Будни и праздники молодого настоятеля сельского прихода


Настоятель храма

(Текст ее приводится по синодальному изданию 1891 г.) 1. Благочинный должен наблюдать, чтобы церкви строились святым алтарем на восток; чтобы иконостасы в них были благовидны и украшены иконами древнего греческого образописания; чтобы около амвона и иконостаса была решетка; чтобы святой антиминс был подписан освящавшим его архиереем, не ветх, не дыряв, не залит, не полинял; чтобы одежды и срачица на престоле и жертвеннике, ризы, стихари, подризники, епитрахили, поручи, орари, поясы были не ветхи, не разодраны и устроены не из низкой материи; чтобы дарохранительница, потир, дискос, звезда, лжица и проскомидные блюдца были серебряны, а потир внутри вызолочен, чтобы сосуд для святого мира был серебряный или хрустальный; чтобы были в церкви вещи, употребляемые при святом крещении, как-то: елей, ножницы, губка и сучец для помазания просвещаемых святым крещением; чтобы были в церкви кадило, укропник, ковш серебряный для подавания теплоты, водосвятная чаша, сосуд для освящения хлебов, подсвечники, по крайней мере два, стол для благословения хлебов и водоосвящения; чтобы были в церкви потребные для службы Божией книги, как-то: Евангелие напрестольное, Апостол, Служебник, Минеи Общая и Праздничная, Устав (Типикон), Триодь Постная и Цветная (Пентикостарион), Октоих, Псалтирь Следованная, Часослов, Требник Большой и Малый, Ирмологий, Книга молебных пений, проповеди. Наконец, чтобы самые церкви, как приходские, так и кладбищенские, и при них колокольни и ограды зданием были крепки; чтобы в окнах церковных были железные решетки, замки у всех церковных дверей были благонадежны и имелись бы при церквах сторожки для караула. О противном сему благочинный, ежели по его убеждению не будет что-либо восполнено или исправлено, должен доносить епархиальному начальству (см. главу церк. благоустройство).

Примечание.

Весьма прилично и полезно каждой церкви иметь некоторые к руководству священникам и к наставлению прихожан книги, как-то: Библию, Послание восточных патриархов о православной вере, творения святых отцев, Четьи-Минеи и Пролог, Катехизисы пространный и краткий и книги для увещания раскольников.

2. Благочинный должен наблюдать, чтобы не только церкви, но и колокольни, ограды церковные и кладбищенские, надгробные памятники и самые места в оградах были сохраняемы в благоустройстве и чистоте. Близ церкви не должно быть никаких строений, могущих служить соблазном и опасностью для храмов, как-то: питейных домов, торжищ, бань и т.п.

3. Если где церкви так ветхи, что от гнилости наклонились, имеют в потолке течь и угрожают падением или, по крайней мере, ветхостью своею делают неблагопристойность столь святому месту, то благочинный должен увещевать прихожан, чтоб возымели старание о создании новой церкви или поправили ветхости и письменно просили дозволения на то, а между тем благочинный о таковых церквах должен представлять епархиальному начальству без умедления.

4. Если число прихожан какой-либо церкви по случаю переселения или по другим каким причинам значительно увеличится или уменьшится, то благочинный обязан донести о сем епархиальному начальству.

5. Если где церковь сгорит, то благочинный немедленно представляет о том, а между тем озабочивает прихожан, чтобы они, не медля, старались вновь построить церковь и просили бы на то дозволения, притом убеждать, чтобы строили церкви преимущественно каменные, для прочности и для собственной их же пользы.

6. Когда дано будет дозволение соорудить где-нибудь церковь, то благочинный должен наблюдать, чтобы храм строился и украшался в сходственность данной архиерейской грамоты и по приличию других святых храмов, и настоять, дабы строение храма продолжалось безотлагательно, а если бы за чем воспоследовала остановка, то о том доносить. По сооружении же храма, учинив опись церковного строения, иконостаса, всякой утвари церковной, ризницы, книг и прочего, что для церкви потребно, как выше показано, представлять вместе с прошением от прихожан о дозволении новосозданный храм освятить.

7. Благочинный обязан прилежно наблюдать, чтобы священники, диаконы и церковники, а особливо священники, жили честно, степенно, кротко, мирно и в исправлении своей должности были благоговейны; строго также наблюдать, чтобы они ни в какие более или менее зазорные дома не ходили, да и в своих домах никаких игр не заводили, а вели бы и в домах своих жизнь степенную, трезвую, назидательную и приличную домам служителей святого алтаря. А если бы у кого-либо усмотрено было нечто неприличное духовному сану, то о таковом без всякого закрытия немедленно доносить епархиальному начальству.

Примечание.

В каждом благочинническом округе священнослужители и церковные причетники избирают общего духовника из священников, отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честною жизнью, и избранный представляется на утверждение епархиального архиерея.

[…]

10. Благочинный должен наблюдать, чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и высокоторжественных дней, совершали божественную литургию сколько можно чаще, особенно же в Четыредесятницу не опускали бы преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных – непременно три раза в неделю, если бы и не случилось в продолжение оной торжественных и праздничных дней, в двухштатных же четыре, а в четырехштатных ежедневно (о служении молебнов см. в отделе о молебнах).

11. Если бы кто из священно– и церковнослужителей или лиц и не из клира церковного, паче чаяния, нарушил в храме Божием благочиние и произвел словами или действиями соблазн, замешательство, остановку в богослужении или совершенное прекращение

оного, равно как и о всех других важных происшествиях в церкви, благочинный неотлагательно доносит епархиальному начальству.

12. Благочинный наблюдает, чтобы священнослужители в ссоре и вражде без примирения отнюдь не служили. Враждующих же обязан он примирять, в случае безуспешности доносить о них епархиальному преосвященному.

13. Благочинный наблюдает, чтобы диаконы и причетники неопустительно являлись к богослужению и к требоисправлениям по повестке священника, и притом чтобы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением.

14. Благочинный наблюдает, чтобы запасные Святые Дары

хранились в церквах на святых престолах в ковчегах серебряных, а по нужде в оловянных, и внушает священникам, чтобы они почасту осматривали, не коснулось ли сей святыни какое повреждение, а в домах у себя запасных Святых Даров отнюдь не держали, и когда нужда позовет в дома приходские ради причастия больных со Святыми Тайнами, они, священники, ходили бы с подобающей таковому таинству честью, носили бы оные на персях своих, в устроенных на то дароносицах и сделанных из приличной материи влагалищах.

15. Благочинный наблюдает, чтобы Крещение совершали в церкви и непременно при диаконах и церковнослужителях, разве бы какая-нибудь особенно благословная причина иногда потребовала окрестить младенца в доме; крестить же младенцев во время зимнее должно в воде не очень холодной, дабы какового здравию младенца вреда не причинить (см. в отделе «Крещение»).

16. Мертвым стоять в церкви более суток, и то разве по какой необходимости, не допускать, а по принесении тотчас, отпевая их, и погребать, где узаконено.

17. Благочинный должен, по своему благоразумию и как наставит его Бог, давать, ежели найдет нужным, наставления священникам, как им исповедать детей своих духовных, как связывать и разрешать человеческую совесть.

18. Благочинный обязан наблюдать, чтобы священники не венчали браков незаконных, каковыми признаются браки: а) в известных степенях плотского или духовного родства и свойства; б) брачные сопряжения лиц, не достигших гражданского, а тем более церковного совершеннолетия, или, напротив, престарелых или таких, из которых одно лицо молодо, а другое престарело; детей до известного возраста без воли родителей или опекунов или же, наоборот, по чьему-либо принуждению.

[…]

20. Благочинный должен наблюдать, чтобы служба Божия была совершаема благоговейно, не спешно, и чтобы в два голоса ничто читано или пето не было; чтобы церковники в чтении и пении были исправны; не допускать в церкви произвольных напевов по нотам, не одобренным священноначалием.

Крестные ходы

21. Вновь быть крестным ходам, также строить вновь без дозволения начальства часовни отнюдь не допускать.

1. Крестные ходы положено совершать во дни Богоявления и Происхождения Честных Древ – 1 августа (Типикон); кроме того, всеобщей практикой Церкви принято совершать крестный ход на воду в день Преполовения Пятидесятницы. Бывают и крестные ходы, установленные местной епархиальной властью.

2. Крестные ходы могут также совершаться по требованию особенных обстоятельств, например на поля во время бездождия, в округе городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и проч.

3. Общественное молебствие во время засухи и «безведрия» и по случаю других общественных бедствий следует совершать с осмотрительностью (ук. Св. Синода 1736 г. 9 июля, 1873 г. 31 мая), обыкновенно с ведома епархиального архиерея, и может быть соединено с общественным постом (указ. Св. Синода 1736 г. 17 марта). Это правило объяснялось историческими условиями, но в настоящее время не имеет силы.

4. Но почти повсеместная практика та, что причты совершают в своих храмах и приходах общественные молебствия в случаях особенного проявления прещения Божия (повальных болезней, безведрия и т.п.), по чиноположениям, указанным на эти случаи в Книге молебных пений, без испрашивания особенного на всякий случай разрешения на совершение этих молебствий, но лишь о времени совершения их обязательно доносят епархиальному архиерею.

5. Св. иконы дозволяется по желанию переносить из церквей в дома, но не иначе, как в руках или иным подобающим образом и без громогласного на улицах пения.

6. Совершать крестные ходы и переносить святые иконы священники должны по церковному уставу в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений и нововведений.

7. В крестных ходах воспрещается священнослужителям разговаривать между собою и раскланиваться со знакомыми (ук. Св. Синода 1830 г. 28 апреля).

22. Благочинный наблюдает, чтобы во дни праздников Христова Рождества и в Светлую седмицу и в храмовые праздники священники с животворящим крестом в дома желающих того прихожан своих с церковнослужителями ходили честно и благоговейно.

23. Надлежит, чтобы священники во дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии Святейшим Синодом одобренные проповеди, а на утрени что-либо из Прологов и других святых книг, также Катехизис, толкуя оный прихожанам по возможности, а которые священники и диаконы учились в школах, те и от себя почасту говорили бы проповеди и тем делали бы честь своему сану и пользу христианам. А кто сколько скажет проповедей, о том уведомлять епархиальное начальство в клировых ведомостях, дабы можно было различать прилежных от ленивых (см. «Правила и советы; касающиеся проповеди»).

24. Священники, диаконы и причетники должны знать наизусть Катехизисы, первые пространный, а последние краткий, и почасту прочитывать свои ставленные грамоты и по ним устроять свою жизнь; грамоты же должны храниться в церкви.

25. Диаконы и причетники должны почитать своего священника как настоятеля церкви и своего учителя, также повиноваться ему и ни словом ни делом не оскорблять его, а если бы чем от него были обижены, жаловались бы благочинному, а если пожелают, и епархиальному начальству, и ожидали решения (см. Инстр. настоятелю § 1).

26. Священнику диакона и причетников не обижать и доходов у них не удерживать и бить их не дерзать, а если бы в чем оказались они неисправны или против его ослушны, жаловаться благочинному или епархиальному начальству.

27. Священник диакона и причетников может штрафовать наедине и при других выговорами, кроме того, причетников и поклонами в церкви, и если сими мерами не вразумятся и не исправятся, доносить благочинному.

28. Благочинный должен подтверждать священникам и диаконам, чтобы не были корыстолюбивы и нахальны и посему ни за какую требу не домогались у прихожан платы, особливо же не делали договора с ними, а были бы довольны доброхотным подаянием.

29. Также должен подтверждать, чтобы священно– и церковнослужители без зову в гости ни к кому не ходили, да и по зову ходили бы в дома только честные; чтобы они дружились с подобными себе священниками, диаконами и причетниками, а не со всяким безразборно; ибо духовные, особливо священным саном почтенные, должны вести себя степенно и тем других приводить к почитанию себя. Кроме сего, благочинные должны наблюдать, чтобы священнослужители не вводили в дом прихожан при духовных требах своих жен и других посторонних лиц, наблюдать строго, чтобы священнослужители жили сообразно своему сану, не бесчинствовали, не употребляли брани, обличающей употребляющего ее в грубом невежестве и развращении сердца, не занимались бы игрою картежного и другими неприличными сану духовному играми, не вмешивались бы в дела мирские, в свободное от богослужения и домашних экономических занятий время занимались бы в домах своих чтением душеполезных книг, но отнюдь не занимались бы чтением книг соблазнительных; наблюдать, не придерживаются ли сами священнослужители раскола, суеверий и ереси, воспитывают ли детей в страхе Божием.

30. О вдовых священно– церковнослужителях наблюдать, дабы не дозволенных апостольскими и соборными правилами женских лиц ни под каким видом при себе не держали.

[…]

32. Заштатных и безместных священно– и церковнослужителей ни к каким требоисправлениям не допускать, кроме тех случаев, когда настоящий священник сделается нездоров или умрет или будет в отлучке, а треба не терпит отлагательства.

[…]

35. Благочинный, получив уведомление о смерти, удалении или перемещении священника, немедленно отправляется в тот приход и, поверив церковное имущество, суммы по документам и дела церковные, передает их новоопределенному священнику или же до определения его наличному причту с церковным старостою. Таким же образом поступает и в случае удаления или смерти церковного старосты. Если же при сем чего не окажется и восполнить недостающего никто не согласится, благочинный, с указанием недостающего и ценности недостающей вещи и виновника в утрате ее, доносит преосвященному.

36. Новопроизведенного священника благочинный должен ввести в должность.

[…]

38. Благочинный должен наблюдать, чтобы священники, диаконы и псаломщики ходили в приличной духовному званию одежде, а именно: священники и диаконы в рясах темного цвета, а церковники в платье покроя приличного духовному чину.

39. Благочинный во все получаемые им от своего начальства предписания вникает тщательно, составляет из них для себя руководственную ведомость и исполняет оные в точности своевременно, в буквальном смысле, не делая своих толкований и выводов догадочных, недоумения священно– и церковнослужителей разрешает сам; в случае личных сомнений испрашивает разрешения у преосвященного.

[…]

41. Священники не должны совершать требы в чужом приходе. Сие разрешается им только в случае болезни местного священника или законной отлучки его, но не без приглашения местного причта. Разрешается также им совершать крещение, напутствовать больного Святыми Тайнами

и похоронить умершего.

[…]

43. Надзирать за старостами церковными, дабы никаких расходов без ведома священника, а больших и без согласия прихожан, не чинили. Наблюдать, чтобы лица, избираемые в церковные старосты, были люди честные, в штрафах и под судом не состоявшие.

44. Благочинный, обозревая церкви и причты, ревизует и состояние церковных документов и о последствиях доносит преосвященному, доносит о присоединившихся к Православной Церкви из раскола и иных вероисповеданий.

[…]

46. Благочинный, посещая церкви, должен увещевать прихожан, чтобы регулярно, по долгу христианскому, исповедовались и Святых Тайн

приобщались и особливо во дни воскресные и праздничные приходили в храм Божий, оставляя свои работы, и жили честно, по евангельским заповедям.

47. Благочинный должен о состоянии вверенных ему церквей рапортовать епархиальному начальству.

48. Благочинный должен наблюдать за обучением детей, внушать прихожанам, чтобы они или сами (если могут) обучали детей своих основным правилам веры и благочестия, или отдавали бы их для обучения священно– и церковнослужителям, которые, с своей стороны, должны прилагать к тому всякое старание.

[…]

50. Он имеет власть, в отсутствие от своей церкви по должности своей, препоручать священнослужение и исправление треб одному из подчиненных ему священников, кому заблагорассудит.

51. Для повесток и рассылок благочинный имеет при себе неотлучно из подведомых ему причетников понедельно; а когда случится много дел, может взять и другого. Для письмоводства может требовать к себе кого-либо и из диаконов.

Примечание.

Благочинный назначается, увольняется от должности и подвергается взысканию не иначе, как по определению архиерейскому.

52. Избирается же благочинный из достойнейших священников и определяется преосвященным архиереем для сохранения порядка в Церкви и исправности в ее служителях, на пользу христиан и во славу Божию.

«Я понял, что не могу оставить приход даже на день»

– Какие обязанности налагает настоятельское служение? – Когда являешься настоятелем на двух приходах, то чувствуешь постоянную внутреннюю мобилизацию: всегда включенный телефон, кто-то попросит причастить, кто-то желает исповедоваться. Часто приходится приезжать исповедовать человека перед смертью, напутствовать умирающих, проводить в последний путь. Беда только в том, что родственники, бывает, к сожалению, дотягивают до последнего, когда приходится делать все торопясь. В таком скором ритме невозможно спокойно подготовить человека к переходу в иную жизнь. Когда являешься настоятелем на двух приходах, то чувствуешь постоянную внутреннюю мобилизацию Было и так: я поехал забирать свою матушку из православного пансионата, и тут мне позвонили и сообщили о том, что у нас в селе умирает человек и нужно срочно его причастить. Я спрашиваю: «А где же вы раньше были?» Отвечают: «Мы боялись напугать нашего дедушку: пригласим к нему священника, а он подумает, что мы готовим его к смерти, провожаем в последний путь». Божией милостью я тогда успел, но это было мне уроком, что надолго приход оставлять нельзя, даже на пару дней, все время нужно находиться где-то рядом, быть готовым к подобным случаям.

И еще вывод: если хочешь восстановить храм, вести активную приходскую жизнь, нельзя плыть по течению, нужно постоянно проявлять инициативу, придумывать и проводить разные молодежные мероприятия, самому активно участвовать в них. В крупном мегаполисе ты, отслужив, можешь быть свободен или заниматься приходскими делами, а если ты пришел в магазин или прогуливаешься по улице, тебя не всегда узнают, не всегда скажут: «Здравствуйте!». А здесь, в селе, тебя знают все. И относятся к тебе соответственно. А приветствия, знаки внимания налагают особую ответственность на настоятеля сельского прихода. И внешний вид, и внутреннее состояние его должны быть особыми: он должен подавать пример окружающим.

«Нужно всегда ставить перед собой программу-максимум»

– Какие у вас дальнейшие планы? – Дальнейшие планы – восстановить храм. Не только внешний облик храма, не только расписать стены, восстановить иконостас, восстановить колокольню, но и восстановить полноценную храмовую жизнь. Ведь в селе Никоновское живет 2000 человек, это даже по меркам Московской области большое село, но в храм приходит крайне мало людей. Даже на большие праздники приходят 100, на Пасху – 150 человек, это очень мало. Из 2000, даже если 1500 из них православные, носят крестик, ходят в храм в лучшем случае 100 человек, а регулярно – не больше 50.

Чтобы восстановить храм, нужно восстановить богослужебную, литургическую жизнь – именно в этом моя задача. И территорию храма хочется привести в красивый вид, тем более что у меня перед глазами живой пример истории восстановления Сретенского монастыря, прекрасный Владимирский собор; на моих глазах строилось новое здание семинарии, на моих глазах строится собор Новомучеников и Исповедников на Крови, что на Лубянке, – и все это является не только примером, но и стимулом, придает силы. Думается так: если у епископа Тихона получается, то молитвами братии монастыря, владыки наместника, дорогих читателей и подписчиков, получится, с Божией помощью, и у меня. Нужно всегда ставить перед собой программу-максимум, чтобы выполнить хотя бы что-то. Нам передано здание, которое нужно восстановить и привести в порядок: там течет крыша, разрушены этажи, но само по себе оно еще крепкое. И мы хотели бы сделать в нем паломнический центр, большую воскресную школу, центр работы с молодежью. Когда храм стал приобретать надлежащий вид, когда мы установили купол на храме и крест, жители воспряли духом, стали спрашивать, будет ли и дальше восстанавливаться храм (тогда возникала некая заминка, некие проблемы). Очень радостно видеть, что жителям села небезразличен наш храм.

«Нужно учиться зажигать людей энергией»

– С какими проблемами и трудностями вам пришлось столкнуться? – Первое время люди с большим подозрением относились ко мне. Прихожан было мало. Так, в храме не было ни одного мужчины, очень сложно было найти алтарника из местных. А алтарники, которые были до меня на этом приходе, по каким-то причинам оставили свое послушание, другие по разным причинам не могут входить в алтарь. Есть и другие проблемы, все они связаны с тем, что люди не воспринимают храм как место общей молитвы Богу, как святыню села, как общее достояние, каждый относится к храму как к некоему частному проекту, как к организации, которая никоим образом не связана с их личной жизнью. Но ведь жизнь каждого жителя села, будь он верующим или атеистом, не может быть вне храма, не может быть никак не связанной с Церковью. Подавляющее большинство жителей крещены, и все они будут отпеваться в нашем храме. Многие из них являются постоянными прихожанами. Но закончилось богослужение, нужно убраться в храме, и остаются одни и те же – три-четыре бабушки, которые усердно убирают храм, насколько позволяет здоровье, чистят подсвечники, моют полы… Остальные исчезают.

Вот мы организовывали воскресную школу, считая, что дети должны обязательно причащаться на Литургии, и организовывали питание детей, завтраки для учащихся, хотя это и было накладно для прихода, – и встретили какое-то отчуждение у родителей. Обычно приводят в храм маленьких детей, причащают и стараются как можно скорее храм покинуть, уйти по своим делам, заняться своими житейскими проблемами. Нас спрашивали: «А долго ли будут идти занятия в воскресной школе? Можно, я пойду погуляю где-нибудь, пока идут занятия?» И все наши просьбы и предложения о том, чтобы родители сами организовали завтрак, с радостью пришли на урок, привели своих детей, пригласили знакомых, – не встречают отклика. Конечно, все это моя обязанность и мое послушание, но все-таки жизнь общины – это участие каждого прихожанина в ней, и без отклика прихожан полноценная жизнь общины невозможна. Так что вот такие проблемы: холодность прихожан, их неучастие или малое участие в жизни прихода.

Хотя сейчас наметились некие сдвиги. Так, учитель воскресной школы посвящает свой выходной день занятиям с детьми. Но работы предстоит еще много, нужно научиться зажигать людей энергией, служением Церкви, Богу.

Семинарские уроки

– Что дали и чему научили вас Сретенская семинария и монастырь? – Оглядываясь назад, вспоминая радостные годы обучения в семинарии, нахождения в стенах Сретенского монастыря, понимаешь, что семинария и монастырь заложили крепкий фундамент и основу всего самого хорошего, что я могу сделать сейчас. Семинария научила меня доверять Богу. Часто бывало, что на учебные предметы требовалось уделить достаточно много времени, и этого времени не хватало. И думал: когда все успею? Семинария научила правильно распределять время. Радоваться тому, что все успеваешь, благодарить Бога. Ну и главное, чему научила семинарская жизнь, – это понимать других людей, правильно общаться друг с другом. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). В семинарии жили все вместе ребята из разных уголков не только России, но и мира. Мы вместе исповедовались, причащались, выполняли разные послушания. Так или иначе, хочешь ты того или нет, ты становишься более коммуникабельным, более сострадательным, начинаешь чувствовать людей. Отчасти этому способствовало и то, что часто происходила смена окружения: один год ты живешь в одной келье, общаешься плотно с одними людьми, дугой год ты живешь с другими семинаристами, часто даже не со своего курса, – и это учит правильному общению, взаимопониманию, где-то взаимным компромиссам, а где-то и какой-то твердости характера. Вот это то, что сразу приходит на память при воспоминании о семинарии.

Сретенский монастырь помогает мне и сейчас. Всегда можно приехать в обитель, всегда мне здесь будут рады, и владыка наместник, и отец благочинный, и братия. Всегда приглашают принять участие в богослужении на важные праздники монастыря. Это огромная честь – послужить в Сретенском монастыре. Монастырь и семинария подарили мне друзей. Мы по-прежнему общаемся, делимся опытом. Многие сейчас уже настоятели и находятся в более сложном положении, ибо служат в отдаленных епархиях. Многие по старой дружбе помогают нашему приходу. Особо хочется вспомнить об отце Андрее Тихонове. Когда я учился на первом курсе, он был на пятом, всячески мне помогал, давал советы, мы с ним тесно общались. Потом стали видеться реже. Но когда я стал настоятелем, он приехал ко мне в гости, мы вместе послужили. Он увидел, что мое облачение очень ветхое, – подарил мне новое облачение. Будучи ответственным за молодежное служение в Восточном викариатстве Московской епархии, он приехал с молодежью потрудиться на благо нашего прихода.

Приезжали ребята и из нескольких московских храмов, в том числе из того храма, куда я ходил в детстве, где некоторое время преподавал в воскресной школе, ребята из движения «Сорок сороков». Мы с ними познакомились, и они через какое-то время приехали снова, уже собравшись сами. Этот второй приезд мне запомнился особенно – я о нем уже говорил: к их приезду я собрал местную молодежь, школьников, и, потрудившись вместе, приезжие ребята смогли оставить местных на богослужение.

Повернуться сердцем к людям

– Достаточно ли сил настоятеля, чтобы сплотить крепкую общину, или нужны помощники? – Настоятель не может охватить всего, потому что физически одного человека на все не хватает. Благодатью Божией что-то успеваешь, что-то нет. Поэтому нужны помощники. Чтобы, помогая настоятелю, они сами участвовали в приходской жизни. Это и есть сплочение общины: когда община сама предлагает какие-то мероприятия, участвует в их организации, проводит их. Если же делать все самому, то это, во-первых, может быть по гордости, во-вторых, это неэффективно – брать все на себя. Даже чтобы организовать трапезу после службы, мы планируем заранее количество продуктов, где будем отмечать какой-то церковный праздник, – все это решают наиболее активные прихожане, которые, конечно, есть, но хотелось бы, чтобы их было больше.

Вместе мы ремонтировали здание приходского дома, провели косметический ремонт, зашпатлевали стены, поклеили обои, поставили новую печь, благотворители нам поставили окна в храме – все это я не смог бы сделать один. Но проблема бывает еще и такая: некоторые прихожане особенно ревностно относятся к своему служению, не подпускают близко к деятельности общины других прихожан. Это связано с тем, что здесь у нас – село, есть какие-то внутрисельские проблемы, отношения, все друг друга знают, между кем-то возникали когда-то или возникают сейчас конфликты… Но, конечно, храм должен примирять людей и не быть местом для раздоров. – Можете ли вы четко обозначить методологию работы настоятеля с общиной? На что важно в первую очередь обратить внимание? – Методологию работы настоятеля с общиной обозначить будет непросто, я лишь перечислю те аспекты, на которые сам обращаю внимание. Первое место в работе с общиной занимают исповедь и общение с прихожанами во время богослужения. Можно исповедовать холодно, можно просто прочитать разрешительную молитву, можно побеседовать с человеком – а для этого нужно заранее организовывать исповедь, до начала богослужения, стремиться к тому, чтобы прихожане приходили заранее, если они хотят побеседовать со священником. Оставаться после богослужения для бесед с прихожанами.

Ведь даже преподавать крест для прикладывания можно по-разному: можно просто дать крест, а можно при этом к каждому обратиться с одним-двумя словами, улыбнуться кому-то, поздравить с праздником особенно сердечно… И еще очень важна искренность настоятеля. Община очень чувствует, если ты делаешь что-то формально или холодно. А когда к людям относишься как к родным, как к своим братьям и сестрам во Христе – получаешь отдачу, получаешь такое же отношение в ответ. Когда же усталость сказывается или нежелание что-то делать, тогда пропадает и теплое отношение прихожан к тебе как к пастырю, настоятелю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]