Есть ли душа у животных: мнение церкви и философские учения

Есть ли душа у животных согласно Библии

Православие отвечает на этот вопрос однозначно: да, есть. Книга Бытия начинается с рассказа о создании мира. Из нее мы узнаем, что первыми Бог сотворил птиц и рыб, а уже потом земля породила души других живых существ. При этом Библия говорит, что только человек имеет бессмертную сущность, так как она была дана ему самим Господом Богом.

По христианским традициям принято поминать умершего на 9-й, а затем на 40-й день. Делают это, чтобы Всевышний даровал усопшему вечную жизнь. А вот у животных душа разрушается сразу после смерти вместе с физическим телом, поэтому такие обряды над ними не проводятся.


Некоторые богословы считают, что разрушаемая душа животного обретает бессмертие

По церковным канонам привязанность к четвероногим друзьям – это грех. Святое Писание говорит, что любовь, которую Создатель дал человеку с избытком, должна быть направлена на родных и близких. Однако очень часто владельцы кошек или собак относятся к своим питомцам, как к полноправным членам семьи. Немудрено, что они часто задаются вопросом: куда уходят их питомцы после завершения земной жизни.

Можно ли молиться о любимцах?

В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.

Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.

Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.

Души животных после смерти

Еще совсем недавно наука полностью опровергала бессмертие сознания. Сегодня все больше ученых признает, что душа – это некая энергия, которая после выхода из физического тела вливается в общий электромагнитный поток. Таким образом, это доказывает, что жизнь после смерти все-таки существует.

Хороший пример вечности духа нам показывает одна старая притча. Собака, которая очень любила своего хозяина, вскоре после его кончины умерла от тоски. Попав на Небеса, животное и человек встретились у входа в Рай. Мужчина хотел взять питомца с собой, однако проход для четвероногого друга был закрыт. Тогда он последовал дальше и вскоре увидел еще одни врата. У них сидел старец, который с радостью пропустил обоих, сказав, что именно это Рай, а то был Ад.

Некоторые богословы склоняются к мнению, что изначально разрушаемая душа кошки или собаки обретает бессмертие после долгого общения с любящим хозяином. То есть происходит слияние сущности животного с человеком. Эту теорию подтверждают сведения очевидцев. Многие медиумы, проводя сеансы спиритизма, часто видят рядом с человеком его умершего питомца, к которому тот был сильно привязан.

Именно любовь к животному позволяет их сущности отождествиться с нашей. Чем сильнее это чувство, тем быстрее сознание становится бессмертным. Так, бездомные собаки или кошки вряд ли попадают на Небеса, их дух умрет вместе с телом. А вот у четвероногих любимцев шансы воссоединиться со своими хозяевами довольно высоки.

Однако существует еще одно мнение, чем-то похожее на предыдущее. Его сторонники утверждают, что Рай для домашних животных все же существует, однако там они предстают обновленными, в несколько другой ипостаси.

Церковь разрешает молиться за питомцев, которые потерялись или заболели, ведь главным тезисом учения Христа является безусловная любовь ко всему живому.

Правда ли, что собаки — нечи­стые живот­ные?

Св. Пат­ри­арх Фотий писал: «Чистое стало отде­ляться от нечи­стого не с начала миро­зда­ния, но полу­чило это раз­ли­чие из-за неко­то­рых обсто­я­тельств. Ибо поскольку егип­тяне, у кото­рых изра­иль­ское племя было в услу­же­нии, многим живот­ным воз­да­вали боже­ские поче­сти и дурно поль­зо­ва­лись ими, кото­рые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ изра­иль­ский не был увле­чен к этому сквер­ному упо­треб­ле­нию и не при­пи­сал бес­сло­вес­ным боже­ское почи­та­ние, в зако­но­да­тель­стве спра­вед­ливо назвал их нечи­стыми — не потому, что нечи­стота была при­суща им от созда­ния, ни в коем случае, или нечи­стое было в их при­роде, но поскольку еги­пет­ское племя поль­зо­ва­лось ими не чисто, но весьма скверно и нече­стиво».

Поня­тие чистых и нечи­стых живот­ных суще­ство­вало в Ветхом Завете, пер­во­на­чально как обычай (Быт.7:1–3), а после Потопа, когда людям было раз­ре­шено есть мясо живот­ных — как закон (Лев.11). Поня­тие чистоты было свя­зано как с воз­мож­но­стью упо­треб­лять живот­ных в пищу, так и исполь­зо­вать их для жерт­во­при­но­ше­ний (Быт.8:20) (но не всех из чистых). Запре­щено было дотра­ги­ваться к трупу нечи­стого живот­ного.

Из мле­ко­пи­та­ю­щих, раз­ре­шено было есть живот­ных, у кото­рых раз­дво­ены копыта и кото­рые жуют жвачку. «Из всех зверей чет­ве­ро­но­гих те, кото­рые ходят на лапах, нечи­сты для вас…» Таким обра­зом, и кошка, и собака по этому биб­лей­скому опре­де­ле­нию — живот­ные нечи­стые.

В Новом Завете, с отме­ной риту­аль­ной сто­роны вет­хо­за­вет­ного Закона, эти нормы поте­ряли для нас акту­аль­ность. Новый Завет знает лишь поня­тие нрав­ствен­ной скверны — то есть греха.

Философия и душа

Вопросами о бессмертии сознания задаются не только глубоко верующие люди. Эта тема занимает умы многих философов, ученых и даже атеистов.

Философия Тибета

Тибетские монахи верят, что после смерти все мы перевоплощаемся в живую форму. При этом новая ипостась может быть совершенно разной: от дождевого червя до слона. Шансы родиться заново человеком очень малы, а потому вполне вероятно, что какая-нибудь букашка в прошлой жизни была чьим-то родственником.

Буддизм учит нас любить и относится бережно ко всему, что имеет душу. Мы должны научиться сочувствовать, проявлять доброту к низшим живым существам так, как если бы они были людьми.


Буддизм учит любви и бережному отношению ко всему, что имеет душу

Люди, знакомые с тибетской философией, часто задаются вопросом о становлении, развитии сознания. Если посмотреть на него через призму эволюции, можно увидеть, что человек стоит на высшей ступени эволюционного процесса. Такую теорию подтверждает случай с экстрасенсом, у которого спросили: «Куда попали души давно вымерших динозавров»? Ясновидящий ответил коротко: «Они здесь».

Метемпсихоз

Это учение, зародившееся в Древней Греции, проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся. По сути, тут продолжается тема эволюции духа. Согласно философии метемпсихоза, прежде чем стать человеческим, сознание проживает несколько циклов в животном воплощении.

Количество перерождений зависит от самосознания: чем быстрее дух станет индивидуальным, тем больше шансов, что в следующей жизни он обретет человеческую оболочку. Однако не все души способны эволюционировать, а потому существует понятие коллективного разума, когда сущности сливаются воедино.


Метемпсихоз проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся

Сознание питомца быстрее перейдет на следующий этап развития, если при жизни его любили, относились, как к члену семьи или ребенку.

Совет автора

Здесь также прослеживается идея отождествления животной души с человеческой. Наша сущность очень сильна, а потому заставляет дух собаки или кошки обретать самостоятельность.

Привязываясь к своим питомцам, мы тяжело переживаем их уход в иной мир. Однако не стоит печалиться, ведь души бессмертны, а потому на Небесах нас ждет приятная встреча с нашими любимцами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

При­зва­ние живот­ных

Живот­ные были при­званы все­цело под­чи­няться чело­веку, при усло­вии соблю­де­ния чело­ве­ком Боже­ствен­ной запо­веди. До гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ского живот­ные жили в мире между собою и пита­лись только рас­ти­тель­ной пищей (Быт.1:30). После гре­хо­па­де­ния чело­век частично утра­тил власть над живот­ным миром, на мир живот­ных рас­про­стра­ни­лись смерть и тление, при­су­щие чело­ве­че­скому телу.

Правда ли, что храм необ­хо­димо заново освя­щать, если в него вбежит собака?

Собака для вет­хо­за­вет­ных иудеев была не просто гряз­ным улич­ным живот­ным, но и нена­вист­ным язы­че­ским сим­во­лом. Пора­бо­ти­тели еврей­ского народа — вави­ло­няне, испо­ве­до­вали язы­че­скую рели­гию, в кото­рой собаке как обо­жеств­лен­ному живот­ному отво­ди­лось особо почет­ное место. Для еврея срав­нить кого-либо с псом – верх оскорб­ле­ния.

Даже деньги, выру­чен­ные от про­дажи собаки, рав­но­значно плате блуд­ницы, нельзя было вно­сить в Скинию (Втор.23:18).

Тем не менее, собаки исполь­зо­ва­лись в ско­то­вод­стве. В каче­стве домаш­них живот­ных собаки, согласно Библии, появ­ля­ются поздно, причем с той же охран­ной функ­цией (Тов.5:17). Ко вре­мени земной жизни Иисуса Христа чет­ве­ро­но­гих сто­ро­жей нередко стали дер­жать при домах, о чем сви­де­тель­ствует ответ хана­не­янки на отказ ей Спа­си­теля в помощи: «Гос­поди! Но и псы едят крохи, кото­рые падают со стола господ их» (Мф.15:27).

Теперь неболь­шой исто­ри­че­ский экс­курс в исто­рию России. Из книги Б. Успен­ского “Язык и куль­тура”: “В свое время в Мос­ков­ской Руси суще­ство­вал спе­ци­аль­ный «Чин на очи­ще­ние церкви, егда пес вско­чит в цер­ковь или от невер­ных войдет кто», кото­рый был отме­нен в резуль­тате реформ пат­ри­арха Никона (Николь­ский, 1885, с. 297–306; Смир­нов, 1913, прилож., с. 148, № 140; а также с. 404–412; Манс­ве­тов, 1882, с. 148–149); итак, при­сут­ствие пса осквер­няет цер­ковь (святое место), подобно тому как осквер­няет ее при­сут­ствие ино­верца — пес и ино­ве­рец объ­еди­ня­ются именно по при­знаку нечи­стоты. Точно так же духов­ному лицу в прин­ципе запре­ща­лось дер­жать собаку. Вместе с тем, чернец, нару­ша­ю­щий кано­ни­че­ские поста­нов­ле­ния, может нари­цаться псом, а также мед­ве­дем (Смир­нов, 1913, прилож., с. 36, № 40–41); зна­ме­на­тельно в то же время, что псом может име­но­ваться и чернец, нося­щий огниво (там же, прилож., с. 305), — это, несо­мненно, свя­зано с ролью огня в сла­вян­ском язы­че­ском культе. Подоб­ное отно­ше­ние к собаке осо­бенно наглядно про­яв­ля­ется у ста­ро­об­ряд­цев Оло­нец­кой губер­нии, кото­рые «при собаке не молятся Богу» (Зеле­нин, 1914–1916, с. 924) — при­сут­ствие собаки как нечи­стого живот­ного исклю­чает воз­мож­ность обще­ния с Богом.

Во всех этих слу­чаях обна­ру­жи­ва­ется явная про­ти­во­по­став­лен­носгь пса хри­сти­ан­скому культу: пес свя­зы­ва­ется с анти­хри­сти­ан­ским и прямо с бесов­ским нача­лом. Неверно было бы пола­гать, однако, что соот­вет­ству­ю­щее вос­при­я­тие пса появ­ля­ется на хри­сти­ан­ской почве: несо­мненно, пред­став­ле­ние о нечи­стоте пса имеет еще дохри­сти­ан­ские корни, т. е. было харак­терно для сла­вян­ского язы­че­ства.

Пока­за­тельно в этом смысле, что при­ве­ден­ные выше уста­новки, отно­ся­щи­еся к церкви, рас­про­стра­ня­ются и на отно­ше­ние к дому. Так, в част­но­сти, рус­ские кре­стьяне не допус­кают собаку в избу, но всегда держат ее вне дома, во дворе — подобно тому, как собака осквер­няет цер­ковь, она осквер­няет дом (ср. пред­став­ле­ние о том, что если собаку пустить в дом, то оскор­бятся при­сут­ству­ю­щие здесь ангелы – Ники­фо­ров­ский, 1897, с. 162, №1224): как цер­ковь, так и дом пред­став­ляет собой чистое место, не допус­ка­ю­щее осквер­не­ния”.

Суще­ствует кано­ни­че­ское пра­вило, каса­ю­щи­еся живот­ных, собаки в нём отдельно не выде­ля­ются. 88 канон Шестого Все­лен­ского Собора (VII в.) гово­рит, что ника­кое живот­ное нельзя вво­дить в храм, кроме ситу­а­ций, свя­зан­ных с прямой угро­зой жизни для чело­века. Согласно авто­ри­тет­ным тол­ко­ва­те­лям, смысл этого канона вовсе не в том, что живот­ное своим при­сут­ствием осквер­нит храм, а в том, чтобы не про­фа­ни­ро­вать дом Божий, сохра­нять к нему бла­го­го­ве­ние и не исполь­зо­вать цер­ков­ное здание не по назна­че­нию. См. Пра­вило 88 Шестого Все­лен­ского Собора.

В треб­нике Петра Могилы — чина освя­ще­ния храма после собак и других живот­ных нет. В Боль­шом Треб­нике есть только один чин перео­свя­ще­ния храма, свя­зан­ный с живот­ными: он совер­ша­ется в том случае, если живот­ное умерло или родило в храме. И опять ника­ких особых ука­за­ний отно­си­тельно собак.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]