Есть ли душа у животных согласно Библии
Православие отвечает на этот вопрос однозначно: да, есть. Книга Бытия начинается с рассказа о создании мира. Из нее мы узнаем, что первыми Бог сотворил птиц и рыб, а уже потом земля породила души других живых существ. При этом Библия говорит, что только человек имеет бессмертную сущность, так как она была дана ему самим Господом Богом.
По христианским традициям принято поминать умершего на 9-й, а затем на 40-й день. Делают это, чтобы Всевышний даровал усопшему вечную жизнь. А вот у животных душа разрушается сразу после смерти вместе с физическим телом, поэтому такие обряды над ними не проводятся.
Некоторые богословы считают, что разрушаемая душа животного обретает бессмертие
По церковным канонам привязанность к четвероногим друзьям – это грех. Святое Писание говорит, что любовь, которую Создатель дал человеку с избытком, должна быть направлена на родных и близких. Однако очень часто владельцы кошек или собак относятся к своим питомцам, как к полноправным членам семьи. Немудрено, что они часто задаются вопросом: куда уходят их питомцы после завершения земной жизни.
Можно ли молиться о любимцах?
В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.
Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.
Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.
Души животных после смерти
Еще совсем недавно наука полностью опровергала бессмертие сознания. Сегодня все больше ученых признает, что душа – это некая энергия, которая после выхода из физического тела вливается в общий электромагнитный поток. Таким образом, это доказывает, что жизнь после смерти все-таки существует.
Хороший пример вечности духа нам показывает одна старая притча. Собака, которая очень любила своего хозяина, вскоре после его кончины умерла от тоски. Попав на Небеса, животное и человек встретились у входа в Рай. Мужчина хотел взять питомца с собой, однако проход для четвероногого друга был закрыт. Тогда он последовал дальше и вскоре увидел еще одни врата. У них сидел старец, который с радостью пропустил обоих, сказав, что именно это Рай, а то был Ад.
Некоторые богословы склоняются к мнению, что изначально разрушаемая душа кошки или собаки обретает бессмертие после долгого общения с любящим хозяином. То есть происходит слияние сущности животного с человеком. Эту теорию подтверждают сведения очевидцев. Многие медиумы, проводя сеансы спиритизма, часто видят рядом с человеком его умершего питомца, к которому тот был сильно привязан.
Именно любовь к животному позволяет их сущности отождествиться с нашей. Чем сильнее это чувство, тем быстрее сознание становится бессмертным. Так, бездомные собаки или кошки вряд ли попадают на Небеса, их дух умрет вместе с телом. А вот у четвероногих любимцев шансы воссоединиться со своими хозяевами довольно высоки.
Однако существует еще одно мнение, чем-то похожее на предыдущее. Его сторонники утверждают, что Рай для домашних животных все же существует, однако там они предстают обновленными, в несколько другой ипостаси.
Церковь разрешает молиться за питомцев, которые потерялись или заболели, ведь главным тезисом учения Христа является безусловная любовь ко всему живому.
Правда ли, что собаки — нечистые животные?
Св. Патриарх Фотий писал: «Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво».
Понятие чистых и нечистых животных существовало в Ветхом Завете, первоначально как обычай (Быт.7:1–3), а после Потопа, когда людям было разрешено есть мясо животных — как закон (Лев.11). Понятие чистоты было связано как с возможностью употреблять животных в пищу, так и использовать их для жертвоприношений (Быт.8:20) (но не всех из чистых). Запрещено было дотрагиваться к трупу нечистого животного.
Из млекопитающих, разрешено было есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку. «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас…» Таким образом, и кошка, и собака по этому библейскому определению — животные нечистые.
В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны ветхозаветного Закона, эти нормы потеряли для нас актуальность. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха.
Философия и душа
Вопросами о бессмертии сознания задаются не только глубоко верующие люди. Эта тема занимает умы многих философов, ученых и даже атеистов.
Философия Тибета
Тибетские монахи верят, что после смерти все мы перевоплощаемся в живую форму. При этом новая ипостась может быть совершенно разной: от дождевого червя до слона. Шансы родиться заново человеком очень малы, а потому вполне вероятно, что какая-нибудь букашка в прошлой жизни была чьим-то родственником.
Буддизм учит нас любить и относится бережно ко всему, что имеет душу. Мы должны научиться сочувствовать, проявлять доброту к низшим живым существам так, как если бы они были людьми.
Буддизм учит любви и бережному отношению ко всему, что имеет душу
Люди, знакомые с тибетской философией, часто задаются вопросом о становлении, развитии сознания. Если посмотреть на него через призму эволюции, можно увидеть, что человек стоит на высшей ступени эволюционного процесса. Такую теорию подтверждает случай с экстрасенсом, у которого спросили: «Куда попали души давно вымерших динозавров»? Ясновидящий ответил коротко: «Они здесь».
Метемпсихоз
Это учение, зародившееся в Древней Греции, проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся. По сути, тут продолжается тема эволюции духа. Согласно философии метемпсихоза, прежде чем стать человеческим, сознание проживает несколько циклов в животном воплощении.
Количество перерождений зависит от самосознания: чем быстрее дух станет индивидуальным, тем больше шансов, что в следующей жизни он обретет человеческую оболочку. Однако не все души способны эволюционировать, а потому существует понятие коллективного разума, когда сущности сливаются воедино.
Метемпсихоз проповедует переодушевление умершего существа во вновь родившееся
Сознание питомца быстрее перейдет на следующий этап развития, если при жизни его любили, относились, как к члену семьи или ребенку.
Совет автора
Здесь также прослеживается идея отождествления животной души с человеческой. Наша сущность очень сильна, а потому заставляет дух собаки или кошки обретать самостоятельность.
Привязываясь к своим питомцам, мы тяжело переживаем их уход в иной мир. Однако не стоит печалиться, ведь души бессмертны, а потому на Небесах нас ждет приятная встреча с нашими любимцами.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Призвание животных
Животные были призваны всецело подчиняться человеку, при условии соблюдения человеком Божественной заповеди. До грехопадения человеческого животные жили в мире между собою и питались только растительной пищей (Быт.1:30). После грехопадения человек частично утратил власть над животным миром, на мир животных распространились смерть и тление, присущие человеческому телу.
Правда ли, что храм необходимо заново освящать, если в него вбежит собака?
Собака для ветхозаветных иудеев была не просто грязным уличным животным, но и ненавистным языческим символом. Поработители еврейского народа — вавилоняне, исповедовали языческую религию, в которой собаке как обожествленному животному отводилось особо почетное место. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления.
Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию (Втор.23:18).
Тем не менее, собаки использовались в скотоводстве. В качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией (Тов.5:17). Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15:27).
Теперь небольшой исторический экскурс в историю России. Из книги Б. Успенского “Язык и культура”: “В свое время в Московской Руси существовал специальный «Чин на очищение церкви, егда пес вскочит в церковь или от неверных войдет кто», который был отменен в результате реформ патриарха Никона (Никольский, 1885, с. 297–306; Смирнов, 1913, прилож., с. 148, № 140; а также с. 404–412; Мансветов, 1882, с. 148–149); итак, присутствие пса оскверняет церковь (святое место), подобно тому как оскверняет ее присутствие иноверца — пес и иноверец объединяются именно по признаку нечистоты. Точно так же духовному лицу в принципе запрещалось держать собаку. Вместе с тем, чернец, нарушающий канонические постановления, может нарицаться псом, а также медведем (Смирнов, 1913, прилож., с. 36, № 40–41); знаменательно в то же время, что псом может именоваться и чернец, носящий огниво (там же, прилож., с. 305), — это, несомненно, связано с ролью огня в славянском языческом культе. Подобное отношение к собаке особенно наглядно проявляется у старообрядцев Олонецкой губернии, которые «при собаке не молятся Богу» (Зеленин, 1914–1916, с. 924) — присутствие собаки как нечистого животного исключает возможность общения с Богом.
Во всех этих случаях обнаруживается явная противопоставленносгь пса христианскому культу: пес связывается с антихристианским и прямо с бесовским началом. Неверно было бы полагать, однако, что соответствующее восприятие пса появляется на христианской почве: несомненно, представление о нечистоте пса имеет еще дохристианские корни, т. е. было характерно для славянского язычества.
Показательно в этом смысле, что приведенные выше установки, относящиеся к церкви, распространяются и на отношение к дому. Так, в частности, русские крестьяне не допускают собаку в избу, но всегда держат ее вне дома, во дворе — подобно тому, как собака оскверняет церковь, она оскверняет дом (ср. представление о том, что если собаку пустить в дом, то оскорбятся присутствующие здесь ангелы – Никифоровский, 1897, с. 162, №1224): как церковь, так и дом представляет собой чистое место, не допускающее осквернения”.
Существует каноническое правило, касающиеся животных, собаки в нём отдельно не выделяются. 88 канон Шестого Вселенского Собора (VII в.) говорит, что никакое животное нельзя вводить в храм, кроме ситуаций, связанных с прямой угрозой жизни для человека. Согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. См. Правило 88 Шестого Вселенского Собора.
В требнике Петра Могилы — чина освящения храма после собак и других животных нет. В Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.