Православные праздники – основа функционирования Церкви. Верующие освобождают себя от мирской суеты, посвящая время служению Господу, чтению молитв, выполнению установленных обрядов. Торжественность и способ проведения конкретного праздника определяется его важностью, а основные церковные даты (Рождество, Пасха) играют в православии ключевую роль.
Церковные праздники: исторические выдержки
Со времен Ветхого Завета берут начало даты, в честь которых Церковь и все ее прихожане возносят молитвы Господу. К древним обрядам примыкают Новозаветные традиции, посвященные историям из жизни Христа, Богоматери и святых.
Придавая христианским праздникам невероятно высокий статус, Церковь старалась определить распорядок жизни христиан на эти дни. Православные верующие освобождались от работы и повседневной рутинности, целиком посвящая себя богослужению.
В IV – VI вв. византийские власти, всецело покровительствовавшие институту Церкви, издавали строгие законы, запрещавшие нарушать святость праздников, пресекающие труд, шумные увеселения. Дальше всех пошел император Константин, упразднивший ведение торговли по воскресеньям.
Сегодня характер проведения православных праздников модифицировался, хотя некоторые дни остались официальными государственными выходными. Подобные законы действуют в большинстве стран с преобладающим количеством христиан.
Калькулятор календаря Русской Православной Церкви
Простой калькулятор, умеющий вычислять церковные праздники и посты по месяцам. Вы легко можете узнать в какой день наступит тот или иной христианский праздник или пост. Непереходящие даты отображаются сразу, для переходящих дат (зависящих от Пасхи) производится расчет для выбранного года.
В браузере должен быть разрешен javascript, по умолчанию он включен, если вы не изменяли настройки. Установите год с помощью стрелок (при наведении курсора мыши на окно ввода) или просто введите число и нажмите кнопку «Рассчитать!». При необходимости повторите расчет для другого года. По умолчанию рассчитываются даты для 2021 года.
Внимание: все даты приводятся по юлианскому календарю (старому стилю).
Непереходящие праздники и посты
Церковный год начинается в сентябре и заканчивается в августе (юлианского календаря).
1 сентября. Церковный новый год. 8 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября. Воздвижение Креста Господня, однодневный пост. 1 октября. Покров Пресвятой Богородицы. 15 ноября. Начало Рождественского поста. 21 ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 24 декабря. Последний день Рождественского поста (Рождественский сочельник), пост до первой звезды. 25 декабря. Рождество Христово. Начало Святок (сплошная седьмица без поста). 1 января. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. 4 января. Последний день Святок. 5 января. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления), однодневный пост. 6 января. Крещение Господне (Святое Богоявление). 2 февраля. Сретение Господне (если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, то праздничное богослужение переносится на 1 февраля). 25 марта. Благовещение Пресвятой Богородицы. 24 июня. Рождество Иоанна Предтечи. 29 июня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 1 августа. Начало Успенского поста. 6 августа. Преображение Господне. 14 августа. Последний день Успенского поста. 15 августа. Успение Пресвятой Богородицы. 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи, однодневный пост.
Переходящие праздники и посты
Введите год:
Диапазон расчета: от 988 до 4068.
В 988 году н.э. (6496 год в.э.) произошло Крещение Руси, принятие христианства как государственной религии Русского государства. 4068 год н.э. (9576 год в.э.) является последним годом 18 индиктиона. Более подробно об этом написано в книге «Библейская хронология»
.
Церковный календарь
Православный календарь, ежегодно определяющий точные даты торжеств, вобрал в себя две части: речь идет о переходящих и непереходящих праздниках. Непереходящие праздники исходят из Юлианского календаря, не совпадающего с исчислениями своего Григорианского аналога в пределах 13 дней. Непереходящие торжества характеризуются наличием постоянной даты, не изменяющейся в зависимости от месяца, дня недели.
Переходящие праздники «плавают» по календарю, а ключевой точкой отсчета для их назначения становится Пасха, определяющаяся по лунному календарю и ряду религиозных постулатов, запрещающих отмечать Пасху:
- одновременно с иудейской Церковью;
- до весеннего равноденствия;
- до первого весеннего полнолуния.
В совокупности две части календаря церковных праздников составляют полный цикл.
Православный календарь
1.2. Великие праздники — что это такое?
Праздников в православном календаре более чем достаточно. По большому счету, каждый день календаря чем-то да знаменит. Ведь верующие каждый день года посвящают воспоминанию особых для христианина событий или памяти святых. Но праздники эти неравнозначны по своей важности.
Каким образом устроены церковные богослужения?
Круг годового богослужения помогает служителям церкви посвятить каждый свой день либо воспоминаниям особых библейских событий, либо памяти многочисленных святых.
Круг седмичного, то есть недельного богослужения указывает на дни недели, посвящаемые воспоминаниям об особых событиях:
• воскресение посвящено Воскресению Христову
• понедельник — ангелам Божиим
• вторник — пророкам
• среда — постный день, посвящен предательству Христа Иудой
• четверг — святителям христианства
• пятница — постный день, посвящен распятию Христа на кресте
• суббота — посвящается святым православной церкви и усопшим.
Круг суточного богослужения включает в себя девять церковных служб:
• вечерние и ночные — вечерня, повечерие, полунощница, утреня
• дневные — службы первого, третьего, шестого, девятого часа
• литургия, или обедня — центральное богослужение, совершается также ежедневно.
Но нам, мирянам, не слишком нужно вникать в столь тонкие подробности жизни православной церкви. Ведь как бы ни были люди воцерко́вленными, они все равно привязаны к светской жизни, и посвящать каждый свой день круглосуточно служению Богу мало кто сможет. Нам важно знать православные праздники, особые, наиболее важные даты календаря.
Итак, какие же бывают праздники?
Двунадесятые праздники — это двенадцать великих праздников годового круга богослужения. Двунадесятые праздники подразделяются на:
Госпо́дские — посвящены Иисусу Христу
Богородичные — посвящены Пресвятой Богородице
Двунадесятые праздники подразделяются на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Даты переходящих праздников каждый год падают на разные числа и высчитываются в зависимости от дня празднования Пасхи. Собственно Пасха к двунадесятым праздникам не относится.
Недвунадесятые праздники — остальные праздники, отраженные в православном календаре.
Праздники православного календаря подразделяются по важности на:
— великие
— средние
— малые.
К великим праздникам относятся двунадесятые и Пасха, или Воскресение Христово. Великие праздники отличаются особой торжественностью богослужения.
Православие: спектр праздников
Церковь классифицирует службы по принципу их важности, различая Великие, Средние и Малые. Главным событием в православии выступает Воскресение Господне. К Великим причисляют двунадесятые и несколько прочих праздников.
Двунадесятые праздники — это 12 религиозных событий, посвященных хроникам земной жизни Христа и его приближенных. Литургический принцип распределяет их внутри годичного круга на:
Неподвижные, приходящиеся на определенные (неменяющиеся) даты
- 07.01 Рождество
- 19.01 Крещение
- 15.02 Сретение
- 07.04 Благовещение
- 19.08 Преображение Христа
- 28.08 Успение Божьей Матери
- 21.09 Рождество Марии
- 27.09 Воздвижение Креста
- 04.12 Введение в храм Богородицы
Подвижные (двигающиеся по календарным страницам относительно Пасхи)
- За неделю до: Вход Иисуса в Иерусалим.
- На 40-й день после: Вознесение Иисуса.
- На 50-й день после: День Святой Троицы.
Спектр Великих замыкают недвунадесятные торжества
- Обрезание (14.01);
- Рождество Иоанна Предтечи (07.07);
- Праздник Петра и Павла (12.07);
- Усекновение главы Иоанна Предтечи (11.09);
- Покров Марии (14.10).
К Великим православным дням относятся и все воскресенья — в последний день недели все мирские проблемы необходимо отложить на завтра, посвятив время посещению церкви и чтению молитв.
Православный календарь — старый и новый стиль
Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?
Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.
Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.
Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды
(Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.
В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект — Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).
Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль — летние месяцы).
С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение «григорианский календарь точнее юлианского» далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.
Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.
Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных «видов» года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.
- Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в «Беседах на Шестоднев» пишет: «Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак».
- Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.
Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.
Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой — была бы не очень громоздкой и сложной.
Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего — 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.
Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) — високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).
Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).
Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год — точность достигается ценой усложнения.
Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.
Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны — новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение
19 годов ~ 235 синодическим месяцам,
т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.
Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет
235 x 29,53059 — 19 x 365,2425 ~ 0,08115.
Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно
235 x 29,53059 — 19 x 365,25 ~ 0,06135.
Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. — 3-е изд, перераб. и доп. — М., Наука, 1990. — С. 92).
В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.
Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое — близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство — при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.
Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия «пробегал» все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).
Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.
В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.
И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.
Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).
В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания — лишь в 1752 году).
В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря«.
Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.
В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.
Единство Поместных Православных Церквей выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи — важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря — максимально возможная простота при разумном уровне точности.
Александр Чхартишвили
Особенности основных православных праздников
- Обязательность посещения церкви: в старину прихожане, более трех воскресений к ряду не посетившие службу, навсегда отлучались от Церкви. Сегодня жесткие требования существенно смягчились, однако истинно верующие люди стараются непременно побывать в храме в воскресный день.
- Облачение священных служителей в дорогие светлые наряды, выступающие символом божественного света и величия Царства Божьего.
- Праздничное песнопение и литургия.
Общее количество православных праздников в совокупности превышает количество дней в году, а потому на один календарный день может выпадать одновременно несколько торжеств.
Это интересно!
- Пасха и двунадесятые праздники имеют предпразднование, празднование и отдание.
- В среднем, период предпразднования не превышает одного дня, исключение составляет лишь предпразнование Рождества (5 дней) и Богоявления (4 дня).
- В день каждого великого праздника свершается всенощное бдение (соединение трех служб).
- Старинный обычай вел начало года с 1 сентября, но с 1700 года на Руси отсчет лет начали вести с первого дня января – не от момента «создания мира», а от «Рождества Сына Божьего» (Петр Первый еще долгое время отмечал праздник в сентябре).
- Перед некоторыми праздниками верующие соблюдают пост, воздерживаясь от пищи, увеселений и мирских благ (самые строжайшие и длинные посты соблюдаются перед Пасхой и Рождеством).
Григорианский календарь изживает свое
К каким последствиям мы придем, если не осознаем священность времени
В нашей стране традиционно возобновляется дискуссия о календаре. Сейчас в России используют т.н. григорианский календарь — однако Русская Православная Церковь хранит верность юлианскому. Между тем попытки обновления не прекращаются уже многие десятилетия.
О том, почему ввели григорианский календарь, в чем важность осознания священности времени, и что нам говорит о времени Библия — в программе «Хроники Царьграда».
Человек, который часов не наблюдает, рано или поздно становится несчастным
Павел Кузенков (доцент исторического факультета МГУ и Сретенской духовной семинарии): Начнем с того, что календарь — это система счета дней в году и главное предназначение его — это упорядочение прежде всего человеческой жизни, хозяйственной и религиозной, и главное достоинство календаря — это его удобство.
Но для того, чтобы он был удобен, и по нему было удобно исчислять время человеческих занятий, важно, чтобы он соответствовал так называемым астрономическим циклам. То есть в первую очередь годовому циклу.
Павел Кузенков, Фото: Скриншот с видео телеканал «Царьград»
Андрей Норкин: Отец Владимир, а вот вы как думаете? Павел Владимирович сказал, что календарь удобен, потому что упорядочивает нашу жизнь. А как же тогда – «счастливые же часов не наблюдают»? – если человек счастливый, ему, в принципе, и календарь тогда не нужен, наверное…
Диакон Владимир Василик (доцент Института истории Санкт-Петербургского Государственного Университета): А вспомним ответ Лизы на эти сакральные слова Софьи: «Не наблюдайте, ваша власть; А что в ответ за вас, конечно, мне попасть…».
Человек, который часов не наблюдает, рано или поздно становится человеком несчастным. Потому, что в псалме 89 в молитве Моисея, человека Божия, говорится следующее: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое «. Так вот, календари нужны для упорядочивания человеческой жизни, для «стяжания сердца мудрого», для освящения времени, для того, чтобы все наше время передать Богу.
Диакон Владимир Василик, Фото: Скриншот с видео телеканал «Царьград»
Андрей Норкин: Я в ваших словах слышу некоторый парадокс, сейчас объясню, почему. Вы оба говорите – календари нужны для упорядочивания нашей жизни. Но мы знаем, что в мире в разных станах существуют разные календари, их довольно много. Тем не менее это позволяет государствам, в общем, существовать в относительном мире – я не говорю сейчас о тех, кто воюет. Это не из-за календарей происходит сейчас, по крайней мере. Так, может быть, мы чуть преувеличиваем роль календаря? Какая разница?
Андрей Норкин, Фото: Скриншот с видео телеканал «Царьград»
В.В.: Никоим образом. Потому что в рамках одного государства или в рамках одной поместной церкви все-таки существует единый календарь. Да, допустим, мусульмане существуют по лунному календарю и начинают отсчет от Хиджры. Мы существуем по григорианскому календарю в светском пространстве и по юлианскому календарю в пространстве церкви. И отсчитываем наше время от Рождества Христова.
Но когда надо договариваться, то, естественно, за стол садятся и политики, и ученые, и компутисты и, соответственно, пересчитывают время.
Эта идея пересчета присутствует и в современной традиции мусульманских стран, где в ряде стран идет параллельное летоисчисление и параллельный календарь. Вместе с сакральным для мусульман лунным тут присутствует и григорианский календарь. Вместе с датировками по Хиджре присутствует и датировка от Рождества Христова.
И если вы посмотрите на любой календарь Русской Православной Церкви, то там счет дней идет и по старому, и по новому стилю, чтобы люди не запутались и вместо дня Рождества Христова не пришли по новому стилю на день памяти святителя Спиридона Тримифунтского 25 числа.
Любой календарь по определению неточен
А.Н.: Павел Владимирович, настолько сложен пересчет времени? Или не сложная, и есть сейчас какая-то технология?
П.К.: Это очень сложно. Дело в том, что календарь сводит воедино три цикла: вращение Земли вокруг оси – день, вращение Луны вокруг Земли – месяц, и вращение Земли вокруг Солнца – год. И эти астрономические циклы, сложилось так уж, по грехам нашим, как считали древние отцы, что они не укладываются друг в друга целочисленным образом. Ни месяц не составляет целого числа суток, ни год не составляет ни целого числа месяцев, ни целого числа суток, и вот эти математические пропорции между этими тремя величинами, данными нам, что называется, от Бога, природой, это и есть календарь, искусство календарной техники.
Фото: Скриншот с видео телеканал «Царьград»
Но что важно, что это как бы напоминание о том, что любое человеческое понятие о мире, оно несовершенно. И поэтому любой календарь по определению неточен. И поэтому существует многообразие календарей, и поэтому как раз в этом и состоит задача человечества в целом, народов и государств, чтобы это многообразие свести к какому-то единообразию, многообразию, но сделать это совершенным образом невозможно.
А.Н.: То есть речь не идет о том, чтобы добиться наиболее точного календаря, потому что если мы говорим о том, что сам смысл летоисчисления был дан нам Господом, то не нам его править? Тем не менее очень часто споры приверженцев той или иной календарной системы основываются как раз на упреках и неточностях того или иного календаря.
П.К.: Вот в этом и проявляется человеческая природа нынешнего века, века гуманизма и веры в науку и так далее. С чего и начинается григорианское время.
Книга Бытия: Противоречит ли григорианский календарь реальности?
А.Н.: Давайте обратимся к Священному Писанию. Небольшой фрагмент из книги Бытия (1:14-18):
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо».
Я сейчас хотел бы перейти к тем календарям, которые приняты в нашей стране, григорианский и юлианский. Получается, что юлианский календарь, он составлен был с учетом основных астрономических объектов. То есть светило большее – Солнце, правильно, отец Владимир? Светила меньшие – Луна и звезды. То есть он основан на библейском каноне.
Правильно ли тогда делать вывод, что григорианский календарь противоречит ему?
Фото: Скриншот с видео телеканал «Царьград»
В.В.: Давайте просто смотреть на конкретные цели, конкретные точки приложения. Если это так, то почему астрономы до сих пор пользуются юлианским календарем? Да, действительно… И это так, несмотря на кажущуюся сверхточность календаря григорианского, а это не совсем так. Потому что единственный недостаток юлианского календаря — это то, что за 128 лет убегает один день.
Но извините, убегание дней, как может показать Павел Владимирович, это вовсе не всегда показатель неточности календаря. Потому что в целом ряде других позиций, что касается года звездного, или года сидерического, то юлианский календарь точнее григорианского. А уж если мы будем говорить о расчетах Пасхалий, то григорианский календарь разбивает всю традицию подсчета Пасхи, которая сложилась в Византии, так называемый великий Индиктион, период в 532 года, после которого пасхальный цикл повторяется. И если раньше Пасху можно было подсчитать по пальцам – это принцип расчета так называемого вруцелета, который можно было подсчитывать по пальцам и их фалангам, то благодаря григорианскому календарю расчет Пасхи становится сложнейшей математико-астрономической задачей.
Самый совершенный календарь – это христианская Пасхалия
П.К.: В отрывке Писания, который мы слышали, там упоминаются все три цикла, цикл «день» — это базовый, и два светила, которые определяют месяц и год. Так вот, римская система счета дней в году уникальна в том смысле, что римляне практически не обращают внимания на месяц. Римский месяц не имеет отношения к лунному. Это один из базовых дефектов в целом римской традиции, и григорианской, и юлианской, поэтому древнееврейский, например, календарь гораздо более в этом смысле совершенная система. Потому что в нем как раз четко соответствуют лунные месяцы календарным месяцам.
Но это еще более сложная система, действительно, крайне сложная система, которая у христиан сохраняется в Пасхалии. Поскольку Пасхалия ориентирована на праздник ветхозаветный, на Пасху, она определяется именно по лунно-солнечному календарю, в котором лунные месяцы строго соответствуют наблюдаемым фазам луны. Но поскольку римляне не смогли такую систему просто даже понять, не то, что сохранить, то возник этот паллиативный юлианский календарь, где за основу положен египетский солнечный год, который просто разделен на 12 условных так называемых месяцев, никакого отношения к луне реально не имеющий. Поэтому если говорить о самом совершенном календаре, то это христианская Пасхалия. Потому что она содержит в себе элементы как раз этих всех трех основных.
Григорианский ввели, чтобы показать всесилие папы
А.Н.: Объясните мне тогда, почему же именно в христианстве зародилась, созрела, окрепла и была в конце концов осуществлена идея реформы календаря? Я имею в виду, реформы, которые проводил Папа Григорий XIII.
В.В.: Во-первых, реформа Римскому Папе была насущно нужна. Потому что Папа Григорий был тот самый Папа, который благословил Варфоломеевскую ночь, это Папа контрреформации, это Папа, которому жизненно важно было укрепить пошатнувшийся в результате Реформации авторитет Римско-католической Церкви, и вот поэтому он решил выступить реформатором времени.
А.Н.: А юлианский календарь-то чем ему мешал?
П.К.: А попробуйте сейчас поменять календарь. В современном мире. Вот мы с вами приняли решение — нынешний календарь некорректен, мы его меняем. Как мы это внедрим в общепланетарном масштабе?
Это будет некое решение ООН, все, кто его будет нарушать, будут подвергаться неким санкциям — так это будет выглядеть?
Так вот, в католическом мире в конце XVI века как раз и была главная идея — показать всесилие Папы. Что по его слову, по его булле весь мир в один день переходит на новый календарь. Это такая сила.
А.Н.: То есть календарь просто использовали, как предлог продемонстрировать всесилие престола?
П.К.: Да, именно. Да еще и показать всему протестантскому миру, что католическая церковь отнюдь не чужда научным интересам <�…>
Почему для РПЦ важно отстаивать юлианский календарь?
А.Н.: В чем причины, по которым Православная Церковь так долго сопротивлялась и призывает хранить верность юлианскому календарю?
В.В.: Дело в том, что в результате григорианской Пасхалии временами иудейская Пасха может совпадать с православной, а временами иудейская пасха может и быть после православной, что категорически невозможно.
И собственно говоря, весь посыл Константина Великого в устроении современной Пасхалии на Первом Вселенском соборе как раз и состоял в том, чтобы обособиться от иудеев. Прежде всего, показалось неприличным, пишет святой император, совершать этот святейший праздник по обыкновению иудеев. Ибо ничто не мешает, отвергнув их народ истиннейшим порядком, который мы сохранили с самого первого дня страстей до настоящего времени, продолжать совершение этого празднования и на будущие века.
Почему вообще возник этот вопрос относительно Пасхи на Первом Вселенском соборе. Потому что есть общины в Малой Азии, так называемые четыренадесятники, которые праздновали Пасху вместе с иудеями. Праздновали Пасху в самый день Страстей Господних, четырнадцатого нисана по лунному переменному календарю, а не первое воскресенье после иудейской Пасхи. И, соответственно, для того, чтобы упорядочить эту практику, для того, чтобы практика совершения Пасхи во Вселенской церкви стала действительно всеобщей вселенской, первый Вселенский собор по инициативе императора Константина принимает судьбоносное решение праздновать Пасху в первое воскресенье после первого новолуния после весеннего равноденствия.
Как об этом пишет Евсевий Кесарийский в своей «Жизни Константина»: «Впрочем, когда боголюбивейший царь восседал среди святого Собора и был поставлен вопрос о Пасхе, был сказано столько, сколько могло быть сказано. И возобладала в сонме епископов втрое большая часть Вселенной, которой с другой стороны противостояли те, кто с Востока. Ведь народы Севера, Юга и захода солнца вместе высказались единодушно и оспорили противоположное мнение восточных, защищавших древний обычай. Наконец, восточные уступили. И так праздник Христов стал единым».
Расхождения православных и католиков
А.Н.: Скажите мне тогда, отец Владимир, насколько эти расхождения в отношении календаря существенные, если мы говорим с вами о различиях вообще между православием и католицизмом?
В.В.: Настолько существенные, что Константинопольский собор 1583 года, столкнувшийся с введением григорианского календаря на Западе, постановил подвергать анафеме тех, кто этот календарь принимает. Потому что для патриарха Иеремии, который, кстати, боролся с унией, это был действительно вопрос серьезный, вопрос веры. Вопрос правильного празднования правильного христианского праздника. Праздника праздников и торжества из торжеств. И вопрос о единстве со святоотеческой традицией.
Дело в том, что в Византии в XIV веке знали про эту проблему, а именно про расхождение на сутки за 128 лет, знали про десятидневный сдвиг. Но решали ничего не трогать. Во-первых, для того, чтобы не рвать со святоотеческим преданием. Во-вторых, в отличие от папы византийцы не мыслили тысячелетиями, потому что в их ворота стучались турки. Да и кроме того многие предполагали, что в 1492 году вообще окончится Всемирная история. И если Папа, как говорится в фильме «Место встречи изменить нельзя», «полтора века себе намерил», то православные люди, более скептичные и более трезвые в этом плане, не думали, что миру предстоит существовать еще миллионы и миллиарды лет <�…>
Понимать священность времени – иначе движение вниз
В.В.: Мы молимся в церкви — всея твари Содетелю — Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Если мы умеем отмерять время, если мы умеем его освящать, если мы умеем молиться на каждый час — ведь не случайная практика молитвенных часов. Если мы понимаем священность времени, невосполнимого ресурса для обыкновенного человека, и понимаем то, что за это время мы ответим перед Вечностью, то, безусловно, календарь, ознаменованный Пасхой — праздником праздников, двенадцатью Великими праздниками, множеством памяти о святых, которые призывают нас и самим становиться святыми — это, безусловно, становится более чем актуально.
А.Н.: Хорошо, если мы понимаем. А если мы не понимаем этого?
П.К.: Если не понимаем, нас ждет то же, что и «прогрессивное человечество».
А.Н.: Плюх!
П.К.: Да. Ну, может быть, не плюх, может быть, это будет какой-то великолепный прыжок, да, но слишком много данных показывает, что все дело идет скорее к движению вниз, чем вверх. И это чувствуют даже на Западе — и неспроста совершенно недавно Папа Римский принимает экстравагантное решение: отныне католические общины на Ближнем Востоке, в Святой Земле, будут праздновать Пасху с православными. Наплевав на григорианский календарь и на григорианскую Пасхалию. Как такое может быть? Для нас это своего рода такой сигнал, что наше дело-то правое, и признают это даже творцы современной либеральной системы…
(полную версию беседы смотрите в программе «Хроники Царьграда»)