Разделение моря, описанное в Ветхом завете, происходило в дельте Нила

Библейское чудо

Согласно Библии, в XIII веке до нашей эры основоположник религии иудаизма Моисей, сумевший сплотить все израильские племена в единый народ, получил повеление Бога вывести своих соплеменников из Египта. К тому времени израильтяне уже не одно десятилетие находились под властью фараона Рамсеса II, талантливого и жестокого полководца, который отчаянно стремился восстановить былое величие Египта, покорив Азию. С этой целью он вторгся в землю Гесем, находившуюся в дельте Нила, где на протяжении нескольких столетий проживали израильские племена, и на захваченной территории построил города Пифом и Раамсес, ставшие для фараона стратегическим плацдармом в решающем броске на восток. С этого времени начался красочно описанный в Ветхом Завете длительный период израильского рабства и гонений со стороны египетских властей на многочисленный, но разрозненный народ. После многочисленных чудес, явленных Моисеем, которые разгневали жестокосердного фараона, и свершившихся «казней египетских» 45 тысяч израильтян со скотом и домашним скарбом покинули Египет. Узнав о бегстве покорённого народа, Рамсес II вместе со своим войском пустился в погоню за израильтянами и настиг их у берега Чермного (Красного) моря. Узнав о приближении преследователей, Моисей с помощью волшебного жезла «рассёк» воды. По обнажившемуся дну израильтяне благополучно перебрались на противоположный берег. Когда колесницы фараона въехали в образовавшийся между бурлящих стен воды проход, Моисей простёр руки — и в мгновенье ока море сомкнулось над головами врагов.

Евреи подходят к морю [↑]

В книге Пятикнижия Шмот рассказывается, как евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью казнями, и подошли к морю. Когда они расположились лагерем, они увидели приближающуюся к ним армию египтян. В великом страхе евреи стали взывать к Б-гу и упрекать своего предводителя Моисея (Моше) за то, что он вывел их из Египта (Шмот, 14:10-12

). Моше ответил им: «Не страшитесь. Станьте и зрите спасение, Г-сподом (ниспосланное), которое Он совершит вам сегодня; ибо, как видели вы египтян сегодня, более не увидите их вовеки. Г-сподь будет вести битву за вас
будет вести битву за (для) вас
. Ради вас, для вас. И подобно (этому) “ибо Господь ведет битву за них להם” [14, 25], и также “за Б-га ל — לא будете ли спорить” [Йов 13, 8], и также “и Который говорил לי обо мне (ради меня)” [В начале 24, 7], и также “вам ли бороться за баала לבעל” [Судьи 6, 31]., а вы — молчите» (
Шмот, 14:13-14
).

Мидраш так объясняет это место Торы: из слов Моше следует, что еврейский народ разделился на четыре группы. Представители колен Реувена, Шимона и Иссахара поддались панике и решили, что они скорее бросятся в море, чем будут противостоять египтянам. Моше успокаивал их: «Не бойтесь, будьте спокойны, и вы еще увидите, что Вс-вышний спасет вас!» Колена Зевулуна, Биньямина и Нафтали считали, что лучше сдаться и вернуться в Египет. «Вы больше никогда не увидите египтян», — обещал Моше. Колена Иеуды и Йосефа воскликнули: «Давайте выступим и завяжем бой с египтянами». Но Моше поправил их: «За вас будет сражаться Ашем». Колена Дана, Гада и Ашера предложили совершить набег на лагерь египтян и вызвать там панику.

«Нет, — ответил Моше. — Стойте здесь и откажитесь от этого плана».

Капризы погоды

На протяжении тысячелетий событие, описанное в Библии, для последователей иудаизма, а позже и для христиан являлось ещё одним доказательством безграничной силы Всевышнего, сотворившего чудо. Однако во второй половине XX века английские учёные-климатологи, обратив внимание на библейское описание ветра, дувшего всю ночь над Красным морем, выдвинули предположение, что повлиять на уровень воды и тем способствовать успешной переправе израильтян мог именно мощный поток воздуха. Уже в нынешнем столетии учёные Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН, развивая гипотезу английских коллег, заявили, что описанный в Библии переход Моисея мог произойти в районе Суэцкого залива, отделяющего Африку от Синайского полуострова. Именно в этом месте на глубине семи метров находится поперечный риф, который в библейские времена был, скорее всего, на четыре метра выше. Математические расчёты описанной в Ветхом Завете ситуации показали, что в случае совпадения таких природно-климатических явлений, как отлив и ураганный ветер, скорость которого должна быть не менее 35-40 метров в секунду, уровень воды в районе рифа может в течение нескольких часов существенно понизиться. В результате этого появляется реальная возможность осушения рифовой отмели, шириной до четырёх километров, по ней-то и могли пройти израильтяне. Догонявшие их тяжёлые колесницы египтян увязли в илистом дне, после чего мощная возвратная волна прилива обрушилась на них, поглотив непобедимую армию. Однако подобное стечение обстоятельств, по утверждениям учёных, случается крайне редко, примерно один раз в 50 тысяч лет. И то, что Моисей с соплеменниками оказался именно в это время на берегу моря, можно без преувеличения назвать чудом.

Прибытие в Египет и чудеса Моисея

Пророк Муса, прибыв в Египет, попытался призвать Фараона уверовать во Всевышнего Аллаха, демонстрируя ему самые разные чудеса, одним из которых было чудо, когда посох превратился в змею, а рука пророка Моисея становилась белой, после того как он вынимал ее из своей одежды. Фараон приказал созвать всех лучших колдунов Египта, надменно заявив, что чудеса пророка Мусы — это не что иное, как колдовство.

Колдуны, собравшись у фараона, попросили его о награде для себя, после того, как они одержат вверх в состязании с Мусой и получили подтверждение от фараона, более того он пообещал сделать их своими приближенными людьми. Но колдовство, которое попытались совершить египетские колдуны было развеяно, а посох, брошенный пророком Мусой и превратившийся в змею, поглотил всех иллюзорных змей колдунов. Увидев такое чудо сами колдуны осознали истину и немедленно приняли религию пророка Моисея, пав ниц, раскаявшись в своем колдовстве: «Колдуны пали ниц и сказали: «Мы уверовали в Господа Харуна (Аарона) и Мусы (Моисея)!» (сура Та Ха, 70 аят).

В Аллаха в результате пророческой миссии Мусы уверовали многие, даже жена Фараона, но сам Фараон не уверовал и начал преследовать Мусу и его единоверцев. Бог, в качестве кары, наслал разные бедствия на Египет, и тогда Фараон испугался и пообещал, что отпустит Моисея, а также его народ, разрешит покинуть Египет, но слова своего правитель не сдержал.

Ошибка историков

Вместе с тем американские учёные Карл Дрюс и Вэйчин Хань, не ставя под сомнение реальность событий, произошедших 33 столетия назад на Ближнем Востоке, считают, что даже очень сильный восточный ветер не в состоянии был осушить столь обширный участок глубоководной акватории. Более того, они выдвинули смелое предположение, что многочисленные исследователи Библии и израильские историки ошиблись, принимая ветхозаветное Чермное море за Красное. В переводе с церковнославянского, как и с английского, Чермное море, или Red Sea, имеет другое название — Море камышей. Так же переводится и древнееврейское название моря, которое преодолели израильтяне, — Ям-Суф. Однако в районе Красного моря камыши никогда не росли. Исходя из этого, американские учёные предложили научному сообществу обсудить гипотезу о том, что Моисей совершил свой знаменитый переход не через море, а через озеро, которое в ветхозаветные времена находилось около древнего города Танис в восточной части дельты Нила. Ныне это озеро называется Мензала, и его берега изобилуют зарослями камыша. Тщательный анализ древних карт и археологических данных, а также компьютерное моделирование позволили исследователям утверждать, что подобное чудо с израильским народом могло произойти именно на неглубоком и заросшем камышами озере Мензала, воды которого вполне могли быть разогнаны сильным и продолжительным ветром. Результаты исследований были опубликованы, вызвав неоднозначную реакцию читателей и целую серию новых, порой самых фантастических вариантов объяснения библейского чуда.

Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ

История жизни пророка Мусы больше всего напоминает жизнь пророка Мухаммада ﷺ, который тоже являлся лидером своей общины и все свои усилия прикладывал для того, чтобы обратить арабских язычников в Мекке в единобожие.

Священная Книга Коран, повествуя об истории жизни Мусы, проводит параллели с истории пророческой миссии Мухаммада ﷺ: Мусу не хотел слушать Фараон, а Мухаммада ﷺ не желали слушать мекканцы. Как и Пророк Мухаммад ﷺ, Пророк Муса привнес в мир великий Божий закон, который был ниспослан ему на горе Синай.

Для мусульман Муса является почитаемым и великим Пророком, истинным носителем пророческой миссии. Из истории Пророка Мусы и его народа мусульмане берут много полезных примеров и наставлений, которые приводятся, как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.

Невероятные гипотезы

Так, в частности, израильский геолог Егуди Менахем в 2005 году заявил, что обнажение дна Красного моря во время перехода его Моисеем было связано с сильным землетрясением, произошедшем на Аравийском полуострове во второй половине XIII века до нашей эры. Землетрясение вызвало стремительный отлив воды в Аденский залив, а затем обернулось разрушительным цунами, которое, скорее всего, и погубило армию фараона. Американский востоковед Дэвид Уоррен после анализа китайских хроник того периода предположил, что легендарный отход воды был вызван гравитационными силами крупной кометы, замеченной тогда в небе. Ему вторит английский исследователь Чарльз Мастерсон, который в 2009 году заявил, что библейское чудо было вызвано… планетой Ниби-ру, приблизившейся в тот день к Земле на минимальное расстояние. По мнению Мастерсона, негативным воздействием космической гостьи объясняются и знаменитые «казни египетские», обрушившиеся на подданных Рамсеса II. Не менее любопытной представляется версия Британского уфологического общества, по мнению членов которого, обнажение дна было вызвано воздействием… инопланетного корабля. Эта гипотеза, по мнению уфологов, находит подтверждение в ряде древнеегипетских источников, отражена она и в поздних римских летописях, где упоминается огненная колесница, осенявшая с неба путь кораблям, направлявшимся в порты Красного моря. Косвенно об этом упоминает и Библия, указывающая, что дорогу Моисею в его опасном путешествии освещало яркое облако, посланное якобы богом Яхве. Сегодня многие ставят под сомнение реальность событий, описанных в библейских источниках. И это не удивительно, ведь современному человеку трудно представить себе, насколько безграничным и необъяснимым может быть влияние высших сил, о существовании которых было хорошо известно людям прежних исторических эпох.

Журнал: Тайны 20-го века №28, июль 2012 года Рубрика: Миф и реальность Автор: Сергей Кожушко

Метки: Древний Египет, Тайны 20 века, вода, море, библия, гипотеза, Красное море, евреи, исход, Моисей

  • Назад
  • Вперед

Что случилось с фараоном? [↑]

Согласно одной версии, когда тонуло его войско, он остался в живых, чтобы стать свидетелем триумфа евреев. И только потом он тоже погиб в море. Согласно другой версии, он остался в живых, но так никогда и не вернулся в Египет. Он жил в изгнании, провозглашая величие Б-га.

Пиркей де-раби Элиэзер

указывает на фараона как на живой пример великой силы раскаяния. Когда фараон был брошен в море, он признал истинность силы Вс-вышнего, которую отрицал в прошлом. Поэтому Вс-вышний спас его, и он бежал в Нинвей, где стал царем. Именно к нему был много позже направлен пророк Йона, призывавший жителей города к раскаянию, и он прислушался к словам пророка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]