ИСТОРИЯ
Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово «копт» происходит от греческого «айгюптос» и означает просто «египтянин». Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки — в основном Египта и Эфиопии.
В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.
С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.
Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.
В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.
В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.
Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.
Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.
Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год — год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь («коптами» арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.
Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями «древних восточных» или «дохалкидонских» церквей.
Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 — 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.
Но уже при Аббасидах (750 — 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.
ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ
Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
ЯЗЫК
Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.
После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или «копты», как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.
В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.
В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным…
До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.
Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем — на арабском.
ЦЕРКОВЬ – СТРУКТУРА И РИТУАЛ
Вера
Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало — и в теологии, и в традициях.
Храмы
Древний церковный центр — Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.
Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, — беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса — просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд — собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.
Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие — в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты — они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри — виден Крест.
При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов — пять.
Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.
Монашество
Египтяне дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.
Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.
В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.
Папа
Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.
Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.
Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) — глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.
Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.
Служба
Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма — распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше.
Чин их литургии — более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.
Кладбище
Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы — и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.
Духовное обучение
В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.
Проблема церкви — мусульманский фундаментализм
Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.
В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.
Расширение церкви
Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.
Коптская церковь и РПЦ
Коптская церковь — прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.
С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.
Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.
Чудеса и знамения
Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.
Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.
Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.
Мусад Садык, журналист, занимавшийся этой историей по заказу одной каирской газеты, сообщил, что однажды видение длилось целых 20 минут. Хотя ученые и пытались представить это явление как зрительный обман, массовые галлюцинации, естественный оптический феномен или даже просто как электрические разряды на куполе храма, вразумительное объяснение феномена никто так и не смог дать.
КОПТЫ — ЗНАМЕНИТОСТИ
Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали.
Все они — потомки фараонов.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом» Едва ли не самое интересное в коптском искусстве — ткани. Ткали в основном гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.
Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары — города мервых при древней столице Египта Мемфисе.
ОБЩИНА
Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.
Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. По официальным данным, в Египте их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным же самой Коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит около 8 млн. верующих.
Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.
Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки
Материал подготовлен с использованием материалов сайта www . africana . ru
Нравится
Примечания
- Khairi Abaza and Mark Nakhla.
[www.washingtoninstitute.org/templateC05.php?CID=2386 The Copts and Their Political Implications in Egypt]. The Washington Institute (25 October 2005). - [www.chaskor.ru/p.php?id=2431 Как помолодеть на семь лет]. Частный Корреспондент
. chaskor.ru (7 января 2009). [www.webcitation.org/61AA0MbB6 Архивировано из первоисточника 24 августа 2011]. - Mawaiz wa al-‘i’tibar bi dhikr al-khitat wa al-‘athar (2 vols., Bulaq, 1854), by Al-Maqrizi
- Chronicles, by John of Nikiû
- Kamil, стр. 41
- Браницкий А. Г., Корнилов А. А.
[www.fmo.unn.ru/files/2013/01/Religii-regiona.pdf Религии региона]. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.