День Сергия Радонежского 2021: когда отмечают, традиции и народные приметы

Во вторник, 8 октября, православные отмечают День памяти преподобного Сергия Радонежского. Подробнее об этом празднике — в материале Федерального агентства новостей.

Игумен Сергий Радонежский, всея России чудотворец, живший в годы монголо-татарского ига, преставился Богу 8 октября 1392 года (25 сентября — по старому стилю). С XV века Русская православная церковь почитает этого основателя нескольких монастырей, в том числе Троице-Сергиевой лавры под Москвой, в лике преподобных — это особый разряд святых, угодивших Богу монашеским подвигом. А еще Сергий Радонежский считается величайшим подвижником Русской земли и покровителем учащихся.

Житие Сергия Радонежского

О жизни Сергия Радонежского первым написал его ученик Епифаний Премудрый, впоследствии тоже причисленный к лику святых. В этом «Житии» рассказывается о чудесах, произошедших с Сергием Радонежским, и не говорится, когда преподобный появился на свет. Дата его рождения указана в житии, составленном архиепископом Никоном, — 3 мая 1319 год. Но в трудах других исследователей называются иные даты рождения Сергия Радонежского, а потому доподлинно не известно, в каком возрасте он преставился. По одной версии — в 70 лет, по другой — в 78.

Родился Сергий Радонежский в селе Варницы под Ростовом «от родителей благородных и благоверных» Кирилла и Марии. Он с самого рождения был особенным ребенком — еще будучи в утробе матери, трижды закричал во время литургии, отказывался брать материнскую грудь в постные дни и не принимал молока от кормилицы…

При крещении мальчику дали имя Варфоломей. Когда мальчику было семь лет, его вместе с братьями Стефаном и Петром отдали учиться грамоте. Братья обучались успешно, а у Варфоломея дело не шло, за что его наказывал учитель и ругали учителя. И тогда отрок принялся «со слезами молиться Богу», пишет Епифаний Премудрый. А однажды юный Варфоломей встретил на поле возле дуба таинственного старца, которому рассказал о своих проблемах с учебой, и после совместной молитвы и вкушения святой просфоры учение ему стало даваться легко, и он стал знать грамоту лучше братьев и всех сверстников. Это событие изобразил художник Михаил Нестеров на своей картине «Видение отроку Варфоломею».

wikipedia.org /

Не достигнув и 12 лет, Варфоломей стал соблюдать строгий пост и молиться по ночам. Примерно тогда же его родители обеднели и семье пришлось переехать в город Радонеж. Варфоломей мечтал принять монашеский подвиг, родители не возражали, но просили дождаться их смерти. Когда это произошло, Варфоломей отдал свою долю наследства младшему брату и вместе со старшим ушел на пустынное жительство. После долгих поисков браться «наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода», пишет Епифаний. Они соорудили там келью, а затем построили небольшую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы.

Стефан недолго жил в пустыни с братом и ушел в монастырь, где жизнь была не столь трудна и сурова. Оставшись один, Варфоломей призвал игумена Митрофана и принял от него монашеский постриг с именем Сергий. Через какое-то время вокруг него стала селиться монашеская братия. Считается, что Троице-Сергиева лавра была основана в 1342 году. Сергий стал вторым ее игуменом (первым был Митрофан) и пресвитером. Он запретил монахам просить подаяние и постановил, чтобы иноки жили своим трудом, подавая им в этом пример.

wikipedia.org /

Помимо Троице-Сергиевой лавры преподобный основал еще несколько монастырей. «Тихими и кроткими словами» Сергий примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться князю московскому Дмитрию Иоанновичу. Благодаря этому удалось победить в Куликовской битве, за что князь получил прозвище Дмитрий Донской. Накануне сражения он приходил к старцу Сергию, которому очень верил, и спрашивал, стоит ли ему воевать против татарской орды, которую созвал Мамай.

«Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься», — ответил князю Сергий Радонежский.

А когда выступившие в поход русские воины увидели многочисленное и свирепое татарское войско и остановились, размышляя, как же быть, явился гонец с посланием от святого, в котором говорилось:

«Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

За шесть месяцев Сергий радонежский предвидел свою кончину и уведомил об этом монахов.

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную», — наставлял перед смертью святой.

wikipedia.org /

Преподобный Сергий скончался в 1392 году, через 30 лет были обретены его мощи, которые сейчас находятся в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 1919 году большевики вскрыли мощи преподобного и до 1946 держали их в музее, после чего вновь вернули церкви.

По молитвам Сергий Радонежского произошло немало чудес. Но как отмечал патриарх Кирилл в одном из интервью, «смысл чудес не в самом факте нарушения законов природы, но в подтверждении близости человека к Богу, которому все возможно».

«Главное чудо преподобного Сергия — он сам», — подчеркивал предстоятель РПЦ.

Какой церковный праздник 8 октября

В эту дату православная церковь отмечате день памяти подвижника русской земли Сергия Радонежского, который за свои праведные деяния был причислен к лику святых. Именно он является основателем Троицкого монастыря в Москве и реформатором монашества в северных регионах русской земли.

Праздник знаменуется особыми приметами, кроме того существует ряд рекомендаций по ведению хозяйства. Например, с этого дня разрешается начинать делать заготовки из капусты, но следует отложить забой кур и готовку из их мяса пищи.

Сергий Радонежский, имевший до крещения имя Варфоломея, и в наши дни почитается РПЦ как преподобный.

Народные традиции и приметы

В народе день преставления Сергия Радонежского прозвали капустником. В этот день было принято всей семьей квасить капусту в деревянных бочках, которые заранее окуривали чабрецом и натирали чесноком, а на дно клали несколько ароматных веточек можжевельника. Эти нехитрые секреты придавали квашеной капусте необыкновенный вкус и аромат.

Кроме того, на Руси на Сергия Радонежского было принято готовить блюда из курицы и яиц, потому что преподобного считали хранителем этой домашней птицы.

Обязательно в этот день утром посещали церковные службы, чтобы почтить память святого. У его икон молились о счастье, удаче во всех делах, в работе и учебе. Просили и здравии — как телесном, так и духовном.

А по погоде 8 октября судили, когда начнется зима: если в этот день выпадал первый снег, то установление зимы ждали 21 или 22 ноября.

Сергий Радонежский — почему он?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.


Град Радонеж

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.


Молитва прп Сергия о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

Ученики и последователи Сергия Радонежского

  • Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
  • Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
  • Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
  • Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
  • Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
  • Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г.
  • Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
  • Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
  • Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.
  • Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около 1374 г.
  • Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.
  • Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
  • Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.
  • Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
  • Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
  • Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
  • Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
  • Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
  • Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
  • Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Свернуть
В заставке и материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Читайте другие материалы о святом Сергии Радонежском

Старообрядческие церкви во имя преподобного Сергия Радонежского

До революции в Тверской губернии действовали два старообрядческих храма во имя преподобного Сергия Радонежского: храм в д. Дмитрово Погорельского района Калининской области (ныне Зубцовский район Тверской области) и храм в д. Матюково (Торжокский район Тверской области). Оба храма были уничтожены в богоборческие годы. В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня храмовой праздник в г. Сычевке Смоленской области и в дер. Микварово Кировской области. Во имя преподобного также освящен предел кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском. В Русской Древлеправославной Церкви во имя Сергия Радонежского освящены храмы в с. Чаплыгино Курской области и г. Орске Оренбургской области. Также в честь преподобного освящен единоверческий храм в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области.


Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в городе Сычевке Смоленской области

Во имя преподобного Сергия была освящена и нижняя церковь известного старообрядческого Успенского храма на Апухтинке (сейчас в здании храма находится общежитие).

Успенский собор на Апухтинке (ныне общежитие)

Юность Варфоломея

Известный церковный писатель древней Руси Епифаний Премудрый (ум. ок. 1420 г.), ставший фактическим агиографом преподобного Сергия Радонежского, сообщает, что будущий подвижник земли Русской родился неподалеку от города Ростова в селе Варницы. Отцом преподобного был поместный боярин Кирил, служивший у ростовских удельных князей, матерью — его супруга Марья.


Молитва преподобного Епифания Премудрого перед началом работы над Житием преподобного Сергия. Миниатюра Лицевого Жития преподобного Сергия. Москва. Конец XVI в. Москва, РГБ

Согласно тексту Епифания, датой рождения Варфоломея (так нарекли при крещении Сергия) является май 1322 года, однако во второй четверти ХV века Житие Сергия Радонежского переработал агиограф, редактор ряда Житий Пахомий Логофет (ум. не ранее 1484), согласно тексту которого дата рождения Варфоломея — 3 мая (ст. ст.) 1314 года. В Житии преподобного Сергия рассказывается о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына его мать и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и в момент произношения священником «Святая святым». С первых дней жизни Варфоломей по средам и пятницам не принимал молока матери. В возрасте семи лет мальчика отдали обучаться грамоте вместе со своими братьями, старшим Стефаном и младшим Петром. Так сложилось, что первое время обучение не давалось Варфоломею, в отличие от его старших братьев, выучивших азбуку и получивших навык чтения в считанные месяцы. Учитель ругал его, родители огорчались. Отрок Варфоломей тем временем со слезами молился Богу, прося помощи. Но учеба все же ему никак не давалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Однажды отец попросил его последить за табуном княжеских лошадей. В какой-то момент несколько лошадей отделились от остальной группы и зашли в лес. Варфоломей немедля отправился на их поиски. В лесном урочище он вышел на пригорок, на котором рос удивительной красоты дуб. Мальчик неожиданно увидел под деревом благообразного старца, который молился. После того, как старец закончил молиться, Варфоломей сказал ему, что желает научиться грамоте, но у него это не получается, и попросил старца помолиться Богу. Совершив молитву, отшельник вынул из своей котомки ковчежец и взял из него частицу просфоры и, перекрестив ее, велел съесть со словами:

То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <�…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников.

Старец собрался уходить, но Варфоломей просил его посетить родительский дом. Родители с честью встретили гостя и накрыли для него стол. Но старец сказал, что сперва нужно вкусить духовную пищу, и повелел Варфоломею читать Псалтырь. Отрок принялся за чтение, легко и понятно произнося псалмы, чему очень удивились его родители. Уходя, старец сказал родителям Варфоломея:

Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа.

Почитание Сергия, игумена Радонежского

5 июля (ст. ст.) 1422 года были обретены нетленными мощи Сергия. Вот как об этом событии писал Пахомий Логофет: «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением… Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым». С тех пор дата обретения мощей 18 июля (н. ст.) является одним из дней памяти святого.

Нет документальных свидетельств о том, когда началось почитание Сергия. Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей преподобного Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь.


Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Современная фотография

Как указывает специалист в области агиологии, историк Е. Е. Голубинский, почитание Сергия Радонежского, очевидно, имеет раннее происхождение. Однако указывает, что официальная канонизация была возможна благодаря настойчивым действиям московского митрополита Ионы. Мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в главный собор лавры — Троицкий.


Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Современная фотография

Самым популярным источником сведений о Сергии Радонежском, известным памятником древнерусской литературы является знаменитое «Житие» Сергия, написанное в 1417–1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Спустя десятилетия оно было переработано Пахомием Логофетом и дополнено новыми фактами, включая историю с обретением мощей.

Обители, основанные Сергием Радонежским

Помимо Троицкого монастыря, Сергий основал еще несколько скитов, впоследствии ставших монастырями: Благовещенский на Киржаче (1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (1385 г.) близ Коломны, Высоцкий монастырь (1374 г.), Георгиевский на Клязьме. В эти монастыри и скиты игумен Радонежский направил своих учеников, которые стали там настоятелями. Всего же ученики Сергия Радонежского создали около сорока монастырей.


Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Современная фотография

Набольшую известность получили такие известные, как Савво-Сторожевский (1398 г.) близ Звенигорода, Богородице-Рождественский Ферапонтов (1398 г.), Кирилло-Белозерский (1397 г.), Павло-Обнорский (1414 г.) и многие другие.


Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь

Судьба мощей преподобного Сергия Радонежского и его обители в Советские годы

После смерти преподобного Сергия игуменами Троицкой обители в разное время были известные русские подвижники. Из них наиболее известны преподобные Никон и Дионисий Радонежские, Сава Звенигородский, Мартиниан Белозерский. В годы Смуты выходец из г. Ржева игумен Дионисий спасал обитель Сергия от поругания.

В 1919 году мощи преподобного Сергия были вскрыты, а после переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Антицерковный террор в советский период затронул и Троице-Сергиеву лавру. В 1920 г. декретом Совнаркома, по личному распоряжению В.И. Ленина, Троице-Сергиева лавра была закрыта и преобразована в историко-художественный музей. В зданиях лавры разместились педагогический институт, жилые помещения и другие учреждения.


Троице-Сергиева лавра. Зимний вид

После окончания Великой Отечественной войны началось возрождение Троице-Сергиевой лавры. На сегодняшний день Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. В лавре действует уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.


Троице-Сергиева лавра с высоты

Автор: Марина Волоскова

Тропарь, кондак и канон преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4.

Иже к добродетелем подвижник, яко воистину воин Христа Бога, на страсти велми подвизася, к жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих, образ быв своим учеником. Тем же и вселися в тя Пресвятый Дух, его же действием светло украшен. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо еже собра мудре, и не забуди яко же обещася, посещая чад своих, Сергие преподобне отче наш.

Кондак, глас 8.

Христовою любовию уязвився преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всяко наслаждение плотское возненавиде, и яко солнце Отечеству си возсиял еси. Тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти, радуися Сергие богомудре.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Сергию Радонежскому →

Читать онлайн

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]