Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа

По легендам, в незапамятные времена Земля сотрясалась от грандиозных битв — это скандинавские боги свергали древних чудовищ, орудуя громовыми молотами и сверкающими перунами.

Затерянные в непроходимых джунглях племена наблюдали сходящих с космических кораблей пришельцев.

А древние гречанки должны были зорко следить за мужчинами и зверями, требующими их внимания, ведь в смертного мог обратиться похотливый Зевс.

Немало чудес сохранили предания. И понятно, почему то или иное существо пользовалось почитанием: оно могущественно и не похоже на нас.

Но 2000 лет назад на земле родился человек, провёдший яркую, но скромную жизнь. Он умер, а память о нём сохранилась в нескольких десятках источников, большинство из которых сегодня считают подделкой.

Имя этого человека — Иисус Христос. Так почему христианство считает Его Богом? И разве не Бог-Отец — есть Вседержитель нашего мира? Что за понятие такое — Бог и человек в одном лице? Давайте внесём ясность.

Бог-Отец имеет много имён, Он создал мир и на ступень выше всех во Вселенной.

Начнём с Бога-отца. Православие называет Его Господь, Бог, но имён у Бога будто бы и нет. Это последствия синодального перевода. В действительности, из еврейского текста мы знаем, как Его приблизительно звали.

«Приблизительно» — потому что в тех рукописях не использовались гласные, а как правильно читался обозначающий Бога набор букв, уже никто не знает. Эту тайну слишком рьяно хранили ветхозаветные левиты. Оригинальные буквы выглядят следующим образом:


Тетраграмматон — тайное имя Бога-Отца на иврите

Называется эта надпись — тетраграмматон. Как же это читалось? Есть две популярные версии.

Версия 1. Яхве. Наиболее распространённый вариант прочтения. В православной версии библии все места, где Бог назван по имени, изменены. Вместо имени пишется «Господь», что искажает смысл оригинального текста и вызывает критику у противников синодального перевода.

Версия 2. Иегова. Используя те же согласные звуки, можно получить и «Иегова». Все мы слышали это имя в связи со скандальной сектой Свидетелей Иеговы. Но ошибка — связывать его исключительно с нею.

Слово древнее и священное. Однако Архиепископ Феофан в магистерской диссертации пришёл к выводу, что Иегова — всё же ошибочное прочтение. Вариант Яхве — ближе к тому, как обращался к Богу пророк Моисей.

Также Бога-Отца именуют:

Адонай — слово, заменяющее имя Яхве, которое нельзя было говорить всуе. Применялось для молитв. Русский аналог — «Господь».

Саваоф — это титул, дополнение к имени Яхве. Примерный перевод — «войска», «воинства». То есть, говоря «Господь Саваоф», мы произносим «Бог воинств». Так мы указываем на могущество Бога. Слово присутствует в синодальном переводе.

«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».

(Мал. 2:7)

Элохим — означает «Бог», но написанное во мужественном числе (ед. — «Эль»). Это знак уважения. Примерно так же мы обращаемся друг к другу на Вы, хотя перед нами один человек. В синодальном переводе заменено на «Бог» и «Господь».

Господь — сродни к «господин» или «государь», указывает на высшее положение над другими. Ошибочно называется именем Бога.

В действительности Господом также называют, например, и индуистских богов: «Господь Шива», «Господь Кришна» и т.д. Так что это не имя, а скорее статус.

Во всех случаях речь о Боге-Отце. Кто же он такой? Это тот, кто весь Ветхий Завет (да и Новый тоже) называется Богом. Это демиург, то есть Творец, создавший наш мир за семь дней.

Он — источник всего, верховная личность в христианском, иудаистском и даже мусульманском мировоззрении. Это, опуская прочие богословские разногласия.

Позиция Бога-Отца значительно выделяется в мире древних божеств, так как Он — Единый Бог, символ монотеистической религии. Представить рядом с Богом-Отцом ещё одно божество невозможно в большинстве христианских ветвей.

Бог — это роль, которую способна играть лишь одна, верховная сущность.

Прочие — на ступеньку ниже. А то и не на одну. Даже противник Бога — сатана, и тот недостаточно силён, чтобы оказать Господу достаточное противодействие.

Как выглядит Бог-Отец неизвестно. Библия говорит, что Он сотворил человека по своему образу и подобию, поэтому распространены изображения в виде седобородого старца. Таков Он на иконах Троицы.


Бога-Отца изображают седобородым старцем

Святой Дух — присутствие Бога в мире смертных

Теперь поговорим про Святой Дух. Русский язык чуть искажает это понятие. У нас духами принято называть бесплотные сущности вроде привидений. Здесь же Дух — всепроникающая энергия. Так мы говорим, например, про воинский дух. Но у Святого Духа есть ещё и личность, так что это не просто настроение. Это проявление Бога, Его часть.

В христианстве о Святом Духе говорят неоднозначно. А иудеи вообще считают Его качеством или проявлением Бога. Но православие верит, что Святой Дух — это такой же Бог, истинный. Его задача — входить в сердца людей, освещать земное и делать его одухотворённым, святым, исполненным Божественного.

Примечательно, что на иврите Святой Дух — женского рода. Наш перевод это не передаёт. Евангелие от Иоанна описывает облик Святого Духа:

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём».

(Е. 1:32)

Этот эпизод мы можем наблюдать на изображениях, посвящённых крещению Иисуса.


При крещении Иисуса люди видели две ипостаси Бога: Христа и Святого Духа

А в Деяниях святых апостолов Святой Дух выглядит как языки пламени:

«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

(Д.А. 2:3)

Собственно, иначе и быть не могло. Дух не имеет постоянной физической формы.

Центральный спор


Фото: Flickr.com
Этот вопрос волнует верующих на протяжении многих веков. Современные богословы отмечают, что отождествление Иисуса Христа с Богом касается одной из краеугольных истин православной веры.

Данный вопрос часто занимал центральное место в спорах последователей христианства с представителями различных еретических течений. Одно из самых упорных подобных противостояний приходится на IV век, когда велась борьба с арианами. Тогда основы православной церкви удалось отстоять, благодаря ряду видных деятелей христианства того времени – Николаю Чудотворцу, Василию Великому, Спиридону Тримифунтскому, Иоанну Златоусту.

В настоящее время подобные сомнения преимущественно исходят от представителей сектантских учений. В основе этого сомнения заключаются основополагающие ошибки, касающиеся искренности веры человека. В их числе центральное место занимает неспособность принять и осознать религиозное учение о Святой Троице. Отсюда идут многие другие популярные заблуждения.

Все это приводит к буквализму. Это считается особенно опасным, так как изначально ложное и ошибочное суждение прикрывается авторитетом, который принадлежит Новому Завету. Сущность буквализма элементарна: человек стремится подбирать только те выражения и слова, которые соответствуют его представлениям, подтверждают выдвигаемые им доводы.

В современном мире достаточно много примеров такого буквализма. Например, в православии много икон, хотя из Нового Завета приводят цитату «не делай изображений», священники благословляют воинов на бой, хотя одна из заповедей гласит «Не убий».

Отрицание Божества Иисуса – один из классических примеров буквализма. Сторонники этой версии приводят в доказательство своих слов несколько цитат, в которых Иисус Христос говорит о своем Отце как о Боге:

«Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.29:17)

Иисуса Христа считают человеком, пророком, архангелом, выдумкой и Богом

Иисус Христос — центральная фигура в библии. Даже Ветхий Завет, который повествует о событиях до рождения Спасителя, всё равно акцентирует внимание на Его пришествии.

Множество пророчеств и указаний подогревают многовековое ожидание иудеев. Чувствуется, что вот-вот придёт Мессия, который навсегда изменит мир.

4

столько евангелий написано о жизни Иисуса

В Новом Завете об Иисусе Христе на земле сказано не так уж и много. Всего четыре Евангелия свидетельствуют о Его жизни. Это даёт почву для домыслов и спекуляций.

А потому и оценка личности Христа довольно неоднозначна. Православие видит в нём Сына Божьего — ещё одну ипостась Троицы, равную по силе и значимости остальным. Но с этим согласны далеко не все. Есть иные трактовки событий Евангелия:

Утверждение первое. Иисус был человеком. Иисус при земной жизни в тексте библии ни разу не называет себя Богом. Иисус говорит

«Я и Отец — одно».

(Е.И. 10:30)

Это, как полагают некоторые исследователи, может быть просто философской идеей. Хотя апостол Фома обратился к Иисусу «Господь мой и Бог мой!», тот никак не комментирует эту фразу, оставляя её на совести ученика.

Христос упоминает себя как Сына Божьего, но в некотором смысле все мы дети Божьи.

Утверждение второе. Иисус был пророком. Ислам не рассматривает Христа как Бога, но считает Его одним из величайших пророков Аллаха.

Также Коран отрицает распятие Иисуса. В исламе Иисус Христос — особо почитаемый пророк, известный как Иса ибн Марьям аль-Масих.

Утверждение третье. Иисус был архангелом Михаилом. Этой идеи придерживаются Свидетели Иеговы, опираясь на стих

«Потому что сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с Божьей трубой».

(Фесс. 4:16)

Утверждение четвертое. Иисуса не существовало.Эта идея базируется на малом количестве письменных источников о жизни Христа. Важно понимать, что в своё время Он терялся среди других странствующих проповедников.

Историкам до них не было никакого дела. И всё же есть ряд свидетельств (Иосиф Флавий, Тацит, апокрифы).

Спорить с каждым утверждением сейчас не станем. В следующем разделе изложим православную и самую популярную в христианстве (и в мире) точку зрения.

Почему Иисус Бог – индийская философия

Понимание этого мирового закона, Логоса, Дао, Слова, было открыто не только грекам, евреям и китайцам, но и Индийцам. Везде были мудрые люди, которые хотели познать суть бытия. и доходили в своих размышлениях до истины и прикасались к ней.

Вследствие причин существует мир, вследствие причин бывают все вещи и все существа зависят от причин и ограничены ими. Они стабильны как вращающееся колесо повозки — стержнем своей оси.

Буддизм. Сутта Нипата 654

Есть в индии народ прозываемый Сикхами. И там дошли до понимания причины вещей. Божественный закон сикхизма. Божественный Закон проявляется через все, Но сам не выразим. Божественным Законом создано все, Законом возносится великое. Божественным Законом различаются благородство и бесчестие, Законом все вещи приводятся к блаженству или несчастью,

В древнеиндийской ведической философии Рита ( само слово родственной нашему слову речь, риторика, что отражает понимание СЛОВА как в библии) – универсальный важнейший космический закон, благодаря которому происходит «упорядочивание неупорядоченного», вращение Вселенной и существование всего сущего, включая Космос, человека, нравственность. Рита – это истина в самом широком смысле этого слова, даже боги и их деяния, движение Солнца, погода на Земле и космические законы – это не более чем проявления Риты, не видимой для простых смертных людей («Закон сокрыт законом»). Известны людям законы Рита, которые говорят о целомудрии и нравственном поведении. Друзья, этими истории я хотел бы передать вам ощущение мирового закона, космического начала и порядка, которое огромно, велико и удивительно. Чтобы вы задумались о том, как так получается что в разных углах планеты, люди доходят до одного понимания.

В православии Иисус Христос — и Бог, и человек

Так Иисус человек или Бог? IV Вселенский собор отвечает на этот вопрос иначе — Он богочеловек:


IV Вселенский собор. Рассуждения о происхождении Иисуса

«Итак, следуя святым Отцам, все мы единогласно учим, что Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын,

один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек, один и тот же,

состоящий из словесной (разумной) души и тела, единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству»

Только в форме богочеловека Иисус, согласно православному учению, мог искупить грех человечества. Иисус — Сын Бога, потому что одной природы с Ним.

Но почему мы говорим, что Иисус Бог и сын Бога? Где в библии говорится, что это так? И нет ли тут противоречия? Разве не может быть или Бог, или Сын Божий?

С православной точки зрения Иисус есть Бог, Сын и человек — всё сразу. То, что Иисус Сын Божий — это указание на Божественную природу, одно естество с Богом-Отцом. По тому же принципу Иуда в библии назван сыном погибели.

Она его не рожала, но он считается носителем этого пагубного явления. Так что Святое Писание даёт фундамент божественности Христа.

Иисус — это существо двойной природы.

Он не сын Бога в простом понимании, ибо не может быть сотворён. Он так же естественно и неразрывно дополняет Бога-Отца, как свет — Солнце. Как говорит библия, Слово было у Бога, и слово это, как мы знаем, — Христос.

Триединство Бога-Отца, Сына и Святого Духа — сложная христианская концепция. Но если мы скажем, что Солнце — это газ, свет и тепло, то примерно сможем представить, как в православной традиции представляется Триединый Бог.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

^ I. Тексты Библии, под­твер­жда­ю­щие, что Иисус Хри­стос есть истин­ный Бог, равный Богу Отцу

Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает Христа Сыном Божиим. Это озна­чает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал чело­ве­ком, до того, как был сотво­рен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно ска­зать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что эле­мен­тар­ный здра­вый смысл нам гово­рит, что от рыбы рож­да­ется рыба, от птицы рож­да­ется птица, от чело­века рож­да­ется чело­век, а потому и от Бога рож­да­ется Бог и никто другой. Не может чело­век родить птицу, а рыба не может родить чело­века. Точно так же и Бог – Он рож­дает Бога, рав­ного Самому Себе. Подоб­ные отно­ше­ния бывают и у людей: в обыч­ной чело­ве­че­ской семье сын имеет точно такую же при­роду, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще мла­де­нец, однако потен­ци­ально сын явля­ется наслед­ни­ком имения своего отца, он имеет закон­ные права на наслед­ство, вступ­ле­ние во вла­де­ние кото­рым есть только вопрос вре­мени .

Таким обра­зом, даже и у людей, в усло­виях зем­ного вре­мени, сын по своему досто­ин­ству во всем равен отцу. Тем более такое равен­ство имеет место там, где рож­да­ется Сын Божий от Отца, – то есть в веч­но­сти. Ибо в веч­но­сти нет вре­мени, нет изме­не­ния воз­раста, и потому Хри­стос, рож­да­ю­щийся от Отца пред­вечно, то есть до того, как пошло земное время, всегда равен Отцу и во всем имеет равное с Ним досто­ин­ство . И нужно ска­зать, что именно так и поняли иудеи про­по­ведь Христа о том, что Он явля­ется Сыном Небес­ного Отца. В Еван­ге­лии от Иоанна читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нару­шал суб­боту, но и Отцем Своим назы­вал Бога, делая Себя равным Богу»

(Ин.5:18).

Итак, из того, что Хри­стос есть Сын Божий, непре­ложно сле­дует, что Он есть истин­ный Бог, равный Отцу. Напрасно воз­ра­жают неко­то­рые, что сынами Божи­ими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии вос­кли­цали от радо­сти…»

(Иов.38:7);
«Я сказал: вы –боги, и сыны Все­выш­него

все вы; но вы умрете, как чело­веки…»
(Пс.81:6),
«…веру­ю­щим во Имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими»
(Ин.1:12) и мн. др. Однако во всех этих слу­чаях речь идет совсем о другом – об усы­нов­ле­нии Богу по Бла­го­дати, а не о при­род­ном сынов­стве, не о равен­стве по сущ­но­сти. Да, Ангелы и пра­вед­ные люди могут быть названы сынами Божи­ими, и даже богами, но не в соб­ствен­ном смысле этого слова, а лишь по при­ча­стию и при­бли­же­нию своему к Богу, по усы­нов­ле­нию, по Бла­го­дати. При­ме­ни­тельно же ко Христу выра­же­ние «Сын Божий» упо­треб­лено в соб­ствен­ном смысле этого слова – то есть Он явля­ется Сыном Божиим, оди­на­ко­вым с Отцом по общей Боже­ствен­ной при­роде, по единой Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Откуда это видно? Это видно из того, что Хри­стос назван в Библии Еди­но­род­ным:
«… неве­ру­ю­щий уже осуж­ден, потому что не уве­ро­вал во имя Еди­но­род­ного Сына Божия»
(Ин.3:18)
4
. Слово «еди­но­род­ный сын» (греч. ο μονογενής υιός) при­ме­ни­тельно к людям озна­чает «един­ствен­ный сын» и упо­треб­ля­ется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выра­же­ние «
Еди­но­род­ный Сын Божий»
озна­чает, что у Бога Отца есть только один Сын в соб­ствен­ном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, вопло­тился и стал Чело­ве­ком – Иису­сом Хри­стом. Вот почему в Библии ни к каким Анге­лам, ни к каким пра­вед­ни­кам – там, где их име­нуют сынами Божи­ими – термин «еди­но­род­ный» нико­гда не при­ла­га­ется. Хри­стос есть Сын Божий в сущ­ностно и прин­ци­пи­ально другом смысле этого слова, чем Ангелы и пра­вед­ники. Об этом гово­рит апо­стол Павел:
«…кому когда из Анге­лов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»?
(Евр.1:5)

Далее, о пред­веч­ном рож­де­нии Христа у про­рока Давида ска­зано: «…из чрева прежде ден­ницы подобно росе рож­де­ние Твое»

(Пс.109:3). Ни о каких Анге­лах, ни о людях Библия так нико­гда не гово­рит. Ангелы и люди были сотво­рены из ничего, а Сын Божий рож­да­ется «из чрева» Отца. Выра­же­ние «из чрева» (евр. מרחם) озна­чает «из груди», «из сердца», «из внут­рен­ней сущ­но­сти», – подобно тому, как у людей мать рож­дает мла­денца. Мла­де­нец, как уже гово­ри­лось, явля­ется закон­ным наслед­ни­ком матери и по своей сущ­но­сти и досто­ин­ству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рож­да­ясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Боже­ствен­ную при­роду и равное Боже­ствен­ное досто­ин­ство .

Библия и во многих других местах пол­но­стью под­твер­ждает рож­де­ние Сына Божия из самой сущ­но­сти Отца и полное един­ство и равен­ство Сына и Отца. Вот, напри­мер, слова Самого Христа, Кото­рый о Своих отно­ше­ниях с Отцом гово­рит: «Я и Отец – одно»

(Ин.10:30), то есть одно суще­ство, одна при­рода, одно Боже­ство. И в другом месте Он гово­рит:
«Видев­ший Меня видел Отца»
(Ин.14:9). Также и апо­стол Павел сви­де­тель­ствует о Христе, что
«В Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно»
(Кол.2:9). Кто из тво­ре­ний Божиих может ска­зать о себе, что в нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства? Никто. Даже самые высшие Архан­гелы – Михаил, Гав­риил и другие не могут о себе так ска­зать. Они, конечно, при­частны к Богу, близки к Нему, но всю пол­ноту Боже­ства они вме­стить не могут. Ничто сотво­рен­ное не может вме­стить и поне­сти всю пол­ноту Боже­ства. Вся пол­нота Боже­ства может пре­бы­вать только в Истин­ном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пре­бы­вает, то это может озна­чать только одно: Хри­стос есть Истин­ный Бог.

А вот извест­ный всем первый стих Еван­ге­лия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть»

(Ин.1:1). Ска­зано совер­шенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Созда­тель, Сотво­рив­ший небо и землю, как об этом повест­вуют (очень, кстати, созвуч­ные рас­смат­ри­ва­е­мым Еван­гель­ским словам) первые строки Библии:
«В начале сотво­рил Бог небо и землю»
(Быт.1:1).

Еван­ге­лист Иоанн гово­рит о Слове, что Оно было «в начале»

. В книгах Свя­щен­ного Писа­ния выра­же­ние «в начале» часто ука­зы­вает на начало бытия мира . В таком именно смысле оно упо­треб­ля­ется, несо­мненно, и здесь. И отсюда сле­дует, что в начале, когда Бог начал тво­рить все, – в этом самом «начале», Слово
уже было
. Один тол­ко­ва­тель Библии, ком­мен­ти­руя это место, гово­рит: «Слова еван­ге­ли­ста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начи­нал устро­яться мир, то есть Слово было до устро­е­ния мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде вре­мени, ибо начало мира есть вместе и начало вре­мени, прежде сло­же­ния мира не было вре­мени; а бывшее прежде вре­мени было от веч­но­сти, сле­до­ва­тельно, бытие Слова – вечное, без­на­чаль­ное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; сле­до­ва­тельно, бытие Слова в полном смысле вечное – без­на­чаль­ное и бес­ко­неч­ное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Боже­ствен­ном бытии сви­де­тель­ствует Сам Хри­стос, когда, напри­мер, гово­рит сле­ду­ю­щее: «
И ныне про­славь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, кото­рую Я имел у Тебя прежде бытия мира»
(Ин.17:5).

Неко­то­рые, однако, утвер­ждают, что слово «Бог» упо­треб­лено у еван­ге­ли­ста Иоанна (Ин.1:1) не в соб­ствен­ном смысле этого слова, что есть один только истин­ный Бог – это Бог Отец, тогда как вопло­тив­шийся и став­ший Хри­стом Бог Слово не явля­ется равным Ему Богом. Для дока­за­тель­ства этого они ссы­ла­ются обычно на те места Библии, где о Христе гово­рится как будто бы как о Суще­стве, под­чи­нен­ном Богу Отцу. Так, напри­мер, они при­во­дят текст Еван­ге­лия, где Хри­стос гово­рит: «Отец Мой более Меня»

(Ин.14:28). Также они ука­зы­вают и на слова апо­стола Павла:
«Вся­кому мужу глава Хри­стос, жене глава –муж, а Христу глава – Бог»
(1Кор.11:3). Однако сле­дует знать, что эти слова Свя­щен­ного Писа­ния не только не опро­вер­гают, а, напро­тив, под­твер­ждают Боже­ствен­ную при­роду Христа и Его полное равен­ство с Богом Отцом. Дей­стви­тельно, если мы вду­ма­емся в при­ве­ден­ные слова апо­стола, то на при­мере отно­ше­ний мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бес­спорно, и явля­ется главой жены, однако это отнюдь не озна­чает, что жена, по срав­не­нию с мужем, есть суще­ство низшей при­роды. Жена по своей при­роде, по своему досто­ин­ству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем состав­ляют одну при­роду, как об этом сказал Гос­подь: «…
оста­вит чело­век отца своего и мать свою и при­ле­пится к жене своей; и будут одна плоть»
(Быт.2:24). Итак, рас­суж­даем: муж – это чело­век? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже чело­век? – Да. Сле­до­ва­тельно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну при­роду, одно и то же чело­ве­че­ское досто­ин­ство. Но при всем при этом муж – глава жены. По ана­ло­гии с этим сле­дует мыс­лить и об отно­ше­ниях Христа с Небес­ным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Хри­стос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом оди­на­ко­вую Боже­ствен­ную при­роду и досто­ин­ство, Они с Отцом
едины
– (
«Я и Отец – одно»
Ин.10:30).

Далее: как жена, при­зна­вая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное чело­ве­че­ское досто­ин­ство с мужем) в неко­то­ром смысле ска­зать, что муж мой – больше, чем я, так и Хри­стос при­ве­ден­ные выше слова: «Отец Мой более Меня»

(Ин.14:28), – гово­рит в подоб­ном же смысле, и Его полное равен­ство Отцу этими сло­вами отнюдь не отвер­га­ется.

Апо­стол Фома сказал Христу, явив­ше­муся после Своего Вос­кре­се­ния: «Гос­подь мой и Бог мой»

(Ин.20:28). Всем хорошо известно, до какой сте­пени евреи были щепе­тильны и какую они имели рев­ность в вопро­сах славы Божией, – ведь они хорошо пом­нили, что Бог Иегова есть Бог рев­ни­тель, Кото­рый сказал Своему народу:
«Ты не должен покло­няться богу иному, кроме Гос­пода
(Иеговы – евр. יהוה);
потому что имя Его –рев­ни­тель; Он Бог рев­ни­тель»
(Исх.34:14). И еще: «
Я Гос­подь
(Иегова – евр. יהוה)
, это –Мое имя, и не дам славы Моей иному»
(Ис.42:8). Поэтому нико­гда бы апо­стол Фома не назвал Богом того, кто Им не явля­ется. И уж совер­шенно точно эти слова нико­гда бы не вошли в состав Свя­щен­ного Писа­ния, если бы те, кто напи­сал Новый Завет, то есть апо­столы, не знали с послед­ней сте­пе­нью досто­вер­но­сти, что Хри­стос есть истин­ный Бог, в Боже­ствен­ном Своем досто­ин­стве равный Богу Иегове.

Точно так же и святой еван­ге­лист Матфей нико­гда бы не поста­вил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа»

(Мф.28:19), – если бы Сын не имел рав­ного с Отцом Боже­ствен­ного досто­ин­ства.

Далее: апо­стол Павел, пере­чис­ляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и обще­ние Свя­таго Духа со всеми вами. Аминь»

(2Кор.13:13) , – разве напи­сал бы так апо­стол Павел, бывший, по его соб­ствен­ным словам,
«неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских пре­да­ний»
(Гал.1:14), рев­ни­те­лем славы Божией – разве напи­сал бы он так, если бы Хри­стос и Святой Дух не имели бы рав­ного Отцу Боже­ствен­ного досто­ин­ства? Конечно, нико­гда бы не напи­сал.

Также нико­гда бы не сказал стар­ший из апо­сто­лов, святой Петр, об имени Иисус,

– что
«нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись»
(Деян.4:12). Разве не знал Петр, что дано было через вели­кого про­рока Моисея евреям страш­ное и свя­щен­ней­шее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он про­ро­че­ские слова о том, что спа­са­ется тот, кто при­зы­вает имя Иеговы? Ибо ска­зано у про­рока Иоиля:
«всякий, кто при­зо­вет имя Гос­подне
(евр. יהוה)
, спа­сется»
(Иоил.2:32)? Разве не знал он, что Сам Гос­подь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки
(Исх.3:15)
? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заме­нить это вели­кое имя Бога, о кото­ром Давид сказал:
«Свято и страшно имя Его»
(Пс.110:9), – как он мог заме­нить его на другое имя –
Иисус
? Как он мог осме­литься, как он мог дерз­нуть на это? Но святой Петр без всяких коле­ба­ний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страш­ное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, рав­ного Иегове по единой общей Боже­ствен­ной при­роде. И Библия особо под­чер­ки­вает, что Петр гово­рит свои слова (о том, что нет дру­гого имени, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись),
«испол­нив­шись Духа Свя­того»
(Деян.4:8), чтобы засви­де­тель­ство­вать для всех, что это не при­ду­мано людьми, но явля­ется новым Откро­ве­нием от Бога Истин­ного, данным миру для спа­се­ния мира.

По той же самой при­чине – рев­но­сти о славе Иеговы биб­лей­ских писа­те­лей – нико­гда бы не назы­вали они в своих писа­ниях Христа теми же име­нами, что и Иегову, если бы не имели совер­шен­ного знания о Его истин­ном Боже­ствен­ном досто­ин­стве. А таких мест в Библии име­ется много. Напри­мер, Иегова гово­рит о Себе через про­рока Исаию: «Я первый и Я послед­ний

, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6), а в Апо­ка­лип­сисе Иоанна Бого­слова мы читаем о Христе: «…напиши: так гово­рит
Первый и Послед­ний
, Кото­рый был мертв, и се, жив…» (Откр.2:8).

Иегова гово­рит о Себе: «Я, Я Гос­подь, и нет Спа­си­теля, кроме Меня

» (Ис.43:11). А о Христе у апо­стола Павла ска­зано: «…ожидая бла­жен­ного упо­ва­ния и явле­ния славы вели­кого
Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа
…» (Тит.2:13).

О Втором при­ше­ствии Христа гово­рится, что его откроет Гос­подь Все­дер­жи­тель – «…бла­жен­ный и единый силь­ный Царь цар­ству­ю­щих и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих

, единый име­ю­щий бес­смер­тие, Кото­рый оби­тает в непри­ступ­ном свете, Кото­рого никто из чело­ве­ков не видел и видеть не может. Ему честь и дер­жава вечная! Аминь» (1Тим.6:15–16). А о Христе в Апо­ка­лип­сисе ска­зано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец побе­дит их; ибо
Он есть Гос­подь гос­под­ству­ю­щих и Царь царей
, и те, кото­рые с Ним, суть званые и избран­ные и верные…» (Откр.17:14).

Иере­мия в извест­ном мес­си­ан­ском про­ро­че­стве даже прямо назы­вает Христа именем Иеговы: «Вот, насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, и вос­ставлю Давиду Отрасль пра­вед­ную, и воца­рится Царь, и будет посту­пать мудро, и будет про­из­во­дить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спа­сется и Изра­иль будет жить без­опасно; и вот имя Его, кото­рым будут назы­вать Его: «Гос­подь

(евр. יהוה)
оправ­да­ние наше!»
(Иер.23:6)

Кроме того, пол­но­цен­ное Боже­ствен­ное досто­ин­ство Иисуса Христа ясно видно из вни­ма­тель­ного сопо­став­ле­ния многих парал­лель­ных мест Библии, где раз­ными свя­щен­ными писа­те­лями повест­ву­ется об одних и тех же собы­тиях Свя­щен­ной исто­рии или об одних и тех же про­ро­че­ствах. Вот, напри­мер, пророк Исаия гово­рит об одном из своих виде­ний: «…глаза мои видели Царя, Гос­пода

(евр. יהוה)
Сава­офа»
(Ис.6:5). А святой еван­ге­лист Иоанн, опи­сы­вая то же самое виде­ние про­рока, утвер­ждает, что глаза Исаии видели Иисуса:
«Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и гово­рил о Нем»
(Ин.12:40–41). Зада­дим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и гово­рил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иего­вой одну и ту же общую Боже­ствен­ную при­роду .

Есть много и других подоб­ных мест в Библии. При­ве­дем неко­то­рые из них. В книге Деяний ска­зано, что Христа из мерт­вых вос­кре­сил Гос­подь Бог: «СегоБог вос­кре­сил в третий день

, и дал Ему являться…» (Деян.10:40). А Иисус гово­рит о Своем Вос­кре­се­нии, что это Он Сам вос­кре­сил Себя: «Иисус сказал им в ответ: раз­рушьте храм сей и
Я в три дня воз­двигну его
» (Ин.2:19).

Повест­вуя о рас­пя­тии Христа, еван­ге­лист Иоанн ссы­ла­ется на про­рока Заха­рию: «…воз­зрят на Того, Кото­рого прон­зили»

(Ин.19:37). Однако у Заха­рии, в еврей­ском ори­ги­нале (как и в гре­че­ском пере­воде Семи­де­сяти, и в латин­ской Вуль­гате), читаем сле­ду­ю­щие слова Иеговы: «
והביטו אלי את אשר־דקרו
», что дословно озна­чает «…и они воз­зрят
на Меня, Кото­рого прон­зили
…» (Зах.12:10). То есть речь здесь идет как бы о пре­да­нии на смерть Самого Иеговы. И объ­яс­нить это можно только тем, что Боже­ствен­ная при­рода Христа и Боже­ствен­ная при­рода Иеговы есть одна и та же общая Их Боже­ствен­ная при­рода.

Святой пророк Давид гово­рит в псалме: «В начале Ты осно­вал землю, и небеса
дело Твоих рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь; и все они, как риза, обвет­шают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, и изме­нятся; но Тытот же, и лета Твои не кон­чатся»
(Пс.101:26–27). Не под­ле­жит ника­кому сомне­нию, что слова эти ска­заны об Иегове, Созда­теле все­лен­ной. Однако апо­стол Павел в Посла­нии к евреям (Евр.1:8–12) утвер­ждает, что Давид гово­рит здесь о Христе. И отсюда сле­дует, что Хри­стос явля­ется таким же Созда­те­лем все­лен­ной, каким явля­ется Иегова Бог.

Еще пример: в Еван­ге­лии от Иоанна Хри­стос гово­рит о Своих после­до­ва­те­лях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похи­тит их из руки Моей»

(Ин.10:28). И далее гово­рит:
«Отец Мой, Кото­рый дал Мне их, больше всех; и никто не может похи­тить их из руки Отца Моего»
(Ин.10:29). Отсюда видно, что похи­тить овец из руки Христа есть то же самое, что похи­тить их из руки Отца. Сле­до­ва­тельно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Еди­ного Бога, кото­рой вла­деют в равной сте­пени и Отец, и Сын. Именно так и объ­яс­няет это Сам Хри­стос, про­дол­жая речь:
«Я и Отец – одно»
(Ин.10:30). Под «рукой» же, согласно тол­ко­ва­нию святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви, здесь сле­дует пони­мать силу и власть Боже­ства. О том, почему и в каком смысле ска­зано об Отце, что Он
«больше всех»,
уже гово­ри­лось выше – в тол­ко­ва­нии на Ин.14:28 и 1Кор.11:3.

Итак, при­ве­ден­ные тексты Библии со всей оче­вид­но­стью сви­де­тель­ствуют об истин­ном Боже­стве Христа и о полном Его при­род­ном един­стве и равен­стве с Богом Отцом. Однако сле­дует также ска­зать, что в Свя­щен­ном Писа­нии име­ется немало и других тек­стов, в кото­рых гово­рится не о Боже­стве, а о чело­ве­че­стве Христа, о том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век, что Он имеет общую с нами чело­ве­че­скую при­роду. И, конечно, на эти тексты очень любят ссы­латься отри­ца­тели равен­ства Христа с Богом Отцом. Поэтому скажем несколько слов о про­блеме пра­виль­ного пони­ма­ния всех подоб­ных мест, кото­рых в Библии дей­стви­тельно име­ется очень много. Укажем неко­то­рые из них. Прежде всего, Сам Хри­стос назы­вал Себя мно­го­кратно «Сыном Чело­ве­че­ским» или даже просто «Чело­ве­ком». «Ищете убить Меня, Чело­века, ска­зав­шего вам истину»

(Ин.8:40), – гово­рит Он иудеям. Нередко и апо­столы назы­вали Христа Чело­ве­ком.
«Един Бог, един и посред­ник между Богом и чело­ве­ками, чело­век Хри­стос Иисус»
(1Тим.2:5), – словаапо­стола Павла. О чело­ве­че­ской при­роде Христа кос­венно сви­де­тель­ствуют также и те мно­го­чис­лен­ные тексты Писа­ния, из кото­рых видно, что Христу были при­сущи все каче­ства земной чело­ве­че­ской при­роды. Напри­мер, Он уста­вал от пути и зноя (Ин.4:6), нуж­дался во сне, пище и питии (Мк.4:38; Ин.4:7; Мф.21:18), испы­ты­вал свой­ствен­ные людям эмоции, напри­мер, радость и любовь (Ин.11:15; Мк.10:21), гнев и скорбь (Мк.3:5; Мк.14:34). Все это, конечно, неопро­вер­жимо сви­де­тель­ствует о том, что Хри­стос – это насто­я­щий, реаль­ный, земной Чело­век.

Но ведь об этом ника­кого спора и нет, хри­сти­ан­ское бого­сло­вие нико­гда не отвер­гало пол­но­цен­ное земное чело­ве­че­ство Христа. Отвер­гали его ере­тики (докеты, апол­ли­на­ри­сты и др.) Истин­ное же пра­во­слав­ное бого­сло­вие всегда кате­го­ри­че­ски наста­и­вало на том, что Хри­стос есть истин­ный Чело­век. Однако при этом оно столь же кате­го­ри­че­ски утвер­ждало, что Он одно­вре­менно есть и истин­ный Бог. Хри­стос имеет две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, Он есть Бого­че­ло­век, то есть одно­вре­менно и Бог, и Чело­век. Не полу­бог-полу­че­ло­век, но полный совер­шен­ный Бог и полный совер­шен­ный Чело­век, соеди­нив­ши­еся в одной Лич­но­сти. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Хри­стос есть истин­ный и реаль­ный Чело­век, сле­дует отве­тить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только поло­вина правды. Вторая же поло­вина правды заклю­ча­ется в том, что Хри­стос одно­вре­менно есть и Истин­ный Бог. В единой лич­но­сти Христа соеди­ни­лись две при­роды – Боже­ство и чело­ве­че­ство, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа про­яв­ляла себя по-своему. «В каждом дей­ствии Христа, – гово­рит В. Лос­ский, – можно видеть два раз­лич­ных дей­ство­ва­ния, так как Хри­стос дей­ствует сооб­разно Своим двум при­ро­дам, через обе Свои при­роды, – подобно тому, как рас­ка­лен­ный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая при­рода дей­ствует сооб­разно своим свой­ствам: рука Чело­века под­ни­мает с одра девицу, Боже­ство ее вос­кре­шает; ноги Чело­века сту­пают по поверх­но­сти вод, Боже­ство водную поверх­ность укреп­ляет. «Не чело­ве­че­ская при­рода вос­кре­сила Лазаря, но и не Боже­ство про­ли­вало слезы у его гроба», – гово­рит святой Иоанн Дамас­кин». Итак, именно этим сле­дует объ­яс­нить обще­из­вест­ный факт, что Свя­щен­ное Писа­ние иногда гово­рит о Христе как о Боге, а иногда как о Чело­веке. Это биб­лей­ское учение о Бого­че­ло­веке, о соеди­не­нии в единой лич­но­сти Христа двух природ явля­ется тем незыб­ле­мым кра­е­уголь­ным камнем хри­сти­ан­ского бого­сло­вия, без кото­рого хри­сти­ан­ства нет и быть не может.

Теперь, когда мы рас­смот­рели биб­лей­ские сви­де­тель­ства о Христе, Сыне Божием, обра­тимся снова к Свя­щен­ному Писа­нию и поста­ра­емся опре­де­лить, что гово­рит оно нам о тре­тьем Лице еди­ного Бога Троицы – о Святом Духе.

Свидетельство с ссылкой на Авраама

После того, как Господь Иисус проявил милость к женщине, пойманной в прелюбодеянии и упрекнул тех, которые искали убить ее камнями, но не чувствовавших вину собственных многих грехов, Он говорил к ним и призвал верить в Него. Они выступили против со многими аргументами, которые не имели смысла. В конечном счете:

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. (Иоан. 8:54-56)

Вот что последовало после утверждения Спасителя:

На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? (Иоан.8:57)

Будет внимательны к ответу Господа Иисуса:

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. (Иоан. 8:58)

Христос говорил, что прежде нежели был Авраам, Он есмь. Здесь, Он использует выражение «Я есмь», через которое Он представил Себя Богом Моисея, когда был поставлен вопрос о том, какое Его имя (Исход 3:14). И чтобы быть уверенными, что иудеи именно это и поняли, обращаю ваше внимание на том, как они отреагировали:

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. (Иоан. 8:59)

Признаете ли вы, что их реакция является понятием того, что Иисус объявил Себя равным Богу? Вспомните случай при купальне в Вифезде.

Лично для меня свидетельством того, что Христос есть истинный Бог, является Его подвиг на Кресте

Но лично для меня не столько доказательством, сколько свидетельством того, что Христос есть истинный Бог, является Его подвиг на Кресте. Потому что обычный человек не в силах был бы вынести такого рода величайшее служение, которое совершил Христос во имя рода человеческого. Служение, которое выразилось в удивительных словах, обращенных к Отцу: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Через крестную жертву изменилась судьба рода человеческого, история пошла другим путем.

Всё это было немыслимо для античного сознания. Как это: Бог умирает, Бог отдает Себя в жертву, Бог страдает?

В земной жизни Господа было мало радостных дней, но кончилось все это светлым Воскресением

— Дорогие друзья, в эти радостные дни, счастливые дни Рождественского праздника хотелось бы пожелать и вам и всем нам прежде всего крепости в вере. Потому что именно эта крепость помогает преодолевать любые невзгоды, помогает радоваться нашим земным радостям и помогает не впадать ни в какие уныния, ни в какие скорби при всякого рода неприятностях, которые неизбежны на нашем пути. Рождество Христово напоминает нам о земной жизни Самого Господа, в которой было достаточно мало радостных дней, было много несправедливостей, было много горя, было предательство — самое страшное, наверное, из того, что может постичь человека. Но кончилось все это не страшной пыткой и казнью на Кресте, а светлым Воскресением. Так и для нас Рождество — это память не только о начале, но и о том, чем заканчивается жизнь христианина. Она заканчивается воскресением из мертвых, жизнью будущего века, новым рождением. И земное рождество влечет за собою рождество небесное. Всегда помнить об этом я бы и пожелал всем нам.

С Павлом Кузенковым беседовал Дмитрий Дементьев

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]