Хула на Святого Духа. Правда ли, что Бог не прощает этого греха?

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 05.12.2017

Очень часто люди, читающие Библию, спрашивают — что значит хула на Духа Святого и почему она не простится? Что за непростительный грех такой? Давайте попытаемся разобраться, о чем идет речь и что это значит.

…Да не будет сего!

Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?

Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а — единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение. Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии. Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: …если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.

Православная Жизнь

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2017/06/05/21-00.html

Архимендрит Амвросий (Юрасов)

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Батюшка, сегодня в дни Троических торжеств хотелось бы поговорить о Святой Троице, о Боге – нашем Творце, о Начале всякого Бытия, об Источнике всякого блага, о Подателе жизни любому человеку, верующему и неверующему, святому и грешному. Люди не могут жить без Бога. В Троице Единосущной и Нераздельной заключается начало всего.

Как доступно рассказать о Святой Троице? Какие можно привести аналогии?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Блаженный Августин был философом и богословом. Однажды он ходил по берегу моря и хотел проникнуть в тайну Святой Троицы. И вдруг блаженный увидел, как какой-то юноша черпаком набирает в море воду и выливает в ямку. Он смотрел, смотрел, а потом спросил: «Что ты делаешь?» Юноша ответил: «Хочу это море вместить в эту ямку». – «Но это невозможно!» Тогда юноша сказал: «Я — Ангел, посланный Господом. Как нельзя вместить море в эту ямку, так и невозможно постичь уму человеческому тайну Святой Троицы». Это тайна Божия.

Бог у нас Один, но в трех Лицах — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Когда мы обращаемся к Богу и говорим: «Пресвятая Троица, помилуй нас! Господи, очисти грехи наши!», мы взываем к Богу Отцу, потом к Сыну и Святому Духу. Но Бог Один. Познать эту тайну невозможно. Я думаю, даже Ангелам это вместить сложно. Можно провести аналогию. Возьмем, к примеру, солнце. Солнце представляет собою круг, если этим кругом обозначить Бога Отца, то мы увидим, что в круге нет ни начала, ни конца. Из круга постоянно рождается свет и тепло. Основной догмат Пресвятой Троицы выглядит так: Бог Отец вечно рождает, а Дух Святой исходит от Отца через Сына. Вот еще один пример: наше тело состоит из тела, души и духа — тоже три составляющие. Наш разум тоже напоминает нам о Святой Троице: ум — как Бог Отец, слово — Сын, а дыхание — Дух Святой. Так мы видим, что ум постоянно рождает слово и дыхание. Как любой завод, выпуская какую-то машину, ставит свой отпечаток, так и Бог, создавая вселенную, на всем оставил отпечаток троичности. Мы знаем, что вода может быть в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном. Земля также состоит из трех основных элементов: песка, чернозема и глины. Как-то ко мне в монастырь приехали шесть профессоров, и я стал говорить им о Троице, так они мне в этом помогли. Ученые рассказали, что у них есть атлас строения человека, где тоже все троично: и кожа, и сердце, и кровь… О чем это говорит? О том, что Творца можно видеть в Его творениях.

А ты что можешь сказать о Троице?

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Батюшка, догмат о Троице — это основание православной веры, основа христианского учения.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Когда мы говорим, что солнце постоянно рождает свет, то в этом видим образ Сына Божия, а под теплом понимаем благодать Господа нашего. В так называемых иных «церквях» говорят, что Дух исходит как от Бога, так и от Сына, хотя Господь перед Вознесением сказал: «когда пойду» к Отцу, «умолю» Его и «даст вам другого Утешителя» [Ин 14:3, 16]. Иисус говорит, что идет к Отцу и Бог Отец пошлет нам Святого Духа. Так вот, когда из солнца рождаются лучи, от лучей тепло не исходит, тепло исходит от самого солнца. Есть люди, которые говорят, что когда читаешь «Символ веры», то кажется, что Дух Святой исходит от Сына тоже…

Иеродиакон Елаезар (Титов):

-Это еретическое отклонение, которое мы видим у католиков, оно называется «филиокве» — учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Это грубейшее нарушение православного учения, попросту говоря — ересь. Неправильно так думать, тем более учить этому. Искажение же «Символа Веры» запрещается правилом третьего Эфесского собора под страхом анафемы. «Символ Веры» — это бриллиант, который оттачивался Духом Святым через святых отцов и он до такой степени совершенен, что к нему ничего нельзя прибавлять или отнимать, нельзя его менять. Все идеально выверено. Это точное изложение православной веры.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

— Святые отцы говорили: «Изволися Духу Святому и нам» [Деян.15:28]. Этими словами Собор апостолов, собранный в Иерусалиме около 50-го года по Р.Х., указывает на богодухновенность принимаемых ими решений и на свое согласие с внушением Святого Духа.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Троица — особенный праздник. В этот день храмы украшаются ветвями, полы застилаются свежей травой, священники служат в зеленых одеждах. Впервые после Пасхи в храмах совершаются коленопреклоненные молитвы. Лично для меня, внутренне лето начинается именно с Троицы, а весна — с Пасхи. Это очень теплый торжественный праздник, потому что мы празднуем день рождения Церкви. Ведь день Пятидесятницы – это день Рождения Церкви, так как в этот день Дух Святой сошел на апостолов и на Матерь Божию, которые находились в Иерусалиме. Духом Святым были сообщены многочисленные дары. Одним из них стало умение говорить на иных языках, когда рыбаки, не знавшие никаких языков, могли заговорить на любом языке мира.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Это было только в первые времена. Сейчас пятидесятникам кажется, что они также говорят на разных языках, но это не речь, а отдельные бессвязные выкрики. Не нужно забывать, что самым главным моментом является то, что когда Христос явился к ученикам после Воскресения, Он сказал: «Мир вам». И дунув на них, сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся [Ин.20, 22-23], что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» [Мф.18, 18].

Иеродиакон Елеазар (Титов):

— На Троицу во время литургии мы, как раз, читали Евангелие, где написаны эти слова и говорится, что этим самым Христос пророчествовал о Духе, который ученики должны будут принять в свое время. А в тот момент на них Дух еще не сошел, потому что Христос еще не был прославлен. То есть получается, что для сошествия Духа Святого в мир, Христу нужно было пострадать на Кресте, спуститься во ад, воскреснуть из мертвых, вознестись на Небо и только после этого Дух Святой, по обетованию Бога Сына, сошел на Апостолов, и из простых рыбаков — свидетелей жизни Христа на земле соделал Апостолов — столпов Церкви. Ведь посмотрите, сколько сейчас в нашей Церкви людей, сколько святых! Какая масса традиций, какое сильнейшее догматическое учение! Какое яркое иконографическое искусство! Все это строится именно на Апостолах. А Апостолы стали Апостолами именно в день Пятидесятницы и это очень важно.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Все Апостолы исполнились Духа Святаго и стали рукополагать священников для Церкви.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Если вернуться к истокам и проследить историю нашего с вами рукоположения, то можно прийти к Апостолам и к Самому Христу. Потому что в Православии иерархическая преемственность никогда не пресекалась. Она является истинной и неискаженной. Благодать Святаго Духа перетекает от одного архиерея к другому, а от архиереев — к священникам и диаконам.

Телефонный звонок:

-Я хожу в церковь, исповедуюсь, но нет никаких сил вынести то, что выпадает на мою долю. У меня есть сноха, которая заодно с моим сыном, настраивает своих детей — малышей против меня, не пускают их ко мне, и им говорят, что я умерла. У меня опустились руки и я впала в полное уныние. Сноха грозится мне, что мы с моей мамой в этой квартире сгнием и она наведет порчу. Семья сына полностью была на моей шее. Они не работали. Невестка совсем недавно пошла работать. Я всегда старалась помочь им с питанием и одеждой. И сейчас открылось истинное лицо снохи, и я просто в ужасе: как, за что?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Когда на человека нападает собака, он берет камень и бросает в нее. Камень летит далеко и собака почему-то за ним гонится. Кто виноват: камень или тот человек, который его бросил? Понятно, что виновен человек, который бросил камень. А камень не виноват. Точно так же бесы настраивают сноху против вас, а вы думаете, что это она делает вам зло. Даже если все колдуны мира, чародеи и маги соберутся против одного человека — то не в силах причинить зло его душе. Сказано, что без воли Божьей ни один волос не упадет с головы. Если сноха нападает на вас, значит, так надо. Почему? Потому что мы здесь живем не для того, чтобы есть, пить и спать. Мы здесь для того, чтобы свою душу сделать доброй, чистой, святой. Господь говорил: «Терпением вашим спасайте души ваши» [Лк.21,19] и «претерпевший до конца спасется» [Мф.10, 22]. Не надо обращать на это внимание. Имейте общение с Господом, благодарите Его и радуйтесь, что у вас есть такая возможность потерпеть своих ближних. Это все очень ценно. Вот вам пример: на земле 7 миллиардов семей и ни в одной нет благополучия. Обязательно будут смерти: умирают родители, бабушки, дедушки, близкие и бесы провоцируют вражду в семьях. Но самое ценное — когда человек благодарит Бога, терпит и не делает никому зла. Ведь какая цель у Господа? — Чтобы мы сделали свою душу мирной, спокойной, уравновешенной, незлобивой, чтобы мы не раздражались, не обижались, не ругались, чтобы в душе у нас был мир, тишина и покой. Вот к этому мы и должны стремиться. Если в этом мирном состоянии, когда в нас нет зла, душа перейдет в тот мир — она точно такой же будет и там. А если душа обидчивая, перейдет в тот мир во вражде с ближними, – она точно такой же будет и там. Нам надо работать над собой. Поэтому Господь поставил вас в такие рамки, чтобы вы научились терпеть, обрели мир и покой. Везде есть зло. Важно научиться благодарить Бога за все, как это делал многострадальный Иов. Он за все благодарил Бога. Даже когда он дошел до предела, потерял все богатство и стал прокаженным, все равно благодарил Бога и вошел в библейскую историю как образец терпения и смирения. Вот так, как многострадальный Иов, нам и надо благодарить Бога и радоваться, и не обращать внимания на всех, живущих с нами. Как надо поступать? Наступает утро, сказать: «Господи, помоги все перенести! Господи, благодарю Тебя, что Ты меня поставил в эти рамки! Помоги с Твоей помощью все перенести!» И когда будете так говорить — дьявол отойдет от ближних. Если при этом еще будете просить у близких прощение, то помните, что бесы не любят слова «прости», ни тут же улетучиваются. Так и спасаемся — через смирение, по слову псалмопевца: «смирихся и спасе мя Господь» [Пс.114,15].

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Даже в день Святой Троицы никуда не денешься от скорбей.

Архмандрит Амвросий (Юрасов):

-Вчера, когда шла вечерня, все встали на колени и священнослужители читали молитвы, в это время Дух Святой сходил на тех людей, которые жаждали этого. Хотя мы и не видим огненных языков, но люди чувствуют, что становятся другими. Допустим, человек много обманывал, а теперь перестал. Кто-то раздражался, а сейчас начал следить за собой. То есть, при работе над собой мы постепенно искореняем грехи. Это и есть действие Духа Святаго. И, конечно, тем людям, которые в молитве пребывают день и ночь, терпят все и всех, Господь посылает Духа Святого, и человеку становится радостно. Как-то мне одна женщина сказала: «Я настроила себя так, меня человек ругает — а мне радостно». Потому что только Дух Святой может давать радость. У многих людей есть материальные богатства, но нет душевного мира, и вот ту радость, которую нам посылает Дух Святой, не купишь нигде: ни заграницей, ни на базаре, ни в магазине, только Господь дает ее через покаяние, через святое Причащение. Если сверху посмотреть на купол, он как капля благодати нисходящая на храм, на всех молящихся там людей. А если человек не бывает в храме, на него не сходит Дух Святой. И этот человек лишается душевного утешения.

Если кто из вас, дорогие братья и сестры, желает избавиться от уныния, от отчаяния, от тоски, это просто сделать: набраться решимости, прийти в храм и покаяться в грехах. Когда мы покаемся в грехах, выкинем ту грязь, которую мы носили в душе, выскажем все и дадим обещание Господу, что больше не будем грешить, то Господь в этом момент через священника прощает нам грехи и человек уходит с исповеди с облегченной душой. Ведь многие хотели бы избавиться от своих страстей, а не знают как. Так вот единственный выход – это покаяться во всех грехах. Прийти в церковь, все рассказать священнику, через священника Сам Господь принимает эту исповедь и прощает нам грехи .

Телефонный звонок:

-Дается ли дар Святого Духа каждому православному или избирательно, исключительно?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Знаете, все люди планете дышат воздухом, ведь без воздуха человек не может жить и быстро умрет. Душа без благодати, как без воздуха. Если хочется получить благодать, надо очистить душу от грязи, и когда мы очистим душу от грязи, то тогда можно получить дары Духа Святаго. Вот, например, мы пришли к пчеловоду с грязной банкой, которая стояла немытой 30 лет и попросили наполнить ее медом, на что пчеловод нам, конечно, скажет: «В ней много пыли и грязи. Вымой ее сперва». И когда ни одного грязного пятнышка не будет, то тогда можно будет и мед налить. В Псалмах мы читаем, что «слово Божие слаще меда и капель сота» [Пс.18,11].

Мы видим, что Дух Святой входит только в чистую душу. Когда человек трудится в поте лица над собой, Господь дает ему утешение.

Многие люди думают, что когда согрешают, то при этом что-то получают. Но ведь мы знаем, что по-гречески слово «грех» означает «промах». То есть человек думает, что сейчас получит радость, а оказывается, что вместо этого он теряет благодать, так как в него входит злая сила и он становится неуправляемым, не контролирует свои поступки и слова.

Господь и рад был бы дать такому человеку благодать, но он не сможет ее вынести. Представьте себе: мы душой вышли в духовный мир, но не подготовлены к этому- подобно человеку, который с больными глазами выходит на яркий свет, к солнцу. Он этого вынести не может и стремится в темноту. А рай в миллиарды раз светлее солнца, и человек неочищенный его тоже вынести не может. Так и мы, когда живем нечисто и не работаем над собой, просто на просто не сможем поместиться в раю.

Телефонный звонок:

-Давно, когда только я приходил к вере, я познал, что такое любовь. А сейчас мне кажется, что любви нет. Я не вижу любви среди людей и в церкви. Вот скажите, мы все молимся и когда причащаемся, чувствуем любовь к Богу, Его милосердие к себе лично. Но любовь к ближним не чувствуешь. Например, был случай, меня пригласили отпраздновать Троицу. Я пошел туда по примеру агапы, ради любви к ближнему. И вы знаете, мне вспомнилась та любовь, которую я испытывал в начале своего пути в Церкви. Но неужели для этого обязательно нужно вино и стол? И как раньше проходили эти агапы? Может быть, вы что-то подскажете? Как с этим обстоит дело у вас, у монахов? Встречали ли вы такую любовь?

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Мы только что видели пример этой любви, когда пару дней назад были на Афоне. Там у нас произошла неожиданная встреча со старцем Ефремом и вот там мы видели эту любовь. А еще монашеская любовь действительно выражается за трапезой, когда все братья сидят за единым столом и едят одно и то же. А в конце, когда выходят из трапезы, то игумен всех благословляет, а келарь просит у всех прощения. Все это происходит по примеру агапы, когда христиане первых веков собирались за общей трапезой, называемой «вечерей любви», в воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Поначалу Господь дает вкусить любовь, а потом она отходит, и человек должен ее заработать своими трудами. Вот, допустим, родился ребенок, родители его кормят, моют, одевают, а когда он немножко укрепится, они его ставят на ножки и поддерживают. И хотя он стоит еще нетвердо, но держится, ему радостно, а когда малыш немножко научится ходить, то родители отпускают его, он хоть и падает, но встает. Так ребенок начинает ходить, а потом бегать. Бывает, что малыш и нос разобьет или колено. Это будет происходить до тех пор, пока ребенок не научится. Если же постоянно носить его на руках, то он станет инвалидом. Так и Господь — наш Отец, а мы — Его дети, если Он будет постоянно давать нам благодать, любовь, то мы не будем этого ценить. Надо самим трудиться, проявлять ее и не ждать любви от ближних.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

— Батюшка, однажды я, по Вашему благословению, готовился к проповеди и тема, как раз, была о любви. Я обнаружил интересную вещь. Святые отцы говорили про любовь так: мирская любовь мужчины к женщине вспыхивает следующим образом: юноша увидел девушку, и у них вспыхнула взаимная любовь. Но эта любовь способна как вспыхнуть, так и погаснуть. Это мирская любовь. Любовь христианская, божественная, совершенно другая, она другой природы и механизм ее возникновения иной. Это подвиг. Такую любовь нужно в себе взращивать. Каким образом? Христос об этом говорит: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» [Ин.13,35] и «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» [Ин.14, 15]. Мы празднуем День Святой Троицы и знаем, что общение между Лицами Святой Троицы — есть любовь. Совершенная, Божественная любовь — это общение между Лицами Святой Троицы. Интересно, в чем же выражается эта любовь? — В готовности каждого из Лиц Святой Троицы послужить и быть в послушании другим двум Лицам Святой Троицы. Послушание — это единственное, в чем может выражаться христианская любовь. Поэтому когда мы не видим любви в других — это естественно. Ведь она не там. Она не в других, а в самом тебе. Либо она есть, либо ее нет. Но ее можно выработать у себя исполнением заповедей Христовых.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Апостол Павел говорит, обращаясь к коринфянам: «Я вас всех вмещаю в свое сердце» [2 Кор. 6, 12]. Среди этих людей были блудники и пьяницы, и разбойники, а он всех вмещал в свое сердце, то есть достиг сердца Христова. Так и Господь нас всех вмещает, всех нас любит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

— Спрашивают, что такое Предание? Это не что иное, как жизнь Духа Святого в Церкви. Вы часто в проповедях приводите пример, что Церковь — это Тело Христово, Глава которой Христос, а мы все — клеточки в этом Богочеловеческом организме. У каждой есть свое место, своя функция, свое назначение, но в любом организме есть кровь, которая течет и снабжает все тело питательными веществами. В Церкви Христовой этой кровью является Дух Святой, а именно жизнь Духа Святого в Церкви. Это кровь Церкви, которая питает каждого человека, присоединенного к Телу Христову. Расскажите нам, батюшка: как стяжать Духа Святаго? Потому что только Им мы дышим, творим, принимаем очищение, исцеление.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

— Стяжать Духа Святаго можно только через покаяние, когда человек исповедовался во всех грехах, чтобы ничего не оставалось на душе. Этого можно достигнуть, когда человек достойно причащается, принимает в себя Живого Христа и постоянно пребывает в молитве и добрых делах. Христос учит нас в 25 главе Евангелия от Матфея, что надо накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больницы и темницы. Надо совершать эти добрые дела и все это делать ради Христа и для Христа, с любовью и смирением. Я страшно не люблю, когда человек обижается. Это такая зараза сидит в человеке, наверное, с копытами, рогами и хвостом. Человек любит обижаться, а этого делать нельзя, обида — болезнь души. Гнев и обман — это тоже болезнь души. Когда мы от этого избавимся, тогда у человека на душе станет легко и хорошо. Если человек где-то немного согрешил и покается в этом, станет просить Господа о прощении, то тогда на душе у него будет радостно и здесь, на земле, и там, при переходе в тот мир.

Телефонный звонок:

-Что такое хула на Святаго Духа?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

-Допустим, больной человек пошел в церковь, покаялся во всех грехах, причастился и получил исцеление. Он знает, что его исцелил Бог, а потом этот же человек идет против Бога, против Духа Святаго. Вот это и есть хула.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Хула на Духа Святаго – это грех сознательного Богоборчества, когда человек знает, что Бог есть, понимает, что Он действует в мире и все, что Он делает, есть абсолютно от Бога, и при всем этом человек сознательно идет против Бога, вот это и есть хула на Духа Святаго. Этот грех не прощается ни в этом веке, ни в будущем. Почему? Потому что со смертью человек теряет способность изменяться. В нем фиксируется то, что он стяжал в земной жизни. И не только фиксируется, но и начинает развиваться. И эта хула на Духа Святаго, когда человек своею жизнью хулит Бога, никогда не простится. Это страшнейший грех.

Телефонный звонок:

-Кто изображен под аркой на иконе Сошествия Святаго Духа? Я всегда считала, что это Богородица. Сегодня я присмотрелась и увидела, что там изображена бородка. Кто же там изображен?

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-На иконе Сошествия Святаго Духа на Апостолов действительно изображена в центре Матерь Божия, а вокруг Нее Апостолы и на всех на них сходит Дух Святой. Кого вы в арке видели — трудно сказать, но Матерь Божия там есть точно.

Телефонный звонок:

— О Святой Троице ничего не сказано в «Символе веры», говорится об Отце, Сыне и Святом Духе. Когда появилось учение о Святой Троице?

Иеродиакон Елеазар (Титов):

-Знаете, говорить, что в «Символе веры» ничего не сказано о Святой Троице — все равно, что смотреть на лес и говорить, что там деревьев много, а леса не видно. Смысл «Символа веры» и есть открытие Святой Троицы. Вначале нам открывается Бог Отец, потом говорится о том, как рождается и воплощается Бог Сын и Дух Святой исходит через Него. Термин «Святая Троица» появляется позже. Это уже развитие христианской Богословской терминологии.
Радонеж

О прощении без покаяния

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?

Есть в современной массовой культуре такое забавное явление — фанфик. Это литературный жанр, в котором поклонники какого-либо литературного произведения сочиняют по его мотивам собственные продолжения полюбившихся им историй. Жанр этот, прямо скажем, «на любителя», но есть там один очень правильный принцип: по своим характеристикам герои фанфика должны в точности соответствовать героям исходного произведения или историческим прототипам. Нарушение этого правила именуется в жанре англоязычной аббревиатурой ООС — Out Of Character, что можно перевести на русский как «выпадение из характера». Самый наглядный пример подобного «выпадения» описал когда-то английский писатель Г. К. Честертон: «…Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнелла, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю».

Таким образом, ООС — это действие, которое герой не может совершить никогда и ни при каких обстоятельствах, иначе он просто перестанет быть самим собой.

И когда заходит речь о том, что Бог христиан не желает простить похулившего Его человека, даже если тот покается, это выглядит как типичный пример Out Of Character в неудачном фанфике, потому что такое представление о Боге полностью противоречит евангельскому повествованию. Христос — воплотившийся Бог, Своей земной жизнью дал миру всю доступную человеческому восприятию полноту представлений о Божественных свойствах. Перечислять их пришлось бы довольно долго, но с полной уверенностью можно утверждать, что нет среди них безжалостной мстительности и отвержения грешников, просящих о милости. Даже Иуду в самый момент предательства Христос называет Своим другом. Так неужели же такой Бог может не простить покаявшегося хулителя?

Ответ снова находим у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Даже в отношениях между людьми мы видим тот же принцип: если маленький внук сгоряча назвал бабушку «дурой», а после пришел к ней просить прощения — разве она прогонит его от себя, гордо поджав губы? Для Бога любой хулитель подобен такому же несмышленышу, который и сам не понимает толком — что он делает. А любит Он каждого человека неизмеримо более сильно, чем самая добрая бабушка любит своих внуков.

Что же касается хулы на человеческую природу Христа, тут святые отцы говорят совсем уж удивительные вещи. Оказывается, самые грубые оскорбления подобного рода Христос прощает Своим хулителям даже без покаяния с их стороны!

Вот что пишет святитель Феофилакт Болгарский, объясняя слова Спасителя: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком».

«…Но когда эти люди видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»

Практические соображения

Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.

Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.

Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.

В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).

Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог. А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.

…Убить и Лазаря

Слова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22—24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом — хулой на Духа.

С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.

Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более — не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо — на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус — тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому — воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним — и Лазаря….

Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.

Дух Святой — это тот, кто может помочь

В плане духовного состояния в церкви есть три вида христиан:

  1. Горят, пламееют Духом Святым: славят Господа, жизнью, трудом своим ради Него.
  2. Горят, но не так, как вначале: видна усталость, некая холодность, но человек, ещё «живёт» и трудится.
  3. Едва горят, почти тлеют: если есть духовная жизнь, то едва-едва…

Но для всех нас, детей Божьих, есть спасительная благодать — дар Духа Святого. Для тех, кто в силе: благодарите Господа за это! Для тех кто ослаб: просите помощи у Господа, ведь у Него сила! Те, кто понимает, что жизнь его в Боге «умирает» — исповедуйтесь перед Ним, пусть Он откроет вам глаза на то, в чём именно смог вас уловить сатана, покайтесь в этом, оставьте этот грех — и Дух Святой вас обновит, зажжёт новым огнём! У Господа много благодати, Он хочет помочь нам, но труд исповедания и исполнения Духом Святым за нас никто не совершит, в этом наша ответственность перед Господом (см. Луки 11:9-13).

Исполнение Духом Святым — это заповедь Божья, и Дух Святой — это знак Его великой благодати и милости к нам, знак Его бесценной, всепоглощающей любви, отдавшей за нас жизнь на Кресте.

Что есть истина?

Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое — истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно. Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда — уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.

Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.

Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? — Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение — непрощение ни в сей век, ни в будущий».

И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как — прямой (в противоположность лукавому — изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и — очистить, выпрямить, а самое главное — восстановить утраченную целостность, то есть — исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.

Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.

Специфические особенности в тексте и их контекст

Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.

Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:

«И потому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены, но хула на Святого Духа не будет прощена. Тот, кто скажет против Сына Человеческого, может быть прощён, тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в грядущем». (Матфея 12:31-32)

Отметим ключевые моменты здесь:

  • Все другие богохульства могли проститься.
  • Хула против Духа Святого — нет.
  • Выступление против Иисуса могло проститься.
  • Выступление против Духа — нет.
  • Никакое такое прощение не было бы дано, ни в этом веке, ни в грядущем.

«Истинно говорю вам: сынам человеческим будут прощены любые грехи и любое богохульство; но кто хулит Святого Духа, тот никогда не будет прощён, но будет повинен в вечном грехе». Иисус Христос сказал это, потому что люди говорили: «В Него вселился нечистый дух». (Евангелие от Марка 3:28-30)

Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:

  • Все другие богохульства могли быть прощены.
  • Богохульство против Духа Святого не простится.
  • Это богохульство составило вечный грех.
  • Предупреждение Иисуса было сказано на основании того, что они говорили: “У Него есть злой дух.”

Наконец, от Луки 12:8-10

«Я говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, Я, Сын Человеческий, признаю перед ангелами Божьими. Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Я отвергну перед ангелами Божьими. И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но, хулящий Святого Духа, прощён не будет. (Евангелие от Луки 12:8-10)

  • Это было связано с подтверждением или отрицанием Иисуса перед людьми.
  • Произношение слов против Иисуса могло быть прощено; богохульство Духа не простится.

Когда истина не радует

Трудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и — как мы живем на самом деле. И тогда — через совесть, через разум, через душевную боль — мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье — мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.

Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» — не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]