ДЕТИ НА ЛИТУРГИИ: КНИГА-ОБЪЯСНЕНИЕ ЛИТУРГИИ, КОТОРУЮ МОЖНО БРАТЬ НА СЛУЖБУ (+ВИДЕО) Материнские заметки


О Божественной Литургии детям

«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.

Божественная литургия – самая главная церковная служба

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.

Литургия таким образом делится на три части:

Проскомидия

«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою

, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая«Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию

. Возглавляет Церковь Сам Господь
Иисус Христос
.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Катехизация (воскресная школа для взрослых)

28 октября 2021 года, в Димитриевскую родительскую субботу, наместник Никольского мужского монастыря города Гомеля архимандрит Амвросий (Шевцов) совершил в надвратном храме преподобного Дионисия Радонежского детскую Божественную литургию.

Песнопения во время необычного богослужения исполнил народный хор из детей и их родителей. Управлял хором архимандрит Савва (Мажуко). Перед Причастием отец Савва произнес проповедь (

).

Исповедовал маленьких прихожан и воспитанников монастырской воскресной школы игумен Феодорит (Золотарев).

После богослужения причастники собрались в школьной аудитории на дружеское чаепитие со сладостями.

Из интервью архимандрита Саввы (Мажуко) сайту Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата Московского Патриархата (полная версия интервью):

– Детские литургии как проходят?

– Детская литургия служится у нас ежемесячно в надвратном храме. Мы туда приглашаем только семьи с детьми. Ориентируемся мы не на детей. Я для себя так сформулировал концепцию работы с детьми: мы работаем с семьей, не с детьми. Мы ориентируемся именно на семью. И прежде всего мы помогаем им воцерковиться, а не наделить какими-то знаниями, что вообще довольно сложно сделать, общаясь час в неделю. У нас были идеи, например, ввести побольше предметов, и для этого есть, кстати, возможности. Но собрать детей непросто. Кто-то плаванием занимается, кто-то музыкой, кому-то ехать далеко, и поэтому они выдерживают только час в неделю, не более, а кто-то приходит вообще раз в месяц – уж, как получается. А вот на детскую литургию приходят все с удовольствием, хотя начинается она в 7 утра – мы просто по-другому не можем, потому что потом в храме крестят. Детская литургия всегда по субботам. Приходят обычно всей семьей. Совершает эту литургию обычно наш наместник – отец Амвросий. Служит при открытых Царских вратах, как на Пасху. Сразу скажу: эта литургия слегка сокращенная, и на эти изменения мы пошли сознательно и осторожно, руководствуясь самой логикой богослужения. Поэтому у нашей детской литургии есть свои особенности.

Читаем третий час с молитвой из шестого часа. Обычно это чтение мы поручаем кому-то из родителей. У меня есть идея, но мы ее еще не осуществили: разбить этот третий час на кусочки и дать детям, чтобы каждый читал отрывочек. Еще все дело в том, что мы на часах начинаем исповедовать, что вносит определенные сложности. Важная особенность: литургия поется всеми присутствующими. У нас есть специальные книжки, мы подобрали репертуар. Поскольку я «старый» регент, это моя стихия, я сам подбирал песнопения. Но – все поют, уже приучились. Может, не всегда стройно, но всем нравится. Даже карапузы, которые не умеют читать, берут в руки книжечки с важным видом, и все участвуют. На храме с книжками в руках стоят, поют, молятся, исповедуются, ставят свечи. Дети прислуживают в алтаре. Мы купили в Москве кадила кации (это кадило для мирян, не на цепочках, как у диакона, а с ручкой), и есть мысль, чтобы кадили на часах мальчики. Не священник, а сами дети. Это их очень бодрит, потому что это высокая ответственность. Хотим, чтобы они на крестных ходах ходили с этими кациями. Мы заметили, что быть вовлеченным в богослужение это важно даже для взрослых прихожан. Мы нашили много хоругвий и поручаем их носить на праздники нашим богомольцам. На крестных ходах для мужчин это очень важное событие. На Успение мы делаем большой крестный ход вокруг всего нашего квартала, и для всех это важнейшее, воистину, «общее дело». Детские хоругви тоже хотим пошить. Девочки, в основном, у нас или читают, или поют, а мальчики приходят прислуживать. Но я отвлекаюсь. Итак, мы поем литургию. Апостол и Евангелие читаем только на русском языке. Апостол читает кто-то из детей, а Евангелие — священник. После Евангелия – сугубая ектения, и сразу поем Херувимскую. Просительной ектении после Херувимской нет, мы ее опускаем, но священник говорит возглас «Щедротами Единороднаго…», и отец Амвросий поворачивается и говорит всем присутствующим: «Христос посреди нас». Они ему отвечают: «И есть и будет». Для богомольцев это очень волнительный момент. Затем поем «Верую…», далее Евхаристический канон. Пропускаем просительную ектенью после Евхаристического канона, и сразу «Отче наш».

Во время причастия священника в алтаре я говорю проповедь. Рассказываю или про какое-то песнопение, которое мы пели, или разбираю евангельское чтение. Например: только что мы пели «Херувимскую». Что значит это песнопение? Или на иконостасе показываю изображение Евхаристии и объясняю, что это значит. То есть совмещаем литургию с уроком. И это, знаете, очень живо, непринужденно, по-домашнему.

Литургия оглашенных

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос).При пении Третьего антифона открываются Царские врата

.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие

и так же торжественно вносит его в Алтарь через
Царские врата
.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие

.

По окончании чтения Евангелия

следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

Карта Литургия

Новый издательский проект официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»: «Путешествие в Небесный град Иерусалим». Образовательная программа по изучению Литургии для детей 10-14 лет. Комплект: книга, карта, аудиодиск

Ольга Антипова «Путешествие в Небесный град Иерусалим»
Образовательная программа по изучению Литургии для детей 10-14 лет
Этот курс был разработан и опробован в воскресной школе храма святой Анастасии Узорешительницы на Васильевском острове, руководитель — Ольга Антипова. Цель курса — познакомить детей с главным Таинством Церкви, рассказать о порядке совершения службы, об истории её формирования, о важнейших христианских символах. Помочь глубже понять и полюбить Литургию.

Как сделать это так, чтобы детям было понятны и интересны эти уроки? Для этого были разработаны два пособия: книга и карта.

Во-первых, создана карта Литургии

— по сути, подробная образная схема службы, позволяющая увидеть важнейшие системные связи, наглядно объяснять многие вещи, следить за ходом службы. Это карта страны, по которой Церковь совершает путешествие в Небесный Иерусалим — в Царствие Божие.

Во-вторых, составлена книга «Божественная Литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей»

. В ней содержится чинопоследование Литургии с переводом малопонятных слов и выражений, краткими комментариями и — главное — с большим количеством иллюстраций. Ведь все любят книжки с картинками! Эти иллюстрации — шедевры мирового христианского искусства. Иконы, фрески, мозаики, книжная миниатюра и резьба по камню — эти творения великих мастеров раскрывают перед нами глубинный смысл соответствующих моментов службы.

Курс дополняется двумя аудиодисками, содержащими 27 уроков воскресной школы с подробным разбором книги и карты

. Специально для этих дисков была сделана запись детско-юношеского церковного хора при Иоанновском монастыре (регент — Ксения Кирилловна Головкина). Хор исполняет песнопения Литургии, о которых рассказывается на дисках. Нам кажется важным, чтобы дети, знакомящиеся с курсом, услышали не профессиональных певчих, а таких же детей, как и они сами.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОСОБИЕ

— взрослые могут прослушать диски с книгой в руках и картой перед глазами, а затем брать книгу на службу, следить за её ходом и вспоминать все то, что слышали на дисках;

— учителя воскресных школ тоже прослушивают курс, чтобы затем самостоятельно строить соответствующие уроки (Внимание! Приступать к изучению курса могут дети не младше 10 лет и уже имеющие определенную подготовку!);

— карта Литургии с благословения настоятеля может находиться в храме во время службы, что поможет детям — с помощью учителя — следить за её ходом;

— родители могут прослушать курс самостоятельно, а затем изложить детям, или слушать и разбираться во всем ВМЕСТЕ с детьми.

Другими словами, наивно думать, что вы усадите ребенка перед магнитофоном, дадите в руки книгу и карту, запрете в комнате и часов через 12 получите знатока и любителя Литургии.

Более подробные рекомендации можно будет получить на семинарах, которые состоятся сразу после издания пособия.

КАК ПОЛУЧИТЬ ПОСОБИЕ

Получить пособие можно двумя способами:

1) принять участие в подписке на издание курса по льготной цене 550 рублей (книга с цветными иллюстрациями, карта, 2 диска);

2) купить пособие после его выхода в свет.

Тираж планируется выпустить к Пасхе 2013 г.

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДПИСКЕ

Подписаться на издание и внести предоплату можно

1) по будним дням

, с 11 до 18 часов, в офисе радио «Град Петров» (СПб., наб. Лейтенанта Шмидта, д.39), телефон: (812) 328-29-32;

2) по субботам и воскресениям

, до и после богослужения, в храме святой Анастасии Узорешительницы (по тому же адресу).

Благодарим всех, участвующих в этом проекте!

См. также:

Фотоотчет с ежегодной Рождественской ярмарки радио «Град Петров», которая прошла 22 декабря 2012 г.
Спасибо всем, кто пришел! >>
ДЕТЯМ «… У меня осталось много приятных и дорогих воспоминаний о тех звериных малышах, которым я отдала много тепла, любви и заботы. И мне, очень хочется, чтобы и вы познакомились с моими воспитанниками и полюбили их…» С 29 октября в нашем эфире – «Забавные животные» Веры Чаплиной

>>

ДЕТЯМ: с 17 октября в нашем эфире – цикл передач по страницам книги венгерской детской писательницы Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»

>>

ВИДЕО: об аудиодиске «Как звучит Божий мир» рассказывает его автор Ольга Антипова

>>

Ольга Антипова. ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ЗАЙЦЕВА >>
Слушать
12 мая 2011 г. «Родительское собрание». Юрий Иванов, Ольга Антипова, Владимир Княжицкий. Выполняют ли школы воспитательную функцию?
Читать
«Давайте так каждый год будем ездить в Нарнию!» Программа «У нас в гостях» о том, как дети из одной петербургской воскресной школы побывали в волшебной стране.

«В наше время по-настоящему с мечом не выйдешь – каким же образом нарнийский дух рыцарства может жить среди нас всех и наших детей? Но есть подвиг труда, подвиг терпения и еще масса подвигов, которые пока не очень интересны нашим детям, но которые Нарния и ее герои помогают каким-то образом связать с идеей подвига – не просто скучного долга, а подвига…» Программа «У нас в гостях» о том, как дети из одной петербургской воскресной школы побывали в волшебной стране Клайва Льюиса.

Слушать
Детская программа Ольги Антиповой «Как звучит Божий мир». Лукоморье. Звукорежиссерская работа – Алексей Зайцев.
Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовикПосиделкино. Сказки народов мира. Выпуск 4. Итальянские сказкиСЛЕДЫ НА СНЕГУ
mp3/1CD//100 р. MP3/1CD/07:10/90р mp3/1CD/7:16/130р
Как звучит Божий мирФ.Бернетт. Маленький лорд Фаунтлерой. Волшебный садА.Анненская . Брат и сестра
mp3/1CD/6:18/100 р. CD/MP3/2CD/14:24/200р CD/MP3/1CD/3:21/100р
В.Гауф. Холодное сердцеЭ.Портер. ПоллианнаП.Гэллико. Томасина
CD/МР3/1CD/2:46/90 р. CD/MP3/1CD/6:50/90р CD/MP3/1CD/14:54/90р
Евангелие в пересказе для детейДаниель Дефо «Робинзон Крузо»Астрид Линдгрен Мы все из Бюллербю
CD/MP3/1CD/5:37/90 р. CD/MP3/1CD/7:56/100р MP3/1CD/2:48/90р

Литургия верных

Третья часть называется Литургией верных

потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит
Святые Дары
– хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в
Царских вратах
, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через
Царские врата
в Алтарь, ставит
Честные Дары
на Престол.

(Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв –

Текст книги «Детям о Православии. О литургии»

Владимир Лучанинов Детям о Православии. О литургии

Художник

Анастасия Новик

Видеть сердцем

Ты собираешься в храм. Вернее, родители разбудили и собирают тебя ещё совсем сонного. Вы идёте на литургию. А большинство людей спят себе в воскресенье, пока им спится. Но знаешь, пара лишних часов, проведённых в кровати, не принесут счастья. А ты совсем скоро окажешься в удивительном мире, где совершается чудо. Самое настоящее. Мечтал о таком? На литургии ты смело можешь просить обо всём Иисуса Христа. Только не сомневайся. Литургия – лучшее время для чуда.

«Но в храме взрослых так много, что одни лишь ноги их видны, да спины. Как же просить, если Христа даже не видно? А если и видно, то на иконе. Но с иконой не получается говорить по-настоящему, как с теми же людьми в храме».

Давай разберёмся, твой вопрос очень важный. Видеть можно глазами – это ни капельки не сложно, особенно если зрение хорошее. Но видят ещё и сердцем – а этому уже учатся.

Как учатся, например, рисовать? Усердием. Чем больше рисуем, тем красивее выходит. Так же и с умением видеть сердцем. Способность у нас внутри уже есть, только извлечь её нужно. Она внутри нас заложена. Бывает, этому всю жизнь учатся. Но это совсем не плохо – учиться всю жизнь. Как на праздник идти: радостна сама дорога, потому что идёшь не куда-нибудь, а на праздник.

Храм называют Домом Бога на земле.

Перед иконами горят лампадки, люди зажигают свечи, шепчут о своих нуждах. Иконы – чудесные изображения. Глядя на лики Бога, Богородицы, ангелов и святых, мы говорим с ними и постепенно начинаем видеть и слышать их сердцем.

Разговор с Богом

Люди, за спинами которых ничего не видно, приходят в храм в воскресенье, чтобы увидеть сердцем Бога и с Ним поговорить. Разговор с Богом называется молитвой. Сейчас молитвы, которые поют в храме, ты не понимаешь, но со временем обязательно поймёшь. Вслушивайся, спрашивай у взрослых, но, главное, сам с Богом начинай разговаривать, самыми простыми словами.

Важно научиться понимать ответы Бога. Не ушами ты их услышишь. Ответы придут через людей, через неожиданные события, через чудо. Учись не только видеть, но и слышать сердцем. И пусть все твои желания будут добрыми!

Молитва своими словами

«Господь, я верю и знаю, что Ты меня слышишь. Понимаешь, папа и мама не хотят завести котёнка, а я очень хочу. Пожалуйста, сделай так, чтобы у нас был котёнок и чтобы папа и мама этому тоже радовались и никому от этого не было трудно!»

Именно с добрыми желаниями люди приходят на литургию к её доброму хозяину Иисусу Христу. Вместе с нами приходят святые и люди, жившие сотни и тысячи лет до нас. Потому что те, кто видит сердцем Иисуса Христа, не умирают никогда, их души живут в вечной радости в Царстве Бога.

О храме

«Храм» – древнее славянское слово, значение его – «дом». Особенный Дом, священный, соединяющий землю и небо, время и вечность, Бога и человека. Дом нашего Небесного Отца и наш. Здесь мы собираемся во Имя Его. А где во Имя Господа соберутся люди, там с ними всегда будет и Он.

Общее дело

На литургии мы собираемся, чтобы поблагодарить Бога за жизнь. Ты думаешь, смеёшься, видишь красоту Божьего мира, ощущаешь любимые вкусы и запахи, бегаешь и резвишься, каждый день узнаёшь что-то новое. Как это здорово!

Благодарение

Вместе мы стоим в храме, ведь литургия – это общее дело, в переводе с греческого языка. Называют её и словом «Евхаристия» (можешь пока не запоминать). Евхаристия по-русски – «благодарение». А вот это слово очень важно запомнить!

Бывает, люди привыкают жить, становятся скучными. «Ну и что тут особенного, – думают они, – живу себе и живу». Только после болезни, почувствовав облегчение, могут ещё вспомнить, как мало нужно для счастья – просто хорошо себя чувствовать: дышать, есть с аппетитом, улыбаться, дружить, читать любимые книги.

Неблагодарный не видит чуда, потому что ему вечно чего-то недостает, всегда жадно ищет он что-то ещё, сверх того, что уже имеет.

А благодарный ценит то, что имеет, видит подаренное ему благо. Такие люди и собираются на литургию, сказать Богу «спасибо» за свою жизнь. Ведь сама жизнь – это и есть настоящее чудо!

Благодари Бога

. Не стесняйся спрашивать Его и даже просить. Для Него нет пустяков, Он внимательный, щедрый и любит делать добро.

Бог любит нас

Бог часто давал людям правила вечной жизни. Далеко не всегда этим правилам люди следовали. Мир существует по своим законам. Есть законы видимые: прикоснувшись к огню, обязательно обожжёшь руку. А есть невидимые – злой поступок обязательно обжигает душу. Сразу это не ощущается. Но с каждым разом ожог увеличивается, и со временем душа делается неспособной к добру. Темнеет, черствеет, обугливается и лишается вечной жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём.
Евангелие от Иоанна, глава 6, стихи 53–56

Чтобы спасти нас от погибели, Бог стал человеком и пришёл в мир. Божественный Святой Дух осенил добрейшую из всех земных девушек – Марию (позже Её назвали Богородицей), она чудесным образом родила Иисуса Христа – Сына Божьего.

Иисус ходил по земле, проповедовал, исцелял людей и воскрешал мёртвых. Но завистливые люди с тёмными, обугленными сердцами не могли вынести света, который от Него исходил. Иисуса оклеветали и приговорили к смерти.

О Богородице

Обрати внимание, сколько в храме изображений Девы Марии, держащей на руках Своих Сына – Младенца Христа. Мы прославляем Её, называем Богородицей и Матерью Божьей, мы Ей молимся, и Она всегда услышит нас, утешит и поддержит.

В ночь перед арестом Господь Иисус Христос, зная, что скоро Его схватят, взял в руки хлеб. Надломив и раздав ученикам, сказал: «Это тело Моё, которое за вас предаётся на страдание. Всегда совершайте это в Моё воспоминание!»

После взял Он чашу вина. «Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая проливается за вас!» – произнёс Христос, передавая чашу ученикам.

Так совершилась первая литургия – её называют Тайная Вечеря.

Иисуса убили. Распяли на кресте. Но Он – Богочеловек, смерть не могла Его забрать, через три дня Христос воскрес из мёртвых. День Его воскресения изменил весь мир. Людям открылся путь в Царство Небесное. Этот день назвали воскресеньем, именно поэтому каждое воскресенье мы собираемся на литургии.

Вот уже две тысячи лет

чудом Божиим принесённые на литургию хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа. По виду Святые Дары остаются вином и хлебом, но когда мы вкушаем их, соединяемся с Воскресшим Христом, Он входит в наше сердце, и мы становимся бессмертными.

Жертвенник

Приготовление

Литургия начинается с приготовления. В алтарь приносят все необходимое. В первую очередь – хлеб и вино. Вино обязательно должно быть натуральным – виноградным, а хлеб – пшеничным, свежим и вкусным. Хлеб для литургии выпекается при храме, и называется он просфорой, что значит «приношение».

В древние времена люди сами выпекали хлеб и несли его в храм и вино приносили своё, домашнее. Жертвовали лучшее, что имели. Приношения складывали на специальный стол – жертвенник. Священнослужители для литургии выбирали лучшее из принесённого, а то, что оставалось, после службы с благословением и молитвой подавали к общему пиру, куда обязательно приглашали бедняков, у которых вообще не было ничего своего.

Алтарь

Это самое важное место. Сюда заходят только священнослужители и те, кто им помогает. Алтарь скрыт за иконостасом. В центре алтаря находится Святой Престол. Именно на престоле совершается главное чудо мира – хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Входя в алтарь, священник просит у Бога благословения служить литургию. Затем он молится, надевая священные облачения. Литургия – это прежде всего радость, а священные облачения – одежда радости и праведности в Царстве Бога.

Священник берёт хлеб и, молитвенно вспоминая страдания Христа, кладёт большую просфору на специальный круглый поднос – дискос. Вино священник наливает в красивую чашу – потир. Когда Иисус страдал на крест

конец ознакомительного фрагмента

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]