Биография
Жизнь отца Иосифа Исихаста — пример истинного подвижнической образа жизни. Его путь к обретению Божественной благодати был долгим и тернистым, но именно это сделало одним из самых духовно развитых людей современности.
Афонский старец Иосиф Исихаст
Детство и юность
В ноябре 1897 г. в деревне Лефка, расположенной в центральной части греческого острова Парос в семье Георгиоса и Марии Коттис родился мальчик, которого назвали Франгискос. Помимо него в семье было ещё пятеро детей. Родители, бывшие простыми крестьянами, с ранних лет прививала детям любовь к труду.
Семья вела благочестивый образ жизни, воспитывая в детях христианские добродетели и послушание по отношению к старшим людям. В 1907 г. глава семьи Коттис умер. Всё заботы о шестерых детях легли на плечи Марии. Чтобы помочь матери, Франгискос прекратил занятия в школе.
В 15-ти летнем возрасте он отправился в Пирей. Он работал в портовом городе до службы в армии. Вернувшись со службы, юноша обосновался в Афинах, где упорно трудился, помогая своей семье, оставшейся на острове.
В это время он увлекся книгами, описывающими духовные подвиги великих подвижников. У юноши появилось желание вступить на путь иноческого служения. Первые шаги на этой непростой дороге он делал самостоятельно, но, не имея мудрого наставника, часто совершал ошибки.
В 1921 г. Франгискос встретил старца, который помог молодому человеку выбрать верный путь. Через некоторое время он принимает решение покинуть светский мир и отправиться на остров Афон.
Интересно: мать будущего афонского старца рассказывала, что с раннего детства сына знала о его важном предназначении, так как получила божье знамение. Однажды она увидела Ангела, вписавшего имя Франгискоса в некий светлый свиток.
Молодость
Молодой человек, прочитавший множество жизнеописаний святых мужей и отцов церкви, ожидал увидеть подобных праведников на Святом острове. Но его ожидания не оправдались, так как афонский монашеские общины к началу XX в. утратили исконные традиции. Стремясь следовать афонской традиции строгого послушания, Франгискос присоединяется к братству, возглавляемому Даниилом Катунакийским.
Вскоре молодой послушник понимает, что ему недостаточно получаемых в общине знаний. Долгое время он переходил от одного старца к другому, пытаясь обрести духовного наставника. Эти поиски не принесли результата, и послушник решил принять подвиг отшельничества. Он жил в пещерах, предаваясь молитвам и праведному труду, которым зарабатывал на пропитание.
Пещера афонского старца Иосифа Исихаста
Через некоторое время Франгискос встретил монаха Арсения, который также стремился к познанию Господа и искал наставника в этом непростом деле. Вместе молодые монахи странствовали по острову, пока не нашли наставника в лице старца Ефрема Катунакийского. Старец научил молодых людей умной молитве и правилам монашеской аскезы.
В 1925 г. молодой послушник принимает монашеский постриг и имя Иосиф. После смерти наставника Иосиф и Арсений продолжили странствия, но каждую зиму возвращались в каливу, расположенную недалеко от скита Василия Великого.
Интересно: после смерти старца Ефрема главой братии стал Иосиф, так как Арсений признал, что молодой монах значительно превосходит его в деле стяжания Божией Благодати.
Наставничество
Через некоторое время братия нашла нового наставника Даниила Безмолвника. На его примере монахи стали принимать пищу 1 раз в день, довольствуясь водой, хлебом и овощами. Старец поддержал Иосифа в борьбе с мирскими искушениями, обучив молодых монахов многим положительным ионическим качествам.
Постепенно община Иосифа Исихаста увеличивалась. К нему шли молодые и взрослые монахи, желая услышать его мудрые изречения и наставления. Среди учеников старца был его родной брат Афанасий.
По пути служения Господу пошла и мать Иосифа, которая приняла монашеский постриг и вступила в женскую ионическую общину, организованную её сыном близ поселения Драма. После возвращения на Афон Иосиф продолжил наставлять и поддерживать монахинь, направляя им свои мысли в письмах.
Внимание окружающих тяготило Иосифа и Арсения. Они нашли маленькую каливу и обустроили в ней 3 комнаты. Также братия отремонтировала маленький храм святого Иоанна Крестителя. Братья вели тихую жизнь, наполненную молитвами и трудами.
Полное собрание творений Иосифа Исихаста
Но и сюда стали приходить молодые иноки, ищущие в лице Иосифа Исихаста мудрого наставника. Хижина не могла принять всех желающих послушников. Иосиф переселяется ближе к берегу в каливу святых Бессребреников, расположенную в Новом скиту. Здесь образуется монашеская община, в которую кроме Иосифа Исихаста и Арсения входили следующие монахи:
- Ефрем Филофейский;
- Иосиф Ватопедский;
- иеромонах Харалампий;
- Ефрем Катунакийский.
Иосиф и Арсений продолжали вести строгий аскетический образ жизни, передавая свои знания и опыт приходящим к ним инокам.
Окончание земного пути
В 1958 г. физические силы начали покидать старца Иосифа. На его шее появился большой болезненный нарыв. Несмотря на уговоры братьев, наставник отказывался обращаться за медицинской помощью. Но здоровье продолжало ухудшаться, и отец Иосиф обратился за помощью к медикам. В начале 1959 г. у него появились проблемы с сердцем. Земной путь старца закончился 28 августа 1959 г.
Интересно: отец Иосиф предвидел свой уход и точно знал его дату. Это позволило ему принять причастие и поприсутствовать на праздничной литургии.
Наши учителя и их уроки
– Знакомы ли вы лично с учениками святого Иосифа – с отцом Ефремом Аризонским и другими – или учениками его учеников? Если да, то расскажите нам о них, пожалуйста.
– Мы имели счастье познакомиться с духовным чадом отца Иосифа, которого мы застали, – с отцом Ефремом Филофейским (Аризонским). О нем снят популярный документальный фильм, о нем много пишут, и его книги тоже изданы как на грузинском, так и на русском языках. Вообще, как учит нас Господь, «дерево познается по плодам» (Мф. 12: 33; Лк. 6: 44) – и вот, посмотрите, каков плод отца Иосифа!
Очень сложно устроить в Америке монастыри такого типа, какие создал отец Ефрем. Его миссионерство было очень нестандартным: он не знал английского; как правило, словесно он миссионерствовал в меньшей степени, основным инструментом его миссионерства была внутренняя молитва.
И факт налицо. Монастыри, которые он создал, просто потрясающи, в особенности монастырь, который он возвел в Аризоне. Тамошние монахи – исполненные радости, непрестанно молящиеся и причащающиеся. Миссионерство этих монастырей, как и миссионерство отца Ефрема, вытекает из образа жизни.
Поистине свечой, зажженной на столе, и градом, построенным на верху горы, был отец Ефрем и его братия в Америке и действительно примером того, как должно совершаться миссионерство. А в этом нет ничего нового: Господь ведь учит нас быть светом этого мира, и наш свет должен так блистать, чтобы, увидев его, другие люди тоже начали искать Бога (см.: Мф. 5: 14–16). Та свеча, которая горит в нашем сердце от христианской веры, должна, как говорит апостол Петр, превратиться в солнце, в зарю (см.: 2 Пет. 1: 19). И отец Ефрем был таким человеком, который в своем сердце ту свечу, что горит в сердце каждого христианина, превратил в солнце. И превратил именно той практикой, преданным следованием той школе, которую основал отец Иосиф. И в его житии мы читаем, как это было. Так говорит, например, отец Ефрем: «Цель нашей жизни, ее смысл был в Иисусовой молитве, мы дышали ею». Они жили ею, вот в чем дело! Кроме того, у них была интенсивная евхаристическая жизнь – и результат налицо.
Что можно еще сказать? Те, кто читал книгу отца Ефрема «Моя жизнь со старцем Иосифом», помнят, наверное, какое у него было чувство юмора. И он сохранял этот юмор до конца жизни. И когда мы с ним встречались, это еще чувствовалось. Хотя старец и был уже в глубокой немощи, но он имел этот простой и вызванный счастьем юмор, счастьем, которое он постоянно носил в себе.
При этом чувствовалась в нем какая-то сила: когда он проходил где-либо, появлялось желание прижаться к стене. А ведь у него было маленькое тело, можно сказать, что он был хрупкий, как воробей, но обладал большой внутренней силой. Да, кто-то может сказать, что это чисто психологический момент, основанный на его авторитете, но всё равно все отмечали, что он был облечен какой-то удивительной внутренней силой.
Знаете, если и присутствует здесь психологический момент, то от фактов ведь не уйдешь. Приезжает человек в Америку и за не столь большой промежуток времени основывает целых 18 монастырей! Каково это – основать хотя бы один такой монастырь, особенно в стране, где Православие далеко не основная религия? Даже на примере Грузии могу сказать, что это достаточно сложно сделать – основать монастыри такого типа. Поэтому ощущение в старце Ефреме этой силы нельзя считать сугубо субъективным моментом – это было отражение объективной реальности. Таково наше мнение.
Что касается других учеников, слава Богу, у нас есть общение с отцом Паисием (Папаиоану), настоятелем монастыря в Аризоне; также с настоятелем Ватопеда отцом Ефремом, от которого мы научились очень многому; также с владыкой Афанасием, митрополитом Лимасольским, от которого мы учимся очень многим вещам.
Что можно сказать о них? Я подчеркну: я хочу сказать о Литургии, совершаемой этими людьми и воспитанными ими священнослужителями. Мы знаем, все мы читали, как служил Литургию святой Иоанн Кронштадтский. Как он служил, так никто не служил, –это вспоминают его современники. К сожалению, сегодня мы не можем видеть и слышать, как служил этот великий святой, один из самых любимых святых для меня. Но всё же напрашивается вывод, что службу можно провести более величественно или менее величественно.
Особенное, что характеризует эту школу, – то, как совершается богослужение. В чем это проявляется? Не в форме, конечно же, но в чем-то внутреннем, в каких-то таких нюансах, которые сложно передать словами. Это и крайнее благоговение перед алтарем, это и соединенная с благоговением крайняя свобода, но не в формах, разумеется. Я имею в виду внутреннюю свободу.
Поразительная интонация голоса, которая не является искусственной, но абсолютно естественна и исходит из сердца, и это указывает на исихастское состояние служителей, на существование у них исихастской практики. В идеале ведь Литургия – это венец исихастской практики, так должно быть.
Если у человека нет опыта углубления в себя, искания Бога в себе, то и совершенная им Литургия, естественно, будет носить более внешний характер и она меньше поможет людям, которые призваны к соучастию в евхаристическом служении. В служении тех, кого я перечислил, и в служении их воспитанников подразумевается именно это: служение, исполняемое с внутренним исихастским душевным настроем. Так я это воспринимаю.
Очень многому научились мы от них. Еще раз повторю: это научение не является просто вербальным: что-то записать, что-то тебе рассказали. Нужно к этому прикоснуться, это передается через осязание. Я ведь вам говорил об отце Ефреме, что он имел поразительную внутреннюю силу, и это чувствовалось. Общение с такими людьми еще раз подтверждает ту истину, что принцип преемства в духовной жизни – от наставника к духовному чаду – крайне важен. Потому что есть очень много такого, что из книги попросту не вычитаешь. Как бы это ни было написано, это не удастся воспринять. Многое воспринимается просто прикосновением: нужно прийти, увидеть, прикоснуться и испытать. Поэтому я всегда советую тем, кто спрашивает, чтобы обязательно, особенно те, кто желает в будущем служения в монашестве или в священном сане, кто учится в духовных учебных заведениях, чтобы они обязательно имели определенную связь с представителями этой школы. Это очень важно.
Влияние старца Иосифа Исихаста на жизнь Афона
Старец Иосиф считал основной целью своей жизни служение Господу, но его жизнь повлияла на целое поколение афонских монахов. Ученики старца участвовали в восстановлении следующих афонских обителей:
- Ватопед;
- Филофей;
- монастырь святого Дионисия;
- Ксиропотам;
- Констамонит;
- Каракал.
Последователи Иосифа Исихаста основали 20 монастырей на территории США, Греции, Кипра и Румынии. Старец Иосиф учил своих учеников следующим идеям:
- Монахи должны предаваться умной Иисусовой молитве, так как она является главным условием духовного роста.
- Монахи и миряне должны часто причащаться Святых Христовых Тайн. Старец говорил, что во время этого таинства люди приближаются к Божией Благодати и удостаиваются божественных откровений.
- Иноческая жизнь — постоянная борьба с мирскими искушениями и бесовскими соблазнами. Главным орудием монаха является смирение, труд и непрестанная молитва.
Послания к монахам содержатся в полном собрании сочинений, которое читают молодые иноки в качестве настольной книги и чтения во время совместных трапез.
Тому же молодому человеку о молитве, а также ответы на вопросы
Р адует меня твое горячее желание принести пользу своей душе. И я жажду принести пользу каждому, кто ищет спасения. Поэтому внимай, мой дорогой и любимый брат. Цель жизни человека с самого момента его рождения — найти Бога. Однако он не сможет найти Его, пока Сам Господь не найдет его первым. «В нем мы живем и действуем». К сожалению, страсти закрывают глаза нашей души, и мы не можем ими видеть. Но когда наш многолюбящий Господь обращает на нас Свой действенный взор, мы словно пробуждаемся ото сна и начинаем искать спасения.
Касательно твоего вопроса. Господь увидел тебя, Он осветил и ведет тебя. Оставайся и работай там, где ты есть. Твори непрестанно молитву вместе и умом, и устно. Когда устает язык, молись умом, когда отяжелеет ум, пусть снова начинает язык, только не останавливайся. Исповедуйся часто, будь в бдении ночью, насколько можешь. И если ты увидишь, как любовь к Богу загорится пламенем в твоем сердце, если ты захочешь исихии (покоя) и не сможешь оставаться в мире, потому что молитва горит в тебе, тогда напиши мне, и я скажу, что тебе делать дальше. Но даже если благодать не будет действовать таким образом, и твое рвение и стремление выльется лишь в соблюдение заповедей Божиих относительно твоих близких, будь покоен, оставайся с миром там, где ты есть и с тобой все будет хорошо. Не ищи другого. Ты поймешь различие между тридцатью, шестьюдесятью и стократным плодом (Мф; 13:8), о которых ты читал в житиях святых. Там ты найдешь еще много историй, которые принесут тебе огромную пользу. А теперь о других вопросах: молитва должна произноситься с «внутренним голосом». Но поскольку сначала ум еще не привык к этому, он забывает о молитве. Вот почему я говорю, что нужно чередовать способ произношения молитвы: то умом, то языком. Делай так, пока ум не переполнится молитвой, и благодать не начнет действовать вместе с ним сама. Это действие благодати есть радость и восторг, который ты ощущаешь в себе, когда молишься и хочешь молиться безостановочно. Тогда ум поглощается молитвой, и она творится без какого-либо понуждения с твоей стороны. Это называют «посещением» действия благодати, потому что она действует сама. Человек ходит, спит, просыпается, а внутренне он вопиет молитву непрестанно. Он мирен и радостен.
Относительно времени для молитвы. Поскольку ты в мире, и имеешь разные заботы, молись в любое время, как только будет возможность. Но постоянно побуждай себя к этому, для того чтобы не впасть в небрежение.
Духовная жизнь имеет три ступени, и благодать действует в человеке соответственно его духовному развитию. Первая степень называется Очищением. На этом этапе с человеком происходит очищение от страстей. То, что ты сейчас имеешь, называется очищающей благодатью. Она ведет к покаянию. Все желание духовного появляется в человеке исключительно под действием благодати. И ничего от самого человека. Она тайно действует повсюду. Если человек прогрессирует в умной молитве, он получает другую благодать, которая полностью отлична от предыдущей. Как мы уже упоминали, та благодать называется очищающей благодатью, и тот, кто молится, ощущает в себе ее присутствие. Вторая же форма называется благодатью Просвещающей. На этом уровне человек получает знание и восходит к Боговидению. Это отнюдь не значит видение огней, образов или фантазий, но значит прозрачность, ясность ума и чистоту помыслов. В этом случае, человеку для молитвы необходимы покой, тишина и безошибочное руководство. Третий уровень,- благодать Покрывающая, совершенная благодать, поистине великий дар. Пока нет необходимость писать об этом, однако, если захочешь узнать нечто более об этом, я написал, несмотря на свою безграмотность, небольшой рукописный труд, ты его можешь найти. Также купи книгу Св. Макария Скоинского, да еще аскетические поучения Св. Исаака Сирина, и ты получишь большую пользу. Напиши мне о своих состояниях и изменениях, и я с удовольствием отвечу тебе. Все эти дни я постоянно пишу тем, кто спрашивает меня об умной молитве. Это люди из Германии, Америки, Франции и их очень много. Но почему же мы, имеющие все прямо здесь, у наших ног, почему же мы в таком небрежении? Неужели трудно повторять постоянно имя Христа, чтобы он помиловал нас?
В наши дни мир усвоил злое и коварное представление о том, что молитву творить опасно и не нужно, чтобы не впасть в прелесть, но в итоге он, напротив, сам пребывает в прелести.
Если есть кто-нибудь, желающий умной молитвы, пусть творит ее. И молитва, творимая достаточно долгое время принесет свои плоды. И человек обретет рай внутри себя. Он получит свободу от страстей, он станет тем самым «новым человеком». И если в это время он будет в уединении, — о!, о!, невозможно описать плоды молитвы.
Дар утешения в муках
В одном из храмов Афона. Фото с сайта widgetserver.com
За время борьбы с искушениями, с самим собой тело о. Иосифа было сокрушено страданиями, он стал часто болеть и утомляться. От огорчений из-за послушников – унывать, а порой почти отчаиваться. Оставалась вера, но и она могла, по попущению Божию, слабеть.
Однажды о. Иосиф, переживая такое время, молился, и «увидел» в келье свет, а потом – Господа, пригвожденного ко кресту. Из рук и ног Христа текла кровь. О. Иосиф услышал голос: «Посмотри на Меня, сколько Я претерпел ради тебя. А ты не можешь потерпеть и одной скорби?»
И вслед за этим вся тяжесть на душе о. Иосифа совершено пропала. С тех пор он получил дар – утешать в печалях, искушениях, муках.
Отец Иосиф говорил: «Переноси ошибки братьев, чтобы и они переносили твои. Люби, чтобы тебя любили, и терпи, чтобы тебя терпели.
Мост, по которому переходим мы все, — прощение виноватых, и если не прощаешь виновного – разрушаешь мост, по которому ты должен был пройти».
После смерти своего наставника — обязанности по руководству общиной принял Иосиф
В последние годы своей жизни старец Ефрем подвизался в скиту святителя Василия Великого, там же он и представился. После смерти своего наставника, обязанности по руководству и управлению общиной принял сам Иосиф.
После того, как два старца остались без наставника, они стали скитаться по территории святой горы Афон. Также сам старец говорил о том, что в это время он испытывает искушение со стороны падших духов.
Афонские старцы и их наставления
Однажды в своем видении он увидел строй монахов, которые готовились вступить в бой с демоническими полчищами. Период его борьбы с демоническими нападениями продолжались около 8 лет.
Вскоре он встретил еще одного хорошего, доброго и мудрого наставника — Даниила, который подвизался вблизи Великой Лавры, в келии святого Петра Афонского. Именно от него Иосиф перенял множество хороших положительных черт.
Именно благодаря ему, он стал жить еще более строгой жизнью. Ограничился употреблением пищи, всего лишь 1 раз в день, а также все чаще стремился справиться с собственной ленью.
Лев в пустыне
Будущий геронта Иосиф в молодости. Афины, 1920-е гг. Фото с сайта theodromia.blogspot.com
О. Иосиф — совершенно не хрестоматийный святой. Во-первых, никогда не жил в монастыре, не имел постоянного наставника, — не нашел, хотя и очень искал. В поисках набивал шишки, потому что часто брал на себя подвиг, превышающий силы. Перенес много горя из-за своих ошибок.
В юности Франциск (так звали тогда о. Иосифа) читал много жизнеописаний святых и все время норовил повторить их подвиги. Был случай, когда зимней ночью он залез на высокое дерево, вспоминая Давида Солунского, и захотел там молиться до утра. Перед этим почти ничего не ел несколько дней и почти не спал.
Под утро силы его покинули, и он крепко заснул. Когда очнулся, оказалось, что все покрыто толстым слоем снега, а сам он почти окоченел. Смеясь над собой, Франциск слез на землю и отогрелся. А потом сделал правильный вывод: не лазить по деревьям, молиться-то и дома можно.
На Афон о. Иосиф пришел в 24 года. Он был сильным, как лев («Когда я был в миру, мог подраться с кучей народа, сердце у меня было львиное» — писал о себе ученикам). И оказался в ситуации, очень опасной для монаха: когда его духовные способности, силы и запросы были очень высоки, выше, чем у многих отцов, с которыми он встречался, а устроения и понимания духовной жизни, ее традиций, знаний, опыта еще не было.
Были духовники, которые считали, что он «в прелести», были те, кто просто старался предостеречь от ошибок, советовал идти «осторожно».
Но под «осторожностью» тогда нередко понималась жизнь в послушании, работа, богослужение. А про главное в жизни монаха — молитву, настоящую, «умную», соединяющую с Богом, мало кто мог говорить, а тем более учить.
Монашеское золотое правило смирения – «если увидишь монаха, взбирающегося на небо по своей воле, схвати его за ногу и стащи вниз, ибо этим ты принесешь ему великую пользу» на Афоне помнили крепко, а вот дерзновения, понимания – что перед тобой человек недюженых способностей, стремящийся к Богу, как ракета, и готовый платить многие жертвы, — не хватало.
Но было и самое главное, что помогло о. Иосифу выходить живым из «духовных ловушек»: Бог всегда видит сердце человека.
А о. Иосиф, при всей своей безмерности, никогда не стремился «к святости». Он просто искал Христа, путь к Нему.
Или, по монашеским понятиям, опасной гордости, самонадеянности было много, но любви к Богу — еще больше. И Господь помогал своему пылкому, неумелому ученику, часто давая пережить самые горькие испытания.
Вскоре Арсений и Иосиф расположились — в скиту святой Анны в пещере под обрывом
Вскоре отец Арсений и Иосиф находят одну заброшенную каливу, и это становится их очередным местом подвигов. Это калива располагалась в малом скиту святой Анны, в пещере под обрывом. Из различных подручных материалов, они стали строить себе небольшую хижину, которая включала всего 3 небольших помещения.
На данном изображении мы видим скит Иосифа Исихаста, который он построил себе собственноручно
Место было не совсем удобное, им постоянно не хватало жилых помещений. Но впоследствии к ним все-таки стали присоединятся и другие подвижники — молодые монахи.
Вскоре преподобный старец Иосиф принял решение о том, чтобы перебраться чуть ближе к береговой черте. В качестве этого была выбрана калива в честь святых Бессребреников, которая располагалась в новом скиту.
Голодовка о. Афанасия
Старец Иосиф (в центре) с учениками. Фото с сайта diakonima.gr
К о. Иосифу пробовали приходить ученики – хотя о нем и шла неоднозначная молва. Но режим жизни двух отцов был так суров, что ученики очень скоро уходили.
И все же со временем возникла небольшая община. Немало огорчений о. Иосиф перенес от своих учеников. Люди умоляли принять и обещали слушаться, а потом делали все, чтобы заставить слушать себя.
Но были и просто смешные случаи.
Как-то один из учеников отца Иосифа, Афанасий, объявил голодовку из-за того, что не видел успеха в своей монашеской жизни. Он решил умереть голодной смертью.
Старец Иосиф не противился отказу отца Афанасия от пищи и сказал: «Пусть делает, что хочет». Голодовка продолжалась неделю. На восьмой день старец Иосиф сказал ему: «Поешь что-нибудь, Афанасий!» В ответ отец Афанасий возразил: «Пусть издохнет паршивый пес!»
Тогда старец Иосиф попросил отца Арсения приготовить их праздничное блюдо: жареные лепешки с сыром. Когда лепешки были поданы, все, кроме отца Афанасия, начали есть. А у отца Афанасия потекли слюнки. И спросил он у старца: «Что же делать? Я все не умираю!»
Старец ответил: «Ну, раз уж не умираешь, то ешь». Отец Афанасий согласился: «Никак не умираю! Придется есть!» И съел семь лепешек, и ел бы больше, если бы отцу Арсению не надоело их жарить.
Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке
Житие Иосифа, говорит нам о том, что родился он на острове Парос, в деревне Лефке 2 ноября 1897 года. Родители его были большими тружениками. Жили они все праведной жизнью.
Уже с самых детских лет, они приучали своих детей жить благочестиво. После того, как у мальчика умер отец, все воспитание на себя взяла его мать. Так как в семье было шестеро детей, семье пришлось столкнуться с большими трудностями.
Из-за смерти отца мальчик так и не смог окончить начальный курс обучения в школе.
В 1914 году Франгискос уезжает в другой город в поисках заработка для своей семьи.
Вскоре он был призван на военную службу. После своей демобилизации, он устраивается на работу в Афинах. Во многих источниках указывается различная информация. По одним источникам говорят, что мальчик трудился поваром, а в других источниках, сообщается о том, что он работал кондуктором трамвая.
Когда мальчику исполняется 20 лет, он начинает проявлять интерес к различной духовной литературе, он начинает вдохновляться жизнью различных угодников Божиих. И старается по мере возможности стать похожими на них.
После того, как Иосиф подвизался в скиту, к нему стало стекаться много народу
Тогда и Иосиф подвизался в скиту святого Василия Великого. Вокруг него вскоре стали собираться множество других подвижников и таким образом, образовалась некое монашеское братство.
Монашеское братство старца Иосифа Исихаста
С 1929 по 1930 год старец часто отлучался с Афона. Это было необходимо по причине пострижения в монашество его родной матери, а также основания женской обители в районе Драмы.
В 1921 году — Франгискос решает стать монахом
В 1921 году Франгискос встретил одного старца, который преподал ему ряд добрых советов. Именно после этого мальчик решил стать монахом.
Чтобы подражать примеру многих святых отцов, он раздал свое имение беднякам и отправился на Афон. Когда он приехал на Афон, он надеялся на то, что он увидит тех самых подвижников, о которых он читал житие, но вместо этого всего он встретил одно разочарование.
Старец Иосиф Исихаст вместе с братией в обители монастыря на Афоне
Как говорил сам старец, это привело его в состояние скорбного плача. Поначалу подвижник решил примкнуть к сторонникам старца Даниила, и какое-то время находился у них в братии. Но спустя некоторое время он решил, что ему нужно жить более уединенной жизнью, и удалился из этого братства.
Чтобы ушло всякое право
«Знаешь ли ты, каково это, когда ты благословляешь, а тебя проклинают? — писал о. Иосиф своей сестре. – Ты милуешь, а тебя обижают? Когда приходят, чтобы тебя обличить, кричат, что ты прельщенный, кричат до конца жизни? А ты знаешь, что это не так, как они говорят. И видишь искушение, которое ими движет.
И ты каешься и плачешь, как виновный. Это – самое тяжелое. Поскольку воюют с тобой и они, и ты воюешь сам с собой, чтобы убедить себя, что так и есть, как говорят люди, хотя это не так. Когда видишь, что ты абсолютно прав, и убеждаешь себя, что ты не прав. Бьешь себя палкой, чтобы убедить себя называть свет тьмой и тьму светом. Чтобы ушло всякое право. И чтобы окончательно исчезло возношение, чтобы стал ты безумным при полном разуме».
Долгое время Франгискос — не мог найти себе опытного духовного наставника
Очень долгое время он не мог найти себе опытного духовника в наставники. После чего он решил податься в отшельничество. Пристанищем для жизни служили ему простые местные пещеры.
На пропитание он зарабатывал себе различным трудом, он занимался изготовлением метел. Вскоре по ходу путешествия по афонским землям, мальчик встретился с единомышленником монахом Арсением. И они вскоре вместе перешли под учительство и послушания к старцу албанцу — Ефрему Катунакийскому.
Франгискос и Арсений вместе перешли под учительство и послушания к старцу албанцу — Ефрему Катунакийскому
Тайна человека
Старец Иосиф Ватопедский (справа) с учеником. Фото с сайта theodromia.blogspot.com
О. Иосиф с о. Арсением никогда не жили в монастырях Афона. Только в отдельных, стоявших далеко от всех хожалых троп кельях или в крайних случаях, скитах. А когда там становилось «шумно», уходили на новое место.
Хозяйству, быту внимания не уделялось. Ели из консервных банок, накрывались рогожами.
Главным в жизни была молитва по четкам — Иисусова молитва. Именно ее о. Иосиф считал самым реальным «входом», даже взлетом в горний мир, защитой в искушениях, помощью в борьбе со злом в себе. По времени она нередко занимала до 10 часов. Молились больше ночью.
Очень сильный и мужественный, вначале монашеской жизни, еще до пострига, когда о. Иосиф жил один, он много страдал от блудной брани. Восемь лет спал стоя или опираясь на ручки стула наподобие стасидии.
В прошлом у о. Иосифа не было никакого опыта плотской жизни, он был девственником в полном смысле слова. Несмотря на это, именно блудная брань оказалась тяжкой и продолжительной.
Он ел сухой хлеб, пил совсем мало воды, а главное молился. По временам приходила благодатная помощь, а потом отступала, оставляя его одного. Восемь лет каждую ночь он терпел настоящее мученичество. Однажды начал плакать: «Что же это, Боже, я так борюсь, а не побеждаю!»
В минуту полного изнеможения о. Иосифу было послана благодатная помощь – он оказался на Небе, где его встретила Божия Матерь с Младенцем Христом на руках. Старец до конца дней не мог говорить об этом спокойно. Тогда, как он говорил ученикам, он узнал «тайну человека» — что такое он сам:
«Когда благодать приходит к человеку, она делает его богом. Когда отступает, он готов принять любую ересь, совершить любое преступление.
Если меня оставит благодать Божия, я совершу самые худшие преступления, потому что в нас есть все семена, хорошие и плохие.
Сколько людей изгоняли бесов, а потом пали».
После такого состояния передышка длилась всего несколько дней, а потом искушения стали еще сильней. И не было никого рядом, кто мог бы помочь. Наоборот, другие отцы, не имевшие опыта таких сверхъестественных борений, говорили, что он в прелести. Поэтому о. Иосиф старался всех избегать.
Наконец, после восьми лет страданий, после особенно сильных нападений и горячей молитвы о. Иосиф воочую увидел беса блуда – мерзкое, поросшего редкой щетиной небольшого роста существо, ощутил его прикосновение к себе и почувствовал жуткую вонь после того, как бес исчез. Навсегда.