Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы
Нижегородской епархии
- Адрес: Россия, 607320, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с. Дивеево
- Тел.: +7 (83134) 4-34-45
- Официальный сайт:
- Яндекс.Карта, Google-карта
Становление общины
Обитель была основана во второй половине XVIII века преподобной инокиней Александрой (Мельгуновой), бывшей в миру богатой помещицей. Богородица Сама повелела ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле
(после Иверии, Афона и Киева). Около 1760 года подвижница остановилась в селе Дивееве, где получила чудесное извещение, что это и есть избранное Пречистой место. На средства преподобной в 1767 году был заложен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Главный престол был освящён в 1772 году, левый придел во имя святителя Николая Чудотворца — через четыре года, а правый придел во имя первомученика архидиакона Стефана — в 1779 году [1]. Из Казани преподобная привезла точную копию иконы Казанской Божьей Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокола, а из Саровского монастыря — старый иконостас. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила там три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить ещё трёх послушниц, а третью предоставила паломникам, идущим в Саров. Жила община по строгому саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась раз в сутки с саровской трапезы. Сёстры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах. Перед своей кончиной в 1789 году матушка Александра попросила молодого иеродиакона Саровской пустыни, будущего преподобного Серафима, позаботиться о её общине.
После смерти основательницы общины, молодую обитель возглавила одна из трёх оставшихся сестер — Анастасия Кирилловна, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. С 1796 года, после смерти Анастасии Кирилловны, общину возглавила Ксения Михайловна Кочеулова. Она была настолько строга, что в первый год ее управления из общины выбыли 40 человек, но затем стали прибывать новые.
Преподобный Серафим Саровский хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но матушка Ксения не согласилась, говоря, что устав дан саровским строителем Пахомием. Тогда, в 1826 году, по указанию Богородицы святой Серафим устроил рядом Дивеевской Казанской общиной другую, получившую название ”Мельничной”, с более мягким уставом. Днём основания этой обители считается 22 декабря того года. В неё, по указанию Пречистой, следовало перевести восемь сестёр из Казанской общины. Велено было возвести два храма — в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу.
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
- 1796 — 52 сестры [4]
- 1825 — 50 сестер [4]
- 1833 — в Мельничной общине: 19 келий, 73 сестры [4]
- 1917 — по списку: 270 монахинь, 1474 послушницы (при этом численность населения села Дивеева составляла 520 человек) [4]
- ок. нач. 2000-х — более 400 насельниц [5]
- ок. кон. 2010-х — в монастыре и на 19 его скитах и подворьях: 36 храмов с 82 престолами; ок. 500 насельниц [6]
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
История становления монастыря
В монастырской летописи собрана история его существования, которая повествует, что основательница монастыря – дворянка Агафья Семёновна Мельгунова (в девичестве Степанова). Рано став вдовой, отправляется она с трехлетней дочерью в Киев, во Флоровский монастырь.
Принимает монашество под именем Александра. Богородица в видении благословляет матушку на странствия в поисках святого края для основания обители. В селе Дивееве Божия Матерь указывает, что место найдено.
Потеряв единственную дочь, Александра направляется в родные края. Продает поместья, отпускает на волю крепостных. К 1767 году возвращается в Дивеево. Выстроив келью во дворе священника Василия Дертева, она начинает новую жизнь, целиком посвященную служению Божией Матери.
Матушка Александра воздвигает на дивеевской земле храм во имя Казанской Божией Матери в каменном исполнении взамен обветшавшего здания храма Николая Чудотворца. Позже рядом с церковью устраивает женскую общину, которая живет по трудному уставу саровской обители.
13 июня 1879 года основательница скончалась. Попечение о женской обители принял сначала отец Пахомий, затем Серафим Саровский.
С 1825 года отец Серафим обустраивает новую Серафимову общину. Община живет по уставу, который дала матерь Божия, поведав его преподобному Серафиму. Здесь выстраивается ветряная мельница – питательница. В 1829 году Серафим благословляет сестёр на рытье богородичной канавки, которая является сейчас местом паломничества богомольцев.
К Казанскому храму в 1829 году пристраивают церковь Рождества Христова. Под ним в 1830 году сооружают храм в честь Рождества Богородицы, который стал местом отправления служб для сестёр обеих женских общин: Казанской и Мельничной Серафимо-Дивеевской.
Кормильцем общины Серафима после его смерти становится помещик Николай Александрович Мотовилов. Его, находящегося в тяжелой болезни, отец Серафим исцеляет. Ему старец завещает заботиться о дивеевских сестрах, служить обители.
Дивеевская обитель становится широко известной, куда поступают на жительство вдовы и девицы из различных уголков России. В 1842 году общины объединяются в одну – Серафимо-Дивеевскую.
С 1848 по 1875 годы здесь строится каменный пятипрестольный Троицкий собор. Территория благоустраивается. К началу 20 века в монастыре, действовали: Троицкий собор, Рождественская и Тихвинская церкви, Преображенская на кладбище, домовые церкви в Игуменском, Трапезном, Богадельном корпусах.
Фото Дивеевского монастыря Серафима Саровского во время визита царя
В революционные годы на территории монастыря открывают трудовую артель. В 1927 году обитель закрывают, оскверняя храмы. Знаменитую Казанскую церковь закрывают спустя 10 лет.
Возрождение монастыря начинается в 1990 году. Освящают Троицкий собор. В 1991 году восстанавливают могилу матушки Александры, переносят в собор мощи Серафима. Мощи Александры переносят в церковь Рождества Богородицы в 2000 году. Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, множа силу Православия.
Почему католики продали земли и постройки аббатства
Нам приходилось слышать высказываемые некоторыми (очевидно, не без основания) предположения, что католики, владевшие ранее этой землей, узнав о расширении строительства аэропорта в Ньюарке и возможном обустройстве учебно-тренировочного аэродрома в непосредственной близости от аббатства, поспешили избавиться от недвижимости, выручив за продажу хотя бы какие-то средства. По всей видимости, они опасались, что государство может просто забрать эти земли без какой-либо компенсации для нужд строительства. Православные же не побоялись купить эти земли, понадеявшись на Промысл Божий. Впрочем, выхода у них не было, ибо скудость средств не давала возможности выбора.
Правда, есть и другая версия. Возможно, у аббатства появились средства на приобретение более выгодного участка, но, поскольку продать монастырские земли его насельники могли только людям благочестивым, то великодушно уступили их практически по символической цене. Так или иначе, но для скромной православной общины, в буквальном смысле этого слова вымолившей это место, это был дар Божий.
Отец Адриан, впоследствии ставший епископом Рокландским Андреем, сумел обустроить в этом благословенном месте настоящий русский анклав на американской земле. Прекрасный монастырь с уютным приютом для престарелых и огромным русским кладбищем в непосредственной близости от Нью-Йорка в тихом, заповедном крае, — разве это не чудо?
А когда в 1973 году обитель обрела статус национальной святыни, т. е. государство практически взяло ее под свою защиту, это упрочило ее позиции. Правда, средств на содержание это отнюдь не прибавило.
В настоящее время от католического монастыря остался лишь небольшой трехэтажный дом с домовым храмом постройки 1921 года, два небольших домика и статуя Спасителя, находившаяся рядом с ними. Первоначально в домовом храме, переоборудованном под нужды православных, и происходили богослужения.
Здание, оставшееся со времен католиков
В доме, расположенном напротив, отец Адриан совершал свой молитвенный труд, ежедневно уделяя этому деланию по нескольку часов, а в соседнем поселился князь Дмитрий Мышецкий, окормлявшийся у батюшки еще с киевских времен. Он в совершенстве владел английском языком, благодаря чему оказывал неоценимые услуги переводчика, помогая общаться с окружающим миром.
Наследие католиков
Условия более чем скромные, но разве это могло иметь какое-либо значение по сравнению с неповторимой возможностью обрести приют в чуждом эмигрантам, враждебном мире? Произошло диво дивное, и в далекой американской глубинке потекла православная молитва, и потянулись исстрадавшиеся сердца лишенных родины изгнанников в храм Божий…
Наследие католиков
В течение непродолжительного времени церковь, доставшаяся от католиков и на скорую руку приспособленная для православных нужд, стала слишком тесной и уже не могла уже вмещать множество приходящего народа. Необходимость строительства нового храма была очевидна. В середине 1950-х годов стали предприниматься усилия для реализации этой насущной потребности . И тогда Господь воздвиг человека, на плечи которого и лягли тяготы по созиданию. Им стал тогда еще совсем молодой человек, пылавший духом богопознания — Александр Федоровский, пришедший к отцу Адриану в поисках духовного окормления.
С тех пор, вот уже более полувека протоиерей отец Александр служит в этом богоспасаемом месте, неустанно заботясь об обители и храме, который он практически выстроил своими руками. Ему посчастливилось сослужить отцу Адриану, впоследствии владыке, более двадцати лет. Более тридцати он служит без него…
Современный вид храма
Дивеевский монастырь сегодня
Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.
Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.
Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.
Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.
Спасо-Преображенский собор
Начало строительства было положено за год до революции, но освящение состоялось лишь спустя почти 80 лет — в 1998 г. Собор является частью миниархитектурного ансамбля.
По легенде, батюшка Серафим завещал возвести собор в устье канавки наравне с Троицким собором. В итоге после его кончины в завещанном месте была возведена Тихвинская церковь, со временем переименованная в Спасо-Преображенский собор.
Какое выбрать время для посещения монастыря
В святыни стремятся по зову сердца именно тогда, когда должны быть здесь. Выбирают сроки поездки и на основании приоритетных влечений. Природа монастыря отражает естественную красоту всех времен года. Поэтому, можно остановить выбор на посещении монастыря в любимый сезон.
С мая по сентябрь добавляется возможность купания в целебных источниках. Самые мягкие для этого месяцы – май, сентябрь. В мае около воды появляются комары, люди запасаются защитными средствами. Если важнее принятие участия в торжественных мероприятиях или памятных, заранее знакомятся с православным календарём.
Многолюдно в монастыре в выходные дни, церковные праздники. Поэтому любителям малолюдья лучше выбирать для посещения дни, когда проходят многодневные посты. В такие периоды проводится меньше праздничных мероприятий, соответственно уменьшается приток паломников.
Меньше наплыв людей, немного ниже цены, чаще организуются скидки, акции в зимние месяцы. Исключение составляет пора новогодних каникул.
Неустанная забота владыки об обители
До последних дней владыка Андрей продолжал руководить духовной жизнью обители, вникал, насколько позволяло здоровье, во все мелочи монашеской и хозяйственной жизни. И, как бы предвидев соблазны нынешнего века, писал, что «недостаточно создать монашескую жизнь, её нужно сохранить. Ибо всегда есть опасение, что жизнь может превратиться в теплицу, в оранжерею, где она поддерживается искусственным теплом, и как только источник тепла прекращает действовать — погибает. Поэтому нужен постоянный источник жизни: подобно тому, как земля и жизненные соки её постоянно питают растительность, нашу жизнь должна непрерывно питать та стихия, которую дает Церковь Христова, которая воплощается в православном быте, в богослужениях,… во всем том, что олицетворяет нашу Святую Русь».
В мае 1982 года было завершено строительство второго корпуса дома для престарелых, спланированного ещё при жизни архиепископа Андрея, переселившегося в вечные обители в 1978 году.
Совсем, как на Руси
«Самое главное горе для нас, американских граждан русского происхождения, — говорил владыка, — почувствовать одиночество в старости».
Как добраться до Дивеевского монастыря Серафима Саровского
Дивеевский монастырь Серафима Саровского находится в хорошей транспортной доступности. До него можно добраться на различном транспорте от г. Москвы, г. Нижнего Новгорода, г. Арзамаса.
С любого аэропорта города Москвы самолёты доставляют туристов за 1 ч-1 ч 15 мин до аэропорта Стригино в Нижнем Новгороде. Поездом добираются с московских железнодорожных вокзалов – Ярославский, Курский до Московского вокзала Нижнего Новгорода. В течение суток отправляется больше 20 поездов. Прямые и проходящие рейсы. Время путешествия – от 5 ч 17 мин до 7 ч 13 мин.
С Курского вокзала ежедневно отправляются 6 прямых рейсов поездов «Стриж», «Ласточка». Время в пути – 3 ч 47 мин – 4 ч 13 мин.
Организуются также частные перевозки автобусом по маршруту Москва – Нижний Новгород кампанией «Пассажир» города Саров, индивидуальными перевозчиками. Время в пути – до 7 ч. Аналогичное время в пути занимает поездка от города Москвы до села Дивеево на собственном транспорте.
Транспортные кампании «Попутчик», «Пассажир» города Саров организуют автобусные перевозки с города Нижний Новгород до села Дивеево. Время в дороге – 3 ч. На собственном автомобиле добираются по этому маршруту за 2 ч 15 мин.
Можно от города Москвы с Курского железнодорожного вокзала проходящим рейсом добраться до города Арзамас. Время в пути может продлиться от 5 ч 58 мин до 6 ч 50 мин. От Арзамаса до Дивеева на автобусах кампании «Попутчик», собственном автомобиле добираются за 1 ч 30 мин.
Реликвии
В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.
В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры – основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.
Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.
В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.
Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.
Где можно остановиться в Дивеево
Каждый сможет найти здесь место для отдыха, ночлега в соответствии со своим уровнем дохода. Более дешевый вариант – проживание в частном секторе. В сети Интернет размещен ряд объявлений о сдаче комнат, квартир, домов.
Адреса находятся также в паломническом центре. Любители деревенского быта выбирают именно такое жильё. Но встречается обман в объявлениях, когда предоставляемые условия не совпадают с заявленными. Возможен минимум удобств, подселение, проживание с хозяевами различного поведения и образа жизни.
Кампания «Дом в Дивеево», расположенная по адресу: пер. Голякова, дом 2, помогает снять квартиру, жилье в частном секторе.
Паломники, желающие остановиться неподалёку от монастыря, выбирают паломнические корпуса. Их 17. Заселяют сюда только через паломнический центр. Для оформления предоставляют паспорт с отметкой о регистрации или водительское удостоверение.
Возможно бронирование за 2 месяца до даты приезда. Номера комфортные, с удобствами. Здесь поселяются одинокие путешественники. Проживание семьёй невозможно, так как мужчины и женщины проживают раздельно. Разместиться в селе Дивеево можно в гостиницах, их более 20.
Среди туристов более высокую оценку получают:
- апартаменты – «На улице Комсомольской, 9», «На Российской, 2»,
- гостевые дома «Визит», «Изумрудный берег», «Благовест», «На Восточной 1д», «На Восточной 27», «На Парковой 34», «Радонеж»,
- мини-гостиница «Московская»,
- гостиницы «ВалентинА», «Планета», «Светочъ»,
- гостиничный комплекс «Олимп».
Возможно бронирование без кредитной карты, бесплатный WI-fi. Стоимость одной ночи для взрослого человека составит от 1000 до 4700 руб. В период больших празднеств, торжеств летом разбиваются 2-3 палаточных лагеря с полевой кухней. Здесь проживают паломники, могут разместиться частные гости, экскурсионные группы.
Как строился храм
На первый взгляд, здание храма скромно и незатейливо. Да это и естественно, поскольку ни возможностей, ни средств, ни необходимых для строительства навыков просто не было. Архитектурный ансамбль создавал протодиакон Корнилий Чигринов, имевший в миру специализацию маляра, а росписи делал художник Николай Александрович Папков «за крышу над головой и чашку супа». Светлые и радостные, написанные в строгом соответствии с иконописным каноном росписи, а также иконостас и паникадило, сделанные по его же чертежам чрезвычайно украсили храм. Господь щедро вознаградил художника за понесенные труды: впоследствии его неоднократно приглашали расписывать и другие храмы русского зарубежья.
Интерьер храма
Где можно поесть в Дивеево
Бесплатное питание организовано на территории монастыря, в трапезной, по талонам, приобретаемым в паломническом центре. Блюда предлагаются простые: овощи и каша. На праздники добавляют домашний сыр, сметану, мёд.
Обед проводится с 11.00 до 13.00, ужин с 20.00 до 21.00. Монастырская трапезная расположена в храме Александра Невского на цокольном этаже. Летом – рядом с музеем блаженной Параскевы.
На территории монастыря Серафима Саровского функционируют платные кафе. В Доме паломника работает столовая. Блюда готовят постные, скоромные без мяса. В монастырских местах питания цены несколько ниже, чем в самом селе.
В Дивеево пункты приёма пищи чаще располагаются при гостевых домах и гостиницах:
Наименование | Меню |
«Охотничий домик». Кафе. Пл. Благовещенская, строение 1. При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». | Мясные блюда, японская кухня. |
«Раздолье». Кафе. Пл. Благовещенская, строение 1. При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». | Русская кухня. «Шведский стол»/«комплексное меню». Хлеб собственной выпечки. |
«Малиновый звон». Ресторан при гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». Пл. Благовещенская, строение 1. | Блюда кухонь русской, европейской. |
Кафе «Олимп». Ул. Арзамасская, дом 1/2. При гостиничном комплексе «Олимп». | Блюда кухонь русской, европейской. Для паломников – постное меню. |
Кафе «Валентина». Ул. Строителей, дом 2А/1. При гостинице «Валентина». | Русская кухня. Выпечка. Комплексные обеды. |
Кафе при гостинице «Заречная». Ул. Полевая, дом 2. | Русская кухня. В постные дни готовят постные блюда. |
Кафе при гостинице «Московская». Ул. Школьная, дом 5Б. | Европейская кухня. |
«Дивеево НБ», кафе при гостинице. Ул. Комсомольская, д. 4. | Блюда европейской, русской кухонь. Для туристов предлагается комплексное питание. |
Кафе «Камея». Ул. Арзамасская, дом 49Б. | Русская кухня. Натуральный кофе в турке. В блюдах используется освящённая соль, ключевая вода. |
Кафе «Гостиничный комплекс «Русская тройка». Ул. Октябрьская, дом 34/1. При гостиничном комплексе «Русская тройка». | Русская кухня. В постные дни готовят постные блюда. Для туристов предлагается комплексное питание. |
Кафе «Веранда». Ул. Труда, дом 5. | Русская и интернациональная кухни. |
Кофейня на Арзамасской. Ул. Молодёжная, дом 52. | Подают кофе разнообразных сортов, видов, выпечку, бутерброды, пельмени. |
Кафе «Пельменная». Ул. Мира, дом 1А, ТЦ «Кристалл», 3 этаж. | Домашняя русская кухня. |
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Страницы биографии архипастыря
Выпускник политехнического института в Петербурге, по благословению Оптинских старцев он принял сан в далеком страшном 1921 году, когда и произносить слово «Бог» в стране было опасно.Трудно пересказать, что пришлось перенести отцу Адриану за двадцать лет священства в СССР — гонения и преследования, ссылки и тюрьмы, постоянную угрозу физического уничтожения.
Коммунисты закрыли церковь в родных Ромнах на Полтавщине — он ушел в Киев, где тайно служил на квартире и восстанавливал Покровский женский монастырь. Скрываясь, переходил с одной квартиры на другую, а чтобы не навлечь беду на хозяев, ночами покидал дом и устраивался на ночлег — в дождь и стужу, прислонившись к дереву. Потом бежал от безбожной власти, служил настоятелем собора в Берлине, не предполагая, что Господь готовил ему ещё больший апостольский труд — создать частичку святой Руси на другом континенте, вынести под рясой спасенную из безбожной страны святыню — портрет преподобного Серафима, написанный ещё при жизни святого.
Полезные советы паломникам, туристам
Собираясь посетить Дивеевский монастырь, берут с собой:
- ёмкости для набора воды из 6 целебных источников;
- пакеты для складывания сырой одежды после купания;
- полотенце;
- упаковку для земли с канавки, сухариков;
- флакон для маслица.
Парковку автомобилей осуществляют на бесплатной стоянке справа от центрального входа в монастырь. Также паркуются на обочине непосредственно вдоль дороги по которой едут в монастырь.
Правила поведения на территории монастыря Серафима Саровского представлены на плакате, который встречает на входе.
Здесь соблюдают тишину. Гаджеты ставят на беззвучный режим или выключают. Поддерживают чистоту, заведённые порядки, не курят и не распивают спиртные напитки. Дети бывают в монастыре только со взрослыми.
Женщины посещают святыню в юбке или платье. Длина – ниже колен, рукава, закрывающие локти. Голову непременно покрывают. Яркий макияж, украшения недопустимы. Мужчинам разрешается посещение в брюках, рубашках. Крещёные люди обязательно надевают нательный крестик.
При совершении служб по храмам не ходят. Стоят и при желании тихо подпевают хору. Больные и слабые сидят на скамеечках.
Фотографируют, производят съемку бесплатно на телефоны и планшеты. Съёмку на видеокамеры, фотоаппараты осуществляют, приобретая талон в паломническом центре. Журналистам, съёмочным группам разрешение на профессиональные работы необходимо приобретать в пресс-службе Нижегородской и Арзамасской епархии.
К святыням подходят с молитвой. У святых мощей крестятся, дважды поклоняются, прикладываются, затем вновь кланяются. Долго у святынь, к которым выстаивают очередь, не задерживаются.
Вечернее Богослужение
В монастыре служится ежедневно. В летнее время служба начинается в 17.00, в осеннее и зимнее – в 16.00
Попробуем вкратце рассказать, какие виды вечерних богослужений бывают.
Вечерня
Во время вечерни вспоминаются времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание из рая, раскаяние и молитва, и надежда на Спасителя.
Утреня
Изображает времена новозаветные: явление Господа Иисуса Христа в мир и Его Воскресение. В современной практике утреня почти всегда совершается сразу после вечерни, т.е. вечером.
Всенощное бдение
Накануне воскресных дней и праздников совершается вечерняя служба, которая называется всенощное бдение (всенощной). Она объединяет вечерню с утренней и первым часом, причем, как вечерня, так и утреня совершаются более торжественно чем в обычные дни. В древности это богослужение начиналось поздно вечером и заканчивалось на рассвете. Позже его стали начинать несколько раньше, а в чтении делать сокращение, и оно стало заканчиваться не так поздно. А вот название сохранилось.
Лития
Служится во время всенощных бдений только накануне праздников. Эта часть службы служится в притворе, куда выходит из алтаря священник и диакон. Слово «лития» переводится с греческого как: «общественное, всенародное моление». И действительно, литийные молитвы – это особые молитвы Церкви о всем мире.
Святые места Дивеевской обители
Троицкий собор – великолепное святилище. Выстроен он на месте, которое выбрал сам батюшка Серафим. Архитектура подобна московскому храму Христа Спасителя. Разработчик – архитектор Александр Иванович Резанов.
4 придела освящены в честь: иконы Богоматери «Умиление», Богоматери Владимирской-Оранской, Серафима Саровского, третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
В храме старец молился и умер у чудодейственного образа «Умиление». Её копия, выполненная в начале XX века, находится в соборе. С 1991 года, каждый день в Троицком соборе совершаются богослужения. Здесь покоятся мощи, личные вещи преподобного. Доступ к мощам, вещам старца открыт ежедневно с 5.00 до 20.00.
Спасо-Преображенский собор заложен на одной линии с Троицким в 1907 году. Сестры собственноручно его расписывали. До революции строительство не завершилось. Преображенский отреставрировали в 1991 году, освятили через 7 лет. Храм устремлён вверх, отличается легковесностью.
В нём 5 пределов, которые освящены в честь:
- праздника Преображения Господня ;
- всех святых ;
- иконы Богоматери «Тихвинская» ;
- Новомучеников и исповедников Русской Церкви;
- Архистратига Михаила и всех сил небесных.
Богослужения совершаются ежедневно.
Церковь иконы Казанской Божией Матери изящна благодаря архитектурному стилю русского барокко. С неё начиналась обитель. Основательница Александра заложила её в 1773 году, завершив строительство в 1779.
Освятил церковь иеромонах Пахом в 1780 году. Тогда в церкви имелось 3 престола, освящённых в честь святого Николая, мученика Стефана, иконы Богоматери Казанской. В XX веке снимают и уничтожают колокольни, колокола, купола, кресты.
Год возвращения церкви монастырю — 1992. В 2003 обновляют колокольню, воздвигают кресты на неё и купол. В 2004 – освящают и водружают колокола, главный из которых украшен изображениями святых. В том же году с торжествами освящают основной престол возрождённого храма. Знаменитыми художниками, резчиками украшается внутреннее убранство.
Сооружают 8 новых приделов в 2007, годом позже их освящают. Церковь возводят в сан собора. Здесь находятся святые мощи блаженных Пелагеи, Марии, Параскевы, инокини Матроны.
Святая Канавка, начинающаяся за алтарём Преображенского собора, — уникальная святыня. Исполняя завет Богоматери, Серафим указал сестрам общину обрыть канавой. Явление духа Серафима ускорило работы. В 1833 году, за 3 года тяжелого труда Канавка была вырыта. В 1927 году её полностью засыпали. Позже проложили коммуникации.
Только с начала 1991 возрождено монахинями прохождение ежедневно по святой Канавке.
В 2006 году завершено полное воскрешение святыни точно по преданиям Серафима Саровского. По форме это семиугольник с периметром в 775 м. Канавка обнесена высоким валом. По его склонам растёт трава, цветы, плодоносят ягодные кусты. Это место утоления скорби, наполнения сердца радостью особой. Серафим завещал проходить здесь с чтением молитвы Богородице 150 раз.
Благодатью наполнена пустынька Параскевы блаженной – дом-музей, где сохранен дух святой старины. Его открыли в 2004 году. Значительная экспозиция рассказывает об истории обители.
Здесь собрано большое количество редкостных святынь: истинных вещей Серафима, старинные тетради рукописные дивеевских стариц с записями его жизни, портреты дивеевских преподобных, священнослужителей, иконы. Также в экспозициях– портреты благодетелей, игуменьи Марии, печать её и автограф.
Интересны вещи быта сестёр:
- часы;
- посуда из покоев игумен;
- монашеские одежды;
- фисгармония;
- рукоделия сестёр;
- синодики;
- подарки;
- комоды;
- диваны;
- ковры;
- одеяла.
Восстановлена келья Серафима. Заботливыми руками монахинь разложены вещи их и старца так, как и при его жизни. Одна из экспозиций отражает торжества по случаю обретения мощей преподобного.
Завершающей композицией является келья блаженной, в которой всё восстановлено так, как было при жизни. Замечательно, что в келье Параскева принимала царя Николая II с императрицей. Здесь находится литографический портрет царя.
В доме много икон. Блаженная, в игре с куклами, предсказывала, обличала пороки, помогала в разрешении жизненных трудностей. Поэтому в келейке находятся старые куклы. До нас дошли вещи Параскевы: рубашка и платье, фотографии куклы и самой блаженной, прядь волос, книжная закладка, гребешок, кусочек холста. Священный дух от пребывания многих святых людей, Параскевы делает это место особенным.
Другие святыни обители
Это — глубоко почитаемая, но не единственная святыня Ново-Дивеево, где в домовом храме находится также и образ Спасителя, принадлежавший Государю Императору Николаю Александровичу. Кроме того, там же пребывают Казанская икона Божией Матери из Харбина и Тихвинская — благословение армии барона Врангеля.
В домовом храме
В Серафимовском храме можно также поклониться и чтимому образу Владимирской Божией Матери, принадлежавшему некогда прп. Паисию Величковскому, благословившему этот образ прп. Льву Оптинскому. Отец Адриан (впоследствии владыка Андрей) получил ее в дар от Оптинских старцев. Икона чудотворная: в Берлине во время артиллерийского боя между немцами и американцами, когда снаряды падали во время богослужений прямо на собор, Богородица спасла жизни настоятеля и его прихожан.
Здесь же — Крест из дома Ипатьева в Екатеринбурге.
Крест из дома Ипатьева в Екатеринбурге
Святые дивеевские источники
Дивеевский монастырь на своей территории имеет источники, посвящённые людям святым:
1. Источник преподобного Серафима Саровского вблизи поселка Цыгановка. Расположен в тихом красивом месте. Окружен множеством деревьев. Родник благоустроен, к нему проведена шоссейная дорога. Там, где вон ыходит, создано озеро. К купальням установлен пешеходный мост. На берегу возведена часовня Серафима. Температура воды +5-6 градусов.
2. Казанский источник – самый древний. Находится на территории села Дивеево. Часовня у родника известна с 1845 года, с 2003 – полностью благоустроена. Сейчас здесь расположены каменные тропинки, новые купальни, часовня.
3. Пантелеймоновский источник находится по соседству с Казанским. Здесь построили купальню в виде большого бассейна. Вода в роднике менее холодна, чем в других родниках. Она обладает приятным вкусом, целебными свойствами в лечении затяжных болезней детей.
4. Источник Умиление Божьей Матери также расположен недалеко от Казанского и Пантелеймоновского родников, в овраге реки Лубинка, ставшей ручьём. Источник посвящён самой почитаемой Серафимом иконе. Здесь находится часовня, 3 купальни из хвойных пород дерева.
5. Источник основательницы Дивеевского монастыря Александры. Верят в его начало из могилы матушки. Здесь сооружены деревянные купальни и часовня из дерева. Окружен деревьями. Дорожки к нему вымощены.
6. Источник иверской иконы Богоматери расположен в южной стороне от источника Александры. Здесь выстроена часовня Иверской иконы. Вода способна исцелять бесноватых людей.
Владыка Андрей — духовный утешитель православных
Постепенно центр православия переместился в Ново-Дивеево, и архиепископ Андрей фактически стал духовником множества православных в графстве Рокланд. Проповеди, во время которых его одухотворенное лицо, окаймленное длинными белыми волосами и белоснежной бородой, освещалось нездешним светом, он произносил на родном языке, и это еще более привлекало к нему людей. А его светло-синие глаза, казалось, проникали в душу каждого. Специально для того, чтобы побеседовать с владыкой-старцем в Ново-Дивеево приезжали президент Америки Ричард Никсон и губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер,и другие видные политики, его нередко посещали ученые, писатели и художники. 22 июля 1975 года владыку Андрея посетил нобелевский лауреат Александр Солженицын и провел в беседе с ним более часа; годом позже — Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской.
В те благословенные времена обитель ежегодно принимала до 50 тысяч паломников, неся свет православия и давая находившимся в эмиграции людям утешение в скорбях.
Удивительные росписи храма
Проповеди владыки Андрея были такими же неустрашимыми и по современным меркам неполиткорректными, как ранее в объятом огнем революции Киеве, и в фронтовом Берлине.
Один день в Дивеевском монастыре
Дивеевский монастырь Серафима Саровского можно навестить и одним днём, успев многое:
1. Помолиться. Утренняя молитва начинается в 5 ч 30 мин. Вечерняя заканчивается около 20 ч. Можно также посетить молебны, литургию, панихиды, соборование.
2. Сделать часовую экскурсию. Групповые и индивидуальные экскурсии организуют представители паломнического центра с 9 ч до 17 ч. Это обзорная экскурсия по монастырю, тематические – с рассказом о Серафиме, обители, блаженных дивеевских. Фотоэкскурсии по истории монастыря, города Сарова.
3. Прикоснуться к мощам. С 8 ч до 20 ч ежедневно – к мощам батюшки Серафима в Троицком соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам блаженных в Казанском соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам дивеевских преподобных в храме Рождества Богородицы.
4. Познакомиться с музеем Паши саровской (Параскевы). Самостоятельно посещение возможно с 12 ч до 15 ч с экскурсией – с 9 ч до 16 ч.
5. Побывать в музее истории обители ХХ века. Самостоятельно посещение возможно в субботу, в дни праздников государственных, с 12 ч до 15 ч. Экскурсии организуются ежедневно с 9 ч до 16 ч.
6. Окунуться в воды святых источников. Купальни находятся в открытом доступе, каждый день с 5 ч до 22 ч.
7. Пройти с молитвой по Святой Канавке. Канавка функционирует каждый день с 5 ч до 22 ч. Сёстры совершают шествие по Канавке после вечерней трапезы, к ним можно присоединиться.
8. Поработать во славу Божию час или 2. Желающим потрудиться необходимо иметь паспорт, соответствующую одежду. О том, какие работы возможно выполнить, узнают в паломническом центре.
Современная жизнь
Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.
В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг. в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.
Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками. В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу. Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.
В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.
Что привозят из Дивеевского монастыря
Из святого места привозят:
- Иконы, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова). Приобретают их в церковных лавочках на монастырской территории.
- Горсть земли с Богородичной Канавки. Для этого отведено специальное пространство, где прежде стояла первая монастырская мельница. Земличку святую затем смешивают с песком, землей чистой. Для прикладывания к ранам и болячкам землю разводят также святой водой. Рассыпая землю в мешочки, используют для защиты жилья, своей территории. Мешочек помещают под подушку для изгнания дурных снов, мыслей.
- Масло, которое освящают на мощах батюшки Серафима, дивеевских матушек. Масло разливают в Преображенском соборе. При применении добавляют каплю святого масла к обычному, получая масло с целебными свойствами.
- Горстку сухариков Серафима дают желающим в часовенке Серафима, находящейся в конце Святой Канавки.
Светлый монастырь старца Серафима Саровского – уникальное место в Дивеево, которое необходимо посетить каждому православному.
Оформление статьи: Мила Фридан
Расцвет монастырской жизни в 70-е годы
1970-е годы видели расцвет обители. Монахини и послушницы, число которых доходило до пятидесяти, исполняли церковные послушания и ухаживали за престарелыми из старческого дома.Сестры приехали из разных стран, в том числе из Китая, после того, как в 1948 году власть в стране захватили приспешники Мао. Отошедшая ко Господу чуть более года назад игумения обители Ирина — одна из тех, кто бежал от коммунистов. По разным данным в те годы Международная организация помощи беженцам вывезла из Китая от 6 до 10 тысяч русских — противников красного режима. Из Европы и других стран в русский монастырь приехали около тысячи человек «Ди Пи», из которых значительное число осело около монастыря и образовало большую православную семью.
Отцу Адриану было 60 лет, когда он окончательно обустроил обитель: собрал сестер и беженцев на нынешнем месте — Смит роуд в Спринг Вэллей, выстроил храм, дом для престарелых, обустроил кладбище.
Последний приют для многих эмигрантов
Сегодня на самом большом в Америке русском кладбище похоронено около 7000 человек: князья, генералы, военные герои, духовенство, писатели, доктора, изобретатели, другие выдающиеся представители русской культуры и простые малограмотные крестьяне. Каждая могила — это неизвестная в нынешней России страница истории и летопись нашей эмиграции. Здесь нашли последний приют те, кто твердо стоял против коммунизма. И не важно, сражались они с оружием в руках или иначе. Немало случаев, когда на монастырское кладбище привозили усопших из Франции, Бразилии, Марокко, других дальних стран.
Неумирающая память о прошлом