Теория «Москва — Третий Рим;» была выдвинута в XVI веке при великом князе Василии III. Ее автором стал Филофей — старец Елеазарова монастыря в городе Пскове. Суть концепции в том, что наследником Римской империи и Византии является Россия — как оплот православия. Кратко появление теории изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов.
Появление концепции
По мере возвышения великого княжества Московского в XIV–XV веках в нём стали складываться представления о своем мессианском назначении.
Рис. 1. Москва — Третий Рим.
Этому способствовал ряд событий:
- Установление автокефалии московской митрополии с 1448 года. Неприятие Флорентийской унии 1439 года между Римом и Константинополем.
- Прекращение периода ордынского ига. Распад прежнего грозного противника, Золотой Орды, на несколько ханств.
- Объединение русских княжеств и земель вокруг Москвы к 1520-м годам.
- Расширение связей с католической Европой.
- Брак Ивана III с Софьей Палеолог — племянницей последнего императора Византии Константина XI.
В Елеазаровом монастыре Пскова жил старец Филофей. Он родился около 1465 года и в 1523–1524 годах написал два послания. Первое — дьяку Михаилу Мунехину, а второе — великому князю Василию III. Идея была сформулирована в духе «два Рима пали по грехам своим, третий стоит, а четвертому не бывать».
Филофей ставил Василия III в один ряд с императором Константином Великим, который правил в первой трети IV века н. э. Он прославился тем, что ввел христианство как основную религию в Римской империи и перенес столицу в новый Рим — Константинополь.
Рис. 2. Москва — Третий Рим. Филофей.
Почему Москву называют третьим Римом?
Герб Священной Римской империи
Для того, чтобы понять, почему Москва — это третий Рим, необходимо вспомнить первые два. Римская империя, подарившая миру классическое право, архитектуру и искусство войны, была грозным противником вплоть до V века. Рим считался оплотом культуры и образования. В 313 году официальной религией римлян становится христианство, что положило конец религиозным распрям. Через сто лет Римская империя потерпела поражение. В 455 году, после длительной осады Рим был разграблен и разрушен.
В V веке на мировой арене появилась новая великая империя — Византийская. Именно она «приютила» православное христианство. Византия не просто перенимает духовные ценности Рима. Новая империя наследует также и историю, и достижения науки, и культуру. Константинополь стал мировым центром православного христианства, византийские патриархи считались наиболее почитаемыми. Второй Рим просуществовал тысячу лет, а в 1453 году Византия пала под натиском турецко-османских войск.
Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)
Связанные с ней события XVI века
В начале XVI века появилась легенда о византийском происхождении шапки Мономаха и других великокняжеских, а потом и царских регалий. Якобы ее князю Владимиру прислал византийский император Константин Мономах, откуда и прозвище.
Идея о «Третьем Риме» получила развитие в русской литературе XVI века. Она упоминается в «Повести о белом клобуке», где относится к Новгороду Великому. Сам клобук происходит от римского папы Сильвестра, его в первой трети IV века н. э. вручил император Константин.
Упоминается это словосочетание в «Казанской истории» — исторической повести 1560-х о походе Ивана IV на Казань. В декларации о провозглашении Московского патриархата 1589 года «Третьим Римом» имеют в виду не Москву, а царство Русское.
Идея об особом предназначении Москвы и России укрепилась в XVI веке под влиянием религиозных войн в Европе с появлением легенды о родословной князя Рюрика от Пруса — брата римского императора Августа.
Наследником Василия III стал Иван IV Грозный. Он венчался на царство в 1547 году, получив письменное благословение от патриарха в Константинополе.
Упоминание «Третьего Рима» можно встретить в «Повести о начале Москвы» XVII века и в челобитных, которые старообрядцы посылали русским императорам в XVIII веке.
Рис. 3. Василий III.
Актуальность идеи
Многими россиянами нахождение могилы псковского старца Филофея, являющегося проповедником главной русской идеи, было воспринято в качестве знака, свидетельствующего о нашем национальном возрождении. И относиться к нему нужно очень ответственно, вспоминая сегодня об этой замечательной личности и о значении сказанных старцем слов.
О теории Филофея «Москва – Третий Рим» сегодня говорится очень много. О ней можно услышать как от сторонников политического и духовного укрепления нашей страны, так и от его противников. Но всем ли им под силу объяснить значение этих слов и их происхождение? Ведь в данном случае речь идет о такой идее, которая лежит в основании самосознания Московской Руси, носящего религиозно-политический характер. Свою основополагающую роль она сохранила по сегодняшний день.
Религиозно-политические основы
Чтобы разобраться в теории Филофея, нужно ознакомиться с основами религиозно-политической истории христианской цивилизации, о которых он сам напоминает. Эти основы восходят к библейским сказаниям пророка Даниила. Последний, истолковывая сон царя Вавилона Навуходоносора, предрекает существование четырех царств, которые сменяют друг друга во времени. Самое последнее из них уничтожит сам Господь Бог.
Ипполит Римский, являвшийся отцом церкви II века, говорил о Вавилонском, Персидском, Македонском и, наконец, Римском царстве. Важно отметить, что указанные царства были не простыми национальными монархиями, а являлись единственными империями, которые в период своего существования претендовали на выражение всей мировой цивилизации, всего мирового порядка как такового.
Исповедовавшие язычество римляне, как и римляне-христиане, считали, что Рим будет стоять всегда, то есть до скончания времен. И причиной тому является не сила самих римлян, а то, что римский порядок является мировым порядком, который сопротивляется мировому хаосу. В называемом вечным городе многие христиане усматривали мистическую силу, относящуюся к концу времен. Она удерживает от пришествия антихриста. Об этой силе во 2-м послании к Фессалоникийцам говорил апостол Павел.
Когда же Рим в 4-м веке принял христианство в качестве государственной религии, идея Рима как «катехона», что в переводе с греческого обозначает «удерживающий», стала высказываться богословами напрямую, как, например, у святого Иоанна Златоуста.
Европейские претензии на Третий Рим
Но такое монументальное здание не может быть возведено вследствие чьего-то произвола. У него должно быть твердое основание, и при этом необходимо учитывать такой фактор, как внешнее и внутреннее сопротивление. Именно это было хорошо понятно старцу Филофею.
Нужно отметить, что в то время многие страны в Европе пытались строить у себя нечто наподобие Третьего Рима. Они вычисляли родословные своих монархов и придумывали искусственную преемственность. Это хорошо прослеживается в геральдике множества мелких княжеств и городов, имеющей агрессивно-напыщенный характер.
Но, по мнению исследователей, предпосылки назвать себя Третьим Римом имелись именно у Московского княжества. Однако долго этого не случалось, понадобилось почти 100 лет, чтобы этот факт был признан всенародно.
Скромность менталитета
Почему это происходило? В качестве ответа на данный вопрос предлагается множество различных версий. Одной из них, лежащей на поверхности, является небывалая скромность, характеризующая русский, восточнославянский менталитет. Это ясно прослеживается в развитии культуры иночества в Средневековой Руси.
Однако подобная скромность иногда может обернуться ложным самоуничижением. Тогда, имея все права, а также возможности заявления своих преимуществ, русские оставляют это другим. Так и сам старец характеризовал себя как сельского человека, учившегося буквам, ничего не понимающего в эллинских премудростях, не беседовавшего с умными философами, а лишь изучавшего благодатный Закон, чтобы очистить свою душу от греха.
Между тем идеи Филофея, тексты его посланий свидетельствуют о европейской учености, об овладении риторической наукой. В противном случае представители образованной элиты, состоящей при Московском дворе, никогда бы не прислушивались к нему, не спрашивали у него советов, о нем бы просто ничего не знали.
«Послание на звездочетцев»
Начиная с 1484 года в Российском государстве стал активно пропагандировать свои идеи Николай Булев, медик и астролог, посланник Папы Римского. Он стал личным врачом Василия III, великого князя. Ему противостояли большие авторитеты, в том числе и святой Максим Грек, но, несмотря на это, влияние его не уменьшалось.
Чтобы разобраться в астрологическом учении Булева, Михаил Григорьевич, великокняжеский дьякон, по фамилии Мисюрь-Мунехин, обратился к старцу Филофею, что является свидетельством авторитетности последнего для московского двора. На рубеже 1523-1524 гг. он пишет ставшее знаменитым послание дьякону великого князя под названием «Послание на звездочетцев».
В нем православный монах выражает свое категорическое неприятие астрологии, рассматривая ее как еретическое, ложное учение. Здесь же объясняются азы христианского мировоззрения, которые запрещают приписывать добро и зло астрономическим явлениям, в противном случае человек не отвечает за собственную волю, и пропадает смысл в Страшном Суде.
Тем самым Филофей продолжает полемику таких авторитетов, как святитель Геннадий, Иосиф Полоцкий и Максим Грек, имевшую антиоккультную направленность. Важно подчеркнуть, что начало изложения теории «Москва – Третий Рим» было положено в разгар догматической полемики, направленной против лжеучений язычества.
Филофей, обличая как веру в астрологию, так и прочие беды того времени, напоминает дьякону, а через него и великому князю, о том, какая уникальная историческая ситуация сложилась на Руси. А также о том, какая на нее возложена миссия, и почему очень важно в этот момент не отклоняться от православной веры, а придерживаться ее как никогда.
Антихристианские тенденции
Наступление Ренессанса в Европе несло за собой не только положительные тенденции, но и антихристианские, и неоязыческие. Возник ряд, по сути, оккультных движений, которых наблюдалось довольно большое количество. Часть из них активно проникала в Россию. Как правило, это происходило через Новгород и балтийские земли.
Сегодня об этом говорится мало, но тогда существовала возможность победы подобных синкретических движений в нашей стране, ведь им благоволили даже сами великие князья. Этими ересями соблазнялись и некоторые из церковных иерархов. Чтобы их преодолеть, понадобились усилия видных деятелей Русской Церкви. Среди них можно отметить святителя архиепископа Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого.