Канон Небесным Силам Безплотным (Архангелам и Ангелам), глас 4.


Небесным Силам Бесплотным

Тропарь, глас 4

Аудио:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами огра­ди­те́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы Вы́шних Сил.

Пере­вод: Небес­ных воинств Архи­стра­ти­ги, непре­стан­но молим вас мы, недо­стой­ные, что­бы вы огра­ди­ли нас ваши­ми молит­ва­ми под кро­вом крыл неве­ще­ствен­ной вашей сла­вы сохра­няя нас, при­па­да­ю­щих усерд­но и взы­ва­ю­щих: «От бед избавь­те нас, как началь­ни­ки Выш­них Сил!»

Кондак, глас 2

Аудио:

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Пере­вод: Архи­стра­ти­ги Божии, слу­жи­те­ли Боже­ствен­ной Сла­вы, Анге­лов началь­ни­ки и людей настав­ни­ки, полез­ное нам испро­си­те и вели­кую милость, как бес­плот­ных Архистратиги.

* * *

Канон Небесным Силам Безплотным (Архангелам и Ангелам), глас 4.

Все каноны

Тропарь , глас 4:

Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы, недосто́йнии, / да ва́шими моли́́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия: / от бед изба́вите ны, / я́ко чинонача́льницы Вы́шних сил.

Кано́н безпло́тным святы́м А́нгелом. Гла́с 4.

Пе́снь 1

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́ я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Запев: Вси Небеснии Силы безплотнии, молите Бога о нас.

Я́ко у́ми чи́стии, А́нгели, Вели́кому и Пе́рвому предстоя́ще Уму́, и Боже́ственнаго сия́ния насыща́еми, луче́ю мя́ ва́шею озари́те, пою́ще всевино́внаго Сло́ва пресла́внии. [Два́жды.]

Слава: Отню́д к Бо́гу прекло́ньшеся любо́вию, и Боже́ственными добро́тами вообража́еми я́ве, о Арха́нгели сла́внии, стоя́нием приле́жным обстоите́, зову́ще побе́дную пе́снь Зижди́телю.

И ныне, Богоро́дичен: Я́же Еди́на во чре́ве прие́мши Сло́во, Его́же а́нгельская во́инства сла́вят при́сно, ду́шу мою́ озари́, реша́щи грехо́вное мра́чное зломышле́ние Всенепоро́чная, и просвеща́ющи ра́зумом Рождества́ Твоего́.

Пе́снь 3

Ирмо́с: С высоты́ снизше́л еси́ во́лею на зе́млю, превы́ше вся́каго нача́ла, и смире́нное возне́сл еси́ из а́да преиспо́дняго естество́ челове́ческое: не́сть бо свя́т па́че Тебе́, Человеколю́бче.

И́же преми́рными ли́ки воспева́емый Христе́, чи́ном те́х ве́рных составле́ния воспева́ти богому́дренно сотвори́, Cло́ве: не́сть бо свя́т па́че тебе́, Человеколю́бче. [Два́жды.]

Слава: Любо́вию те́плою, привяза́нием рачи́тельным причаща́ющеся пе́рвому исто́чнику служи́тельне предстоите́, пою́ще немо́лчно, еди́но существо́ Божества́ безнача́льнаго, Боже́ственнии Арха́нгели.

И ныне, Богоро́дичен: Е́вину дре́внюю кля́тву, Христа́ ро́ждши, Ма́ти Чи́стая, пресве́тло разреши́ла еси́, все́х венча́ющаго благослове́ньми: не́сть бо, Пречи́стая, ра́зве Тебе́ Помо́щницы.

Седален, глас 8.

Небе́сных нача́льницы и первостоя́телие высокопресто́льных и стра́шных / Боже́ственныя сла́вы Михаи́ле и Гаврии́ле Архистрати́зи, / А́нгелов чинонача́льницы, со всеми Безпло́тными, / о служи́телие Влады́чни! / О ми́ре непреста́нно моля́щеся, / испроси́те оставле́ние прегреше́ных на́ми, / и ми́лость, и благода́ть обрести́ в день су́дный.

Слава, и ныне, Богородичен: Богоблагода́тная, Чи́стая, Благослове́нная, / благоутро́бия ра́ди ще́дрот из Тебе́ Ро́ждшагося / с вы́шними Си́лами, и Арха́нгелы, и всеми Безпло́тными моли́ непреста́нно / пода́ти нам пре́жде конца́ ми́лостивно проще́ние грехо́в / и жития́ исправле́ние, я́ко да обря́щем ми́лость.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце прии́де Иису́с Пребоже́ственный, нетле́нною дла́нию, и спасе́ зову́щыя: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Непостижи́мою си́лою от небытия́ приве́л еси́ небе́сныя умы́, сло́ве Бо́жий пресу́щественный, и неизрече́нною Твое́ю сла́вою украси́л еси́, зову́щыя: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Управля́еми вы́шния си́лы ду́хом, и брозда́ми его́, и Боже́ственными заря́ми облиста́еми, неотпа́дающыя чи́ны насле́доваша, еди́но чту́ще все́х нача́ло и Божество́.

Слава: Лица́ Твоего́ добро́ту кра́сную зре́ти, сподо́бишася служи́тельныя Твоя́ све́тлости, и отону́ду разуме́ния восприе́млюще, Тебе́ вопию́т: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

И ныне, Богоро́дичен: Цари́ца Де́во, злато́ю оде́ждою укра́шена, Сы́ну Царю́ ны́не предстои́т, Я́же без сравне́ния а́нгел превы́шши, зову́щих: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ны́не воста́ну, проро́чески рече́ Бо́г, ны́не просла́влюся, ны́не вознесу́ся, па́дшаго прие́м от Де́вы, и к Све́ту у́мному вознося́й Моего́ Божества́.

Тре́петно сла́вят Херуви́ми, и Серафи́ми, со Престо́лы, и Боже́ственнии Арха́нгели, и Госпо́дьствия, и Си́лы, и Нача́ла, и вла́сти со А́нгелы, честно́е еди́но и тро́ическое Божество́. [Два́жды.]

Слава: Яви́шася А́нгели светови́дно сия́юще, Христе́, Твое́ Воскре́сение пропове́дающе в ми́ре преподо́бным жена́м, и враго́в Твои́х сотряса́юще у́м блиста́ньми Твоего́ Божества́.

И ныне, Богоро́дичен: Ны́не сохрани́ ополче́ние арха́нгельскими Це́рковь Твою́, Тебе́ сла́вящую правосла́вными гла́сы, и́же от Де́вы неизрече́нно рожде́йся, и челове́ки от тли́ избавля́яй.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Приидо́х во глубины́ морски́я, и потопи́ла мя́ е́сть бу́ря мно́гих грехо́в: но я́ко Бо́г из глубины́ возведи́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

О́крест Влады́ки предстоя́ще а́нгельская во́инства, и чи́сте наслажда́ющеся сия́нием нача́ла све́тлаго, просвети́те ве́рою ва́с пою́щих. [Два́жды.]

Слава: Прему́дростию Твое́ю сотвори́вый А́нгельския ли́ки, Госпо́дьствия же и Си́лы, и Серафи́мы, я́ко Влады́ка показа́л еси́, хвала́ми Тя́ чту́щыя.

И ныне, Богоро́дичен: Я́ко на престо́лех превознесе́нных, Христе́, почива́яй, и вся́ческая Боже́ственным про́мыслом соблюда́яй, на руку́ деви́ческую Влады́ко почи́л еси́.

Кондак, глас 2:

Архистрати́зи Бо́жии, / служи́телие Боже́ственныя сла́вы, / А́нгелов нача́льницы и челове́ков наста́вницы, / поле́зное нам проси́те и ве́лию ми́лость, / я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Икос:

Рекл еси́, Человеколю́бче, в писа́ниих Твои́х / мно́жеству ра́доватися А́нгелов на Небеси́ / о челове́це еди́ном ка́ющемся, Безсме́ртне. / Те́мже мы, и́же в беззако́ниих, Безгре́шне, / еди́не Сердцеве́дче, / Тя моли́ти всегда́ дерза́ем, я́ко Благоутро́бнаго, / уще́дрити и низпосла́ти недосто́йным умиле́ние, Влады́ко, / подая́й нам проще́ние: / о всех бо нас мо́лятся Тебе́ Безпло́тных Архистрати́зи.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Ю́ноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́ Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

Свиде́тели соде́янным иму́ще мы́сленныя А́нгелы, избере́м чи́стое житие́ душе́ моя́, вопию́ще: благослове́н еси́ Го́споди Бо́же оте́ц на́ших. [Два́жды.]

Слава: У́глем очище́нный, престо́лу Твоему́ предстоя́щыя зри́т серафи́мы, Боже́ственный вопия́ Иса́иа: благослове́н еси́ Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.

И ныне, Богоро́дичен: Чи́ны все́х безпло́тных, Де́во, я́ве превосхо́диши, я́ко Творца́ ро́ждши и Го́спода: благослове́н, Пречи́стая, пло́д Твоего́ чре́ва.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Изба́вителю все́х, Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшыя, снизше́д ороси́л еси́, и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́ благослови́те, по́йте Го́спода.

Я́ко сы́й живо́т безсме́ртный, безсме́ртному животу́ причаща́тися зижди́тельне сотвори́л еси́ А́нгелы, и научи́л еси́ пе́ти: благослови́те, по́йте Го́спода. [Два́жды.]

Слава: Мы́сленно обстоя́ще Тя́ Арха́нгели, непреста́нными гла́сы воспева́ют, боголе́пно чту́ще Тя́ я́ко Влады́ку все́х: благослови́те, по́йте Го́спода.

И ныне, Богоро́дичен: Зако́ннии о́брази прообража́ху Тя́, Всеблаже́нная, ро́ждшую Бо́га, ве́щи пло́тстей соединя́ема, пре́жде невеще́ственна су́ща Боже́ственным естество́м: благослови́м, Де́во, Рождество́ Твое́.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Сокрове́нное Бо́жие неизрече́нное в Тебе́ соверша́ется, я́вственное та́инство, Де́во Пречи́стая: и́бо Бо́г из Тебе́ воплоти́ся за милосе́рдие. Те́мже Тя́, я́ко Богоро́дицу велича́ем.

И́же ума́ роди́теля, и предложи́теля Сы́ну и Ду́ху пою́ще А́нгели, ны́не к на́м Боже́ственныя благода́ти подая́ния, приле́жно прие́мше посыла́ти усе́рдствуйте. [Два́жды.]

Слава: Красно́ удобря́еми нетле́ния да́ром и благода́тию, Боже́ственнии Арха́нгели, Тебе́ Исто́чника Христе́ присносу́щна нетле́ния, пою́ще я́ко Благода́теля велича́ют.

И ныне, Богоро́дичен: Неве́стник воплоще́ния неизрече́ннаго, и черто́г одушевле́нный, и ковче́г зако́на благода́ти Тя́, Богома́ти, ве́рнии све́мы: те́мже Тя́ непреста́нно велича́ем.

Молитва Небесным Силам Безплотным

О, Святии Безплотнии силы: Серафимы, Херувимы, Престолы и Власти, Господствия, Силы и Начала, Архангелы и Ангелы, любовию ко Господу и Творцу непрестанно горящии, и всем нам спастися хотящии, у Престола Вседержителя предстоящии и непрестанно трисвятую песнь Ему вопиющии, ради явления любви Божией и милосердия неизреченнаго к людем посылаимии и благую и всесовершенную волю Его творящии. Воззрите милостивно на нас грешных и не возгнушайтесь сквернами нашими, но умолите Господа Иисуса Христа, да не погибнем в пучине беззаконий наших, но в тихое пристанище спасения приидем. Покрыйте нас невещественныма крилома вашима от всех враг видимых и невидимых, да сподобимся и мы воспевати Всеблагаго Христа Бога нашего, Ему же подобает слава со Безначальным Его Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Архангелу единому

Тропарь, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя тво­ея́ сла́вы,/ сохраня́я ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́ви ны,// я́ко чинонача́льник Вы́шних Сил.

Пере­вод: Небес­ных воинств Архи­стра­тиг, непре­стан­но молим тебя мы, недо­стой­ные, что­бы ты огра­дил нас тво­и­ми молит­ва­ми под кро­вом крыл неве­ще­ствен­ной тво­ей сла­вы сохра­няя нас, при­па­да­ю­щих усерд­но и взы­ва­ю­щих: «От бед избавь нас, как началь­ник Выш­них Сил!»

Кондак, глас 2

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче, и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам про­си́, и ве́лию ми́лость,// я́ко безпло́тных Архистрати́г.

Пере­вод: Архи­стра­тиг Божий, слу­жи­тель Боже­ствен­ной сла­вы Анге­лов началь­ник и людей настав­ник, полез­ное нам испро­си и вели­кую милость, как бес­плот­ных Архистратиг.

* * *

Кто такой святой архангел Иегудиил

В православном христианстве Иегудиил считается одним из семи архангелов Всевышнего. Примечательно то, что в католицизме его имя не упоминается с середины 17-го века. Связано это с тем, что информация об этом архангеле не встречается ни в Старом, ни в Новом завете Священного Писания, так же, как и Варахиила.

Первые упоминания об этом архангеле встречаются в Откровениях Амадея Португальского — монаха, жившего в 15-м веке. В Русской Православной церкви имя одного из воинов Небесного войска было занесено в Жития святых Дмитрием Ростовским. Именно таким образом архангел Иегудиил появился в списке святых, которых почитает Православная церковь, и которому молятся в определенных ситуациях.

Имя Иегудиил переводится с древнего иврита как «Славящий Бога». В тот период истории, когда израильтяне странствовали по пустыне на протяжении 40 лет, Господь послал к ним своего архангела в качестве Небесного покровителя. Этот же слуга Всевышнего был отправлен к евреям в тот момент, когда они выходили из Египта, он предстал перед ними в виде огненного столпа. Когда Моисей взошел на гору после 40-дневного поста, ему явился Господь и пообещал послать впереди израильского народа ангела, который будет защищать народ Божий.

На иконах Иегудиила изображают с хлыстом в одной руке и короной в другой. Корона из золота считается символом наград от Всевышнего, которых он удостаивает тех, кто верой и правдой служит ему. Также награду получают люди после смерти, за свою богоугодную жизнь и добрые дела. Хлыст, который держит архангел, состоит из трех черных веревок. Это является символом наказания, которое настигнет каждого человека, который ленился при жизни заниматься богоугодными делами. Кроме того, хлыст — символ оружия, которым Иегудиил отгоняет врагов от тех, кто служит Создателю.

В православии считается, что архангел является покровителем и защитником тех, кто сознательно отказался от мирских удовольствий и посвятил себя служению Богу и проповеди Его Слова. Иегудиил и ангелы, находящиеся у него в подчинении, всегда готовы прийти на помощь монахам и священникам и дать дельный совет в сложных ситуациях.

Кроме этого, воин Небесного войска покровительствует людям, которые занимают высокие правительственные должности, его издавна называли заступником судей и царей. Поэтому к нему редко обращаются простые люди, и он менее известен среди православных христиан, чем другие святые.

Молитвы Иегудиилу читают в следующих случаях:

  • для борьбы с праздностью и греховными мыслями, которые одолевают человека, служащего Богу;
  • за благословением людей, которые бескорыстно делают добро ближним;
  • за помощью в руководстве большим коллективом.

Ангелу-Хранителю

Тропарь, глас 6

А́нгеле Бо́жий,/ храни́телю мой святы́й,/ живо́т мой соблю­ди́ во стра́се Хри­ста́ Бо́га,/ ум мой утвер­ди́ во и́стиннем пути́,/ и к люб­ви́ го́рней уяз­ви́ ду́шу мою́,/ да тобо́ю направля́ем,// полу­чу́ от Хри­ста́ Бо́га ве́лию ми́лость.

Пере­вод: Ангел Божий, хра­ни­тель мой свя­той, жизнь мою соблю­ди в бла­го­го­ве­нии пред Хри­стом Богом, ум мой утвер­ди на истин­ном пути, и любо­вью к небес­но­му вос­пла­ме­ни душу мою, что­бы тобою направ­ля­е­мый, полу­чил я от Хри­ста Бога вели­кую милость.

Молитвы всем святым и Бесплотным силам небесным о помощи и здравии

Чтение молитвословий, обращенных к святым и Бесплотным небесным ангелам несут в себе огромную божественную силу, и способны помочь в любой беде.

Каждый верующий сам решает, когда ему приступить к чтению молитв всем святым. Важно помнить, что такие молебны нельзя совершать каждый день. Слова молитвы, обращенные к небесным Бесплотным силам, как и все другие, должны исходить из самого сердца в те моменты, когда мы особенно нуждаемся в поддержке или в специально отведенные для этого дни. Ежегодно 10 июня православной церковью отмечается день всех святых. В эту знаменательную дату каждый человек должен вознести слова молитвы ко всем святым и небесным ангелам, чтобы получить поддержку в трудную минуту, исцелиться и сделать свою жизнь лучше.

Для чего молятся небесным силам

В жизни никогда не может быть все гладко. Каждый христианин сталкивается с трудностями, и бывают моменты, когда нам особенно нужна помощь высших сил. Это могут быть проблемы в семье, на работе, долги, кредиты. Многие православные верующие молятся всем святым и силам Бесплотным о здоровье и исцелении.

Когда приходит осознание, что все неудачи и беды людям возданы свыше, как расплата за греховные деяния, христиане начинают ходить в церковь, обращаются к священнослужителям, усердно молятся, а кто-то даже жертвует на благотворительность. Но, когда черная полоса заканчивается, люди, как правило, снова начинают жить на широкую ногу, совершая все те же ошибки и грехи, позабыв о благодарности Господу.

Никогда нельзя возносить слова молитвы без искренности и любви к высшим силам. Вы должны не только верить, что вам помогут, но и стараться не совершать больше греховных поступков, и обязательно благодарить небесные силы и святых за помощь. Научитесь обращаться к ним не только в тяжкие времена, но и тогда, когда вы счастливы. Тот, кто искренне возносит слова молитвы, всегда будет услышан и ангелы придут на помощь в любую минуту.

Молитвы святым и ангелам о помощи

Конечно, в жизни даже самого верующего и праведного человека случаются плохие дни, когда никто, кроме высших сил помочь не может. Тогда люди возносят молитвословия ко всем святым и силам Бесплотным о помощи и поддержке, которая обязательно поможет пережить это тяжкое время:

«О, великие Святые и ангелы небесные! Я к Вам молитву свою обращаю. Да не оставьте меня без помощи Вашей божественной. Защитите от зла, оградите об бед и несчастий. Отведите от жизни моей горе и неудачи. Да буду предан я Вам до конца жизни моей земной. Да верю в силу вашу безмерную. Благословите меня и простите за все мои грехи. Да благодарю я Вас за мир во всем мире и спокойствие на душе моей. Да будет на все воля Отца нашего. Аминь. Аминь. Аминь».

Молитвы Бесплотным силам небесным о здравии

Истинно верующим людям на помощь в трудную минуту всегда придет Архангел. Не забывайте обращаться к божественным силам не только в тяжкое время, но и в радостные дни, когда на душе тепло. Будьте благодарны за всю помощь ангелов, и вы никогда не останетесь без поддержки Бесплотных сил небесных.

«О, святейший Архангел! Удостойте меня вниманием Вашим драгоценным и силою небесной. Сокруши все зло во мне, исцели душу мою грешную, забери всю боль телесную. Помоги мне справиться с недугами, что пожирают плоть мою, и изгони всех демонов, что поселились в душе моей грешной. Прости меня за грехи мои и подари божественное благословение. Не дай пасть духом, укрепи веру мою праведную. Да восславлю я Тебя, о великий Архангел! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Краткие молитвы Небесным Бесплотным силам

  1. О, силы небесные Серафимы, укажите мне достойный путь к сердцу Господа.
  2. Святейшие силы Бесплотные Престоли, наградите меня мудростью, подобной Господу.
  3. Силы небесные, ангелы святые Херувимы, оградите меня от истины ложной, и покажите, где скрыта правда.
  4. Святые ангелы Господства, удостойте меня быть выше зла и горести, и помогите обрести счастье.
  5. О, небесные силы Бесплотные Власти, наградите меня мужеством и храбростью Божией.

Не важно, какую молитву вы будете возносить к силам небесным и ко всем святым, самое главное — нести слова от всего сердца и из самой глубины души. Любите Господа, благодарите небесные силы за все, что в вашей жизни есть хорошего, и никогда не забывайте доброты ангелов и архангелов. Мы желаем вам счастья, долгих лет жизни и крепкого здоровья. Успехов,

«Небесных воинств Архистратиги»


Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Трапезная монастыря Дионисиат на Афоне

История Церкви знает множество достойнейших людей, подвиги и добродетели которых зримо свидетельствовали об их святости. За прошедшие тысячелетия к лику святых причислены сотни праведников благочестия Ветхого и Нового Заветов. Среди всех святых особо выделяется сонм бестелесного Небесного воинства.

8/21 ноября вся полнота Церкви чтит память Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. По словам святителя Филарета (Дроздова),

«торжественно собрался ныне собор земной воздать честь Собору Небесному, собрался собор человеков воспеть хвалы Собору Ангелов»[1].

И действительно, ангельские силы почитаемы народом Божиим за скорое предстательство перед Небесным Отцом. Особую любовь этот праздник приобрел на Руси, где в честь Небесных сил строили храмы и монастыри, писались иконы и даже назывались целые поселения и крупные города, например Архангельск.

Еще в древности Ангелов считали посланниками, провозвестниками Божией воли[2]. В Новом Завете благие вести, сообщающие о совершившихся или грядущих событиях, приносили именно Небесные силы. Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк. 1: 28–33). Весть о Рождестве Христовом пастухи услышали от Ангела и Небесного воинства, воспевающего: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (см.: Лк. 2: 8–15). О Воскресении Христовом женам-мироносицам свидетельствовали два Ангела в блестящих одеждах (см.: Мф. 28: 1–8; Мк. 16: 1–8; Лк. 24: 4–7; Ин. 20: 11–13).

Поклонение Небесным силам в первые века христианства было настолько велико, что многие стали неверно почитать их творцами и повелителями вселенной, превращая их почитание в идолопоклонство. Однако отцы Лаодикийского Собора (около 343 года по Р.Х.)[3] осудили это еретическое учение и установили православное почитание ангельских чинов[4].

Со временем было установлено празднество Собору Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных 8 ноября по старому стилю, то есть в восьмой день девятого месяца[5]. Выбранный день указывал на эсхатологический «восьмой день», день Страшного суда, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25: 31), а девятый месяц года символизировал девять чинов ангельских: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы, ангелы[6].

Тропарь – краткий текст, в котором емко рассказывается основной смысл празднуемого события. Тропарь праздника Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных созвучен с общим тропарем «Архангелу единому». В нем центральное внимание уделяется известным поименно небесным посланникам – Архангелам. Звучит он следующим образом:

«Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил»[7].

Протоиерей Владимир Успенский для лучшего понимания данного текста сделал такой перевод тропаря на русский язык, на примере которого мы проведем разбор:

«Небесных сил военачальники! Мы, недостойные, умоляем вас непрестанно, чтобы вы своими молитвами защитили нас покровом своего заступления – невещественной (бестелесной) вашей славы, охраняя нас, усердно падающих пред вами и взывающих: избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!»[8]

Архистратиги Небесных воинств

В первую очередь тропарь повествует о том, что мы обращаемся к Архангелам, которые здесь называются архистратигами. В церковнославянском языке архистратигами считали предводителей ангельского воинства[9]. Отец Владимир переводит это слово как «военачальники».

Перед нашими глазами предстает образ бесчисленного мужественного сонма ангельских чинов, во главе которого стоят Архангелы Божии, готовые вести Небесные полки на праведный бой с силами князя бесовского.

Молитва Ангелов

«Да вашими молитвами оградите нас» – несмотря на то, что Ангелы не имеют телесного облика, а их природа не может быть познаваема человеческим умом, все мы верим, что именно они являются ходатаями перед Творцом за грешных людей. Они, как служители Божественной Славы, ближе всего находятся у Престола Божия и молят Господа помиловать Его постоянно согрешающие творения.

Православное вероучение говорит о том, что у каждого человека есть свой Ангел-хранитель, личный заступник, к которому человек может и в горе, и в радости обращаться за предстательством перед Богом[10].

Бестелесность и крылья

В обращении к Архангелам мы просим покрыть нас покровом их «невещественной славы».

У протоиерея Владимира Успенского мы видим слово «бестелесной». В литургических текстах и творениях святых отцов об Ангелах говорится как о бесплотных духах, что в свою очередь основано на словах Христа: «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24: 39).

Крылья бестелесных Ангелов – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение

В церковнославянском тексте тропаря есть точное указание на наличие крыльев у Ангельских сил: «кровом крил невещественныя вашея славы». Показательно, что отец Владимир при переводе на русский язык опустил данную подробность. Однако если знать о бестелесной сущности Ангелов, становится понятно, что ни о каких крыльях не может быть и речи, ведь бестелесные Ангелы не подвержены законам физики. Священное Писание свидетельствует о том, что зачастую Божии посланники являлись в облике людей, а не крылатых существ, хотя в Ветхом Завете есть упоминания и о них. Крылья – это аллегория, символизирующая быстроту и всепроникновение[11].

Вожди вышних сил

Моление людей: «избавьте нас от бедствий, как вожди вышних сил!» – раньше рассматривалось как потенциальная возможность Архангелов управлять некоторыми Небесными силами. Недаром в древности считали: в молитвах Архангелам можно было просить «благорастворения воздухов», то есть хорошую погоду[12]. Мы не можем быть уверены, что Ангельские силы имеют хоть какую-то власть над силами природы, но точно можем сказать: по их ходатайству Господь может всё управить.

Весь тропарь Архангелу Михаилу и прочим Небесным силам наводит на мысль о том, что человеческая жизнь – постоянная борьба человека с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни. Господь посылает нам в помощь все Свое Небесное воинство во главе с Архангелами Божиими. В этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне весь ангельский мир.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]