Основой иудаизма служит учение аккумулированное в Ветхом завете. Ортодоксальная еврейская религия не признает священность Нового завета, в котором собрано учение Иисуса Христа. Религия же христиан, как католиков так и православных, основывается на всей Библии в целом, содержащей и Ветхий и Новый заветы. Только протестантизм (одна из ветвей христианства) не признает Ветхий завет.
Общая характеристика иудаизма
Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.
Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.
Менора — ритуальный семисвечник, один из символов иудаизма
Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.
Современные иудеи
Согласно статистике 2021 года, в мире насчитывается 15 млн иудеев. Около 40% евреев сегодня проживает в США и Канаде, 9% – в Европе. 45% от их количества живёт в Израиле. В этой стране иудаизм не имеет статуса официальной религии, однако он и не отделён от государства. Например, некоторые израильские законы основаны на традиционном иудейском праве. Такими вопросами, как брак, развод, смерть, заведуют только религиозные учреждения. Священный для иудеев субботний день в Израиле является выходным. Праздничные дни также соответствуют иудейской традиции.
Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.
Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.
Что такое холокост?
Когда говорится о холокосте, обычно, люди думают о массовом истреблении евреев в период Второй Мировой Войны как часть “окончательного решения еврейского вопроса”, программы, запланированной и выполненной национал-социалистическим режимом в Германии, руководимым Адольфом Гитлером. Слово “холокост” происходит из греческого языка: греческое слово “ὁλόκαυστον” (холё́каўстон) образовано из двух слов /холос/, что означает “полностью”, и /каустос/ – “сожжённый”. Это название относится к жертвам всесожжения, которые евреи приносили в Храме в Иерусалиме по системе поклонения Ветхого Завета.
Всё-таки, преследование евреев нацистской партией началось намного раньше Второй Мировой Войны в 1939 году. До того, как нацистская партия пришла к власти 30 января 1933 года, лидер этой партии, Адольф Гитлер, в своей автобиографии “Моя борьба” (1925), открыто выразил свою ненависть к евреям и намерение убрать их из политической, культурной и интеллектуальной жизни Германии. Даже если в этой автобиографии ничего не написано о намерении истребить евреев, всё-таки у него было это намерение ещё давно. Ещё в 1922 году он сказал майору Йозефу Хеллу, журналисту на то время:
Как только я приду к власти, моим первым и самым важным делом будет уничтожение евреев. Сразу же, как у меня появится власть сделать это, я построю ряды виселиц — на Мариенплатце в Мюнхене, например — настолько много, насколько это позволяет трафик. Затем евреев будут вешать без дискриминации, и их оставят там, пока они не завоняются; они останутся повешенными там столько, сколько позволяют принципы гигиены. Сразу же, как их развяжут, будет повешена следующая партия евреев, и так далее, пока последний еврей из Мюнхена не будет истреблён. Другие города поступят также, точно также, пока вся Германия не будет очищена от евреев. (Йозеф Хелл. „Aufzeichnung”, 1922, ZS 640, стр. 5, Институт Современной Истории)
Преследование евреев нацистской партией началось сразу же, как он пришёл к власти в 1933 году.
Но если говорить в общем о ненависти людей к евреям, называемой антисемитизмом, её истоки находятся намного раньше в истории. Четыре года назад у нас была возможность посетить Израиль, и мы были в Иерусалимском музее Холокоста “Яд Вашем”. В этом музее представлена история развития антисемитского движения, которое вылилось в Холокост в период Второй Мировой Войны. С болью в сердце я констатировала тот факт, что христиане были теми, кто в большей мере способствовал подстрекательству к ненависти к евреям. Многие христианские лидеры, среди которых Мартин Лютер, Иоанн Златоуст, были теми, кто подстрекал к ненависти по отношению к евреям.
Иудаизм и христианство: родом из Ветхого Завета
Танах – священная книга иудаизма, в основном соответствующая христианскому Ветхому Завету, а также ставшая основой для зарождения ислама. Она повествует о создании Всевышним мира и людей, о Божественном законе, а также о судьбе богоизбранного иудейского народа.
Важнейшей частью Танаха является Тора (Пятикнижие Моисея). Она включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, полученные пророком от Всевышнего на горе Синай. Пятикнижие повествует о событиях от начала времён до кончины Моисея.
В 3 веке нашей эры иудейские богословы составили Мишну – книгу комментариев к Торе. Позднее была создана книга Гемара, которая является глубоким комментированием Мишны. Эти два текста вместе составляют Талмуд. Все стороны жизни набожного еврея, в том числе и светские, регламентируются Торой и Талмудом. Например, иудей должен иметь бороду, пряди волос на висках (пейсы), носить небольшой круглый головной убор (кипу), а также пройти через обряд обрезания.
Талмуд учит, что грехи могут быть изглажены через строгое следование всем религиозным предписаниям. Обряды в иудаизме возведены до степени догматов. Поэтому иудеи уделяют исключительное внимание их исполнению.
Иудаизм и христианство: общие черты
У этих религий общая ветхозаветная основа. В связи с этим многие хотят разобраться в теме «иудаизм и христианство: сходства и различия». Необходимо понимать, что христианство возникло в контексте иудаизма. Спаситель и апостолы и по рождению, и воспитанию были иудеями. Христианство воспринимались другими евреями как одна из иудейских сект.
Эти религии монотеистичны. Они учат о едином Боге, который создал человека по своему образу и подобию. Всевышний – не только Творец, но также любящий и помогающий Отец для людей. Диалог человека и Бога ведётся на протяжении всей жизни как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего народа и человечества целиком.
Иудаизм и христианство учат о человеке как о свободном бессмертном духовном существе, призванном к духовному совершенствованию, Богопознанию и спасению. Также иудеи и христиане верят во всеобщее воскресение мёртвых в конце времён.
Иудаизм и христианство имеют общую концепцию церковного служения Богу. Христианское богослужение во многом испытало влияние иудаизма. Например, заимствовано церковное чтение Священного Писания, псалмов, а также некоторые молитвы («Отче наш») и молитвенные формулы (Аминь, аллилуйя, осанна).
Иудейские истоки имеют Таинства Крещения и Евхаристии. Так, у иудеев издревле существует обряд ритуального очищения путём омовения, называющийся твила. Евхаристия же включает такие традиционные иудейские элементы, как преломление хлеба и чаша с вином. Они используются при праздновании иудейского Песаха (день памяти об Исходе евреев из Египта). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом на праздничном ужине с апостолами (Тайная Вечеря), который состоялся именно по случаю дня Песаха.
Иудеи и христиане: в чем разница?
Чем отличается христианство от иудаизма? Иудеи считают себя богоизбранной нацией, у которой есть священная миссия – научить Божественным истинам все остальные народы. Иудеи верят в приход Машиаха, то есть Мессии, Божьего помазанника из рода царя Давида. Считается, что он нравственно возродит человечество, избавит еврейский народ от власти язычников и установит своё великое царство на благо всего мира.
Христианство же стоит на том, что ветхозаветные пророчества о приходе Спасителя уже свершились. Непорочно зачатый Святым Духом и рождённый Девой Марией богочеловек Иисус Христос своей жертвой искупил грехи человечества и вознёсся к Богу Отцу. Иудеи же не признали Иисуса Мессией и до сих пор ждут прихода Божьего помазанника.
Христианство учит, что все мы рождаемся с печатью первородного греха и очищаемся от него Христом (Рим. 5:12, 18-19). Первородный грех был совершён нашими прародителями Адамом и Евой. Они отпали от Бога, нарушив Его волю, и были изгнаны из Рая. Согласно же иудейской вере, каждый человек рождается чистым и невинным. В течение жизни он сам делает нравственный выбор – грешить или нет.
Понятие человека в двух религиях
Библия учит, что Бог изначально создал мужчину и женщину как две ипостаси человеческого бытия. Талмуд же говорит, что главное Божье создание сочетало и мужское, и женское начала. А половое разделение природы человека произошло позднее. Также в иудаизме нет нравственного идеала непротивления злу насилием и любви ко врагам, которому учил Христос (Мф. 5:38, 44). Справедливость как юридическое понятие в иудаизме выше любви.
Христианство утверждает, что прийти к Богу можно только следованием за Христом. Согласно же иудаизму, человек самостоятельно может приблизиться к Богу. Глубокая иудейская вера для этого требуется лишь от евреев, на которых возложена бо́льшая ответственность в связи с их избранностью. Также отличительной чертой иудаизма является замкнутый национальный характер этой религии. Христианство же всемирно и универсально. По словам апостола Павла, в нём
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Что говорит Библия о ненависти народов к евреям?
В Евангелии от Матфея 23:29-39 Господь Иисус говорит евреям, что Он пошлёт к ним пророков, мудрецов, книжников, которых они умертвят, и это для того, чтобы на них была “вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого они убили между храмом и жертвенником.” И это будет продолжаться, пока они (евреи) не скажут: “Благословен Грядый во имя Господне”, то есть не признают Господа Иисуса как Мессию (Христа). Дальше Иисус говорил Своим ученикам, которые были евреями, о знамениях конца этого века и Своего второго пришествия. Господь Иисус сказал им, что перед тем, как придёт конец, их будут мучить и ненавидеть все народы за Его Имя:
Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. (Матфея 24:9-13).
Оправдывают ли эти предупреждения Господа Иисуса ненависть людей к евреям? Никак нет. Эту беседу Господь Иисус завершает описанием Своего пришествия, когда Он будет судить народы за то, как они относились к Израильскому народу:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Матфея 25:31-46)
Итак, Израильский народ получит наказание за своё заблуждение и непослушание, а народы, которые будут плохо относиться к ним, к избранному Божьему народу, тоже получат своё наказание. Будем же мудрыми и будем относиться мудро к избранным Божьим, даже когда они не угождают Богу, как поступил Давид по отношению к Саулу, отвергнутому Богом из-за своего непослушания:
И пришел Давид с Авессою к людям Сауловым ночью; и вот, Саул лежит, спит в шатре, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авенир же и народ лежат вокруг него. Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара. Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня; а возьми его копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою, и пойдем к себе. (1 Царств 26:7-11)
Так как вопрос был связан с холокостом, у меня тоже есть вопрос к вам, дорогие читатели: если бы вы жили во время Второй Мировой Войны в стране, которая не была под оккупацией нацистской Германии, что бы вы могли сделать для евреев и для всех людей, которых мучили, над которыми издевались, которых убивали в странах, оккупированных нацистской Германией, и в концентрационных лагерях? Чем бы вы могли им помочь?
Перевод: Елена Столерь.
Христианство – самостоятельная религия или иудейская секта?
Иудаизм считает христианство своей производной религией, призванной познакомить другие народы с базовыми элементами иудейской веры. Христианство же рассматривает ветхозаветное иудейство как богооткровенную подготовительную ступень к учению Христа:
«Закон, данный чрез Моисея, есть символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины» (святитель Иоанн Златоуст, «Слово на Пасху»).
Почему евреи не приняли христианство? Такой вопрос не является вполне корректным. Ведь некоторые иудеи приняли Спасителя и стали христианами. Но были и те, кто уклонился Истины. Вместо того, чтобы пойти за долгожданным Мессией, они распяли Его. Почему некоторые иудеи не увидели в Иисусе Мессию? Вот, что об этом говорит митрополит Антоний (Храповицкий):
«Ветхозаветные священные писатели, предсказывая Израилю и даже всему человечеству светлое будущее, имели в виду блага духовные, а не физические вопреки толкованию позднейших иудеев… Однако современные Спасителю иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряжённо жаждали себе, своему племени, внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно».
Как иудеи не узнали Мессию
Спаситель обличал некоторых иудейских первосвященников за их лицемерие, гордыню и следование только лишь внешнему обрядовому закону, а не главному нравственному:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Иисус Христос указывал на то, что фарисеи отменяли Божьи заповеди и отдавали предпочтение заповедям человеческим:
«Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное… Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мф. 7:8-9).
Спаситель говорил людям:
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2).
Итак, именно духовная скудость и гордыня не позволили многим служителям Моисеева закона увидеть во Христе Мессию.
Таким образом новая иудейская вера не является в полной мере именно той, которая была дана израильтянам через ветхозаветных пророков. Современный иудаизм в изрядной степени является плодом человеческих измышлений и влияния различных магических и суеверных течений (Каббала и прочее).
Первые евреи-христиане продолжали исполнять требования Закона Моисеева. Однако эти две религии стремительно отдалялись друг от друга. Формально окончательный разрыв иудейства и христианства был зафиксирован на I Никейском соборе в 325 году.
Нужно ли просить прощения у тех, кого мы не угнетали?
У некоторых христиан есть чувствительность к греху, совершённому не ими. То каются в убийстве царской семьи, то в угнетении чернокожих. Что сказать, люди нередко любят каяться в том, чего они не делали, а когда укажешь на их истинные проблемы — им кажется, что это к ним не имеет никакого отношения. Это ложное чувство стыда и раскаяния. Хотя можно ведь разобраться в происходящем по-христиански. Перед нами ситуация, когда более развитый человек угнетает менее развитого, эксплуатирует его жестоко. Надо подумать: а не происходит ли того же в моей жизни, не эксплуатирую ли я кого-то? Будучи, возможно, более развитым, не угнетаю ли своих братьев и сестёр? Будучи работодателем, не ставлю ли я работающих на меня людей в рабское положение? И вот тогда, найдя в своей жизни конкретные проблемы, надо каяться. А исповедоваться в том, чего вы не совершали, очень удобно. Это та же ситуация, как если люди говорят: «Я каюсь во всём». По сути, такие люди ни в чём не каются.
Грань между добрыми и злыми поступками очень тонкая, и порой так непросто разглядеть свои грехи. Сейчас эксплуататоров ничуть не меньше, чем было раньше. Разве наши пенсионеры не в рабском положении? Разве не эксплуатируют повсюду труд рабочих? Так к чему же говорить об Америке, если у нас своих угнетаемых хватает? Надо каяться в своём, только это имеет смысл как для души человеческой, так и для его ближних. Если вас задевает судьба чернокожих за рубежом — посмотрите внимательно на свою жизнь. Возможно, вы не хотите видеть угнетателя в самом себе.
Протоиерей Владимир Шутов