По легендам, в незапамятные времена Земля сотрясалась от грандиозных битв — это скандинавские боги свергали древних чудовищ, орудуя громовыми молотами и сверкающими перунами.
Затерянные в непроходимых джунглях племена наблюдали сходящих с космических кораблей пришельцев.
А древние гречанки должны были зорко следить за мужчинами и зверями, требующими их внимания, ведь в смертного мог обратиться похотливый Зевс.
Немало чудес сохранили предания. И понятно, почему то или иное существо пользовалось почитанием: оно могущественно и не похоже на нас.
Но 2000 лет назад на земле родился человек, провёдший яркую, но скромную жизнь. Он умер, а память о нём сохранилась в нескольких десятках источников, большинство из которых сегодня считают подделкой.
Имя этого человека — Иисус Христос. Так почему христианство считает Его Богом? И разве не Бог-Отец — есть Вседержитель нашего мира? Что за понятие такое — Бог и человек в одном лице? Давайте внесём ясность.
Бог-Отец имеет много имён, Он создал мир и на ступень выше всех во Вселенной.
Начнём с Бога-отца. Православие называет Его Господь, Бог, но имён у Бога будто бы и нет. Это последствия синодального перевода. В действительности, из еврейского текста мы знаем, как Его приблизительно звали.
«Приблизительно» — потому что в тех рукописях не использовались гласные, а как правильно читался обозначающий Бога набор букв, уже никто не знает. Эту тайну слишком рьяно хранили ветхозаветные левиты. Оригинальные буквы выглядят следующим образом:
Тетраграмматон — тайное имя Бога-Отца на иврите
Называется эта надпись — тетраграмматон. Как же это читалось? Есть две популярные версии.
Версия 1. Яхве. Наиболее распространённый вариант прочтения. В православной версии библии все места, где Бог назван по имени, изменены. Вместо имени пишется «Господь», что искажает смысл оригинального текста и вызывает критику у противников синодального перевода.
Версия 2. Иегова. Используя те же согласные звуки, можно получить и «Иегова». Все мы слышали это имя в связи со скандальной сектой Свидетелей Иеговы. Но ошибка — связывать его исключительно с нею.
Слово древнее и священное. Однако Архиепископ Феофан в магистерской диссертации пришёл к выводу, что Иегова — всё же ошибочное прочтение. Вариант Яхве — ближе к тому, как обращался к Богу пророк Моисей.
Также Бога-Отца именуют:
Адонай — слово, заменяющее имя Яхве, которое нельзя было говорить всуе. Применялось для молитв. Русский аналог — «Господь».
Саваоф — это титул, дополнение к имени Яхве. Примерный перевод — «войска», «воинства». То есть, говоря «Господь Саваоф», мы произносим «Бог воинств». Так мы указываем на могущество Бога. Слово присутствует в синодальном переводе.
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».
(Мал. 2:7)
Элохим — означает «Бог», но написанное во мужественном числе (ед. — «Эль»). Это знак уважения. Примерно так же мы обращаемся друг к другу на Вы, хотя перед нами один человек. В синодальном переводе заменено на «Бог» и «Господь».
Господь — сродни к «господин» или «государь», указывает на высшее положение над другими. Ошибочно называется именем Бога.
В действительности Господом также называют, например, и индуистских богов: «Господь Шива», «Господь Кришна» и т.д. Так что это не имя, а скорее статус.
Во всех случаях речь о Боге-Отце. Кто же он такой? Это тот, кто весь Ветхий Завет (да и Новый тоже) называется Богом. Это демиург, то есть Творец, создавший наш мир за семь дней.
Он — источник всего, верховная личность в христианском, иудаистском и даже мусульманском мировоззрении. Это, опуская прочие богословские разногласия.
Позиция Бога-Отца значительно выделяется в мире древних божеств, так как Он — Единый Бог, символ монотеистической религии. Представить рядом с Богом-Отцом ещё одно божество невозможно в большинстве христианских ветвей.
Бог — это роль, которую способна играть лишь одна, верховная сущность.
Прочие — на ступеньку ниже. А то и не на одну. Даже противник Бога — сатана, и тот недостаточно силён, чтобы оказать Господу достаточное противодействие.
Как выглядит Бог-Отец неизвестно. Библия говорит, что Он сотворил человека по своему образу и подобию, поэтому распространены изображения в виде седобородого старца. Таков Он на иконах Троицы.
Бога-Отца изображают седобородым старцем
Святой Дух — присутствие Бога в мире смертных
Теперь поговорим про Святой Дух. Русский язык чуть искажает это понятие. У нас духами принято называть бесплотные сущности вроде привидений. Здесь же Дух — всепроникающая энергия. Так мы говорим, например, про воинский дух. Но у Святого Духа есть ещё и личность, так что это не просто настроение. Это проявление Бога, Его часть.
В христианстве о Святом Духе говорят неоднозначно. А иудеи вообще считают Его качеством или проявлением Бога. Но православие верит, что Святой Дух — это такой же Бог, истинный. Его задача — входить в сердца людей, освещать земное и делать его одухотворённым, святым, исполненным Божественного.
Примечательно, что на иврите Святой Дух — женского рода. Наш перевод это не передаёт. Евангелие от Иоанна описывает облик Святого Духа:
«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём».
(Е. 1:32)
Этот эпизод мы можем наблюдать на изображениях, посвящённых крещению Иисуса.
При крещении Иисуса люди видели две ипостаси Бога: Христа и Святого Духа
А в Деяниях святых апостолов Святой Дух выглядит как языки пламени:
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
(Д.А. 2:3)
Собственно, иначе и быть не могло. Дух не имеет постоянной физической формы.
Центральный спор
Фото: Flickr.com
Этот вопрос волнует верующих на протяжении многих веков. Современные богословы отмечают, что отождествление Иисуса Христа с Богом касается одной из краеугольных истин православной веры.
Данный вопрос часто занимал центральное место в спорах последователей христианства с представителями различных еретических течений. Одно из самых упорных подобных противостояний приходится на IV век, когда велась борьба с арианами. Тогда основы православной церкви удалось отстоять, благодаря ряду видных деятелей христианства того времени – Николаю Чудотворцу, Василию Великому, Спиридону Тримифунтскому, Иоанну Златоусту.
В настоящее время подобные сомнения преимущественно исходят от представителей сектантских учений. В основе этого сомнения заключаются основополагающие ошибки, касающиеся искренности веры человека. В их числе центральное место занимает неспособность принять и осознать религиозное учение о Святой Троице. Отсюда идут многие другие популярные заблуждения.
Все это приводит к буквализму. Это считается особенно опасным, так как изначально ложное и ошибочное суждение прикрывается авторитетом, который принадлежит Новому Завету. Сущность буквализма элементарна: человек стремится подбирать только те выражения и слова, которые соответствуют его представлениям, подтверждают выдвигаемые им доводы.
В современном мире достаточно много примеров такого буквализма. Например, в православии много икон, хотя из Нового Завета приводят цитату «не делай изображений», священники благословляют воинов на бой, хотя одна из заповедей гласит «Не убий».
Отрицание Божества Иисуса – один из классических примеров буквализма. Сторонники этой версии приводят в доказательство своих слов несколько цитат, в которых Иисус Христос говорит о своем Отце как о Боге:
«Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.29:17)
Иисуса Христа считают человеком, пророком, архангелом, выдумкой и Богом
Иисус Христос — центральная фигура в библии. Даже Ветхий Завет, который повествует о событиях до рождения Спасителя, всё равно акцентирует внимание на Его пришествии.
Множество пророчеств и указаний подогревают многовековое ожидание иудеев. Чувствуется, что вот-вот придёт Мессия, который навсегда изменит мир.
4
столько евангелий написано о жизни Иисуса
В Новом Завете об Иисусе Христе на земле сказано не так уж и много. Всего четыре Евангелия свидетельствуют о Его жизни. Это даёт почву для домыслов и спекуляций.
А потому и оценка личности Христа довольно неоднозначна. Православие видит в нём Сына Божьего — ещё одну ипостась Троицы, равную по силе и значимости остальным. Но с этим согласны далеко не все. Есть иные трактовки событий Евангелия:
Утверждение первое. Иисус был человеком. Иисус при земной жизни в тексте библии ни разу не называет себя Богом. Иисус говорит
«Я и Отец — одно».
(Е.И. 10:30)
Это, как полагают некоторые исследователи, может быть просто философской идеей. Хотя апостол Фома обратился к Иисусу «Господь мой и Бог мой!», тот никак не комментирует эту фразу, оставляя её на совести ученика.
Христос упоминает себя как Сына Божьего, но в некотором смысле все мы дети Божьи.
Утверждение второе. Иисус был пророком. Ислам не рассматривает Христа как Бога, но считает Его одним из величайших пророков Аллаха.
Также Коран отрицает распятие Иисуса. В исламе Иисус Христос — особо почитаемый пророк, известный как Иса ибн Марьям аль-Масих.
Утверждение третье. Иисус был архангелом Михаилом. Этой идеи придерживаются Свидетели Иеговы, опираясь на стих
«Потому что сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с Божьей трубой».
(Фесс. 4:16)
Утверждение четвертое. Иисуса не существовало.Эта идея базируется на малом количестве письменных источников о жизни Христа. Важно понимать, что в своё время Он терялся среди других странствующих проповедников.
Историкам до них не было никакого дела. И всё же есть ряд свидетельств (Иосиф Флавий, Тацит, апокрифы).
Спорить с каждым утверждением сейчас не станем. В следующем разделе изложим православную и самую популярную в христианстве (и в мире) точку зрения.
Почему Иисус Бог – индийская философия
Понимание этого мирового закона, Логоса, Дао, Слова, было открыто не только грекам, евреям и китайцам, но и Индийцам. Везде были мудрые люди, которые хотели познать суть бытия. и доходили в своих размышлениях до истины и прикасались к ней.
Вследствие причин существует мир, вследствие причин бывают все вещи и все существа зависят от причин и ограничены ими. Они стабильны как вращающееся колесо повозки — стержнем своей оси.
Буддизм. Сутта Нипата 654
Есть в индии народ прозываемый Сикхами. И там дошли до понимания причины вещей. Божественный закон сикхизма. Божественный Закон проявляется через все, Но сам не выразим. Божественным Законом создано все, Законом возносится великое. Божественным Законом различаются благородство и бесчестие, Законом все вещи приводятся к блаженству или несчастью,
В древнеиндийской ведической философии Рита ( само слово родственной нашему слову речь, риторика, что отражает понимание СЛОВА как в библии) – универсальный важнейший космический закон, благодаря которому происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая Космос, человека, нравственность. Рита – это истина в самом широком смысле этого слова, даже боги и их деяния, движение Солнца, погода на Земле и космические законы – это не более чем проявления Риты, не видимой для простых смертных людей («Закон сокрыт законом»). Известны людям законы Рита, которые говорят о целомудрии и нравственном поведении. Друзья, этими истории я хотел бы передать вам ощущение мирового закона, космического начала и порядка, которое огромно, велико и удивительно. Чтобы вы задумались о том, как так получается что в разных углах планеты, люди доходят до одного понимания.
В православии Иисус Христос — и Бог, и человек
Так Иисус человек или Бог? IV Вселенский собор отвечает на этот вопрос иначе — Он богочеловек:
IV Вселенский собор. Рассуждения о происхождении Иисуса
«Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын,
один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же,
состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству»
Только в форме богочеловека Иисус, согласно православному учению, мог искупить грех человечества. Иисус — Сын Бога, потому что одной природы с Ним.
Но почему мы говорим, что Иисус Бог и сын Бога? Где в библии говорится, что это так? И нет ли тут противоречия? Разве не может быть или Бог, или Сын Божий?
С православной точки зрения Иисус есть Бог, Сын и человек — всё сразу. То, что Иисус Сын Божий — это указание на Божественную природу, одно естество с Богом-Отцом. По тому же принципу Иуда в библии назван сыном погибели.
Она его не рожала, но он считается носителем этого пагубного явления. Так что Святое Писание даёт фундамент божественности Христа.
Иисус — это существо двойной природы.
Он не сын Бога в простом понимании, ибо не может быть сотворён. Он так же естественно и неразрывно дополняет Бога-Отца, как свет — Солнце. Как говорит библия, Слово было у Бога, и слово это, как мы знаем, — Христос.
Триединство Бога-Отца, Сына и Святого Духа — сложная христианская концепция. Но если мы скажем, что Солнце — это газ, свет и тепло, то примерно сможем представить, как в православной традиции представляется Триединый Бог.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
^ I. Тексты Библии, подтверждающие, что Иисус Христос есть истинный Бог, равный Богу Отцу
Священное Писание называет Христа Сыном Божиим. Это означает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал человеком, до того, как был сотворен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно сказать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что элементарный здравый смысл нам говорит, что от рыбы рождается рыба, от птицы рождается птица, от человека рождается человек, а потому и от Бога рождается Бог и никто другой. Не может человек родить птицу, а рыба не может родить человека. Точно так же и Бог – Он рождает Бога, равного Самому Себе. Подобные отношения бывают и у людей: в обычной человеческой семье сын имеет точно такую же природу, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще младенец, однако потенциально сын является наследником имения своего отца, он имеет законные права на наследство, вступление во владение которым есть только вопрос времени .
Таким образом, даже и у людей, в условиях земного времени, сын по своему достоинству во всем равен отцу. Тем более такое равенство имеет место там, где рождается Сын Божий от Отца, – то есть в вечности. Ибо в вечности нет времени, нет изменения возраста, и потому Христос, рождающийся от Отца предвечно, то есть до того, как пошло земное время, всегда равен Отцу и во всем имеет равное с Ним достоинство . И нужно сказать, что именно так и поняли иудеи проповедь Христа о том, что Он является Сыном Небесного Отца. В Евангелии от Иоанна читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу»
(Ин.5:18).
Итак, из того, что Христос есть Сын Божий, непреложно следует, что Он есть истинный Бог, равный Отцу. Напрасно возражают некоторые, что сынами Божиими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии восклицали от радости…»
(Иов.38:7);
«Я сказал: вы –боги, и сыны Всевышнего
–
все вы; но вы умрете, как человеки…»
(Пс.81:6),
«…верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими»
(Ин.1:12) и мн. др. Однако во всех этих случаях речь идет совсем о другом – об усыновлении Богу по Благодати, а не о природном сыновстве, не о равенстве по сущности. Да, Ангелы и праведные люди могут быть названы сынами Божиими, и даже богами, но не в собственном смысле этого слова, а лишь по причастию и приближению своему к Богу, по усыновлению, по Благодати. Применительно же ко Христу выражение «Сын Божий» употреблено в собственном смысле этого слова – то есть Он является Сыном Божиим, одинаковым с Отцом по общей Божественной природе, по единой Божественной сущности. Откуда это видно? Это видно из того, что Христос назван в Библии Единородным:
«… неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»
(Ин.3:18)
4
. Слово «единородный сын» (греч. ο μονογενής υιός) применительно к людям означает «единственный сын» и употребляется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выражение «
Единородный Сын Божий»
означает, что у Бога Отца есть только один Сын в собственном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, воплотился и стал Человеком – Иисусом Христом. Вот почему в Библии ни к каким Ангелам, ни к каким праведникам – там, где их именуют сынами Божиими – термин «единородный» никогда не прилагается. Христос есть Сын Божий в сущностно и принципиально другом смысле этого слова, чем Ангелы и праведники. Об этом говорит апостол Павел:
«…кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»?
(Евр.1:5)
Далее, о предвечном рождении Христа у пророка Давида сказано: «…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое»
(Пс.109:3). Ни о каких Ангелах, ни о людях Библия так никогда не говорит. Ангелы и люди были сотворены из ничего, а Сын Божий рождается «из чрева» Отца. Выражение «из чрева» (евр. מרחם) означает «из груди», «из сердца», «из внутренней сущности», – подобно тому, как у людей мать рождает младенца. Младенец, как уже говорилось, является законным наследником матери и по своей сущности и достоинству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рождаясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Божественную природу и равное Божественное достоинство .
Библия и во многих других местах полностью подтверждает рождение Сына Божия из самой сущности Отца и полное единство и равенство Сына и Отца. Вот, например, слова Самого Христа, Который о Своих отношениях с Отцом говорит: «Я и Отец – одно»
(Ин.10:30), то есть одно существо, одна природа, одно Божество. И в другом месте Он говорит:
«Видевший Меня видел Отца»
(Ин.14:9). Также и апостол Павел свидетельствует о Христе, что
«В Нем обитает вся полнота Божества телесно»
(Кол.2:9). Кто из творений Божиих может сказать о себе, что в нем обитает вся полнота Божества? Никто. Даже самые высшие Архангелы – Михаил, Гавриил и другие не могут о себе так сказать. Они, конечно, причастны к Богу, близки к Нему, но всю полноту Божества они вместить не могут. Ничто сотворенное не может вместить и понести всю полноту Божества. Вся полнота Божества может пребывать только в Истинном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пребывает, то это может означать только одно: Христос есть Истинный Бог.
А вот известный всем первый стих Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть»
(Ин.1:1). Сказано совершенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Создатель, Сотворивший небо и землю, как об этом повествуют (очень, кстати, созвучные рассматриваемым Евангельским словам) первые строки Библии:
«В начале сотворил Бог небо и землю»
(Быт.1:1).
Евангелист Иоанн говорит о Слове, что Оно было «в начале»
. В книгах Священного Писания выражение «в начале» часто указывает на начало бытия мира . В таком именно смысле оно употребляется, несомненно, и здесь. И отсюда следует, что в начале, когда Бог начал творить все, – в этом самом «начале», Слово
уже было
. Один толкователь Библии, комментируя это место, говорит: «Слова евангелиста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начинал устрояться мир, то есть Слово было до устроения мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде времени, ибо начало мира есть вместе и начало времени, прежде сложения мира не было времени; а бывшее прежде времени было от вечности, следовательно, бытие Слова – вечное, безначальное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; следовательно, бытие Слова в полном смысле вечное – безначальное и бесконечное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Божественном бытии свидетельствует Сам Христос, когда, например, говорит следующее: «
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»
(Ин.17:5).
Некоторые, однако, утверждают, что слово «Бог» употреблено у евангелиста Иоанна (Ин.1:1) не в собственном смысле этого слова, что есть один только истинный Бог – это Бог Отец, тогда как воплотившийся и ставший Христом Бог Слово не является равным Ему Богом. Для доказательства этого они ссылаются обычно на те места Библии, где о Христе говорится как будто бы как о Существе, подчиненном Богу Отцу. Так, например, они приводят текст Евангелия, где Христос говорит: «Отец Мой более Меня»
(Ин.14:28). Также они указывают и на слова апостола Павла:
«Всякому мужу глава Христос, жене глава –муж, а Христу глава – Бог»
(1Кор.11:3). Однако следует знать, что эти слова Священного Писания не только не опровергают, а, напротив, подтверждают Божественную природу Христа и Его полное равенство с Богом Отцом. Действительно, если мы вдумаемся в приведенные слова апостола, то на примере отношений мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бесспорно, и является главой жены, однако это отнюдь не означает, что жена, по сравнению с мужем, есть существо низшей природы. Жена по своей природе, по своему достоинству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем составляют одну природу, как об этом сказал Господь: «…
оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»
(Быт.2:24). Итак, рассуждаем: муж – это человек? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже человек? – Да. Следовательно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну природу, одно и то же человеческое достоинство. Но при всем при этом муж – глава жены. По аналогии с этим следует мыслить и об отношениях Христа с Небесным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Христос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом одинаковую Божественную природу и достоинство, Они с Отцом
едины
– (
«Я и Отец – одно»
Ин.10:30).
Далее: как жена, признавая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное человеческое достоинство с мужем) в некотором смысле сказать, что муж мой – больше, чем я, так и Христос приведенные выше слова: «Отец Мой более Меня»
(Ин.14:28), – говорит в подобном же смысле, и Его полное равенство Отцу этими словами отнюдь не отвергается.
Апостол Фома сказал Христу, явившемуся после Своего Воскресения: «Господь мой и Бог мой»
(Ин.20:28). Всем хорошо известно, до какой степени евреи были щепетильны и какую они имели ревность в вопросах славы Божией, – ведь они хорошо помнили, что Бог Иегова есть Бог ревнитель, Который сказал Своему народу:
«Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа
(Иеговы – евр. יהוה);
потому что имя Его –ревнитель; Он Бог ревнитель»
(Исх.34:14). И еще: «
Я Господь
(Иегова – евр. יהוה)
, это –Мое имя, и не дам славы Моей иному»
(Ис.42:8). Поэтому никогда бы апостол Фома не назвал Богом того, кто Им не является. И уж совершенно точно эти слова никогда бы не вошли в состав Священного Писания, если бы те, кто написал Новый Завет, то есть апостолы, не знали с последней степенью достоверности, что Христос есть истинный Бог, в Божественном Своем достоинстве равный Богу Иегове.
Точно так же и святой евангелист Матфей никогда бы не поставил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»
(Мф.28:19), – если бы Сын не имел равного с Отцом Божественного достоинства.
Далее: апостол Павел, перечисляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь»
(2Кор.13:13) , – разве написал бы так апостол Павел, бывший, по его собственным словам,
«неумеренным ревнителем отеческих преданий»
(Гал.1:14), ревнителем славы Божией – разве написал бы он так, если бы Христос и Святой Дух не имели бы равного Отцу Божественного достоинства? Конечно, никогда бы не написал.
Также никогда бы не сказал старший из апостолов, святой Петр, об имени Иисус,
– что
«нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»
(Деян.4:12). Разве не знал Петр, что дано было через великого пророка Моисея евреям страшное и священнейшее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он пророческие слова о том, что спасается тот, кто призывает имя Иеговы? Ибо сказано у пророка Иоиля:
«всякий, кто призовет имя Господне
(евр. יהוה)
, спасется»
(Иоил.2:32)? Разве не знал он, что Сам Господь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки
(Исх.3:15)
? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заменить это великое имя Бога, о котором Давид сказал:
«Свято и страшно имя Его»
(Пс.110:9), – как он мог заменить его на другое имя –
Иисус
? Как он мог осмелиться, как он мог дерзнуть на это? Но святой Петр без всяких колебаний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страшное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, равного Иегове по единой общей Божественной природе. И Библия особо подчеркивает, что Петр говорит свои слова (о том, что нет другого имени, которым надлежало бы нам спастись),
«исполнившись Духа Святого»
(Деян.4:8), чтобы засвидетельствовать для всех, что это не придумано людьми, но является новым Откровением от Бога Истинного, данным миру для спасения мира.
По той же самой причине – ревности о славе Иеговы библейских писателей – никогда бы не называли они в своих писаниях Христа теми же именами, что и Иегову, если бы не имели совершенного знания о Его истинном Божественном достоинстве. А таких мест в Библии имеется много. Например, Иегова говорит о Себе через пророка Исаию: «Я первый и Я последний
, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6), а в Апокалипсисе Иоанна Богослова мы читаем о Христе: «…напиши: так говорит
Первый и Последний
, Который был мертв, и се, жив…» (Откр.2:8).
Иегова говорит о Себе: «Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня
» (Ис.43:11). А о Христе у апостола Павла сказано: «…ожидая блаженного упования и явления славы великого
Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
…» (Тит.2:13).
О Втором пришествии Христа говорится, что его откроет Господь Вседержитель – «…блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих
, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6:15–16). А о Христе в Апокалипсисе сказано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо
Он есть Господь господствующих и Царь царей
, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные…» (Откр.17:14).
Иеремия в известном мессианском пророчестве даже прямо называет Христа именем Иеговы: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь
(евр. יהוה)
оправдание наше!»
(Иер.23:6)
Кроме того, полноценное Божественное достоинство Иисуса Христа ясно видно из внимательного сопоставления многих параллельных мест Библии, где разными священными писателями повествуется об одних и тех же событиях Священной истории или об одних и тех же пророчествах. Вот, например, пророк Исаия говорит об одном из своих видений: «…глаза мои видели Царя, Господа
(евр. יהוה)
Саваофа»
(Ис.6:5). А святой евангелист Иоанн, описывая то же самое видение пророка, утверждает, что глаза Исаии видели Иисуса:
«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем»
(Ин.12:40–41). Зададим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и говорил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иеговой одну и ту же общую Божественную природу .
Есть много и других подобных мест в Библии. Приведем некоторые из них. В книге Деяний сказано, что Христа из мертвых воскресил Господь Бог: «СегоБог воскресил в третий день
, и дал Ему являться…» (Деян.10:40). А Иисус говорит о Своем Воскресении, что это Он Сам воскресил Себя: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей и
Я в три дня воздвигну его
» (Ин.2:19).
Повествуя о распятии Христа, евангелист Иоанн ссылается на пророка Захарию: «…воззрят на Того, Которого пронзили»
(Ин.19:37). Однако у Захарии, в еврейском оригинале (как и в греческом переводе Семидесяти, и в латинской Вульгате), читаем следующие слова Иеговы: «
והביטו אלי את אשר־דקרו
», что дословно означает «…и они воззрят
на Меня, Которого пронзили
…» (Зах.12:10). То есть речь здесь идет как бы о предании на смерть Самого Иеговы. И объяснить это можно только тем, что Божественная природа Христа и Божественная природа Иеговы есть одна и та же общая Их Божественная природа.
Святой пророк Давид говорит в псалме: «В начале Ты основал землю, и небеса
–дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты–тот же, и лета Твои не кончатся»
(Пс.101:26–27). Не подлежит никакому сомнению, что слова эти сказаны об Иегове, Создателе вселенной. Однако апостол Павел в Послании к евреям (Евр.1:8–12) утверждает, что Давид говорит здесь о Христе. И отсюда следует, что Христос является таким же Создателем вселенной, каким является Иегова Бог.
Еще пример: в Евангелии от Иоанна Христос говорит о Своих последователях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похитит их из руки Моей»
(Ин.10:28). И далее говорит:
«Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего»
(Ин.10:29). Отсюда видно, что похитить овец из руки Христа есть то же самое, что похитить их из руки Отца. Следовательно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Единого Бога, которой владеют в равной степени и Отец, и Сын. Именно так и объясняет это Сам Христос, продолжая речь:
«Я и Отец – одно»
(Ин.10:30). Под «рукой» же, согласно толкованию святых отцов Православной Церкви, здесь следует понимать силу и власть Божества. О том, почему и в каком смысле сказано об Отце, что Он
«больше всех»,
уже говорилось выше – в толковании на Ин.14:28 и 1Кор.11:3.
Итак, приведенные тексты Библии со всей очевидностью свидетельствуют об истинном Божестве Христа и о полном Его природном единстве и равенстве с Богом Отцом. Однако следует также сказать, что в Священном Писании имеется немало и других текстов, в которых говорится не о Божестве, а о человечестве Христа, о том, что Христос есть истинный Человек, что Он имеет общую с нами человеческую природу. И, конечно, на эти тексты очень любят ссылаться отрицатели равенства Христа с Богом Отцом. Поэтому скажем несколько слов о проблеме правильного понимания всех подобных мест, которых в Библии действительно имеется очень много. Укажем некоторые из них. Прежде всего, Сам Христос называл Себя многократно «Сыном Человеческим» или даже просто «Человеком». «Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину»
(Ин.8:40), – говорит Он иудеям. Нередко и апостолы называли Христа Человеком.
«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»
(1Тим.2:5), – словаапостола Павла. О человеческой природе Христа косвенно свидетельствуют также и те многочисленные тексты Писания, из которых видно, что Христу были присущи все качества земной человеческой природы. Например, Он уставал от пути и зноя (Ин.4:6), нуждался во сне, пище и питии (Мк.4:38; Ин.4:7; Мф.21:18), испытывал свойственные людям эмоции, например, радость и любовь (Ин.11:15; Мк.10:21), гнев и скорбь (Мк.3:5; Мк.14:34). Все это, конечно, неопровержимо свидетельствует о том, что Христос – это настоящий, реальный, земной Человек.
Но ведь об этом никакого спора и нет, христианское богословие никогда не отвергало полноценное земное человечество Христа. Отвергали его еретики (докеты, аполлинаристы и др.) Истинное же православное богословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек. Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно есть и истинный Бог. Христос имеет две природы – Божество и человечество, Он есть Богочеловек, то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полный совершенный Бог и полный совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Христос есть истинный и реальный Человек, следует ответить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только половина правды. Вторая же половина правды заключается в том, что Христос одновременно есть и Истинный Бог. В единой личности Христа соединились две природы – Божество и человечество, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа проявляла себя по-своему. «В каждом действии Христа, – говорит В. Лосский, – можно видеть два различных действования, так как Христос действует сообразно Своим двум природам, через обе Свои природы, – подобно тому, как раскаленный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая природа действует сообразно своим свойствам: рука Человека поднимает с одра девицу, Божество ее воскрешает; ноги Человека ступают по поверхности вод, Божество водную поверхность укрепляет. «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба», – говорит святой Иоанн Дамаскин». Итак, именно этим следует объяснить общеизвестный факт, что Священное Писание иногда говорит о Христе как о Боге, а иногда как о Человеке. Это библейское учение о Богочеловеке, о соединении в единой личности Христа двух природ является тем незыблемым краеугольным камнем христианского богословия, без которого христианства нет и быть не может.
Теперь, когда мы рассмотрели библейские свидетельства о Христе, Сыне Божием, обратимся снова к Священному Писанию и постараемся определить, что говорит оно нам о третьем Лице единого Бога Троицы – о Святом Духе.
Свидетельство с ссылкой на Авраама
После того, как Господь Иисус проявил милость к женщине, пойманной в прелюбодеянии и упрекнул тех, которые искали убить ее камнями, но не чувствовавших вину собственных многих грехов, Он говорил к ним и призвал верить в Него. Они выступили против со многими аргументами, которые не имели смысла. В конечном счете:
Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. (Иоан. 8:54-56)
Вот что последовало после утверждения Спасителя:
На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? (Иоан.8:57)
Будет внимательны к ответу Господа Иисуса:
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. (Иоан. 8:58)
Христос говорил, что прежде нежели был Авраам, Он есмь. Здесь, Он использует выражение «Я есмь», через которое Он представил Себя Богом Моисея, когда был поставлен вопрос о том, какое Его имя (Исход 3:14). И чтобы быть уверенными, что иудеи именно это и поняли, обращаю ваше внимание на том, как они отреагировали:
Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. (Иоан. 8:59)
Признаете ли вы, что их реакция является понятием того, что Иисус объявил Себя равным Богу? Вспомните случай при купальне в Вифезде.
Лично для меня свидетельством того, что Христос есть истинный Бог, является Его подвиг на Кресте
Но лично для меня не столько доказательством, сколько свидетельством того, что Христос есть истинный Бог, является Его подвиг на Кресте. Потому что обычный человек не в силах был бы вынести такого рода величайшее служение, которое совершил Христос во имя рода человеческого. Служение, которое выразилось в удивительных словах, обращенных к Отцу: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Через крестную жертву изменилась судьба рода человеческого, история пошла другим путем.
Всё это было немыслимо для античного сознания. Как это: Бог умирает, Бог отдает Себя в жертву, Бог страдает?
В земной жизни Господа было мало радостных дней, но кончилось все это светлым Воскресением
— Дорогие друзья, в эти радостные дни, счастливые дни Рождественского праздника хотелось бы пожелать и вам и всем нам прежде всего крепости в вере. Потому что именно эта крепость помогает преодолевать любые невзгоды, помогает радоваться нашим земным радостям и помогает не впадать ни в какие уныния, ни в какие скорби при всякого рода неприятностях, которые неизбежны на нашем пути. Рождество Христово напоминает нам о земной жизни Самого Господа, в которой было достаточно мало радостных дней, было много несправедливостей, было много горя, было предательство — самое страшное, наверное, из того, что может постичь человека. Но кончилось все это не страшной пыткой и казнью на Кресте, а светлым Воскресением. Так и для нас Рождество — это память не только о начале, но и о том, чем заканчивается жизнь христианина. Она заканчивается воскресением из мертвых, жизнью будущего века, новым рождением. И земное рождество влечет за собою рождество небесное. Всегда помнить об этом я бы и пожелал всем нам.
С Павлом Кузенковым беседовал Дмитрий Дементьев