«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Великое церковное празднование Покрова Пресвятой Богородицы издавна отмечается верующими людьми во всём мире. Его любят и почитают. Оно – символ веры и защиты. Ведь именно Пречистая помогает избавиться от многих бед и защищает каждого просящего.
Этот день отмечен в православном календаре 14 октября. Это своеобразная граница между осенью и зимой, поэтому он таит в себе множество традиций, обрядов и примет, которые неукоснительно выполняются и сегодня. Далее вы узнаете, что означает праздник Покров Пресвятой Богородицы, его историю, традиции и приметы.
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Слово «покров» относится к мужскому роду и представляет собой верхний, покрывающий что-либо слой. Однако в контексте религиозного торжества «покров» имеет немного другое значение.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы припадает на 14 октября
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – ведь именно так правильно называется православный праздник – является символом веры и защиты каждого просящего. Считается, что Дева Мария помогает избавиться страждущим от бед и разочарований, обрести веру в себя и Всевышнего. Покров, который Пресвятая Богородица сняла со Своей головы и расстелила над просящими помощи, несет в себе силу и защиту от всех невзгод.
Традиции и обряды праздника
В церквях совершается богослужение. Прихожане посещают храмы, молятся Деве Марии в надежде получить исцеление, благословение.
В народе Покров день знаменуется завершением полевых работ, выпасом скота. Жители деревень готовятся к холодам.
В это время начинался сезон свадеб, прекращали водить хороводы. На их смену приходили посиделки (вид досуга молодежи крестьян).
Девушки, которые желали поскорее выйти замуж, приходили 14 октября в храм и, ставя свечку, совершали молитву к Параскеве Пятнице, прося помощи в замужестве. Считалось, кто первым это сделает, у того раньше исполнится мечта.
Женщины сжигали старые вещи, постели.
Стоящих на пороге детей обливали водой через сито для защиты от болезней.
История празднования
Ежегодно 14 октября православные христиане отмечают Покрова Пресвятой Богородицы. Несмотря на тот факт, что этот праздник не входит в список двунадесятых торжеств церковного календаря, многие верующие и священнослужители считают его наиболее значимым и важным в осенний период.
Возникновение праздника приходится на 910 год. В тот период величественный и могучий Константинополь был захвачен сарацинами. Набеги варваров всегда сопровождались кровавой резней и жестокими истязаниями. Многие жители ждали утро, чтобы проститься со своей бренной жизнью и отправиться в мир иной. Никто не надеялся на чудесное спасение.
Покров несет в себе силу и защиту от всех невзгод
Однажды ночью церковнослужители молились во Влахернском храме города Константинополя. И юродивому Андрею Константинопольскому явилось видение: озаренная небесным светом и окруженная ангелами Дева Мария склонила в молитве колени. Затем Она встала, сняла с головы покрывало и накрыла им молящихся. После этого видения варвары покинули город – Константинополь и его жители были спасены.
Что можно делать и что нельзя
Для православных в праздник Покрова самое важное действо – посещение храма, молитвы во славу Богородицы, обращение к Божьей Матери со словами помощи. Те, кто в силу определенных причин не могут прийти в церковь на службу, совершают молитвы дома.
Среди запретов праздника:
- работы в поле и на огороде;
- стирка;
- рукоделие;
- уборка.
Старались к торжеству прибрать в доме, завершить основные дела. Работать в праздник – плохая примета, но если были неотложные дела, выполняли их добросовестно. Нельзя брать в долг в эту дату, да и отдавать желательно до Покрова или уже после.
Как и в любой другой православный праздник, в Покров нельзя ругаться, ссориться, злоупотреблять спиртными напитками. При этом суть не в запретах, а в традициях, в осознании, что день торжественный, особый, праздничный. И конфликты, ненужные обиды, брань только омрачат светлое торжество.
Православные должны веселиться, накрывать стол и приглашать праздновать родню, близких людей. Нельзя забывать о нищих и убогих, поэтому приветствуются милостыня и угощения для обездоленных. Желательно покормить зерном птиц, так как это считалось добрым предзнаменованием. Девушки с утра заплетали косы, расплетали только вечером, перед сном.
Особенности празднования
Покрова Пресвятой Богородицы – добрый и веселый православный праздник, который сопровождается многочисленными традициями и обрядами.
Народные обычаи
На Руси придерживались мнения, что в этот день происходит встреча осени и зимы. Поэтому до Покрова нужно было завершить все работы в доме и во дворе. Весь имеющийся скот загоняли в хлев. Важно было предоставить животным столько корма, чтобы они не смогли его съесть за один день. В противном случае год мог выдаться голодным и холодным.
Хозяйки пекли блины и покровский каравай. Прежде чем сесть за стол, нужно было обойти с караваем дом и прочитать молитву к Пресвятой Богоматери. Оставшиеся от сладкого хлеба кусочки и крошки сушили и берегли до Великого поста.
В честь Пресвятой Матери ставили в церкви свечку. Яркое пламя означало насыщенную и счастливую жизнь, ровное – спокойную и размеренную. Если свеча погасла – возможна утрата близкого человека.
Полезная информация
В этот день хозяйки пекли блины и покровский каравай
Приметы и сны
Покрова – день, когда просят защиты от несчастья, горя и беды. Молящиеся вопрошают Деву Марию о покровительстве для себя и детей своих.
На Руси смотрели на погоду: если выпало много снега, – значит, будет большое количество свадеб. Снег олицетворял невинность невесты, ее фату или свадебное покрывало. Незамужние девушки спешили в церковь, чтобы поставить свечу и помолиться Пресвятой Деве о даровании счастливой супружеской жизни.
Детей посыпали через сито. Именно таким образом их старались оградить от недугов и злых людей. Считалось, что если сжечь в этот день сухие ветви яблонь, то в доме будет тепло и уютно.
По погоде определяли близость зимы. Если на ветках был иней – осень еще задержится. Ветер с юга знаменовал теплую осень, с востока – холодную. Ветер с запада говорил о скором снеге. Увидеть в небе улетающих журавлей – к морозам.
Особое значение в этот день имели сны. Если незамужняя девушка увидела во сне мужчину, можно ждать скорой встречи с суженным. Поэтому многие барышни, оправляясь спать, просили Господа Бога и Пречистую Деву показать им во сне будущего супруга.
Покров Богородицы – фреска Ферапонтова монастыря
Что нельзя делать
Православный праздник Покрова не имеет каких-то строгих ограничений. Как и во время празднования других важных церковных дат, в этот день не рекомендуется выполнять «грязную» хозяйственную работу: стирать, убирать в доме, подметать пол и выносить мусор. Церковь строго запрещает ругаться и выяснять отношения в этот день. Также нельзя распивать спиртные напитки и есть тяжелую пищу. Если Покрова припадает на среду или пятницу, можно употреблять в пищу блюда из рыбы.
В праздник лучше отказаться от шитья, вышивки, вязания и других видов рукоделия. Однако именно после Покрова девушки в старину устраивали вечерние посиделки с вязанием и вышивкой.
Почему в этот день нельзя одалживать деньги или отказывать сватам? Считается, что, одолжив кому-то деньги на Покрову, потом несколько лет будешь испытывать финансовые трудности. А девушка, которая отказала сватам, еще три года будет ходить в невестах.
Обряды и традиции праздничного дня
Для православных день 14 октября особенный. Отмечается Покров как великий церковный праздник, богослужения сходны со службами двунадесятых торжеств. Принято молиться о семейном счастье, о здоровье детей и близких, о благополучии в доме.
Священнослужители совершают праздничные литургии, славят Божью Матерь, обращаются с проповедью к прихожанам. Богослужения носят особый статус «величальных», так как обращаются и величают Деву Марию. Верующие обязательно посещают храмы, обращаются с молитвами к образу Богородицы, просят о помощи и заступничестве.
Как и многие другие православные праздники, Покров объединил в себе традиции и обрядовые действия христианства и язычества. В народной культуре его связывали с сельскохозяйственным циклом, с завершением основных земледельческих работ. Для крестьянина – время особое, пограничное, поэтому существовало множество ритуалов, обрядов, связанных с окончанием осени и встречей зимы.
День рубежный, знаменовал переход к особому периоду – зазимью. Основные работы переносились в избы, поэтому старались завершить утепление домов, приготовить их к холодной и суровой поре. Конопатили избы, успевая до Покрова, иначе будет холодно в зиму. Мужчины и парни освобождались от тяжелой работы в полях, поэтому с Покрова было принято уходит на зимние заработки. Продолжались торги и ярмарки, народ вез на продажу собранный урожай, завершал заготовку припасов на зиму. Завершалась уборка овощей с огородов, складывались снопы в овинах.
Хозяйки растапливали печи, используя в этот день для розжига веточки яблони. Считалось, что такой обряд способствует хорошему урожаю в садах на будущий год. Ставили тесто, с раннего утра выпекали блины и большой каравай. У язычников на Руси блины считались поминальным блюдом, поэтому угощая выпечкой, отдавали дань умершим родственникам. Каравай полагалось съедать за праздничным столом, приглашая родню, соседей, друзей. Остатки сушили в печи и хранили до начала Великого Поста.
Покров – рубеж сделок и работы по найму. Существовала традиция нанимать работников на сезон от этого праздника, проводить расчет за выполненную работу (с пастухами, помощниками). Возвращались домой те, кто уходил на летние работы и, наоборот, с Покрова отправлялись в отход ремесленники.
Праздника с особым волнением ожидали девушки на выданье. Гадали, ткали особые холстины («пелены»), молились Матери Божьей и просили послать умного, здорового и красивого жениха. Важно было провести день в радости, так как по поверьям, если с веселым настроением Покров проведешь, то и жениха ладного найдешь. Во многих деревнях в России девушки собирали большой общий стол, готовили угощения: блины, каши, выпечку. На посиделки обязательно приходили парни, приносили угощения, заигрывали с приглянувшимися девчатами. Принято было именно в этот день дарить девушке подарки, так что молодые люди старались не скупиться, радовать девушек колечками или сережками.
«Женихались» в избах, так как с Покрова становилось прохладно, прекращались хороводы. Начиналось время посиделок, праздничных вечерок. В будни молодые девушки обычно собирались скоротать длительные вечера за рукоделием, в выходные дни устраивали гуляния с танцами и играми.
Замужние молодые женщины обращались к Матери Божьей с молитвами о помощи, о защите от злого глаза, о здоровье детей и родных. Жгли в овинах соломенные перины, заменяли постель новой соломой или сеном, считая, что так избавляются от дурного сглаза. Детишек обливали водичкой через решето, веря, что такой обряд защитит от простуды зимой. Пожилые женщины жгли старые лапти, веря, что еще походят следующей весной и летом в новой паре.
Храмы и иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
О значимости и важности праздника Пресвятой Богородицы говорит огромное множество возведенных храмов и написанных образов. Так, первые храмы в честь Покрова Богоматери появились на Руси в XII веке. К примеру, в 1165 году Андреем Боголюбским была возведена церковь в честь торжества Пресвятой Девы. Местом для расположения святого храма был выбран живописный холм среди заливного луга возле рек Клязьма и Нерли.
К другим не менее известным храмам Покрова Пресвятой Богородицы можно отнести:
- деревянный Покровский собор на Рву (нынче Собор Василия Блаженного);
- храм на территории Покровского монастыря в Суздале;
- расположенный в Великом Новгороде Зверин монастырь;
- построенную в 1590-х годах на территории Краснохолмского монастыря церковь Никольского Антониева (Тверская область, поселок Слобода);
- одноименный храм в деревне Болотово Псковской области;
- возведенную на Покровской горе в Брянске церковь Пресвятой Богородицы;
- церковь в честь Богоматери в Рубцове (г. Москва);
- храм во имя Богородицы в городе Миасс Челябинской области;
- Покровский собор близ станции метро Павелецкая (г. Москва);
- ставропигиальный женский монастырь в Москве.
Храм Покрова на Нерли
Храм Богородицы Покровского монастыря в Суздале
Зверин Покровский монастырь в Великом Новгороде
Храм в Москве, в Рубцове
Известны два основных иконографических образа Покрова – это Суздальская и Новгородская Богородицы. На святых ликах Пречистую Деву изображают на фоне Божьего храма или внутри него. Она простирает покрывало над склонившими головы молящимися. Особой силой наделены образы, которые находятся в Ферапонтовом монастыре, в суздальской Зачатьевской церкви, Новгородском храме, Горицком Воскресенском монастыре.
14 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы, принято вести душевные разговоры. Наполненное добрыми традициями и обрядами торжество вселяет в сердца верующих покой и веру во Всевышние силы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Приметы
По приметам, чем больше блинов испекут в праздник, тем теплее в доме будет зимой.
Покров Пресвятой Богородицы — девичий праздник, поэтому так как много примет было связано со сватовством и замужеством. Начиная с 14 октября, по обычаю, засылали сватов к невестам и сговаривались о предстоящих свадьбах.
Пресвятую Богородицу девицы просили даровать жениха, поэтому с утра бежали в церковь, чтобы перед иконой поставить свечу. По приметам, та девица выйдет раньше замуж, которая первой зажжет свечу.
Провести праздник Покрова Пресвятой Богородицы весело считалось хорошей приметой – значит долгожданный жених скоро появится. Чтобы приманить жениха, по обычаю, пекли хлеб и ставили его на подоконник.
Благоденствие и благополучие, по приметам, сулил молодоженам снег, выпавший на Покров и чем больше снега, тем больше свадеб. В старину была примета, если парень с девушкой познакомится на Покров, быть им женихом и невестой.
По приметам, зима будет такой, какой ветер дует на Покров – северный указывал на холодную, а южный — на теплую.
Если первый снег выпадет до Покрова, это примета, указывающая, что зиму еще долго ждать.
Чудеса, связанные с Покровом Богородицы
Во время Крымской войны в 1855 году Одесса была осаждена вражеским флотом. При большом собрании народа местным архиепископом Иннокентием в день Покрова был отслужен молебен перед одной из икон Божьей Матери. Вскоре неприятель отступил. Подобно средневековому Константинополю, Одесса была спасена молитвами Богородицы.
В Греции после Второй мировой войны праздник Покрова Богородицы отмечается 28 октября. В этот день 1940 года фашистская Италия пригрозила стране войной и предложила сдаться без сопротивления. Греция отказалась и сражались в составе антигитлеровской коалиции. День отказа от капитуляции стал для нации праздником. Греческий архимандрит Иустин (Константас) отмечает:
«С тех пор Покров Пресвятой Богородицы мы отмечаем вместе с этим праздником, когда Божия Матерь спасла наш народ не только физически, но и от внутреннего поражения через соглашательство со злом».
Монах называет Богородицу величайшим Воином, который «побеждает там, где всё человеческое напрасно».
Архимандрит Илия (Рейзмир) вспоминает, что его мама знала наизусть акафист Покрову Богородицы и часто читала его в голодное послевоенное время. Монах говорит, что семья всегда чувствовала покровительство Божьей Матери.
Прихожанка винницкого храма святителя Луки Крымского рассказывает, что Покров – праздник, когда множество девушек приходит в её церковь помолиться Богородице о замужестве. Женщина отмечает, что после этого всем, даже безнадежным, удаётся найти супруга.
По словам схиархимандрита Илия (Ноздрина), знакомые участвовали в крестном ходе в Курской Коренной пустыни. И вся процессия наблюдала в небе образ Божьей Матери, держащей над крестным ходом Свой омофор.
Во второй половине 19 века явление Богородицы с простёртым омофором несколько раз наблюдали в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Происходило это на праздник Покрова. Во многих монашеских дневниках остались свидетельства о чуде. Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) пишет, что в 1863 году одни иноки открыто видели Богородицу, а другие испытывали её присутствие и благодать. Третьи же, пока ещё духовно слабые, ощущали неземную радость и неимоверную легкость, с которой простояли все 12 часов богослужения.
Що можна і що не можна робити на Покрову
Існують народні та релігійні заборони на Покрову. Як і на інші релігійні свята, заборонена домашня рутинна робота. Не можна займатися прибиранням і пранням. Краще в цей день не шити і не вишивати. Заборонено виконувати ремонтні та будівельні роботи. Особливими заборонами можна вважати заборону давати гроші в борг. Також не можна відмовляти сватам. Дівчина, що відмовила в цей день, ще три роки не вийде заміж. Бажано не готувати в свято і відкласти всі глобальні справи до вечора або до наступного дня.
Можна і навіть потрібно на Покрову просити у Богородиці здоров’я і сил. За традицією, після богослужіння жінки робили млинці. Незаміжні дівчата просять швидкого заміжжя, а сімейні люди окурюють свій будинок гілочками яблуні, щоб привернути удачу і щастя.
Ні в якому разі на Покрову не можна лихословити, обманювати і ображати оточуючих. Особливість цього свята в тому, що Богородиця дає милостиню і закриває удачу і сонце від грубого і грішного. Заведено віддавати надлишки незаможним і не шкодувати грошей на милостиню.
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Икона праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Влахернская церковь всегда была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза: (по-гречески – «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. В IX веке от Р.Х. наши предки – русы, тогда еще язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.
Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения руссов, стал одним из главных праздников русской церкви. Все дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее. Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их – так Православие впервые пришло на Русь. А чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству.
На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.
Праздник Покрова Богоматери и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.
Есть целый город во Владимирской области — Покров.
В Москве есть Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова русские овладели городом.
Празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября по новому стилю.
Долгое время праздник Покрова праздновался только в России, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.
Особо почитается Божья Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, являющееся земным уделом Богородицы.
* * *
В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия – во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор.11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф.24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, – Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого[1], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах[2]. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца[3], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый[4], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию[5]:
– Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
Епифаний ответил:
– Вижу, святой отче, и ужасаюсь[6].
Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену облеченную в солнце, так и святой Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру. Знамение, виденное Иоанном Богословом прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: «и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (Откр.11:19, 12:1). Почему же сие знамение, прообразовавшее Пречистую Деву, не являлось раньше молний, громов, голосов, землетрясения и града, когда еще все стихии были спокойны, но во время самого страшного смятения на небе и на земле? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей, мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством. Таковое «знамя, [дал Господь боящимся его], чтобы они подняли его ради истины» (Пс.59:6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбью сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные – от нашей плоти, противоборствующей духу; иные – от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: «если [кто] не обращается, Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими»[7] (Пс.7:13-14). Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, – покров Пречистой Преблагословенной Девы. Покрываемые как щитом Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит ей Дух Святой: «шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных»[8] (Песн.4:4).
Некогда Давид создал свой, прекрасный и высочайший, столп между Сионом, стоящим на высокой горе и расположенным ниже Иерусалимом, называвшимся дщерью Сиона[9]. И был тот столп между ними, как бы шея между телом и головою, ибо он своею высотою превосходил Иерусалим и достигал до Сиона. На том столпе были повешены щиты и все оружия, необходимые для войны и защиты Иерусалима. Дух Святой уподобляет Пречистую Деву сему столпу Давидову: ибо Она, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христом, Главою Церкви, и верующими, кои составляют тело Церкви; Она превосходит Церковь, потому что по истине выше всех ее членов, но Она досягает и до Христа, как давшая Ему плоть. Она является посредницей и ныне, когда стала на воздухе между небом и землею, между Богом и людьми, между Подвигоположником – Христом и воинствующею церковью, подобно Давидову столпу между Сионом и Иерусалимом, увешанному крепкими щитами. Щиты сии означают всесильные Ее молитвы за нас к Богу, слышанные достойными во время видения Ее честного Покрова. Она молилась с умилением, как Матерь к Своему Сыну и Творцу, произнося во время молитвы следующие, исполненные Божественного милосердия и любви, слова:
– Царю Небесный! приими всякого человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, – и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовью почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий.
Таковые Ее молитвы не суть ли щиты, защищающие воинствующую церковь? Воистину они – несокрушимые щиты, при помощи коих мы можем угасить все огненные стрелы[10].
Святой Амвросий о столпе Давидовом говорит[11], что он был создан с двоякою целью: для защиты города и для украшения его. «Давид, – говорит Амвросий, – создал столп, для защиты и украшения города: защитою он был, потому что со столпа можно издали видеть врага и прогнать его от города, – украшением – потому что он превосходил своею высотою все высокие здания Иерусалима». Не напрасно, посему, уподоблена столпу наша Покровительница, Которая для нас есть твердый столп пред лицом врагов: по истине Она защищает нас и украшает. Защищает, когда далеко прогоняет от нас видимых и невидимых врагов, когда освобождает пленных от уз, когда избавляет мучимых нечистыми духами, когда утешает скорбящих, является заступницею обижаемых и тихою пристанью для гонимых бурею, когда питает алчущих и посещает больных. Она украшает нас, покрывая пред Богом постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, как драгоценнейшими одеждами, и премногою благодатию, как неистощимым сокровищем, восполняя нашу скудость, делает нас благоугодными пред очами Господними. Она украшает, когда покрывает нас, не имеющих брачного одеяния, Своею ризою, и делает как бы невидимою для Всевидящего Ока постыдную наготу нашу душевную, которая искони была прообразуема землею невидимою и неустроенною, покрытою водами (Быт.1:1-2). Земля неустроенная и пустынная была прообразом грешной души, утратившей свою духовную красоту, лишенной добрых дел и чуждой благодати Божией. Воды же, покрывавшие неустроенную землю, прообразовали милосердие Богородицы, неисчерпаемое как море, и, подобно многоводным рекам, на всех изливающееся и всех покрывающее. Когда Дух Божий носился над водами, то носился и над землею, скрытой под водами и не украшенной, как бы не видя ее неблагообразия. Сие таинственно прообразовало, что и душа, покрываемая премилостивым покровом Девы Богородицы, если и не будет украшена добродетелями, не лишится благодати Святого Духа, ибо покров Пресвятой Богородицы покроет ее неблагообразие, как вода покрывала неустроенную землю, а равно украсит ее благолепием своей благодати и привлечет к ней Святого Духа. Пречистая Дева украшает нас, когда грешных делает праведными, а нечистых чистыми, как о сем говорит блаженный Анастасий Синаит[12]: «Чародеев Она делает апостолами и мытарей Евангелистами, а блудных – достойными большего почета, нежели дев. Так, Марию Египетскую[13], бывшую некогда блудницею, Она сделала ныне почетнейшею многих дев; та, которая прежде была омраченной и нечистой, ныне сияет, как солнце, в царстве Христовом – по заступничеству Пречистой Девы Марии, пребывающей покровом и украшением для всех прибегающих к Ней. Украшает Она и весь духовный Иерусалим, или Христову Церковь, которая так воспевает в нынешний день: «О, чудное украшение всем верным еси, пророческое сбытие, Апостолом слава и мучеником удобрение, девству похвало и всему миру предивный покров»[14].
На столпе Давидовом вместе со щитами были стрелы защитников страны: и Пречистая Дева, сей одушевленный столп, также имеет при Себе стрелы сильных, т.е. молитвы святых, молящихся с Нею. Ибо не Одна Она явилась во храме стоящею на воздухе, но с ангельскими воинствами и со множеством святых, благоговейно окружавших Ее в белых одеждах. Молитвы за нас всех сих святых суть как бы стрелы сильных, могущие прогнать все полчища врага нашего – диавола. Пречистая Госпожа Богородица знает, что наша жизнь на земле есть война: воюет против нас враг со всеми своими силами; он воздвигнул против нас свои полчища и окружил нас своими легионами по слову Псалмопевца: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои; раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс.21:17, 21:14). Потому-то Небесная Царица, восхотевши помочь нам, воздвигла на врага нашего все силы небесные, призвала пророков и Апостолов, собрала мучеников и девственников, соединила преподобных и праведных, и явилась с ними оказать нам помощь, окружить нас сильным воинством и подать нам победу на врагов: «Тоя бо воздвижутся победы, Тою ниспадают врази»[15]. Она пришла с ангельскими воинствами, ибо Она была предувиденной Иаковом лествицей[16] (Быт.28:12-15). которую окружает множество ангелов. Вспоминая здесь лествицу Иакова, кто-нибудь мог бы удивиться: почему ангелы не оставались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили. Уразумевши же, что та лестница была прообразом Девы Марии, по слову церковной песни: «радуйся мосте, к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде»[17], – он поймет, почему ангелы не оставались на лестнице неподвижными. Ибо «в молитвах неусыпающая Богородица»[18] повелевает ангелам вместе с Нею непрестанно помогать людям: восходя к Богу, возносить молитвы людей, а нисходя – приносить им от Бога помощь и благодеяния. Та же Лествица и ныне низвела с Собою множество ангелов с небес, принося нам свыше покровительство и защиту. Она пришла с ангелами, чтобы заповедать им – сохранить нас на всех путях наших; Она привела с собою сонмы всех святых, чтобы, совершивши за нас совместное моление, совместно принести и наши грешные молитвы к Сыну Своему и Богу нашему. Между всеми святыми, явившимися во храме с Пречистою Девою, были два избраннейшие: святой Иоанн Предтеча, коего «из рожденных женами не восставал больший» (Мф.11:11), и святой Иоанн Богослов, «которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его [был]» (Ин.21:20). Их обоих, как имеющих великое дерзновение пред Богом, наша Молитвенница воздвигла с Собою, чтобы вместе с ними скорее преклонить Бога на милость: «много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). И стала Пречистая Дева между двумя девственниками, как бы кивотом между двумя херувимами[19], как престол Господа Саваофа между Серафимами, как Моисей с простертыми дланями между Аароном и Ором; тогда пал адский Амалик со всем темным царством и с силою своею[20] (Исх.17:11-14).
Итак, мы празднуем покров Пресвятой Богородицы Девы, воспоминая Ее преславное явление во Влахернском храме, виденное святым Андреем и Епифанием. Мы празднуем, вознося благодарение Покровительнице нашей за столь великое милосердие Ее, явленное роду христианскому, и прилежно молим Ее, дабы Она и ныне и всегда милостиво покровительствовала нам, ищущим Ее покрова. Молим потому, что без Ее покрова, нам, постоянно прогневляющим Бога, невозможно было бы жить. Многократно согрешая, мы подпадаем и многим наказаниям по слову Псалмопевца: «Много скорбей нечестивому» (Пс.31:10). Мы погибли бы уже за свои беззакония, если бы за нас не предстательствовала премилостивая Владычица: «Аще бо не бы предстояла молящи» сия Предстательница: «кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны»[21]. Пророк Исаия советует иудеям: «укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис.26:20). Но где можно укрыться от гнева Господня? Во время страданий мы нигде не нашли покрова для защиты, кроме единой Владычицы мира, Которая говорит о Себе устами Духа Святого, что Она, «подобно облаку, покрыла землю»[22] (Сир.24:3). Подлинно, мы укрываемся под покровом Той, Которая, как облако, покрыла землю. Но почему же, о пречестнейшая Дева Богородице, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи, облаку? Разве у Тебя нет для уподобления солнца, луны и звезд, тем более, что о Тебе сказал Премудрый с удивлением: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце»[23] (Песн.6:10)! Какую же красоту имеет облако, что Ты не гнушаешься уподобляться ему? Тайна эта ясна: когда облако сгущается над землею и покрывает ее, тогда все звери невредимы от ловцов, ибо никто не может поймать их. Потому-то и Пречистая Дева называет Себя облаком: Она скрывает нас от ловцов. Мы же, грешные, согласно рассуждению Златоуста[24], по своему бесчеловечию – скоты и звери: мы угождаем чреву как медведи, – утолщаем плоть как лошаки, злопамятны как верблюды, занимаемся хищением как волки, гневаемся как змии, жалим как скорпионы, коварны как лисица, носим в себе яд злобы как ехидна. Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания, – по слову: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!» (Пс.93:1). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: «постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу» (Пс.39:13). Преследует нас и невидимый враг: «Он стал для меня как бы медведь в засаде, [как бы] лев в скрытном месте» (Плч.3:10). Угрожает нам и видимый враг. Он говорит: «погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя» (Исх.15:9). Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, – Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем к Ней прибегаем; под Ее покровом, и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрой нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: «в день зол наших покрой нас!» (ср. Пс.26:5). Но все дни нашей жизни бедственны, как некогда сказал патриарх Иаков: «малы и несчастны дни жизни моей» (Быт.47:9). Особенно бедственны те наши дни, в кои мы видим зло, и сами творим много зла, «собирая себе гнев в день гнева»[25] (Рим.2:5). Все сии бедственные наши дни требуют Твоего милостивого покрова, о Пресвятая Дево! Покрывай же нас во все дни жизни нашей, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом. Предстани нам с помощью Твоею и сокрой нас от воздушных духов злобы поднебесной, а в день страшного суда сокрой нас в тайниках Твоего Покрова! Аминь.
Примечания
[1] Лев 6 Мудрый – византийский император с 886 по 912 год.
[2] Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями.
[3] Знамение сие было в первой половине X века, в конце жизни св. Андрея Юродивого (ум. ок. 936 г.). Самый праздник Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской не позднее половины XII века. Замечательно, что видение было святому Андрею – славянину родом и праздник установлен и совершается в славянских землях. В самом же Константинополе хотя не было сего праздника, но помнили видение св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась св. Андрею.
[4] Память его совершается Церковью 2 октября.
[5] Епифаний – знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, – впоследствии принявший иночество с именем Полиевкта и бывший Константинопольским патриархом.
[6] Сказание о Покрове Пресвятой Богородицы заканчивается следующими подробностями. Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
[7] Под образом апокалипсической жены, облеченной в солнце, большинство разумеет Церковь, а под солнцем – Иисуса Христа. В то же время сия жена могла изображать собою облеченную в Божественную, небесную славу Пресвятую Богородицу.
[8] Столп Давидов, увешанный победоносными военными орудиями и щитами, прообразовал собою Пресвятую Богородицу, о чем речь далее. О сем знаменитом столпе Давидовом ничего более неизвестно из Священного Писания, кроме того, что он был воздвигнуть на какой-то горе, и что он создан в Фалпиофе, каковое наименование обозначает собою также укрепления.
[9] Сион – юго-западная, самая обширная и высокая из четырех возвышенностей, на коих построен Иерусалим – почиталась у евреев священною и первоначально служила религиозным центром и твердынею Иерусалима. Посему Писание часто именует Иерусалим дщерью Сионовой, напр. см. Пс.9:15; Ис.1:8, 67:11; Иер.6:23; Мф.21:5.
[10] Т.е. различные земные обстояния и искушения: в особенности же огненные стрелы лукавого, нападения со стороны диавола, – сего исконного, страшного врага рода человеческого, попаляющие нас как бы смертоносным огнем.
[11] В беседе на Пс.119 Амвросий Медиоланский (Миланский, в Италии), – знаменитейший отец Западной церкви и христианский писатель IV в. (ум. 397). Память его совершается 7 декабря.
[12] Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы (ум. 685 г.; память его 20 апреля), в своих «Анагогических созерцаниях» шестоднева, кн. 8.
[13] Память ее совершается 1 апреля.
[14] Служба Покрову Богородицы, 3 стихира на «Господи воззвах».
[15] Акафист, икос 2.
[16] «Господь, – говорит по поводу сего прообраза св. Иоанн Дамаскин, – соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самого неба, и на которой утверждается Бог; лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земле; глава Ее касалась неба: потому что глава Ее был Бог и Отец».
[17] Служба Благовещению, стихира 1 на «Господи воззвах».
[18] Выражение кондака Успению Пресвятой Богородицы.
[19] Богоматерь справедливо уподобляется кивоту. В Ветхом Завете в Скинии, а после в храме Иерусалимском находилось внутреннее святилище, «Святое Святых», доступное одному лишь первосвященнику, и то лишь один раз в год. В сем святилище хранился кивот завета – ящик, покрытый золотом внутри и снаружи, вмещавший в себе самые священные для богоизбранного народа предметы. По бокам его осеняли «херувимы славы», золотые изображения сих высших и ближайших к Богу Небесных Сил. Сей кивот и прообразовал Божию Матерь, вместившую в Себе Самого Бога, почему и воспевается Церковью «одушевленным Божиим кивотом» (канон Благовещению, песнь 9). Как неотступная молитвенница за род человеческий пред престолом славы, Она является для нас кивотом, окруженным сонмом херувимских сил, охраняющих нас своими молитвами от всяких бед и обстояний
[20] Во время странствования своего по пустыне Аравийской израильтянам пришлось вступить при Рефидиме в сражение с хищническим кочевым народом – амаликитянами. Моисей, Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал их, одолевал Амалик. Когда же руки Моисеевы отяжелели, тогда посадили его на камень, а Аарон и Ор поддерживали руки его, кои и были подняты до захождения солнца. Тогда израильтяне, во главе с Иисусом Навином, низложили Амалика и народ его погубили острием меча. – Поднятие при сем рук Моисея изображало образно для Израиля силу молитвы. Смысл сравнения понятен: в молитвах неусыпающая Богородица, силою их, как бы поддерживаемая свв. Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, низлагает, подобно Моисею, невидимого врага христиан – диавола со всеми его силами, нападающего на нас в сем мире, уподобляющемся пустыне.
[21] Из тропаря на малом освящении воды.
[22] Богородица вообще и в Писании, и в церковных песнопениях именуется облаком (мглою): из Нее «возсия нам солнце праведное»; во-вторых, потому что она «источает жаждущим воду живу оставления» (грехов) и одождила нам «тучу нетления Христа», в-третьих, потому что Она Своим Божественным покровом и теплым предстательством покрывает и ограждает нас от всяких зол и напастей.
[23] Этот пророческий прообраз не ограничивается лишь сим смыслом. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет; так и Пресвятая Дева непосредственно предварила «Солнце правды» – Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Христа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия.
[24] Бес. 3 к Антиох. народу.
[25] В день гнева, т.е. второго пришествия Христова и последнего страшного суда.
Народные приметы и обычаи на праздник Покрова
На Покрова ожидают похолодание и праздник совпадает с листопадом или первым снегом. Этот день — граница между ушедшим летним теплом и набирающей обороты зимой. До Покровов надо собрать весь урожай и подготовится к холодам.
Народная примета, ставшая наиболее популярной — это снежные Покрова, означающие много свадеб. Как правило, в Украине сезон свадеб начинался зимой, давая возможность собрать урожай и начать приготовления к торжествам.
Хорошая традиция в современном мире — праздновать свадьбу на Покрова. Считается, что семья, созданная в этот день, под защитой у Богородицы. Многие пары специально назначают венчание на Покрова, чтобы укрепить молитву о крепком браке.