Афонский монастырь в Греции. История, фото, где находится, как добраться

Если Античная Греция оставила миру величайшее культурное достояние, то Греция I тысячелетия нашей эры ассоциируется с религиозными ценностями. Христианство широко распространилось по стране, и до сегодняшнего дня здесь сохраняется огромное количество монастырей, храмов, церквей и часовен, известных всему миру. Одна из самых почитаемых обителей – это Афонский монастырь в Греции, который ежегодно посещают тысячи паломников. Все они веруют в силу Святых земель, и во многом Афон оправдывает их надежды и упования. Об этом уникальном православном месте и расскажем в сегодняшней статье.

История Афонского монастыря

Афонский монастырь святого великомученика Пантелеймона находится в Греции на морском берегу, по соседству с монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Занимает 19 место в монастырской иерархии на г. Афон. Название горы (за легендой) происходит от имени великана Афона, придавленного Посейдоном этой горой, во время восстания титанов против богов.

Монастырь имеет и другие названия:

  1. Русский.
  2. Свято-Пантелеимонов монастырь.
  3. Киновия Каллимахов (название происходит от Скарлита Каллимаха, правителя Молдо-Валлахии, на деньги которого был возведен собор).
  4. Руссик/Новый Руссик.
  5. Россикон.

Основателем монастыря был состоятельный христианин, уроженец Фессалии. Строительство началось в начале XI столетия. Первая обитель была построена далеко от моря. Древние архивы и библиотека сгорели в пожарах. До ХIII века нет почти никаких данных про развитие Пантелеймонова монастыря. В 1307 г. его сожгли каталонские пираты.

Греки населяли монастырь до конца XV века. В конце XV—XVI века здесь проживали, в большей части, сербы. Когда Русь стала свободна от монголо-татарского ига, русские иноки начали заселять монастырь. Но с середины XVIII столетия заселение греками возобновилось. Монастырь был провозглашен греческим в 1735г.

После 1765 года монастырь возвели на том месте, где он стоит сейчас. В 1875 году произошло избрание русского игумена (архимандрита Макария) и монастырь стал русским. Члены царской семьи хорошим финансированием способствовали быстрому возрождению обители.

В начале XX века Российская Церковь во главе с правительством хотели иметь монастырь в своем подчинении. Это было запрещено Уставом Святой Горы, принятым в 1924 г. В 1980 г. даже имя Московского Патриарха было запрещено произносить на общественном богослужении.

С 1924 г. каждый, кто вступает в монастырь, обязан стать гражданином Греции. Наибольшую площадь и численность среди монахов Россикон имел в XIX веке (в конце). В начале 1970-х годов количество монахов было всего 13. Константинопольский патриархат выживал русских с Афона, а греческие власти препятствовали прибытию русского пополнения в монастырь.

Ситуация изменилась в 1972 г., когда г.Афон посетил Всероссийский Патриарх Пимен. После этого власти СССР стали активно поддерживать пополнение монастыря русской братией. На сегодня в Россиконе насчитывается около 70 российских, украинских и белорусских монахов.


Владимир Путин во время визит в Афонский монастырь в Греции

Владимир Путин был в Пантелеймоновом монастыре 9 сентября 2005 года.

Монашество на Афоне

Афон является крупнейшим в мире сосредоточением православных монахов. Для православных верующих это место — одно из святых, оно считается земным уделом Богородицы.

Монахи считают Пресвятую Богородицу защитницей и покровительницей. В стенах храмов сохраняют около 60 чудотворных икон Богородицы. Монастыри, скиты, кельи посвящены ее Благовещению, Рождеству и Успению.

Зарождение монашеской жизни

Первые монахи начали появляться на Святой Горе после принятия христианства в Греции. Массовое переселение монахов на Афон началось в ранний период византийского правления.

Распространение на полуострове монашества связывают с такими факторами:

  1. Земли Святой Горы были не заселены, а рельеф местности способствовал уединению.
  2. Во время войн территорию Византии занимали народы, исповедующие другую религию. Проживающие в тех землях монахи были вынуждены оставлять монастырские центры и искать другие места для жительства.
  3. В период иконоборчества византийские власти были враждебно настроены по отношению к монахам.

Известные афонские монахи

Говоря о известных монахах Афона, начать стоит с Петра Афонского и Евфимия Нового. Они известны тем, что стали первыми насельниками Афона. Петр Афонский является первым известным святым на Афоне. Первое упоминание о его отшельничестве на горе относят к середине 10-го века. С именем Евфимия Нового связывают значительное увеличение количества монахов на Афоне, для которых он был духовным наставником.

Дальше на полуострове появился, пожалуй, самый известный монах — Афанасий Афонский. С его именем связывают зарождение общежительного монашества на горе и основание Великой Лавры, главного в современной иерархии монастыря.

Также стоит вспомнить Иоанна и Евфимия Святогорцев, первых грузинских монахов, основавших Иверский монастырь, и Савву Сербского, основавшего первый сербский монастырь Хиландар.

Еще одним известным монахом, чье имя связано с развитием исихазма на Афоне, является Григорий Палама. Он первым стал обучать исихастов духовной практике, до этого афонские монахи приобретали духовный опыт без наставников.

Современное положение

Жизнь монаха на горе полностью посвящена православной церкви. Стать частью афонской братии может любой совершеннолетний православный христианин. Большую часть времени монахи проводят в молитвах и богослужении. Помимо молитв все монахи выполняют послушания — труд на пользу всего монастыря. Их количество зависит от числа монахов в обители, а вид работ — от умений конкретного монаха.

Во внутренней жизни Афона усугубляется конфликт между двумя наибольшими афонскими общинами: греческой и русской. Численность русских монахов в последние годы значительно выросла. Греки склонны видеть в этом угрозу эллинизму. Русские монахи говорят о притеснениях со стороны греков, которые проявляются в том, что им стараются не продавать землю, келлии и каливы, а также значительно завышают на них цены.

Стоит еще упомянуть препятствие, связанное с визой. Перед тем как принять постриг, нужно пробыть на Афоне от 1 до 3 лет послушником. Для этого необходимо многократно обновлять визу, что не всегда просто. Тем, кто принял постриг еще в России, нужно подготовить большое количество документов. Для европейцев таких препятствий нет.

В начале 2019-го года появилась ложная информация о расколе Афона. Слухи появились из-за разного мнения монастырей по поводу действий Константинопольского патриархата относительно Православной Церкви Украины. Ранее патриархом Варфоломеем был выдан томос об автокефалии Украинской Церкви.

На заседании Священного Кинота 28 января 5 из 20 представителей монастырей выразили поддержку инициативе Константинопольского патриарха отправить делегацию на интронизацию главы новой церкви. После заседания Священный Кинот принял решение не отправлять делегацию в Киев и не вмешиваться в церковный конфликт в Украине, предоставив решение вопроса Патриархии и представителям Поместных Православных Церквей.

Архитектура Афонского монастыря

В 1800 — 1829 годах правители Балкан и придунайские княжества профинансировали строительство Пантелеймонова монастыря. Скарлат Каллимах, владеющий Молдо-Валахией, сделал большие пожертвования на монастырь. На эти средства был возведен собор. Надпись на соборе гласит о дате постройки – 1812-1821 гг.

Монахи были вынуждены защищаться от внешних нападений, поэтому монастырь обнесли крепостными стенами и башнями. Обитель имеет вид средневекового города. Архитектура как у византийских монастырей, с элементами восточного и эллинистического стиля.

Крепостные стены имеют форму рельефа и создают многоугольник. На стенах стоят укрепления с башен, зубцов и бойниц. Строения на стенах не симметричны. Это отличает их от византийской архитектуры с ее строгим стилем. Башни являются архитектурными шедеврами средних веков.

Монастырский вход находится посредине крепостной стены. Створки из дерева, закрывающие ворота, выглядят массивно и имеют накладки из железа. Между двумя воротами находится проход. Над проходами возвышается купол цилиндрической или крестообразной формы.

Форма часовен происходит от Константинопольской школы зодчества. Это уникальный тип архитектуры, названный «афонским». Часовню увенчивает купол, который держится на 4 колоннах.

Фасады на соборе имеют керамический декор, узоры и рисунки исполнены в технике рельефа или живописи. Крыша собора свинцовая. По центру возвышается огромный купол, вокруг которого размещается множество куполов поменьше.

Афон как очаг исихазма

Гора в 14-м веке стала центром развития двух направлений исихазма: отшельничества и общежительного монашества.

Зарождение течения

Зарождение исихазма в первую очередь связано с монашеством. Впервые он упоминается как духовное течение в 4-м веке у египетских монахов. Течение предполагало жизнь в отшельничестве и безмолвии. Первые монахи удалялись от людей, изредка жили в затворе.

Дальнейшее развитие учения связано с греческими святогорскими монахами и Иисусовой молитвой. Распространилась практика благодаря трудам Григория Паламы в 14-м веке.

Суть и идеи

Говоря об исихазме, чаще имеют в виду именно духовную практику в монашестве, которая открывает возможность ощутить Бога не только духовно, но и телесно. Ее цель — посредством молитвы и смирения увидеть Нетварный Свет, который является проявлением Божественной Силы. Хотя на самом деле у термина «исихазм» есть еще одно значение — так называют философскую теорию.

Центральная идея практики исихастов — это контроль мыслей (помыслов). Монахи верят, что так получится очистить ум и сердце, что поможет приблизиться к Господу.

Направления исихазма

Практика исихазма у православных монахов развивалась в нескольких направлениях.

Всего выделяют три:

  • отшельничество;
  • духовные практики;
  • учение Григория Паламы.

Такое направление, как отшельничество, возникло с первыми монахами и представляет собой жизнь в безмолвии.

Говоря о духовных практиках, имеют в виду многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.» Посредством постоянного призывания Имени Божия монахи добивались ухода вражеских (диавольских, то есть всеваемых в ум от врага спасения души — диавола) помыслов.

Третье направление связано с жизнью и трудами святителя Григория Паламы о восхождении человеческого духа к Божеству через самонаблюдение и самосовершенствование.

Исихазм в православии

Практика исихазма у православных монахов строится на последовательном выполнении шести действий.

Этапы совершенствования в православном исихазме:

  1. Поскольку цель духовной практики — это созерцание Бога, а исходя из убеждений монахов, способен на это лишь человек, чистый сердцем, то основу исихазма составляет очищение сердца.
  2. Затем следует уединение. Монахи уверены, что в одиночестве способны достичь большей концентрации.
  3. Третий этап называют «умным деланием». С помощью внутреннего созерцания и дыхательных упражнений монахи достигают момента объединения сердца и ума.
  4. После этого начинается этап постоянного повторения Иисусовой молитвы.
  5. Дальше наступает безмолвие. Таким образом монах сосредотачивается на сердце и создает вокруг себя тишину.
  6. В конце появляется Фаворский Свет, он говорит об общении с Господом.

Отделение от философии

Исихазм в философии представлен теорией, которая отождествляет сущность человека с микрокосмосом, в котором отображена вся Вселенная.

В православной практике идея заключается в духовном изменении себя, которое позволит увидеть Бога. Совершая грехи, люди скрывают образ Господа, живущий в них, но к нему можно приблизится, очистив душу. Бог проявляет себя в мудрости, любви, смирении.

Внутренне убранство Афонского монастыря

Внутри храма все пространство покрыто росписями в византийском иконографическом стиле. Росписи расположены параллельно и идут широкими поясами. Купол украшен изображением Христа Вседержителя. От купола вниз свисают ажурные паникадила, сделанные из бронзы.

Иконостасы из слоновой кости или деревянные, покрытые резьбой. Мрамором покрыты полы и облицованы стены. Колонны также сделаны из мрамора.

Широкий коридор идет вдоль ряда монашеских келий, которые располагаются в крепостных стенах (внутренняя их часть).


Трапезная

Кельи очень маленьких размеров. В них находится стол со стулом и кровать.

Святыни Афонского монастыря

Главный собор хранит у себя голову целителя и святомученика Пантелеимона. Это самая большая ценность монастыря.

Другие монастырские святыни:

  • Головы святых преподобномучеников: Стефана Нового и Параскевы.
  • Куски дерева из Господнего Креста.
  • Ребро святой великомученицы Марины.
  • Седмисвещник, сделанный из куска камня, отваленного от Господнего гроба.
  • Серебряный ковчег с частью левой ноги Андрея Первозванного.

Монастырские мощи:

СвятыхСвятых мучениковСвятых апостолов
Преподобных: Силуана и Симеона СтолпникаГеоргия ПобедоносцаПетра
Свтителей: Григория Паламы и Амвросия МедиоланскогоПервомученика СтефанаЛуки
Крестителя Господня Иоанна ПредтечиДимитрия мироточивогоАндрея
Иосифа ОбручникаИоаковаМатфея
ПрохораПерсянинаФомы
Кирика и НикитыВарфоломея
ТрифонаВарнавы
Евстратия
Феолора Тирона и Харалампия

В монастыре насчитывается около 300 мощей святых.

Иконы, творящие чудеса:

  • Иерусалимской Божьей Матери.
  • Казанской Божьей Матери.
  • Божьей Матери «Игумения Святой Горы Афонской».
  • Cвятого Иоанна Предтечи, Крестителя Господнего.
  • Cвятого великомученика и целителя Пантелеимона (древняя).
  • Святого священномученика Харалампия, скитника.

В Афонском монастыре в Греции находится огромная двухэтажная библиотека с греческими и славянскими рукописями. Богатство библиотеки составляют и 20 тыс. книг, написанных русским, греческим и славянским языком.

Монастырские уставы: как человек становится монахом на Афоне

Предлагаем вашему вниманию беседу с Павле Раком, сербским писателем и философом, долгое время жившем на Афоне. Павле Рак – автор известной в России книги «Приближение к Афону». Мы беседуем о древних монастырских уставах Афона, о том, чем они отличаются от уставов русских монастырей, об аскетике, молитве и посте, о старцах Иосифе Исихасте и преп. Паисии Святогорце.

Вы хорошо знаете Афон. Каков там монастырский устав? Отличается ли он от уставов русских монастырей?

В Русской церкви утвердился обычай соединять вечернюю и утреню в так называемом всенощном бдении. Сегодня на Афоне действует общий устав о храмовом богослужении, который сложился уже с давних времен. Особенность устава в том, что основная служба от полунощницы до литургии идет непрестанно, единым потоком и проходит ночью. Вечером служат девятый час, вечернюю и повечерие, а все остальное – ночью.

Но так служат не каждую ночь?

Нет, устав такой, что служат каждую ночь.

А когда монахи спят?

Сейчас поясню. В этом отношении разница между монастырями небольшая, но она есть. Разница заключается в уставе келейной молитвы. Я жил в монастыре Каркал, у них устав и монахи происходят из маленького братства старца Иосифа Пещерника. Основной упор у них на келейную Иисусову молитву. Зимой они встают через 4 часа после захода солнца и начинают келейное правило – Иисусову молитву. Каждый в своей келии молится 4 часа. Потом начинается полунощница и все остальное в храме. То есть, если они встали в 10 вечера, то полунощница начинается в 2 час ночи. Они ложатся спать после захода солнца, то есть в разное время года в разное время.


Ночное богослужение на Афоне

То есть, как только солнце зашло, монахи ложатся спать, поспали 4 часа, и дальше 4 часа нужно молиться в келии. Получается, что день разбит на четырехчасовые циклы? А когда и сколько монахи работают?

Когда они работают, то по времени это немного больше, чем четыре часа, может быть часов пять, но не больше. Когда литургия заканчивается, зимой еще может быть темно, они снова ложатся спать примерно часа на три. Потом снова начинается работа.

Получается, что можно спать и до 7 часов в сутки, хотя сон разбит на две части: 4 часа и потом еще 3 часа сна.

Да, кроме того говорят, что когда спишь по два раза в сутки, то сон получается эффективнее, тело лучше отдыхает. Но опять-таки, не все сразу ложатся спать, кто-то может заняться своими делами. Получается, что спят они 6,5-7 часов – это максимум. Потом идет работа и с наступлением девятого часа начинается молитва, это приблизительно за три часа до захода солнца.

Это около 6 часов вечера?

Зимой 3 часа до захода солнца наступает гораздо раньше.

Получается, что весь ритм жизни привязан к солнцу, а не механическим часам? Так ведь было и в древности, и во времена Христа…

Да. Поэтому Иисусова молитва входит в келейное ночное правило. Летом этого правила получается меньше, потому что ночь короче. В Петербурге, например, ночью летом и вовсе бы не получилось соблюсти это правило, потому что там белые ночи. Ночи, по сути и нет. Главные на Афоне – это зимние месяцы, когда совершается больше всего Иисусовой молитвы. Этот устав дал старец Иосиф Пещерник. А другие монастыри делают упор на какие-то другие моменты. В храме у всех более-менее одно и тоже, хотя и там есть оттенки. Например, в Лавре св. Афанасия службы длиннее, потому что все тексты пропеваются. А в остальных монастырях много читают, например, канон, который в Лавре поется полностью. Получается, что в Лавре меньше ночной келейной Иисусовой молитвы, они больше молятся в храме. Где-то работают больше днем. Если монастырь хочет быть более независимым в материальном отношении, то там больше работают.

Но по опыту каракальских монахов видно, что эти 4 часа ночной молитвы много дают в духовном отношении. Однажды мне даже старец Паисий Святогорец это подтвердил. Была такая история. Мы договорились с моим духовником из Хиландарского монастыря, что вместе пойдем жить в келию (келия – это маленький монастырь на Афоне, обычно для двух-трех монахов). В это время он исполнял обязанности протоса на Афоне и попросил его подождать, пока он не закончит свое послушание. Чтобы не терять времени, он посоветовал мне временно пожить и поучиться чему-то у греческих монахов. Когда я был в Хиландаре, он уже заканчивал свою протоипостасию, должность протоса, и Хиландар перешел на общежительный устав, и он был выбран первым игуменом (Общежительный – классический монастырский устав, когда вся собственность общая, и все подчинены единым правилам). До этого 350 лет монастырь был идиоритмический (в таком монастыре монахи могут иметь некоторую собственность, жить по своему усмотрению, общее только жилье и богослужение. Управляет монастырем временном выбранный «проигумен»). Когда это случилось, духовник сказал мне: «то, о чем мы с тобой договорились, забудь. Приходи ко мне в Хиландар, мы будем вместе восстанавливать общежительный устав». Это не очень получилось. Тогда этим летом я был у старца Паисия и сказал: «чувствую, что то, что я приобрел у каракальцев, стал терять». Он ответил: «да сейчас же лето. Сейчас никто ничего приобрести не может. Мы, монахи, приобретаем все в зимнее время, когда ночь длинная. А летом мы просто стараемся не очень много потерять».

Такое ощущение, что если человек каждый день будет по 4 часа молиться ночью, то быстро станет святым.

Не знаю. Но я видел, что у тех, кто молится ночью, более любовное отношение к собратьям. Не все соблюдали это правило о ночной молитве в келии, потому что было сказано: кто может, тот пусть выполняет, а кто не может, тот пусть спит. Но тот, кто не мог молиться все 4 часа, тот вставал за час или за полтора до начала службы в храме, как и во многих других монастырях, где примерно 1.5 часа составляет келейное правило. Потом, наблюдая за монахами, с которыми я вместе работал днем, я уже мысленно разделил людей на тех, кто полностью соблюдает молитвенное правило по 4 часа в келии, и кто нет. Потому что у первых было более теплое, внимательное и любовное отношение к ближним.


Келия старца Иосифа Исихаста на Афоне.

То есть было видно, молится человек ночью, или не молится.

Это было видно. Значит, ночная молитва имеет большую силу. Но только тогда, когда человек молится, очень хорошо понимая, что это значит. Один монах мне сказал, как молиться: «самое главное, чтобы было искренне, чтобы ты полностью осознавал произносимые слова». И он про себя сказал: «Иногда я молюсь, но чувствую, что моя молитва начинает идти механически. Тогда я говорю: “Боже, Ты видишь, какой я никчемный. Давай, помогай, чтобы я освободился от этого”. И дальше молюсь опять». И такой мыслью он дает направление в своей молитве. А если такого настроя нет, то молитва может идти по привычке.

Как будто ты печатаешь на печатной машинке?

Возможно… Я видел что каракальцы, молящиеся ночью, в человеческом отношении иные, даже в своих бытовых контактах, в течение дня. Они стараются во всем помочь, тут же, реакция на простую человеческую ситуацию у них быстрее.

Получается, что от молитвы ум становится более легким?

Да, более легким и подвижным. Ум настраивается так, что думает уже как сделать, чтобы собрату было лучше.

Наверное, у нас в России невозможно ввести такой устав. У нас служат литургию с утра, только на Афонском подворье в Москве бывает ночная служба по воскресениям и праздникам.

Это так, наверное, потому что в России монастырь в советские времена был общим приходом, был заточен под нужды мирян в первую очередь. Но у некоторых, как у о. Серафима (Бараделя), получилось изменить ситуацию.

То есть это возможно, но нужна сильная воля, чтобы изменить устав? Наверное, если по-настоящему заниматься монашеством, только афонский устав даст духовное преуспеяние и сделает из простого человека монаха?

Наверное, бывают разные ситуации, но есть вещи, которые я не понимаю, например, отпуска у монахов. Как? Зачем?

Наверное это потому, что в России у монахов много физической работы, и если ее не прервать, то монахи просто умрут или заболеют. И климат очень суровый. Наверное, на Афоне нет так много работы?

Если мы там с 7 до 10 утра спали, то работали 4,5, максимум 5 часов.

Получается примерно до 3-х часов дня.

Да, а дальше идешь в келью успокоиться и приготовиться к вечерней службы, которая начиналась около 4 дня. Но, как я уже упомянул, это зависит от солнца, когда начиналась служба раньше, когда позже.


Монастырь Каракалл на Афоне

Расскажите про устав относительно пищи. Я думаю, едят 2 раза в день, утром и вечером?

Да, первый раз едят утром, сразу после литургии. Это называется обед. Подают вино. Чаще всего после литургии еще не рассветает, так что сразу после обеда монахи расходились спать.

А чем обычно кормят в монастырях?

На Афоне хорошая земля, гора высокая, сверху текут ручьи и растут хорошие растения, так что летом кормят собственные огороды, всего много. А зимой идет по очереди чечевица, фасоль, нут, из которого готовят на Востоке хумус. Это почти через день. Иногда что-то делают с рисом, рыбу едят, но она считается праздничным блюдом. Помню, что когда мы работали, то мог подойти к нам настоятель, а в карманах у него фрукты и сухофрукты. Настоятель угощает ими и хвалит: «молодцы, хорошо работаете!». В постные дни (3 дня в неделю) трапеза была только вечером, а днем можно зайти и выпить чаю с сухарями, сухофруктами. Это вне устава, но позволялось тем, кто захотел или ослаб.

Получается, что сухофрукты всем доступны?

Да, и собственные фрукты, и сухофрукты. Инжир, орехи и, конечно, маслины – этого всегда много.

В России маслины, фрукты и орехи считаются дорогой едой. Но именно она полезная, вкусная и питательная.

В некоторых монастырях еду не кладут индивидуально в тарелку, но каждый берет сколько хочет из общей посуды. В Каракале есть обычай, что если что-то остается, то они собирали в общую посуду и могли еще раз это получить на обед. Гости получали всегда свежую еду, а монахи могли получить то, что осталось с прошлого обеда. Мы любим другу друга и не будем гнушаться.

Живя в миру, ты крутишься, живешь рассеянно, но получается, что личность быстрее самоопределяется: ты или идешь в сторону любви, либо замыкаешься, высыхаешь как сухарь, становишься злой. Это разделение происходит быстро. А в монастыре может быть некоторая смесь того и другого, так что будет непонятно: то ли ты идешь в любовь, то ли в сухость, в окамененное нечувствие. В миру это больше заметно, потому что постоянно пересекаешься с людьми, и тебе надо на людей реагировать. Лично для меня самое большое испытание в монастыре – ограниченность пространства.

Пространство – это вопрос важный, но второй важнейший вопрос – это время или качество времени. Вот для меня важно, чтобы оно было мое, я бы им распоряжался, но, с другой стороны, важно чувствовать, что день не прошел зря. Внешняя жизнь настолько поглощает время, что может не остаться времени на самое главное.

В русских монастырях личное время очень жестко расписано. Паломники много работают, приезжая в монастырь. Это даже считается привилегией.

Здесь большое отличие от греческого, афонского устава. Недавно я ездил паломником в Каракал. Меня и еще двух моих товарищей попросили днем помочь монахам в работе. Мы помогли. Один из паломников, с которыми я приехал в монастырь, был близким другом каракальского монаха, ночью он пошел снова ему помочь. И вот, в какой-то момент, этот монах пришел в храм и начал искать остальных двух паломников, меня в том числе, чтобы снова попросить нас ему помочь. Мы пошли, конечно. В храме читали канон, шла утреня. А повар на кухне и говорит этому монаху: «Ты что! Да меня настоятель в эту печку загонит, когда узнает, что я позвал паломников. Как ты можешь себе представить, чтобы я вызвал паломников из церкви! Нет, этому не бывать». И нас отправили в храм обратно.

Молитве дается первое значение, а труд – на втором месте?

Да, как для монахов, так и для паломников. Там немыслимо, чтобы паломника, если он сам не проявил такое желание, позвали на работу. Просто так паломника на работу не зовут.

Паломник приезжает только молиться, устраивать свои духовные дела?

Да. Зато он там не может долго оставаться. Только в течение 24 часов паломник может быть в том или ином монастыре. Но если он уже свой человек, то тогда, конечно, по-другому. Можно уже и немножко помочь на огороде, пожить в монастыре.

А почему возникло такое правило, что паломник приезжает только на сутки? Это древнее правило?

Оно не древнее, просто сейчас монастыри на Афоне сталкиваются с большим количеством людей и не в состоянии всех принять на долгое время.

Так много паломников приезжало недавно?

Да, это ситуация последних 20 лет.

О наплыве паломников в афонские монастыри и о том, что монахи, которые хотят жить совсем уединенно, уходят в келии или спускаются к морю, мы говорили в прошлой беседе. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о современном церковном направлении в России? Похоже, что мы так и продолжаем внешнюю экспансию, начатую в начале 1990-х, когда старались открыть как можно больше храмов, монастырей. Но есть, наверно, какие-то внутренние задачи?

Слушаю весь год одного хорошего автора, который выражает не просто личное мнение, но целое течение мысли, которое сейчас есть в Греции. Он обсуждает один из центральных вопросов: в чем лучше выражена сущность христианства: в церковной общине или в церкви как неком институте. По-гречески «экклесиа» это церковь, но она воспринимается как живая жизнь. Экклесия – община, которая живет церковной жизнью. Я, как христианин, иду по воскресениям в церковь не в силу каких-то обязанностей, а потому что это часть моей жизни, мы вместе с людьми собираемся вокруг самого главного. И если я не приду, то должен возникнуть вопрос: а почему он не пришел сегодня. То есть настоящая церковная община должна сплотиться в таком духе, иметь такое чувство, чтобы отсутствие другого члена общины чувствовалось как что-то болезненное.

То есть сегодня скорее нужно говорить не о внешней экспансии, а о внутреннем делании? Основная задача – создание общины, а не просто прихода?

Да, и в этой общине мы должны друг друга чувствовать, любить. Сегодня это все реже и реже получается. Но если этого нет, то возникает вопрос о том, зачем тогда нужно все остальное.

Вы однажды сказали, что один известный монастырь атомизировался, хотя раньше там была дружная община, и принцип аскетики начал угасать?

Мы были там только однажды после смерти старца монастыря, который сплотил братство, и нам показалось, что хотя формальная структура осталась, но исчезло самое главное. Но мне трудно об этом судить. У старца было несколько близких учеников. Кто-то умер, кто-то уехал. А старец как раз задавал вопрос: «что существенно в нашей жизни, для чего мы все это делаем? Для чего молимся, постимся?». Если молитва Иисусова начинает быть ценной сама по себе, безотносительно к нашему возрастанию во Христе, то она обессмысливается. Но если она нужна для нашего преображения, как путь к Богу, то она на правильном месте. Но если к Богу можно прийти и каким-то другим способом, то, пожалуйста, человек может идти своим путем. Главное, чтобы конечный результат был одинаков — встреча с Богом, очищение от страстей, преображение души.

Благодарю вас за беседу, надеюсь, она будет полезна для читателей в России.

Интересные факты и легенды

  1. Постриг на Афоне преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерского монастыря на Руси.
  2. Постриг святого Саввы, предка православного сербского царя Стефана Душана. Этот царь очень помог монастырю финансово.
  3. Исцеление мощами Святого Пантелеимона Скарлата Каллимаха (переводчика турецкого султана Махмуда II) от тяжелой болезни.
  4. Прекращение чумы в Константинополе в 1744 г., после прибытия туда мощей Святого Пантелеимона.
  5. Прекращение чумы и исцеление больных в Молдавии, после пребывания в государстве мощей Святого Пантелеимона. В благодарность, Иоанн Николау, господарь Молдавии, распорядился отправлять денежное пособие монастырю каждый год. Деньги отправлялись и после его смерти.
  6. Чудесное возвращение чудотворной иконы святого великомученика Пантелеимона в старый Русик, после ее перенесения в Новый.
  7. Исцеляющее маслиновое дерево, выращенное с косточки от маслины, к которой был привязан целитель Пантелеимон во время казни, не сгорело во время пожара в 1968г.

Режим работы Афонского монастыря и расписание богослужений

Афонский монастырь в Греции находится в открытом режиме для паломников только в светлое время суток. Посещения начинаются с восходом солнца и прекращаются после захода. Когда солнце село, ворота закрываются до утра.

Богослужение в монастыре:

  1. Вечерня.
  2. Повечерие.
  3. Утреня.
  4. Литургия.

Бдение служится перед праздниками и длится всю ночь. От Всенощного богослужения до Литургии делается очень короткий перерыв. Перед особо важными праздниками Всенощная длится приблизительно 14 часов.

Незадолго до службы, монах обходит двор монастыря, стуча в деревянное било молотком. Так он оповещает о скором богослужении, которое начинается где-то через 5-10мин.

Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии

Жизнь монахов на Афоне посвящена исключительно православной церкви и проводится, главным образом, в молитвах и торжественных церковных богослужениях. Ежедневно, в определенные часы, по первому удару колокола, иноки, как равные между собой братья и друзья, собираются в святой храм и проводят здесь большую часть дня и ночи в прославлении и благодарении Господа. Уже в самую полночь, несколькими ударами в колокол, иноки пробуждаются от сна для совершения келейного правила, которое для монахов великой схимы, как произнесших самые строгие обеты иночества и достигших более высокого нравственного совершенства, заключается в 1.200 поясных и 100 земных поклонах, а для простых иноков и послушников – в меньшем количестве таких же поклонов. Вслед затем совершается утреня, которая и заканчивается с восходом солнца, так что начало каждого дня встречается иноками в молитве и прославлении Господа. По окончании утрени, дается небольшой отдых. В это время открываются и монастырские ворота, обыкновенно запирающиеся на целую ночь, и в монастырь получают доступ и те иноки, которые живут вне обители, в отдельных келлиях, а также и посторонние лица. В шестом или седьмом часу утра совершается литургия, за которой присутствуют все иноки обители. Литургия исполняется весьма торжественно, собором священнослужителей, при полном хоре монастырских певчих. За литургией иноки причащаются, соблюдая известную очередь, но многие из них приступают к св. причащению еженедельно. И вот, в конце литургии в монастырских храмах наблюдаются умилительные зрелища: сонмы подвижников, благоговейных и проникновенных, коленопреклоненно молятся и испрашивают взаимно прощения, лобызают св. иконы и мощи и с верою, любовью и страхом Божиим приступают к великому таинству. По окончании литургии, все получают антидор из рук настоятеля и с благоговением и молитвой выходят из храма. В тех монастырях, в которых братия многочисленна и имеется несколько храмов, ежедневно совершается несколько литургий. Так, в русском монастыре св. Пантелеймона каждый день служится до 25-ти литургий в многочисленных храмах этой громадной обители. После литургии, если случится вторник, четверг или суббота, монахи идут в общую трапезу и здесь, в присутствии игумена и почетных старцев обители, все вкушают одинаковую пищу, состоящую преимущественно из овощей, плодов и рыбы и предлагаемую в умеренном количестве, соблюдая полное молчание; в это время один из братии, по назначению игумена, читает вслух присутствующих жития святых или творения отцов церкви. Это чтение, благоговейное и душеспасительное, сонм подвижников, молчаливых и проникновенных, самая обстановка монастырской трапезы, со стен коих взирают на присутствующих лики многочисленных угодников Божиих, на Афоне прославившихся, – все это напоминает о тленности и ничтожности телесных потребностей и указывает на необходимость питаться духовной пищей – словом Божиим… После трапезы совершается общая молитва. В упомянутые дни монахи в таком же порядке собираются в трапезу и вечером. В остальные же дни недели, т.е. в понедельник, среду и пятницу, монахи, после божественной литургии, ничего не едят, но идут в трапезу уже около полудня, по окончании особого богослужения, – так называемого параклисиса, вечером же вовсе не вкушают пищи, соблюдая пост до полудня следующего дня. В воскресные и праздничные дни они бывают в трапезе дважды. Вечером монахи совершают обычные богослужения, сперва вечерню, а после – повечерие, по окончании коего идут в свои келлии на покой, но пред сном опять обязаны совершить келейное правило.

Накануне двунадесятых праздников, а также в дни храмовых праздников в монастырских церквах совершаются и всенощные бдения – в буквальном смысла этого слова. Они начинаются в восемь часов вечера и непрерывно тянутся часов до шести утра. Всенощные богослужения исполняются весьма торжественно. Около восьми часов пополудни, искусный екклисиарх, надевши иноческую мантию, сначала на ручном биле, называемом „током“ 5, выбивает трель, трижды обходя при этом, с известной расстановкой, соборный храм, затем ударяет в «древа тяжкая“6, после звонит в „клепало“7, а в заключение раздается колокольный звон, заканчиваемый трезвоном „во вся кампаны“. Все монахи по этому призыву должны явиться в церковь. Богослужение обыкновенно совершает сам игумен монастыря, с собором иеромонахов и иеродиаконов. Он же, совместно с типикарем, наблюдает в киновиях за ходом богослужения, а в идиоритмах – один типикарь. Богослужение совершается по рукописным афонским типиконам и богослужебным книгам, при участии «доброгласных» певцов, великих знатоков своего дела. Постоянное чередование пения с чтением, во время которого полагается и отдохновение в стасидиях8, переходы от напевов унисонных и тягучих к сильным и игривым, смена полумрака, в котором люди кажутся тенями, морем огней, возжигаемых моментально во всех паникадилах и лампадах с качанием в разные стороны центрального паникадила или хороса, дающего замечательную игру света, замена очередных иеромонаха и иеродиакона на выходах целым собором священнослужителей в блестящих облачениях с золотыми крестами, с ковчегами для ладана на плечах и т.д., все это делает афонское бдение полным живого интереса и производит на паломника-мирянина сильное впечатление и истовым исполнением устава, и своею торжественностью, и проникновенным молитвенным настроением всего собрания подвижников, так что после одного присутствования за таким богослужением невольно является желание вновь принять участие в целонощном монастырском молении. Наконец, в большие праздники после полудня служатся торжественные панихиды о скончавшихся ктиторах и благотворителях монастыря.

Таким образом, большую часть дня и ночи афонские монахи посвящают молитве в храме и келлиях, а остальное время идет на отдых, преимущественно же на послушания. В общежительных монастырях, скитах и келлиях все монахи имеют какие-либо послушания в виде определенных занятий, физических или интеллектуальных. Они работают в садах, огородах, кузницах, столярных и иконописных мастерских, на морских парусных судах и т.п., иные исполняют обязанности по надзору и украшению монастырских храмов, другие наблюдают за монастырской библиотекой, списывают рукописи для пополнения ее, некоторые занимаются канцелярскими работами и т.д. Вообще, в киновиях нет ни одного праздного монаха, все они так или иначе несут труды не только для личного спасения, но и в пользу своей обители, для внешнего или внутреннего благополучия своих собратий. Обычным занятием афонских иноков является и чтение и изучение священного писания и творений святых отцов церкви. В науках богословских некоторые из иноков достигают замечательных познаний, так что вызывают истинное удивление со стороны и специалистов. Имеются среди них и питомцы университетов и духовных академий, бывшие врачи, юристы, естественники, коих невзгоды мирской жизни или искание высших идеалов заставили покинуть мир и, вдали от его соблазнов и бурь, найти себе тихое пристанище. И они несут киновиям свою пользу, исполняя послушания соответственно специальным своим познаниям. Имеется на Афоне и школа для молодых иноков, приготовляющихся к прохождению священных степеней. Она помещается на Карее, содержится на общие средства афонских монастырей и находится под руководством опытных педагогов из иноков. В среде ее питомцев находятся и русские монахи. Но курс нынешней афонской школы (αθονιας σχολη) значительно уступает программе знаменитой ватопедской школы конца XVIII и начала XIX века, от которой ныне, к сожалению, остались одни развалины. В виду этого, некоторые монастыри посылают своих молодых иноков для обучения в Константинополь и Афины, а иногда и в Россию.

Вообще иноки Святой горы, удаляясь сюда, ищут прежде всего спасения собственной души, бегут от всех соблазнов и прелестей суетного мира, а больше всего от величайшего мирского соблазна – женщины. Древние подвижники Афона установили не допускать в монастыри безбородых юношей, свежестью лица и голосом напоминающих подвижникам соблазнительный лик женщины, а позднейшие анахореты потребовали удаления с их глаз даже животных женской половины и всего, что так или иначе может напоминать о женщине. Как «назореи», афонские иноки не стригут своих волос, но и не распускают их по плечам и спине, дабы не подать повода слабейшим из них к соблазнительным помыслам, а должны прятать их под подрясник или же подбирать на голову под клобук.

Посвящая свою жизнь молитве и богоугодным занятиям, находясь вдали от мира и его прелестей, среди простой и суровой обстановки, под постоянным контролем и наблюдением опытных в духовной жизни руководителей и старцев, никогда не видя и лица женщин, афонские иноки иногда достигают высокого нравственного совершенства. Среди них и теперь имеются подвижники, воспринявшие дух древнего старчества, строгие постники и ревностные молитвенники, как бы совсем стряхнувшие с себя чувственную оболочку тела, удостоенные дара прозорливости, мудрые знатоки человеческой души, опытные руководители в жизни нравственной. Пребывание с ними умиляет душу и врачует душевные раны, а беседа обогащает мудрыми познаниями в деле нравственного совершенства. Все у них направлено к одной цели – вечному спасению, вся жизнь есть сплошное служение Богу и ближним. Их заботы о благе других выражаются в постоянных нравственных наставлениях и советах, в личном примере, обаятельно действующем на окружающих, в духовном свете, благотворно озаряющем и ближайшую иноческую среду, и тех посетителей Афона, коим Господь судил на короткое время приблизиться к этим ярким светильникам добра и правды, столь необходимым в наше практическое и меркантильное время.

Но историческая справедливость требует сказать, что, с другой стороны, на Aфoне живут и такие иноки, которым здесь не место, которые, и удалившись от мира, не порывают окончательно с ним связей и вносят мирские элементы в совершенно чуждую им обстановку и среду. Мирское начало стало проникать на Афон преимущественно в последнее время, когда особенно усилился рост здешнего монашества, и когда, по недостатку наблюдения за мелкими монашескими учреждениями, в них стали проникать случайные любители иноческих подвигов. А затем, в монастырях штатных (идиоритмах), вследствие особого их устройства, исключающего единство и силу власти и резко разделяющего братство на два класса – аристократов и плебеев, с правом жить по своему усмотрению, строгость жизни и подвигов много обесценивается личным произволом и слабостью, особенно вредными в деле нравственного совершенства. Так называемые проэстосы занимают в штатных монастырях по пяти, шести и даже десяти хороших комнат, имеют в банках или в сундуках свои большие деньги, одеваются в шелковые рясы, сидят в келлии на широкой турецкой софе, едят мясо в скоромные дни, а в постные – рыбу, являются представителями обители, ездят в Афины, Константинополь и т.д. Они не обязаны ходить на все церковные службы, подобно монахам киновии, свободны в выборе пищи, одежды, общества, могут по личному желанию обедать вместе, молиться, собираться для бесед и т.п. Вообще проэстосы идиоритмов больше похожи на богатых мирян, у которых набожность соединяется с любовью к роскоши и независимости, и очень мало – на монахов9.

Как добраться до Афонского монастыря

Паломники, добираясь до монастыря, обязательно проходят 3 точки:

  1. Салоники.
  2. Уранополис.
  3. Пристань на г.Афон (порт Дафни).

Из Салоник до Уранополиса (135 км) добираются на такси или автобусе. Стоимость такси 80-100 евро. Автобусы идут с автовокзала «Ктел Халкидики» с 5.30 утра до 18.30 вечера (в зимнее время до 17.00). Идет 8 автобусов за день.

С материка попасть на полуостров нельзя, так как граница закрыта. От Уранополиса добираются по воде.

Паром на Афон отправляется из Уранополиса в 9.45. На него можно попасть, только сев на 2 первых автобуса из Салоник (5.30 и 6.15). На паром не попасть без диаманитириона, который берут в Паломническом бюро Уранополиса за 25 евро. Из парома можно пересесть на автобус или идти к монастырю пешком. Можно нанять машину за 40-80 евро.

Месторасположение святыни

Афонский полуостров площадью около 336 км2 является частью греческого полуострова Халкидики. Он растянулся на 60 км с севера на юг, а в самой широкой части полуостров достигает 19 км.

Климатические и природные условия

Погода на Афоне — жаркая летом и дождливая зимой, иногда падает снег, но надолго он не остается. Средиземноморский климат позволяет выращивать цитрусовые, яблони, груши, черешни и грецкие орехи. Нередко здесь встречаются плантации винограда и оливковых деревьев.

Полуостров укрыт еловыми, каштановыми и дубовыми лесами. Бедным растительностью считается только район пика горы Афон и рядом находящихся скал.

Как добраться

Путь к Афону лежит только по морю. Купив билет на корабль, можно доплыть в бухту Дафни. Она связана с административным центром Афона — Карье.

Часто паломники, желая сократить время в море, выбирают путь через Уранополис, до которого можно добраться по суше. Из этого города проложен самый короткий морской путь до Дафни.

Как попасть в Афонский монастырь

Афонский монастырь в Греции, находится на полуострове. Его можно посетить, только получив специальное разрешение – диаманитирион (въездная виза г.Афон). Выдается на 4 дня. Достать можно в Бюро паломников или посредством Пантелеимонова монастыря.

На Афонскую гору не могут попасть:

  1. Женщины (монахини, в том числе).
  2. Домашние животные женского пола.

Наказание за это нарушение – тюремное заключение от 2 мес. до 1 года.

Запрещается:

  1. Носить шорты.
  2. Быть в одежде с коротким рукавом на богослужениях.
  3. Входить в ворота монастыря после 18.00.
  4. Убивать ядовитых змей и скорпионов.
  5. Вывозить старинные и антикварные вещи.
  6. Пользоваться видеокамерой (нужно специальное разрешение).
  7. Купаться в море.
  8. Курить.

Проживание, питание и ночлег – бесплатные. На ночлег нужна предварительная запись в архондарике (гостинице монастыря). Сделать это можно, позвонив в монастырь или отправив туда факс. В скиты и кельи попасть на ночлег практически нельзя, если нет знакомых монахов. Все платные услуги — только в евро.

Монастыри Афона

Священный остров, или Святая гора, Афон – это обобщённое наименование, под которым объединены все монастыри Афона. Всего же на острове расположено 20 обителей со статусом монастыря (т.е. наделенные имуществом и правом) и 12 скитов (не имеют управленческих прав и собственности). Причем новый монастырь на Афоне в Греции законодательно запрещено образовывать, поэтому список обителей неизменен и выстроен по иерархической системе.

Великая Лавра

Лавра Святого Афанасия (Великая лавра) – крупнейший и величайший из греческих монастырей на горе Афон.

Обитель заложена в 963 году и названа по имени своего основателя. Св. Афанасия здесь безмерно почитают, а его крест и жезл включены в фонд артефактов монастыря. Также на территории расположен Собор Благовещения, в котором хранится гробница почтенного старца. А главное торжество для здешних монахов – день Святого Афанасия (5 июля).

Паломнические туры в Афонский монастырь

Туры в монастырь организовывают туристические компании. Обычно, в стоимость тура входит организация получения диамонитириона. Стоимость туров в пределах 43-71 тыс.руб.

Цена зависит от услуг, что входят в тур:

  1. Перелет.
  2. Транспорт.
  3. Гостиница.
  4. Питание.
  5. Экскурсовод.
  6. Места посещений.
  7. Количество дней.

Отели рядом с Афонским монастырем

Archodariki – отель с хорошим сервисом и доступными ценами. Находится в Уранополисе. До центра 150м. Недалеко пляжная зона. Стоимость – приблизительно 3 тыс. 500 руб. за сутки на 1 человека.

НомерВместимостьЦена
Двухместный с 1 двуспальной кроватью1-2 человека3 тыс. 300 руб.
Двухместный с 2 односпальными кроватями1-2 человека3 тыс. 300 руб.

В каждом номере имеется:

  • Телевизор.

  • Кондиционер.
  • Ванная.
  • Балкон.
  • Бесплатный интернет.
  • Отопление.
  • Холодильник.
  • Фен.

Sunset Hotel с видом на море (или город) – находится в Уранополисе. Все номера с кондиционерами и балконом, обставленным мебелью. На территории отеля имеется бар и бесплатная парковка.

НомерВместимостьЦенаПитание
Двухместный с 1 двуспальной кроватью1-2 человека3 тыс. 300 руб.Завтрак включен
Двухместный с 2 односпальными кроватями1-2 человека3 тыс. 700руб.Завтрак включен

Во всех номерах:

  • Балкон.
  • Телевизор.
  • Кондиционер.
  • Звукоизоляция.
  • Ванная.
  • Бесплатный интернет.
  • Сейф.
  • Отопление.
  • Шкаф.
  • Фен.
  • Холодильник.

Xenia Ouranoupolis с видом на море – расположен в Уранополисе на пляже. На территории отеля есть СПА-центр, бар и бассейн.

Все номера имеют:

  • Балкон или террасу.
  • Кондиционер.
  • Телевизор.
  • Фен.

Предусмотрена бесплатная парковка. Боюда готовят грецкие.

НомераВместимостьЦенаПитание
Одноместный с 1 односпальной кроватью. Вид на море.1 человек4 500 руб.Завтрак
Одноместный с 1 односпальной кроватью. Вид на море.1 человек5 600 руб.Завтрак и ужин
Одноместный с 1 односпальной кроватью. Вид на море.1 человек6 700 руб.Завтрак, обед и ужин
Двухместный с 2 односпальными кроватями. Вид на море.2 человека6 000 руб.Завтрак
Двухместный с 2 односпальными кроватями. Вид на море.2 человека8 000 руб.Завтрак и ужин
Двухместный с 2 односпальными кроватями. Вид на море.2 человека10 000Завтрак, обед и ужин
Бунгало с 1 двуспальной и 1 односпальной кроватью и диваном-кроватью. Вид на море.4 человекаОт 8 000 до 12 100 руб.В зависимости от цены за номер

Все типы номеров имеют ванную комнату и звукоизоляцию. А также мини-бар, сушилку для одежды, шкаф и телефон. За полотенца и постельное белье нужно доплачивать.

Афонский монастырь в Греции, который находится на Священной горе, – уникальное место, очень популярное среди паломников. Некоторые из них уже не возвращаются, навсегда оставаясь в монашеских рядах.

Автор: Екатерина Вилькановская

Оформление статьи: Мила Фридан

Паломничество к святому месту

Афонскую гору посещают тысячи паломников каждый год. Их количество особенно возрастает на Пасху и Рождество. В последнее время к Афону выявляют не только паломнический, но и туристический интерес. Перед путешествием к святыням следует узнать о нескольких нюансах.

Возможности и правила посещения

Попасть на Афон самостоятельно или в составе экскурсионной группы могут только мужчины. Желающий побывать на Афоне должен получить специальный документ — диамонитирион.

Этот документ бывает двух видов:

  • общий диамонитирион позволяет находится в священном месте 4 дня и останавливаться в любом из монастырей;
  • индивидуальный диамонитирион выдается одним из монастырей и позволяет находится на горе неограниченное время, при этом ночевать паломник должен в монастыре, который выдал диамонитирион.

Отправляясь в путешествие, следует знать, что в святыне действует ряд правил: не позволено носить одежду выше колена, сквернословить или громко разговаривать. Поскольку Афон — не место для отдыха, здесь также запрещено загорать или купаться на пляжах, делать фотографии или записывать видео.

Женщинам, а также любым существам женского пола, вход на Афон запрещен. Такое ограничение закреплено в 186-й статье Устава Афона и связано с древним преданием. История гласит, что Пресвятая Богородица, держа путь на Кипр, попала в шторм, и ее корабль прибило к берегу Афона. Поразившись красотам этого места, Она пожелала, чтоб гора стала Ее земным уделом. Так оно и произошло. По Ее завету, ни одна женщина, кроме нее, не может ступать на эти земли. Этот запрет действует по сей день. В законодательстве Греции даже предусмотрено тюремное заключение за его нарушение.

Маршрут и стоимость экскурсии

Туристические агентства предлагают различные туры — как индивидуальные, так и групповые.

Популярны у туристов туры с восхождением на Афон.

В их стоимость включают:

  • перелет в Уранополис (чаще всего из Москвы, из других городов — намного реже);
  • медицинскую страховку;
  • сопровождение по маршруту;
  • питание;
  • проживание.

Но за визу и диамонитирион придется заплатить отдельно. Стоимость поездки будет зависеть от конкретного тура — от 280 евро за однодневную поездку до 1200 евро за семидневное пребывание на Афоне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]