Для многих верующих людей понятие мир неотделимо от Господа. Бог — это и мир, и вся вселенная, и жизнь, и природа, и основа мироздания. Но не только последователи отдельных конфессий приминают и поддерживают эту точку зрения. На протяжении многих веков ученые мужи в разных странах Европы разрабатывали философию «pan theos» (пантеизм), которая по направлению мысли очень близка простому верующему человеку, полагающему, что Бог заключен во всем сущем.
Сущность пантеизма
Поскольку пантеизм объединяет бога-субстанцию и мир-Вселенную, появляется необходимость соотношения признаков статичности божественной природы, таких как бесконечность, вечность, неизменность, и подвижности, постоянной изменчивости природы мировой. У античного философа Парменида Бог и мир не отделимы друг от друга, при этом статичность божества в своеобразной форме свойственна и всему живому (как бесконечная цикличность). А пантеизм в философии Гегеля наделял бога обычно несвойственными ему способностями к движению и развитию, тем самым устраняя главное противоречие между божественным и живым. Сторонники имманентного пантеизма склонны видеть бога как некую высшую закономерность, вечную и неизменную силу, которая управляет миром. Такое направление мысли развивали Гераклит, адепты стоицизма, таким в общих чертах был пантеизм Спинозы. В рамках неоплатонической философии возникла эманационная разновидность пантеизма, согласно которой, природа является эманацией, производной от бога. Эманационный пантеизм в философии эпохи средних веков не вступал в противоречие с господствующей теологической доктриной, но лишь представлял собой вариацию реализма. Такого рода пантеизм прослеживается в трудах Давида Динанского и Эриугены.
Сущность и история пантеизма
Название философского направления впервые озвучил Джозеф Рафсон в 1697 году. Он написал труд под названием «De Spatio Reali». Через 8 лет ирландский философ Джон Толанд уже на английском языке написал и описал этот термин. В этом труде он объяснил мнение людей, которые не верят в вечную личность, а святое естество приписывают только Вселенной.
Еще в античные времена, философы задумывались над тем, где берутся и кем контролируются признаки статичности природы Бога: бесконечность, неизменность, вечность, но в то же время подвижность и изменчивость природы мира. Многие последователи этого направления не делят Бога и мир.
Направления пантеизма
В истории философии существовало два направления, которые объединяют все пантеистические учения:
1. Натуралистический пантеизм, представленный в трудах стоиков, Бруно, отчасти Спинозы, обожествляет природу, все живое. Для него характерны такие понятия, как бесконечный разум и мировая душа. Это течение тяготеет к материализму, редукции божественного начала в пользу природного.
2. Мистический пантеизм развивался в доктринах Экхарта, Николая Кузанского, Мальбранша, Беме, Парацельса. Для определения этого направления есть более точный термин: «панентеизм» — «все в боге», так как философы этого направления склонны видеть не Бога в природе, а природу в боге. Природа — иной уровень бытия бога (объективный идеализм).
Существует множество примеров смешения обоих видов пантеизма в рамках учения одного мыслителя.
Происхождение термина пантеизм
Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. Название показывает, какой идеи придерживаются последователи учения. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. В этой концепции нет места и превозношению человека, пантеисты не приемлют антропоцентризм. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе.
История
Впервые термин «пантеизм» (вернее «пантеист») употребил Джон Толанд, английский философ-материалист рубежа XVII-XVIII вв. Но корни пантеистического мировоззрения уходят в древневосточные религиозно-философские системы. Так, индуизм, брахманизм и веданта в Древней Индии и даосизм в Древнем Китае были явно пантеистическими по своей сути.
Древнейшими религиозно-философскими текстами, несущими идеи пантеизма, являются древнеиндийские веды и упанишады. Для индуистов Брахман – это беспредельная, постоянная, безличная сущность, которая стала основой для всего живого во Вселенной, всем, что когда-либо существовало или будет существовать. В тексте упанишад постоянно утверждается идея единства между Брахманом и окружающим миром.
Древнекитайский даосизм – глубоко пантеистическое учение, основы которого изложены в труде «Дао дэ цзин», написанном полулегендарным мудрецом Лао-Цзы. Для даосов нет бога-творца или любой иной антропоморфной ипостаси, божественное начало безлично, оно сродни понятию пути и присутствует во всех вещах и явлениях.
Пантеистические тенденции присутствуют в той или иной мере во многих этнических религиях Африки, переплетаясь с политеизмом и анимизмом. Зороастризм и некоторые течения буддизма также пантеистичны по своей природе.
В 14-15 веках в Западной Европе пантеизм был в упадке. Учения выдающихся христианских богословов Иоанна Скота Эриугена, Мейстера Экхарта и Николая Кузанского были очень близки к нему, но открыто в поддержку данного мировозрения выступил только Джордано Бруно. Дальнейшее распространение в Европе идеи пантеизма получили благодаря трудам Спинозы.
В 18 веке под влиянием его авторитета его пантеистические настроения распространились среди западных философов. Уже в начале 19 века о пантеизме говорили как о религии будущего. В 20 веке это мировоззрение было оттеснено идеологией фашизма и коммунизма.
Современные идеи пантеизма
Современная философия пронизана идеями пантеизма. Это течения стало важным элементом многих теорий и религии. В современном мире некоторые идеи направления используют защитники природы, целью которых становится улучшение экологии и условий окружающей человека среды.
В конце 20 века в мировой философии появились общества основанные на таком течении, как «Мировое пантеистическое движение». Пантеизм хорош для восприятия обществом, как направление для охраны биосферы планеты от грубых вмешательств человеческой деятельности. На данный момент философское течение не воспринимается, как отдельная религия.
Истоки пантеизма в античной философии
Пантеизм — это в философии античности главный элемент всего познания мира, природы и космоса. Он впервые встречается в учениях мыслителей досократовского периода – Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра и Гераклита. Для религии греков в это время был еще характерен убежденный политеизм. Следовательно, ранний античный пантеизм – это вера в некое одушевленное божественное начало, присущее всем материальным вещам, живым организмам и природным явлениям.
Наивысшего расцвета пантеистическая философия достигла в учении стоиков. Согласно их доктрине, космос представляет собой единый огненный организм. Стоический пантеизм объединяет и отождествляет все живое, и человечество в том числе, с космосом. Последний – это одновременно и Бог, и мировое государство. Следовательно, пантеизм означает также изначальное равенство всех людей.
Во времена Римской империи философия пантеизма широко распространилась благодаря влиятельному положению школы стоиков и неоплатоников.
Пантеистические концепции в религии
При тщательном изучении первооснов большинства религий обнаруживается их тесная связь с направлением. В разных уголках земного шара люди задавались вопросом о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство мира природного и материального с сохранением в каждой частице сущего реальности — Творца.
В даосизме
История даосизма знает несколько этапов его развития. Так, в работах его ключевых мыслителей Чжуан-Цзы и Лао-Цзы он имеет пантеистическую основу, несмотря на то, что в будущем даосизм превратиться в религию с множеством различных божеств. В сочинениях Лао-Цзы не встречается Творец, воплощенный в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «Дао» (путь) — единство, присутствующее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с природным и мировым единством Дао.
Подобная мысль развивается и в размышлениях Чжуан-Цзы. Он пишет, что вселенная невозможна без Дао, и всем мы сотворены из его благодатной сущности. Тождество природы и божественной сущности доказывается в восточной философии с помощью мысли о вселенской гармонии.
В индуизме
Есть мнение, что первые пантеистические мысли зародились именно в индийских религиозных текстах. В индийских писаниях сказано, что жизнь наполнена бесконечной, безличностной реальностью, которая не изменяется, не преображается. Она формирует вселенную, являясь основанием всего живого.
Эта идея отчетливо прослеживается в теологии Брахман, в древнейших ведах и философии адвайт-веданта
В других вероисповеданиях
Пантеистическое начало прослеживается во многих малоизвестных религиозных течениях. Так, например, в индейских и африканских племенах традиционная вера с элементами политеизма и анимализма переплетается с пантеистическими идеями.
Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного начала. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, испытавших на себе влияние западной философии XIX века.
Не обходят стороной это течение и другие учения:
- неоязычество;
- теософия;
- оккультизм;
- и буддизм.
Даже некоторые этические направления мысли, как, например, толстовство, включают в свои идеи мысли о природном единстве мира.
Средние века
Средневековье – время господства монотеистических религий, для которых характерно определять бога как могущественную личность, господствующую над человеком и всем миром. В это время пантеизм сохранялся в эманационной теории философии неоплатоников, которая представляла собой некий компромисс с религией. Впервые пантеизм в качестве материалистической концепции проявился у Давида Динанского. Он утверждал, что человеческий разум, бог и материальный мир — одно и то же.
Многие христианские секты, признанные официальной Церковью ересями и подвергнутые преследованиям, тяготели к пантеизму (например, амальрикане в XIII в.).
В чем опасность пантеизма?
Церковь всегда относилась к идеям пантеизма отрицательно. Пусть современные пантеисты стараются как можно реже употреблять слово «Бог», заменяя его на «природу», «Вселенную», «реальность». Некоторые продолжают употреблять это слово исключительно для выражения сильных чувств, но это порицается церковью. По ее мнению, существует вполне определенный вред пантеизма, который проявляется в следующем:
- Религиозные термины в пантеизме используются в философском значении. Прежде всего это касается самого слова Бог, ведь пантеисты не верят в него в том традиционном понимании, которое диктуется церковными канонами: как личности и творца.
- Пантеизм отрицает положения теизма и рассматривается в основном как его альтернатива. В теизме Бог рассматривается, как трансцендентная личность по отношению к миру. Пантеисты отрицают способность Бога принимать обоснованные решения.
- Взаимоотношения пантеизма и атеизма вызывает много споров. Атеисты считают, что Бог пантеистов не является Богом в общепринятом смысле, и не является трансцендентным.
Возрождение
В противоположность средневековой теологии, мыслители Возрождения обратились к античному наследию и натурфилософии, уделяя все более пристальное внимание естественным наукам и постижению тайн природы. Схожесть с античными взглядами ограничивалась только признанием целостности и одушевленности мира, космоса, однако существенно отличались методы его изучения. Отвергались рационалистические взгляды античности (в частности, физика Аристотеля) и проводились идеи магического и оккультного познания природы как единого одухотворенного начала. Большой вклад в это направление внес немецкий алхимик, врач и астролог Парацельс, который с помощью магии пытался управлять археем (душой) природы.
Именно пантеизм эпохи Возрождения, характерный для многих философских теорий того времени, явился объединяющим началом между такими крайностями, как натурфилософия и теология.
Сама идея отождествления мира с божественной сущностью возникла гораздо раньше, по мнению некоторых исследователей, её можно встретить уже в ранних религиозных и мистических представлениях, например в индуизме, даосизме или в кельтском спиритуализме, а также в философии стоицизма и платонизма. В дохристианский период эта идея не была детально разработана на философском уровне, и вопрос о том, является ли та или иная концепция в этот период пантеистической, остаётся дискуссионным.
Первые проработанные рассуждения на тему пантеизма можно встретить в христианстве при решении вопроса о соотношении Бога и мира. Например, Фома Аквинский различал два представления: идея того, что Бог – это форма всех вещей, и идея того, что Бог – материя всех вещей. Если мир – это только один из аспектов Бога, то необходимо объяснить, в каком смысле мир может быть тождественен Богу. Хотя никто из христианских мыслителей явно не придерживался пантеистической точки зрения в средние века, наиболее близкие воззрения можно встретить у Иоанна Скота Эриугены, Мейстера Экхарта и Николая Кузанского.
Настоящий расцвет пантеизма наступает в Новое время. Явно пантеистическую точку зрения среди ученых отстаивал Джордано Бруно, а наибольший вклад в дальнейшее развитие и распространение этой концепции внес в ХVII в. Бенедикт Спиноза. Спинозе принадлежит важная роль в разработке онтологии пантеизма и связанных с ним нейтрального монизма и панпсихизма. Его концепцию можно считать классическим пантеизмом, поэтому термин спинозизм иногда использовали как синоним пантеизма.
В дальнейшем пантеизм в форме отдельных идей и убеждений появляется в различных работах, но наиболее значимыми являются два тесно связанных с пантеизмом исторических процесса. Во-первых, это развитие немецкого идеализма, например, пантеистические идеи появляются в трудах Фихте, Шеллинга, Гегеля, во-вторых, это нарастающая секуляризация и попытка найти новую теологию для философии и науки. При слиянии религиозности в научной среде и пантеизма разрабатывается концепция натуралистического пантеизма, хотя исследователь Джозеф Нидхэм считает, что данное направление не является нововведением и к нему можно отнести уже даосизм. В 1828 году Карл Краузе предложил термин «панентеизм» для именования идеи, что мир пребывает в Боге, но не тождественен ему, как принято считать в пантеизме. Эта концепция должна была стать альтернативой между теизмом и пантеизмом. С этого момента многие дискуссии в отношении пантеизма касались вопроса о том, как соотносятся эти две концепции и где проходит грань между ними.
К концу ХIХ – началу ХХ века пантеизм был настолько популярен, что папа Пий IX включил его в Syllabus Errorum как одну из ошибочных и противоречащих христианству концепций. Среди пантеистов в этот период можно назвать, например, физика Альберта Эйнштейна, поэта Уолта Уитмена и русского писателя Льва Толстого.
Распространенность идей пантеизма в каждый период истории сложно оценить, поскольку пантеизм достаточно редко выражается его сторонниками в явной форме. В ХХ веке интерес к пантеизму как таковому упал, но идеи пантеизма распространялись с неубывающей интенсивностью. В христианском сообществе, где пантеизм не приветствовался, мыслители склонялись к панентеизму, что особенно проявилось в русской религиозной философии. С. Франк, например, относил себя к панентеистам, хотя его часто критиковали за склонность именно к пантеизму. В научном сообществе распространены идеи натуралистического пантеизма, хотя крайне мало ученых называют себя сторонниками этой концепции.
Возрождение интереса к пантеизму в социальной среде начинается в конце ХХ века. В 1975 году было создано «Вселенское пантеистическое общество», а в 1999-м – более многочисленное «Мировое пантеистическое движение».
В конце ХХ века набирает обороты философская заинтересованность темой пантеизма. Наибольший интерес представляют дискуссии Р. Оакса и П. Квина, оформленные в виде статей, а также монография М.П. Левина. Кроме того, многие ученые исследуют историю пантеизма, в том числе Д. Моран, К. Лауэр, Л. Форд, Г. Паркинсон и др. Распространение пантеизма в философии тесно связано с развитием идей панпсихизма, который долгое время был изолирован от теологического аспекта. Этой теме посвящена статья «Пантеизм как панпсихизм» К. Пфайфера.
В ХХI веке в аналитической философии еще сильнее проявляется тенденция к сближению этих дискуссий. В журналах International Journal for Philosophy of Religion и European Journal for Philosophy of Religion выходят номера, целиком посвященные пантеизму и панентеизму. Основные проблемы, которые интересуют исследователей пантеизма сегодня, – это совместимость пантеизма с пониманием Бога как личности, проблема разделения единого божественного сознания на множество отдельных сознаний (декомбинация), проблема совместимости пантеизма с этическими и моральными вопросами, а также способность панпсихизма решить проблемы традиционного теизма. Среди наиболее известных современных пантеистов такие философы, как Т. Спригге, Ф. Гофф, Ю. Нагасава, С. Колман, А. Букарев, П. Гариссон (основатель и президент «Мирового пантеистического движения») и др.
Пантеизм следует отличать от теистического имманентизма. Несмотря на то, что имманентизм предполагает нахождение Бога (или божественного) полностью в мире, он не обязательно отождествляет Бога и мир. Имманентизм является попыткой совместить теизм с современными научными концепциями и отказаться от плохо объяснимого на научном языке сверхъестественного. Нередко сторонники имманентизма критикуют пантеизм. Одним из сторонников такого подхода является П. Форрест.
Основные источники
Классические работы
Эриугена, И.С. О природах, о разделении природы (частичный рус. пер. Иоанн Скот. Эриугена. Перифюсеон («О природах»), из кн. 1. // Философия природы в античности и в Средние века. – М., 2000; Иоанн Скот Эриугена. Перифюсеон («О природах»), из кн. 3. // Средние века. – М., 1994. – Т. 57; 1995. – Т. 58).
Бруно Дж. О причине начале и едином, 1584.
Бенедикт С. Этика, доказанная в геометрическом порядке. Москва: АСТ, 2001.
Toland J. Socinianism truly stated; being an example of fair dealing in all theological controversys. To which is prefixt, indifference in disputes: recommended by a pantheist to an orthodox friend, London, 1705.
Гегель, Ф.В. Философия права, 1820.
Illingworth, J.R. Divine Immanence, London: Macmillan, 1898.
Классические работы по истории пантеизма
Plumptre C. General Sketch of the History of Pantheism, Cambridge University Press, 2011 (репринт с издания 1878-1879 годов) (Том 1, Том 2).
Dewey J. The Pantheism of Spinoza // Journal of Speculative Philosophy. 1882. 16 (3). Р. 249-257.
Stokes, G.J. Gnosticism and Modern Pantheism // Mind. 1895. 4 (15). Р. 320-333.
Harris, W.T. Is Pantheism the Legitimate Outcome of Modern Science? // Journal of Speculative Philosophy.1885. 19. Р. 407-428.
Современный пантеизм
Harrison P. Elements of Pantheism: A Spirituality of Nature and the Universe, Coral Springs, Florida: Llumina Press, 2013.
Alexander S. Theism and Pantheism. // Hibbert Journal. 1926. 25:251.
Otto R., The Idea of the Holy, Oxford: Oxford University Press, 1958.
Corrington, R.S. Deep Pantheism: Toward a New Transcendentalism. Lexington Books, 2015.
Sprigge, T.L.S. The God of Metaphysics. Clarendon Press, 2006.
Sprigge, T.L.S. Pantheism. // The Monist. 1997. 80 (2). Р. 191-217.
Jantzen G. God’s World, God’s Body. Westminster Press, 1984.
Leslie J. Infinite Minds: A Philosophical Cosmology. Oxford University Press, 2001.
Levine, M.P. Pantheism, Ethics and Ecology. // Environmental Values. 1994. 3 (2). Р. 121-138.
Levine, M.P. Pantheism; A non-theistic concept of deity, London: Routledge, 1994.
Forrest P. God Without the Supernatural: A Defense of Scientific Theism, Ithaca, New York: Cornell University Press, 1996.
Другие значимые современные работы включены в упоминаемые далее сборник Alternative Concepts of God: Essays on the Metaphysics of the Divine и в номера журналов International Journal for Philosophy of Religion и European Journal for Philosophy of Religion, посвященные пантеизму и панентеизму.
Анализ и критика
Работы по истории пантеизма
Baltzly D. Stoic Pantheism // Sophia. 2003. 42(2). Р. 3-34.
Автор отстаивает точку зрения, что стоическое учение следует рассматривать как пантеизм, и приводит аргументы в поддержку этой позиции.
Бутаков П. Был ли бог стоиков личностью? (Was the Stoic God a Person?) // Schole. 2021. 11 (2). Р. 558-569.
В статье рассматривается вопрос о том, предполагал ли пантеизм стоиков в античности Бога как личность. Критические аргументы направлены против отождествления так называемого «личностного пантеизма» и пантеизма стоиков.
Moran D. Pantheism from John Scottus Eriugena to Nicholas of Cusa // American Catholic Philosophical Quarterly. 1990. 64(1). P. 131-152.
В статье рассматривается проблема пантеизма в средневековой философии, в особенности аргументы Николая Кузанского в отношении пантеистического учения.
Lauer Q. Hegel’s Pantheism. // Thought: Fordham University Quarterly. 1979. 54 (1). P. 5-23.
В статье рассматриваются теологические воззрения Гегеля, анализируются пантеистические идеи в его философии.
Parkinson, G.H.R. Hegel, Pantheism, and Spinoza // Journal of the History of Ideas. 1977. Vol. 38, No. 3. P. 449-459.
В статье рассматривается преемственность пантеистических идей между Спинозой и Гегелем, исследуется степень влияния, которую оказал Спиноза на формирование пантеистических идей у Гегеля.
Copleston, F.C. Pantheism in Spinoza and the German Idealists. // Philosophy. 1946. 21 (78) P. 42-56.
Коплстон рассматривает проблему соотношения пантеизма и атеизма. Он анализирует замечание Шопенгауэра о том, что пантеисты фактически отрицают существование Бога, рассматривая позиции Спинозы и немецких идеалистов.
Работы, рассматривающие вопрос о взаимоотношения пантеизма и других воззрений
Oakes, R.A. Classical Theism and Pantheism: A Victory for Process Theism? // Religious Studies. 1977. 13 (2) P. 167-173.
Quinn, P.L. Divine Conservation and Spinozistic Pantheism // Religious Studies. 1979. 15 (3). Р. 289-302.
Oakes, R.A. Classical Theism and Pantheism: A Reply to Professor Quinn // Religious Studies. 1980. 16 (3). P. 353-356.
Три вышеуказанные статьи – это дискуссия между философами Робертом Оаксом и Филипом Квинном о природе теизма и пантеизма. Оакс защищает позицию, что пантеизм совместим с идеей божественного сохранения, а Квинн возражает ему в этом вопросе. Божественное сохранение (divine conservation) – концепция, согласно которой существование всех контингентно существующих вещей с необходимостью и непрерывно зависит от Бога.
Oakes, R.A. Does Traditional Theism Entail Pantheism? // American Philosophical Quarterly. 1983. 20 (1). Р. 105-112.
Продолжая тему, затронутую в полемике с Квинном, Оакс рассматривает точку зрения, что традиционный теизм влечет признание пантеизма.
Mullins, R.T. The Difficulty with Demarcating Panentheism. // Sophia. 2021. 55 (3). P. 325-346.
Автор рассматривает проблему демаркации пантеизма от разновидностей теизма в современной литературе. Анализируя существующие классификации, он приходит к выводу, что ни одна из них не даёт необходимого четкого результата, и предлагает свою собственную классификацию.
Ford, L.S. Pantheism Vs. Theism: A Re-Appraisal // The Monist. 1997. 80 (2). P. 286-306.
Автор исследует вопрос о соотношении пантеизма и теизма, сравнивая Бога-личность в теизме и безличностного Бога в пантеизме. Предлагается новый подход к сопоставлению этих концепций на основании нового понимания временных модальностей: прошлого, настоящего и будущего.
Forrest P. Spinozistic Pantheism, the Environment and Christianity // Sophia. 2010. 49 (4). P. 463-473.
Автор рассматривает аргумент против совместимости пантеизма и христианств,а исходя из несовместимости пантеизма и идеи грехопадения.
Forrest P. Pantheism and Science // The Monist. 1997. 80 (2). P. 307-319.
Автор рассматривает совместимость пантеизма и современной науки, пытаясь ответить на вопрос: отдаёт ли современная наука предпочтение пантеизму среди других концепций?
Harwood R. Polytheism, Pantheism, and the Ontological Argument // Religious Studies. 1999. 35 (4). P. 477-491.
Автор рассматривает следствия онтологического аргумента в пользу существования Бога и приходит к выводу, что данный аргумент, при условии его истинности, приводит к политеизму или пантеизму.
Пантеизм и проблема зла
Siwek P. How Pantheism Resolves the Enigma of Evil // Laval Théologique et Philosophique. 1955. 11 (2). Р. 213.
Автор проводит сравнение того, каким образом проблема зла решается в пантеизме и в теистическом дуализме.
Levine, M.P. Pantheism, Theism and the Problem of Evil // International Journal for Philosophy of Religion. 1994. 35 (3). Р. 129-151.
Автор рассматривает проблему зла в пантеизме, утверждая, что она является теистической и не имеет прямого отношения к пантеизму, поскольку ключевые для возникновения проблемы положения теизма пантеизм отвергает.
Обзорные работы
Alternative Concepts of God: Essays on the Metaphysics of the Divine. Andrei Buckareff & Yujin Nagasawa (eds.) – 2021 – Oxford University Press.
Основная задача, которую ставят перед собой авторы этого сборника, – показать, что философия религии должна серьезно относиться к альтернативным концепциям божественного. В сборнике, включающем работы Питера Фореста, Карла Пфайфера, Джона Лэсли, Брайана Лефтоу, Юджина Нагасавы, Джона Бишопа, Кена Пержика, Мэрилин Аддамс, представлены различные концепции божественного с точки зрения пантеизма и панентеизма, продемонстрирована их состоятельность как подходов к пониманию природы божественного.
Alternative Concepts of God // European Journal for Philosophy of Religion. 2021. Vol 11, No 2.
Специальный номер «Европейского журнала по философии религии», посвященный пантеизму и панэнтеизму, в который вошли работы таких философов как Андрей Букарев, Юджин Нагасава, Райан Байерли, Оливер Грисп, Джанин Дилер, Бенедикт Гёке, Самуэль Лебенс, Джон Лэсли, Чад Мейстер и другие. Выпуск посвящен рассмотрению и сопоставлению различных теистических, пантеистических и панентеистических концепций.
Special Issue on Pantheism and Panentheism // International Journal for Philosophy of Religion. 2021. Vol. 85. Issue 1.
Специальный номер «Международного журнала по философии религии», посвященный пантеизму и панэнтеизму включает работы Микаэля Стэнмарка, Георга Гассера, Сэма Колмана, Джона Лэсли, Филипа Гоффа, Элизабет Бёрнс. Выпуск посвящен рассмотрению и сопоставлению различных теистических, пантеистических и панентеистических концепций.
Интерпретация пантеизма в учении Николая Кузанского
Одним из ярких представителей пантеизма Раннего Ренессанса был знаменитый немецкий философ Николай Кузанский. Жил он в 15 веке (1401-1464 годы). По тем временам получил солидное образование и стал священником. Был очень одаренным, преданным церкви и сделал успешную карьеру, став в 1448 году кардиналом. Одной из главных целей его жизни стало укрепление авторитета католицизма. Вместе с активной ролью в церковной жизни Европы Кузанский много времени уделял философским трудам. Его взгляды были тесно связаны с учением Средневековья. Однако пантеизм Николая Кузанского приобрел черты неразрывной органической целостности, постоянного движения и развития мира и, следовательно, присущей ему божественности. Он противопоставил самоуверенному знанию Средневековья о боге и мире теорию «ученого незнания», основная мысль которой состояла в том, что ни одно земное учение не способно дать понимание божественного величия и бесконечности.
Критика и отрицание пантеизма
Учение с многовековой историей — пантеизм, продолжает тревожить умы людей поныне. Однако, последовательность этой идеологии имеет немало противоречий и противников.
Пантеизм говорит, что человек — часть божественного, только на мгновение осознающая себя, а затем растворяющаяся в океане бесконечности. Так, учение отрицает существование свободной воли, нравственных ценностей, различение добра и зла. Эта точка зрения подвергается сильной критике со стороны теистических религий.
Пантеизм способен уравнять права и божеств, и человека, и самого маленького насекомого, но христианство настаивает на том, что люди созданы по образу Господа и обладают некой уникальностью, неповторимостью. В первом случае невозможно совершенствование, так как вся воля определена Богом-Вселенной, но во втором уничтожается диктат материи.
В христианской традиции Господь и человек различны, людское естество подвластно чему-то высшему, что способно привести к преображению. Но для пантеиста существует только одно действие, согласованное с уже определенной раз и навсегда мотивацией (судьбой).
Главной идеей пантеизма является то, что Бог — это безличное начало, к которому причастна любая вещь земного материального мира.
Православная церковь отрицает теорию пантеизма
Классическая концепция такой философии состоит в следующем — все мироздание основано на Божественной субстанции. Она вечна, самопричинна, неделима и заключена во всем. И, хотя, идеология пантеизма утверждает существование Бога, многие мыслители приравнивают это направление к атеизму и научному материализму. Ведь, по сути, пантеисты называют Бога первоосновой всего зримого мира и отрицают его личностную природу.
Это обессмысливает церковные традиции и молитву — ее некому возносить.
Философия Джордано Бруно
Мыслитель и поэт, последователь Кузанского и Коперника, итальянский философ 16 века Джордано Бруно был настоящим пантеистом. Все живое на Земле он полагал одухотворенным, наделенным искрой божественного проведения. По его учению, бог содержится во всех частях мира без исключения — великих и самых малых, незримых. Вся природа вместе с человеком — один целостный живой организм.
В попытке создать идеологическое обоснование учения Коперника он выдвинул теорию существования множества миров и Вселенной, которая не имеет границ.
Пантеизм Джордано Бруно, итальянского мыслителя XVI века, стал впоследствии классической концепцией для Ренессанса.
Родственные концепции
Ряд известных философских и теологических концепций содержат отдельные элементы классического теизма в сочетании с мыслями, главенствующими в учении пантеистов. Происходит это из-за того, что при своей отстраненности от других религий ни одна концепция не способна игнорировать достижения сторонних концепций, особенно тех, которые долгие годы разрабатывались лучшими умами человечества.
Панентеизм
Термин «панентеизм» появился в Германии в XIX веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этому учению, Бог обнаруживает себя не только во всех вещах, находящихся во Вселенной, но и присутствует вне Вселенной. Иногда панентеизм отказываются считать самостоятельным явлением, и причисляют его к одному из ответвлений течения Pantheism. Но в последние годы специалисты находят все больше и больше оснований для разделения этих двух учений.
Пандеизм
Пандеизм — философское движение, утверждающее, что «все есть Бог». Приверженцы пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицаю личность Бога. В основе этой концепции главным образом лежит направление, получившее название «деизм».
Деизм — признает существование Бога, но при этом отвергает все приписываемые ему мистические явления. В 1910 году вышла в свет книга, наиболее точно описывающая учение пандеизма. Ее автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.
Панпсихизм
Панпсихизм — это философское направление, говорящее об одушевленности природы.
Формами этого учения, хоть и несколько устаревшими, считаются:
- гилозоизм;
- учения о душе;
- анимистические идеи некоторых первобытных культур.
Отдельные проявления панпсихизма можно отыскать в работах видных философов прошлого:
- Г.В. Лейбница;
- А. Шопенгауэра;
- Ф. В. Й. Шеллинга;
- К.Э. Циолковского.
К современным последователям этого течения относят Дэвида Чалмерса и Галена Стросона.
Пантеизм в философской доктрине Б. Спинозы
Философское наследие Б. Спинозы – это самая яркая концепция пантеизма, созданная к Новому времени. Для изложения своего видения мира он использовал геометрический метод, как он сам его назвал. Им он руководствовался при создании фундаментального труда «Этика», посвященного философской метафизике, природе, богу, человеку. Отдельный раздел посвящен человеческому разуму, чувствам, нравственно-этическим проблемам. Автор по каждому вопросу излагает в строгой последовательности определения, после – аксиомы, затем – теоремы и их доказательства.
В центре доктрины Спинозы — мысль о тождестве бога, природы и субстанции. Приоритет божественного, его главенствующая роль в общей картине мира характерны для философии Нового времени. Но Спиноза вслед за Декартом отстаивает точку зрения, что существование (бытие) бога необходимо доказывать. Опираясь на аргументы своего предшественника, он значительно дополнил его теорию: Спиноза отказался от изначальной данности, априорности существования бога. Но доказательство этого возможно благодаря следующим постулатам:
— в мире бесконечное множество познаваемых вещей;
— ограниченный разум не способен понять безграничную истину;
— познание невозможно без вмешательства внешней силы – эта сила и есть бог.
Таким образом, в философии Спинозы происходит соединение бесконечного (божественного) и конечного (человеческого, природного), само бытие последнего доказывает присутствие первого. Даже мысль о существовании бога не может появиться самостоятельно в человеческом сознании – ее вкладывает туда сам бог. В этом и проявляется пантеизм Спинозы. Бытие бога неотрывно от мира, невозможно вне него. Более того, бог родственен миру, он внутренне присущ всем его проявлениям. Он одновременно является причиной существования всего живого и неживого в мире и причиной собственного существования. Следуя сложившейся философской традиции, Спиноза объявляет бога абсолютной бесконечной субстанцией, наделенной множеством свойств, характеризующих ее вечность и бесконечность.
Если другие представители пантеизма выстраивали дуалистическую картину мира, где присутствуют два полюса – бог и природа, то Спиноза скорее обожествляет мир. Это некая ссылка на древние языческие культы. Живая природа в ее вечном циклическом развитии и есть бог, рождающий сам себя. Божественная природа не является чем-то отдельным, отграниченным от материального мира, напротив, она имманентна, внутренне присуща всему живому. Антропоморфное, персонализированное токование бога, принятое в большинстве религий, абсолютно чуждо Спинозе. Так, натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения нашли свое самое полное воплощение в единой доктрине.
Основные направления
Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:
- Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
- Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
- Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
- Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.
Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.