Святой Савва Сторожевский — в чем помогает и о чем молятся иконе

16 декабря (3 декабря ст. ст.) Церковь чествует память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из ближайших учеников и сподвижников преп. Сергия Радонежского. Преподобный Савва стал основателем и первым игуменом Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, который первый в истории Руси получил статус Лавры. Здесь, во время игуменства преподобного Саввы, трудился знаменитый иконописец Андрей Рублев и создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Первое житие преподобного Саввы Сторожевского было написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Примечательно, что краткое житие преподобного переложил на современный литературный язык великий русский поэт А. С. Пушкин.

Житие преподобного Саввы Сторожевского

О детских и отроческих годах преподобного Саввы, до прихода его в монастырь, сведений не сохранилось. Неизвестны так же год и место его рождения. Житийная повесть начинается с того времени, как юный подвижник пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него иноческий постриг. Под руководством великого игумена, инок Савва упражнялся в посте и богомыслии, пребывая в непрестанном подвиге, смирении и трудах. За свое благочестие и внутреннее преуспеяние он был удостоен священнического сана и был избран духовником обители.

После победы на Куликовом поле, благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, согласно своему обету, задумал создать общежительную обитель во имя Пресвятой Богородицы. Он обратился за помощью к преподобному Сергию, и преподобный облюбовал уединенное место на реке Дубенке, где поставил церковь, а потом создал и монастырь в честь Успения Богоматери. Настоятелем был назначен преподобный Савва, как весьма опытный и искусный инок, способный к отческому попечению о братии (по другим источникам, вопрос об игуменстве Саввы Сторожевского в Свято-Успенского Дубенском монастыре является весьма спорным, так как игуменом в то время был другой Савва — Стромынский).

Преподобный Савва пользовался уважением не только среди монастырской братии и простых мирян, но и в княжеском роде. Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского. В 1395 году (по другим источникам — в 1399 г.) Юрий Звенигородский обратился за благословением к преподобному Савве на поход в Волжскую Булгарию. Преподобный благословил князя на ратный подвиг и предсказал ему славную победу. Сражение окончилось полным разгромом противника: Юрий Звенигородский сумел взять 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань, и с той поры стал еще больше почитать святого старца.

После кончины преподобного Сергия, преподобный Савва, вняв мольбам братии, около шести лет управлял Троицкой обителью, так как благословленный на игуменство Никон Радонежский удалился на это время в затвор. Тогда, подобно своему богоносному наставнику, он извел источник за северной стеной монастыря, так как братия страдала от нехватки воды. Но в 1398 году благочестивый князь Юрий Звенигородский утвердился в благом намерении создать в своих окрестностях иноческую обитель и пригласил с этой целью преподобного Савву. Место было выбрано на горе Сторожевской, в полутора верстах от самого Звенигорода. Возложив всю надежу на Пресвятую Богородицу, святой подвижник поселился на новом месте, где в скором времени поставил деревянную церковь в честь Рождества Пречистой и соорудил себе маленькую келью. Постепенно вокруг него стала собираться братия, и богомудрый старец с отеческой любовью принимал всех и наставлял на путь спасения. Так в скором времени устроился новый общежительный монастырь. Звенигородский князь всячески опекал обитель и делал большие вклады. Незадолго до преставления преподобного он поставил величественный каменный храм в честь Рождества Богородицы (вместо прежнего, деревянного), который сохранился и до наших дней.

Библиотека Русской веры Житие преподобного Савы Сторожевского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Чувствуя приближение к вечности, преподобный Савва стал стремиться к большему уединению и для этого выкопал себе в версте от монастыря небольшую пещеру. Преставился угодник Божий в глубокой старости, 3 декабря 1407 года, преподав всем мир и последнее целование. Преемником своим он назначил одного из учеников, также по имени Савва. Весть о его блаженной кончине быстро разлетелась по Звенигородским окрестностям: на погребение собралось множество народа, все прощались с преподобным, словно с родным отцом. Тело преподобного Саввы было предано земле с правой стороны у Богородице-Рождественской церкви.

Скит святого Саввы

Расположен недалеко от монастыря. Ранее это была небольшая пещера, выкопанная на склоне горы. Святой старец удалялся туда для совершения молитв.

Основали скит стараниями Московского митрополита, святителя Филарета и фабриканта П.Г. Цурикова. На том месте в конце XIX в. возвели церковь и кельи. Во время революции на его территории расквартировали солдат.

В наши дни проводят реставрационные работы по его восстановлению.

Почитание и прославление преподобного Саввы Сторожевского

Местное почитание преподобного Саввы Звенигородского началось сразу же после его преставления. Первая икона преподобного была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием. В гра­мо­те 1539 го­да пре­по­доб­ный Савв­а на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. В се­ре­дине XVI в. бы­ло со­став­ле­но опи­са­ние чу­дес. Общецерковное прославление преподобного состоялось в 1547 году, по инициативе монастырской братии и митрополита Московского Макария, а 19 (29) января 1652 года, после 245 летнего пребывания в сырой земле, были обретены нетленные мощи святого. Дубовая гробница с мощами была поставлена в Богородице-Рождественском соборе у южных врат алтаря.

Тропарь, кондак и канон преподобному Савве Сторожевскому

Тропарь, глас 8:

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Саве Сторожевскому →

Читать онлайн

Молитва

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Чудеса преподобного Саввы Сторожевского

Молитвами преподобного Саввы совершались многочисленные исцеления, не раз и после отшествия в мир иной он оказывал чудесную помощь насельникам своей обители, когда те были в опасности или терпели какую-либо нужду. Чудесным образом была написана и первая его икона.

Однажды, уже через много лет после своего преставления, преподобный Савва явился во сне игумену Дионисию, который был искусным иконописцем, назвался по имени и повелел написать свой образ. Тогда Дионисий призвал к себе древнего старца Аввакума, который, пришедши в юном возрасте в обитель, видел преподобного еще живым, и стал подробно расспрашивать о его наружности. Убедившись, что видение было истинным, Дионисий написал икону преподобного по тому образу, какой он увидел во сне. По прошествии некоторого времени, этот же игумен Дионисий впал в сильное искушение по навету нерадивых иноков, которые составили против него клеветнический донос к великому князю Иоанну Васильевичу. Князь сначала поверил клевете, и игумен стал сильно скорбеть по этому поводу. Но преподобный Савва опять явился ему во сне и велел ни о чем не печалиться, но положиться на волю Божью. И, таким образом, по молитвам преподобного, клеветники оказались посрамлены, а игумен, после объяснения с великим князем, с большой честью возвратился в свою обитель.

Открытию мощей угодника Божьего преподобного Саввы также предшествовало одно чудесное обстоятельство. Как-то отбившись от свиты во время охоты в Звенигородских лесах, царь Алексей Михайлович чуть было не погиб при одиночной встрече с медведем. Но тут явился благолепный старец и отогнал зверя прочь. Спрошенный об имени, он назвал себя Саввою и иноком Сторожевской обители и быстро скрылся в лесу. Благодарный царь поспешил в обитель, чтобы найти этого инока, но там не оказалось ни одного старца по имени Савва. Тогда царь, взглянув внимательно на образ преподобного Саввы Сторожевского, уразумел, что ему явился сам святой. Он велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления св. мощей преп. Саввы к торжественному открытию.

В 1812 году, когда Наполеон подошел к Москве, в Саввино-Сторожевском монастыре расположился отряд вице-короля итальянского принца Евгения (Эжена) Богарне. Солдаты сразу же занялись мародерством, не щадя и церковного имущества. Но, как рассказывал позже сам принц Евгений, вскоре, то ли во сне, то ли наяву, пред ним предстал грозный старец в черном монашеском облачении. Он приказал ему не расхищать обитель, обещая за это благополучный исход на родину. Когда устрашенный Евгений узнал по образу на иконе явившегося ему старца, то приказал опечатать церковь и направил свое войско к Москве. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом — сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Преподобный Савва Сторожевский. Иконы

Преподобный Савва изображается в традиционном монашеском одеянии. Поверх подрясника накинута черная мантия (палий) — длинная, без рукавов, накидка с застежкой на вороте. Черный цвет мантии — символ покоя, совершенного отрешения от суетного внешнего мира, а также отказ от собственных страстей. Правая рука святого воздета в благословляющем жесте, а в левой находится свернутый свиток — символ Евангелия Божия. В других иконографических вариантах в левой руке святого может находиться развернутый свиток или икона Божией Матери с Богомладенцем Христом.


Прп. Савва (фрагмент). Икона. Москва. Средина XVII в. Деисусный ряд собора Сторожевского монастыря


Преподобный Савва Сторожевский, с житием в 12 клеймах. 1835 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Прп. Савва Сторожевский. Икона. Москва. XVII в. Из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь


Святые преподобные Сергий Радонежский и Савва Звенигородский. 2-я пол. XIX века. Мстёра, старообрядческая школа (Алексей Суслов)


Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII в. Подмосковье


Прп. Савва. Шитая пелена. Фото начала XX века. Москва. XVII в.


Преподобный Савва Сторожевский. Современная икона

В августе 2007 года у входа в Саввино-Сторожевский монастырь был открыт памятник прп. Саве Сторожевскому (скульптор Сергей Сорокин).

Основание новой обители

Здесь игумен Савва оставался некоторое время, служа братии со всем усердием. Будучи духовным чадом преподобного Саввы, его посетил сын Димитрия Донского, благоверный князь Георгий. Он умолял преподобного посетить его дом в Дмитрове. Желая иметь духовного отца неподалеку, Георгий умолил преподобного основать обитель в его отечестве — месте Сторожи около городка Звенигород.

Савва оказал послушание князю, взял с собой Смоленскую икону Божией Матери, и в избранном месте, укрепляясь молитвой к Богородице и Спасу душ наших, возвел церковь, которую освятил в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Для себя преподобный устроил келейку, к которой постепенно стал стекаться православный народ, и это стало началом общежительного монастыря. Святого всячески поддерживал князь, оказывая ему бесконечное доверие. Благоверный князь повелел строить каменную церковь, и дал преподобному деньги и села, необходимые для постройки монастыря.

Князь Юрий Дмитриевич предпринял очень успешную военную кампанию на территории Орды, против волжских булгар, заручившись перед этим молитвенной поддержкой святого Саввы и испросив у него благословение. Поход завершился взятием 14 вражеских городов и полной победой русских войск, что сохранило Русь от нашествия Тамерлана и полного уничтожения государства.

После похода было начато строительство Успенской церкви на Городке. Для росписи каменной церкви в Сторожи и Успенского храма, святой пригласил молодого Андрея Рублева и благословил его на написание Звенигородского чина — три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла.

Саввино-Сторожевский монастырь

Ныне действующий Саввино-Сторожевский монастырь (РПЦ) расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области.

В честь преподобного Саввы Сторожевского освящен придел Собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, построенного в начале ХV века.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря с приделом в честь преп. Саввы Сторожевского

В XV—XVII веках обитель играла немаловажную стратегическую роль в обороне западной стороны столицы, а также стала любимым местом молитвы многих русских царей. Здесь бывали Иван IV Грозный с супругой Анастасией Романовной и их сын Фёдор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь превратился в загородную царскую резиденцию. В это время в обители были возведены дворец государыни, царские палаты и внешние каменные стены. Храмы обители расписывали самые известные иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе.


Саввино-Сторожевский монастырь

Вскоре после революции монастырь был закрыт и разорен. 17 марта 1919 года были вскрыты мощи преподобного Саввы. Результат вскрытия мощей был опубликован в отчёте VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, в котором был описан так: «кукла из ваты; в вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости». 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была окончательно закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Богородице-Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.


Рака с мощами преп. Саввы Сторожевского

Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

Начало пути

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Саввино-Сторожевский монастырь и старообрядчество

Примечательно, что в 1667 году, в честь приезда в Москву иностранных патриархов, утвердивших церковные реформы ХVII века, колокольных дел мастером Александром Григорьевым в Саввино-Сторожевском монастыре был отлит самый знаменитый Большой Благовестный колокол, весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звуком, равного которому не было в России: по преданию, звон его долетал и до самой Москвы. В 1941 году Большой Благовест решили снять на переплавку, но в ходе работ он упал и разбился. В настоящее время от него остался лишь осколок языка весом 700 кг, который выставлен на обозрение. Колокол Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

В Саввино-Сторожевском монастыре подвизался один из самых известных старообрядческих святых — Никанор Соловецкий. В 1654-1658 гг. он был настоятелем обители. Впоследствии Никанор стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту старой веры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]