Другие значения этого слова:
- «Брат Господень»
- «Брат» Иисуса Христа
- «Отец» всех евреев
- (Маскаев) архиепископ Барнаульский. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000
- Апостол Иисуса Христа
- Апостол Христа
- Библейский брат Исава
- Библейский персонаж, один из патриархов, сын Исаака
- Библейский персонаж, от которого пошли все евреи
- библейский персонаж, откупивший право первородства у брата Исава за чечевичную похлебку
- Брат Исава (библ.)
- Брат Исава (библ.).
- в библейской мифологии — младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки
- В библейской мифологии- младший из близнецов, сын Исаака и Ревекки
- В Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки
- в Библии — патриарх, один из двух близнецов Исаака и Ревекки, кроткий человек, живущий в шатрах
- Ветхозаветный праотец
- внук Авраама
- Герой Пятикнижия
- герой Торы с 12 сыновьями
- двенадцать его сыновей считались родоначальниками двенадцати израильско-иудейских племен
- Единственный еврей, который боролся с Богом
- ему приснилась лестница
- Значение мужского имени (др.-евр.) целитель; русская форма от Иаков
- Значение мужского имени (евр.) второй по рождению из двух близнецов
- Из библейской мифологии
- Израиль
- Имя одного из сыновей Сталина
- картина Рембрандта «…, благославляющий сыновей Иосифа»
- Младший сын Исаака
- Мужское имя со значением: (евр.) второй по рождению из двух близнецов
- Мужское имя, второй по рождению из двух близнецов (евр.)
- Мужское имя, попавшее в русские скороговорки
- мужское имя: (еврейское) второй по рождению из двух близнецов
- Один из 12-ти апостолов, сын Алфея (Клеопы), в отличие от другого апостола, сына Зеведеева, имел прозвище Меньший
- Один из учеников Христа
- От него пошли все евреи
- отец всех евреев
- Отец евреев
- Откупивший первородство
- Патриарх, сын Исаака
- патриарх, сын Исаака (Библия)
- первый епископ Иерусалима
- Святой апостол
- Сын Исаака
- Сын Исаака (библ.)
- Сын Исаака и Ревекки
- Сын Исаака и Ревекки (из библейской мифологии)
- Сын Исаака, внук Авраама
- Третий из библейских патриархов
- Хитрый сын Исаака и Ревекки
- этот патриарх увидел во сне лестницу от земли до неба
Любовь Исаака и его жены Ревекки-образец идеального супружества
Приветствую вас, дорогие друзья! «Любовь Исаака и его жены Ревекки-образец идеального супружества». Эта тема, с которой продолжаю цикл публикаций о семейных историях в рубрике «Семейные истории«, которые, возможно, станут для нас примером. Основная тема блога «Гармония семейных отношений» просто не может обойти тему любви и верности супружеских пар.
Хорошо изложена тема на радио «Вера»: коротко и доступно. Поэтому, использую материалы этого сайта. Прежде всего, постараюсь дополнить и выбрать из огромного числа опубликованных статей, самые интересные для себя, надеюсь и для вас, уважаемые читатели.
Любовь Исаака и его жены Ревекки-образец идеального супружества
Даже в самом прочном браке возможны противоречия между супругами. Ведь подлинная любовь соединяет свободных людей. Они желают видеть во второй половине не копию, не отражение себя, а иную, уникальную личность. Любовь Исаака и его жены Ревекки — это вечный образец идеального супружества. И хотя каждый из них по-своему понимал семейное благо, по-разному видел будущее своих детей. Но общее упование на Господа снимало все противоречия.
Они полюбили друг друга еще до того, как встретились. Может быть, потому что полностью доверяли своим благочестивым и практичным родителям. А может быть потому, что знали, что их ведёт к браку сам Промысл, сам Господь. Исаак беспрекословно принял выбранную родителями невесту. А Ревекка, когда её спросили, покинет ли она родную Месопотамию ради неведомого Ханаана, ответила решительным «да».
Однажды вечером Исаак вышел из дому, чтобы помолиться. И уже издали увидел приближающийся караван, своего раба Елиезера. Он был отправлен в Месопотамию за невестой, а также и увидел саму Ревекку. Она сразу поразила его красотой. А ещё больше тем сочетанием внутреннего достоинства и благоговения перед будущим супругом, с которым Ревекка встретила его.
Первое свидание жениха и невесты, влюблённость, радость общения были наградой за доверие к Богу и за смирение перед его волей. Исаак полюбил Ревекку так сильно, что смог притупить печаль, которая терзала его после смерти матери.
Брак Исаака и Ревекки не был безоблачным. Долгих двадцать лет у них не было детей. Но супруги помнили, что и сам Исаак родился тогда, когда его родители Авраам и Сарра уже были в преклонном возрасте.
Рождение близнецов
Поэтому Исаак молился Богу о своей жене. И случилось чудо — Ревекка родила близнецов Исава и Иакова. Супруга Исаака нередко думала о том, какое будущее уготовано ее сыновьям. Она спрашивала об этом Господа и получила однажды ответ: от близнецов произойдут великие народы, и хотя Исав родился первым, ему суждено подчиниться Иакову.
Братья росли очень разными и ссорились с самого детства. Старший, охотник Исав, был больше по душе Исааку. Мать, Ревекка, души не чаяла в тихом и благочестивом Иакове. Но дело было, конечно, не только в родительских чувствах. Именно Исаву Исаак собирался дать свое благословение. Он хотел сделать его наследником не только имущества, но и божественного завета, по которому многочисленным потомкам Иакова должны были достаться земли Палестины.
У Ревекки было другое мнение. Она решилась на обман и, воспользовавшись старческой слепотой Исаака, устроила дело так, что вместо Исава благословение получил Иаков.
Когда обман вскрылся, когда отгремел гнев буйного Исава, Исаак ни в чем не упрекнул Ревекку и принятого под её влиянием решения не отменил. Он был мудрым мужем. Решил, что если они столько лет хранили мир в семье и ни разу не ссорились, значит и в этом поступке осуществилась Божья воля. Наверно, он помнил и о том, что воспитание детей легло в первую очередь на плечи Ревекки.
А значит она лучше знала их душевные качества, понимала, к чему больше лежит сердце Исава и Иакова. И муж склонил седую голову перед умом и прозорливостью супруги.
Дети Исаака и Ревекки помирились спустя 20 лет на похоронах отца. Каждый пошел своим путём, приняв свою роль в божественном замысле. Выходит, Ревекка в своем непослушании и Исаак в своем смирении оказались правы. Их семейный спор не перерос в конфликт и потому принёс добрые плоды.
Из доверия к Богу родилось доверие между супругами. А из семейного согласия — благополучное будущее.
Напоследок
Эта поучительная история Исаака и его жены Ревекки может служить примером: если в семье хотя бы один из супругов обладает мудростью, тогда семейные споры никогда не перерастут в конфликты.
Если кому легче воспринимать аудиозапись, то, пожалуйста, прослушайте эту историю в записи. Конечно же, голосом гораздо проще передать эмоции и атмосферу события.
Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если статья вызовет у вас интерес, можете более подробнее познакомиться с историей любви Исаака и его жены Ревекки. Информации о них довольно много. Подписывайтесь на обновление статей в рубрике «Семейные истории«. Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях. Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.
Пусть у вас всё будет хорошо, Вера.
ИСАВ
В повествовании кн. Бытие И. представлен по контрасту с младшим братом-близнецом. Так, И. был «искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт 25. 27), любимым сыном Исаака; кроткий Иаков был любимым сыном Ревекки (Быт 25. 28). Это соперничество братьев началось еще до их рождения: когда Ревекка была беременна, младенцы боролись в ее животе (Быт 25. 22). Ревекка в сомнении обратилась к Богу с вопросом («для чего мне это?») и получила в ответ пророчество, к-рое описывает буд. судьбу народов, чьими прародителями будут ее сыновья: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт 25. 23). Это пророчество стало отчасти исполняться еще при жизни братьев: один из них был назван И., другой, схватившийся за пяту старшего брата во время родов,- Иаков. И. стал охотником, добытой им дичью любил питаться Исаак (Быт 25. 28). Иаков вел полукочевой образ жизни пастуха. Однажды И. вернулся домой голодным после неудачной охоты и неосмотрительно поклялся Иакову продать свое право первородства за блюдо, приготовленное младшим братом. Позднее право первородства было строго закреплено в законе (Втор 21. 15-17), на этом, раннем этапе это право, по всей видимости, носило более свободный характер, предполагавший возможность смены его обладателя.
Исаак отвергает Исава. Роспись верхней ц. св. Франциска Ассизского в Ассизи. Худож. Дж. ди Бондоне. Ок. 1292–1294 гг. Исаак отвергает Исава. Роспись верхней ц. св. Франциска Ассизского в Ассизи. Худож. Дж. ди Бондоне. Ок. 1292–1294 гг. Затем И. потерял отцовское благословение (Быт 27). По совету своей матери Ревекки Иаков, когда старшего брата не было дома, надел то, в чем ходил И., и выдал себя за брата, получив вместо него благословение от ослепшего отца. Когда обман открылся и И. попросил Исаака благословить и его, то в ответ услышал слова: «…ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей» (Быт 27. 40). Вторая часть благословения содержит отсылку к небольшому периоду восстановления идумеями своей независимости от израильтян во времена царей Соломона (3 Цар 11. 14-25) и Иорама (4 Цар 8. 20-22). Придя в ярость, обманутый братом И. решил отомстить Иакову, но Ревекка разрушила его планы, отправив Иакова к своему брату в Харран, где он провел 20 лет (Быт 27. 41-45). И. взял 2 жены из местного хананейского населения (Быт 26. 34; ср., однако: Быт 36. 2, 14), но поскольку они стали «в тягость Исааку и Ревекке» (Быт 26. 35), женился на дочери своего дяди Измаила (Быт 28. 9) и с большим семейством переселился в землю Сеир на юге Заиорданья (Быт 36. 6-7).
Когда спустя 20 лет Иаков вернулся в Палестину, то тщательно приготовился, чтобы защитить себя от гнева брата, послав навстречу И. вестников с дарами (Быт 32. 3-21; 33. 1-3). И. встретил Иакова с любовью, побежал «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его…» (Быт 33. 4). Нельзя однозначно утверждать, что изображение И. в кн. Бытие носит отрицательные черты. Эгоизм и горячность, к-рые были свойственны И. в молодости, теперь нехарактерны для него. В начале повествования Иаков забрал у И. права первородства, но далее И. великодушно прощает брата. Кроме того, из рассказа о судьбе братьев в кн. Бытие становится ясно, что Божественное избрание, благословение и обетование, данные Богом, проистекают исключительно из свободной воли Бога, а не из формального понимания родового статуса или заслуг человека.
Дальнейшие отношения между Израилем и Эдомом были заданы в истории взаимоотношения 2 братьев в кн. Бытие. Эдомитяне были порабощены Давидом (2 Цар 8. 12-14; 1 Пар 18. 13; Числ 24. 18) и зависимы от Иудеи вплоть до правления Иорама (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Впосл. название Эдом обозначало как географические границы его земли, так и сам народ (Быт 36. 1, 8, 19); имя Исав стало также обозначать землю и людей Эдома (Быт 25. 30; 32. 3; 36. 1, 8; Maл 1. 2-4; 1 Пар 1. 34-35, 43).
В пророческой лит-ре негативный аспект взаимоотношений 2 братьев стал особенно очевиден в политическом контексте противостояния между Израилем (Иаковом) и Эдомом (Исавом) (Иер 49. 8, 10; Авд 6-21; Пс 136. 7). Вероятно, непосредственное влияние на иудейскую и христ. традицию оказали слова из Книги прор. Малахии: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни» (Мал 1. 2-3).
Иаков, второй сын еврейского патриарха Исаака
Иаков
, он же Изpаиль, – второй сын еврейского патриарха Исаака от Ревекки. Дети патриарха Исаака – близнецы Исав и Иаков – являются разрешением девятнадцатилетнего неплодства их матери. Второй родился непосредственно за первым, как бы держась за его пяту, от чего и назван был «Иаковом», т. е. «запинателем» (Быт.25:26). Неодинаковость характера близнецов была открыта Ревекке Богом еще до их рождения. Придя в возраст, дети обнаружили полную противоположность в своих взглядах и привычках. Исаву не нравились мирная пастушеская жизнь и скромный быт, установившийся в шатрах его родителей. Крепкую и отважную натуру Исава более привлекала к себе жизнь охотника-зверолова, с ее приключениями и опасностями: «и стал Исав человеком полей». Иаков, напротив, отличался сдержанным, спокойным характером, домовитостью, верностью семейному укладу и преданиям рода: и был «Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт.25:27). В силу ли закона противоположностей, или по иной какой причине, кроткий Исаак привязался к Исаву, а энергичная, живая Ревекка – к Иакову (Быт.25:28). Дальнейшие события в жизни братьев-близнецов: продажа Исавом Иакову преимуществ своего первородства (двойная часть наследства, религиозно-общественное представительство рода, преемство великих обетований), необдуманная женитьба первого на двух язычницах-хеттеянках, вполне соответствовавших характеру и наклонностям Исава, но уже совсем не подходивших под строй домашней жизни Исаака и Ревекки (Быт.26:34–35), наглядно выяснили, что легкомысленный зверолов-охотник не мог стать прямым преемником и продолжателем великой миссии патриархов еврейского народа; последняя требовала от своего представителя уважения к традиции, ясного и спокойного ума для восприятия и усвоения божественного обетования и учения, нравственной устойчивости для их сохранения в себе и других. Таким именно и был второй сын Исаака – Иаков, хотя некоторые из наиболее выраженных отрицательных сторон его характера требовали еще значительного воздействия на него промыслительных влияний.
Полное закрепление за Иаковом прав и преимуществ первородства совершилось у постели его дряхлого отца. Находчивая Ревекка сумела устроить таким образом, что вместо необузданного «человека полей» предсмертное отеческое благословение первородства получил привязанный к шатрам своих родителей Иаков. Только выйдя из палатки отца, Исав почувствовал всю невознаградимость своей потери. «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, (после них я безнаказанно) убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава» (Быт.27:41–42).
Чтобы предохранить Иакова от мести старшего брата, родители решаются отправить его в месопотамский город Харргин, к дяде Иакова (брату Ревекки) Лавану. Там он должен был найти себе и жену из своего рода, достойную будущего патриарха (Быт.27:42–46, 28:1). Благословение, преподанное Исааком при отправлении Иакова (Быт.28:3–4), свидетельствует, что патриарх уже примирился в своей душе с тою переменой, какая произошла в положении его сыновей, видя в том волю Божию. Приняв благословение, Иаков покинул шатры своих родителей. Душевнее состояние его было далеко не из спокойных. Привыкший к удобствам семейной обстановки, а теперь одинокий, гонимый и бездомный, идущий по совершенно неизвестной ему местности, – он подвергался возможности различных приключений. Тревожное настроение путника не могло не увеличиваться при мысли и о том, что ожидает его в будущем: как отнесутся к нему родственники, как впоследствии сложатся его собственные отношения к старшему брату и др. Конечно, с благословением и обетованиями первородства, он мог подкреплять себя надеждою на помощь Божию, но надежда эта могла в значительной степени ослабляться сознанием того способа, которым было приобретено это первородство. Чудесное сновидение, посетившее Иакова в Лузе, положило конец его беспокойству. Увидев лестницу и Ангелов, Иаков почувствовал, что он не одинок на земле: над ним простиралась охраняющая рука Иеговы; а услышав обращенный к нему голос божественного благословения и обетования, – успокоился и относительно того, что произошло у постели престарелого Исаака: не Иакову и не Ревекке, а самому промыслу угодно было, чтобы первородным стал не Исав. Но, вместе с этой успокоительною мыслию, в сознание Иакова должна была войти и другая. Чрезвычайным образом приобретенное первородство обязывало его быть достойным своего положения в значительно большей степени, чем если бы он оказался первородным по обычному порядку вещей. В ознаменование чудесного видения был воздвигнут камень, с возлиянием на нем жертвенного елея. Местечко Луз получило новое название – Бет-Эль (Вефиль), т. е. дом Божий. «И положил Иаков обет, сказав: если Господь Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт.28:10–22).
Из дальнейшего библейского текста мы узнаем, что Иаков благополучно прибыл в Харран, поселился у Лавана, и принял самое деятельное участие по наблюдению над стадами дяди. Отрадою и ободрением Иакову в его трудах служила любовь юноши к младшей дочери Лавана Рахили. Не имея в своем распоряжении ничего, что могло бы служить вещественным брачным веном Лавану, Иаков предложить служить семь лет. Лаван согласился. «И служил Иаков за Рахиль семь лет. И они показались ему за несколько дней, так как он любил ее». Когда, по истечении означенного срока, дядя отдал племяннику не Рахиль, а ее старшую сестру, больную глазами Лию (оправдываясь обычаем востока выдавать в замужество прежде старшую дочь), Иаков решился проработать дяде еще семь лет, чтобы иметь в супружестве и ту, которую любил (Быт.29:1–29).
От Лии Иакову родились сыновья: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и дочь Дина. От Рахили: (в доме Лавана) Иосиф и (впоследствии, на пути в Ханаан) Вениамин. От служанки Лии Зелфы: Гад, Асир. От служанки Рахили Валлы: Дан, Неффалим (Быт.29:30–35, 30:1–24, 35:16–18). Пользуясь удобным моментом, Иаков обратился к тестю с такою просьбой: «За четырнадцать лет я достаточно поработал для тебя. Господь видимо благословил тебя с моим приходом. Позволь же мне теперь взять жен и детей и возвратиться на родину. Ведь пора поработать и для собственного дома». Благословение Божие, посетившее дом Лавана с приходом Иакова, было, действительно, слишком очевидными» (Быт.30:30). Но очевидным для Лавана в данный момент представлялось и то, что отпустить от себя такого работника, каким был Иаков, – значило оказать своему хозяйству плохую услугу. Чтобы задержать зятя, Лаван предложил последнему, не пожелает ли он остаться в его доме за какую-нибудь определенную плату. Рассудив, Иаков отвечал: «Я остаюсь, но ничего не давай мне. Сделай только то, о чем я попрошу тебя. В свободное время мы пройдем по стадам и отделим пестрый скот от гладкого. Гладкий скот, а равно и весь пестрый приплод от него будут моими». Лаван согласился, не предполагая, что гладкий скот может дать большой приплод пестрого. Однако, благодаря находчивости Иакова (Быт.30:37–43), случилось именно так. Несколько раз изменялось условие, и всегда дело обращалось в пользу Иакова. В короткое, сравнительно, время (в 6 лет) Иаков сделался обладателем значительных стад (Быт.30:25–43). Такое быстрое обогащение Иакова в ущерб достоянию Лавана не могло, конечно, понравиться семейству последнего. Дети Лавана, не стесняясь, вслух выражали свое неудовольствие. Изменился в отношении к Иакову и сам Лаван (Быт.31:1–2).
Патриарх понял, что выходом из Харрана нельзя было медлить. Воспользовавшись отсутствием тестя и его сыновей во время стрижки овец, Иаков забрал своих жен, детей, рабов, рабынь, скот и имущество и двинулся по направлению Ханаана. Немного суеверная Рахиль, тайно от Иакова, захватила с собою и домашние терафимы (амулеты) своего отца, надеясь, быть может, принести этим счастье своей будущей семейной жизни. Нетрудно вообразить себе удивление Лавана и его сыновей, когда они возвратились домой. Лаван бросился за зятем и догнал его в Галааде, к северу от Дамаска. Здесь между родственниками произошел крупный разговор. «Что это ты наделал? – кричал Лаван на Иакова. – Ты обманул меня, – увел дочерей моих, как пленниц, не дав мне возможности даже проститься с ними и их детьми»… Иаков отвечал, что он не крал никаких богов. Лаван обошел шатры, но не нашел ничего, что бы мог назвать своим. Тогда рассердился Иаков. Он высказал все, что у него накопилось в сердце против тестя. Чтобы загладить происшедшее, Лаван предложил Иакову заключить между ними мирный договор, по которому ни тот, ни другой не должны были отселе питать друг к другу каких-либо злых намерений. Договор Был заключен, и родственники разошлись: один возвратился в Харран, другой продолжал свой путь по направленно к Ханаану (Быт.31:3–55, 32:1).
Страх погони Лавана сменился в душе Иакова страхом встречи с братом. Если удобно и легко было избежать мести одинокому, то почти невозможно было сделать это теперь, с многочисленным караваном и стадами. «Сонм» Ангелов, виденный Иаковом на границах Ханаана («Маханаим»: Быт.32:1–2), должен был до некоторой степени ободрить патриарха. Но и после этого видения смущение его оставалось все же очень значительным. К Исаву было отправлено умилостивительное посольство со словами: «Так передайте господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: жил я у дяди Лавана и прожил у него доныне. Есть у меня волы, ослы, мелкий скот, рабы и рабыни. Шлю известить о себе господина моего Исава, дабы приобрести рабу твоему благоволение в очах твоих». Возвратившись, послы передали: «Ходили мы к брату твоему Исаву, но вот он сам идет навстречу тебе, а с ним 400 (вооруженных) человек». Дрогнуло сердце Иакова. Чтобы сохранить от гибели хотя часть своих людей и имущества, он разделил стан на две половины, рассчитывая, что, – пока подвергается уничтожение одна половина, – другая может спастись бегством. Но тревожное сознание ненадежности этих мер обращает мысль патриарха к Тому, Кто один мог бы защитить человека (Быт.31:3). Подкрепив себя молитвой, Иаков продолжает начатые им распоряжения. Выделив из стад по 200 коз и овец, 2 по 20 козлов и овнов, 30 дойных верблюдиц, 40 коров, 20 ослиц, по 10 ослов и волов, – он образовал из них несколько мелких стад, расположенных на известном расстоянии одно от другого. Пастухам их было наказано: «Если встретится с тобой брат мой Исав и спросит: чей ты, куда идешь, чье это стадо? то ответь: раба твоего Иакова. Это подарок, посланный господину моему Исаву. Вот и сам он идет за нами». «Умилостивлю его дарами, которые идут передо мною (думалось Иакову), а потом уже увижу лицо его: быть может, и примет меня». «И пошли дары пред ним, а он ту ночь остался ночевать в стане». Но сон, видимо, бежал от глаз его. Не доверяя действенности подарков, Иаков встал и приказал переправить на противоположный берег реки Иавок ту часть стана, в которой проводил ночь. Когда все расположились по своим местам и стан вновь погрузился в ночную дремоту, патриарх встал, вышел из шатра и направился в поле. Происшедшая здесь таинственная борьба Иакова с Богом заметно подкрепила патриарха. «Понеже укрепился если с Богом (заметил ему его таинственный борец), – и с человеки силен будеши. Не прозовется ктому имя твое: Иаков, но – Израиль (Богоборец). И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл (Лицо Божие), ибо, – говорил он, – я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израиля не едят жилы (ntrvus ischiadicus) которая на суставе бедра, потому что боровшийся коснулся жилы на суставе бедра Иакова». Завидев приближение Исава, а с ним многочисленной дружины вооруженных людей, Иаков разместил свое семейство в таком порядке: впереди поставил Валлу и Зелфу с Даном, Неффалимом, Гадом, Асиром; за ними Лию с Рувимом, Симеоном, Левием, Иудой, Иссахаром, Завулом, Диной; позади всех Рахиль с Иосифом. Когда Исав был уже вблизи, Иаков подошел к нему и поклонился семь раз до земли. Увидев Иакова, Исав поспешил к. нему на встречу, обнял его, целовал и плакал. «А это кто у тебя?» – спросил он. «Дети, которых Бог даровал рабу твоему», – отвечал Иаков. Тут подошли служанки с детьми и сделали поклон; за ними подошла Лия с детьми и также поклонилась; то же сделали, наконец, и Рахиль с Иосифом. Проводивши взглядом последних, Исав обратился к брату: «А для чего у тебя то множество стад, которое я встретил по пути?» «Для того, чтобы рабу твоему приобрести благоволение в очах господина моего», – отвечал Иаков. «У меня, брат, много и своего, – сказал Исав. – Пусть, твое останется у тебя!» «Нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, – настаивал Иаков, – прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лицо твое, как если бы кто увидел лицо Божие. И ты был благосклонен ко мне! Прими же благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне все это. Исав согласился. Непосредственная натура «человека полей» не умела себя сдерживать. Отдавшись благодушию, Исав захотел довести его до конца. Когда пришло время двинуться в путь, он предложил брату: «Поднимемся и пойдем! Я пойду пред тобой, для твоей безопасности. Но Иакову не могло понравиться такое предложение: при всем дружелюбии брата, продолжительное присутствие последнего с многочисленною вооруженною свитой оказалось бы в конце концов стеснительным для патриарха. А потому он отвечал: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный. Если погнать его хотя бы один день так, как привык ходить господин мой, то, помрет. у меня весь скот мой. Пусть господин. мой пойдет вперед, а я пойду, не торопясь, сзади, – смотря по тому, как в состоянии будет двигаться скот и как пойдут дети. И приду я к господину моему в Сеир (Идумею)». «В таком случае, не оставить ли тебе нескольких воинов?» -спросил Исав. «Нет, к чему это? Только бы мне сохранить благоволение в очах господина моего!» – уклонился Иаков: Исав не настаивал и в тот же день, направился в Сеир. Иаков двинулся в Сокхоф, расположенный недалеко от впадения потока Иавок в реку Иордан (Быт.32:33–2, 33:1–17).
Утомление от длинного пути, тревоги, встречи с тестем и братом заставили патриарха остановиться в Сокхофе на довольно продолжительное время, достаточное для того, чтобы спокойно, без помехи передвижении, отдаться внутреннему переживанию того, что случилось. Беспристрастный самоанализ не мог не подсказать Иакову много такого, что должно было иметь решающее значение в дальнейшем формированы его характера. Патриарх не мог не сознать, что его природные дарования: ум, находчивость, такт проявлялись до сего времени не всегда в безукоризненной форме. Вместе с этим не мог не заметить он и того обстоятельства, что нажитое человеческими усилиями имение далеко не отличается тою безусловною прочностью, которую он, быть может, ему приписывал, если Лаван и Исав одним ударом могли лишить его всего, что было приобретено им с огромным старанием. В патриархе начинает практически укрепляться то теоретическое убеждение, что один только Иегова есть безусловный источник и защитник благ человеческих. Случившиеся вслед за вступлением Иакова в Ханаан прискорбные события в его жизни: обесчещение дочери Дины князем Сихемом; ссора из-за этого с сихемлянами; буйное своеволие Симеона и Левия, наказавших сихемлян вероломным избиением; поспешное бегство из окрестностей Сихема (Быт.33:18–20, 34, 35:1–5); смерть, вблизи Вифлеема, любимой жены Рахили (Быт.35:16–20); кровосмешение первенца Рувима, вблизи башни Гадер, с наложницей отца Валлой (Быт.35:21–22); а также все позднейшие испытания, связанные с именем любимого сына Иакова – Иосифа (см. ст. Иосиф), – должны были иметь завершающее значение в ходе нравственного преобразования и закрепления характера патриарха. Если Иаков первой половины своей жизни заставляет иногда сомневаться в полной нравственной одобряемости некоторых своих поступков, то Иаков второй половины своей жизни представляет собою законченный тип ветхозаветного праведника-патриарха. Бог патриархов Авраама, Исаака называет Себя Богом и патриарха Иакова (Исх.2:24, 3:6, 15–16. Лев.26:42–45. Ис.41:8–10, 43:1–3. Мф.22:32. Деян.3и др.).
Достигнув Хеврона, Иаков застал еще в живых своего отца Исаака. По смерти последнего (через 13 лет после прибыли сына), Иаков остался на месте, продолжая ту полуоседлую, номадо-земледельческую (Быт.26:12–14) жизнь, которую вел отец. Потрясение, испытанное им при получении известия о (мнимой) смерти Иосифа (почти аналогичное тому, какое испытал на склоне своей жизни патриарх Авраам: Быт.22:1–19), – было последним тяжелым испытанием в жизни патриарха. Радостным лучом, озарившим собою закат жизни многострадального человека, послужило его свидание с любимым сыном Иосифом и переселение на плодородные земли египетского округа Гесем, в соседстве и под охрану Иосифа (Быт.45:9–13, 18:23, 25–28, 46:1–7, 28–34, 47:1–12, 27–28).
В Египте Иаков прожил 17 лет. Почувствовав приближение смерти, патриарх пророчески благословил своих сыновей, а также сыновей Иосифа (от дочери илиопольского жреца Асенефы: Быт.41:45, 50–52) Манассию и Ефрема. Благословение и обетования первородства получил Иуда. Обращаясь к нему, патриарх произнес: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица. Кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (по слав.: и той чаяние языков)». Рувим, Симеон, Левий были лишены благословения первородного: первый – за кровосмешение, второй и третий – за вероломство в отношение сихемлян (Быт.49:3–7). Завулону было предсказано, что он поселится при море и будет пользоваться всеми преимуществами приморской жизни; Иссахару, Асиру, Неффалиму – земное довольство; Дану, Гаду, Вениамину – успех среди своих и врагов; Иосифу – крепость и богатство потомства. Сыновья Иосифа получают благословение наряду с сыновьями самого патриарха. «И ныне, – говорит патриарх Иоснфу, – два твоих сына, родившиеся у тебя в Египте до моего прибытия, – мои они. Ефрем и Манассия будут моими, как Рувим и Симеон. Дети же, которые родятся от тебя после них, – будут твои. Они под именем братьев своих (Ефрема и Манассии) будут значиться в уделах их» (Быт.48:1–22, 49:1–28). Согласно выраженной им воле (Быт.47:29–31, 49:29–33), тело скончавшегося (147-ми лет) патриарха было вынесено из Египта и погребено в фамильном ханаанском склепе Махпела (Быт.50:1–13) • 18.
Хевронская усыпальница патриархов Махпела находится в настоящее время в ограде турецкой мечети Гарет-эл-Харам. Гарет-эл-Харам представляет высокое четырехугольное здание, сложенное из огромных квадратных камней, очень древней постройки. Первоначально Харам не имел входных отверстий. И только позднее (предполагаюсь, – во времена царя Езекии) были сделаны двери с ведущими к ним наружными лестницами. В византийскую эпоху и во времена крестоносцев к зданию были пристроены портики и базилика-церковь. Арабы превратили последнюю в мечеть, почитаемую великой святыней, недоступной иноверным. В последнее время было допущено несколько исключений, но лишь в отношении лиц царствующих фамилий и их свиты. В 1862 г. получил разрешение осмотреть таинственную мечеть принц Уэльский; в 1869 г. – наследная принцесса Прусская; в восьмидесятых годах XIX столетия – двое сыновей принца Уэльского и пр. При осмотре оказалось, что внутренность здания разделена на три помещения неодинаковой величины. На полу мечети и прилегающих к ней строений помещаются шесть больших усыпальниц. Каждая из усыпальниц находится внутри отдельного киоска, закрытого бронзовыми дверями; все богато украшены шелковыми занавесами и дорогими матерчатыми балдахинами. То, что известно под именем пещеры Махпела, скрывается под полом мечети: там находятся подлинные гробницы патриархов и их жен; верхние же усыпальницы указывают лишь на то место, где под ними покоятся ветхозаветные праведники. Никакой султанский фирман не может допустить вторжения неверных в это трисвятое место мусульман. Последним христианским посетителем этой пещеры был Вениамин тудельский (испанский раввин XII века: см. «Энц.» III), осматривавший ее в 1163 г. во время занятия Палестины крестоносцами. Вениамин тудельский рассказывает: «Турки воздвигли в мечети шесть усыпальниц, которые (как обыкновенно говорят христианским паломниками) представляют собою гробницы трех еврейских патриархов и их жен. Но это неточно. Самые гробницы помещаются ниже, под полом. За уплату денег, иудеи допускаются и к их осмотру. Снабженные свечей, они проходят (чрез железную дверь) в первую пещеру. Она пуста. Входят во вторую, – также пустую. Наконец достигаюсь третьей, – с шестью гробницами. На гробницах можно читать еврейские надписи: «Это гробница Авраама, отца нашего», «Мир да почиет на нем» и пр. В этой пещере день и ночь поддерживается огонь. На полу – ящики с костями евреев, принесенными их родственниками для погребения в священном месте» (Станлей, Пещера Махпела).
Авраам (чрез Измаила и детей Хеттуры), Исаак (чрез Исава), кроме народа еврейского, были родоначальниками и многих других народов (Быт.25:1–4, 12–18, 26:34. 28:9, 36); Израиль же – только одних евреев, почему последние усвоили себе имя не Авраама и Исаака, а своего третьего великого патриарха – Израиля (Быт.25:20–34, 27–35, 37, 42–50).
В. Протопопов.
Последние годы Авраама и его смерть
Авраам взял себе другую жену, которую звали Хеттура. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан был отцом Шевы и Дедана; потомками Дедана были ашуриты, летушиты и леюмиты. Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Енох, Авида и Элдага – все они потомки Хеттуры.
Авраам оставил все, что у него было, Исааку. Сыновьям наложниц он еще при жизни дал подарки и отослал их от своего сына Исаака на восток, в восточную землю.
Всего Авраам прожил сто семьдесят пять лет. Он испустил последний вздох и умер в глубокой старости, насытившись жизнью, и отошел к своим предкам. Его сыновья Исаак и Измаил похоронили его в пещере Махпела рядом с Мамре, на поле хетта Эфрона, сына Цохара, которое Авраам купил у хеттов. Там Авраам был погребен рядом со своей женой Саррой. После смерти Авраама Бог благословил его сына Исаака, который тогда жил возле Беэр-лахай-рои.
Потомки Измаила
Вот родословие Измаила, сына Авраама, которого Саррина служанка, египтянка Агарь, родила Аврааму; и вот имена сыновей Измаила, перечисленные в порядке их рождения: Невайот – первенец Измаила, Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Тема, Иетур, Нафиш и Кедма. Это имена сыновей Измаила, имена двенадцати вождей родов по их поселениям и кочевьям.
Всего Измаил жил сто тридцать семь лет. Он испустил последний вздох и умер, и отошел к своим предкам. Его потомки поселились в области от Хавилы до Шура, возле границы Египта, на пути к Ашшуру. Они жили во вражде со всеми братьями.
Сыновья Исаака – Иаков и Исав
Вот рассказ об Исааке, сыне Авраама:
У Авраама родился Исаак. Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама и сестре арамея Лавана.
Исаак молил Господа за жену, потому что она была бесплодна. Господь ответил на его молитву, и его жена Ревекка забеременела. Дети стали толкать друг друга в ее утробе, и она сказала:
– За что мне это?
И она пошла спросить Господа. Господь сказал ей:
– Два племени в чреве твоем,
два народа произойдут из тебя и разделятся;
один будет сильнее другого,
и старший будет служить младшему.
Когда пришло ей время родить, во чреве ее действительно оказались мальчики-близнецы. Первый родился красный, и все его тело было покрыто волосами как ворсистой одеждой; поэтому его назвали Исав. Потом появился его брат, держась рукой за пятку Исава; поэтому он был назван Иаков. Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила их.
Исав продает свое первородство
Мальчики выросли: Исав был искусный охотник, человек полей, а Иаков был человек тихий, живущий среди шатров. Исаак, которому была по вкусу дичь, больше любил Исава, но Ревекка больше любила Иакова.
Однажды, когда Иаков готовил похлебку, Исав вернулся с поля очень голодный. Он сказал Иакову:
– Скорее, дай мне поесть немного того красного, что ты готовишь! Я умираю от голода! (Вот почему ему также дали имя Эдом).
Иаков ответил:
– Сперва продай мне твое первородство.
– Я умираю от голода, – сказал Исав. – Какая мне польза в первородстве?
Иаков сказал:
– Сначала поклянись.
Он поклялся, и так продал свое первородство Иакову.
Тогда Иаков дал Исаву хлеба и чечевичной похлебки. Он поел, попил, встал и ушел.
Так Исав пренебрег своим первородством.
a) 25:10 Или: «у сыновей Хета».
b) 25:18 Или: «жили к востоку от братьев».
c) 25:20 То есть из северо-западной Месопотамии.
d) 25:22 Смысл этого места в еврейском тексте неясен.
e) 25:25 Здесь это имя соотносится с Сеиром, землей, где позже жили потомки Исава; по звучанию «Сеир» напоминает еврейское слово «волосатый».
f) 25:26 Здесь это имя наделяется значением «он держится за пятку» (образное выражение, означавшее «он обманывает»).
g) 25:30 По звучанию это имя напоминает еврейское слово «красный».
h) 25:31 Первородство – особое положение старшего (первородного) сына в доме, дававшее право на первенство среди братьев и особые привилегии при получении наследства (см. Втор. 21:15-17). Кроме того, первенец принадлежал Самому Богу (см. Чис. 3:13).