иногда только один канон данному празднику или святому.
На вседневной утрене читаются три канона, из Октоиха и Минеи (святому дня). Для понедельника
в Октоихе указаны каноны покаянный и Бесплотным Силам, для
вторника
– покаянный и Иоанну Крестителю, для
среды
и
пятницы
– Кресту и Матери Божией, для
четверга
– св. Апостолам и свт. Николаю. В
субботу
одним из канонов утрени почти всегда является канон престольному празднику храма. В 11-й главе Типикона «О канонех на утрене всея седмицы» указывается, как именно соединяются каноны Октоиха с канонами Минеи.
Чтение канона на утрене разделено на три части. После 3-й, 6-й и 9-й песен звучат малая ектенья и короткие песнопения. После 3-й песни канона произносятся седальны. По 6-й песне всегда бывает кондак и икос. По 9-й песне – ексапостиларий или светилен. При соединении двух праздников в один, кондак более значительного празднества поется после 6-й песни, а кондак менее значительного празднества переносится
на другое место – его читают после 3-й песни, перед седальном[69]
69Аверкий (Таушев), архиеп
. Указ. соч. С. 79.
[Закрыть].
Каждую песнь канона на Всенощном бдении или праздничной утрене положено завершать катавасией
. Слово это происходит от греческого глагола, означающего «схожу вниз». Катавасия – это песнопение, для совместного исполнения которого певцы обоих хоров (ликов) должны были сходить с клиросов вниз. Катавасия представляет собой
набор из 8-ми
ирмосов какого-либо канона. Например, от Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания Рождества Христова поется катавасия
«Христос раждается, славите».
Это ирмосы рождественского канона. Еще одна хорошо известная катавасия – это «
Воскресения день»,
ирмосы пасхального канона. Она поется от Пасхи до ее отдания. В другие периоды года поются другие катавасии. Чаще всего звучит катавасия
«Отверзу уста моя»
[70]
70
Это ирмосы канона на Благовещение Пресвятой Богородицы, глас 4.
[Закрыть]. Она поется, когда нет ни предпразднества, ни попразднества какого-либо двунадесятого праздника. Подробные сведения о пении катавасий находятся в 19-й главе Типикона.
На вседневной утрене катавасия не поется. Вместо нее после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен звучит покрывающий ирмос –
ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов.
После 8-й песни канона, перед катавасией, поется: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки».
Диакон или иерей, если диакона нет, во время 8-ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8-ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, после окончания катавасии возглашает:
«Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим».
Лик начинает петь
9-ю библейскую песнь«Величит душа Моя Господа…»
с припевом
«Честнейшую Херувим…»
и совершается каждение всего храма.
Припев «Честнейшую»
– это ирмос 9-й песни трипеснца Великой Пятницы
«К тебе утреннюю»
. Составителем этого трипеснца является преп. Косьма Маиумский (700–760 гг.)[71]
71
По преданию, он был сиротой и воспитывался вместе со св. Иоанном Дамаскиным в его доме. Впоследствии они вместе подвизались в палестинском монастыре св. Саввы Освященного, а затем, около 735 г., св. Косьма был поставлен епископом портового города Маиюмы в Палестине.
[Закрыть]. Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств». По преданию, эта песнь составлена в самый день Великой Пятницы. Известно, что Матерь Божия явившись ко св. Косьме, сказала ему с веселым лицом: «Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою». Есть свидетельства о неоднократных явлениях Матери Божией, благословляющей петь эту песнь[72]72
Скабалланович М
. Указ. соч. С. 694–695.
[Закрыть].
Песнопение, в Уставе условно называемое «Честнейшую»
положено петь не всегда. В Типиконе есть особая глава (20-я), которая так и называется: «О еже когда поется Честнейшую и когда не поется». Например,
«Честнейшую»
не поется от Лазаревой субботы (субботы перед Входом Господним в Иерусалим) до Недели Апостола Фомы (первое воскресенье после Пасхи), во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи, во все великие Господские праздники, во все великие Богородичные праздники, если они не приходятся на воскресенье и в др. дни.
В этих случаях вместо «Честнейшую»
поются особые припевы к ирмосу 9-й песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9-й песни без всяких припевов. Все это обычно указывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях.
После малой ектении на воскресном всенощном бдении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш»
.
Эти слова мы слышим также на утренях Лазаревой и Великой Суббот, во многом сходных с воскресной утреней.
Далее на воскресном всенощном бдении звучат воскресные ексапостиларий
и
богородичен
. Воскресных ексапостилариев и богородичнов 11, они связаны с утренними воскресными Евангелиями, содержание их представляет собою как бы краткое изложение каждого из этих Евангелий. Например, если на утрене читалось 1-е Евангелие столпа (Мф. 28. 16–19), то в соответствующем ему эксапостиларии будет говориться:
«Со ученики взыдем на гору Галилейскую, верою Христа видети глаголюща, власть приятии вышних и нижних, научимся: како учит крещати, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, языки вся, и пребывати с таинники, якоже обещася, до скончания века»
. Наличие на утрене после чтения воскресного Евангелия нескольких разъясняющих его текстов призвано еще и еще раз напомнить молящимся о содержании недавно прозвучавшего Слова Божия.
На вседневной утрене после 9-й песни обычно поется «Достойно есть»
, после чего уже следует малая ектенья и светилен.
После пения ексапостилария, или светильна, поются хвалитные псалмы
: Псалом 148
«Хвалите Господа с небес»,
Псалом 149
«Воспойте Господеви песнь нову»
и Псалом 150
«Хвалите Бога во святых Его»
.
В праздничном варианте утрени эти псалмы называются «Всякое дыхание»
, поскольку их начинают петь со слов
«Всякое дыхание да хвалит Господа»
. С них начинается так называемое
праздничное окончание утрени.
Хвалитные псалмы поются таким образом:
«Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа
с
небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». «
Всякое дыхание» поется тогда, когда на утрене положено петь
«Великое славословие»
. На будничной утрене хвалитные псалмы начинаются со слов «Хвалите Господа с небес».
Далее следуют стихиры «на хвалитех»
. На
Славу:
поется
Евангельская стихира
. Это еще один текст, связанный с воскресным Евангелием. Евангельских стихир, как и воскресных ексапостилариев – 11. Они помещаются в Октоихе после ексапостилариев. При совпадении Богородичного двунадесятого праздника с воскресеньем, в период пения Постной и Цветной Триодей и еще в некоторых случаях Евангельскую стихиру положено петь после отпуста утрени, перед чтением первого часа.
На «И ныне»:
на воскресном всенощном бдении поется
«Преблагословенна еси, Богородице Дево»
.
По окончании пения хвалитных стихир настоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет»
и лик поет
Великое славословие
, начинающееся словами:
«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Содержание этого песнопения – общее прославление Бога за все Его благодеяния. Такие чувства, по словам проф. Скабаллановича, вызваны «наступающим в этот момент всенощного бдения первым проблеском утренней зари». Если
«пришедше на запад солнца и видевше свет вечерний»
[73]
73
Слова из
«Свете Тихий»
.
[Закрыть], мы изливаем свои чувства в торжественном гимне «Свете Тихий»
, то вид рождающегося из тьмы ночной утреннего света должен настраивать нас еще выше, «к созерцанию Бога как несозданного Света («во свете Твоем узрим свет»)». Этот утренний гимн гораздо длиннее и полнее вечернего и начинается прямым благодарением Бога. Он весь состоит из выражений Священного Писания, причем взяты самые сильные. Оно начинается и заканчивается ангельскими славословиями (
«Слава в вышних Богу»
и
«Трисвятое»
)[74]
74Скабалланович М.
Указ. соч. С. 708, 710.
[Закрыть]. «Слава в вышних Богу»
принадлежит к числу древнейших песнопений, нем упоминается уже в Постановлениях Апостольских. Великое славословие поется на воскресной и праздничной утрене. На будничной утрене читается вседневное славословие, несколько отличающееся от Великого славословия.
По окончании Великого славословия и Трисвятого, на воскресном всенощном бдении поется воскресный тропарь. Это не тот тропарь, который пелся на «Бог Господь». То был один из восьми
воскресных тропарей, тропарь определенного гласа. А тропарей, которые поются по Великом славословии, всего два: один для нечетных гласов Октоиха, то есть 1, 3, 5 и 7:
«Днесь спасение миру бысть»
; другой – для четных гласов 2, 4, 6 и 8:
«Воскрес из гроба».
На бдениях двунадесятых праздников после Великого славословия поется тропарь праздника, на бдениях великих святых – тропарь святому.
Великое славословие – один из важнейших моментов утрени. В Неделю 3-ю Великого поста и на праздник Воздвижения после Великого славословия и Трисвятого поется тропарь Креста «Спаси, Господи, люди Твоя»
и совершается
поклонение Кресту.
В Великую Субботу в этот момент начинается крестный ход с Плащаницей.
После Великого славословия и тропаря звучат сугубая
и
просительная
ектении. Затем иерей произносит
«Мир всем»
и читает тайно молитву главопреклонения (отличную от той, какая читалась на вечерне). Затем следуют возгласы и молитвословия, которые всегда предшествуют отпусту и сам
великий отпуст
, после которого начинают читать первый час.
Вседневная утреня заканчивается по-другому. На ней после вседневного славословия произносится просительная ектенья и поются стихиры на стиховне, потом «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое, «Отче наш»
и тропарь святому, из Минеи. Затем произносится сугубая ектенья. Как и на вечерне, она поменяла свое место. Далее звучат обычные молитвословия перед окончанием службы и после этого, без отпуста утрени, читается сразу первый час, в конце которого произносится
великий отпуст
.
Рассматривая последование воскресной утрени нельзя не сказать и о положенных на ней назидательных чтениях
. Они должны звучать после седальна каждой кафизмы, после тропарей «Ангельский собор», после 3-й и 6-й песен канона и перед 1-м часом. Устав предписывает читать толкования на Новый Завет свт. Иоанна Златоуста или блаж. Феофилакта, сочинения св. Ефрема Сирина, «Лествицу», «Лавсаик», житие празднуемого святого и др. Сейчас назидательные чтения практически вышли из употребления. Отголосок этой традиции можно увидеть в четверг Великого поста («Мариино стояние»), когда на утрене читается житие прп. Марии Египетской.