Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского


прп. Кирилл и Мария Радонежские

Кирилл и Мария Радонежские
(+ 1337), схимники, преподобные, Хотьковские чудотворцы, родители преподобного Сергия Радонежского Память 18 января, 28 сентября, в Соборах Радонежских и Ростово-Ярославских святых, в четверг после Недели о мытаре и фарисее (местн. [1])

Нет сведений ни об их родителях, ни о детских и отроческих годах, ни о времени вступления в супружество. Известно лишь, что они принадлежали к знатному боярскому роду. В начале XIV века праведные супруги бояре Кирилл и Мария жили под Ростовом Великим, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича.

Не раз и боярин Кирилл сопровождал своего князя в опасных путешествиях на поклон в Золотой Орде. Перед отъездом обычно писали завещание прощались со всеми близкими, так как многие русские люди там и головы свои слагали за веру Православную. Мария, проводив мужа, слёзно молила Бога о нём и об их малолетнем сыне Стефане.

Святой Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием. Суете княжеского двора супруги предпочитали простую уединённую жизнь в своём поместье. Живя в деревне, они не пренебрегали и обычными сельскими трудами. Впоследствии, на том месте, где, по преданию, находился дом преподобных Кирилла и Марии ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году монастырь Живоначальной Троицы.

Однажды, за Божественной литургией, до рождения второго сына, праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца перед чтением святого Евангелия, во время Херувимской песни, и когда священник произнес «Святая святым». Преподобные Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию, их благочестие требовало, чтобы чувства благодарности к Богу были выражены в каком-либо внешнем подвиге благочестия, в благоговейном обете. И праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание посвятить чадо Богу.

Господь даровал им сына, которого назвали Варфоломеем, будущего преподобного Сергия Радонежского. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие же дни, если она употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока. Заметив это, преподобная Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

После Варфоломея у праведной четы родился и третий сын, Пётр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии.

Праведность Кирилла и Марии была известна не только Богу. Будучи строгими блюстителями всех церковных уставов, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь святого апостола Павла о страннолюбии (Евр. 13, 2). Тому же учили они и своих детей, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника.

До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы, зато мы можем, вместе со святителем Платоном, сказать, что сам происшедший от них плод — великий святой преподобный Сергий Радонежский — показал лучше всяких красноречивых похвал доброту благословенного древа.

Около 1328 года преподобные Кирилл и Мария переселились из Ростова в Радонеж и поселились там близ церкви Рождества Христова. В трёх верстах от Радонежа находился Хотьковский Покровский монастырь, который при недостатке обителей в Московском княжестве в то время, одновременно был и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и бояре, и князья. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.

В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью той же Покровской обители, которая с того времени сделалась последним приютом и усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребён и младший сын преподобных Кирилла и Марии — Пётр с супругой Екатериной.

Житие родителей Сергия Радонежского

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).


Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Рождение Варфоломея, будущего Сергия Радонежского

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. Во-первых, в начале чтения Евангелия. Во-вторых, перед пением Херувимской. И наконец в-третьих, в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием. Она постоянно помнила, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

Крещение младенца

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек:

«радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Постничество младенца

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством. Во-первых, по средам и пятницам он совсем ничего не ел. Во-вторых, и в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост. Прежде всего, совсем оставила мясную пищу. И уже тогда младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Трудности с обучением грамоте

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, но вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума. Варфоломей проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности. При этом он горячо и усердно молился Господу Богу:

«Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!»

Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Родители преподобного Сергия переезжают в Московские земли

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

Во время Богослужения услышала Мария троекратный возглас еще не рожденного ребенка

У Марии и Кирилла подрастал уже сын Стефан, как пришло Марии знаменье о том, что должна родить она чадо Господне. Находясь в церкви на Богослужении, слышала Мария трижды восклицание младенца, о том что милостью Господней должна даровать свету избранника Божьего.


Преподобная Мария услышала троекратное восклицание младенца

Вдохновленная знамением, Мария особенно трепетно относилась к своей духовности. Ограждала себя и свою семью от скверны, строго соблюдала пост, и подолгу молилась Господу о сохранении во чреве чада Божьего.

Родители преподобного Сергия Радонежского принимают иночество

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю. Поэтому эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан. К тому времени он уже был женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии — Петр, также женился. Но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти. Ведь с его уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

Постриг родителей в монашество в Покровском монастыре Хотьково

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг. Но потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре. Обитель располагалась в 3 км от Радонежа. Она была в то время одновременно мужским и женским монастырем.. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана. Его жена умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.


Преподобный Сергий у мощей своих родителей

Кончина родителей преподобного Сергия

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители. С этого времени она стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря


Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей. И, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось с тех пор. Стало традицией перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Хотьково. Тем самым желая «поклониться в Покровском монастыре на могилке его праведных родителей. Делали это для того, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы. Более того, как бы с напутствием от самих праведных родителей».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря. Причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Мария дала слово посвятить родившегося ребенка Господу

Дала она обет в молитвах, посвятить младенца Всевышнему и воспитать его по христианским канонам.

А 3 мая в 1314 году родился у них мальчик, благодатный сын. На сороковой день счастливые родители решили принести его в церковь. Крестивший его батюшка Михаил, нарек его Варфоломеем.

Чувствуя, что младенец Варфоломей особенный, он воскликнул:

«Радуйтесь, ибо этот ребенок — избранный сосуд Бога нашего и обитель Святой Троицы».


При крещении младенцу дали имя Варфлоломей, фрагмент жития

Старец предсказал Варфоломею, что станет он особенным

Однажды в поле встретил мальчик старца. Пригласил он схимника в родительский дом, и за ужином предсказал старец, что будет Варфоломей велик и добродетелен перед людьми и Всевышним. Благословив отрока, старец ушел, и с той поры Варфоломею стала легко даваться грамота. Радовал он родителей своей прилежностью и благочестием.


Фрагмент жития: Страннолюбие – одна из благодетелей Марии и Кирилла

Преподобные Сергий, Кирилл и Мария считаются заступниками от болезней и бедствий

Летопись Покровского Хотькова монастыря свидетельствует о том, что молитва преподобному Сергию и его родителям спасала людей от тяжелых болезней. Преподобные Мария и Кирилл считаются заступниками во времена народных бедствий.

Так, во время свирепствующей в России холеры, монахи из Хотьково молились к своим заступникам, преподобным Марии и Кириллу об избавлении от страшного недуга. С августа по декабрь читалась неусыпная Псалтирь, водосвятные молебны, молитвами небесным покровителям обитель избавилась от страшной хвори. Было это в 1770 году.


Покровский Хотьков монастырь, где хранятся святые мощи преподобных Кирилла и Марии

При повторной вспышке холеры, в 1848 году, иконы с молебными песнопениями носили по кельям, что чудесным образом помогло избежать болезни насельников.

О чудесном исцелении крестьянки, упавшей в реку и заболевшей ревматизмом, рассказывает Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев. Долгих двенадцать лет пролежала она прикованная к постели.

В одну из долгих мучительных ночей приснился ей старик в мантии, который сказал, чтобы призвала она в помощь преподобного Сергия и Марию с Кириллом, и благословив ее, исчез.

Проснувшись, крестьянка почувствовала облегчение, и стала денно и нощно молиться преподобным заступникам и Господу. Когда же смогла ходить, то отправилась в Покровский монастырь поклониться мощам и поблагодарить святых заступников Сергия, Марию и Кирилла.


Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, подарившие христианам преподобного Сергия Радонежского

Помогали святые в налаживании семейных отношений, в нравственном и духовном воспитании, молились им об исцелении душевном и физическом, о чем молятся и сегодня.

Молитва преподобным Кириллу и Марии:

«О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Преподобные Мария и Кирилл с сыновьями вынуждено переезжают в Радонеж

Частые набеги татаро — монгол принесли в Варницы нищету и бедность. Княжество пострадало под властью Ивана Калиты. В Ростовские земли был назначен посадником один из московских дворян, который продолжал обирать и угнетать местных жителей.

Стали ростовчане покидать город. Преклонных лет Кириллу с семьей пришлось переехать в Радонеж. Он должен был получить поместье и службу у Московских князей. Эту обязанность на себя взял старший сын Кирилла, уже семейный, Стефан.


Преподобный Кирилл сопровождал Великий князей в Золотую Орду

Русь собралась

18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые двинуты такие силы. Тронулись не зря. Все это понимали.

Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,- докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:

Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.

После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.

Иди, не бойся. Бог тебе поможет.

И, наклонившись, на ухо ему шепнул: “Ты победишь”.

Есть величавое, с трагическим оттенком — в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик.

20-го Димитрий был уже в Коломне. 26-27-го русские перешли Оку, рязанскою землею наступали к Дону. 6-го сентября его достигли. И заколебались. Ждать ли татар, переправляться ли?

Старшие, опытные воеводы предлагали: здесь повременить. Мамай силен, с ним и Литва, и князь Олег Рязанский. Димитрий, вопреки советам, перешел через Дон. Назад путь был отрезан, значит, все вперед, победа или смерть.

Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: “Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!”

По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: “Многим плетутся венки мученические”. Их было сплетено немало.

Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: “Мы победили”.

Несколько интересных фактов

Известно несколько интересных фактов о Сергее Радонежском:

  • Будучи беременной мать чудотворца отправилась в храм. Во время молитвы, её ребенок в утробе прокричал трижды. С каждым разом громкость плача увеличивалась;
  • Согласно источникам, Сергей Радонежский помогал монахам. Они были вынуждены ходить за водой на дальние расстояния. Преподобный отыскал несколько капель, оставшихся от дождя, и произнес над ними молитву. Через некоторое время появился источник воды;
  • Чудотворец помогал и обычному народу. Местный житель обратился к нему с просьбой спасти больного сына. Мальчик скончался, после того, как его принесли к Сергею Радонежскому. Но пока его отец ходил за гробом, тот невероятным образом ожил;
  • Преподобный безотказно помогал каждому человеку, нуждающемуся в его поддержке. Известно, что он исцелил бесноватого вельможу, лечил больных от бессонницы и слепоты;
  • Чудотворец оказывал помощь в примирении и спасении от долгов.

По этому поводу в 2014 году дал интервью патриарх Кирилл. По его словам, Сергей Радонежский обладал необычайными способностями. Он мог влиять на законы природы и приближать человека к Богу. Историк Ключевский заявил, что чудотворец был способен поднять дух народа.

Для того чтобы увидеть мощи святых, нужно доехать до Покровского монастыря

По сей день находятся святые их мощи в Хотьково, в Никольском соборе Покровского монастыря. Обитель находится по адресу: Московская область, Сергиево — Посадский район, город Хотьково, улица Кооперативная, владение 2.

Из Москвы можно добраться на электричке, отходящей от Ярославского вокзала в Сергиев Посад, выйти на станции «Хотьково» С обратной стороны станции отходит автобус до монастыря. От конечной остановки идти примерно 10 минут.

Официальный сайт Покровского монастыря в Хотьково

Подробнее о том, как доехать, можно прочесть на официальном сайте монастыря

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]